Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ» 
В.Л. Романов

В условиях высокой сложности и динамичности социальных изменений социально-управленческое информационное поле приобретает «дискретно-текучий» характер. Такое его свойство обусловливается включением в «стандартные» информационные процессы случайных или преднамеренно создаваемых переменных, которые могут вызывать неожиданные изменения при отсутствии в тезаурусе соответствующих информационных данных. Тезаурус при этом играет роль хранилища памяти о прошлом, которая может либо выступать как ингибитор опасных для системы управления возбуждений, либо, обновляясь под воздействием вновь возникающих в информационном поле переменных, обеспечивать потребителю возможность комбинированного использования долгоживущих и появляющихся новых параметров социального порядка. Случайность, неожиданность, необычность – признаки социальных новаций, образующих в процессе их диффузии или внедрения в социальную практику инновационное социально-информационное пространство. Выбор в этом пространстве ценной для потребителя информации приобретает виртуальный характер, поскольку включающиеся и/или включаемые в управленческий процесс новационные переменные могут как повышать ценность выбранной информации, так и обесценивать ее, а также придавать ей повреждающие свойства. Чем сложнее и динамичнее социум, тем больше риск ошибочного выбора в инновационном социально-информационном пространстве ценной для социального управления информации, тем сложнее профессиональная деятельность государственных служащих как субъектов реализации информационно-коммуникативного предназначения государственной службы.

Главный узел проблемы в дисхронозе формирования инновационного социально-информационного поля в системе государственного управления. Базисным и наиболее активным продуцентом социальных инноваций являются процессы социальной самоорганизации. Спонтанно возникающие в обществе и его компонентах параметры социального порядка как ответ на проблемы граждан и их сообществ в реализации их потребностей составляют источниковую сферу социальных инноваций. Инновационно обновляющееся информационное пространство социума хаотизируется, потенцируя тем самым активность социальной самоорганизации. Скорости инновационных изменений в обществе нелинейно возрастают. Развиваясь в условиях аномии по «дикому» варианту, социальная самоорганизация продуцирует управляющие параметры, не согласующиеся в действиях с интересами национального сообщества. Обостряется потребность общества в целенаправленной организации инновационных социальных процессов со стороны государства.

Консервативный по своей исторической природе аппарат государственного управления в ответ на вызов инновационно изменяющегося общества реагирует, ориентируясь, как правило, на информацию, получаемую из тезауруса, сформировавшегося на основе опыта решения проблем в прошлом. Результатом исключительно такого реагирования являются ошибочный выбор информации, необходимой для социально результативного управления, и следующая за этим социально непродуктивная и даже повреждающая реализация проектно-нормативной, нормативно-постановляющей, организационно-исполнительской и контрольной, т. е. фактически всех основных функций государственной службы. В итоге – принятие и проведение органами государственной власти в жизнь общества неприемлемых для него решений, которые в силу этой неприемлемости являются новациями, вызывающими новый всплеск социальной инновационности в том же «диком» варианте.

Выход из представленной ситуации один – синхронизация инновационных процессов в системе государственного управления. Такой выход возможен только при условии действенной реализации государственной службой ее социального информационно-коммуникативного предназначения. Для этого ей необходимо стать органичной компонентой не только органов государственной власти, но в целом системы государственно-общественных отношений. Осуществление государственно-служебной деятельности в едином с обществом информационном пространстве приведет к образованию общего в системе государственного управления инновационного поля, что в свою очередь обеспечит возможность дифференцированно управлять социальными инновационными процессами. Общая направленность и синхронность инновационных процессов в государственно-общественных отношениях – источник резонансного и следовательно динамичного и одновременно устойчивого развития национального сообщества, включая систему государственной власти и управления.

Глава III. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
(ОБОСНОВАНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ)

Состоявшиеся в последние годы структурно-функциональные изменения в административном устройстве и законодательная регламентация организации системы и процесса государственной службы – это только первый шаг на пути приведения института государственного управления в соответствие с потребностью радикально трансформирующегося общества в эффективной государственности. Успешность этих мер зависима от профессиональных качеств деятелей, реализующих эти меры. Как показывают многочисленные исследования, уровень готовности государственного кадрового корпуса к деятельности в новых условиях пока явно недостаточен.

Проблема в том, что обновление знаний и умений государственных служащих по содержанию и темпам не согласуется с ускоренно развивающимися в российском обществе и его внешней среде социальными инновационными изменениями. Настоящие рекомендации относятся к результатам проведенной в РАГС при Президенте РФ разработке методологических основ нового направления в науке, образовании и социальной практике – инноватики государственного управления как базисной составляющей содержания инновационной подготовки государственных служащих. Однако планировать этот вид обучения для громадного контингента государственных служащих в ближайшее время нереально. Решение этой проблемы целесообразно начать с создания в государственном кадровом корпусе ядра, состоящего из инновационно подготовленных государственных служащих, которое послужило бы источником диффузного распространения соответствующих знаний и умений в государственно-управленческой среде.

Такое ядро может быть сформировано путем первоочередного включения в инновационную подготовку государственных служащих, зачисленных в государственный кадровый резерв, а также лиц, проявивших мотивацию, способность и активность в профессионально-квалификационном саморазвитии. По мере становления системы инновационной подготовки государственных служащих, контингент обучающихся по программам «Инновационное государственное управление» может расширяться. Целью рекомендаций является ориентация системы и процесса формирования кадрового корпуса государственной службы на инновационное содержание подготовки и деятельности служащих. В этой связи рекомендации рассчитаны:

  • на руководителей органов государственной власти и их структурных подразделений, формирующих и реализующих кадровую политику в системе государственной службы;
  • на преподавателей, осуществляющих подготовку государственных служащих;
  • на государственных служащих, повышающих свою профессиональную квалификацию.

Представленная триада «руководитель – преподаватель – служащий» является ключевым актором инновационного развития государственного кадрового корпуса. Соответственно значению компонентов этой триады представлено содержание настоящих рекомендаций.

 1. Социально-организационные основания инновационно ориентированной кадровой политики в системе государственной службы

Инновационная ориентация кадровой политики в системе государственной службы предполагает стратегию и тактику развития профессиональных качеств государственного кадрового корпуса с целью их приведения в соответствие с обновляющимися задачами государства в управлении трансформирующимися общественными отношениями. Как показано в предыдущих разделах, современное общество в глобальном масштабе переживает эпоху нарастающей неравновесности, рисков, кризисов и катастроф, угрожающих безопасности и благополучию граждан всех стран мира. Особенно остро выражен этот процесс в радикально трансформирующихся странах. В их числе – Россия.

Главный источник создавшегося положения – ускоряющееся обновление условий жизнедеятельности людей и их сообществ. В настоящее время инновационные процессы все шире и глубже захватывают пространство общественных отношений. Разнородные по механизму возникновения, силе и направленности влияния на жизнь общества и граждан эти инновации хаотически переплетаются, перемешиваются составляющими, взаимно усиливаются или погашаются, замаскировано или открыто изменяют свое социальное значение. Производимая инновационным хаосом неопределенность размывает исторически сформировавшиеся социальные институты, дезорганизует механизмы самоупорядочения отношений, поведения и деятельности людей. В поисках возможности осуществлять свою деятельность в таких условиях государство само становится источником социальных инноваций, поскольку принимаемые им решения в инновационно трансформирующемся обществе, как правило, для граждан и их сообществ новы и не всегда ими воспринимаемы. Допускаемые при этом управленческие ошибки провоцируют в порядке отрицательной обратной связи возникновение в обществе социальных инноваций, в том числе противопоставленных принятым государством решениям.

Становится все более очевидным, что классическая парадигма государственного управления, сформировавшаяся в эпоху доминирования в науке и социальной практике механистического представления о порядке в обществе и способах его переустройства, переживает кризис. В настоящее время общество определяется как поле непрерывных стремительно развивающихся инновационных изменений, на вызов которых консервативно самосохраняющаяся система государственного управления способна все реже отвечать соответственно ее социально-организационной миссии. Наиболее слабым звеном стареющей системы государственного управления является ее информационно-аналитическая функция, не обеспечивающая качественную диагностику социальных инновационных процессов и принятия решений с прогнозированием их последствий. В настоящее время эту функцию пытаются реализовать аналитические подразделения органов государственной власти, разного рода аналитические фонды и «независимые» экспертные группы.

Оторванность и тех и других от реальной жизни общества и устаревшие методы сбора и анализа социальной информации приводят к тому, что управленческие решения или не отвечают на запросы общества и граждан или их принятие и реализация оказываются запоздавшими. Продуктивная диагностика сложных динамических систем возможна только при условии включения «наблюдателя» непосредственно в процесс изменений и соответственно осуществления их информационно-аналитической функции непрерывно на всех уровнях оперативного движения информации снизу вверх и обратно. Таким «наблюдателем» должен сегодня стать в современной системе государственного управления призван каждый госслужащий. В этом контексте государственная служба преобразуется из нынешнего ее состояния фактически механического исполнителя политических предпочтений в органичную составляющую системы социального управления. В таком функциональном значении государственная служба не может не сопрягаться с муниципальной службой, которая, решая конкретные задачи жизнеустройства граждан «на земле» * , располагает полной и достоверной информацией о насущных проблемах не абстрактного общества, а реальной жизни.

В этой связи определяется единство государственного и муниципального уровней инновационного социального управления. Представление об информационно-коммуникативном предназначении сопряженных в его реализации государственной и муниципальной служб определяет содержательное наполнение программ инновационной профессиональной подготовки соответствующих деятелей. Прежде всего, это касается служащих, состоящих в кадровом резерве, и других лиц, способных в ходе своего карьерного продвижения способствовать инновационному становлению и развитию кадрового корпуса государственного и муниципального управления.

Следует заметить, что инновационная подготовка кадрового резерва – это способ формирования будущего корпуса инновационно мыслящих и действующих руководителей не только в системе государственной службы, но и в политической сфере. Обретение «резервистами» в процессе обучения и управленческой практики знаний и навыков в области инновационной информационно-аналитической деятельности – это развитие их способности видеть объект управления как самоорганизующееся целое, а не в его расчлененности по политическим предпочтениям и отраслевым функциям. В этом контексте определяется также возможность инновационно подготовленных государственных деятелей влиять на формирование не только содержания, но и структуры политического и административного управления в плане придания ей адаптивной гибкости в обеспечении динамической устойчивости трансформирующегося национального сообщества. Таким образом, встратегическом плане формирование инновационной кадровой политики в системе государственной службы ориентируется на следующие взаимосвязанные основания:

  • инновационно трансформирующееся общество выходит из-под контроля государственного управления, формы и методы которого не адаптированы к новым спонтанно образующимся параметрам социального порядка;
  • в решении этой проблемы отводится важная роль информационно-коммуникативной функции государственного управления, реализуемой государственной службой методом совместного с муниципальной службой мониторинга социальных инновационных процессов и обеспечения на основе его результатов дифференцированной их корректировки;
  • для реализации этой функции необходимо качественное преобразование кадрового корпуса государственной службы, имея в виду создание в нем такой профессионально-оганизационной среды, которая способствовала бы повышению мотивации госслужащих к развитию своих способностей, знаний и умений творчески обеспечивать решение задач инновационного государственного управления;
  • в создании этой среды важное значение имеет формирование кадрового ядра, способного и неформально, и организационно влиять на расширенное в системе государственной службы развитие инновационно ориентированных профессиональных качеств служащих. Центром такого ядра может стать инновационно подготовленный кадровый резерв государственной службы.

В тактике реализации инновационной кадровой политики можно рекомендовать следующие основные меры:

  • ориентация всех официально регламентированных кадровых технологий (конкурс на замещение вакантных должностей, квалификационный экзамен, аттестация и др.) на способности и опыт творчески решать сложные служебные задачи тестируемыми;
  • регулярная служебная подготовка, направленная на развитие у служащих инновационных профессиональных качеств;
  • формирование в подразделениях органов государственной власти ситуационно действующих групп с целью решения реальных управленческих задач, связанных с «не решаемыми» проблемами. Такая практика актуализирует творческий потенциал членов этих групп, а гласное поощрение их успехов может способствовать втягиванию в эту работу расширенного состава служащих;
  • планомерное направление государственных служащих (прежде всего, состоящих в кадровом резерве) на обучение по программам «Инновационное государственное управление»;
  • учет результатов этого обучения (заключение учебного заведения) при принятии решений о включении выпускников в кадровый резерв или о приоритетном должностном продвижении служащих, состоящих в нем, либо об исключении из кадрового резерва тех, кто получил при выпуске низкие оценки.

В заключение следует обратить внимание на особое значение в практической реализации представленных здесь рекомендаций действующих руководителей в системе государственной службы. От них зависит создание и поддержка инновационного настроя в коллективе вверенных им подразделений или, напротив, его сдерживание и даже торможение. Мотивация выбора в этом отношении не представляется сложной: современный руководитель просто обязан опережать подчиненных ему сотрудников в инновационном развитии своих профессиональных качеств.

 2. Инновационная ориентация содержания и организации образовательного процесса

Фундаментальный принцип инновационной ориентации подготовки государственных служащих – опережающее значение науки и знания в развитии практики государственного управления. Этот принцип раскрывается в концепции синергийного сопряжения инновационных компонентов триады «наука – образование – практика», в которой заказ на инновационную подготовку возникает в проблемном поле практики, воспринимается и исследуется наукой, обновляющей содержание учебных программ и образовательный процесс в целом.

В итоге профессионального обучения предупреждается столкновение практики управления с инновационно изменяющейся реальностью. При этом практика в порядке положительной обратной связи выступает побудителем инновационного процесса в науке и образовании. Основанное на этом принципе нновационное обучение государственных служащих призвано обеспечить развитие их способностей, знаний и умений эффективно участвовать в государственно-управленческой деятельности, имея в виду ее современную цель – решать сложные проблемы в жизни общества и граждан преимущественно не в след их действию, а с опережением возникновения. Другими словами, инновационное профессиональное обучение служащих ориентируется не на «вчера» а на «тревожное завтра». Такая постановка цели предполагает существенное обновление смысла образования, его содержания, технологии и организации. Соответственно этому в настоящее время формируется концепция опережающего образования , артикулирующая значение инновационной ориентации образования государственных деятелей как базисной составляющей стратегии прорыва государственно-управленической деятельности в будущее.

Инновационное образование предполагает обязательное единство в процессе профессиональной подготовки личностного воспитания, преподавания * знаний и обретения умений в контексте развития способности и реальной готовности к деятельности в стремительно изменяющейся среде. На этой основе формируется особенный тип мышления, называемый нелинейным или синергетическим. Особенностью этого типа мышления является его сингрессивная ** образность, когда формирующийся в сознании деятеля образ наиболее полно содержит в себе все многообразие реальных и виртуальных характеристик ситуации в их постоянно изменяющихся соотношениях и значениях. Формирование синергетического мышления сопрягается с воспитанием в деятеле способности мирочувствования .

Традиционное мировосприятие, основанное на создаваемых в индивидуальном и общественном сознании «картинах мира» – не более чем слепок с прошлого или с конкретного «стоп кадра» действительности. Эти картины мира соответствуют мировоззрению, сформировавшемуся в результате обобщения утвердившихся и сохраняющихся в рамках классической механистической парадигмы философских, естественнонаучных, технических и социогуманитарных знаний. Но эти знания в основном продукт прошлого. Непрерывные изменения человеческого мира требуют не только постоянной их корректировки, но и коренных парадигмальных трансформаций. Для познания такого мира и ориентации в векторах его движения необходимо егочувствование , которое предшествует знаниям, задает направленность их продукции в творческом (креативном) значении и в единении дисциплин. Именно чувствование обеспечивает сигнальную функцию сознания, ориентированную на происходящие изменения среды жизнедеятельности и ее образ в будущем.

Чувствование мира и получение жизненно важных знаний о нем развивается под влиянием таких качеств личности, как сочувствие, сопереживание, соучастие, содействие, взаимосодействие. Объективное основание для воспитания в каждом человеке этих качеств имеется. Это основание – информационное единство человека и природы как категория философии открытого мира. Деятель, чувствующий мир природы, общества, других людей и себя как органичную составляющую этого мира откликается собственной болью на боль сограждан, беды общества, своей страны и природы. Чувствует он и приближение этих бед, и, предчувствуя их появление, начинает действовать на опережение.

В таком свойстве человека находятся корни и проявления высокой нравственности, социальности, патриотизма, экологичности. Все это необходимые инновационному государственному деятелю качества, воспитание которых является обязательным компонентом образовательного процесса. Деятельностный отклик человека на предчувствие должен быть подкреплен знанием способа предвидения и прогнозирования, т. е. объективации того, что чувствуется. Тревожное чувствование порождает императив познания. Тревога – непременный продукт неопределенности. Источник неопределенности – размытый образ будущего. Преодолевает эту тревогу знание того, что происходит в процессе взаимодействия в настоящем прошлого и будущего и как повлияет результат этого взаимодействия на жизнь человека, страны, природы. В этой связи определяетсяпознавательное поле инновационного государственного деятеля. Прежде всего, человек. Сегодня в системах управления о нем если и вспоминают, то в качестве «человеческого капитала», т. е. средства достижения высоких результатов какого-либо вида деятельности. Забывая о том, что человек не средство, а цель, общество теряет его самого, а соответственно и в качестве «капитала».

Без знания человека, его эволюционирования в трансформирующемся социальном мире государственное управление будет «топтаться в настоящем» и демонстрировать свою неспособность вести страну в будущее. Человековедение и социальная антропология – фундаментальная основа подготовки всех категорий государственных деятелей. Если они имеют намерение устойчиво продвигаться вместе со страной в будущее, они смогут его реализовать только в реальном статусе деятеля во имя человека. Знание того, как формируется будущее и что можно ожидать от него в жизни человека, дают общая теория самоорганизации (синергетика) и теория социальной самоорганизации . Предметная область этих теорий – закономерности возникновения нового в природе и жизни человека в обществе. Это новое является вызовом будущего, на которое отвечает прошлое в настоящем. Прошлое в настоящем – это то, что отобрано эволюцией и фиксировано в социальной памяти, функции которой реализует культура, история, этика, религия, язык и другие долгоживущие и дальнодействующие управляющие параметры. Это они определяют «коридор» векторов движения в будущее человека и национального сообщества и соответственно обеспечивают возможность прогнозировать возникновение продукта происходящего движения. Знания о механизмах соответствующих процессов дают динамическая социальная информатика и социальная генетика . Изучение названных теоретических дисциплин и сопряженных с ними специальных курсов является прологом к освоению знаний, которые предлагают общая инноватика социальная инноватика инноватика социального управления и инноватика государственного и муниципального управления. Умения инновационно ориентированного государственного служащего – это конкретная сфера его деятельности, базирующаяся на знании процесса движения человека и общества в будущее и эвристическом опыте реального участия людей в этом процессе. Эти умения должны проявляться в конкретных делах. Для современного государственного служащего необходимо умение организовывать и осуществлять мониторинг социальных инноваций с выявлением их значения в реальной и будущей жизни граждан страны.

Он должен уметь правильно отобрать спонтанно формирующиеся социальные нормы для их фиксирования в государственных структурах и нормах права, обеспечивающих устойчивое развитие национального сообщества и приведение системы государственного управления в соответствие с потребностями трансформирующегося общества. Помочь ему в этом призвана учебная дисциплина «Динамическое моделирование структуры и процесса инновационного государственного управления» . Процесс государственного управления в инновационном обществе неизбежно связан с рисками, производимыми как социальной самоорганизацией, так и инновационным управлением. В связи с этим необходимо освоить методики, которые предлагает тренинговый учебный курс «Управление социальными рисками инновационной государственной деятельности» . В этом же контексте разрабатываются и преподаются учебный курс «Антикризисное управление социальными процессами» и сопряженные с ним спецкурсы.

В процессе обретения и реализации умений инновационного государственного деятеля необходим меж- и трансдисциплинарный подход – непрерывное обновление знаний, преподаваемых в едином предметном пространстве общественных наук ( политология, экономика, государственное строительство, государственное право, государственное управление, государственная служба, государственная кадровая политика, управление персоналом, социальная психология и др. Для организации и осуществления инновационной подготовки государственных служащих в расширенном масштабе требуется формирование в высшей школе корпуса преподавателей, обладающих знанием основ инноватики государственного управления и сопряженных с этой дисциплиной учебных курсов, а также умением самостоятельно их развивать. С этой целью необходима планомерная подготовка соответствующих педагогических кадров. В качестве основных параметров инновационного обучения преподавателей наряду с освоением в различных объемах названных выше базисных дисциплин следует иметь в виду необходимость развитие у них в процессе обучения и самообразования следующих основных личностных качеств, способностей и умений:

  • формирования нелинейного мировосприятия и инновационного мышления;
  • развития духовных и гражданственных качеств личности;
  • инновационной ориентации содержания и методов обучения;
  • меж- и трансдисциплинарной организации учебных планов и программ;
  • способности конструирования социокультурной среды будущего, в том числе образовательной среды;
  • способности создания и организации внедрения в образовательную среду инновационных социальных конструктов применительно к области профессиональной деятельности обучающихся;
  • готовности к поисковому инновационному риску в организации преподавания;
  • умения создать новые знания и технологии их освоения.

Итог обучения преподавателей должен оцениваться по степени их готовности к самостоятельной инновационной подготовке государственных служащих.

3. Инновационное самообразование: жить в будущем сегодня

Как бы превосходно ни была поставлена работа по управлению карьерой государственных служащих, каких бы высот ни достигла организация их профессиональной подготовки, инновационные качества многих из них могут остаться не развитыми. И проблема здесь не в том, какое полушарие головного мозга доминирует в психике индивида – творческое или рациональное. Просто одним индивидам перемены в тягость, и им нужна наука о том, как оградиться от каких-либо беспокойств. Они такую науку воспринимают охотно и следуют ее положениям слепо, не утруждая себя анализом причин расхождения этих положений с реальностью. Но поскольку в современной жизни, как правило, так и случается, эти индивиды беспокоятся постоянно и уповают на то, что завтра будет спокойнее. Они не устойчивы в сегодняшней жизни и живут в ожидании будущего. Других спокойствие угнетает. От этого гнета избавляют их именно перемены («а он мятежный просит бури, как будто в буре есть покой»). И действительно, они обретают устойчивость в бурном потоке изменений среды своей жизни за счет непрерывных собственных изменений. Они будущего не ждут, а встречаются с ним и живут в нем уже сегодня, беспокоясь об одном – как бы не отстать от него. Жить в будущем сегодня – кредо креативных деятелей.

Эти индивиды с желанием воспринимают направление на обучение, в процессе которого они отличаются познавательной активностью, отдавая предпочтение курсам и темам, отвечающим их потребности в познании нового, помогающего им ориентироваться в хаосе перемен. Однако и они не всегда благополучны в устройстве своей жизни, в том числе по линии служебной карьеры. Как первым мешает в жизни застой в собственном развитии, так вторым случается спотыкаться на жизненном пути по причине высокой своей активности. Крупномасштабное исследование ученых РАГС по теме «Карьерная стратегия и служебная тактика в системе государственной службы», проведенное в 1997 г., когда российское общество находилось в состоянии «вдали от равновесия», показало, что наиболее устойчивыми в ту эпоху обвала непредсказуемых перемен оказались люди, способные к самоорганизации .

Но есть обыденная самоорганизация, т. е. не основанная на знании процессов жизнедеятельности, и поэтому связанная с пробами и ошибками. А есть самоорганизация, в которой участвуют знания о способах взаимодействия с неопределенностью и ее преодоления. Допустим, что такие знания индивиды второй (по перечислению) категории получают при прохождении обучения в учебном заведении. Эти знания какое-то время результативно их поддерживают, а затем оказываются недостаточными (устарели!). Непрерывное образование? Но на очередную подготовку в учебном заведении государственный служащий может попасть минимум через три года. Каким же образом остаться в течение этого все-таки перерыва в поле полезной для оптимального самоорганизационного процесса информации? Ответ на этот вопрос вновь дают результаты названного выше исследования: ключ к устойчивости в непрерывно и непредсказуемо изменяющейся среде – самообразование. Сегодня, добавим, – инновационное самообразование. Эта посылка равно значима, как для индивидов с установкой на спокойствие, так и для тех, кто реализует себя в не спокойной среде.

Инновационное самообразование – это непрерывный самостоятельный поиск и освоение новых знаний, возрастающее мастерство. Чем разностороннее и глубже знания и умения, тем точнее выбор решения и успешнее его реализация в условиях неопределенности, продуцируемой изменениями. Высокое мастерство привлекает внимание других людей, в том числе, тех, от которых зависит карьерное продвижение. Оно им нужно, а значит, нужен и человек, владеющий этим мастерством. В этом заключается не только прагматический смысл самообразования: признание людей возвышает человек, утверждает его в жизни, помогает реализовать себя, что является высшей человеческой потребностью. А главное, такой человек не выпадает из темпа и ритма движения социальной среды, которая, в порядке положительной обратной связи поддерживает устойчивость его активного продвижения. Современная система государственного управления, функционируя в неравновесной социальной среде, нуждается именно в таких деятелях.

Служащий, состоящий в кадровом резерве, соответственно этому его статусу ориентирован на будущее служебное положение. Однако эта ориентация пока, как правило, имеет пассивный характер – ожидание возможного назначения. Он предполагает это будущее, но не живет в нем, с опережением приводя свою компетентность в соответствие с компетенцией по будущей должности. Такая позиция, во-первых, уменьшает шанс претендента быть востребованным при появлении соответствующе вакансии, во-вторых, возникает риск существенных затруднений при состоявшемся назначении. Приведем типичные для такого случая особенности вхождения в новую должность. Расхождение компетентности и компетенции может быть значительным, что создает напряжение зависимости.

Вначале этот недостаток компенсируется имиджем, сформировавшимся при назначении, и обращением за советом к вышестоящему руководителю, что не всегда последним поощряется. Нередко используется деструктивная тактика – критика предшественников («довели», «развалили») и неадекватно повышенная требовательность к подчиненным («разбаловались при прежнем руководстве»). Вполне понятно, что такая тактика успеха не приносит. Если назначение произошло с нижнего уровня управления, одно из направлений деятельности назначенцем хорошо освоено. Часто именно этому направлению в начальном периоде уделяется преимущественное (как правило, критическое) внимание. Это также ошибка. Попытки сразу разобраться в проблемах других, недостаточно знакомых направлений («разложить все по полочкам») не удаются. В этом случае приходится обращаться за помощью к опытным сотрудникам соответствующих подразделений, но это создает напряжение зависимости снизу. Как правило, недостает целостного видения управляемой системы, ее предназначения в общей системе государственного управления. Нет четкого представления о внешних горизонтальных связях (с сопряженными организаиями) и вертикальных – с руководителями, координирующими деятельность связанных с организацией, но не подчиненных ей подразделений.

В результате всего этого освоение должности происходит замедленно, что в условиях быстрых изменений в системе управления неприемлемо и угрожает вновь назначенному руководителю карьерным сбросом. Принятие кредо «жить в будущем сегодня» избавляет кандидата на замещение более высокой должности от такой ситуации. Служащий, состоящий в кадровом резерве, должен «вживаться» в будущую должность именно сегодня, а не по назначении. При этом не обязательно иметь в виду буквальное освоение в явной форме той должности, на которую предполагается назначение. Во-первых, это не корректно, поскольку эта должность не вакантна и исполняющий ее сотрудник не всегда безболезненно отнесется к «посягательству» на его место. Во-вторых, полноценно освоиться в должности можно только, приняв на себя ответственность за ее исполнение. Должна осуществляться подготовка к должностному продвижению в расширенном его диапазоне, т. е. без привязки исключительно к должности, предполагаемой к замещению.