Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Метаморфоз в коэволюции антропосферы» 
Лариса Колесова. Сретенский клуб

В статье рассматриваются базовые принципы и понятия синергетической антропологии. Включая метаморфоз как одна из наиболее важных моделей коэволюции, где происходит сетевое «склеивание» всех важнейший аспектов антропосферы — природной, социальной, культурной, духовной и собственно человеческой. Содержание завершающих фаз метаморфоза в антропосфере сегодня — это смысловой ключ к пониманию всей совокупности процессов  эпохи перемен и ее тезауруса.

Содержание.

Введение. Метаморфоз в антропосфере как фактор порождения синергии

1. Онтологическая неполнота в синергетических исследованиях антропосферы.

2. Метаморфоз в антропосфере как линейно-нелинейная фаза-состояние-континуум-пустота-пауза-точка (хронотоп) в науках о жизни

2.1. Метаморфоз в антропосфере как линейные фазы

2.2. Метаморфоз как нелинейные состояния антропосферы

2.3. Синергетические основы цивилизованности и цивилизационный стресс.

2.4. Метаморфоз как нелинейная фаза в теории и практике аутопоэзиса

3. Тезаурус завершающих фаз антропного метаморфоза

3.1. Сеть, почва и поток. Возврат общинности и Срединность. Поворот к человеку.

3.1.1. Архаика, жертва и очеловеченный мир.

3.1.2. «Заземление», сеть, общинность и Срединность.

3.1.3. Синергия общинного сетевого мира. Универсальная карта общинно-сетевой самоорганизации

3.1.3.1. Открытые сетевые структуры

3.1.3.2. Традиционные конфессии и посреднические сетевые структуры

3.1.3.3. Закрытые сетевые структуры

3.1.3.4. Сетевые структуры фронтира

3.1.3.5. Особенности поведения сетей и иерархий.

3.2. Матрикс, «золотые» фракталы «Вечного возвращения» и идентичность.

4. Природно-общественная и цивилизационная сборка. Деградация элит.

4.1. Историческая дилемма соборности, коммунализма и мультикультурализма

4.1.1. Коммунализм и мультикультурализм.

4.1.2. Соборность.

4.2.  Формула Срединности-соборности. Государство-цивилизация.

4.3. Срединно-соборные принципы устойчивости управления в России.

5. Вертикаль Земля — Человек — Небо. Ресакрализация, инициации, религиозный синкретизм

5.1. Матрикс, инициации и контринициации

5.2. Ресакрализация. Новый религиозный синкретизм.

6.  Радикальная смена элит. Онтологический фронтир и дилемма элитного шока.

6.1. Сеть и элитный шок в России.

6.1.1. Сетевые смыслы и проблема онтологического фронтира

6. 2. Новая соборно-срединная элита подвижников

6.2.1. Элиты «шельфа цивилизованности» и элиты «возврата варварства». Ось сознания.

7. Человек Сердечно-разумный. Четвертая и пятая антропные революции. Формула новой мировой синергии. Позиция активного включенного наблюдателя.

7.1. Дилемма тэхне, ИИ и  новая человечность. Универсальность и глобальность. От эпох войн к эпохам миров.

7.1.1. Дилемма западной тэхне-цивилизации

7.2. Иное рацио и Человек-кормчий. Тупик рационального прогресса и новый антропный фактор.

 

 Александр Литовченко, Харон, 1861, Русский музей.

 

Он перевозчика зовёт —
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно,
Чрез волны страшные везёт.
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Переведи меня через Майдан.
В. Коротич

Метаморфоз в антропосфере как фактор порождения синергии

Введение.

1. Онтологическая неполнота в синергетических исследованиях антропосферы.

Ю.А.Урманцев 25 лет назад указывал на онтологические недостатки синергетических открытий в понимании коэволюции, подчеркивая, что: «Как известно.. древняя проблема системы и хаоса,  порядка и беспорядка, закономерностей их перехода друг в друга стала центральной проблемой синергетики….К сожалению, этой теории присущ ряд очень крупных недостатков, например, в ней до сих пор не сформулированы ее предпосылки, но самое главное — она совершенно не учитывает открытий последнего десятилетия, глубочайшей и разносторонней симметрии развития, столь же глубокой и многосторонней (на порядки больше чем учитывается в синергетике) его асимметрии, тонкой связи симметрии развития с его асимметрией» (Урманцев, 32).

Скепсис относительно онтологической полноты высказывал и Г.Хакен (Хакен, 31), один из основателей синергетики, замечая, что синергетика, применяясь в науках о человеке, ищет прежде всего язык описания перехода от хаоса к порядку и обратно, сомневаясь, однако, что данный язык охватывает все многообразие антропных явлений и законов.

Эти сомнения выдающихся системологов абсолютно закономерны, но сейчас все больше проявляется новейших феноменов и системных антропологических исследований на их основе, позволяющих высказать гипотезы о принципиальной преодолимости указанных выше онтологических уязвимостей синергетики именно в сфере понимания бытия, переходности и изменчивости человека. Один из таких переходных и онтологических феноменов – это антропный метаморфоз, явление универсальное, суть и синергетическое содержание которого серьезно меняет представления о ходе коэолюции в антропосфере и месте в ней человека и антропного фактора как такового.

2. Метаморфоз как линейно-нелинейная фаза-состояние-континуум-пустота-пауза-точка (хронотоп) в науках о жизни

Метаморфоз – хорошо изучен в биологии – как естественная модель коэволюции ряда видов, позволяющая достигать оптимальной адаптации и растущего биоразнообразия,


создающая феноменальные условия для расцвета в различных экосистемах. В разных ответвлениях антропологии, особенно в культурной и социальной антропологии, включая этнологические разделы, исследования метаморфоза – то есть скачкообразных переходных изменений в психологии, этологии, психолингвистике, психогенетике, культурологии, в исследованиях информационных, технологических и антропологических революций, в исследованиях коэволюции систем различного генеза, последних десятилетий показывают, что на самом деле метаморфоз у человека и его сообществ имеет подобные живой природе – совокупности биос (βίος, физическая жизнь), зоэ (Ζωή, живое как поток) и псюхе (ψυχή, дыхание жизни) — превращения и перерождения в психике, поведении, культуре, ценностях и семантике.

Выяснилось, что антропный метаморфоз — фазы уникальные и универсальные именно целостно-синергетически, транс-дисциплинарно, будучи одновременно — и переходно-изменчивыми, способствующими росту разнообразия, и сверхустойчивыми, резко-ускоряющими и тормозяще-адаптивными, линейными и нелинейными одновременно. И более того, в истории коэволюции человека и природы они была в течение тысячелетий фазами Спасения, буквально исполняя роль уравновешивающего фактора и «перевозчика» через хаос, включая кризисный биологический и экзистенциальный барьер,  порождая всегда и везде взаимность и синергию, преодоление разделенности – свой-чужой, создавая социокультурные пространства дву-, много- и трансмирия, возникновения осмысления целостности, изменчивости и плодородия в жизни человека и среды его обитания.

2.1. Метаморфоз как линейные фазы в психологии различных направлений – это закономерная последовательность переходных возрастов, фаз и точек выбора собственной идентичности, с радикальной перестройкой особенно ярко в переходе индивидуального человека к зрелости, кризиса «середины жизни». В ходе завершения метаморфоза у человека, когда имеет место взрыв идентификации, осмысленное и волевое преодоление инфантилизма и нарциссических неврозов, наступает усложнение и расцвет человеческого бытия, появляются признаки радикальных физически-ментальных изменений, подобных фазе «куколки» и затем «имаго», раскрывая корневой, главный смысл жизни и новые перспективы.

Хорошо проявлена линейные фазы метаморфоза в последовательности исторических фаз именно идентификации человека. Так, социальный психолог Рой Баумайстер четко выделяет пять этапов формирования идентичности человека в истории:

Предписание (первобытный род).
Единичная трансформация (раннее средневековье).
Идентичность, определяемая иерархией критериев (позднее средневековье).
Необязательный выбор (XVIII век).
Необходимый выбор (современность).

Приведенная выше пятистадийная модель показывает, что перед нами модель ритмического времени (время как ритм, подобный модели Лейбница), когда каждая последующая стадия есть отрицание предыдущей и, одновременно, опора на ее потенциал. Сегодня, однако, этот ритм времени завершается, отображая исход эволюционного цикла, начавшегося 40000 лет назад, в верхнем палеолите, с подготовкой перехода к неолитической революции и появлению Ветхого человека.

2.2. Метаморфоз как нелинейные состояния антропосферы, исследованные в культурной антропологии это реакция человеческих сообществ на скачки и хаотизирующие потоки коэволюции, от дикости до начал цивилизации, суть которой – характерное пространственно-временное «сжатие» в завершении цикла метаморфоза и появление циклических, нелинейных, повторяющихся переходных состояний, просеивающих «почву» своего цивилизованного начала, с целью отбора неслучайного, вечного, незыблемого, родного и универсального, которое способно обновляться, сохраняя и воспроизводя жизнь и ее родовую субъектность, осваивая именно собственную почву, отделяя «зерна от плевел», своего от чужого. Цивилизованность есть, таким образом, атрибут и признак усвоения собственно перехода, перестройки и обнаружения Срединности — идеальной неповторимой формы своей жизненной силы в каждом природном антропном очаге. В том числе внутри бурного роста живых языков с их корневой и сакральной основой, множества переходных состояний в самоорганизации общинных культур города-деревни, религий и сакральных культов, множественных форм почвенного государства, норм своей Ойкумены (предела) и Срединного «образа себя». Включая самонаречения, самоосмысления, самоосознания, закономерное появление комплексной адаптации к росту антропного разнообразия при нестабильном демографическом состоянии и системном усложнении жизнедеятельности человека, включая технологические сдвиги. .

В перестроечный инструментарий антропного метаморфоза у всех народов исторически входили множественные культуры резкого поворота к человеку и принципам естественного отбора и приумножения генофонда своего народа – общины, семьи и потомства, инициации – ритуалы взросления и культуры перехода, культуры Пути (потока), жертвы и героического самопожертвования ради выживания своей общности и свободы своего месторазвития – Отечества и почвенного государства.

В этот инструментарий с глубочайшей древности появления очеловеченного мира, также входят и закрепляются исторически у всех прошлых, наличествующих и становящихся цивилизаций – на – земле, четкие порядки почвенной Срединной синергии -поддержания природосообразной целостности, общинности и социального доверия.

Завершающие фазы антропного метаморфоза прекращают все виды раздробленности, создавая прочные основы и нормы материального, духовного и смыслового обладания, самообладания и распределения, добрососедства и общежития, равновесных форм и технологий власти и управления, связности и. коммуникации. Возникают объективные условия для появления общинно-семейных, диалоговых и религиозно-синкретических паттернов подавления агрессии посредством ритуалов примирения, трансформации агрессии и насилия в творческие элементы культуры, включая эвристические культуры тэхне, выстраивание охраняющих, адаптирующих и обновляющих культур и культов вертикали Земля-Человек-Небо в своем ареале антропосферы.

2.3. Синергетические основы цивилизованности и цивилизационный стресс. Цивилизованность как освоение перехода, сжатия времени и бурного всплеска долговременной памяти в антропном метаморфозе опредмечена в смене фаз из дикости и варварства, из детства, отрочества и юности человечества к фазам зрелости и своего подлинного «видового» рождения. Эти фазовые состояния изоморфны биологическим фазам «яйца», «личинки» и «гусеницы», и заключительным фазам радикальных перестроек — «куколки» и «имаго».

Данный процесс-состояние тысячелетия и столетия происходил в чередовании режимов с обострением и пустоты (паузы, замирания), а также их множественного зеркального отражения и появления гибридных форм – пустотных состояний внутри циклов обострений и – элементов обострений внутри пустоты – как в моделях инь-ян взаимности. Внутри этого зеркального отражения всегда шел вихревой поток выработки синергии и важнейших ценностей сохранения живого и самой жизни, всегда происходила ожесточенная битва цивилизации с постоянными повторами элементов варварства, и создание особого смыслового «перемирия» ради создания универсальных смысловых основ синергийного тезауруса, ценностей и мировоззрения.

Современный ход Большого антропного перехода начинает все отчетливее демонстрировать именно завершающие метаморфозные стадии, с повтором и чередованием все тех же циклов режимов с обострением и пустоты, и их зеркального отражения. Очевидно характерное «кукольное» торможение и сжатие воинственных намерений, смысловая переориентация технологических новаций, растущее осознание входа человечества в пик структурно-цивилизационной, мировоззренческой глобальной перестройки, в особый цивилизационный стресс перехода от эпох войн к эпохам миров, ради выработки синергийных основ общежития и осмысленного глобального выбора, который определит образ и содержание мирового развития на длительную перспективу.

2.4. Метаморфоз как нелинейная фаза в теории и практике аутопоэзиса  Аутопоэзис в современном мире становления Антропоцена, начавшегося в 50-60г.г. 20 века как реакция на Вторую мировую войну, подкрепляется бурным распространением сетей и сетевой техногенной коммуникации в любых общественных средах. Известные с глубокой древности практики совершенствования человека, в современных обозначениях — - аутопоэзис, или практики самовыстраивания, развиваются сегодня очень активно практически во всех сохранившихся цивилизованных очагах и религиях. Это в православном христианстве – устои «нравственного делания», у католиков – «христианская духовная жизнь», в протестантизме – этика «мирского призвания», это  — многозначное китайское «гун», арабомусульманская «практика самонаблюдения» –  «муракаба», буддийская «практика прозрения» — «випассана» и пр. Но сегодня аутопоэзис обретает отчетливые черты именно антропного метаморфоза, поскольку он нацелен не столько на отрешенное совершенствование человека, но на его собственную Срединность — внутреннее выстраивание с целью обретения себя, поддержания сверхвысокой выносливости,  аутоподпитки и принципиально новой жизненной силы.

Сегодня аутопоэзис связан с погружением в самораспознавание, самовыстраивание, самоопределение, самоидентификацию и выбор своего призвания и Божественного предназначения. Это фактически новое содержание — фазы матрикса, личностного каркаса, которая есть прямое следствие его экзистенциального и нравственного выбора при прохождении Срединного биологического барьера середины жизни, или т.н. экзистенциального нормального стресса, когда у человека естественным образом вырабатывается навык особого внутреннего усилия, собственного внутреннего мастерства, терпеливой внутренней работы.

Эта нелинейная фаза способна развернуть усложняющуюся жизнь человека в двух противоположных направлениях -  к Синергии, примирению и принятию свой судьбы, свободному выбору подвижничества с переработкой и осмыслением агрессии, к — новому рождению и новому расцвету или – в случае культивирования образа врага и неразличения своего призвания — к Аннергии, неизбежному угасанию и смерти (алгоритмы и метафоры малигнизации и хаотизации метаморфоза – ниже в таблице шести фаз Г.Г.Реккевега (Реккевег, 33) и в работах М.Эшера «Метаморфозы».

 М.Эшер «Метаморфозы».

3. Тезаурус завершающих фаз антропного метаморфоза

Что есть тезаурус? Тезаурус — это мировая сокровищница достижений человеческой мысли и культуры в образах, понятиях и символах, постоянно пополняемая новейшими элементами. Сегодня, на пике завершающих фаз метаморфоза в антропосфере, это особо ценный смысловой потенциал человека, способный дать надежные ориентиры на формирование будущего именно внутри перехода, когда мир и и вся цивилизация переживает критические моменты.

В тезаурусе текущего перехода и неотвратимой перестройки миропорядка различимы несколько смысловых слоев, отображающих наиболее сущностные узлы перемен и их глубинную целевую задачу, а именно – 1. Почва и поток, сеть и общинность, поворот к человеку, 2. Природно-общественная и цивилизационная сборка, 3. Вертикаль Земля – Человек – Небо, 4. Радикальная смена элит, 5. Новый Человек Сердечно-разумный. 

3.1. Почва и поток, возврат общинности и Срединность. Поворот к человеку.

Мир, находящийся в неотвратимости прохождения завершающих фаз собственного метаморфоза, начинает обретать свою Срединную цивилизованность–на-земле, и, одновременно, входить спонтанно в поток битвы за сохранность жизни как таковой и выживание человека как вида, за сохранение целостности мира и самой человечности в единстве разнообразия. Образно говоря, мир начинает переходить от общества толп, масс и индивидов к обществу людей, персоналий и личностей, социоцентризм сменяется человеко- и народо-сбережением. Обнажая вековые экзистенциальные ценности – семьи-общины, мужского-женского начала, народного начала, природы самого человека и живой среды его обитания, а также – ценности настоящего и будущего — растущей человеческой субъектности и незавершенности самого течения коэволюции. Возвращение древней формулы Протагора «Человека как меры всех вещей» в центр современных смысловых ценностных битв есть важнейший поворотный момент, от осуществления которого будут напрямую зависеть судьба всех и каждого. 

3.1.1. Архаика, жертва и очеловеченный мир.

Бурные переходные состояния заметно усложняют картину современного мира, заставляя его направлять свои силы на осмысление угроз, поиск предупреждения возможных катастроф, агрессии и насилия, особенно насилия человека над человеком. Эта общая и важнейшая задача выстраивания возникшего 25 веков назад очеловеченного мира сталкивается, однако, с ожесточенным противодействием уходящих в прошлое глобалистких сил «разделения и гегемонии», прежде всего в элитах западных стран, в частности, Европы, где сохраняются очаги социогенного вертикального варварства и мессианские планы порабощения планеты.

В сердцевине этого ожесточенного противостояния – как и много столетий ранее – расположена битва подвижнических сил любого спектра вокруг самого фактора Человека, против глобалистских элит, широчайшим образом манипулирующих множественными, оживающими внутри хаоса и переходных состояний архаическими факторами воздействия на умы и выбор людей. Среди которых важнейший — фактор жертвы.

Образы и паттерны жертвы сохраняют свое мощное влияние на глубинную социокультурную, точнее общинную, память до сих пор, вызывая к жизни феномен сакрального объединительного начала, достигая обновления, выравнивания, примирения и целостности, прерывая течение времени и открывая так называемое пустотное время, вакуум, замирание. Этим замиранием жертва преодолевает абсолютно любой антагонизм (между властью, элитами и общностью) и стирает любые барьеры.

Фактор вытесняющей (отчуждающей) жертвы используется намеренно для лжи, обмана и диверсии против воли массы людей, как действенный элемент поддержания ксенофобии, обеления настоящего варвара и демонизации «образа врага» через наведенные жертвенные паттерны, особенно через изгойский паттерн «козла отпущения», а также искусственный прием «сакральной жертвы». События на бывшей Украине четко показывают именно данные приемы технично привитой русофобии и применение указанных технологий для каскада «цветных революций».

Противоположным образом действует фактор искупительной (освобождающей) жертвы, которая сублимирует войны, возвышает самого Человека, целые народы и цивилизации, обеспечивая равновесие и преодолевая изгойство. Искупительные жертвы – это примеры массового искреннего подвижничества, опирающегося на правду, бескорыстие, служение и самопожертвование, мужество и бесстрашие, освобождения от насилия и захвата родной земли. Подвижничество, действуя в различных режимах с обострением, способно развернуть фактор жертвы в резкое усиление и наращивание общей воли народа и создать условия для выстраивания гуманного, цивилизованного мира, уничтожая манипуляции и стирая старые культовые стереотипы, рассеивая старые мессианские и варварские элиты, и устраняя их стратегию разжигания войн.

Искупительная жертва способна прервать древнейший алгоритм «око за око», развернув его в осознание «золотого правила» этики — «что посеешь, то и пожнешь», «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет», «не делай другому того, что не пожелаешь себе», вызывая глубочайшие изменения в первую очередь в поведенческо-ментальной сфере варваров, где тысячелетиями действуют и воспроизводятся стереотипы «охотник-жертва».

3.1.2. «Заземление», сеть, общинность и Срединность.

Завершающие фазы антропного метаморфоза быстро запускают процесс возобновления множественных элементов «заземления» и оживления «почвенных феноменов», включая семейно-общинные и этноконфессиональные формы самоорганизации, укорененные в локальных антропных очагах и цивилизациях-на-земле. Техногенная глобализация, в ее транснационально-либеральном виде, уже начавшая было внедрять повсеместно паттерны и синдромы вне-почвенного тоталитаризма и «отмены» любого «почвенного начала», добиваясь стирания даже элементарных следов корневого человеческого начала, сдает свои глобалистско-имперские позиции. Вместо этого мир начинает стремительно припоминать собственную «почву», стремясь как можно быстрее занять свое место в новом мировом порядке.

Пробуждение «почвы» повсеместно запускает несколько ведущих каскадных тенденций, распространению которых – как ни парадоксально – способствует упомянутая техногенная глобализация, которая начала, не подозревая подвоха, сетевую информационную революцию с внедрением Интернета, новейших цифровых технологий и феноменального размаха техногенных обменных процессов во всех сферах жизнедеятельности без исключения. Сетевая революция, в свою очередь, немедленно дала ход резонансу глубинной памяти выживания человека как вида и сетевого природосообразного устройства и запустила стремительное возвращение в мирно дремавший постмодернистский социум древнейших форм почвенной самоорганизации, общин, семей и общинно-подобных сообществ. Которые, обладая отчетливой природной устойчивостью, начали немедленно раскачивать и обновлять все прежние социальные слои, страты, сословия, устои государства и права, хозяйствования и управления, подспудно пробуждая при этом самые глубинные, хорошо скрытые кодирующие структуры каждого антропного начала как такового, восстанавливая Срединность. Так на наших глазах происходит ускорение именно завершающих фаз антропного метаморфоза, который неизбежно изменит до неузнаваемости всю картину современного мира

Каскадная изменчивость, нагрянувшая в мир в последние 25 лет, взламывает размытую постиндустриальную картину и оживляет прежде всего хорошо различимый ряд общинных слоев, каждый из которых имеет характерную сетевую социальную структуру – от паттернов цепочки (потока), до семейно-общинных форм, и далее – сигнально-волновых сетей. Важно подчеркнуть два важнейших аспекта касательно жизнедеятельности самих общинных сетей:

Первое — в отличие от всех известных в социологии форм классовой или сословно-групповой самоорганизации, благополучно размываемых с каждым технологическим или формационным рывком, сетевая семейно-общинная самоорганизация неуничтожима, хотя и восприимчива к мутациям и гибридизации (включая т.н.кентаризмы), поскольку сеть есть топос прямого отражения коэволюции человека и природы, живущая в настоящем, переходном и будущем одновременно и находящаяся сейчас в переходном периоде активного мутагенеза, роста разнообразия в завершающих фазах антропного метаморфоза. Тезис М.Кастельса о феноменальной жизненной силе сетевой самоорганизации подтверждает именно этот вывод: «Власть структуры оказывается сильнее структуры власти» (Кастельс, 26).

Уникальность выделения именно сетевой структуры как несущей конструкции в антропосфере проявляется в ее слитно-синергетическом характере, где налицо фактически «склеивание» природного, социального, духовно-культурного, языково-коммуникативного и собственно человеческого элементов воедино, создавая универсальную единицу антропного бытия, где семья-община (кочующая и оседлая) – это самая древняя, вневременная и современная известная ячейка самоорганизации

И второе – сетевые общинные структуры имеют синергетически устроенную как внутреннюю, так и внешнюю гармоническую среду, способствуя спонтанно возникающему и возвращающемуся равновесию как в живой природе. Иными словами – сети-общины не истребляют друг друга, их регулярно возникающее противостояние неантагонистично, и связано именно с почвой, экосистемой, территорией своего обитания и кормления как у всех живых организмов, и равновесно, возвращаясь к различным способам примирения при любом усложнении среды обитания.

Данное обстоятельство очень многое поясняет при исследовании вариантов взаимодействия сетевых общинных культур, аналогичных тем, которые хорошо известны из культурной антропологии, таких как ассимиляция (слияние), сепарация (обволакивание и разъединение), маргинализация (вытеснение) и интеграция (синтез), а также псеводоморфоз, то есть явления проникновения (прививки) одной сетевой культуры к другой.

Данные способы взаимодействия и гибридизации сетевых культур показывают разные варианты роста разнообразия социокультурного симбиоза, взаимного морфологического приспособления более сильных (массовых) и более хрупких (разрозненных) сетевых культур, не задевающих их живой сути, их ядерных общинно-семейных структур, воплощенных в их жертвенных и корневых, почвенных и личностных основаниях. Именно эти качества живого и духоподъемного влияния характерны для нижеприведенных открытых сетевых структур, общин с могучей жизненной силой, которые при всех возможных обстоятельствах сильнее любых закрытых сетей, и могут вытеснять и даже рассеивать структуры пирамидально-имперского типа.

3.1.3. Синергия общинного сетевого мира. Универсальная карта общинно-сетевой Срединной самоорганизации.

Сегодня мир в антропосфере, причем на всех континентах, спонтанно наполняется универсальными сетевыми структурами, превращающими общество в непрерывно «текучую» и само-перемешивающуюся сеть с гигантской взаимно-отражающей силой, но при этом устроенную по четким культурно-общинным и общинно-семейным лекалам, с конкретным антропокультурным и мировоззренческим содержанием в нижеприведенной четырехслойной модели – на российских материалах, в том числе-

3.1.3.1. Открытые сетевые структуры:

 - общины Пути и Потока (кочевые, переселенческие, торговые, промысловые, предпринимательские, военные, духовные) с цепочечными сетевыми структурами, в социуме исполняют выраженную подвижническую роль «вольных людей» ради служения Отечеству,  участников массовых миграций, военных и предпринимательских кампаний и походов, казачества, экспедиций и экспериментов, духовных и социальных агональных движений и культур (агонисты) и кампаний борьбы за свободу Родины и мир, правду и «выравнивающую» справедливость и справедливость «воздаяния» (полноценного отражения), инициирующих патриотов и подвижников, антифашистов,  ценности братства и взаимопомощи. Это – братские, артельно-промысловые сообщества, добровольцы-защитники Отечества, спасатели, носители традиционных «отцовско-мужских» «путевых» субкультур и промыслов, спортсмены и участники фанатских спортивных сообществ – главный источник патриотизма, упорного мужественного сопротивления, стойкости, волевой мобилизации, честного соревнования, предприимчивости и предпринимательства, темпоральных сдвигов Срединности

-  общины «Великой матери» (ризомные) — земельные и почвенные городские традиционные круговые «материнско-женские» общины-ризомы и сообщества, традиционные общины всех оседлых народов, включая крестьянские и городские соседские общины, землячества,  природоохранные сообщества, все традиции «девственности почвы», «кормления» и «устроения» – родных языков и культур, родной речи, традиций земства, школы, охраны здоровья, традиционных культур землепользования, градостроительства, традиционных культур рынка, экологии, главный источник природо- народо- и культуро-сбережения, традиций упорного труда-на-земле, торгово-рыночного и социального «здравого смысла», единства разнообразия и «распределительной» справедливости, социального мира и медиации, культур примирения и согласия, инициатического посвящения в корневые ценности Родины, родной природы, семьи, родной культуры, просветительства и образования, возрождения культурных кодов, народного и личного творчества и цивилизационной памяти в Срединности

- общины-семьи агапы с волновыми сетями, изоморфными «дыханию леса» – «духовного окормления»,  героические, патриотические и жертвенно-инициатические сообщества и движения, антифашисты, антитоталитарные сообщества типа красная капелла», «шельфовые» возрожденческие сообщества, творческие сообщества, сообщества деятелей высокой культуры и искусства, герои и первооткрыватели, в том числе освоения космоса, олимпийский спорт, рекордсмены, жертвенные братства-сестричества с духовно-сердечными основами — «да любите друг друга», «жизнь отдать за други своя» – главный духоподъемный, духовно-нравственный, «сердечно-разумный» и героический источник непрерывного возрождения в Срединности

3.1.3.2. Традиционные конфессии и посреднические (трансграничные) сетевые структуры:

- общины иерархо-лабиринтные – традиционные религиозные общины и церкви, этноконфессиональные социальные касты и большесемейные общины, в том числе монастыри, храмовые приходы, скиты и их сетевые сообщества, включая братства – корнесберегающий, ресакрализующий, религиозно-инициатический, религиозно-синкретическый и поддерживающий всеобщее равновесие ресурс Срединности

- общины-семьи иерархо-кланово-гетерархические, информационные онлайн-платформы, «третье» медиа-сословие, космополиты, «граждане мира», т.н. социальные сети, мода, креативные технологии и индустрии, сфера Интернета и ИИ, живых языковых гибридов, диалектов, инфо-поисковики — ресурс инфо- и знаниевого поиска Срединности, социального ноосферного творчества, социальной языковой «всесвязности», инициатической универсальности и энциклопедичности, координации, гибридизации, массовой коммуникации и новых информационных революций,

- общины-компании гетерархические, производительные платформы –  технократически-отраслевые, промышленные, эвристические и социально-помогающие – базовый ресурс производительности и координации производства, инициатического тэхне-предпринимательства и тэхне- соревновательности, технэ-науки и тэхне-творчества, реформаторства и тэхне-новаций, включая новые технологические уклады в сообществах Срединности

3.1.3.3. Закрытые сетевые структуры:

- общины-коллективы государственные, аппаратно-административные  — иерархо-кланово-гаремные сообщества  – государственнические, патрилинейные сообщества и традиции управленческих культур государств-цивилизаций и их союзов –  ресурс фундаменталистского и великодержавного «тела» государства, армии, госаппарата, научных и производственных корпораций, академ-науки, банковской сферы, инициатических основ «служения» как кодекса чести «государевых людей»,  безопасности и охранительства  в Срединности

- фундаменталистские общины, клеткообразные секты, родовые общины, матрилинейные общины, инициатические сообщества аскетики и «чистоты», с присутствием потомков и адептов «старых обрядов» у всех конфессий, включая православных, старокатоликов, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и т.д. с четырьмя различными инициатическими векторами и различными ресурсами Срединности:

-          1) номенклатурно-государственнический – поддерживает инициатические традиции «служения» и патриотизма,

-          2) династийно-предпринимательский – поддерживает семейные «почвенные» традиции верности семейному делу и «крепкому слову», надежной купеческой сделки,

-          3) аскетические общино-подобные традиции социал- и коммунистических движений, включая элементы мессианства и  «мировой революции» (маоизм, троцкизм) – могут стать общинно-охранительным ресурсом  Срединности

-          4) религиозного радикального реформаторства и ортодоксальных радикалистских движений с признаками манихейства  («ваххабизм», «мощная сила Будды», «хиндутва», сионизм, «хабад» и др.)- могут раскалывать Срединность изнутри

- над- и внегосударственные фундаменталистские иерархо-пирамидальные сообщества, общины-корпорации и секты глобалистской имперской ортодоксии Запада, «старой» финансовой олигархии «культов обладания», милитари-ТНК с программой «тотального хаоса» или новых мировых войн, диаспоры с пирамидальной структурой, сообщества контринициаций (масоны, тайные клубы и сообщества, ордена, социальные культы, в том числе деструктивные), сталкивающиеся с реальностью ухода их власти, угрозы гибели Запада как несостоявшихся цивилизаций, включая угрозу гибридных «новых денег» и неолиберальных иерархо-пирамидальных общин-корпораций, использующих «океаническую сеть» Интернета, существующие в режиме двух непримиримо-соперничающих векторов

– 1) имперско-корпоративный вектор «глубинных государств», носителей мессианства хозяев «старых денег», старо-праволиберального и старо-леволиберального спектра, колебательных режимов с обострением и/или возврата старого либерального порядка и/или новой техногенной тоталитарной глобальности, с укоренением римской формулы «разделяй и властвуй» для обеспечения гегемонии не только силой оружия, но особыми приемами разжигания войн чужими руками и долговременными манипуляциями, и их массовая база в зоне фронтира, особенно в этноцентристских, вертикально-варварских и биогенно-варварских сетях наемников и адептов с их попытками уничтожить Срединность вообще, но где русская Срединность и антифашистское подвижничество воспринимается как экзистенциальный враг-соперник,

2) имперский вектор сетевых неолиберальных, гибридных общин-корпораций «новых денег», использующих силу обращения криптовалют и иные формы адаптации сети к функциям «всеобщего эквивалента», пытающиеся создавать альтернативную Срединность и альернативное «глубинное государство», подражая ноосферным сетям и их массовая база в зоне фронтира.

3.1.3.4. Сетевые структуры социального фронтира:

- сети социального пограничья - диссипативные корпускулярно-волновые сети, резонирующие с вирусными эпидемиями и периодами социальной аномии – социальные маргиналы и зависимые от «социально-культовых» наркотиков, социопаты, прекариат, «креаклы», диссиденты и хипстеры с нарциссическим синдромом «пупа земли», «серые зоны», т.н. рассеянные секты, фанатские сообщества социальной моды любой предметности, включая адептов моды на криптовалюту, адепты внедряемых глобалистскими технологиями массовых оппозиционных государству деструктивных культов т.н. «рассерженных горожан», «цветных революций», адептов культов «тотального счастья» и «пацифизма», культов ЛГБТ, абсолютной «свободы от», всех социальных шоу, разнообразных метавселенных и мультиверса, пытаются подменять Срединность через подражание братским общинам Пути, агапам и социальным кастам, претендуя на духовную власть,

- варварские сети – корпускулярно-волновые сети с элементами пирамиды,  сетевые общины варварских нетократов-глобалистов, хозяев и разработчиков внедрения вертикально-варварских и контринициатических опытов в сеть и организаторов террористических операций, деструктивных и тоталитарных культов с элементами дикости, возврата рабства и их массовая база – нацисты и неонацисты, националисты, фашисты со «старыми-новыми» биогенными опытами, старые расисты, трансгуманисты-расисты с манией искусственного выращивания рас и этнических групп (т.н.«украинство», ИГИЛ, аль-Каида и пр.), адепты традиций наемничества (военного рабства), радикальные слои с элементами дикости, т.н. «дикого поля», и нового рабства любого спектра с манией жертвенного «образа врага» и «каиновой печати», создания послушного биоробота, бесполых биоединиц, пытаются подражать героическим, подвижническим и имперско-корпоративным сообществам) – очаг возврата к варварству в Срединности

- паразитарные техногенные и игроманиакальные соообщества — диссипативные корпускулярно-волновые сети, «даркнет», спам-боты, игро-боты, техно-фронтир, наркомафия, распространители техноманиакальных, игроманиакальных, психогенных, техно- и ИИ-вирусов, техно-криминальных сообществ, адепты деструктивных культов, пытаются подражать чат-ботам, помогающим и посредническим гетерархиям) – тоталитарно-маниакальный очаг в Срединности

3.1.3.5. Особенности поведения сетей и иерархий.

Из вышеприведенного перечня сетей антагонизм, конфликтность и различные виды семейно-общинного коррупционного поведения, включая предательство и фаворитизм, а также появление феномена «кровь и почва», фиксируется в закрытых и посреднических сетевых структурах. Особенно там, где имеется присутствие любой иерархии, и где самоорганизуется собственно иерархическая — либо клановая, либо корпоративная сеть, но особенно - в среде фронтира – в диссипативных корпускулярно-волновых сетях, наиболее подверженных влиянию иерархий, и, одновременно, наиболее активно их разрушающих силой беспрерывного сетевого отражения.

Подавление и трансформация агрессии, конфликтности и патологического соперничества осуществимо силами открытых сетей, иерархии только усугубят стрессовые ситуации. Важно – против фронтирной сети может эффективно действовать только другая сеть, особенно та, которую фронтир копирует или которой подражает, это особенно важно при выборе методик денацификации или противодействия паразитарным или вертикально-варварским сообществам и сетям.

3.2. Матрикс, «золотые» фракталы «Вечного возвращения» и идентичность.  

Важнейшая особенность сетевого мироустройства в заключительных фазах антропного метаморфоза -это порождение им уникальных гармонических, постоянно возвращающихся идеальных структур и памяти о них, несмотря на периоды антагонистичности, связанной с очередным кризисом иерархий, дополняющих сети и пользующихся их ресурсами. Эту особенность — память о «золотом» веке, как в утопии Гесиода, циклическую ностальгию по первозданности, чистоте и гармонии сущего подмечали с глубокой древности, миф о Вечном возвращении имеет многотысячелетнюю историю, повторяясь при каждом очередном витке коэволюции.