Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ» 
В.Л. Романов

Такая подготовка – это прежде всего инновационное обновление способа деятельности с выведением своей компетентности за пределы требуемой по занимаемой должности. Реализация этой цели возможна только при условии погружения «резервиста» в процесс инновационного самообразования, которое развивает в нем готовность к продуктивной встрече с любыми неожиданностями и затруднениями, в том числе в случае назначения на новую должность. Инновационное самообразование государственного служащего включает в себя синтез самовоспитания и самообучения, реализуемый в двух взаимосвязанных направлениях деятельности: специальном и общем. Специальное направление предусматривает:

  • осмысление того, в каких условиях функционирует современная система государственного управления и почему она не только в России, но и в глобальном масштабе переживает кризисную ситуацию;
  • развитие понимания смысла государственно-служебной деятельности, ее роли и значения в становлении новой государственности и путей их реализации;
  • определение личной карьерной стратегии, имея в виду возможный свой вклад в процессе должностного продвижения в государственное дело обеспечения устойчивого развития страны;
  • обретение знаний, необходимых государственному служащему для успешной деятельности в процессе инновационного государственного управления (см. стр. 61–63) путем самостоятельного и с консультативной помощью изучения базисных учебных материалов по программам «Инновационное государственное управление»;
  • развитие навыков решения сложных служебных задач, не решаемых традиционными способами (тренинги в реальном деле);
  • выступления с новационными предложениями по совершенствованию государственно-служебной деятельности и проявление при этом готовности к участию в их разработке.

Общее направление самообразования предполагает формирование и развитие качеств индивида, обеспечивающих его способность конструктивно действовать в любых новационных ситуациях. Соответственно предусматривается:

1) развитие широкого культурного кругозора с фиксированием внимания на информации о возникновении нового, экстремальных ситуациях кризисах, рисках в жизни природы и людей. Этому способствует:

  • регулярное (хотя бы 20-30 мин., но каждый день) чтение художественной литературы;
  • планомерное посещение театров, художественных выставок, музеев;
  • общение с людьми творческого склада и пережившими кризисы в своей жизни;

2) психологический тренинг, развивающий:

  • наблюдательность (повседневная жизнь вокруг нас наполнена микроинновациями, которые мы чаще всего не замечаем);
  • выдержку (не всегда следует спешить с решением – ситуация может разрешиться спонтанно);
  • поисковую активность (безвыходных ситуаций не бывает – кто ищет, тот всегда находит выход. Включение в процесс преодоления сложных ситуаций развивает это качество);
  • восприимчивость нового (находить в необычном прежде всего конструктивное, найти его в зарождающейся новизне – основа действия с опережением деструктивного обновления);

3) развитие социальных качеств – быть включенным в жизнь мирового сообщества, своей Родины, города, села, родных и близких людей. Культура, социальные нормы, уровень и качество жизни, политика, характер общественных отношений в динамике изменений – все это нужно учитывать, организуя свое карьерное движение. Жизненная и профессиональная карьера не будут полноценными, если не быть в курсе международных событий, пренебрегать историей Отечества, относиться равнодушно к судьбе своей страны, нуждам и надеждам народа, поддерживать антисоциальные аномалии и сращиваться с ними.

В заключение, следует подчеркнуть, что исчерпывающих рекомендаций по инновационному самообразованию нет и быть не может. Как жить в будущем сегодня – вопрос не только к науке, но и к искусству, в котором господствуют не закономерности, а творчество. В настоящих рекомендациях нет строгого подчинения духу научения конкретному – что делать и как делать. Их стиль подчинен пробуждению у адресатов этих рекомендаций тревоги в связи со стремительно нарастающей сложностью, вплоть до несостоятельности, традиционных форм и методов государственного управления не только обеспечивать прогрессивное развитие страны, но и поддерживать в ней необходимый для жизнедеятельности порядок.

Тревога – это фактор неравновесности, а в состоянии неравновесия субъект активизируется в поиске опоры. Такая опора для государства сегодня и на будущее – инновационно мыслящие и действующие государственные деятели. Чем раньше начнется обновление государственного кадрового корпуса в этом направлении, тем быстрее будет преодолеваться разрыв между инновационно трансформирующимся обществом и возможностью государства направлять социальные инновации в конструктивный для граждан и их сообществ вектор. При подготовке рекомендаций доминировала позиция, сформировавшаяся у преподавателей теории социальной самоорганизации, – не принуждать обучающихся управленцев к запоминанию устоявшихся знаний, погружать их в процесс производства новых, соответственно необходимости решения свехсложных задач государственного управления в инновационном обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные в работе материалы отражают результаты научного поиска подходов к решению чрезвычайно актуальной и сверхсложной проблемы – формирования способности системы и процесса современного государственного управления эффективно отвечать на вызовы инновационно трансформирующегося общества, проявляющиеся угрозами и реальной опасностью дезорганизации жизнедеятельности людей.

Ориентируясь на раскрытые многими авторитетными учеными факты несостоятельности классической парадигмы обществознания, базирующейся на линейном представлении и исследовании происходящих в обществе процессов, автор использовал синергетический подход, который предназначен для исследования нелинейно развивающихся систем, к которым относится и современное инновационное общество. Полученные результаты обосновывают явление инноваций как производное самоорганизации и проявление движения всего сущего от хаоса к порядку. На этой основе определены концептуальные контуры общей инноватики с выходом на социальную инноватику и инноватику государственного управления. Соответственно предложены содержательные и организационные ориентиры инновационной подготовки государственных деятелей. Определение содержания работы как введения в социоинноватику государственного управления подчеркивает ее значение как начального шага в исследовании названной выше проблемы.

В дальнейшем предстоит, во-первых, уточнение и более глубокое раскрытие сформулированных теоретико-методологических предпосылок. Во-вторых, потребуется их перевод на прикладной уровень, имея в виду разработку соответствующего технологического инструментария для его внедрения в процесс практической управленческой деятельности и профессиональной подготовки руководителей и персонала государственного управления.

Список литературы

  1. Haustein H., Meier H. Innovation Glossary. – Oxford , N.Y. , Toronto , Sydney , Frankfurt , 1986.
  2. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с франц. – М.: КАНОН-пресс, «Каучуково поле», 1998.
  3. Волков Ю.Е. Социальность / Социологическая энциклопедия. – М.: «Мысль», 2003.
  4. Социальные инновации в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов / Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. – М.: Муниципальный мир, 2004.
  5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандала, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004..
  6. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: Экономика, 2002.
  7. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.
  8. Князева Е.Н. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления / Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб.: Изд. «Книжный дом», 2005
  9. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. 1925. № 1. Вып.1.
  10. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005.
  11. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. – М.: РУССО, 2002.
  12. Кузык Б.Н., Яковец Ю.А. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2004.
  13. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Квантовые правила нелинейного синтеза коэволюционирующих структур / Философия, наука, цивилизация. – М.: Экториал УРСС, 1999.
  14. Матурана Умберто, Варела Франциско. Древо познания / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  15. Морен Э. Метод. Природа Природы. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  16. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. – М.: Экономика, 2004.
  17. Пригожин И. Креативность в науке и гуманитарном знании: Исследование отношений между двумя культурами / Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  18. Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. – М.: РАГС, 2001.
  19. Романов В.Л., Саркисян В.Ю. Социальный ресурс динамического развития России. / Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научно-практической конференции в 3-х т.т. Под ред. В.Л. Романова. – М.: Изд-во «Проспект». Т. 1. 2004.
  20. Романов В.Л. Проблемы административного реформирования. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
  21. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.
  22. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
  23. Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Понятийный ряд

Новация (новшество) – нечто необычно новое, впервые созданное или возникшее, предложенное или заявившее о себе, но еще устойчиво не закрепившееся и не получившее широкого распространения.

Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

Инновация – результат инновирования, проявившийся распространением новации. Критерием инновации является возникновение и закрепление новых качественных характеристик обновляемой системы.

Инновационный процесс – прохождение новацией стадий зарождения, проявления, инновирования, инновации и рутинизации.

Инноватика – отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе.

Социальная инновация – инновационное изменение качественных характеристик и функционирования социальной системы. Источником и факторами социальной инновации могут быть: а) параметры порядка, возникающие в процессе социальной самоорганизации; б) новации в духовной, производственной и рыночной сферах; в) инновационные изменения в системах и процессах социального управления. Области социальных инноваций: общественные отношения, деятельность и поведение социальных индивидов, в целом – образ и стиль жизни.

Социальная инноватика – отрасль теории социальных изменений, изучающая генезис социальных новаций, их диффузии или внедрения, механизмы и характер влияния инноваций на общественные отношения, деятельность, поведение, уровень и качество жизни индивидов и их сообществ, включенных в инновационные процессы.

Инновационное общество – общество, характеризующееся возрастающей динамичностью сложных социальных трансформаций, обусловленных интенсивно развивающимися и широко распространяющимися и распространяемыми инновационными процессами. Характеристика инновационного общества включает в себя элементы характеристик «открытого общества», «общества постмодерна», «постиндустриального общества», «общества риска» в части, проявляющей источники и механизмы социальных инновационных процессов, их реальные и возможные последствия в современном обществе.

Инновационное социальное самоуправление – присущее социальным системам функционирование образующихся и преобразующихся в процессе самоорганизации управляющих параметров, обеспечивающих общественно-позитивное инновационное развитие и динамическую устойчивость жизнедеятельности индивидов и их сообществ.

Инновационное государственное управление – деятельность государства как генерального субъекта социального управления, направленая на инициирование, поддержку, корректировку и регулирование инновационных процессов, являющихся источником и активатором жизненно-прогрессивного социокультурного и социально-экономического развития страны, и обеспечение на этой основе ее динамической устойчивости в условиях возрастающей неравновесности инновационно преобразующейся глобальной социальной среды. Необходимым условием результативности и эффективности этой функции является инновационная адаптируемость и проактивность (опережающая инновационность) структур и деятельности органов государственной власти в ответе на инновационные социальные вызовы и в их предвидении.

Инновационное образование государственных деятелей – развитие у руководителей, помощников (советников) и специалистов государственной гражданской службы, а также других государственных деятелей инновационного мышления, способности, знаний и умений, необходимых для осуществления и (или) участия в осуществлении инновационного государственного управления. Основными критериями инновационной подготовленности государственных деятелей является их умение диагностировать социальные инновационные процессы, дифференцировать их по основанию полезности или возможной опасности для общества и граждан, творчески обеспечивать процесс разработки и принятия решений организовывать их исполнение и контроль в условиях инновационной трансформации общественных отношений. Приоритетная направленность методики инновационного образования – решение сложных (нетипичных) управленческих задач. Сравнение срепродуктивным обучением , которое ориентировано на использование приемов и методов, уже проверенных в предыдущей практике и поэтому предназначенных для решения «стандартных» задач.

Приложение 2

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 1.1. Цель курса

Целью преподавания дисциплины «Социальная инноватика государственного управления» является приобретение студентами (слушателями) основных знаний о глобально возрастающей сложности инновационно трансформирующегося общества, связанных с этим проблемах классической парадигмы государственного управления и формировании новых подходов к их решению путем социально-инновационной ориентации системы и процесса государственного управления и государственно-служебной деятельности.

1.2. Задачи курса

Главной задачей курса является актуализация творческого потенциала студентов, развитие у них способностей, знаний и умений решения сложных задач управления социальными инновационными процессами. Конкретные задачи определяются соответственно алгоритму формирования у студентов (слушателей) базисных знаний об особенностях государственного управления на современном этапе социальной эволюции и в условиях происходящих радикальных общественных трансформаций. К ним относятся: формирование представления о стремительно возрастающей сложности инновационно трансформирующегося социального мира; познание основных положений общей и социальной инноватики; обоснование концепции социально-инновационного государственного управления; изучение технологических основ управления социальными инновационными процессами; определение форм и методов инновационной подготовки государственных гражданских служащих.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке государственных служащих

В условиях возрастающей сложности и динамичности современного общества, особенно остро проявляющейся в России и других странах на «постсоветском» пространстве в связи с их кризисным переходом к новой форме политического социально-зкономического общественного устройства, актуализировалась потребность в профессионалах государственного управления, способных оперативно оценивать сложно изменяющуюся обстановку, разрабатывать и принимать решения, адекватные вызовам инновационно трансформирующегося социума. Необходимость подготовки таких специалистов требует включения настоящего курса или базисных его тем во все учебные программы специализаций, относящихся к специальности 06.10.00 – Государственное и муниципальное управление и сопряженным с нею другим специальностям. При определенном развитии он может трансформироваться в самостоятельную одноименную программу переподготовки, повышения квалификации и дополнительного высшего образования государственных служащих.

1.4. Требования к уровню и качеству освоения содержания курса

Уровень освоения содержания курса определяется соотнесенностью преподаваемых и обретаемых знаний и умений с мерой сложности и масштабности задач, подлежащих решению в практике социально-инновационного государственного управления. Качество подготовки должно оцениваться по реальной готовности выпускника творчески подходить к решению управленческих (служебных) задач на основе инновационной парадигмы управления социальными изменениями.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1. Темы занятий

Тема 1. Исторический контекст и современная эпоха инновационного становлений и развития общества

Значение инноваций в историческом процессе становления и развития общества. Эпохальные инновации переходов жизнеустройства человеческого сообщества от дикости к варварству и цивилизации. Рекурсивная взаимообусловленность в процессе смены эпох инноваций средств и способов материального производства и социальных отношений. Феномен ускорения инновационных трансформаций общества. Инновационная характеристика современного общества. Концепция общества риска. Триада «инновации – неопределенность – риски». Основания концепции инновационного общества. Прогрессивистский и катастрофный контекст суждений о движении общества в будущее. Проблемная лекция – 2 часа

 Тема 2. Основные положения общей инноватики

Теоретические основания традиционной (экономической) инноватики в работах Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера. Выход предметной области инноватики за пределы экономической (предпринимательской) сферы – работы В.Н. Иванова с соавт, Ю.А. Карповой, В.М. Коновалова, Ю.В. Яковца. Природа инноваций. Процессный образ мира, источники и механизмы его креативного обновления. Концепция обновляющего прорыва А. Бергсона. Синергетический подход в обосновании всеобщности инновационных процессов. Самоорганизация как источник и движетель инновационного процесса. Явление нелинейного синтеза коэволюционирующих сложных структур различной природы, феномен возникновения порядка из хаоса в работах С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой, И. Пригожина. Инноватика живой природы. Определенные и неопределенные типы изменчивости в эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение мутаций – наследственных изменений генетического аппарата – в возникновении новых наследуемых характеристик организмов и их популяций. Понятийный инструментарий общей инноватики, его универсальность. Лекция – 2 часа

 Тема 3. Социальная инноватика: предметная область, место и значение в обществознании и теории управления

Социальная инноватика как одно из специальных направлений общей инноватики. Обоснование природных истоков феномена «социальное» (У. Матурана, Ф. Варела) – выход за пределы субъективистского подхода к интерпретации закономерностей в общественной жизни. Различия природного «протосоциального» и социального в устройстве человеческого мира. Определение понятия «социальная инновация». Генезис и типология социальных инноваций. Социальный инновационный процесс как предмет социальной инноватики. Жизненный цикл социальных инновационных процессов. Роль и значение социальных инноваций в эволюции общества. Инновационное общество – современная социальная реальность. Вызов инновационного общества обществознанию и социальной практике. Прикладной аспект социальной инноватики. Социально-инновационный подход в исследовании потенциала и реальной динамики развития общества и его структурных компонентов. Лекция – 2 часа

 Тема 4. Проблемы современного государственного управления в инновационно трансформирующемся обществе

План «круглого стола»:

1. Вступительное сообщение: «Вызов инновационного общества государственному управлению».

2. Основные направления дискуссии:

  • проблемные характеристики инновационно трансформирующегося общества;
  • проблемы общества, решаемые в процессе социальной самоорганизации и подлежащие решению силами и средствами государства;
  • проблемы анализа социальных инновационных процессов и прогнозирования их развития;
  • проблемы выбора органами государственной власти путей и способов предупреждения и корректирования общественно-деструктивных социальных инноваций;
  • проблемы управленческого сопровождения внедрения социальных новаций, продуцируемых исходящими от государства реформами;
  • проблемы подготовки профессионалов управления социальными инновационными процессами.

«Круглый стол» – 4 часа

 Тема 5. Цели, задачи и функции социально-инновационного государственного управления

Миссия современного государства как генерального субъекта особой (властно-правовой) формы социального управления. Особенности реализации базисных целей государства в сфере обеспечения безопасности, высокой конкурентоспособности и взаимовыгодного партнерства во внешних отношениях, целостного развития и эффективного функционирования национального сообщества, повышения на этой основе уровня и качества жизни граждан в условиях радикальной инновационной трансформации общества. Источники социальных новаций, продуцирующих проблемы государственного управления. Регулирование социальных инновационных процессов как базисная цель социально-инновационного государственного управления. Основные задачи и функции государства в области дифференциальной диагностики диагностики, самоорганизующихся и организуемых органами государственной власти социальных инновационных процессов, стимулирования и поддержки развития общественно-позитивных инноваций и превенции, корректировки, пресечения тех, которые угрожают или наносят прямой ущерб национальному сообществу. Лекция – 2 часа

 Тема 6. Мониторинг социальных инновационных процессов

Мониторинг как приоритетный метод диагностики сложно и динамично изменяющихся социальных инновационных процессов. Основные индикаторы и показатели возникновения и развития социальных инноваций. Дифференцирование социальных инновационных процессов по их значению для жизнедеятельности граждан, их сообществ и общества в целом. Анализ динамики переменных (параметров социального порядка), производящих или способных при определенных условиях производить базисные социальные инновации и определять направление и характер общественного развития. Исследование инновационных изменений функционального состояния долгоживущих и дальнодействующих управляющих параметров социума (язык, культура, социальный менталитет, историческая и социальная память и др.). Методика определения приоритетных направлений адаптивной и опережающей корректировки структур и функций системы государственного управления на основе результатов мониторинга социальных инновационных процессов. Технологический практикум – 2 часа

 Тема 7. Динамическое моделирование, проектирование и формирование системы и организационного процессаинновационного государственного управления

Методологические предпосылки. Необходимость динамического приведения структуры, функций и содержания деятельности системы государственного управления в соответствие с перманентно изменяющимися потребностями общества в решении производимых базисными инновациями проблем, которые решить путем самоорганизации и самоуправления не удается. Кризис «машинной», «домостроительной» и «либеральной» концепций государственного устройства в инновационно трансформирующемся обществе. Возможности синергетического подхода к методике разработки моделей с последующим на их основе проектированием и формированием системы и организационного процесса инновационного государственного управления. Технологические основы. Анализ проблем системы органов государственной власти, связанных с происходящими в обществе инновационными процессами. Выделение реальных и прогнозируемых (вероятных) проблем, которые представляют или могут представлять критическую сложность их решения традиционными силами и средствами системы государственного управления. Подбор типа и инструментария моделирования (фундаментальный, концептуальный, когнитивный, рефлексивный и др.), соответствующих условиям процесса модернизации, перестройки или реформы структуры и функций системы (компонентов) органов государственной власти и управления в соотнесении с необходимостью целенаправленного регулирования базовых социальных инновационных процессов. Алгоритм и содержание процесса разработки модели. Определение возможности ее использования в реальном проектировании программ реорганизации. Сценарное прогнозирование возможных инновационных ответов общества на инновации в системе и процессе государственного управления. Корректировка модели и программы преобразований с ориентацией на опережение возникновения новых проблем государственного управления социально-инновационного генезиса. Разработка моделей и проектов управленческих структур адаптивного типа с функциями решения критически сложных задач социально-инновационного государственного управления. Экспертное и организационно-внедренческое сопровождение процесса реализации модели в государственной практике.Технологический практикум – 2 часа

Тема 8. Управление рисками инновационной государственной деятельности

Понятие и социально-гуманитарное значение рисков инноваций, производимых государством. Рекурсивность генезиса рисков в процессе возникновения и развития инновационных изменений в отношениях государства и общества. Типология инновационных рисков по основаниям: а) направленности и содержания государственно-управленических решений; б) соотношения внедренческих и диффузионных (спонтанных) форм распространения новаций в социальном пространстве; в) возможного социального значения и степени выраженности социально-гуманитарных результатов (последствий) инноваций; г) временных параметров проявления следствий инновирования общества со стороны государства и др.). Принципы, определяющие модель управленческого страхования рисков инновационной государственной деятельности на основе оценки принимаемых инновационных решений (стратегичность, функциональность, сценарность, реалистичность, социальность, синергетичность, субъектность и ответственность). Корректировка процесса реализации инновационных государственных решений. Превентивное (опережающее) управление рисками отдаленных последствий социальных инноваций. Включение этических, социокультрных и нормативно-правовых регуляторов рисков инновационного государственного управления.Технологический практикум – 2 часа

Тема 9. Инновационное образование государственных деятелей

Необходимость выхода административной реформы и реформы государственной службы на инновирование качества государственного кадрового корпуса. Инновационные профессиональные требования трансформирующегося общества и государства к государственным деятелям. Стратегические основания кадровой политики в системе социально-инновационного государственного управления. Тактика реализации инновационной кадровой политики. Инновации содержания и организации процесса подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных деятелей. Методология и технология опережающего образования. Мировоззренческая ориентация содержания образовательного процесса. Познавательное поле государственного деятеля. Направляемое инновационное самообразование. Инновационные технологии обучения. Формы, механизмы и организация диффузионного инновирования государственного кадрового корпуса. Инновационная ориентация преподавателей в системе образовательных учреждений, осуществляющих подготовку государственных деятелей. Семинар – 2 часа

 3.2. Перечень вопросов к зачету по курсу

1. Исторический процесс и особенности современной трансформации общества.

2. Основные понятия инноватики.

3. Природа инноваций в контексте синергетической парадигмы.

4. Общая инноватика и ее дифференциации.

5. Социальная инноватика: предметная область, место и значение в обществознании.

6. Социально-инновационный подход к исследованию потенциала и реальной динамики развития общества.

7. Проблемы современного государственного управления в инновационно трансформирующемся обществе.

8. Цели, основные задачи и функции социально-инновационного государственного управления.

9. Диагностика социальных инновационных процессов: основные индикаторы и показатели.

10. Дифференциальная диагностика социальных инновационных процессов.

11. Анализ динамики переменных и их влияния на развитие социальных инновационных процессов.12. Методика определения приоритетных направлений инновационной корректировки структур и функций системы государственного.

13. Типы и инструментарий динамичного моделирования системы и процесса инновационного государственного управления.

14. Алгоритм и содержание процесса разработки инновационных моделей системы и процесса государственного управления.

15. Экспертное и организационно-внедренческое сопровождение реализации модели инновационного государственного управления.

16. Понятие и социально-гуманитарное значение рисков государственных инноваций.

17. Типология рисков инновационного государственного управления.18. Принципы и формы страхования рисков социальных инноваций.

19. Инновационные профессиональные требования к государственным деятелям.

20. Стратегия и тактика инновационной государственной кадровой политики.

21. Содержание и формы инновационной подготовки государственной деятелей.

22. Технология инновационного самообразования.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 5.1. Основная литература

  •   Бевзенко Л.Д. Социальная самоорганизация. Синергетическая парадигма: возможности социальных интерпретаций / Институт социологии НАН Украины. – Киев, 2002.
  •   Социальные инновации в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов / Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. – М.: Муниципальный мир, 2004.
  •   Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Шандала, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2002.
  •   Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: Экономика, 2002.
  •   Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. Учебное пособие. – СПб. Питер, 2004.
  •   Князева Е.Н. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления / Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб.: Изд.»Книжный дом», 2005.
  •   Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. 1925. № 1. Вып. 1.
  •   Инновационная сага. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005.
  •   Кузык Б.Н., Яковец Ю.А. Россия – 2050: стратегии инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2004.
  •   Пригожин И. Креативность в науке и гуманитарном знании Исследование отношений между двумя культурами / Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  •   Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность.- М.: Изд-во РАГС, 2003.
  •   Романов В.Л. Проблемы административного реформирования. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
  •   Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. – М.: Наука, 2000.
  •   Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс,1982.
  •   Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер с англ. – ИНФРА-М, 2002.

 5.2. Дополнительная литература

  •   Бергсон А. Творческая эволюция / Пер с франц. – М.: КАНОН-пресс, «Каучуково поле», 1998.
  •   Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. – М.: «РУССО», 2002.
  •   Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Квантовые правила нелинейного синтеза коэволюционирующих структур / Философия, наука, цивилизация. – М.: Экториал УРСС, 1999.
  • Матурана Умберто, Варела Франциско . Древо познания / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  • Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научно-практической конференции в 3-х т. / Под ред. В.Л. Романова. – М.: Изд-во «Проспект», 2004.
  •   Хакен Г. Синергетика. – М.: Прогресс, 1982.