Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СИНЕРГЕТИКА» 
Г.А. Котельников

Опубликовано в: Что такое синергетика?

Наблюдаемая последовательность СУСМ позволяет предполагать, что каждый из них является результатом развития предыдущего. А поскольку это так и между их сопоставимыми качественными состояниями существует временной интервал, то отсюда следует вывод о том, что в любой из данных моментов материя на всех уровнях вертикальной структуры находится в различных качественных состояниях (как, к примеру, и разные поколения одновременно живущих людей). Предшествующие нашему (СУСМ-3) уровни самоорганизации материи (например, микромир — СУСМ-2) должны быть старше и иметь более долгую по времени историю на величину межуровневого временного интервала. Ориентируясь на возраст большинства известных нам макрообразований во Вселенной, можно

утверждать, что временной интервал между СУСМ-2 и СУСМ-3 находится в пределах 10 — 20 миллиардов лет [26] .

Так как наблюдаются не только пространственный и временной интервалы, но и интервалы по массе и другим фундаментальным значениям, есть все основания предполагать, что между ними существует взаимосвязь, которая должна принимать форму тенденций и закономерностей. Исследование корреляций между формами проявлений межуровневого интервала дает ключ к разгадке многих явлений природы, позволяет выйти на законы взаимосвязи пространства, времени, массы, движения, скорости, энергии и т.д. Здесь, очевидно, скрыт механизм перехода одних форм движения в другие, механизм действия системообразующих факторов. В принципе все вопросы, связанные с пониманием сущности эволюционных процессов и процессов развития (в том числе и биологических форм), упираются в познание механизмов заполнения межуровневого интервала, перехода от одного темпомира к другому, механизмов надстраивания одних системообразующих факторов над другими.

Для понимания фундаментальных закономерностей эволюции и развития важное значение имеет выяснение соотношения стабильности и нестабильности в процессах самоорганизации сложных систем. Н.Н. Моисеев считает познание диалектики этих противоположных по своей направленности тенденций ключом к разгадке сущности развития. Он указывает, что «по мере усложнения организации систем происходит одновременно ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности» [27] . Одно как бы порождает другое. В результате через нестабильность и бифуркации в надстраивании одних процессов самоорганизации над другими мы имеем новое качественное состояние системы.

Развитие можно представить как результат антиэнтропийной эволюции в самоорганизации материальных систем. Оно связано с необратимостью некоторых процессов во Вселенной, т.е. накоплением таких качественных и количественных изменений, которые временно как бы изымают часть вещества из кругооборота материи за счет включения его во все более сложные формы движения и саморганизации. Это происходит путем вплетения одних физических форм движения и самоорганизации материи в другие формы или в физические же формы движения на следующем структурном уровне самоорганизации материи ( следующем СУСМ).

Включение элементов вещества в более или менее устойчивые системы, а этих — в другие системы более высокого порядка и т.д., является главным способом сохранения и воспроизводства определенных качественных состояний, приобретения нового качества, придания всему процессу характера необратимости (не в частных случаях, а в конечном итоге). Приращение качества достигается за счет системообразующих факторов. В этом смысле развитие выступает как направленный процесс количественных и качественных изменений в структуре материальных объектов, определяемых их последовательным включением в иерархию разнопорядковых систем и в конечном итоге, — в иерархию СУСМ.

Между СУСМ, являющимися, прежде всего, узловыми пунктами развития физических форм движения материи, находится последовательный ряд химических, геологических, биологических, общественных и других процессов, протекающих при определенных условиях. В то же время и каждый отдельный элемент СУСМ (скажем, электрон или протон, планета или звезда) является результатом развития физических, химических, а в некоторых случаях и других (на нашей планете всего известного науке ряда) процессов на предыдущем уровне (СУСМ-2). Эти процессы находятся в постоянном взаимодействии и при определенных обстоятельствах могут переходить друг в друга. Причем, процессы на последующих уровнях оказывают влияние на характер протекания процессов на предыдущем уровне развития. Для наглядности излагаемая здесь общая концепция развития представлена нами в виде схемы, которая дается в приложении №1. Эта схема является иллюстрацией и ко всему разделу.

Развитие материи в целом можно представить в виде медленного, но неуклонного подъема по бесконечной лестнице, где каждая ступенька, повторяя общую конфигурацию предыдущей (по фрактальному принципу), но в гораздо больших масштабах по всем основным измерениям, является очередным этапом развития материального мира, которому соответствует определенный СУСМ. Если исходить из такого понимания общей направленности эволюции материального мира, то в каждый данный момент бесконечность имеет реальный смысл лишь в сторону прошлого, а, следовательно, в сторону объектов всё более мелкого масштаба (вниз по вертикали СУСМ). В противоположном направлении (вверх по вертикали) бесконечность должна существовать только в виде возможности бесконечного развития. Как отмечает С.Т. Мелюхин, «можно только предполагать, что Метагалактика не составляет последней ступени в структурной организации материи» [28] .

Развитие материальных систем в пространственных масштабах тесно связано с временными масштабами и с общей направленностью вектора времени, с так называемой «стрелой времени» [29] , что предполагает определенную последовательность событий. В данном случае имеется в виду последовательность СУСМ, каждый из которых представляет собой новообразование в сравнении с предыдущим. Соотношение структурных уровней во временном аспекте следует рассматривать не только в качестве ступеней развития, но и как взаимосвязь между поколениями СУСМ. Образно говоря, СУСМ-1 предстает с точки зрения макрообразований как бы «дедушкой», а в качестве непосредственного «родителя» выступает СУСМ-2. В связи с этим возникает ряд проблемных вопросов: Сколько поколений СУСМ может существовать одновременно? Возможно ли на каком-то этапе элиминирование ранее возникших и уже исчерпавших себя уровней? В каких же тогда состояниях пребывает материя, вещество и т.д. на этих уровнях? Конкретных ответов на такие и им подобные вопросы пока никто дать не может. Это дело будущего. Поэтому на данном этапе мы вынуждены ограничиться постановкой проблемы и ее рассмотрением на уровне гипотез.

Подводя итог рассуждениям об уровнях самоорганизации материи, о структуре физической картины мира, мы должны определиться с ключевыми понятиями и уточнить соотношение между ними. Прежде всего о понятии «непрерывность прерывности», которое раскрывает соотношение конечного и бесконечного. Современная наука признает, что это соотношение не одномерно, а многомерно. Его следует трактовать также и как бесконечную иерархию СУСМ, где каждая из основополагающих категорий материи (пространство, время, масса, движение, энергия и др.) бесконечна (непрерывна), но в то же время в рамках одного уровня самоорганизации (СУСМ) она конечна (прерывна). Поэтому понятие бесконечности в его наиболее общем виде (как философской категории) может быть использовано адекватно только при характеристике основных атрибутов материи [30] ; при этом линия разграничения между конечным и бесконечным не может быть однозначно и жестко привязана к соотношению количества и качества.

Тем не менее бесконечность — это понятие, отражающее преимущественно количественное (метрическое) свойство материального мира в целом. Актуализация бесконечности возможна при выделении двух главных направлений проявления ее сущности: а) горизонтальное (пространственное) — в рамках одного СУСМ; б) вертикальное (масштабное) в плане иерархической бесконечности структурных уровней самоорганизации материи. При таком подходе понятие «безграничность» будет выступать как частный случай метрической бесконечности, а «неисчерпаемость» — как понятие, отражающее бесконечное многообразие качественных состояний материи. Такая вертикально-горизонтальная и количественно-качественная развертка содержания категории «непрерывность прерывности» использовалась нами при уяснении физической картины мира и понимании сущности развития как методологический принцип.

Его суть состоит в том, что каждый структурный уровень самоорганизации материи рассматривается как открытая нелинейная система, которая непрерывно обменивается веществом, энергией и информацией с другими уровнями. Основным полем для такого обмена является межуровневый интервал, где за счет «вертикального» взаимодействия накапливаются неравновесные состояния вещества и неустойчивость составляющих его диссипативных структур. Это порождает состояние того самого хаоса, в котором различные флуктуации создают условия для возникновения порядка, ведущего к новой иерархии самоорганизующихся систем.

Необходимо, однако, учитывать, что неравновесное состояние системы (в данном случае имеется в виду СУСМ) и возникающие при этом флуктуации неизбежно подводят ее к точке бифуркации, когда система может идти двумя путями: а) за счет нарастания тенденций к дезорганизации (энтропии) начнет распадаться; б) вследствие устойчивого усиления кооперативных процессов войдет в режим самоорганизации . В первом случае поток распадающегося вещества пойдет вниз по вертикали к нижележащему СУСМ. Во втором случае он будет идти вверх по вертикали и подниматься к вышележащему СУСМ.

Развитие как раз и предполагает нарушение равновесия между этими двумя постоянными и бесконечными тенденциями в пользу второй. Сам факт одновременного существования в природе нескольких структурных уровней самоорганизации материи (СУСМ-1, СУСМ-2, СУСМ-3 и СУСМ-4) является неопровержимым доказательством устойчивого преобладания восходящих потоков над нисходящими, а следовательно, реальность необратимости процессов поступательного развития, реальность преобладания прогресса над регрессом.

РАЗДЕЛ III . ДИАЛЕКТИКА ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

В восходящих потоках самоорганизации материальных систем, выходящих за рамки СУСМ и преодолевающих межуровневый интервал за счет перехода ко все более сложным структурным образованиям и формам движения, на определенном этапе возникает то, что мы называем жизнью. С этого момента начинается принципиально новая фаза в процессах самоорганизации, когда они уже не укладываются в рамки физико-химических парадигм описания. Наступает время перехода к биологическим формам самоорганизации, которые затем стали играть решающую роль в эволюционном процессе, по крайней мере, в земных условиях. Так можно кратко сформулировать концептуальную посылку в понимании сути проблемы с позиций неравновесной термодинамики.

Наука с момента своего зарождения настойчиво пытается проникнуть в тайны живой природы. История этого поиска продолжительностью почти 3000 лет хорошо показана в книге К.Б. Серебровской «Сущность жизни» [31] . Тем не менее, научная мысль до сих пор не может полностью раскрыть загадку происхождения жизни. В частности, она не ответила на такие вопросы: случайно появление живой природы или закономерно? Уникальное это явление или оно носит всеобщий характер?

Сущность жизни, ее происхождение и биологическую эволюцию, как показывает ознакомление с литературой по данной проблематике, невозможно понять и объяснить как с позиций философии, так и оставаясь в рамках какой-нибудь одной области научного знания или даже смежных его областей. Уже стало очевидным, что такие попытки заведомо обречены на неудачу. Поэтому ученым так и не удается до настоящего времени добиться решающего прорыва в этом направлении с позиций биологической теории [32] или с позиций теории управления [33] , с других концептуальных позиций [34] . Ясно, что требуется предельно широкий междисциплинарный или, как считает Э. Ласло, трансдисциплинарный [35] подход к решению проблемы, требуется синергетическое мировидение и соответствующая методология.

Главное в понимании жизни и ее происхождения не в том, чтобы углубляться в частные коллизии и анализировать различные флуктуационные моменты наподобие тех, которые возникают в колбе с водой и газами под воздействием электрических разрядов, а в выходе на системный анализ закономерностей самоорганизации в сложных неравновесных системах с информационным обеспечением механизма их воспроизводства. Происхождение жизни связано с возникновением механизма автопоэзиса, ведущего к появлению самовоспроизводящихся систем, в которых запрограммирована способность расти и развиваться за счет активного поглощения элементов окружающей среды. Живые системы преобразуют также пространство и время, устанавливая автопоэтическую сеть [36] .

Возникает вопрос: что является источником и движущей силой появления такого исключительно агрессивного начала в природе? Отвергая теологические теории, мы скептически относимся и к теориям о чисто случайном, самопроизвольном возникновении жизни на нашей планете (они, на наш взгляд, не выдерживают серьезной критики) и придерживаемся гипотезы о существовании закономерного механизма, порождающего данное явление не только в отдельных точках Вселенной, но и в масштабах всей иерархии СУСМ. В его основе возможно находятся информационные процессы и закономерности.

Суть нашей гипотезы о происхождении и эволюции живой природы основывается на новой концепции развития и вытекает из всего хода предшествующих рассуждений. Она сводится к следующим положениям:

1. Если исходить из того, что все структурные уровни самоорганизации материи равноправны (с точки зрения системы отсчета) [37] , то за каждым из них необходимо признать не только возможность обладания свойствами и качествами, сходными по своей природе с теми, которыми наделен уровень, населенный человеческой цивилизацией (макроуровень), но и способность намного превзойти их по многим измерениям.

2. Считая явления самоорганизации общей закономерностью для всех СУСМ, мы должны допустить, что такие состояния материи, как жизнь, информационные процессы и разумная деятельность, могли в принципе возникнуть на любом уровне. Во всяком случае, на предшествующих макромиру (СУСМ—3) уровнях самоорганизации материи гигантски возрастают возможности возникновения жизни даже и за счет случайных флуктуаций (в контексте действия механизмов самоорганизации). Наверное, можно вычислить, на каком уровне (если идти вниз по вертикали, т.е. вглубь материи) такая вероятность оказалась бы вполне достаточной, чтобы превратить ее в закономерность.

3. Есть все основания предполагать, что с определенного момента предыстории известных современной науке СУСМ Жизнь и Разум становятся непременными, можно сказать вечными атрибутами материи и приобретают способность к экспансии с одного уровня на другой. В мысленно обозримом диапазоне иерархии СУСМ Жизнь и Разум могут быть столь же бесконечны в глубине материи, как и их потенциальные возможности бесконечно подниматься по ступенькам иерархической лестницы СУСМ [38] .

Разумная деятельность живых существ в своих высших проявлениях является, по нашему мнению, не только необходимым звеном развития природы, но в то же время и детерминантой развития. Видимо, в такой постановке вопроса лежит ключ к разгадке некоторых аспектов парадокса развития. Разумная деятельность на предшествующих СУСМ постоянно нарушала природную симметрию и создавала неравновесные состояния, рождая новое качество, которое случай возводил в тенденцию и закономерность, запуская новые витки процессов самоорганизации. Так происходит и на макроуровне, где человек делает то же самое: нарушает природное равновесие в существовавших до него экосистемах.

Следуя логике данных положений, мы неизбежно должны подойти к выводу о том, что жизнь в ее генезисе, в пределах каждого из известных ныне структурных уровней самоорганизации материи, есть результат высших проявлений разумной деятельности на предыдущих уровнях. Отсюда также следует, что разумная деятельность на предшествующем СУСМ, т.е. в микромире, давно достигла неизмеримо более высокого уровня развития, чем

земная цивилизация [39] , превратившись в сверхмикроцивилизации [40] . Очевидно, что они (сверхмикроцивилизации) уже миллиарды лет назад оказались в состоянии познать и использовать законы природы для моделирования и создания искусственных объектов за пределами СУСМ-2. Продукты такой творческой деятельности сверхмикроцивилизаций уже давно заполнили межуровневый интервал (между СУСМ-2 и СУСМ-3) и воспринимаются нами как элементы живой природы. Эволюция жизни на Земле наглядно показывает, по каким направлениям двигалась творческая фантазия сверхмикроцивилизаций. По-видимому, и мы сами (отдельный человек и человечество в целом) являемся продуктом развития и деятельности сверхмикроцивилизаций.

С этих концептуальных позиций биологическую эволюцию (а возможно, и химизм) следует рассматривать как продолжение самосовершенствования и дальнейшего развития сверхмикроцивилизаций за пределами СУСМ-2. Суть этого процесса заключается в том, что на определенном этапе своей эволюции цивилизации микромира овладевают знаниями, технологиями и энергией, достаточными для переструктурирования вещества в микромасштабах, а затем создания на этой основе самоуправляющихся

и самовоспроизводящихся систем, приспособленных к самостоятельному существованию и развитию в условиях пространственно-временных измерений, характерных для межуровневого интервала между СУСМ-2 и СУСМ-3. Наиболее показательным примером такой системы является обыкновенная живая клетка (одноклеточный организм).

Определение жизни на Земле как проявления высших форм деятельности прежде всего в сфере информационных технологий и как способа существования сверхмикроцивилизаций в макромире, разумеется, сразу ведет к необходимости переоценки и переосмысливания всех теорий о происхождении жизни, эволюционных теорий, основанных на дарвинизме и других, которые фиксируются в современных концепциях естествознания [41] . Приходится признать, что они дают правдоподобные объяснения, построенные лишь на описании внешней стороны явлений. Это равносильно использованию теории естественного отбора для объяснения происхождения и эволюции конструктивных особенностей, скажем, автомобилей или самолетов, не принимая в расчет деятельности их творца — человека.

Интересные мысли в данном направлении высказывал еще в начале века П.Д. Успенский. Критикуя классические биологические теории, согласно которым приобретенные качества становятся постоянными только после случайных повторений во многих поколениях, он пишет, что на самом деле «новые качества очень часто передаются сразу и в чрезвычайно сильной степени. Один этот факт разрушает всю старую систему и обязует нас предположить наличие особого рода сил, управляющих появлением и упрочением новых качеств» [42] . По мнению П.Д. Успенского, «животное и растительное царства есть результаты сложной работы, проведенной Великой Лабораторией». [43]

В его работах подчеркивается также необходимость перехода к нелинейному мышлению при объяснении этих процессов [44] . Это показывает, что передовые представители науки признавали необходимость поиска новых парадигм познания еще до институционализации синергетики.

История происхождения жизни на Земле, если смотреть на нее со стороны внешних проявлений, достаточно полно освещена в современной научной литературе [45] . Ее анализ показывает, что сначала создается надежный механизм самовоспроизведения, обеспечивающий непрерывность в репликации систем. Простота и ничтожно малые (в макромасштабах) размеры первых таким образом созданных живых систем позволяли управлять ими из пространственно-временных масштабов микромира кибернетическими средствами сверхмикроцивилизаций. Здесь, вероятно, использовались различные информационные технологии по принципу автопилота или биоробота при сохранении какой-то формы периодического контроля со стороны сверхмикроцивилизаций. Эта система управления, возможно, действует и до настоящего времени на доклеточном (вирусы и т.д.) [46] или клеточном уровне любого живого существа. Есть основания предполагать, что аналогичным образом управляются и некоторые многоклеточные (растения, грибы и др.).

С появлением многоклеточных образований происходит процесс дифференциации функций отдельных клеток организма. Организм стал сообществом распределенных по своим функциональным обязанностям клеток, из которых затем формируются отдельные органы. Их деятельность стало быть нужно координировать уже на макроуровне.

Переход к многоклеточным животным организмам был сопряжен с процессом создания полностью автономных, а затем и самоуправляющихся систем на основе выделения в организме клеток, специализирующихся на функциях управления и обработки информации. В результате эволюции возникает мозг как управляющая система индивидуального пользования, действующая на макроуровне.

Очевидно, что по мере становления, совершенствования и развития нервной системы и мозгового аппарата животных их функционирование постепенно становится все более независимым все меньше нуждается в непосредственном регулировании и контроле со стороны своих создателей. Когда приспособительные механизмы саморегулирования и самоуправления окончательно утвердились, макроусловия и земные факторы (геологические, экологические, климатические и т.д.) начинают играть все более важную роль в формировании поведения представителей животного мира в процессе их дальнейшего эволюционного развития.

Сложность познания диалектики развития живой природы на современном этапе научных исследований состоит в том, что мы пока еще не располагаем методологией и методикой установления реального соотношения между организацией и самоорганизацией в микро- и макроэволюционных процессах. Они, безусловно, должны присутствовать на всех из иерархических ступеней развития биологических организмов как в целом, так и в каждой конкретной ситуации.

Для современной науки вполне очевидна организующая роль микрокосмического разумного фактора по крайней мере на начальной стадии биологической эволюции, но конкретные формы и механизмы его участия в последующих уровнях самоорганизации живых систем нуждаются в специальном исследовании. Пока же мы можем только предположить, что Жизнь, а следовательно и Разум, есть везде, но лишь в тех формах, которым позволяют развиваться местные условия.

РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕК

Мы подходим к очень ответственному времени — к коренному изменению нашего научного мировоззрения. И в основе его — познание человеком самого себя.

В.И. Вернадский

Человек является составной частью живой природы и в то же время занимает в ней особое положение. Оно определяется тем, что человек стал носителем не только Жизни, но и Разума, а это коренным образом меняет его роль в дальнейшей эволюции природы. Однако прежде чем стать частицей Мирового Разума, человек как индивидуум и личность стал частью Социума. Все это невозможно понять не обращаясь вновь к тем истокам генезиса живого, где микрокосмическая эволюция вливается в макроэволюцию.

Прослеживая общую тенденцию эволюции систем самоуправления, самовоспроизводства и самосовершенствования в живой природе, которая приводит к образованию все более сложных биологических видов и в конечном итоге к появлению человека, мы видим, как его индивидуально-видовое развитие завершается развитием социальным. Анализ данной ситуации делает правомерной постановку вопроса: в какой мере биологическая эволюция и антропосоциогенез детерминированы творческим гением и деятельностью сверхмикроцивилизаций? Хотя в такой постановке данная проблема частично уже исследовалась нами в предыдущем разделе и многие факты указывают на то, что их роль в стимулировании этих процессов несомненна. Можно привести здесь еще и такие доказательства. Во-первых, только принимая во внимание созидающую роль сверхмикроцивилизаций становится понятным тот парадоксальный факт, что человек еще до начала своего социального становления обладает мозгом, намного превышающим по мощности его потребности как биологического вида [47] . Во-вторых, только этим феноменом можно объяснить факт поразительной целенаправленности и последовательности в эволюции живой природы, неуклонно ведущей к верховенству разумного начала. Вполне определённое присутствие в данном эволюционном процессе целеполагания даёт повод одним считать его источником божественный промысел (в традиционном для религии подходе), а другим — видеть проявление всеединого космического универсума (так представляют дело некоторые представители науки) [48] . С нашей точки зрения логику развития процессов самоорганизации и их внутренних закономерностей, источник целеполагания в эволюции наблюдаемых нами процессов следует искать не в сверхестественных силах, не за пределами нашей планеты, а в глубинных уровнях материи, ее составляющих.

Однако при этом, естественно, придется вспомнить о том, как произошло и эволюционизировало протовещество, из которого образовалась Солнечная система и Земля. Здесь, безусловно, могут быть общие корни с другими звёздными системами и, соответственно, почва для иных гипотез (например, панспермии). Но внеземные цивилизации макроуровня затеряны в далёких просторах галактик. Установление осознанных и планомерных контактов с ними дело будущего, так как требует огромных энергетических ресурсов более совершенных технологий. Тем не менее идеи освоения макрокосмического пространства все еще популярны и научная мысль не обращает внимания на тот факт, что сверхмикроцивилизации обитают рядом с нами, составляют нас самих и требуется лишь найти пути к взаимопониманию, обратившись к микрокосму, к той информации, которая от него исходит.

Между тем, когда современная наука обращает свои взоры вперёд, в будущее, она неизбежно оказывается перед необходимостью учета и этого фактора. Развитие человеческого общества, общественного производства и общественного сознания переносит процесс самоорганизации и самоуправления на уровень различных по социальных систем [49] . Становлением человека как общественного существа практически завершается развитие живой природы в земных условиях. Но по мере прогресса науки, техники и других атрибутов мощи человеческого разума открываются величественные перспективы возникновения цивилизаций в пределах СУСМ-3, которые имеют тенденцию к перерастанию в сверхцивилизации макроуровня. При этом следует сознавать достаточно высокую степень вероятности того, что земной сценарий не является единственным или первым в бесконечных пространствах Вселенной при осуществлении Мировым Разумом перехода от СУСМ-2 к СУСМ-3 и т.д.

В данном случае, говоря о Мировом Разуме мы имеем в виду не всеединый космический или космопланетарный универсум, а собирательное понятие, означающее признание множественности обитаемых миров (космических или микрокосмических цивилизаций), естественно стремящихся к контактам и единению как общей тенденции или цели, которая может реализоваться как по горизонтали, так и по вертикали СУСМ. Эта цель в абсолютном виде недостижима из-за бесконечности Вселенной, но может реализоваться в какой-то локальной ее части и выступать аттрактором общего развития цивилизаций макроуровня.

По мере того как в человеке и его деятельности моделируется и воспроизводится на новом уровне самоорганизации материи собственная природа и творческий гений сверхмикроцивилизаций, они в основном исчерпывают свои возможности и передают эстафету развития живой природы и Разума человеческой цивилизации, призванной нести ее дальше в макро- и мегамир. Так в природе осуществляется преемственность поколений Жизни и Разума от одного СУСМ к другому. Теперь уже человечество, говоря словами А.Д. Урсула, «становится одним из важных факторов эволюции Вселенной» [50] . Эта тема в последней трети ХХ века начинает широко и серьезно обсуждаться в научной литературе с различных точек зрения [51] .

Но человечеству еще предстоит преодолеть свои внутренние неурядицы и стать целостностью в планетарном масштабе. [52] Ему ещё предстоит осознать свою сущность и свое предназначение в качестве единой цивилизации. Такое осознание в ближайшие десятилетия должно возобладать среди учёных и политиков, оно должно также стать стержнем концепции образования и мировоззренческой подготовки молодежи.

Последовательное развёртывание положений нашей гипотезы о природе живого и сущности человека позволяет иначе взглянуть на многие социальные и исторические явления, события и факты повседневной жизни. Допуская, что живая природа, в том числе и человек, являются системами, возникшими в результате эволюции и сознательной деятельности сверхмикроцивилизаций, мы тем самым ставим вопрос о возможности взаимодействия с ними. Ясно, что нас разделяет то, что мы называем межуровневым интервалом. И все-таки здесь правомерна постановка целого ряда конкретных вопросов. Оказывают ли сверхмикроцивилизации влияние на историческое развитие человечества? Влияют ли они на сознание и поведение конкретного человека? Есть ли возможность установления связи или информационного обмена с ними? На первые два вопроса возможен положительный ответ (по крайней мере, в некоторых случаях). Что же касается последнего вопроса, то, по нашему мнению, такая связь всегда существовала, но она в основном носит односторонний характер и пока еще не осознается человечеством. Во всяком случае этот вопрос до сих пор остаётся вне поля зрения науки [53] .

В своей практической деятельности человечество до настоящего времени ограничивалось тем, что использовало отдельные патенты природы в качестве подсказки при решении некоторых научных и технических проблем. Имеются попытки как-то систематизировать использование подсказок природы (например, бионика и др.). Науке также известно о биотоках и биополях, которые производят все живые существа, но она не изучала их с точки зрения получения какой-либо информации, которая могла бы быть истолкована как информация от сверхмикроцивилизаций [54] . Между тем нельзя исключить явные или неявные свидетельства в пользу того, что многие чувства, мысли и действия людей (особенно когда они охватывают массы) есть проявление этой связи, своего рода сигналы, идущие к нам из микрокосмоса [55] .

Среди явлений массового сознания и общественной психологии заслуживает самого пристального внимания и осмысления с этих позиций религиозные, а также дорелигиозные (языческие) чувства и верования, мифотворчество. Нельзя сбрасывать со счета довольно распространенную среди образованных людей и даже ученых веру в бога-творца, богочеловечество [56] и т.д. На наш взгляд, все эти мифы могут быть не только своеобразным истолкованием информации, идущей к нам из микрокосма, но и, возможно, служат напоминанием человеку о его происхождении и предназначении. Наука должна обратить внимание на эту сторону проблемы, вместо того, чтобы отмахиваться от нее.

Если многое из того, что составляет наше подсознание, интуицию и мысль, действительно является результатом влияния сверхмикроцивилизаций, то следует иначе взглянуть на процессы в наших мозговых структурах [57] , на самих себя и ту реальность, которая нас окружает в настоящем, на следы материальных культур прошлого, на религию, на философские и другие воззрения (например, на эзотерическую литературу) самых различных направлений, отражающих природу человека [58] . Следует также изучить под этим углом зрения различные пласты культуры, народное творчество и все остальное, в чем проявлялись и проявляются сознание и психология, поведение и деятельность человека и что не имеет прямого отношения к обеспечению его существования как биологического вида, не может быть объяснено каким-либо рациональным способом. Весь комплекс факторов, сопровождающих жизнь человека, общества, необходимо тщательно исследовать на предмет причастности к информации, идущей из микрокосмоса. Подобного рода информацией должен быть буквально пропитан весь социум.

Внимательный взгляд на себя и свою историю с данных позиций несомненно поможет человечеству лучше понять свое настоящее и заглянуть в будущее, прогнозировать его на сотни, тысячи и миллионы лет вперед.

Так же как мы многому (практически всему) учимся у своих отцов и дедов, можно многому научиться у цивилизаций микрокосмоса, создавших этот прекрасный и удивительный по своему совершенству мир, достигших в итоге способности преодолевать межуровневый интервал и воспроизводить себя на следующем уровне самоорганизации материи (этому они, в свою очередь, могли «научиться» у своих предшественников на нижележащих уровнях). Основываясь на таком подходе, мы могли бы, наконец, разобраться в собственной сущности, в смысле своего существования, а также в том, что хорошо или плохо в нас самих и окружающем мире.

К самопознанию должно стремиться не только человечество в целом, но и каждый отдельный человек, который является наследником и материальным носителем собственного микроскопического Разума, его представителем в макромире. Вероятно, следует изучать с позиций современной науки опыт такого самопознания, с тем, чтобы разобраться в механизме информационной взаимосвязи между разумным началом микро- и макрокосмоса. Здесь, по нашему мнению, огромное поле для развертывания целой отрасли научного знания, основанной на синергетическом миропонимании и соответствующей методологии. Мы же пока упорно ищем братьев по Разуму в просторах космического макропространства (т.е. цивилизации, развивающиеся параллельно с нами), но не обращаем внимания на своих предшественников в микрокосмосе.

РАЗДЕЛ V. ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В наше время, когда в науке происходит непрерывный пересмотр установившихся представлений и об отдельных явлениях, и о картине мира в целом, что ведет к множественности мировоззренческих установок, важное значение приобретает выработка конструктивных идей, способных очертить контуры глобального процесса самоорганизации, в рамки которого могли бы органично вписаться наиболее плодотворные футурологические концепции. В связи с этим следует отметить ведущиеся в последние годы в русле синергетического подхода активные поиски описания таких алгоритмов развития, опираясь на которые можно было бы построить адекватную мировым реальностям теорию универсального эволюционизма [59] . Однако и эта новая футурологическая концепция не способна дать ответа на многие актуальные вопросы, поскольку, как и все ее предшественники, ограничивается пространственно-временными масштабами макромира, рассматривая его в качестве базового уровня построения концепции развития и единственно возможной исходной точки зрения. На наш взгляд, теория универсального эволюционизма и осознание перспектив человеческой цивилизации должны опираться на более широкое и масштабное описание системы мироздания.

Изложенные в предыдущих разделах книги взгляды на систему мироздания существенно дополняют современные представления о глобальном эволюционизме тем, что наряду с «горизонтальными» сценариями (в плоскости одного СУСМ) эволюции Вселенной [60] рассматривают также «вертикальные» сценарии, учитывающие всю глубину иерархии СУСМ. Это дает возможность в ином свете рассматривать долговременные перспективы и общий смысл развития человеческой цивилизации. Кроме того, на путь развертывания вертикально-горизонтальных футурологических моделей нас подталкивает не только их большая продуктивность в плане теоретического осмысления проблемы, в плане методологии, но и практическая значимость для разработки стратегии переустройства планеты и создания принципиально новых проектов освоения космического пространства.

В ближайшем будущем человечество неизбежно окажется перед трудным выбором одного из двух главных сценариев дальнейшего развития. Первый сценарий связан с отказом от далеко идущих планов освоения космоса и сосредоточением внимания науки на повышении эффективности использования ресурсов планеты, наиболее полной коэволюции с земной природой. Выход в космос будет ограничен чисто утилитарными потребностями. Но в этом случае благополучие землян будет достигнуто за счет добровольной самоизоляции в пределах Солнечной системы [61] и в конечном итоге — «космического бесплодия». Их долгосрочные перспективы напоминали бы положение супружеской пары, не имеющей детей и обреченной на старение в одиночестве. Если человечество изберёт такой сценарий, то конец земной цивилизации будет обусловлен завершением нынешнего этапа эволюции Солнца, который астрофизики называют «главной последовательностью». Затем Солнце, как и все звезды его типа, перейдет в состояние «красного гиганта», расширившись до размеров орбиты Марса. Ясно, что в этих пределах будет все сожжено. Правда, спокойное состояние Солнца может предположительно продолжиться еще несколько миллиардов лет.