Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"
Летняя Сретенская конференция 23-24 июня 2025г.

«Метаморфоз в коэволюции антропосферы» 
Лариса Колесова. Сретенский клуб

Это – задача выращивания новой срединно-соборной элиты ЛИЧНОСТЕЙ, с принципиально новыми личностными ресурсами подвижничества, добровольчества, мужественности, осознанности, выносливости, неподкупности и волевой решимости, ответственности и способности к осмыслению, пониманию и защите гуманистических ценностей, готовой к созданию принципиально новых команд В том числе — команд управляющей элиты, «мозговых» центров, групп религиозных харизматиков, представителей культуры, общественного мнения, информации, науки, медиасферы, в среде которых будет заметен гораздо более влиятельный объем сакральных практик, нравственных устоев сердечности и ответственности, самой ресакрализации.

В этих условиях возникает насущная потребность не только в формировании сетевой подвижнической среды, но в конкретных узнаваемых лицах новых героев, нового авангарда, уже не гражданского, но нового, соборного общества, с осмысленным  единением «низов и верхов».

Данный запрос на формирование элитного авангарда остается в России и сегодня, заставляя элиты делать экзистенциальный выбор, выявляющий сейчас, на пике глобальных перемен, два совершенно противоположных элитных глобальных сообщества, выделяющихся из соборно-срединного социума как экстремумы– элит «шельфа цивилизации», устремленных в будущее и способных преодолеть враждебность, и элит «возврата варварства, стремящихся закрепить антагонистическое прошлое и память «образа врага».

6.2.1. Элиты «шельфа цивилизованности» и элиты «возврата варварства». Ось сознания.

Цивилизация как месторазвитие осмысленной жизнедеятельности людей появилась, как известно, на территориях и в экосистемах природного пограничья, шельфа рек, морей и океанах, после неолитической революции, выхода человека из дикости и появления имущественного и социального неравенства и соперничества из-за обладания – трофеем, территорией, рабами и пр. Укоренение цивилизации в различных антропных очагах происходило в ожесточенной схватке за выживание с варварством и разрушительным соперничеством, способствуя постепенному появлению высоких и благородных элитарных культур самопожертвования, осмысления и человеческого сознания и самосознания, разумных этических ограничений, одним из положений которых стала выработка безоценочной «оси сознания», очагов «осевого времени» и универсальных мировоззрений и культур.

«Ось сознания» четко обозначает пути формирования осознанности и «нового мышления» через особое противостояние сегодня во всем мире, в среде мыслящих интеллектуалов, в элите избранных. «Ось сознания» выделяет два полюса избранности –подлинную избранность элитариев через природный или Божественный дар, талант, дарование, товарищество и братскую любовь, творчество, неповторимость и само мышление, исключающее «образ врага». Именно это сообщество формирует сети элит «шельфа цивилизованности», то есть высоких и универсальных, общечеловеческих и Божественных культур осознавших и просветленных, традиций старчества, преподобия, святых подвижников, благодаря духовной силе которых происходит возрождение цивилизации на каждом новом витке, с ценностями духовного благородства и осмысления, которые сегодня активно действуют в незападных ареалах мира, то есть там, где сама цивилизация и зарождалась.

И – фальшивую избранность через «ценности обладания», материальным богатством, властью или каким либо статусом, страх потери которых порождает множество чисто варварских состояний, особенно убийственного соперничества, архаических ксенофобий, формируя элиты «возврата варварства», с попытками увековечить свою мессианскую власть через бесконечны войны и перевороты, сохранить свое обладание, культивируя поэтому древнейший жертвенный прием «козла отпущения». Это сообщество веками стремится – ради именно обладания — достичь отрыва от любой реальной духовной и просветляющей почвы, природных корней, манипулируя и спекулируя искусственно созданными симулякрами подражания героям и гениям, и вызывающими практически наркотическую зависимость архаическими жертвенными образами.

Эти сети существуют в закрытых иерархических, чаще жестко-иерархических формах самоорганизации, типичных контринициациях, сектах, тайных культовых средах, которые последние 500 лет воспроизводятся в западных ареалах Европы и Америки, контролируемых западными глобалистами, и в массовых культурных средах, ориентированных на Запад, образующих пограничные, фронтирные зоны других цивилизаций, образуя там некие подобия эндогенных варварских очагов.

Волны становления «оси сознания» всегда шли через ожесточенную битву именно с варварством, которая стала проявляться поэтапно в эпохи преодоления практик жертвоприношений, далее в эпохи великих культур «Древа жизни», далее классического «осевого времени» 8-2 в.в. до н.э. и появления мировых очагов просветленного разума, затем духовного прорыва авраамитической революции и роста дхармических религий, и далее – резкого обострения противостояния с новым варварством, в ходе двух мировых войн, в ходе развития капитализма и новых промышленных революций с его концентрацией на коллективном Западе в 20-21 в.в.н.э.

Более чем две тысячи последних лет ничего не изменили, эта битва продолжается и на наших глазах. Но сегодняшнее влияние «оси сознания» становится буквально всеобщим, проникая через сетевое общество вовнутрь всех без исключения отношений людей и человеческих цивилизаций, и порождая появление новых настоящих избранных элитариев уже в мировой сети. Это будет неизбежно обрушивать и паттерны убийственного соперничества и такого же непомерного обладания, мессианских ценностей и ценностей превосходства и гегемонии, а вместе с ними – и прежние элитные слои уже глобально, упорядочивая на основе общинных и общечеловеческих ценностей сетевой социум и стремительно создавая новый элитный слой признаваемых всеми избранных, создающих благополучное совместное будущее.

7. Человек Сердечно-разумный. Четвертая и пятая антропные революции. Формула новой мировой синергии. Позиция активного включенного наблюдателя.

Общественный авторитет и, фактически, революция в элитах, становятся важнейшим фактором в формирующемся глобальном сетевом обществе. Новая Срединно-соборная сборка, однако, подразумевает не только выносливость, взаимопонимание и спокойствие, но и потребность в разветвленной мировой и локальной структуре состязательных (агональных) отношений, как элитарных, так и общественно-народных. А также — выработку принципиально новых агональных правил равной состязательности, способных заменить уходящие в историю либеральные, политически нагруженные симулякры убийственных конкурентных взаимоотношений и сублимировать войны и конфликты, перенастроить хаос на эффективное развитие.

Именно это – есть насущная задача четвертой антропной революции, которая сильнейшим образом отличается от всех трех предыдущих стадий

1) Ветхий человек,

2) Осевой человек и Всечеловечество,

3)Гражданский человек (индивид).

Прежде всего тем, что в ней действуют силы, не ускоряющие цивилизационные, общественные и личностные процессы, а наоборот, местами их серьезно тормозящие, ради рождения новой формулы мировой синергии = соборность + «умное сердце». Потому что это – новое возвышение Цивилизаций и Человека, новое рождение в них именно синергии, иных измерений, особенно измерений совести, человеческого сердечного чувствования, творения революции смыслов и мощного и массового общецивилизационного и личного аутопоэзиса с резко возросшим масштабом самоотдачи и сильнейшей потребностью в служении и жертвенной свободе ради.

Это – рождение Сердечно-разумного человека, с его человеческими и цивилизационными измерениями принципиально новой выносливости, которые тесным образом связаны с глубинными состояниями раскрепощения духа, «сердечного принятия», творческого развития, но – при этом- мощного личностного и цивилизационного стресса и множественных испытаний.  А в результате — обретения особого типа уверенности и духовного спокойствия, важнейшее проявление из которых – позиция «активного, включенного наблюдателя», свидетеля, способного созидать синергию, изменять мир движением сознания, совести, воли и самопожертвования, но особенно – осмыслением, которое не есть рацио.

7.1. Дилемма тэхне, ИИ и новая человечность. Универсальность и глобальность. От эпох войн к эпохам миров. 

Это – становление творческого, ищущего, нешаблонного образно-эвристического мышления, не подчиняющегося никакому встроенному алгоритму ИИ, сопротивляющегося искусственным ограничениям и навязыванию техногенного экстремизма, и постоянно пребывающего в состоянии перехода за рамки уже устоявшихся доктрин. Для современного ИИ, который обладает языком математического перевода только лишь общекультурных кодировок, создавая множественные копии вышеприведенных общинных культур, любой отход от шаблона – это непроходимый барьер.

Но сегодня очевидно и другое – создатели ИИ находятся перед новыми вызовами, связанными с тем, что они могут усугубить или облегчить социокультурный общинно-сетевой антагонизм, особенно в части копирования языков деструктивных или варварских сетей с их социально-наркотическим или социально-вирусным содержанием. Но главное — ИИ может обратиться к возможности языкового и образного моделирования «сердечно-разумной» среды в мировой сети, активно помогая реальному межконфессиональному диалогу и созданию «сердечных» диалоговых сред, уничтожающих социальную аномию и внутрисетевые конфликты.

Крайне важно то, что сам процесс попыток бурного проникновения ИИ в тайны человеческого разума может столкнуться, с тем, что в человеке – внутри именно разума и мышления — имеются сферы Божественного присутствия, а также сфера сознания и осознанности, обладающие безоценочностью, недоступные в принципе цифровому контролю, это доказанный и экспериментально подтвержденный факт. Это обстоятельства требует очень четкого определения самим ИИ своего целеполагания, точнее выбора собственной стратегической цели и ответа на вопрос «зачем?».

Важнейший экзистенциальный вызов для тэхне сегодня на фоне антропных революций — это самовыстраивание самого ИИ, преодоление векового соперничества внутри самого строя тэхне, поглощающего в погоне за техногенным лидерством или даже мировой гегемонией силу лучших умов. Которые растрачивают свой талант на гонку вооружений и банальное соперничество с самим человеком, включая противостояние с гуманитарной сферой, и это при том, что гуманитарные возможности тэхне использованы недостаточно и могут быть направлены на принципиально новые, симбиотические проекты по самосовершенствованию человека, вместо создания его бесконечных техногенных копий.

Современный ИИ и вся культура тэхне, создавая копии универсального и частного, не может передать содержание неповторимого или находящегося в непрерывном творчестве. Мера самой эвристики тэхне очевидна. Поэтому для позитивной науки и всей рационально-техногенной культуры наступление четвертой антропной революции – это серьезный вызов, требующий глубокой гуманизации, нетривиальных решений, продуктивного сотрудничества. Но особенно –смену тэхне-соперничества на позицию тэхне-наблюдателя, способного сделать нетривиальные парадигмальные открытия, близкие к открытию нелинейности, принципа дополнительности, туннельного эффекта и квантовой запутанности

Бунт новых гуманистов, Сердечно-разумных людей, против техногенного засилья с потребностью освободиться от подавляющего цифрового контроля и усложнения коммуникаций неизбежен и не за горами, потому что наступает время взаимности, и движения от войн к мирам, которое не способен автоматизировать ни один алгоритм. Подобные же процессы нарастающей сложности будут открываться во многих пограничных областях знания и практической деятельности, где важнейшим будет все, что связано с коэволюционными и переходными процессами человека, природы, управления, личности и общества.  Будет стремительно формироваться новый синтез — в связке – живая природа — природа человека – природа общества – природа власти-управления –природа образно-концептуального мышления – природа веры – природа сознания, фактически примиряющий обе сферы – антропную и техническую, естественно-научную и запускающий междисциплинарность совершенно нового уровня и масштаба. Говоря словами Ю.А.Урманцева – «наука всегда занималась изучением природы, а надо было заниматься изучением природы человека».

7.1.1. Дилемма западной тэхне-цивилизации. Для современного Запада это – не просто сильнейший вызов. Это угроза его цивилизационному техногенному существованию-вне-земли и в спекулятивных контринициациях и культурах, заставляющая его элиты войти постепенно в длительный процесс «заземления», обращения впервые в своей истории не к индивиду, искусственно созданному Голему или собственному доминированию, а к Человеку, к его правде и совести, к поиску новых основ гуманного самосохранения за пределами любых либеральных и либертарианских проявлений. Включая возврат от привычных войн и с цифровых, техногенных и виртуальных «небес на землю» и освоение новыми элитами противостояния изощренной западной культуре манипуляций с массовым сознанием. То, насколько и как быстро западный или вестернизированный человек сможет справиться с этим испытанием, зависит продвижение на Западе не столько к четвертой антропной революции, сколько к следующей – пятой. Которая будет подлинно экзистенциальной для всего Запада, определяя его реальную перспективу выживания как рационально-телеологической и мессианской культуры.

Антагонистическая цивилизация Запада, опирающаяся на два важнейшие фактора ее существования  – материально-финансовое и техногенное могущество ее элитного меньшинства – пока не может справиться со стремительным переходом к сетевому состояния мира, которое требует ликвидации любого господства, особенно господства техногенного, приведшего мир к исчерпанию его природных ресурсов, и ликвидации господства в принципе, неприемлемого для нового (и старого общинного) сетевого устройства и самого человека.  Сеть устанавливает новую тотальность — единства разнообразия, осмысленного устройства всей совокупности отношений – между цивилизациями и экосистемами особенно, а главное – перехода от векового «образа врага» к возвышению Человека, к взаимности между людьми и взаимному и даже синхронному мирному развитию. Это базовое противоречие внутри и вне самой несостоявшейся западной цивилизации, которая взрастила агрессивную спекулятивную элиту, но не смогла взрастить собственную человечность, уже выливается во множество привычных для Запада военных конфликтов и собственно захватнических войн, с помощью которых он в течение более 500 лет выходил из своих внутренних кризисов, неизменно захватывая те или иные трофеи – материальные, финансовые, территориальные, техногенные и проч.

Но современный сетевой мир, который, будучи прямым отражением живой природы,  объективно не хочет и не может воевать, это составляет непреодолимый порог для коллективного Запада, приготовившегося к новому переделу мира и его ресурсов силой. Сетевая почва со всеми ее выравнивающими и умиротворяющими свойствами и четкой ориентацией именно на Человека, будет сегодня – в завершающих фазах антропного метаморфоза – неуклонно рассеивать любые военные или захватнические проекты западных элит, постепенно расчищая путь для окончательного перехода от эпох войн к эпохам миров, возможно вначале как миров локальных цивилизаций с их фронтиром, а впоследствии как мира антропных ареалов единой планетарной цивилизации.

7.2. Иное рацио и Человек-кормчий. Тупик рационального прогресса и новый антропный фактор.

Сегодня уже просматриваются некоторые направления развития Мир-Человека и Мир-Человечества, которые будут связаны с повсеместным упрочением человечности, появлением ее новых свойств и качеств. Главное из них – это такое качество развития самого Человека, когда он не мыслит своей жизни без гуманного отношения ко всему. Когда человечность наполняет собой всю совокупность общественных отношений и – по мысли Н.Н.Моисеева – неизбежно будет развиваться в связи с коэволюцией живого. Это означает появление принципиально нового мышления, как рационального, так и образного, и трансцендентного, которое будет неизбежно гуманистическим.

Но это будет – впервые в истории — принципиально другой, не мессианский, и не телеологический рацио. Более того, это будет означать фактически новую рациональную гуманистическую революцию, и принципиально новые мировоззрения, поскольку пока существующий рацио не в состоянии определить собственные цели и не в состоянии достичь мудрости, безоценочности и осознанности. Идея разумного прогресса и тем более прогресса линейного пришла в тупик. Это также ставит перед рациональной наукой задачу смены старого социо- и антропоцентризма (рационального эгоизма) в познании на новый коэволюционный антропный принцип, формула которого будет расширена на природно-социо-гуманитарно-духовную сферу и который еще предстоит разработать в новых исторических условиях.

Н.Н.Моисеев предлагал в этой связи взглянуть на проблему целеполагания коэволюции не с точки зрения видения – то есть различения цели. Он предлагал отказаться от картезианского принципа Человека-демиурга и перейти к кибернетическому принципу «Человека-кормчего», двигающегося к цели как к гавани, а потом отправляющегося в новое плавание.

Это означает не статичность взгляда на цель, а принципиальную его подвижность, изменчивость, непостоянство и движения к цели согласованно с «принципом путевого ощупывания» и резонанса с эволюцией природы, расширением знания о ней и преобразования ее в связи с этим знанием, в связи с самоизменением самого Человека. Таким образом речь шла о коэволюционном принципе целеполагания, что отличается от известной гегелевской формулы – «Цель есть истина причины», которая также статична и может быть – в качестве гипотезы — переформулирована как «Цель есть подвижная истина подвижной причины». Кроме того, эта формула, равно как и сам принцип Человека-Кормчего нуждается в совершенствовании человеческой воли, которая, как известно, имела и продолжает иметь множество проявлений – доброй и злой воли с их атрибутами, и, следовательно, должна быть согласована с Божественным Замыслом и Промыслом.

Контуры пятой антропной революции вызревают в истории с глубочайшей древности, можно даже сказать, что некоторые ее проявления могут быть прямым возвратом к началу эволюции и становления культуры. Это связано с тем, что пятая – последовательно – антропная революция будет не столько возвышением Человека, сколько возвратом Человека к самому себе, его новым рождением, ответом на вопрос «зачем и куда есть Человек?», освоением его самоценности как Неповторимого Человека,  как уникального Божественного творения и природно-космического существа. Во всех известных сотериологических традициях мира говорится именно о необходимости Спасения подлинности Человека, уделяя внимание разным его сторонам – холистически-природным или холистически-универсальным. Пятая антропологическая революция откроет путь к новому холизму самого Человека и его продлению в Человечестве, которое стремительно движется к своему все более нарастающему разнообразию.

Литература и источники.

  1. Тюленев А.И. Протестантско-стаообрядческая мораль как условие развития рационального предпринимательства. Омский научный вестник №5, 2012
  2. Вебер М. Избранные произведения М.1990
  3. Карабущенко П.Л. Элита и фронтир. Журнал фронтирных исследований, Астр.2016, №2
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.1994
  5. Тойнби А. Постижение истории. М. 2002.
  6. Назарова М.А., Черных С.И. Трансформация идентичности в обществе. Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. No 3.
  7. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман; пер. с англ., М.: Логос, 2005. 2. 5. Орлова Э. А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; пер. с англ. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.
  9. Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N. Y., Oxford, 1986.
  10.  Кон И. С. Идентичность [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
  11. Крылов А.Н. К вопросу о кризисе идентичностей // Знание. Понимание. Умение. Фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук. 2007, No 3.
  12. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. 
  13. Мунгалов В.Н. Мировоззренческие различия буддизма и авраамических религий. Психология в экономике и управлении. 2014, №1
  14. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПБ. Центр «Петербургское востоковедение» 1998.
  15. Дандаров Б.Д Формула веры/Буддизм. СПБ. 1996.
  16. Коммунализм. Словарь индуизма, https://academic.ru/
  17. Гордон М.Хан. Русская целостность. Ч.3. Русский коммунализм и советский коллективизм. М.2022. Эл.ресурс https://gordonhahn.com/2022/11/14/книга-русская-целостность-целостно/
  18. Малявин В. В. Империя ученых. 2007
  19. Воробьева Н.С. Коммунитас как сущностное «Мы». Возможность диалогических отношений в общности. В Социология власти. №4, 2019
  20. Дорожная карта. Вызовы ближайшего десятилетия. М.2021.
  21. Метаморфоз. БСЭ, https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/108596/Метаморфоз?ysclid=m9wxbirv7d834904350
  22. Олескин А.В. Сетевое общество. Необходимость и возможные стратегии построения.М.2016.
  23. Захидов С.Т. Открытие нанокорпускулярного мутагенеза и перспективы его применения в генетических исследованиях. ИНЭС, 2023, №3
  24. Колесова Л.А. Блуждающие волны пассионарности. В 4 частях. М.2021
  25. Колесова Л.А. Антропология сети. Проблемы и перспективы. М.2017
  26. Колесова Л.А. Конфессиональный инвариант. В 2хчастях, М.2021
  27.  Колесова Л.А. Семантика жертвы. М.2023
  28. Олескин А.В. Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе. М.2018
  29.  Сухарев А.В. Развитие субъекта. Логос, Космос и Хаос. М.2022
  30. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. В Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология.М.1999
  31. Анисин А.Л.Соборность: феномен, понятие и принцип. В Вестник Челябинского Гос.университета. 2009, №33
  32. Анисин, А. Л. К различению «всеединства» и «соборности» как онтологических принципов // Ом. науч. вестн. 2007. № 2 (54)
  33. Франк, С. Л. Духовные основы общества: сборник. М. : Республика, 1991.
  34. Анисин, А. Л. Синергийная соборность бытия мира // Вопр. гуманитар. наук. 2006. № 4 (25).
  35. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке. Сайт С.П.Курдюмова, 2005
  36. Урманцев Ю.А. «Этюд девять плюс один» М.2001
  37. Г.Г.Реккевег. Гомотоксикология или стадии зашлакованности организма. Эл.ресурс https://econet.kz/articles/70303-gans-genrih-rekeveg-gomotoksikologiya-ili-stadii-zashlakovannosti-organizma?ysclid=m9wygtil6y773774409
  38. Моисеев Н.Н. Рациональный гуманизм. Гуманистическая хрестоматия. Здравый смысл.2009, №5.