Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНЕРГЕТИКА В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ» 
Р.Г. Баранцев

Опубликовано в: Что такое синергетика?

Глава 3. Современные концепции

3.1. Физика

3.1.1. Относительность и кванты.
В классической механике пространство и время абсолютны, а законы инвариантны относительно преобразований Галилея
x0 = x + vt, t0 = t,
где x0 и t0 — координата и время, измеряемые в системе отсчёта K0, а x и t — координата и время, измеряемые в системе отсчёта K, движущейся относительно K0 с постоянной скоростью v. Отсюда следует, что все механические явления происходят одинаково в инерциальных системах отсчёта, т.е. таких, где свободное движение прямолинейно и равномерно. Это — принцип Галилея.
При скоростях, близких к скорости света c = 3•108 м/с, преобразования Галилея входят в противоречие с экспериментом, ставя под сомнение представление об абсолютном пространстве и времени. Однако принцип Галилея этим не снимается. Ибо, если из A следует B, то из не-A не следует не-B. А.Эйнштейн (1879-1955) пришёл к выводу, что принцип Галилея должен быть справедлив не только для механических, но и для всех физических явлений. В 1905 году он провозгласил следующий принцип относительности: все физические явления происходят одинаково в инерциальных системах отсчёта. В частности — такое явление как распространение электромагнитного взаимодействия, скорость которого, равная c, следовательно, не должна зависеть от системы отсчёта. Отсюда выводятся следующие формулы:
x0 = (x + vt)(1- ?2)-1/2 , t0 = (t + x?/c)(1- ?2)-1/2,
где ? = v/c. Это — преобразования Лоренца. При ? ‹‹ 1 они переходят в преобразования Галилея.
Отметим, что пространство и время в теории относительности оказываются взаимосвязанными, и установим некоторые любопытные следствия.
Пусть ?x — длина отрезка, измеренная в определённый момент времени в системе K, а ?t — промежуток времени, измеренный в определённой точке в системе K. Система K движется со скоростью v относительно системы K0, в которой соответствующие величины обозначим ?x0 и ?t0. Из преобразований Лоренца получаем
?x = ?x0(1- ?2)1/2 , ?t = ?t0(1- ?2)1/2.
Собственное время ?t, измеряемое по часам, движущимся вместе с системой K, оказывается меньше, чем время ?t0, измеряемое в системе K0. Аналогично длина ?x, измеряемая в K, меньше, чем ?x0, измеряемая в K0. Этот эффект называется лоренцовым сокращением длины и времени. Возникающие противоречия со здравым смыслом, привыкшим к представлению об абсолютном пространстве и времени, ведут к различным парадоксам, которые увлечённо обсуждаются в популярной литературе [119].
Сформулированный выше принцип относительности положил начало теории, которая называется специальной теорией относительности (СТО). Распространение этого принципа на неинерциальные системы отсчёта ведёт к общей теории относительности (ОТО), которая связывает ускоренные движения с геометрическими свойствами искривлённого прочтранства-времени и позволяет объяснять как фундаментальный принцип эквивалентности масс, так и рядовой парадоксальный эффект замедленного старения космонавтов.
Принцип относительности существенно изменил классическую картину мира. Другим крупным обновлением стало появление квантовой механики, вызванное тоже расхождением классической теории с опытом. Физические эксперименты на атомном уровне в начале XX столетия привели к результатам, которые не удавалось объяснить в рамках прежней теории. Под сомнением оказались следующие постулаты классической механики:
1. Независимость результатов эксперимента от прибора и наблюдателя.
2. Детерминизм описания.
3. Непрерывность динамических переменных.
В итоге последовали соответствующие выводы:
1. Невозможность вполне объективного описания микрообъектов.
2. Неизбежность вероятностного подхода.
3. Дискретность, квантованность величин.
Построенная с учётом этих требований квантовая теория смогла объяснить и зависимость поведения микрообъекта от постановки эксперимента, и невозможность полного описания его свойств, и скачкообразное изменение динамических величин. Так, дискретными оказались энергетические уровни электронных орбит в атоме, благодаря чему стала понятной стабильность атомных систем. Отход от детерминизма получил количественное выражение в соотношении неопределённости, приведённом в п.1.2.1.

3.1.2. Концепция большого взрыва в космогонии.
Космология — учение о Вселенной в целом. Космогония — о её происхождении и развитии. Крупнейшая экстраполяция наших ограниченных знаний на всю Вселенную, на её прошлое и будущее.
Не углубляясь в историю, зафиксируем внимание на модели, предложенной в 1917 году А.Эйнштейном: Вселенная статична во времени, безгранична (но конечна) в пространстве. В 1922 году А. Фридман (СПб) нашёл нестационарное решение уравнений ОТО, которое легло в основу современной космогонии. Согласно этому решению, возможны три варианта эволюции Вселенной в зависимости от средней плотности материи ?:
1. ? < ?кр , неограниченное расширение.
2. ? = ?кр , замедляющееся расширение.
3. ? > ?кр , смена расширения на сжатие с последующим чередованием.
По современным данным ?кр = 10-29 г/см3, а ? = 10-30 г/см3, так что ? < ?кр , но возможно не вся материя учтена. Проблема скрытой массы остаётся актуальной.
В 1929 году Э.Хаббл (США) подтвердил теорию А.Фридмана, обнаружив экспериментально факт расширения Вселенной, причём со скоростью, пропорциональной расстоянию: v = Hr, где H — постоянная Хаббла. Иллюзия геоцентризма. Экстраполяция этого процесса в прошлое даёт время жизни Вселенной, если считать, что расширение началось из точки. Получается примерно 15 млрд лет. Начало трактуется как большой взрыв.
Исходное состояние определяется тем, что существующая теория сохраняет смысл при уменьшении расстояний лишь до 10-35 м. Если всё вещество наблюдаемой Вселенной собрать в таком объёме, то плотность его будет равна 1097 кг/м3. Допуская, что из такого состояния началось внезапное расширение, физики реконструируют историю Вселенной, различая этапы эволюции по характеристикам взаимодействия элементарных частиц. Не вдаваясь в детали физических процессов на первых этапах эволюции, представим себе картину в целом, сжав 15 млрд лет в один условный год. Тогда образование галактик датируется 10 января, образование солнечной системы 9 сентября, возникновение жизни на Земле 25 сентября, первые млекопитающие появились 26 декабря, а первые люди — 31 декабря в 22 часа 30 минут [17].

3.1.3. Энтропия и информация.
Если вы захотите оправдаться за беспорядок в доме, самое подходящее обвинить в этом энтропию, которая «всегда только растёт», символизируя рост беспорядка. Таково обыденное представление об энтропии.
В науке это понятие впервые ввёл немецкий физик Клаузиус в 1865 г., формулируя законы термодинамики. Термодинамика изучает тепловые свойства макросистем в равновесных состояниях, не обращаясь к их микроструктуре. Функция состояния — величина, характеризующая систему независимо от способа прихода к данному состоянию (например, температура T). Первое начало термодинамики говорит о существовании функции состояния, называемой внутренней энергией U, такой, что dU = dQ — dA, где dQ — теплота, сообщённая системе, а dA — работа, выполненная ею. Фактически это запись закона сохранения энергии с учётом тепловых процессов.
Второе начало термодинамики утверждает существование функции состояния S, называемой энтропией, такой, что dS = dQ/T. Оказалось, что неравновесные процессы в изолированных системах сопровождаются ростом энтропии, так что при подходе к равновесному состоянию S > Smax Энтропия, в отличие от других макропараметров, характеризует направление протекания процессов в замкнутой системе. Формулировка второго закона термодинамики, данная Клаузиусом: тепло не может само собой переходить от холодного тела к горячему. Эмпирически это очевидно, но чтобы понять природу явления, следует обратиться к микроструктуре. Этим занимается статистическая физика, изучающая равновесные состояния макросистем на микроуровне.
Статистическое истолкование второго закона термодинамики дал австрийский физик Л.Больцман (1844-1906), на могиле которого выгравирована формула S = k lnP, где k — постоянная Больцмана, а P — статистический вес, т.е. число способов, которыми может быть осуществлено это состояние.
В качестве примера рассмотрим распределение 4-х частиц по двум ячейкам. Очевидно, возможны следующие 5 состояний: (4,0), (3,1), (2,2), (1,3), (0,4). Но число способов реализации этих состояний различно: 1, 4, 6, 4, 1. Наибольший статистический вес — у состояния (2,2), т.е. при равнораспределении. Значит, вероятность нахождения системы в таком состоянии максимальна. С ростом числа частиц этот максимум становится всё более резким. Например, при N = 8 имеем P(7,1) = 8, P(6,2) =28, P(5,3) = 56, P(4,4) =70. Общая формула для распределения N частиц по m ячейкам P(N1,N2,…,Nm) = N!/(N1!N2!…Nm!), где Ni — число частиц в i-й ячейке.
В газе роль ячеек играют степени свободы молекул: поступательные, вращательные, внутренние (энергетические уровни). Число молекул в 1 см3 при нормальных условиях (число Лошмидта) равно 2.7•1019. При этом максимум P настолько высок, что с подавляющей вероятностью осуществляется закон равнораспределения молекул по степеням свободы.
Таким образом, согласно Больцману, энтропия есть мера вероятности пребывания системы в данном состоянии. Рост энтропии в замкнутой системе соответствует стремлению к равнораспределению, при котором S = Smax. Равнораспределение означает однообразие, неопределённость, хаос. Противоположные понятия: разнообразие, определённость, порядок. С ними ассоциируется термин «информация». В переводе с латинского это слово означает разъяснение, изложение. В словарях оно определяется как «сведения, передаваемые из одного места в другое».
Дадим количественное определение информации. Чем больше неопределённость до получения сообщения о событии, тем большее количество информации поступает при получении сообщения. Значит, можно измерять информацию величиной ликвидированной неопределённости. Рассмотрим опыт, у которого возможны исходы x1, x2, …, xm с вероятностями p1, p2,…, pm ; pi ? 0 ; ?pi = 1. Американский инженер К.Шеннон в 1948 году ввёл понятие информационной энтропии H, характеризующей неопределённость результата опыта, H = -?pilog2pi. В случае достоверного исхода, когда p1 = 1, p2 = p3 =•••= pm = 0, имеем H = 0, т.е. неопределённость отсутствует. А максимальное значение H достигается, когда все исходы равновероятны. Ясно, что H и S между собой как-то связаны. Можно показать, что H = const•S/N, т.е. информационная энтропия пропорциональна термодинамической энтропии, приходящейся на одну частицу.
Таким образом, определённость появляется путём устранения неопределённости. И если энтропия — мера однообразия, неопределённости, хаоса, то информация — мера разнообразия, определённости, порядка. Измеряя получаемую информацию I величиной устраняемой неопределённости H, можно трактовать их взаимную дополнительность как существование закона сохранения I + H = const, который приобретёт более фундаментальный статус, если будет дано определение информации независимо от энтропии. К сожалению, обычно это понятие заменяется его количественным выражением, а семантическое содержание сводится к понятию ценности; субстанциальная компонента остаётся нераскрытой.
Внутренний механизм упорядочения, каким бы он ни был, поддерживается, должно быть, потенциалом творческой активности живого вещества. Постулируя наличие этого источника, целесообразно сформулировать те условия, при которых энтропия будет убывать в результате действия такого механизма. Вариационную задачу на экстремум функционала информационной энтропии нужно ставить с учётом дополнительных условий, характеризующих специфические свойства живых существ.
С.Д.Хайтун [120] отмечает, что равнораспределение характеризуется максимальной энтропией только в отсутствие взаимодействия между частицами. Считая, что взаимодействия являются движущей силой эволюции, он связывает рост энтропии с процессами превращения и увеличения структурного разнообразия.
А.Н.Панченков [121], трактуя энтропию как меру совершенства структуры, считает, что эволюция (жизнь) — это процесс преобразования энтропии импульса в структурную энтропию.
Проблема энтропии и информации очевидно ждёт углубления в самой постановке вопроса. Требуется выход с оси порядок-беспорядок в иное смысловое измерение, содержащее, например, источник информации, реализующий переход от потенциального к актуальному.
Однако, как справедливо отмечают И.Пригожин и И.Стенгерс в книге «Время, хаос, квант» [122], введение «созидания» в наше понимание физической реальности требует метафизики, чуждой современной науке. Допущение неконтролируемых источников порождает новую фундаментальную альтернативу: между концепцией мира, управляемого законами, не оставляющими места для новации и созидания, и концепцией абсурдного, акаузального мира, в котором ничего нельзя понять; драматическую альтернативу между слепыми законами и произвольными событиями.
Авторы книги ищут «узкую тропинку» между этими двумя концепциями, каждая из которых приводит к отчуждению от реальности. Направление тропинки задаётся стрелой времени, а осмысление новой оси требует содержательного понимания времени, связанного с процессами взаимодействия энтропии и информации. Направленность — свойство, которое роднит понятия времени и энтропии. Представление о времени как простой длительности не в состоянии разрешить указанное противоречие. Но проблема решается, если допустить, что время обладает активными свойствами [123]. Эти свойства могут проявляться в особых ситуациях, например, на очень больших и очень малых масштабах, объясняя и космологический парадокс начала Вселенной, и энтропийный парадокс отсутствия её «тепловой смерти» [124]. Понятие масштаба видимо столь же фундаментально, как понятия пространства и времени, дополняя их до системной триады. Движение по лестнице масштабных уровней способно открывать новые миры при фиксированных x, y, z и t.

3.2. Биология

Будучи по происхождению синонимом естествознания, физика сосредоточилась на самых общих законах природы, относящихся к любым объектам. Специфические свойства живых существ стали предметом биологии (греч. bios — жизнь).

3.2.1. Гипотезы происхождения жизни.
Жизнь — одно из тех фундаментальных понятий, которые на первый взгляд кажутся очевидными, а по мере осмысления становятся всё более сложными и не поддаются строгому определению. «Чем больше мы знаем о живой материи, тем дальше уходим от определения живого, тем сложнее сформулировать отличительные свойства живого и обнаружить чёткую границу между живым и неживым» [125].
Вряд ли вносят ясность такие словарные формулировки, как «одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития» [100] или «форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая, но включающая их в «снятом» виде» [126]. Если же, следуя [110], принять, что жизнь — это «то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности», то вопрос переносится на эти отличия.
Попытки объяснить феномен жизни на научной основе к ответу пока не привели. «Всё известное нам о структуре живой материи заставляет ожидать, что деятельность живого организма нельзя свести к проявлению обычных законов физики», — пишет Э.Шредингер в книге «Что такое жизнь? С точки зрения физика» [127]. Хотелось бы найти особый секрет витальности (лат.vita — жизнь). Однако биологи утверждают [128], что у живых организмов нет ни одного признака, присущего только живому и единственный способ описать жизнь — перечислить её свойства. Согласно [100], «организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п.». Комплексируя биологические свойства по образцу вещество-структура-функция, предметную специфику живого можно видеть в триаде биополимеры-клетки-самовоспроизводство.
В стремлении выделить главное, определяющее, Н.Н.Моисеев называет три особенности жизни: метаболизм (способность поглощать и обмениваться внешней энергией и материей), редупликация (способность к воспроизведению) и стремление к сохранению собственной целостности [129]. Авторы статьи [125] полагают, что основное свойство живого — способность самореализации первоначально заложенной в нём информации. Более общий вывод делает К.Б.Серебровская: «Изучение специфики Живого долгое время шло в трёх, несвязанных между собой, аспектах: субстратном (изучение вещества Живых систем), энергетическом и информационном. Только в начале 60-х годов нашего столетия стало очевидным, что в Живой системе все эти три аспекта, отражающие три стороны метаболизма, тесно переплетаются, и появилось понятие триада Жизни» ([130], с.299). Автор рассматривает эту триаду как основную методологическую характеристику живого вещества.
Общепризнанной научной теории происхождения жизни не существует. Имеются гипотезы:
1. Концепция вечной жизни. Если допустить, что жизнь существовала всегда, то вопрос о начале не возникает.
2. Креационизм (лат. creatio — созидание). Согласно религиозным учениям, Вселенная и все живые существа в ней сотворены Богом. Наука отвергает эту идею, но опровергнуть её не в состоянии.
3. Внеземное происхождение. Предполагается, что жизнь занесена на Землю из других областей Вселенной в виде неких семян (идея панспермии) или же в лице пришельцев из других цивилизаций. Проблема возникновения жизни переносится тем самым в какое-то другое место Вселенной.
4. Самозарождение. Эта версия появилась в качестве альтернативы креационизму ещё в древние времена господства мифов. Таких взглядов придерживался и Аристотель, полагая, что переход от безжизненных объектов к живым существам происходит при непрерывной эволюции по «лестнице природы». Серьёзный удар по теории самозарождения нанёс в 1688 году итальянский врач Франческо Реди, экспериментально доказав, что маленькие белые червячки, появляющиеся на гниющем мясе, — это личинки мух. Его вывод о том, что живое возникает только от живого, подтверждённый в XIX веке авторитетом Л.Пастера, утвердился в теоретической биологии как принцип Реди, или концепция биогенеза. «Между живыми и косными естественными телами биосферы нет переходов — граница между ними на всём протяжении геологической истории резкая и ясная», — писал В.И.Вернадский [131]. Возможность абиогенеза отодвигается, таким образом, в доисторические времена.
5. Биохимическая эволюция. Возраст Земли, согласно современным данным, составляет около 5 миллиардов лет, и долгое время условия на ней сильно отличались от нынешних. Температура поверхности была очень высокой, атмосфера состояла из тяжёлых газов (аммиак, метан, двуокись углерода, пары воды). Отсутствие кислорода способствовало образованию углеводородов. В 1923 году А.И.Опарин выдвинул гипотезу, по которой в «первичном бульоне» органических веществ могли образоваться доклеточные организмы — прокариоты (лат. karyon — ядро). Они производили кислород, который их в конце концов погубил, и около 600 миллионов лет назад наступила эра эукариотов — организмов с оформленным клеточным ядром и кислородным дыханием. Некоторые этапы такой эволюции воспроизводятся в современных экспериментах, но качественный скачок от неживого к живому по-прежнему остаётся загадкой. «Перейти от бактерии к человеку — это меньший шаг, чем перейти от смеси аминокислот к этой бактерии», — пишет Дж.Хорган ([132], с.230).
«Происхождение жизни — чудо, но это свидетельствует только о нашем незнании», — сказал в 1971 году нобелевский лауреат Ф.Крик. Ограниченность наших знаний относится не только к сложной материальной структуре и функции живого. «Строение живого организма не исчерпывается его физическим телом… Имеется ещё «духовная» составляющая, которая превосходит первую по сложности и важности для жизнедеятельности организма» [125].
Прежняя научная парадигма, не включающая душевной и духовной составляющих, оказалась не в состоянии объяснить феномен жизни. «Всё, что можно определить научно (или объективно), не может быть живым», — решительно заявляет Г.В.Рязанов [106].
Понятие Жизнь сопоставимо с такими фундаментальными понятиями, как Добро и Зло, которые вне жизни теряют смысл. Чтобы постичь смысл Жизни, нужно взглянуть на неё в более крупном масштабе, представляя Живое лишь этапом на пути к Мыслящему, на пути к созданию ноосферы.