Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности» 
Владимир Буданов, Тамара Синицына

Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ

Введение

В данной статье мы будем опираться на идеи квантово-синергетической антропологии, разработанные одним из соавторов (В. Г. Будановым. [1] Эта теория объединяет методологии синергетики и квантового подхода, что позволяет доступно объяснять сложные развивающиеся иерархические систем. [2] Самая загадочная из таких систем, тысячелетиями изучаемая философией и наукой – человек. Предлагается оригинальный подход к описанию бытия человека, делается упор на двух основных модусах его деятельности. Первый модус деятельностной онтологии, онтология состояний, описывает состояния, в которых человек осуществляет практику (например, выполняет определенную работу «с удовольствием, с настроением»). Второй модус мы называем темпоральным, показывающим как практика человека разворачивается в разных масштабах и горизонтах времени (микродвижения, целевая деятельность, технологии выполнения и т. д.).

Особый интерес для нас представляет возможное практическое применение данного подхода к проблематике театрального действия и конструирования антропоморфного искусственного интеллекта. Здесь человек понимается как сложная система, объединяющая в себе множество разнонаправленных процессов — бессознательные соматические импульсы тесно переплетаются с реакциями сознания, с психоментальными реакциями, когнитивные процессы с коммуникативными. Все они существуют как в реальном, так и в виртуальном (внутреннем) времени и формируют единый антропологический феномен — обобщенную телесность. Квантово-синергетическая антропология (достаточно молодое междисциплинарное направление на стыке науки и философии) видит своей задачей описание феноменов телесности и использование полученных знаний для совершенствования человеческих практик, в том числе театрального искусства и конструирования человекомашинных систем, что и является предметом данной статьи, что уже начинало обсуждаться ранее в нашей работ. [3]

Человека изучают множества дисциплин, каждая из которых предлагает свою онтологию, что говорит о полионтичности природы человека и является «отправной точкой» для нашего исследования. Полионтичность обусловлена также многообразием внутренних языков постижения мира (например, отношение к любой вещи во множестве модусов ее проявления в культуре – эстетические, экономические, прагматические, сакральные и т.д.) Так А. Ф. Лосев в своей «Диалектике мифа» образно пишет о связи вещи и человека: «Каждая вещь – это вывороченная наизнанку личность. Она, оставаясь самой собой, может иметь бесконечные формы проявления своей личной природы, [4] следовательно, культура и семиосфера обладают собственной телесностью. Там же А. Ф.  Лосев описывает взаимосвязь и нераздельность тела и души человека: «Я могу узнать чужую душу только через тело, тело всегда проявление души». Таким образом, внутреннее и внешнее в человеке связаны и проявляются через его тело: внутреннее состояние через тело являет себя вовне, также, как и внешнее, телесное откладывает свой отпечаток на внутреннее.

Мы бы хотели обратить особенное внимание на отсутствие жестко определенной границы между внешним и внутренним, она всегда условна и подвижна. Привычный современному человеку вариант —  граница, определяемая физическим телом, всего лишь один из возможных. Известно, что маленький ребенок еще до конца не разделяет физического и психического пространства и воспринимает мир анимированным. В игре ребенок часто переносит в игрушку свою телесность или телесность героя, придавая ей характерный облик, движения, и не разделяя где заканчивается его тело и начинается воображаемое, ожившее «тело» игрушки. Подобное отношение к миру игры фактически организовано в театральном действии, а в более ранний период такое отношение являлось основой культовых, ритуальных обрядов.

Человек невероятно пластичен и его природа (совокупность внешних и внутренних характеристик и факторов) подстраивается под среду и условия, в которых он существует. Архаический человек, человек традиционного общества воспринимал реальность подобно ребенку, часто не отделяя ее от своего тела и действий, коррелируя природные, стихийные явления со своими поступками. Или же, видел в вещах или останках умершего близкого человека продолжение его телесности. Нечто подобное наблюдается и сегодня в отношении к реликвиям и фетишизации продукции известных брендов. Человек рациональный, окончательно сформировавшийся в Новейшее время, провел жесткое различение между феноменами своей психики и феноменами внешнего мира. Вместе с тем сегодня в современном искусстве и культуре мы можем видеть, как утрачивается условность игровой связи внутреннего и внешнего, воображаемого и реального. Исчезает, характерная ранее для искусства и мышления, дистанция между действительным и творимым в воображении. Ярким примером такого подхода может послужить постмодернистский концепт «тела без органов», введенный А. Арт, [5] и затем концептуализированный Ж. Делёзом совместно с Ф. Гваттари в цикле работ в 1969-1980 г. [6-9] Данный концепт возник как своеобразный протест против разделения телесности человека на фрагменты и ее отделения от внешнего мира. М. Мерло-Понти также старался выйти за пределы идеи рационализации сознания, свойственной классической философии. Он перенес внимание на восприятие мира человеком, соединив в акте восприятия телесность и мышление в единую систем. [10]

Коротко о квантово-синергетических онтологиях человека.

Мы предлагаем посмотреть на человека как на сложную систему, которую отличают такие свойства как открытость, иерархичность и способность к саморазвитию. Эта система постоянно тесно взаимодействует и коэволюционирует вместе с другими системами: культурной, социальной и природной средами. Тем самым интересующая нас онтология имеет синергетическую природу.

Для начала попробуем описать человека, наблюдая его со стороны как объект – дадим ему структурно-функциональные характеристики. Нам важно не частичное описание (с точки зрения отдельных дисциплин), и даже не универсальное, а человекомерное видение наблюдателя, зрителя.

Подобная феноменологическая программа отчасти была заявлена Гуссерлем. Весьма интересным видится понятие «двойного схватывания», которое он вводит, рассматривая тело человека как реальность для сознани. [11] Гуссерль различает тело-объект и тело-субъект – наблюдатель «схватывает» сразу две эти сущности. Он рассматривает свое тело как иную вещь, которая становится, собственно, телом благодаря тому, что в ней локализуются ощущения. Прикасаясь к собственной руке, мы можем воспринимать ее как физический объект (гладкий, теплый, мягкий и т.д), а можем воспринимать ее как ощущающее, живое тело. При этом каждая рука по отношению к другой будет как внешней вещью (телом-объектом), которая производит внешнее воздействие, так и телом, которое эти воздействия ощущает (телом-субъектом). Следует отметить, что тело-объект не существует само по себе, а взаимосвязано с наблюдателем, который языковыми средствами и задает тело-объект.

Точно также по отношению к внешним объектам: если мы их касаемся, то для нас они, с одной стороны физические предметы, которые мы трогаем, а с другой стороны – ощущения в нашем собственном теле. Так наше физическое тело сенситивно расширяется вовне, во внешний мир, а внешний мир отражается в нем, как бы расширяя наше тело. Эти же рассуждения можно отнести не только к сенситивным функциям. В данном случае Гуссерль предлагает разделить телесное единство на четыре составляющие: материальное тело, живое тело – «плоть», тело семантическое, т.е. тело смысла, тело как один из элементов культуры. [12, с. 1073]  Осмысление данной идеи мы находим и у Мерло-Понти. Он разделяет телесное единство на «плоть», как объект материального мира, и феноменологическое тело, как субъект, который, воспринимая и осмысляя мир, трансцендирует в сознание. Тело в этой системе представляет собой «дифференцированное единство», которое упорядочивает спонтанное восприятие, придавая ему целостность. «Видит не глаз и не душа, а тело как открытая целостность» утверждал Мерло-Понт. [13] Мы продолжим идею Гуссерля, но в иной функциональной системе координат. Предлагаем новое осмысление данного подхода с точки зрения современной синергетики и квантовой теории. При этом мы будем обосновывать и дополнять свои построения при помощи естественных общепринятых исследовательских практик понимания реальности.

Онтологии разделяются нами на два типа —  первый описывает состояния (что меняется), а второй процессы (как меняется). В зависимости от поставленной задачи используются либо онтологии процессов, либо онтологии состояний. При этом их разделение контекстуально и условно: любое отдельное состояние всегда можно представить, как некоторый процесс и наоборот.

Конечно, это лишь некая феноменологическая часть полных онтологий человеческой природы, в которые необходимо еще включать онтологии смыслов, культуры, вопросы свободы воли, коммуникации и т.д., которые остаются за рамками нашего рассмотрения.

Онтологии состояний – рождение объектно-телесных онтологий

Рассмотрим, как в описании единой природы человека проводится ее функциональная дифференциация по отдельным телам. Для того, чтобы новая информация лучше воспринималась читателем, совместим ее научное изложение с простым и ярким образом-метафорой. Вообразим себя учеными, в руки которых попал некий инопланетный объект: ни нам, ни нашим коллегам про него ничего не известно. Пока даже невозможно сказать живое это существо или неживое. Приступаем к его исследованию, которое подразделяется на несколько этапов. Каждый из этапов и будет характеризовать одну из искомых онтологий состояния —  одно из тел, которые формируют единую сложную систему.

1. Тело сомы (материальное тело). На данном этапе объект находится в состоянии покоя, на него не воздействуют никакие раздражители или воздействуют минимально. Мы осматриваем его со стороны: измеряем, определяем его форму, стараемся понять из какого материала он состоит (например, органического или неорганического). Пока что мы практически не взаимодействуем с объектом. Дотрагиваемся до него лишь чтобы взвесить или, например, оценить структуру поверхности. Нас не интересуют его возможные реакции на наши действия. Одним словом, относимся к объекту как к некой соме (телу, размещенному в пространстве) и описываем его свойства и элементы.

2. Тело энергии (витальное тело). Затем нам предстоит выяснить степень подвижности объекта. Мы внимательно изучаем как двигается само тело, как таковое, и как изменяется расположение его элементов по отношению друг к другу. Важен именно процесс движения и то, как он влияет на объект: какова степень напряжения, скорость, присутствует ли дрожание, способен ли объект двигаться самостоятельно без внешнего воздействия. Мы сравниваем способ передвижения незнакомого объекта с уже нам известными, а также определяем главное —  какое количество энергии он затрачивает для передвижения в пространстве. Все эти и схожие с ними характеристики описывают следующее тело системы —  тело энергии (или витальное тело). Тело сомы совместно с телом энергии мы будем называть физическим телом.

3. Тело эмоционально-рефлекторное. Итак, мы достаточно изучили объект со стороны и подозреваем, что он живой (в расхожем понимании этого слова). Пришло время проверить как он способен реагировать на внешние возмущения. Мы пробуем слегка воздействовать на объект (например, дотронуться) и следим за реакцией. Здесь важно понять, когда объект начинает реагировать и какую реакцию запускают различные воздействия. Для неживых тел характерны лишь понятия упругости, пластичности и температуры, под воздействием такие объекты изменяют только физические свойства. Поэтому уже на этом этапе можно «схватить» эмоциональную составляющую рефлекторной реакции живых тел, например, оценить, когда объект реагирует активно, агрессивно, а когда спокойно.

Описывая как тело контактирует с реальностью, как устроены его границы, что из себя представляют его органы чувств, как внутри объекта локализуется энергия и как на всевозможные виды раздражений возникают ответные действия, мы имеем дело с эмоционально-рефлекторным телом.

Физическое тело в комплексе с телом рефлекса (рефлекторная часть эмоционально-рефлекторного тела) можно также называть плотью или живым телом. В свою очередь, физическое тело и тело эмоций (эмоциональная часть эмоционально-рефлекторного тела) образуют тело чувственное, тело желаний. Поскольку это тело связывается как с рефлексами и психосоматическими проявлениями, так и с проявлениями высшей нервной деятельности (памятью, воображением, логикой, относящимся к более высоким телам), то речь идет именно о желаниях и чувствах, а не просто об ощущениях.

4. Логико-алгоритмическое тело. Затем, в процессе наблюдения, протекающем некоторое время (возможно несколько дней) мы замечаем, что объект не просто спонтанно реагирует на воздействия, а вырабатывает некоторые алгоритмы реакций. Одинаково реагирует на одни и те же действия или порядок действий. Например, от резкого прикосновения всегда дрожит, а если задержать руку —  замедляет дрожь и замирает. Мы видим, что воздействия из внешнего мира, повторяющиеся многократно, формируют у объекта повторяющиеся реакции, которые закрепляются и устойчиво воспроизводятся в дальнейшем. Таким образом, вырабатываются алгоритмы, основанные на простой логике «если – то». На таких логических цепочках основаны условные рефлексы.

Характеристики рефлексов объекта и простейших логических способностей описывают четвертое тело — логико-алгоритмическое. Как правило, его активизирует (запускает) предыдущее тело желаний своими эмоционально-целевыми мотивами. Действительно, в первом приближении, алгоритмы поведения, привычки формируются на основе действий и эмоций. Например, если объекту страшно, то его реакция – спрятаться, если комфортно – расслабиться (страх или чувство комфорта запускают когнитивные процессы, которые и формируют нужный алгоритм.) Но важно отметить, что само логико-алгоритмическое тело обладает определенной автономией, например, анализирует и подбирает подходящие алгоритмы из имеющихся. Активируясь в ответ на импульсы желаний, оно обрабатывает их с точки зрения здравого смысла. Именно поэтому четвертое тело иногда называют еще телом ума желаний или телом рассудка.

Итак, мы видим, что логико-алгоритмическое тело самостоятельно моделирует из внешних условий логическую задачу, в результате решения которой у объекта формируется определенная модель поведения. При этом моделировании четвертое тело не замыкается само в себе, обращается к следующему телу воображения и интуиции.

5. Интуитивно-креативное тело. Перейти к следующему уровню может только существо, обладающее высокой психической организацией (разумом). Здесь хотелось бы отметить, что предыдущие четыре уровня вполне могут описать искусственный интеллект. В нашем же случае, свойства изучаемого объекта не исчерпываются описанием первых четырех тел. Психика разумного объекта высокоорганизована и в некоторой степени может проявлять эмерджентные и трансперсональные способности. Например, процессы коллективного творчества. Все тела, начиная с пятого, отчасти трансперсональны, поэтому для их описания мы будем опираться на принципы синергетики и квантовую методологию.

Итак, продолжив наблюдение за неизвестным существом, мы замечаем, что логика (действия в рамках причинно-следственной связи) не исчерпывает его поведения. Из предыдущего взаимодействия мы знаем историю этого объекта, понимаем на что он способен, знаем его реакции, врожденные рефлексы, программы поведения. Но, неожиданно, в процессе дальнейшей коммуникации появляется принципиально новое поведение, эмерджентное свойство, то, чего не было раньше. Мы наблюдаем, что иногда объект внезапно демонстрирует новые действия, разрывающие логические цепочки. Новая информация, полученная в результате этих действий, не является логическим выводом из предыдущего опыта. В результате творческого процесса, демонстрируемого существом, рождаются неожиданные реакции, которые имеют прямое отношение к дискурсу и контексту коммуникации. Верным признаком творческих состояний и интуитивных проявлений служит неожиданность решений. У человека мы можем наблюдать подобное, например, в процессе рассуждений, когда внезапно возникает новый оригинальный ход мыслей, новый поворот в разговоре. Для того, чтобы отследить этот момент у изучаемого объекта, мы начинаем с ним играть (как с животным или маленьким ребенком). В процессе совместной игры становится очевидно появление у объекта стратегии, не основанной на прошлом опыте, стратегии, ранее никогда не существовавшей. Высокоразвитое существо не повторяет наши действия слепо и автоматически, а демонстрирует неожиданные ходы (словно догадываясь как поступить), креативность, способность самостоятельно создавать нечто совершенно новое. Таким образом, манифестирует пятое интуитивно-креативное тело. Оно рождает способности (в принятых для человека терминах) воображения, инсайта, творческих озарений и предвидения. Эти эмерджентные свойства помогают создавать нечто принципиально новое, появляющееся вне логики и рефлексов, не в результате механического перебора или копирования прошлого опыта.

Интуитивно-креативное тело позволяет объекту адаптироваться к новым обстоятельствам, подстраиваться под них, меняя привычные схемы поведения. Подобная сверхадаптивность свидетельствует о том, что наш инопланетный гость представляет собой достаточно высокоразвитое существо, превосходящее формально логические стратегии поведения современного искусственного Artifiсal Intellegence.

Эмоционально-рефлекторное тело, логико-алгоритмическое тело, интуитивно-креативное тело в комплексе и реализуют психо-ментальные функции живого (в принятых на сегодня для человека терминах) существа, помогающие ему (здесь можно подразумевать и человеческое существо) воспринимать и осознавать свой внутренний мир и телесность (миры идей, чувств, образов и ассоциаций, которые оформлены чувственно, вербально и подвержены рефлексии). Эти психо-ментальные функции также формируют образы вынесенных в семантические пространства тел культуры и смыслов, согласно обсуждавшемуся нами ранее подходу Гуссерля.

Отметим, что интуитивно-креативное тело может взаимодействовать и с другими телами, проявляться в них, например, через тела сомы и энергии. В данном случае мы можем обнаружить интуицию в неосознанном двигательном поведении, когда, например, человек телом нащупывает дорогу в полной темноте. Или же в танце партнеры начинают чувствовать друг друга, и их движения интуитивно становятся слаженны и синхронны. Интуитивный канал телесности очень хорошо развит у спортсменов, актеров или танцоров.

«Центральным телом осмысления, экраном бытия здесь является тело логическое, в нем собраны коды осознания и тело смыслов, тело-субъект по Гуссерлю. Вероятно, исходя из сказанного, интуитивное тело способно «соединяться» с другими телами, настраиваться на них, при этом оно как бы делокализуется (это образ), его границы неопределенно велики по сравнению границами физического тела, что позволяет считывать видовой, ноосферный информационный потенциал. Отметим, что в такой концепции ноосфера существовала всегда и тело культуры — это не метафора, но уже информационно-материальная реальность» [14, c. 47-48]

6. Тело когерентности и эмпатии. Выяснив, что изучаемый объект является высокоразвитым существом, обладающим сложной психо-ментальной сферой, мы вступаем с ним в эмпатический контакт. Этот контакт обычно описывается синонимическими терминами: мы всматриваемся, вчувствуемся, вглядываемся. Между нами и объектом постепенно возникает взаимопонимание и соединенность. Всякий раз, такая соединенность приводит к частичному отождествлению с объектом наблюдения и коммуникации, поэтому мы называем ее когерентностью. Для взаимодействия с живыми существами, по-видимому, работают эмпатические связи на основе зеркальных нейронов.

Когерентность может проявляться в двух вариантах. В первом она выражена в спокойном состоянии, как медитация концентрации, например, в научной деятельности. Таким образом, человек может соединяться не только с физическим объектом, но и с задачей или идеей. Наблюдать это можно как максимальную сосредоточенность на изучаемом предмете или же предварительную внутреннюю настройку перед тем, как войти в дискурс или проблему. Усвоение дискурса свидетельствует, что человек с ним «соединился», чтобы работать дальше. Второй вариант —  эмоционально окрашенная когерентность. Например, ненависть или сильное желание не существуют в человеке абстрактно, а направлены на какой-то предмет или другого человека. Здесь уже присутствует волевой модус, который и формирует направленность. Частичное отождествление с объектом мы можем хорошо наблюдать в ритуалах первобытных культур. Например, древние люди перед охотой проводили ритуалы, в которых мысленно и эмоционально соединялись со зверем. Этот же ритуал продолжался в процессе охоты, когда они «брали след» животного.

Продолжая взаимодействие с изучаемым инопланетным объектом, мы наблюдаем в “отраженном” свете, через свое состояние взаимности, тот факт, что существо демонстрирует новое качество, в котором его открытость и единение с внешним миром и телами в нем превосходят ранее наблюдаемые и привычные. Открытость становится тотальной, а единение сверхсильным. В жизни подобные состояния мы можем испытывать или наблюдать в моменты сильного переживания любви в различных ее градациях: любовь к самому себе, любовь к ближнему, членам семьи, друзьям, своему окружению, родине и заканчивая юнгианской «океанической» любовью ко всему существующему в этом мире и самому миру. Такое чувство, силу которого невозможно ограничить, характерно для людей высокой духовности, в культуре их принято называть святыми людьми.

Телом когерентности и эмпатии обусловлены харизма, притягательность и то, что называют магнетизмом человека. Если это тело хорошо развито, то такой человек непременно вызывает интерес окружающих, к нему естественно тянутся животные, дети и даже взрослые. Также благодаря телу когерентности и эмпатии мы способны «вживаться» в состояния другого человека или объекта, возможно, идеи, становясь с ним одним целым, вовлекаясь и соучаствуя, переживая эмпатию. На этом принципе всегда были основаны высшие проявления искусства, религии, научного творчества, достижения психотерапии, глубинной коммуникации, а также феномены гипноза.

«Механизмы реализации этого тела видимо те же, что и в случае с интуитивным телом, т.е. холистические феномены динамического хаоса и феномен Эйнштейна–Подольского-Розена, однако проявлены они массово, мощно —  и на теле эмоций и на теле энергий, а не только на информационно-резонансном теле интуиции. Напротив, тело логики видимо совершенно не восприимчиво к телу когерентности.

В западной научной традиции для этого тела названия, видимо, не существует, а его исследования целенаправленно не проводились. На востоке в индуизме и буддизме это тело в высших проявлениях называют телом будхи —  божественной любви и сострадания. В христианстве оно, видимо, может быть сопоставлено с высшим проявлениям вселенской любви и состоянию стяжания духа святого». [14, c. 48]

7. Тело воли. В жизни воля, чаще всего, неотделима от вектора ее приложения. К примеру, мы можем наблюдать как человек стремится к поставленной цели —  мощно, энергично, эмоционально собранно. Цель запускает его волю и заставляет человека собраться и сосредоточиться. Поскольку мы пошагово выстраиваем объектно-телесную онтологию, то важно отделить волевое состояние от вектора, и показать тело воли само по себе, в чистом виде. Для этого вернемся к метафоре с изучаемым неизвестным существом. Представим, что за дверью раздался шум, и существо сильно испугалось. Не зная, что его ждет, оно готовится встретить опасность или спасаться бегством. Существо может находиться как в состоянии растерянности (отсутствия волевого модуса), так и активной готовности перед последующими действиями и демонстрировать состояние собранности. Действия еще нет, но мы уже можем считывать его перспективу через трансперсональные состояния эмпатического типа «в отраженном свете» состояния пред-действия. В нем нет особого напряжения, поскольку напряжение будет препятствовать действиям. В этой готовности мы наблюдаем тело воли в чистом виде, оно активировано и готово к действиям. Подобные состояния свойственны бойцам перед началом схватки или бегуну перед стартовым сигналом. Они одновременно демонстрируют как состояние нейтральности и спокойствия, так и максимальную физическую и психическую готовность и включенность в реальность – внешнюю и/или внутреннюю.

«Волить (применять волю) – стремиться к поставленной цели или ее обретению, подчиняя другие тела, например, к обретению смысла. Здесь удобно обратиться к античным метафорам. Эрос (созидательное) и Танатос (разрушительное) есть проявление этого тела в других телах, т.е. подтелах воли. Чистое воление, еще до возможного возникновения вектора приложения воли, например, его осознания может проявляться как целостное состояние готовности, решимости, накопленной потенции действия, силы и легко прочитываемые в телесности личности. Тело воли может проявляться, как стремление к цели во всех телах. Степень волевого усилия зависит от степени когерентности, подтел воли в других телах, поэтому тело воли так же делокализовано и, видимо, описывается теми же надсознательными холистическими механизмами, что и интуитивное и когерентное тело». [14, c. 48-49]

Волюнтаризм в западной философской и научной традиции, начавшись с Канта, называет волю основной движущей силой и подробно описывает ее проявления у человека. Воля проецируется на различные аспекты жизни: воля к движению (свободе), воля к жизни, воля к власти, воля к знанию, эротическое стремление. Существуют различные взгляды, в которых по-разному расставлены акценты на каждой из перечисленных волевых позиций. Например, в работах Ницше акцент делается на воле к власти, Фрейд уделяет большое внимание сексуальной воле, Выготский – воле к движению, а Фуко – воле к знаниям. Часто эти позиции смешаны, и мы видим, например, у Эпштейна, как воля к жизни трансформируется в волю к власти. Но даже такой краткий обзор показывает, что западная наука и философия проецируют волю только на первые четыре тела (от тела сомы до тела логико-алгоритмического) и практически не упоминают три последних, высших тела, не обсуждают проблемы интуиции, душевной сонастроенности, эмпатии, высших волевых устремлений.

Напротив, в антропологии восточных традиций высшие тела онтологически обоснованы. Например, существует понятие Атман (высшая душа), [15] описывающее как может проявляться высокая божественная воля и как с ней взаимодействует человек. В христианстве о соединении человеческой воли с божественным началом свидетельствует традиция синергии в исихазме.

Еще раз подчеркнем, что интуитивно-креативное тело, тело когерентности и тело воли в значительной степени являются надличностными и надсознательными, демонстрируют трансперсональные свойства, и их совокупность в культуре принято называть духовным телом человека.

Разрешение проблемы коммуникативно-телесной связности и целостности объектно-телесной онтологии. 

Развивая нашу идею, мы рискуем столкнуться с проблемой, что из-за множественности тел объектная онтология человека будет воспринята как нечто фрагментарное и бессвязное. Для того, чтобы восстановить структурно-функциональную целостность, положим, что каждое тело представлено в других телах и взаимодействует с ними посредством принадлежащих ему подтел. Например, второе тело энергии может быть проявлено во всех шести других телах – энергия может быть эмоциональной, интеллектуальной, физической и т.д. Это возможно, поскольку во втором теле собраны энергетические подтела всех остальных тел. Точно также тело эмоции может проявляться через своих представителей (подтел) в других телах (сомы или логики). Вспомните, как мы радуемся долгожданной свободе движения или успешно решаемой задаче. Процесс интеллектуальной работы также может приносить как положительные, так и отрицательные эмоции. В частности, понимание проявленности высших психических функций телесности мы находим и у В. М. Розина, который пишет: «Мы как-то не отдаем себе отчета, что буквально все наши психические функции – от низших до высших (от физического голода до духовного творчества) – телесны, что например, духовный экстаз основывается в телесном плане на вполне определенных и вполне земных действиях, энергиях, соматических отправлениях». [16, c. 198]

В данной синтетической онтологии обобщенной телесности до определенной степени снимается привычное противопоставление тела, души и духа, поскольку вышеперечисленные семь тел фрактально взаимопроникают друг в друга, при этом доминанты-функции каждого тела остаются.

Конечно, предлагаемая структурно-функциональная онтология заявлена в статике, как она будет развиваться пока что не ясно, на сегодня это скорее некоторая данность. Мы будем называть ее в дальнейшем онтология состояний.

Темпорально-деятельностная онтология.

Чтобы понимать природу изменений состояний во времени, их необходимо рассматривать в связи с жизненными процессами человека (психоментальными, физическими, социокультурными). В позитивной науке принято считать, что человек является социальным существом, одна составляющая которого —  природная, животная, а другая – коммуникативно-деятельностная, культурная. В настоящее время в большинстве дисциплин (от социо-гуманитарных, до точных, естественнонаучных) учитывается, следуя постнеклассической концепции науки В. С. Степина, человеческий факто. [17] Иными словами, человек, тем или иным образом, является включенным наблюдателем и актором одновременно, является темпоральным наблюдателем сложности в терминологии В. И. Аршинов. [18, c 48-61] В таком ракурсе рассмотрения можно построить темпоральные шкалы различных форм практик и действий человека как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Для нас принципиально важно, что человека можно описать как мультитемпоральное существо, существующее в одно и то же время в различных онтологических временах, процессуальных иерархических уровнях,  ранжированных по убывающим временным масштабам их характерных процессов. Следуя нашей работ, [14, c. 50] приведем перечень темпоральных процессуальных тел человека:

«1.Тело био-космическое.

Космологический антропный принцип и биологическая антропология говорят о сопряженности коэволюции человека и нашей Вселенной – этого уголка космоса, окружающей природой. Во вненаучной картине мира речь, конечно, идет о мифах сотворения мира.

2. Био-социальное тело.

Зоопсихологические основания человеческой природы, проявленной в подавляющем большинстве форм поведенческой культуры и социальной самоорганизации.

3. Историческое тело.

Основания человеческой идентичности с видом, этносом, родом. Коллективные архетипы бессознательного.

4. Тело культуры, традиция и т.д.

5. Тело деятельности, практики, знания, умения.

6. Тело действия, хабитус, стили, навыки, темперамент.

7. Тело сознания-реакции, психокинетика, границы контроля рефлексии.

8. Тело атемпоральное, присущее вечности, измененные состояния сознания, аффекты.»

Заметим, что последнее тело представляет собой своего рода тело переключения нашего сознания от одного темпорального уровня к другому. То есть переходы разделены актами активации атемпорального восьмого тела.

Для внешнего мира законы синергетики особенно очевидны в переходных зонах, на границах различных тел — когда социальное вырастает из животного, тело действий организует практику, а практика трансформируется в культурную традицию. Такие зоны переходов-сопряжений можно объяснить с позиций синергетики, посредством «феноменов самоорганизации бытия и становления». [19, c. 272]

Сами темпоральные тела описываются гомеостатическими процессами нормы, являются диссипативными структурами, возможными при рассеянии потоков вещества, энергии, информации, в характерном для них масштабе времени. Что является хорошо известным синергетическим феноменом самоорганизации.