Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Децентрализованная сетевая организация научного сообщества: перспективы и проблемы» 
А.В. Олескин

О модульной парадигме в социуме напоминает известный в сетевом бизнесе принцип «сетевого рычага» ­– «такая организация взаимодействия между членами сети, при которой каждый из них, предоставляя для формирования корпоративного ресурса часть своего личного ресурса через вступление в функциональную конвенцию о порядке его использования, в случае необходимости получает в собственное распоряжение на порядок больший объем консолидированного корпоративного ресурса» (Чучкевич, 1999. С. 26–27). Сетевой рычаг может быть статусным, информационным, коммуникационным, ресурсным, в зависимости от того, что именно объединяется и совместно используется звеньями сетевой структуры.

При работе в децентрализованном сетевом режиме (включая сценарий мозгового штурма) модульная парадигма означает создание самопротиворечивой, способствующей креативному стрессу, ситуации, когда узлы сети (участники) конкурируют между собой и в то же время совместно двигаются к решению общесетевой задачи и все отстаивают общесетевые ценности – нематериальный аналог объединяющего полипы и медузы ценосарка. Этот нематериальный матрикс можно материализовать, заставив всех участников творческой сессии, несмотря на соревнование между ними, постоянно держать друг друга за руки или всех держаться за один и тот же трос или канат (вместо ценосарка). Поскольку «любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы» (Вачков, 2001), мышечное напряжение при удерживании руки или каната способствует ограничению конкурентной установки более сильной кооперативной – в рамках всей децентрализованной творческой сетевой структуры.

Каковы потенциальные перспективы применения модульной парадигмы в природоохранной деятельности? Одной из необходимых составных частей такой деятельности является подготовка новых кадров экологов-энтузиастов, то, что в широком смысле можно назвать биологическим образованием.

В современных условиях связанные с биологией проблемы подстерегают человека буквально на каждом шагу. Необходимо обогатить учебных программ на всех уровнях образования знаниями о мире живого и связанными с жизнью этическими ценностями. Важно не только давать молодым людям любой профессии основы биологических знаний (предметный компонент био-образования), но воспитывать в них бережное отношение к живому покрову планеты, чувство ответственности за биос, понимание того, что наносить вред живой  природе – не только губительно для самого человека, но и безнравственно (биоэтический компонент). Важно и то, чтобы учащиеся были восприимчивы к красоте многообразной жизни – будь то цветок, коралл или бислойная липидная мембрана (биоэстетический компонент). Поэтому в настоящее время делаются (в разных уголках планеты) настойчивые попытки преподавать сведения о живом детям возможно более раннего возраста, когда у них преобладает образное восприятие реальности и их естественное эстетическое чутье еще не успело огрубеть.

С учетом биологических знаний в сочетании с достижениями теории менеджмента и социологии малых групп могут быть созданы социальные технологии, которые призваны обеспечить эффективную работу творческих групп,  построенных по сетевым принципам. Рассмотрим здесь их применимость в рамках инновационных методик интерактивного обучения (Кавтарадзе, 1998). Такие методики предполагают активную творческую роль учеников, их постоянной общение, работу в режиме диалога (или полилога – разговора многих участников, включая преподавателя), социально-психологическое стимулирование деятельности учеников. Создаются сетевые творческие команды из учащихся для решения поставленных учителем креативных задач.

При этом модульные сетевые структуры могут быть оптимальной структурой выбора. Они предполагают параллельное решение задач многими полуавтономными группами, которые конкурируют между собой и в то же время вносят вклад в одну и ту же задачу, например, обеспечения охраны  лесов вокруг крупного города. Каждая из групп обучается в ходе решения такой учебной задачи, она сохраняет свое неповторимое лицо и в то же время оказвается связанной единым общим проектом (нематериальным «тросом») с другими аналогичными группами (командами) учащихся.

4. Потенциальные приложения эквипотенциальной сетевой парадигмы к природоохранным задачам. Характерное для эквипотенциальной (безлидерной)  стаи рыб нивелирование межиндивидуальных различий и полное уравнивание социальных рангов допускает применение в структурах типа сетевых предприятий. Речь, как правило, идет об очень небольших фирмах (см. выше о фирме 37 signals в г. Чикаго) Поскольку в настоящей работе уделено серьезное внимание стимулированию группового творчества (включая brainstorming и игровые методики) в сетевом децентрализованном режиме, очертим здесь перспективы креативного применения эквипотенциальной («рыбной») парадигмы. В сетевых творческих командах в этом случае нет специализированных частичных лидеров, в отличие от сценария хирамы. Нет членения всей задачи сети на субпроблемы. Все члены сети параллельно работают над одними и теми же этапами решения одной и той же проблемы. Они акцентируют не свои различия, а наоборот, межиндивидуальное сходство, даже «одинаковость» (подобно стремлению рыб в одной стае к идентичному поведению, к одинаковым вкусовым предпочтениям и др. – при нивелировании индивидуальных различий).  Каков позитивный эффект параллельной совместной деятельности одинаковых элементов?

Во-первых, дублирование одних и тех же операций на многих элементах многократно повышает надежность и помехоустойчивость всей работы, что особенно важно в случае децентрализованных помехо- и хакероустойчивых компьютерных сетей блокчейна.

Во-вторых, по мере повышения числа параллельно работающих элементов (участников сети или их малых подгрупп в ее составе) синергетически возрастает мощность всего коллективного процессора информации.

Целостность стаи рыб подчеркивается ее честким геометрическим очертанием, о чем шла речь выше в связи с алгоритмизацией «рыбной» парадигмы. Ходовая стая рыб нередко принимает ромбообразную форму; стоящая на месте – форму бублика (тора), стая хищных рыб – форму полумесяца с зажатием стаи рыб-жертв между его рогами и др.  Аналогично, созданная из человеческих индивидов или их групп креативная сеть также могла бы характеризоваться четким геометриеским образом. Например, все члены сети могли бы взяться за руки и образовать во время сессии мозгового штурма или ролевой игры тот же бублик или ромб. Вопреки морали известной басни Крылова («А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…»), в психологии множатся данные о влиянии геометрических характеристик образа целой группы на протекающие с ней процессы коллективного творчества.

Нет необходимости специально «изобретать» уже функционирующие в социуме совершенно плоские, лишённые централизованного руководства, экологические структуры, напоминающие по организации стаи многих видов рыб. Такая парадигма успешно воплощена в уже рассмотренном выше Международном Социально-экологическом союзе  – «союзе равных, союзе неравнодушных» (МСоЭС, 2018).

5. Потенциальные приложения эусоциальной сетевой парадигмы к природоохранным задачам. Как уже указано, данная парадигма описывает взаимоотношения в сетевых структурах, существующих у общественных насекомых — пчёл, ос, муравьёв, термитов Построенные в рамках данной парадигмы сети включают в себя частичных лидеров, которые неиерархически (горизонтально) выстраивают деловое взаимодействие между собой.

В случае создания креативных сетевых децентрализованных команд для творческого решения тех или иных коллективных задач принятие эусоциальной парадигмы означает, что  специализированные частичные лидеры и подчиненные им в рамках малых временных иерархических субкоманд помощники-эксперты взаимодействуют с неспециализирован­ными членами сети, которые во многих сетях численно преобладают; сходный принцип специализированного меньшинства и поддерживающего неспециализированного большинства характерен для многих клубов по интересам.

Предполагается, что эффективная организация  мероприятий по оценке актуального состояния растительного покрова того или иного региона может быть обеспечена малыми иерархически организованными (имеющими рабочих лидеров) группами. Однако эти малые группы (человеческие аналоги кланов рабочих муравьев) погружен в контекст горизонтального сетевого взаимодействия в рамках совместного решения масштабных задач, требующих, например, совместного использования дорогого оборудования для оценки концентраций загрязнителей, радиоактивного фона, интенсивности растительного фотосинтеза, дыхания и др. Сопоставление различных парадигм сетевой организации и их приложений к задачам охраны растительных ресурсов проведено в таблице.

Таблица. Парадигмы сетевой организации в растительном мире и их аналоги в социуме.

Название парадигмы

Реализация в живой природе

Характер-ные пред-ставители

Реализация в социуме в рамках природоохранной деятельности

Клеточная Координация поведения обеспечивается контактами между клетками, а также дистантными коммуника-ционными сигналами.  Матрикс сети – материальная структура из биополимеров Колонии и биопленки микроорга-низмов, культуры клеток Аналогом  биопленки выступает креативная команда экологов, спаянная едиными идеями и ценностями. Плодом их творческого слияния в ходе мозговых штурмов или ролевых игр должны быть инструкции «зелёным» бизнесменам
Модульная Реализуется в биосистемах из повторяющихся структурных единиц (модулей); отличается преобладанием плоской сетевой организации Колониаль-ные кишечнопо-лостные и мшанки Создание креативного стресса в ситуации, когда узлы сети (творческой команды учащихся) конкурируют между собой и в то же время совместно реализуют общесетевые цели
Ризомная Нет разграничения модулей и стволов, которые их связывают. Есть нити (гифы, корни) как однотипные элементы, на базе которых могут развиваться органы целой системы Мицелиаль-ные грибы, корневые системы растений Может вдохновлять создателей сетевых альянсов, занятых многоэтапной задачей (скажем, просчетом экологических эффектов строительства дороги) при чередовании режимов независимого решения этапов задачи участниками и работы спаянной сети

Эквипотен-циальная
В отсутствие лидера первой в сети движется случайная особь, вскоре сменяемая другой особью. В одной сети собираются особи, напоми­нающие друг друга по индивидуальным параметрам Стаи многих видов рыб, группы растений одной популяции В современном социуме это сетевые предриятия, «умные толпы», а также полностью не-иерархические экологические организации типа Международного социально-экологического союза (МСоЭС)

Эусоциаль-ная
Есть «рабочие команды» с ситуационными лидерами, которые выступают как частичные лидеры в структуре более высокого порядка.  Есть не задействованные командами особи — резерв колонии; он  может быть мобилизован для решения важных задач. Обществен-ные насекомые (муравьи, пчелы, осы, термиты), голые землекопы В сетевых децентрализованных командах специализированные лидеры и подчиненные им в рамках временных групп помощники взаимодействуют с неспециализированными чле-нами сети (пример: малые группы экологов, совместно осваивающие масштабные задачи)
Нейронная Нейронные сети способны к коллективной переработке информации и принятию решений. Они отличаются ассоциативностью, целост-ностью и адаптивностью Сети нейронов Параллельная обработка информации подгруппами («слоями») в рамках сети. Образ решения задачи из фрагментов строится усилиями «слоев»,
Эгалитар-ная Основана на принципах свободы индивидов, уважения к высокоранговым членам сети без их доминирования, рыхлых связях между членами сети. Шимпанзе, бонобо, капуцины Приложима к организации сетевых лабораторий с уваже-нием свободы индивидов,  из-вестной иерархичностью,  слабы-ми связями между работниками.

Глава пятая. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Существенные перспективы имеют сетевые децентрализованные структуры также в системе здравоохранения. Реальным примером является сеть Ассоциация АнтЭра, созданная по инициативе А.А. Креля и объединившая врачей, больных и членов их семей. Сетевая распределенная организация этой Ассоциации способствует интегральному охвату ее многоаспектной целевой задачи исцеления людей. Основатель Ассоциации А.А. Крель (Ассоциация АнтЭра, 2015) подчеркивал: ««Размышляя много лет о том, как в современных условиях сделать, чтобы лечебная практика была качественной и эффективной, я постепенно приходил к понимаю того, что это может быть достигнуто через формирование Сообщества лиц, страдающих хроническими расстройствами здоровья, их родственников и различных специалистов, заинтересованных в оказании помощи нуждающимся в ней. Такая помощь не должна быть только медицинской. Она должна касаться всех сфер жизни: социальной, экономической, культурной, психологической и, наконец, духовной». Повесткой дня сетевой структуры типа «хирамы» может быть отнюдь не только организация научных исследований как таковых. Здесь мы дополнительно проиллюстрируем возможные применения сетей данного типа в системе здравоохранения. Представим себе сетевую творческую лабораторию, занятую такой междисциплинарной и многоаспектной задачей как Лечение и реабилитация ВИЧ-инфицированных пациентов. В соответствии с принципами хирамы, сетевая структура могла бы включать в свой состав частичных лидеров (которые привлекают к участию соответствующих специалистов, как входящих в состав сетевой структуры, так и временно приглашенных к сотрудничеству), например, по субпроблемам (рис. 2):

  • Вирусологические аспекты: исследование возбудителя и патогенеза ВИЧ-инфекции
  • Реабилитологические аспекты: укрепление у заболевших ВИЧ-инфекцией участников веры в смысл жизни, создание у них чувств принадлежности к сети
  • Духовные (в том числе религиозные) аспекты ВИЧ-инфекции

Рис. 2. Сетевая структура типа хирамы для  реабилитации ВИЧ-инфицированных

Как отмечено выше в подборке «Сети в экологии», сетевые структуры накапливают в себе социальный капитал – нерыночную атмосферу доверия и лояльности, верности избранным целям и нормам поведения. Привлеченные в сеть под названием Лечение и реабилитация ВИЧ-инфицированных пациентов специалисты могут быть альтруистичными энтузиастами-бессеребренниками или же нанятыми за вознаграждение работниками. Однако даже в последнем случае одна из тенденций в развитии всякой сети, если она жизнеспособна длительное время, состоит в постепенной замене прагматических мотиваций на идейные, принципиальные.          

В соответствии с принципами децентрализованной сетевой организации, специализированные частичные лидеры взаимодействуют с неспециализированными членами сетевой структуры. Данная схема «немногие специалисты + сравнительно многочисленный пул неспециализированных участников-генералистов (которых частичные лидеры-специалисты могут приглашать к участию в решении разных задач в разные моменты времени)» представляет один из типичных вариантов организации сетевых структур не только в человеческом социуме, но и во многих биосистемах, например, в семьях муравьев и других общественных насекомых. Это и было продемонстрировано в специальном исследовании, в котором муравьям резко ограничивали количество доступных источников пищи в виде колоний тлей, выделяющих падь. Реакцией муравьиного социума была мобилизация части особей, ставших «профессиональными специалистами в составе малых групп, обслуживавших отдельные колонии тлей» (Новгородова, 2003. С. 229).

Наряду с небюрократической организацией системы врачебной помощи и реабилитации (проиллюстрированной воображаемой структурой для помощи ВИЧ-инфицированным и реальной структурой Ассоциация АнтЭра для поддержки ревматиков), сетевые структуры в рамках гуманитарной медицины могут использоваться для подготовки новых медицинских кадров  (см. следующий раздел).

Пилотная сетевая структура на примере задач медицинской микробиологии. Применение различных парадигм сетевой организации и комплексных, соединяющих элементы разных парадигм методик типа рассмотренной в самом начале данной работы хирамы можно проиллюстрировать на примере сети, которую, по убеждению автора, следовало бы создать ради объединения усилий ученых и медиков по востребованной ныне междисциплинарной проблематике – по Микробной коммуникации, нейромедиаторам и пробиотикам. Эта гипотетическая структура имела бы прямое и очевидное отношение к восстановительной медицине. Ее важность вытекает из того факта, что микроорганизмы (в том числе полезные пробиотики) действуют на мозг человека, вырабатывая те или иные нейрохимические соединения, и учет такого влияния важен в медицинском и психологическом планах.  Данная междисциплинарная проблематика в целом пока не исследуется никаким академическим институтом, которые лишь порознь изучают разные грани темы.

Пилотная сетевая структура для реализации указанной выше цели  состоит из трех модулей со следующими задачами

Модуль 1: Социальная организация и коммуникация микроорганизмов

Модуль 2: Воздействие микробных продуктов на мозг

Модуль 3: Пробиотики

Эта сетевая структура будет комбинировать две модели децентрализованной, распределенной сетевой организации: 1) нейронная сеть; 2) хирама нескольких порядков.

Каждый модуль  комбинирует нейронный и хирамический принципы, что можно продемонстрировать на примере модуля 1 (Социальная организация и коммуникация микроорганизмов). По нейронному принципу участники этого модуля делятся на три слоя:

  • Входной слой: сбор литературных и собственных (полученных в экспериментах) данных по теме
  • Скрытый слой: обобщает полученную информацию и готовит черновые варианты применимых в медицинских целях концепций или экспертных оценок (например, по эффективности лечения дисбактериозов и других инфекционных проблем) для медицинских учреждений и других целевых клиентов
  • Выходной слой: сравнительно мало участников, которые принимают окончательные решения на базе докладов представителей скрытого слоя.

Участники входного и скрытого слоев работают как генералисты по всем направлениям тематики модуля 1, но участники выходного слоя специализированы как частичные творческие лидеры в хираме по следующим подтемам в рамках темы «Социальная организация и коммуникация микроорганизмов»:

  • Творческий частичный хирамический лидер 1: социальная организация микроорганизмов;
  • Творческий частичный хирамический лидер 2: микробная коммуникация;
  • Творческий частичный хирамический лидер 3: использование данных по подтемам 1 и 2 в медицинских целях

Эти лидеры – в соответствии с принципами хирамы – получают данные от всех участников скрытого слоя, формирующих единый пул. В соответствии с нейронным принципом рекуррентных сетей Хопфилда, данные лидеры – каждый по своей подтеме – шлют корректирующие импульсы обратно в скрытый и входной слои.

Как во всякой хираме, в модуле 1 кроме частичных творческих лидеров, имеются также неспециализированные лидеры: 1) психологический лидер (модератор) и 2) лидер по внешним связям. Именно лидер по внешним связям составляет единое коммюнике по результатам, протоколируемым всемя тремя творческими лидерами. Это коммюнике далее озвучивается на встрече лидеров по внешним связям всех трех модулей, которые в целом формируют хираму второго порядка.

Аналогичным образом, Модули 2 и 3 структурируются как нейронные сети (с входным, скрытым и выходным слоями) и в то же время хирамы (ибо выходной слой состоит из специализированных по подтемам творческих лидеров; есть также психологический и внешний лидеры). Соединяясь вместе на регулярных сходках, лидеры по внешним связям хирам – Модулей 1-3 — формируют хираму более высокого порядка. В ней они выступают не в роли внешних лидеров, а в качестве частичных творческих лидеров. Все их темы выступают как подтемы в рамках всеохватывающей задачи хирамы второго порядка. Эта задача формулируется, как уже отмечено выше, как Микробная коммуникация, нейромедиаторы и пробиотики.

В хираме второго порядка (хираме из хирам), кроме упомянутых трех творческих лидеров, будет свой психологический лидер-модератор и свой внешний лидер, сообщающий результаты работы всей структуры целевым клиентам – от правительства РФ и медицинских и научных учреждений до широких масс населения; он же ведает контактами с другими сетевыми структурами, а также структурами иных типов – иерархиями, (квази)рынками, с которыми придется взаимодействовать. Хирама второго порядка кооптирует всех участников нейронных слоев модулей, и в ней также могут быть дополнительные участники-генералисты, не включенные ни в один из модулей, но готовые высказать мнение по всему результирующему проекту — эксперты, политики, бизнесмены и др.

Сетевые структуры и восстановительная медицина. Поскольку сетевая децентрализованная организация способствует, как уже отмечалось интегральному философскому мышлению и целостному подходу к целевой задаче сетевой структуры, то следует ожидать существенных перспектив децентрализованных сетей в применении к восстановительной  медицине. Восстановительная медицина как современное комплексное направление в рамках здравоохранения может быть «в первом приближении» определена как система знаний и практической деятельности, нацеленная на восстановление функциональных резервов человека, подъем степени его здоровья и жизненного стандарта, которые пострадали вследствие воздействия вредоносных факторов или болезни/травмы (на этапе реконвалесценции или ремиссии), причем основной упор в лечении чаще всего делается на немедикаментозные средства.

К важнейшим целевым задачам восстановительной медицины можно отнести «улучшение качества жизни пациентов, предупреждение инвалидизации и/или снижение инвалидизации при невозможности предотвратить ее наступление. Решить эти вопросы можно только выстроив оказание медицинской помощи, ориентированной на результат. При этом результат сегодня оценивается не по внедрению в лечебный процесс какой-либо технологии или препарата, а по эффективности воздействия на процесс возвращения пациента к активной жизненной позиции в социуме» (Иванова, 2017. С.1). Восстановительная медицина «балансирует и оптимизирует общую химию организма с помощью биоидентичных гормонов, витаминов, минералов, растительных экстрактов, пробиотиков, ‘суперпродуктов’ и т. д. Это естественный способ вернуть вашу физиологию в ее надлежащее состояние, чтобы ваше тело могло исцелить себя» (Smith, 2015).

Глава шестая. СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Роль сетевых структур в интерактивном образовании. Приоритетной задачей для улучшения ситуации в российской науки следует считать усилия по модернизации всей системы образования для будущих научных работников. Сетевые структуры могут создаваться непосредственно в классе или аудитории. Интерактивное обучение (ИО) (Кавтарадзе, 1998) предполагает активную творческую роль учеников: им не только читают лекции или дают контрольные работы, но и стимулируют собственное творчество. Для этого служат многочисленные сценарные и игровые методики, предполагающие формирование в составе класса полуавтономных команд, объединяемых той или иной целью. Команды реализуют различные интерактивные методики — от «мозгового штурма» до ролевой игры, в которой, например, Вася становится (на время урока) директором мыльной фабрики, а Наташа возглавляет комиссию, призванную расследовать обстоятельства загрязнения среды обитания фабрикой Васи.

Создание децентрализованных проектных команд с расщепленным лидерством было de facto успешно осуществлено в режиме интерактивного обучения некоторыми преподавателями-инноваторами в частности, А.А. Камневым (Камнев, Камнева, 2001), Л.В. Пивоваровой (2007), Д.Н. Кавтарадзе (1998, 2015) и  А.В. Олескиным (Олескин и др., 2001; Олескин, 2016, 2020).

Важным этапом следует считать само внедрение ИО учителями в школах и вузах различных стран мира, включая и нашу страну. Еще раз стоит подчеркнуть: ИО основано на взаимодействии внутри группы обучаемых и их свободе в решении образовательных задач. Современное состояние исследований и практических разработок по ИО характеризуется тем, что преподаватели предлагают обучающимся не только посещать лекции и выполнять тесты, но и участвовать в коллективной работе над творческим заданием (Angelo, Cross, 1993; Silberman, 1996; Morrison-Shetlar, Marwitz, 2001; Watkins, 2005). Например, во время урока географии учащиеся сравнивают две разных области Северного Китая в плане ландшафта, флоры, природных богатств с помощью онлайн-информации, которую они сами ищут в Интернете. Несколько подгрупп в классе докладывают свои результаты. Все результаты сравниваются и оцениваются. Все учащиеся участвуют в принятии решений на уровне подгрупп и всей группы и ощущают собственную ответственность за них; каждый из них осознает значение проделанной работы и может рефлектировать над ее итогами. «Вместо того, чтобы просто давать информацию учащимся, преподаватели побуждают их к генерации идей о связи этой информации с их собственным миром, так что материал приобретает для них персональное значение» (Pulsifer, 2013).  Важным фактором в плане ИО является дружеский, поддерживающий климат, позволяющий обучаемым не только приобретать знания, но и улучшать когнитивные способности  и развивать межиндивидуальную кооперацию. В наши дни все это связано с виртуальными коммуникативными возможностями и онлайн-информацией. ИО стимулируется посредством формирования команд обучающихся, чьи цели задаются преподавателем. Данный подход называется проектно-ориентированным обучением (project-based learning, PBL), и он предложен около ста лет назад Килпатриком (Kilpatrick, 1918). Проектно-ориентированное обучение представляет собой «высокоэффективное средство мотивации студентов к самостоятельному освоению» материала (Chang, Lee, 2010. Р.961).

Усиливая креативность обучаемых, ИО внедряется ныне прогрессивными педагогами и ради других  полезных эффектов: повышается разнообразие работы в классе/аудитории; как отмечено выше, обучаемые получают большую свободу в планировании своей деятельности (Chan, 2013); возрастают взаимное доверие и социальная пластичность обучаемых; увеличивается степень их вовлеченности в общее дело. ИО также стимулирует развитие социальных навыков, эмоционального контроля и мыслительных способностей обучаемых и усиливает их стремление посещать занятия (Davies et al., 2013). В литературе отмечается и то, что тенденция к созданию проектно-ориентированных команд в классе/аудитории часто ведет к конфликту с централизованным иерархическим укладом, характерным для перформативной культуры образования. Последняя типична для образования, например, в Великобритании (McLellan, Nicholl, 2013) и базируется на системе отчетности учащихся, связанной со стандартизированным тестированием их деятельности и их академических достижений.

При внедрении ИО преподаватель неизбежно играет необычную роль «узла сети» (хаба), чьи функции включают стимуляцию работы этой сети путем консультирования обучаемых, общее направляющее влияние в рамках учебного задания и предоставление необходимых для работы материалов. Преподаватель менее иерархичен при планировании занятия  (Davies et al., 2013), он дает больший простор для инициативы  и самоорганизации учащихся в плане групповой структуры и ее повестки дня.

Роль преподавателя становится еще менее иерархичной, если применяется сценарий группового преподавания. «Групповое преподавание требует участия двух или более преподавателей, которые делятся своими знаниями в аудитории и вступают в рефлектирующий диалог между собой» (Chang, Lee, 2010); примером служит сотрудничество учителя по информационным технологиям и учителя английского языка или географии в школе Тайваня. Несколько учителей дают учащимся возможность видеть предмет с разных позиций, но проблема может быть связана с наличием конфликта между этими позициями; в случае дополнения данной методики сетевой технологией (которой посвящен заявляемый проект) конфликт позиций может быть преодолен с помощью дополнительного преподавателя, выступающего в роли медиатора (частичного психологического лидера).

Иерархические взаимоотношения в группах (командах) учащихся ограничиваются эгалитарными социальными нормами, обычно вводимыми при преподавании в режиме ИО. Это препятствует превращению взаимоотношений в монопольное доминирование, в том числе в рамках отношений учитель-учащийся. ИО стимулируется тем, что учащимся позволяется «инициировать свою собственную деятельность или делать свой выбор в рамках нестрого сформулированного задания» (Davies et al., 2013), при уважении к индивидуальной свободе, независимо от формального или неформального ранга статуса.

Применение сетевых структур в образовании на примере конкретных кейсов. Как конкретно применять сетевые структуры при интерактивном обучении в школе? Мы проиллюстрируем это на примере реально проведенных в школе уроков по теме «Экология большого города и нейрохимия его обитателей». Учитель раскрывает сценарий урока: «Вы все жители города с высоким уровнем индустриального загрязнения. Вот я показываю вам данные о содержании свинца, марганца, кадмия в атмосфере. Вот еще данные об экологической обстановке. Вот карта города с расположением загрязняющих предприятий. Ваша задача — Спасти город от экологической катастрофы». Проблема (задача) дробится на несколько подпроблем (подзадач), например, 1) Технологические изменения на предприятиях в интересах охраны среды обитания; 2) Экономические меры по стимуляции экологически чистого производства; 3) Перестройка политической структуры с целью приближения органов власти к обстановке на местах. Возможны, конечно, и разнообразные другие варианты — на выбор учителя.

Например, если школа расположена в мегаполисе типа Москвы, учителю можно привлечь внимание к состоянию лесных насаждений. Известно, что леса в городах или уничтожены, или низведены до ранга парков (в лучшем случае лесопарков типа Лосиного острова в Москве) или даже насаждений на скверах или бульварах. Причем, «при небольшой ширине и высоких антропогенных нагрузках (загрязненность воздуха, высокая интенсивность движения автотранспорта и др.) бульвары функционально становятся разделительными полосами чисто декоративного характера, и не могут использоваться пешеходами для прогулок и отдыха из-за напряженной экологической ситуации» (Фролова, 1998. С. 118).

Фокальной точкой уроков были эффекты загрязняющих веществ (тяжелых металлов) на нейрофизиологию человека, включая уровни нейротрансмиттеров. Дефицит серотонина вызывает депрессию, ослабление контроля за эмоциональными импульсами и может способствовать (при определенных условиях) криминальному поведению.

Учащиеся прослушали краткую лекцию на эту тему и далее, в порядке самостоятельной работы, должны были решить для себя (и сообщить групповое решение учителю), следует ли уголовно наказывать преступницу, покусившуюся на жизнь мужа в состоянии с явной нехваткой мозгового нейромедиатора серотонина (сезонное функциональное расстройство). Другим заданием было оценить экологическое состояние разных районов Москвы) по следующим параметрам: 1) изменения окраски коры берез, которая, особенно в промзоне Москвы, впитывает, как губка, пыль, копоть и т. д.; 2) появление уродливых (кривых, карликовых) деревьев. Учащиеся в течение недели (домашнее задание) должны были собирать образцы коры берез и зарисовать их внешний вид. Далее, по разработанным самими учениками шкалам экспертных оценок (например: кора светлая, потемневшая, темная; деревья рослые, низкорослые, карликовые) надо было составить эскиз экологической карты города. Третье задание: на базе статей Конституции Российской Федерации о правах человека составить аналогичный текст — эскиз юридического документа — о правах биоса (животных, растений, микроорганизмов). В аналогичном режиме могут быть проведены уроки и по другим экологическим темам. Так, Д. Н. Кавтарадзе, много сделавший для развития интерактивных методик обучения, особенно в приложении к экологии, приводит в качестве примера «имитационную игру по сохранению генофонда орехово-плодовых лесов» Кыргызстана (Кавтарадзе, 1997).

С социально-технологической точки зрения урок проводили следующим образом. Класс разбили на две команды. Одна из команд была построена по более традиционному бюрократическомупринципу. Она имела единого босса, которому подчинялись начальники трех отделов. В соответствии с поставленными учителем задачами отделы именовались: 1) отдел био-законодательства (разработка документа о правах биоса); 2) отдел экологического мониторинга (с задачей картировать Москву по состоянию ее берез) и 3) отдел реабилитации преступников (решался вопрос о степени наказания преступнице с дефицитом серотонина в мозгу). Каждый отдел имел в своем составе 5–6 человек.

Другая команда (равная первой по численности) представляла собой сетевую структуру типа хирамы. Не было единого босса, были творческие лидеры по трем направлениям (тем же, что и у бюрократической команды) с заданием стимулировать, направлять, протоколировать деятельность всей команды по каждому направлению. Все участники были вольны примыкать к любому лидеру, но за более или менее равномерным наполнением учащимися каждого направления и за эффективной работой был призван следить психологический лидер. В заключении каждая команда доложила результаты своей работы — коллективно решила, «наказывать или миловать» преступницу (сетевая команда — «хирама» — приняла наиболее гуманное решение: оправдать с принудительным решением; решение бюрократической команды было более жестким — 1 год тюрьмы с последующим лечением), предложила тексты «прав биоса» и экологические карты Москвы. В соответствии с оргпринципами каждой из команд, в бюрократической команде итоги докладывал босс, в хираме — лидер по внешним связям.

Резюмируем результаты сравнительного анализа эффективности работы: бюрократических и сетевых команд.

  • Бюрократическая команда выполнила многие задания несколько быстреесетевой. Результаты работы были оформлены ею более аккуратно и официально (особенно легенда к экологической карты Москвы).
  • Однако сетевая структура подошла к работе с большей долей творчества в сравнении с «бюрократами» (тенденция прослеживалась и на уроках на другую тему — «Молекулярные основы поведения», см. Олескин и др., 2001); в сопоставимых ситуациях члены сетевой группы оказались гуманнее (в решении вопроса о судьбе преступницы) и более биоцентричны (что отразилось в тексте о правах биоса, которую они назвали «Конституция БФ — Биологической Федерации»); «бюрократия» была более жесткой и создала более антропоцентричный текст «прав биоса».
  • Наличие нескольких «творческих лидеров» в составе сетевой структуры (хирамы) в той или иной мере запутывало учеников, не имевших достаточного опыта работы в сетевом режиме; хирама в большей степени, чем «бюрократия», нуждалась во вмешательстве учителя (выступавшего в роли частичного организационного лидера) и консультирующего социолога в целях разъяснения ученикам их задач.
  • В обоих типах структур успех в большой мере зависел от правильного подбора кадров — так, эффективная работа «бюрократии» была в большой мере делом рук активного и одаренного босса; в хираме ключевой фигурой оказался психологический лидер.

Подчеркнем, что эти результаты вполне «ложатся на канву» того, что многократно описано в литературе. Бюрократия работает более планомерно, быстрее справляется с четкими, ясно поставленными, особенно рутинными, задачами. Сетевая структура превосходит бюрократию в случае нечетко сформулированных, новаторских задач, а также в нестабильной, непредсказуемо развивающейся ситуации (Мескон и др., 1992; Виханский, Наумов, 1995).

Аналогично, автор проводил по сетевому сценарию дискуссию «Генетическая инженерия: аргументы за и против» на факультете глобальных процессов МГУ в рамках учебного предмета «Биополитика». Студенты создали сетевую команду с тремя частичными творческими лидерами, имевшими следующие задачи:

  • лидеры № 1 и № 2 собирали от всех членов команды доводы, соответственно, за и против прогресса генетических технологий и обобщали их;
  • лидер № 3 имел задачу балансировки аргументов за и против и создания непротиворечивого, целостного итогового документа.

Студенты могли ситуационно взаимодействовать с любым лидером, в зависимости от того, предлагали ли они в данный момент доводы «за», «против» или имели компромиссные установки. Аналогично — со своим набором частичных лидеров — создаются сетевые структуры и на занятиях по другим темам, проводимых в вузе или средней школе. Учителям здесь открывается широкий простор для вариаций. Варьировать можно как организационные принципы, так и содержательную «начинку» уроков — от экомониторинга до обсуждения вопросов биомедицинской этики.

Приведем пример, относящийся к системе медицинского образования и просвещения. Хирама может создаваться непосредственно в учебной аудитории. Преподаватель обеспечивает студентов необходимой литературой и далее ставит творческую задачу для ролевой игры. Например, таковой могла бы быть проблема Нормы поведения медперсонала по отношению к душевнобольным пациентам. Учитель задает игровую ситуацию: необходимо организовать функционирование палаты для шизофреников.

В соответствии с принципами хирамы, творческая команда студентов должна включать частичных лидеров по субпроблемам, на которые или учитель, или сами студенты коллективно решают поделить всю поставленную задачу. Возможны частичные лидеры со следующими специализациями:

  • Этика поведения персонала по отношению к пациентам
  • Соответствующие юридические нормы
  • Организация ухода за пациентами
  • Их духовная поддержка

Творческие лидеры по этим направлениям призваны стимулировать, направлять, протоколировать деятельность всей команды по каждому направлению. Все участники вольны примыкать к любому лидеру, но за более или менее равномерным наполнением учащимися каждого направления и за эффективной работой следит психологический лидер. Итоги работы в хираме сообщает преподавателю и всем студентам ее лидер по внешним связям.

Говоря о сетевых структурах научных работников, мы уже ставили вопрос о том, функциональные аналоги каких парадигм биологического мира они воплощают. Что касается образовательной сферы — сферы обучения — то здесь вероятным кандидатом в аналоги представляются нейронные сети, характеризующиеся коллективной переработкой информации, принятием решений, самообучением и когнитивной деятельностью. Ориентация именно на эту парадигму способствовала бы параллельной обработке информации творческими подгруппами в рамках сети, составленной из учеников класса или студентов группы. Сеть в целом в этом случае ассоциативно строит образ целого решения поставленной задачи на базе фрагментов, предложенных каждой из творческих подгрупп. Доминантой в ходе самостоятельных работ школьников/студентов по «нейронному» сетевому сценарию должно быть самообучение как каждого индивида, так и на групповом уровне — уровне сети как коллективного «мозга».