Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СИНЕРГЕТИКА» 
Г.А. Котельников

Опубликовано в: Что такое синергетика?

Котельников Геннадий Алексеевич

Синергетическое миропонимание не оставляет сомнений в том, что будущее не за разобщенностью, а за общечеловеческим единством, не за стихийными формами развития, а за социальными технологиями, обеспечивающими гармонизацию общественных и личных интересов в общецивилизационном масштабе. По мере совершенствования научных знаний и технологий, информационно-компьютерных систем они постепенно сведут к минимуму (или вообще на нет) проявления субъективизма и некомпетентности в управлении, многократно усилят возможности человеческого интеллекта в моделировании социально-экономических процессов их регулировании для перехода к постсоциальным формам развития и в конечном итоге — приобретении способности воспроизвести Жизнь и Разум в мегамире

Введение

На рубеже очередного столетия и тысячелетия четко обозначились основные проблемы, с которыми столкнулось человечество, и сценарии дальнейшего развития. С одной стороны, его численность и суммарное техногенное воздействие на экосистему Земли стали настолько значительными, что вплотную приблизились к пороговым значениям. С другой стороны, человечество вступило в этап своего развития, который называют информационным обществом. Главные его характеристики — компьютерная революция и экспоненциальное нарастание информационных потоков. В этих условиях появление новых парадигм познания вполне закономерно, и наиболее интегральной из них становится синергетика.

Синергетика — новое направление в познании человеком природы, общества и самого себя, смысла своего существования. Новое качество в познании достигается за счет использования нелинейного мышления и синтеза достижений различных наук при конструировании образа мироздания. Когда в конце советского периода нашей истории термин “синергетика” появляется в специализированных словарях, он используется прежде всего для обозначения нового направления научных исследований. Так, по определению философского словаря (М.: Политиздат, 1991. — С. 407), синергетика — это область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Словарь по кибернетике (Киев, 1989. — С. 585) задачу синергетики видит в выявлении общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации в физических, химических, биологических, экологических, социологических, вычислительных и других естественных и искусственных системах.

Утверждая принципы нелинейного мышления, синергетика идет на смену классическим философско-методологическим системам, не способным подняться выше идеологических установок, узости или односторонности в подходе к процессу познания. Исходя из этих причин, синергетика стремится к адекватному восприятию и трезвой оценке подходов, свойственных всем ветвям познавательной деятельности, включая оккультные науки, религиозно-теологические, теософские и тому подобные системы. Она тем самым освобождает мысль человека от каких бы то ни было догм, шор и открывает неограниченные просторы проявлениям его разума, развитию познавательных потенций и творчества. Единственное ограничение, которое науке и человеку в его творческой деятельности следует принять во внимание, связано с этическими соображениями.

В теоретическом плане синергетика выступает в роли своеобразной метанауки, исследующей общий характер закономерностей как бы растворенных в частных науках. Для нее представляют интерес, говоря словами Ю.А. Данилова, системы из самой сердцевины предметной области частных наук, которые она извлекает и исследует, не апеллируя к их природе, своими специфическими средствами (См.: Данилов Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке // Онтология и эпистемология синергетики. — М.: ИФ РАН, 1997. — С. 7). В этом смысле синергетика начинает соперничать с философскими системами.

В прикладном плане синергетика проявила себя с момента своего зарождения, поскольку возникла на почве некоторых точных наук (физика, химия, математика) в виде попыток решить конкретные проблемы на основе синергетического подхода и специфических методов. Затем область применения синергетических методов в различных науках, в том числе и гуманитарного профиля, стала быстро расширяться. На этом поприще синергетика стала серьезно соперничать с кибернетикой, системным подходом и т.д. Слияние теоретико-методологических разработок, мировоззренческих подходов и эмпирических исследований междисциплинарного порядка привело к появлению укрупненных прикладных разделов синергетики, таких, например, как социальная синергетика.

Отсюда становится понятным, почему сегодня так важно, чтобы синергетика изучалась каждым образованным человеком и прежде всего теми, кто в силу своих профессиональных обязанностей ученого, руководителя, инженера, экономиста, предпринимателя, педагога не может оставаться в стороне от современной революции в естествознании и обществознании, новых тенденций в научном познании.

В предлагаемой вниманию читателя книге автор стремится: во-первых, дать максимально приближенное к популярной форме изложение основных положений синергетики применительно к познавательной деятельности человека; во-вторых, представить на обсуждение общественности свое понимание с позиции теории самоорганизации наиболее актуальных мировоззренческих проблем, суть которых, несмотря на все достижения современной науки, остается загадкой для человечества, вступающего в ХХI век (механизм самоорганизации и автопоэзиса, происхождение жизни и разума и т.д.); в-третьих, показать прикладное значение синергетики для прогнозно-проектной деятельности в некоторых сферах общественной жизни. Кроме того, в приложениях к книге обобщается опыт автора по преподаванию курса синергетики, подготовке учебно-методических пособий для студентов (1991 —1998 гг.) в Криворожском государственном педагогическом институте (Украина) и Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Все это находит отражение в представленном варианте учебно-методического комплекса (программе курса, планах семинарских занятий, тематике рефератов и т.д.).

В данной книге в основном сохраняются структура и содержание учебного пособия «Теоретические основы синергетики» [85], но они дополнены и обновлены с учетом новых данных. Материал также подвергся переработке с учетом требований монографического исследования.

Раздел I. СИНЕРГЕТИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НОВОЕ МИРОПОНИМАНИЕ

Термин «синергетика» происходит от греческого «синергос» — совместно действующий. Он был впервые применен для обозначения нового научного направления профессором университета Штутгарта (Германия) Германом Хакеном. Он стал использовать его в этих целях на своих лекциях в 1969 г. В интервью Е.Н. Князевой для журнала «Вопросы философии» Г. Хакен так объясняет свой выбор: «Я выбрал тогда слово «синергетика», потому что за многими дисциплинами в науке были закреплены греческие термины. Я искал такое слово, которое выражало бы совместную деятельность, общую энергию что-то сделать … Я преследовал цель привести в движение новую область науки … Уже тогда я видел, что существует поразительное сходство между совершенно различными явлениями, например, между излучением лазера и социологическими процессами или эволюцией, что должно быть только вершиной айсберга. Правда, в то время я не подозревал, что эта область может оказать влияние на столь многие и отдаленные области исследования, как, например, психология и философия». [1]

Таким образом, в самом названии нового научного направления его автором была заложена идея междисциплинарности и совместного действия. В данном случае имеются в виду совместные усилия ученых многих областей знания по поиску новых парадигм познания явлений природы, общества и созданию научной картины мира, отвечающей современным требованиям. На стыках наук, на путях их интеграции в рамках нелинейного мышления и теории самоорганизации появляется возможность действительно по-новому взглянуть на результаты исследований в астрономии и космологии, физике и химии, математике и информатике, биологии и экологии, других естественных науках, науках о человеке и медицине, в различных отраслях обществознания и технических наук. При этом происходит не только интеграция научных достижений, связанных с использованием различных теоретико-методологических направлений современности, но и обращение к наиболее продуктивным идеям всех времен и народов, в частности, к идеям, восходящим к древности как на Востоке, так и на Западе.

У мыслителей Востока (особенно Китая и Индии) синергетика заимствует и развивает далее философские концепции целостности мироздания (все во всем) и идею общего закона, единого пути (пути Дао), которому следует мир в целом, и человек в нем. От Запада же она наследует традиции анализа с использованием математического аппарата, опору на эксперимент. Среди философских течений нового времени на становление синергетики оказали влияние не только диалектический материализм, но и некоторые идеи позитивизма, онтологизма, редукционизма, релятивизма, постмодерна. На такой концептуальной основе синергетика ведет диалог с прошлым, настоящим и будущим. В итоге формируется принципиально новая теория и методология познания, которая, опираясь на последние достижения математического моделирования с помощью современной вычислительной техники, стала формировать современное научное мировоззрение и выступать конкурентом философии, бывшей прежде монополистом в этой области.

Синергетика — это не только своеобразный синтез многих конкретно-научных методов исследования, методологических систем, теоретических построений, но и перевод их в новые измерения постнеклассической науки, что отражается в формировании соответствующего категориального аппарата. [2] В результате мы получаем новые измерения природной, социальной, духовно-нравственной, информационной и техногенной действительности, новые методы описания, анализа, типологизации и интерпретации доступных научному наблюдению явлений и процессов, их осмысления.

У синергетики складывается и собственный предмет исследования. Она изучает закономерности и механизмы самоорганизации (перехода от хаоса к порядку) в открытых нелинейных системах сложной конфигурации, каковыми, безусловно, являются и природа в целом, и человеческое общество, и многие системы искусственного происхождения. Будучи тесно связанной с кибернетикой, математическим моделированием и системным подходом к изучению реальности, синергетика расширяет наши представления о самодвижении и развитии материи, взаимосвязи материального и духовного, позволяет по-иному взглянуть на эволюционные процессы в природе, на процессы возникновения жизни и человека, на перспективы человеческой цивилизации в космологических пространственно-временных масштабах.

Специфика предмета синергетики состоит в том, что она изучает процессы самоорганизации в открытых системах под углом зрения нелинейного мышления. Объектом же исследования являются сложноорганизованные неравновесные системы, находящиеся на различных стадиях перехода от хаоса к порядку и обратно.

Эвристические возможности синергетики находят применение практически во всех областях знания. Рассматривая потенциал синергетики в отношении общественных структур и социального управления, Е. Н. Князева и С.П. Курдюмов выделяют шесть главных направлений ее прикладного использования [3] . Во-первых, пишут они, в свете синергетики становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить общественные системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития. Во-вторых, синергетика демонстрирует нам, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В-третьих, синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности сужает основу для позиций пессимизма эсхатологического [4] толка. В-четвертых, синергетика открывает новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей, к объединению стран, находящихся на разных уровнях развития, в мировое сообщество. В-пятых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать со сложными системами и как эффективно управлять ими. В-шестых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов нелинейного, самостимулирующего роста. Она позволяет понять, как инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, например в среде экономической, и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятностей распада сложных структур вблизи моментов максимального развития.

Синергетика не является полностью сложившейся наукой. Она находится на этапе становления и интенсивного развития, начинает проникать как самостоятельная учебная дисциплина в сферу образования. К новому направлению междисциплинарных исследований присоединяются представители самых разнообразных областей знаний, которые, естественно, идут к осмыслению идей синергетики с позиций своей исходной специализации, будь то физика или математика, биология или химия, философия или социология, экономика или кибернетика, информатика или технологии.

К настоящему времени в Западной Европе сложились и активно функционируют две главные школы исследований в области синергетики. Во-первых, это брюссельская школа, основанная лауреатом Нобелевской премии по химии за 1977 г. Ильей Романовичем Пригожиным (из числа потомков русских эмигрантов, покинувших Россию после революционных событий 1917 г.) [5] . Во-вторых, это школа немецкого ученого-физика Г. Хакена, возглавляющего институт синергетики и теоретической физики в Штутгарте (Германия). Именно он первым начал использовать термин «синергетика», а его книга под таким же названием, переведенная в 1980 г. на русский язык, дала импульс возникновению широкого интереса к данной области знания в Советском Союзе. Среди Российских ученых большой вклад в становление синергетики внесли академики Б.Б. Кадомцев, Н.Н. Моисеев, А.А. Самарский, В.С. Степин; члены-корреспонденты М.В. Волькенштейн, Г.Р. Иваницкий, С.П. Курдюмов, а также Ю.А. Данилов, Е.Н. Князева, Ю.М. Романовский, Г.И. Рузавин, Д.С. Чернавский и многие другие. Началось становление синергетики и в странах СНГ, в частности в Украине. Осенью 1991 г. в Институте философии Академии наук Украины защищена первая докторская диссертация по синергетике Ириной Серафимовной Добронравовой. В 1990 г. опубликована ее монография «Синергетика: Становление нелинейного мышления» (Киев: Лыбидь, 1990). Появляются и другие публикации.

В России среди защитивших докторские диссертации по синергетике можно назвать имена таких ученых, как Елена Николаевна Князева, Владимир Иванович Аршинов, Николай Васильевич Поддубный. Диссертация последнего на тему «Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты» защищена в апреле 2000 г. в Ростовском государственном университете, а монография опубликована годом раньше. [6]

В результате разработки идей синергетики и соответствующих методов системных и междисциплинарных исследований открывается перспектива выхода к пониманию интегральных сценариев развертывания событий во Вселенной на микро-, макро- и мегауровнях, что позволит переосмыслить и роль человека в глобальных процессах, в структуре познавательной и практической деятельности. С этих позиций легче определить стратегию решения и чисто земных проблем. Общие контуры такой стратегии уже вырисовываются. От извечной борьбы с природой человечество начинает переходить к поиску своего предназначения в ней, к коэволюции с природой.

Становление нового подхода к познанию природной и социальной действительности неразрывно связано с разработкой соответствующей системы понятий и категорий. Любая многоуровневая структура рассматривается в синергетике с точки зрения ее открытости или закрытости (изолированности), линейности или нелинейности, стабильности или неустойчивости, порядка или хаоса, самоорганизации, диссипативности, фрактальности и т.д. Кроме того, в синергетике используются такие понятия, как «аттрактор», «бифуркации», «кооперативные процессы», а также целый ряд других. Многие из них уже прочно вошли в научный оборот и поэтому так или иначе уже должны быть знакомы читателю; к тому же они образованы из имеющих широкое употребление терминов. Другие же требуют подробного пояснения, соответствующей интерпретации.

Начнем с выяснения содержания понятий открытости и закрытости системы. Открытость означает прежде всего такое свойство системы, при котором она имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Причем, возможности такого обмена существуют в каждой точке системы, а не только через фиксированные каналы. «Еще одним свойством открытых систем является возможность управления всеми ресурсами системы из любой ее точки» [7] . Так должна выглядеть открытая система в идеале. На практике же мы встречаемся с целой гаммой переходных состояний от полной открытости до полной изоляции.

Несмотря на то, что открытая система представляет собой логически и организационно единый комплекс, каждый отдельный элемент комплекса имеет достаточно степеней свободы для своего индивидуального самовыражения и развития, не нарушающего целостность системы. Это можно показать на примере природных и социальных объектов. Так, общество (государство) с достаточной степенью достоверности может быть отнесено к открытому или закрытому типу. К закрытым обществам относятся, прежде всего, тоталитарные государства с чрезмерно централизованной системой управления и пренебрежением к правам и свободам человека. В открытом же обществе каждый его член может свободно перемещаться внутри и за пределами государства, обмениваясь информацией, идеями, материальными и духовными ценностями без каких-либо ограничений. В открытом обществе человек становится полноправной личностью, а не «винтиком» государственной машины. Это распространяется не только на положение индивида, но и на все другие компоненты открытого общества (коллективы, организации, города, области, местные сообщества и т. д.).

Нелинейность является фундаментальной характеристикой открытой системы и предполагает непрерывность выбора альтернатив ее развития. Нелинейная система обязательно многомерна, многовариантна и не поддается классическим методам описания, что порождает потребность в выработке таких методов, которые отвечали бы условиям задачи. В математике нелинейными называют такие уравнения, которые имеют несколько качественно различных решений. Множеству способов решения задач, связанных с нелинейными уравнениями, соответствует множество путей эволюции, описываемой этими уравнениями. Необходимость анализа подобных ситуаций в познавательной деятельности привела многих ученых к разработке методологии решения эвристических проблем в нелинейных средах. Эта методология получила название нелинейного мышления [8] .

Термином «диссипативные» (в переводе с английского — рассеивающие) обозначаются открытые нелинейные системы, где преобладают процессы размывания, рассеивания неоднородностей. Происходит перевод (спуск) избытков поступлений вещества и энергии на нижележащие уровни (в более простые формы) или вывод их за пределы системы. Диссипация означает, таким образом, переструктурирование чужого в свое и рассеивание лишнего. «Диссипативные процессы, — пишет И.Р. Пригожин, — ведут не к равновесию, но к формированию диссипативных структур, тождественных процессам, которые из-за взаимной компенсации приводят к равновесию» [9] . Функционирование такой непрерывно взаимодействующей с окружающей средой системы как бы противоречит второму закону термодинамики и для его адекватного описания и объяснения необходимы нетрадиционные подходы, связанные с нелинейным мышлением. Большинство объектов природы (наше Солнце, другие звезды, галактики и т.д.) являются диссипативными системами. Ими являются все живые существа, которые могут существовать только на основе такого рода включенности в окружающую среду. Крупные социальные объекты (например, города, государства) также можно отнести к диссипативным структурам.

Понятие самоорганизации выражает способность сложных систем к упорядочению своей внутренней структуры. Самоорганизация в сложных и динамичных открытых системах возможна лишь при наличии достаточно большого числа взаимодействующих элементов. Причем поведение взаимодействующих элементов должно быть кооперативным и когерентным. Это относится и к природе, и к обществу. Г.И. Рузавин считает, что по такому принципу в человеческом обществе функционирует мораль, которая «возникает из стремления отдельных сообществ или коллективов сохранить себя в процессе борьбы с природой и с другими сообществами людей» [10] . Однако на современном этапе истории ситуация постепенно меняется, и начинает возникать новая мораль, где на первый план выдвигаются общечеловеческие интересы и ценности, а на место извечной борьбы с природой приходит диалог и сотрудничество с ней. В этом заключено новое понимание и содержание кооперативных процессов. Таким образом, с появлением когерентности в движении и развитии, превращающей разобщенное развитие отдельных элементов в согласованное — в кооперативный процесс, возникает и новая динамическая структура системы, качественно меняющая ее характер. Механизм самоорганизации начинает действовать в рамках более масштабных и качественно иных структур. Он охватывает уже не отдельные общности людей, а все человеческое сообщество.

В синергетике используются также понятия, обозначающие специфику некоторых состояний в эволюции открытых, нелинейных самоорганизующихся систем. Понятием «бифуркация» обозначается состояние системы, находящейся перед выбором возможных вариантов функционирования или путей эволюции (развилка дорог). В математике это означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения. В точке бифуркации (на перепутье) система находится в неравновесном состоянии, где малейшие флуктуации или случайные обстоятельства могут кардинально изменить направление дальнейшего развития, закрывая тем самым возможности движения альтернативным путем. Характеризуя такие состояния, И.Р. Пригожин подчеркивает «уникальность точек бифуркации, в которых состояние системы теряет стабильность и может развиваться в сторону многих различных режимов функционирования» [11] . Поскольку проблема выбора режимов функционирования или направлений развития возникает перед любой самоорганизующейся системой, в синергетике приступили к построению и исследованию бифуркационных моделей с тем, чтобы попытаться обнаружить закономерность в самой случайности [12] .

Понятие «аттрактор» (от латинского — притягивать) означает некоторую совокупность условий, при которых выбор путей эволюции разных систем происходит по сходящимся траекториям и в конечном итоге как бы притягивается к одной точке. Наглядно это можно представить в виде конуса бытовой воронки, направляющего движение частиц жидкости или сыпучих тел (например, песка) к своему центру (вершине конуса — горловине воронки) независимо от первоначальных траекторий. Пространство внутри конуса воронки (аттрактора), где любая частица (система), попавшая туда, постепенно смещается в заданном направлении, называют «зоной аттрактора».

Различают несколько разновидностей аттрактора, среди которых следует выделить так называемый «странный аттрактор». При состояниях системы, характеризуемых странным аттрактором, становится невозможным определить положение частиц (их поведение) в каждый данный момент, хотя мы и уверены, что они находятся в зоне аттрактора. «Фазовый портрет странного аттрактора — это не точка и не предельный цикл, как это имело место для устойчивых, равновесных систем, а некоторая область, по которой происходят случайные блуждания» [13] . С помощью алгоритмов странного аттрактора наука выходит на описание изменений в климате, погодных процессов, движения некоторых небесных тел, поведения многих элементарных частиц, явлений тепловой конвекции и т.д.

Важное значение для синергетического миропонимания имеет понятие фрактальности (самоподобия). Фракталами обозначают явления масштабной инвариантности, когда последующие формы самоорганизации материальных и социальных систем напоминают по своему строению предыдущие. Такие явления мы довольно часто наблюдаем в природе. Например, наукой давно подмечено, что строение Солнечной системы (как и всех звездных систем) в определенной мере подобно строению атома, но в больших на два десятка порядков пространственно-временных масштабах. Этот факт в той или иной форме отражен как в философских построениях от глубокой древности до наших дней, так и в поэтических образах. К примеру, у известного русского поэта начала ХХ века Валерия Брюсова в стихотворении «Мир электрона» (1922 г.) идеи фрактальности выражены следующими строками:

Быть может, эти электроны —

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайный

Поставив центром бытия,

Спешат проникнуть в искры тайны

И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья

Творятся токи новых сил,

Кричат, в мечтах самовнушенья,

Что бог свой светоч загасил !

В стихотворении Валерия Брюсова, которое процитировано полностью [14] , отчетливо просматривается описание нескольких фрактальных аналогий: электроны подобны планетам, атомы — звездным системам (наподобие солнечной), природа и общественная жизнь в микромире подобна земной, сходна с земной также история, культура, духовная жизнь и даже формы реагирования на революционные перемены тех существ, которые его населяют.

Фрактальные аналогии в синергетике являются одним из методов познания природных и социальных явлений, поскольку часто служат основой для построения научных гипотез и теорий. Например, сходство очертаний обращенных друг к другу частей материков (например, Африки и Южной Америки) послужило основанием для выдвижения гипотезы об их происхождении, как известно, затем подтвердившейся. Синергетика, пользуясь данным методом, дает объяснение, почему на тех или иных этапах эволюционного развития повторяются определенные структуры (например, вихревые), раскрывает их роль в процессах самоорганизации в нелинейных системах различных масштабов [15] . История человеческого общества также дает немало поводов для размышлений на фрактальные темы.

Формируя свой категориальный аппарат, синергетика выявляет также закономерности, отражающие специфику нового мировидения. К ним следует отнести закономерности самоорганизации в открытых нелинейных системах, закономерности протекания диссипативных процессов в различных средах, закономерности проявления фрактальности, закономерности в бифуркационных ситуациях и т.д. Синергетические закономерности обнаруживают себя как в материальном мире косной (неорганической) природы, так и в мире живой природы, в том числе и в социуме.

Таким образом, становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений. Она, по мнению Г.И. Рузавина, позволяет «проанализировать и свести в единое целое многие результаты, полученные в астрономии и космологии, физике и химии, биофизике и биохимии, генетике и молекулярной биологии, геологии и экологии, относящимся к различным аспектам микро- и макроэволюции» [16] . Тщательный анализ с позиций синергетического подхода накопленных фактов и фундаментальных открытий в современной науке будет способствовать углублению, уточнению и конкретизации важнейших положений научных теорий о развитии материи, сущности Жизни, Разума и перспективах человеческой цивилизации. По ряду важных аспектов познания следует ожидать радикальных перемен в мировоззренческих установках, в объяснении загадок природы. Американский научный журнал «Дисковер» в 1992 г. опубликовал перечень десяти, по его мнению, важнейших вопросов, на которые наука пока не смогла дать ответа. Их формулировка и порядок расположения в списке представляет несомненный интерес, поэтому мы приводим его полностью. Перечень вопросов выглядит следующим образом: 1. Каковы размеры Вселенной? 2. Как появилась жизнь? 3. Одиноки ли мы во Вселенной? 4. Как велико может быть население Земли? 5. Сможем ли мы побороть болезни? 6. Откуда произошел человек? 7. Что такое сознание? 8. Что управляет климатом? 9. Как одна клетка превращается в целый организм? 10. Все зависит от случая? [17]

Можно ли ответить на эти вопросы, опираясь на теорию самоорганизации и нелинейного мышления, соответствующую методологию познания? На наш взгляд, ответ должен быть положительным, поскольку использование синергетической парадигмы [18] и методов познания вплотную подводит науку к раскрытию этих и других тайн природы, позволяет совершить прорыв к истине. Это становится возможным и потому, что, как утверждает Е.Н. Князева, синергетика располагает достаточным арсеналом средств и методов, направленных на исследование универсальных механизмов самоорганизации сложных систем, как природных, так и человекомерных, в том числе когнитивных. [19] Синергетическая парадигма обеспечивает многообразие подходов в поиске истины в процессе дальнейшего развертывания познавательной деятельности человека. Во всяком случае, в последующих разделах данной книги автором представлены на обсуждение комплекс идей и варианты гипотез по этим проблемам, а также общая логическая схема развертывания познавательных возможностей человека.

РАЗДЕЛ II . УРОВНИ САМООРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Утверждение синергетики как нового стиля научного мышления, который часто отождествляют с нелинейным мышлением [20] , связано с выдвижением принципиально новых методологических принципов в формировании как общей картины мира, так и е е основания — физической картины мира. Центральным методологическим принципом синергетики является признание теории самоорганизации в качестве отправной точки научного мировоззрения, а исследование закономерностей и механизмов самоорганизации — единственным способом представить рациональное объяснение возникновению порядка из хаоса естественным путем.

С позиций синергетики физическая картина мира представляет сложную иерархию открытых, неравновесных самоорганизующихся систем, подчиняющихся некоторым универсальным законам эволюции. Естественно, возникает вопрос о пространственно-временных и других измерениях процессов самоорганизации, о критериях масштабности в иерархии сложноорганизованных материальных систем. В связи с этим, необходимо вернуться к «вечному» вопросу о соотношении и формах проявления конечного и бесконечного [21] . Именно через призму рассмотрения этого вопроса проблема самоорганизации переводится в русло многомерности и современного понимания онтологизма.

Вопрос о соотношении конечного и бесконечного возникал и по-своему решался во все времена становления и развития человеческого познания. Он по-прежнему является одной из ключевых методологических проблем науки, особенно когда речь идет о совершенствовании нашего миропонимания. Проблема здесь заключается не в доказательстве самого принципа бесконечности, а в нахождении способов его выражения в логике понятий, не противоречащей системе современного научного знания.

Безусловно, все суждения о бесконечном основываются или на теоретических обобщениях, или на экстраполяции опытных данных о конечных объектах на сколь угодно большие и малые пространственно-временные масштабы. Но нельзя не признать, что по мере развития науки и техники, увеличения вследствие этого ряда конечных объектов, о которых мы имеем достаточный объем научной информации, и эти научные технологии обеспечивают все более достоверный результат. Неполнота эмпирических данных не снимает проблемы развертывания все новых и новых моделей бесконечного как переходных ступеней к познанию его действительной сущности.

Одним из главных направлений поисков путей разрешения возникающих при этом противоречий является построение модели структурной бесконечности материального мира, охватывающей

иерархию взаимосвязей материального и духовного. Рассматривая многочисленные попытки поисков такого рода от древних мыслителей Лао цзы и Анаксагора до современных теорий иерархического строения материи и Вселенной, следует отметить, что, несмотря на все их недостатки, эти теоретические построения более соответствуют синергетическому миропониманию, чем финитные теории. Не вдаваясь в критический разбор существующих иерархических концепций научной картины мира, попробуем представить гипотетическую модель, которая, на наш взгляд, могла бы служить основой для преодоления основных противоречий в трактовке бесконечного и принципиально нового подхода к исследованию механизма самоорганизации материи.

Предлагаемая нами модель картины мира состоит из ряда гипотез, которые, взаимно дополняя и развивая друг друга, образуют единую логически непротиворечивую систему. Рассмотрим сначала содержание гипотез, непосредственно относящихся к физической картине мира. Их можно подразделить на три относительно самостоятельные группы: первая — представляет собой теорию уровней самоорганизации материи, вторая — содержит понятие о межуровневом интервале, третья — намечает основные контуры новой концепции развития. В таком порядке в дальнейшем излагается их суть.

При всем разнообразии явлений материального мира это многообразие, как показывают данные современной науки, диалектически взаимосвязано с единством его сущностных основ. Единство материального мира характеризуется подчинением физических форм движения, самоорганизации и развития некоторому сравнительно ограниченному кругу законов, интегральное выражение сущности которых заключено в предельно объемной категории, условно обозначаемой термином «непрерывность прерывности» [22] . Данный термин обозначает также и основополагающий закон, обобщающий всю совокупность связей материального мира.

Непрерывность прерывности (как форма проявления единства конечного и бесконечного) рассматривается не только традиционно в горизонтальном, но и в вертикальном срезе самоорганизации материи. В последнем случае ее физические формы представлены последовательными, уходящими в бесконечность рядами структурных уровней, каждому из которых соответствует целый класс дискретных форм. При построении своей гипотезы о вертикальном разрезе структуры материи мы исходим из предположения, что абсолютно простого (элементарного) вида материи не существует. Возможны лишь относительно простые ее виды.

Из известных ныне образований материи мы выделяем следующие четыре уровня разграничения ее физических форм, каждый из которых образует относительно самостоятельный пространственно-временной континуум:

Субэлементарный уровень (частицы полей), пространственные значения в пределах от 10 -35 до 10 -30 см, временные интервалы от 10 -45 до 10 -40 с. В дальнейшем пространственные значения (пространственные интервалы) обозначаются термином «квант пространства» [23] , а соответствующие временные интервалы — термином «квант времени» [24] .
Микроуровень (элементарные частицы, их комплексы, атомы), квант пространства — 10 -14 — 10 -8 см, квант времени 10 -24 — 10 -18 с.
Макроуровень (планеты, планетные системы, звезды), квант пространства — 10 7 — 10 13 см, квант времени — 10 -3 — 10 3 с.
Мегауровень (галактики и галактические системы), квант пространства — 10 22 — 10 28 см, квант времени — 10 12 — 10 18 с.
Каждое из этих состояний материального мира можно определить как структурный уровень самоорганизации материи, в дальнейшем обозначаемый сокращенно — СУСМ. Сокращенно именуются в последующем и каждый из четырех уровней самоорганизации материи: субэлементарный уровень — СУСМ-1, микроуровень — СУСМ-2, макроуровень — СУСМ-3, мегауровень — СУСМ-4.

Линейные размеры частиц каждого СУСМ находятся в пределах ограниченного диапазона пространственных значений, промежутки между которыми составляют межуровневый интервал. Между СУСМ-1 и СУСМ-2 межуровневый интервал по протяженности равен шестнадцати порядкам, между СУСМ-2 и СУСМ-3 — пятнадцати порядкам, между СУСМ-3 и СУСМ-4 — девяти порядкам. Естественно, что это приблизительные оценки, так как специально данным вопросом еще никто не занимался. Научную мысль до сих пор в основном интересовало то, чем заполнено пространство между реальными материальными объектами, так сказать, по горизонтали, т.е. природа «пустоты» или физического вакуума [25] . Мы же стремимся понять сущность «пустоты» по вертикали (в иерархической структуре), иначе говоря, того, чем заполнено пространство между структурными уровнями самоорганизации материи (СУСМ).

Существование межуровневого интервала связано с тем, что каждая дискретная физическая форма не может эволюционировать до бесконечности в рамках форм данного класса. После достижения определенного предела дальнейшее развитие физических форм в пределах одного СУСМ становится невозможным и происходит накопление условий для скачка — перехода к следующему уровню самоорганизации материи, преимущественно по фрактальному принципу. В итоге происходит как бы репликация системы самоорганизации на следующем СУСМ, что связано с возрастанием размерности физических объектов от уровня к уровню.

Возрастание размерности физических постоянных от уровня к уровню, как и «перешагивание» через межуровневый интервал, видимо, составляет важную закономерность эволюции форм материи. Поскольку возрастание размерности физических и иных форм происходит во времени, значение времени приобретает относительность (привязанность к определенному материальному субстрату, системе), и каждому этапу в развитии материального мира, иначе говоря, каждому СУСМ соответствует определенный временной эквивалент (темпомир). Можно предположить, что он пропорционален протяженности и массе частиц этого уровня. Так, если средняя протяженность частиц микромира приблизительно на 20 порядков меньше объектов макромира, то и процессы в микромире должны протекать быстрее в такой же пропорции, т.е. на столько же порядков. Эту разницу в скорости протекания процессов следует рассматривать как межуровневый временной интервал между темпомирами, присущими каждому из СУСМ.