Радикально меняющаяся экономическая и политическая ситуация в обществе и отдельных регионах адекватно или неадекватно отражается на процессах в общественном сознании. Быстрая смена событий и непрерывность перемен, их постоянство приводят к эффекту перманентной незавершенности этих процессов. Массовое сознание в состоянии реагировать на калейдоскоп перемен и событий в основном на эмоциональном уровне, на уровне настроений, не успевая большей частью достаточно глубоко осмысливать происходящее и формировать устойчивые рационально-логические стереотипы, убеждения и традиции. Отсюда соответствующие формы поведения и маргинальность как социальное явление. А это, в свою очередь, ведет к эффекту правового и нравственного беспредела, к эффекту криминализации массового сознания, когда правовой и нравственный нигилизм формирует криминальное мышление и криминальное поведение. Свою лепту в этот процесс вносят и средства массовой информации, соответствующий легальный и подпольный бизнес.
Центр внимания социальной синергетики в этих условиях перемещается на проблему выборов сценариев развития общества, адекватных такой его фазе, когда преобладают уже не процессы ломки устаревших институтов власти и экономической системы, права и морали, а процессы становления и упрочения новых государственных и общественных структур в атмосфере политического, экономического и идейного плюрализма, усиления роли стихийных факторов, роли местного самоуправления. В связи с этим властные структуры на всех уровнях будут испытывать возрастающую потребность в оперативных экспресс-исследованиях социолого-синергетического плана, обеспечивающих своевременную оценку ситуации в общественном сознании при принятии решений в области экономической, социальной, национальной и культурной политики. Совершенно ясно, что без диагностики и прогнозирования социально-экономических ситуаций и их отражения в сознании масс нельзя квалифицированно подойти к выбору оптимального варианта решения любого вопроса государственной важности.
Органы государственной власти перманентно находятся в ситуации, которая напоминает васнецовского «Витязя на распутье». Приходится рассматривать весь спектр возможных альтернатив и вести поиск приемлемого варианта действий. Насколько решаема эта задача, если, отказавшись от волюнтаристских подходов, взять на вооружение достижения современной науки, рассматривающей общество как открытую неравновесную самоорганизующуюся систему? Какие модели решения подобных задач может предложить социальная синергетика? Ответы на эти вопросы связаны с уяснением сущности нелинейных моделей в бифуркационных состояниях, когда система стремится перейти от менее устойчивого к более устойчивому состоянию.
Методология выбора стратегии национального развития зависит от уяснения некоторых концептуальных положений социальной синергетики относительно направленности общецивилизационных процессов. В разделе «Перспективы человеческой цивилизации» нами уже было показано общее направление развития человечества как составной части Мирового Разума в контексте магистрального направления эволюции Вселенной. Из этого следует, что общецивилизационные тенденции являются тем планетарным аттрактором, в котором, как в гигантском котле, вывариваются исторические судьбы народов и государств. Каждому народу (государству) в ближайшие десятилетия предстоит определить свою роль в мировом сообществе, а также пути вхождения в него. Одни, возможно, будут стремиться войти в мировое сообщество индивидуально и самостоятельно, другие — в составе тех или иных государственных или негосударственных объединений. Борьба за свой путь вхождения в мировое сообщество, соперничество за роль, место и статус государства в мировом сообществе неизбежны и могут сопровождаться конфликтами, включая и военные столкновения.
Движение к планетарному единству человечества охватит в XXI веке не только экономические, политические, культурные, но и все остальные сферы жизнедеятельности. Прологом такого единства является информатизация общества, создание единого информационного пространства на базе совершенствования технических средств массовой коммуникации, развития международных информационных сетей типа Интернет. Завершение компьютерной революции и переход к информационному обществу приведет к преобразованию социальных отношений и смягчению социальных контрастов.
Достижение в ХXI веке общецивилизационного единства по ключевым вопросам (экология, информатизация, принципы разрешения конфликтов и установление «правил игры» в международных отношениях) не будет исключать борьбы за те или иные выгоды, привилегии, лидерство и т.д. Здесь конкуренция и кооперация между народами и государствами могут принимать самые разнообразные формы. В итоге формируется пирамида статусных и функциональных позиций, образующих ниши, которые занимают государства и целые группы государств (народов) какое—то историческое время. Поскольку периоды подъема, расцвета и упадка, которые переживают государства и народы, часто не совпадают во времени, то неизбежно перераспределение их положения и роли в мировом сообществе.
Борьба за улучшение своего положения в мировом сообществе будет продолжать оставаться в ХXI веке стержнем политики всех государств. При этом не исключены гегемонистские тенденции наиболее мощных сверхдержав как на мировом, так и на региональном уровне. Отсюда борьба за политическое влияние с опорой на экономический и военный потенциал, стремление к созданию военно-политических и экономических союзов. Отсюда и стремление большинства других стран к укреплению позиций для отстаивания своих интересов индивидуально или путем вхождения в союзы, блоки. Вот та внешняя обстановка, на фоне которой станут развиваться события в России. Они будут определяться и тем, что Россия является составным государством (федерацией) с присущими ей внутренними противоречиями. Еще один фактор заключается в нестабильности социальных отношений из-за незавершенности процессов перехода к рыночной экономике, правовому государству и гражданскому обществу.
Примерно так выглядит описание контуров аттрактивной зоны, в пределах которой находятся вероятные сценарии развития государства, подобного России. Их правильный выбор и осуществление зависят от понимания реальной конфигурации бифуркационных, фрактальных, диссипативных и других моментов, формирующих общий ход исторического процесса. Реальность же будет зависеть от сочетания флуктуационных факторов. Для отслеживания и анализа с позиций социальной синергетики специфики аттрактивных, бифуркационных, фрактальных и диссипативных процессов необходимы фундаментальные и прикладные исследования, соответствующие исследовательские структуры (институты, лаборатории). Они могли бы своевременно разрабатывать концептуальные стратегические установки и предлагать наиболее приемлемые сценарии их реализации. В конечном итоге мы должны обладать современными информационными и социальными технологиями, способными обеспечить России достойное место в цивилизованном мире.
РАЗДЕЛ VIII. СОЦИОЛОГО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проблемы, возникающие перед земной цивилизацией в свете синергетического миропонимания, требуют усиления внимания не только к теоретическим проблемам социальной синергетики, но и к разработке социальных технологий, применение которых позволило бы разрешить внутренние противоречия планетарного масштаба. Тем самым были бы сняты основные препятствия на пути общецивилизационного прогресса и превращения человечества в единый субъект Мирового Разума. Для разработки таких технологий необходимо состыковать методологические принципы синергетики и социологии в единый комплекс, который получил название социолого-синергетического подхода.
Сущность социолого-синергетического подхода основана на следующих концептуальных положениях. Во-первых, в рамках общесоциологической теории общество рассматривается в органическом единстве с природой, в динамике коэволюционного развития с ней. Во-вторых, признается возможность экстраполяции на общество теоретико-методологических положений синергетики, в частности, закономерностей самоорганизации в открытых нелинейных системах и диссипативных процессов, характеризующих механизмы выкристаллизовывания порядка из хаоса. В-третьих, анализ динамических состояний социальных систем опирается на принципы нелинейного мышления с использованием бифуркационных моделей развития и соответствующих показателей. В-четвертых, разрабатываются процедуры эмпирической проверки методами социологии и с помощью ее инструментария перспективных идей и гипотез общественного развития, основанных на синергетическом мировидении и нелинейном мышлении.
Социолого-синергетический подход к проблеме разработки социальных технологий базируется не только на приведённых выше концептуальных положениях, но и означает активное использование в диагностике и прогнозировании общественных явлений и процессов качественно новых способов и методов анализа. В их основу закладывается вся система показателей, шкалы измерений и индикаторов, специальные методики, которые взяла на вооружение социальная синергетика.
Диагностика общественных явлений и процессов с использованием синергетических показателей и методов их анализа позволяет получить нетрадиционный материал для проектирования социальных технологий [92] как глобального масштаба, так и применительно к частным случаям. В связи с этим возникает потребность в разработке программ и алгоритмов анализа нелинейных математических моделей функционирования сложных неравновесных систем, где процессы могут быть описаны уравнениями, допускающими различные конфигурации инвариантно-групповых решений, что особенно актуально при функционировании системы в режиме с обострением. Необходимо заметить, что Российское общество в ХХ веке почти непрерывно функционирует в таком режиме.
Стремительный откат России в девяностые годы с позиций сверхдержавы по экономическим и многим другим показателям на положение третьестепенного государства связан с действием ряда негативных факторов. Это и распад СССР, и обострение социальных , национальных, религиозных конфликтов. Но в основном это расплата за бездарно проводимые реформы, которые разрушили национальную экономику, нанесли огромный ущерб науке, культуре, образованию и всей социально-экономической инфраструктуре общества.
Вследствие этого все более явно вырисовываются масштабы отставания России от развитых стран в направлении движения к информационному обществу, где на первый план выдвигаются другие показатели и приоритеты. Уже очевидно, что центральным фактором хозяйственного прогресса становятся информация и знание, обеспечивающие львиную долю успеха в экономической деятельности на мировой арене. Именно информация и знание, по словам В.Л. Иноземцева, являются тем стратегическим товаром, на который предъявляется наибольший спрос. «Широко распространив информационные технологии по всему миру и сделав их неотъемлемой чертой современного производства, постиндустриальные страны могут сегодня диктовать цены на этот вид продукции, что лишь ускоряет отрыв центров постиндустриальной цивилизации, где сосредотачивается все большая часть этого производства, от остального мира» [93] . Выход из сложившейся ситуации состоит в пересмотре приоритетов государственной политики в сторону образования и науки. Только осуществив прорыв на этих направлениях, можно за сравнительно короткий отрезок времени (измеряемый интервалом в 10—20 лет) изменить положение страны в мировом сообществе.
Одним из путей решения данной проблемы является разработка синергетической модели технологизации управления научно-информационным пространством в сфере образования. Синергетическая модель технологизации управления научно-информационным пространством в сфере образования представляет собой специализированную интегральную иерархизированную систему алгоритмов координации по параллельно-последовательным схемам работы всех информационных и коммуникационных инфраструктур учебных заведений, научных центров, центров связи и библиотек, соответствующих органов управления на федеральном и региональном уровнях, слияние всех этих субъектов информационного пространства в общую научно-информационную, коммуникационно-виртуальную и образовательную среду. Это предполагает коренное преобразование на основе социолого-синергетического подхода всей системы управления динамическими процессами распределения научно-информационных и телекоммуникационных потоков в образовательном пространстве Российской Федерации, в структуре организационной сети центров новых информационных технологий (ЦНИТ). Предполагается также объединение локальных научно-информационных и телекоммуникационных сетей в единую инфраструктуру с интеграцией обслуживания при свободном доступе всех субъектов информационного пространства по спутниковым транспортным магистралям к федеральным и региональным ресурсам в сфере образования и науки, к мировой информационной сети Интернет. Модель рассчитана на создание новой структуры организационной сети ЦНИТ и выстраивание схемы их взаимодействия по вертикали и горизонтали.
Научно-информационное пространство в сфере образования рассматривается нами как своеобразное открытое поле функционирования и взаимодействия источников научной информации и духовной культуры, накопленных человеческой цивилизацией знаний, умений, навыков, производственных и социальных технологий, которые призваны обслуживать непрерывность поступательного развития в процессе преемственности поколений. Целью технологизации управления научно-информационным пространством в сфере образования является создание условий для того, чтобы необходимые в учебном процессе знания и информация в натуральном и переработанном виде всегда своевременно поступали по месту потребления, где было бы обеспечено их оперативное репродуцирование, тиражирование и распределение на уровне современных информационных технологий.
Продолжающееся стремительное развитие разнообразных информационных технологий актуализирует проблему выбора тех из них или такого их сочетания при организации учебного процесса, когда обеспечивается наиболее полное достижение конкретных образовательных целей. Проблема выбора может быть решена за счёт применения мультимедиа подхода, что предполагает использование синергетического эффекта от взаимодействия различных технологий и ведёт к качественному улучшению результата. Основным принципом достижений высоких качественных показателей в обучении является превращение информационных технологий в неотъемлемую составную часть учебного процесса в образовательных учреждениях, когда они доходят до каждого преподавателя и студента, становятся не эпизодами а повседневной реальностью. «В образовании важна не информационная технология сама по себе, какой бы современной и изощренной она не была, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей» [94] . Только в этом случае развитие информационных (компьютерных и телекоммуникационных) технологий, мультимедиа подхода становится ведущим фактором совершенствования образовательной системы, ускоряя появление и внедрение нововведений.
Проектирование синергетической модели технологизации управления научно-информационным пространством призвано способствовать решению следующих проблем: 1) регулирование в автоматическом режиме общедоступности информации и дидактических материалов в целях повышения эффективности функционирования всех элементов образовательной системы; 2) организация функционирования научно-образовательного пространства на уровне, необходимом для его превращения в благоприятную среду решения дидактических и воспитательных задач; 3) совершенствование деятельности структуры ЦНИТ от общероссийского и регионального масштабов до уровня отдельных образовательных учреждений (высших и средних специальных учебных заведений, школ) для усиления связи содержания и методов обучения с конкретной средой обучения, активизации участников образовательного процесса.
Применение социолого-синергетического подхода к технологизации управления научно-информационным пространством является лишь одним из примеров социального моделирования. В более широком плане речь идет о построении нелинейных моделей и разработке технологий выхода России на путь общецивилизационного развития. Здесь мы встречаемся с целым рядом трудностей.
Вероятностные характеристики нелинейных моделей отличаются тем, что бифуркационные состояния присущи каждой из последующих точек траектории развития. Отсюда практически невозможен просчет всех вариантов уже через несколько таких точек, даже с помощью самых мощных компьютеров. Ситуация в какой-то мере напоминает шахматную партию, где после каждого хода партнеров возникает множество вариантов, пути ветвления которых не поддаются прогнозу. В то же время следует иметь в виду, что для общественной системы, как и в шахматной партии, реально актуализируются не все возможные ветвления, а лишь некоторые из них. Поэтому для прогнозирования таких ситуаций и управления системой необходимы специальные программы (технологии) непрерывного выбора альтернатив, при которых система сохраняла или улучшала бы свои количественные и качественные характеристики.
Разработка социальных технологий для решения возникающих в обществе проблем может идти по двум главным направлениям. Если мы не будем анализировать всю гамму различных промежуточных состояний, а возьмём только те варианты, которые находятся на противоположных полюсах, то в первом случае это технология жесткого управления, во втором случае имеется в виду технология мягкого регулирования.
Применение технологии жесткого управления по отношению к обществу в целом сопряжено с большими трудностями, многие из которых в современных условиях практически не преодолимы. Можно назвать две основные причины такого положения. Во-первых, технология управления предполагает тотальное планирование и организацию с соответствующей системой контроля для непрерывного отслеживания изменений системы по всем значимым параметрам, что невыполнимо из-за отсутствия надёжной информационной базы и адекватной по мощности компьютерной техники для решения такой сложной задачи. Во-вторых, это невыполнимо из-за невозможности обеспечить соответствующие качества субъективного фактора (уровня профессионально-нравственной подготовки людей, выполняющих функции управления). Неудача коммунистических экспериментов со всей очевидностью подтверждает эти тезисы.
Использование технологии мягкого регулирования означает противоположный подход к решению той же проблемы. Технология регулирования состоит в следовании методам вывода траектории развития социальной системы на такой аттрактор, где дальнейшее ее функционирование в конечном итоге автоматически войдет в рамки оптимальных режимов за счет действия механизмов самоорганизации. В этом случае нет необходимости в масштабе государства просчитывать и прогнозировать всю цепь бифуркационных ситуаций. Достаточно осуществлять общий контроль и своевременное регулирование с тем, чтобы колебания основных параметров системы и различные флуктуации не вывели ее из зоны избранного аттрактора. Например, если общество введено в аттрактор приватизационных процессов и рыночных отношений открытого типа, то уже нет никакой необходимости директивного управления отдельными отраслями экономики и сферами духовной жизни. Государство вполне может ограничиться контролем за соблюдением Конституции и регулированием социально-экономических, политических и духовно-нравственных процессов в интересах общего прогресса общества. Государство призвано также выступать гарантом прав и свобод личности, следования общечеловеческим нравственным ценностям и соблюдения принципов социальной справедливости.
Поскольку известно, что открытое общество является своеобразным миром нестабильных феноменов и субъекты управления не в состоянии полностью контролировать социальные процессы, развитие событий в таком обществе моделируется не простым, а так называемым «странным аттрактором», предполагающим наличие в каждый из моментов массы неопределенностей. Это, по мнению И.Р. Пригожина, «кладет конец претензиям на абсолютный контроль над какой-либо сферой реальности, кладет конец любым возможным мечтаниям об абсолютно контролируемом обществе. Реальность вообще не контролируема в смысле, который был провозглашен прежней наукой» [95] .
Синергетическая теория доказывает, что управление саморазвивающимися системами (каковыми являются общество, социальные группы и общности и даже отдельный человек) и контроль за ними в современных условиях уже не может осуществляться только посредством увеличения силового давления на них. Компьютерное моделирование такого рода ситуаций показывает, что простое силовое давление на социальную систему часто приводит не к желаемому результату, а к возврату ее к прежним (исходным) структурам и состояниям. При этом принципиально новые (инновационные) структуры могут и не возникнуть. Вызвать к жизни инновации, заставить систему эволюционизировать помогает особый способ действия: в точках бифуркации иногда достаточно в нужном направлении и месте инициировать сравнительно небольшое (локальное) воздействие для того, чтобы общественные структуры начали перестраиваться и возник новый уровень самоорганизации, новое состояние системы в целом [96] . Такую технологию можно назвать «социальным иглоукалыванием». История знает немало примеров интуитивного использования подобной технологии выдающимися политиками [97] . К сожалению, современные реформаторы не изучают историю с позиций социолого-синергетического подхода, свободного от идеологических и других пристрастий, но некоторые историки уже начинают обращать внимание на этот аспект знания [98] .
Социальные системы в государствах, возникших на месте бывшего СССР, характеризуются переходными состояниями, когда преобладают тенденции движения к открытому обществу. Главными признаками открытого общества принято считать готовность людей учиться на опыте истории, предрасположенность социальных структур к переменам и критический характер мышления. В открытом обществе каждый его член может свободно перемещаться внутри и за пределами государства, обмениваясь с другими людьми идеями, материальными и духовными ценностями, информацией без всяких ограничений. В таком обществе никто не должен обладать правом на абсолютную истину или абсолютную власть. Во второй половине XX века человечество, наконец, осознало необходимость движения в этом направлении, и точкой отсчёта, вероятно, может быть названа дата принятия ООН Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Сегодня критериям открытого общества, по мнению Дж. Сороса, больше отвечают страны Западной Европы, нежели США. [99] Но для стран СНГ открытое гражданское общество может служить лишь политической целью предстоящего развития.
Программа перехода к открытому обществу в ее наиболее общем виде представляется нам в следующих приоритетах:
Осуществление политики, инициирующей движение к демократическому гражданскому обществу открытого типа, и вхождение в мировое сообщество таких государств.
Формирование конституционно-правовой основы гражданского общества с учетом общецивилизационных тенденций и позитивного опыта тех стран, где они уже получили достаточное развитие.
Укрепление духовности и нравственных начал в народе, стержнем которых должны быть философия гуманизма и синергетическое мировидение, национальные и общечеловеческие культурные ценности. Реорганизация на этих принципах всей системы образования и воспитания.
Организация и регулирование производственно-экономической деятельности населения с учетом ее защиты от монополизма.
Утверждение в обществе принципов социальной справедливости и обеспечение достойных условий жизни каждому человеку.
Исторический опыт показывает, что государства, избравшие путь движения к открытому обществу, должны заботиться о постепенной замене технологий управления на технологии регулирования. Осуществление программы перехода к состоянию «детерминированного хаоса» прежде всего в сфере экономики позволяет затем вывести ее на режимы самоорганизации и саморегулирования. Ученые, работающие в области синергетики, утверждают: «Чтобы наладить процесс устойчивого и быстрого экономического саморазвития, не надо бояться усиления нелинейностей на уровне экономического развития отдельных предприятий» [100] . По нашему мнению, это положение правомерно распространить также на регионы, города и другие территориальные образования в составе государства.
Определяющим фактором устойчивого развития экономики и духовной сферы в открытом обществе является состояние политико-правовой, социальной и нравственной среды [101] . Она должна формироваться по типу диссипативных структур, которые вымывают и рассеивают все чужеродные правовому государству образования и неоднородности, коренным образом меняя архитектуру хаоса.
Хаос становится детерминированным, способным преобразовываться в приемлемые для открытого демократического общества формы порядка.
Таким образом в открытом обществе государство вынуждено существенно ограничивать свои властные функции, всемерно способствуя становлению гражданского общества [102] . Только по отношению к этому процессу государство вправе сохранять за собой функции управления и даже временно активизировать (ужесточить) их. Функции управления сохраняются в сферах внутренней и внешней безопасности, в обеспечении нормального функционирования жизненно важных для общества структур (коммуникации, энергетика, экология, исследования космоса). Все остальные сферы жизнедеятельности в гражданском обществе регулируются тем или иным способом.
Как уже было отмечено, технология управления отличается от технологии регулирования тем, что допускает прямое волевое воздействие [103] субъекта управления на управляемые структуры с целью изменить их поведение, в то время как технология регулирования предусматривает лишь методы косвенного воздействия. Например, в США, Японии, странах Западной Европы важнейшими механизмами регулирования в экономике являются налоговая и кредитная политика (вообще вся система законодательства). Там, в условиях отсутствия системы директивного подчинения экономических структур органам государственного управления производители и торговцы практически полностью самостоятельны в своей деятельности. В этих странах в предшествующий исторический период стихийно сложились и так или иначе функционируют социолого-синергетические закономерности, включающие формирование механизмов самоорганизации в открытых нелинейных средах. В современных условиях задачи этих государств в основном сводятся лишь к тому, чтобы удержать флуктуационные процессы в рамках определенных параметров (аттрактивных зон), заданных национальными интересами. Конечно, экономически развитым государствам приходится еще нести основное бремя расходов (через ООН или непосредственно) по поддержанию мирового порядка, оказанию помощи бедным странам и выполнению космических программ.
На странах, находящихся в авангарде экономического и научно-технического прогресса, лежит и основная ответственность за общецивилизационные процессы. Имея возможность более щедро финансировать фундаментальные и прикладные науки, они могли бы реально помогать другим регионам мира не только благотворительными акциями по раздаче «милостыни» (гуманитарной помощи) и кредитами, но, главным образом, активным участием в разработке эффективных социальных технологий перехода к открытому гражданскому обществу с развитой экономикой десятков других государств.
В данном контексте для ученых России и других государств постсоветского пространства самым неотложным делом является разработка социальных технологий выхода общества на магистральные пути общецивилизационного прогресса. При этом главное внимание должно быть уделено сценариям менее болезненного (в экономическом и социальном плане) вхождения в открытое общество. Нуждается в первоочередной разработке стратегия и технология такого вхождения, технология запуска механизмов самоорганизации и диссипативных процессов, обеспечивающих необходимые условия для нормального функционирования открытого гражданского общества и правового государства с учетом реальностей неравномерного развития различных стран мирового сообщества.