Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ВЫБОР БУДУЩЕГО» 
С.Ю. Глазьев

Опубликовано в: Будущее России

Наша задача — сломать существующую систему круговой поруки корыстолюбивых чиновников и паразитирующих на присвоении национальных богатств олигархов, сформировать реальные механизмы народовластия, обеспечить ответственность в политике, добросовестную кон куренцию в экономике, справедливость в социальной сфере.

1. Народовластие и ответственное государство 

1.1. Ответственность — необходимое условие эффективности государства.

Главное требование, предъявляемое нами к государству — эффективное выполнение своих обязательств перед гражданами, в том числе обеспечение права человека на свободное развитие и достойную жизнь, провозглашенное в Конституции России. Решение этой задачи возможно только при наличии механизмов жесткой ответственности находящихся у власти лиц за результаты выполнения ими своих функций. Только так можно избежать вырождения государства, его превращения в репрессивный аппарат, обслуживающий олигархию и подавляющий народное волеизъявление.

Наш и зарубежный исторический опыт позволяет выделить разные типы государственно-общественного устройства, основанные на различных механизмах ответственности власти перед народом. В монархическом государстве, царь несет персональную ответственность перед Богом как его помазанник, которому вверена судьба подданных. Последним предписывается верно служить государю, который, в свою очередь, должен править страной в соответствии с Божьими заповедями. Ясно, что эффективность монархического строя определяется крепостью в вере главы государства, лиц, уполномоченных им выполнять властные функции, а также подданных. При ослаблении веры ставится под сомнение легитимность монархических институтов, подрывается механизм ответственности власть предержащих, разрушается идеологическая основа государства. В этом случае неизбежным становится его распад, сопровождающийся болезненными социальными потрясениями и хаосом.

В аристократическом или партократическом государстве его глава несет ответственность перед властвующей элитой в соответствии с установленными ею процедурами. Бесправному народу остается только надеяться, что правитель и его окружение будут заботиться не только о своем благополучии, но и об интересах страны, ее населения, которое отстранено от участия в управлении государством. Как показывает опыт существования такого рода государств (в том числе наш собственный недавний опыт), для них характерна тенденция деградации властвующей элиты, которая игнорирует интересы развития общества, замыкаясь на обслуживании интересов правящего слоя. Вместо должного выполнения государственных функций преследующая свои частные интересы аристократия вырождается в олигархию, а партократия — в номенклатуру. В результате государство утрачивает эффективность и разрушается из-за антагонизма между господствующим классом и народом.

При разрушении традиционных типов государственно-общественного устройства часто возникает диктатура — режим авторитарной или тоталитарной власти, опираю щейся на прямое насилие и принуждение. В таком госу дар стве его глава отвечает только перед самим собой и действу ет в соответствии с личным пониманием своего предна зна чения, ограниченного лишь эффективностью контролируемого им репрессивного аппарата. Вопреки распространенному у нас мнению о благотворности диктатуры, в большинстве случаев всемогущие диктаторы из-за естественной ограниченности человеческих возможностей не в состоянии эффективно управлять своими государствами. Принцип компетентности государственных служащих подменяется принципом личной преданности, следствием чего становятся коррупция и безнаказанность склонных к злоупотреблениям чиновников. Диктатура, лишенная идеологического обоснования, не воспринимается обществом как легитимная форма власти и обречена в современных условиях открытого информационного пространства на разрушение с большими или меньшими социально-экономическими издержками.

К концу второго тысячелетия в большинстве развитых стран мира сформировались правовые государства, в которых ответственность власти, а также граждан определяется четко зафиксированными в законодательстве нормами. Правовое государство предполагает разделение власти между независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвями, которые, как правило, формируются путем избрания должностных лиц непосредственно народом или его представителями. Принцип выборности наделенных властными полномочиями лиц означает, что правовое государство является по источнику происхождения власти демократическим.

Прямая персональная ответственность каждого гражданина перед законом и политическая ответственность властвующей элиты перед избирающим ее народом — это два механизма, определяющие функционирование правового государства. Оно может быть более или менее эффективным в зависимости от качества функционирования механизмов правовой и политической ответственности вла ствующей элиты перед обществом. Работа этих механизмов может быть нарушена коррупцией и бюрократическим произволом, которые часто превращают демократические и правовые формы лишь в декорации авторитарных режимов, обслуживающих интересы не народа, а властвующей верхушки. Предотвратить выхолащивание демократических и правовых форм может только постоянно действующий общественный контроль над властью, достигаемый посредством свободных СМИ и разнообразных общественных организаций, защищающих интересы граждан.

Деятельность политических и общественных организаций, защищающих права и свободы граждан, наполняет структуры и формы функционирования правового государства содержательным смыслом, позволяющим гармонизировать интересы разных социальных групп в общенародных требованиях, определяющих политику государства. В этом случае государство становится социальным. Именно тип социального демократического государства соответствует современному состоянию общества, развивающемуся на основе научно-технического прогресса и экономики знаний. В течение последних десятилетий он сформировался в большинстве развитых стран, обеспечивая высокий уровень жизни населения и быстрые темпы роста экономики.

Наша организация исходит из того, что современное Российское государство должно реально, а не на бумаге стать правовым, социальным и демократическим. Мы ставим перед собой задачу добиваться повышения его эффективности путем укрепления механизмов ответственности власти перед обществом, а также законодательного уста новления и реализации обязанностей государства обеспечивать защиту права граждан на достойную жизнь и успешное развития страны в общенародных интересах. Мы — за народовластие, понимаемое как подконтрольность власти обществу, подотчетность и жесткая ответственность всех наделенных властными функциями лиц.

1.2. Народовластие или авторитаризм?

Народовластие (по-гречески «демократия») формально провозглашено Основным законом Российской Федерации . Но реальных механизмов осуществления власти народа в нашей стране нет. Более того, народу приходится мириться с насаждаемой властью невыгодной большинству населения и губительной для России системой социально-экономических отношений. Эта система превращает 90% трудоспособных граждан России в бесправных наемных рабов, страну — в объект наживы, государство — в аппарат принуждения граждан к повиновению в интересах реально властвующей паразитической олигархии и коррумпированной бюрократии.

При формальном существовании демократических институтов важнейшие политические решения принимаются авторитарно. Одна из основных целей подобной политики — самовоспроизводство властвующей верхушки со всеми ее «кормушками» и привилегиями; интересы общества отступают на второй план. Выборы президента, вокруг которого по «ельцинской» Конституции выстраивается вся политическая система, организуются так, что итог голосования известен заранее. Хотя парламент считается самостоятельным органом законодательной власти, руководи тели парламентских партий, в том числе оппозиционных, по существу назначаются с одобрения президента, администрация которого сегодня контролирует и нижнюю, и верхнюю палаты Федерального Собрания России. Президент и его окружение определяют также информационную политику, которая реализуется на телевидении, на радио, в ведущих федеральных газетах. Таким образом, при формальном соблюдении некоторых демократических ритуалов реальная власть сосредоточена в руках главы государства.

В навязанной нам в 1993 г. политической системе отсутствует главный механизм, связывающий государство и общество — механизм подконтрольности и подотчетности носителей власти гражданам. И хотя по Конституции государство именуется «социальным» и должно гарантировать право каждого гражданина на «достойную жизнь и свободное развитие», реально за соблюдение законных прав, за поддержание достойного уровня и качества жизни российских граждан никто ответственности не несет.

Министры, судьи, прокуроры, а в последнее время также члены Совета Федерации и большинство депутатов Государственной Думы, председатели парламентских комитетов и фракций, руководители ведущих телерадиокомпаний и газет и даже члены Центризбиркома фактически назначаются президентом или от его имени и несут ответственность только перед ним и его ставленниками. При этом глава государства свободен от каких бы то ни было обязательств перед избирателями, поскольку, располагая всей полнотой власти, он на практике не может быть отстранен от должности.

При существующей у нас сверхконцентрации власти в руках одного должностного лица государство не может быть ни демократическим, ни правовым. Законы соблюдаются постольку, поскольку это важно для власть имущих, а вместо обращения в суды граждане предпочитают выяснять отношения «по понятиям». Никто не удивляется тому, что результат президентских выборов всегда заранее известен и совпадает с прогнозами кремлевских политтехнологов. По сути, нынешнее Российское государство является авторитарным, управляемым небольшой группой людей, удерживающих власть при помощи административного произвола, страха, коррупции и контроля над СМИ. От примитивной диктатуры организованной преступной группы его отличают только демократические декорации и соблюдение правовых ритуальных форм.

Сторонники авторитарного государства уповают на добрую волю и нравственные качества правителя, ссылаясь на историческую традицию. Это понятно: других действенных механизмов сдерживания президентской власти при нынешней Конституции нет. Но ссылки на эффективность авторитарной власти в России XVIII—XIX столетий не убедительны. Если в царской России обладавший всей полнотой власти император отвечал за свои действия перед Богом, то в нынешней постсоветской России абсолютная власть порождает абсолютный произвол. Разграбление страны в ходе приватизации государственной собственности, чудовищная коррупция на всех уровнях, развращение общества и растление детей посредством пропаганды разврата и насилия на государственном телевидении, вывоз более полутриллиона долларов за рубеж при систематическом невыполнении установленных законом обязательств государства перед гражданами, силовое подавление и преследование политических оппонентов — далеко не полный перечень преступлений, совершенных руководителями нынешнего авторитарного государства, рожденного чудовищным преступлением антинародной власти против общества — расстрелом Верховного Совета, высшего органа власти страны в 1993 году.

Узурпировав власть насильственным способом, правящая страной олигархия подчинила государство интересам собственного обогащения. На это были направлены решения о приватизации госимущества и городских земель, о распределении лицензий на использование природных ресурсов, о распродаже электростанций, о легализации вывоза капитала, о прекращении платежей за загрязнение окружающей среды и многие другие, обогатившие олигархов и лишившие российских граждан прав на общенародное имущество, бесплатное использование земли, надежное и общедоступное энергоснабжение и даже на чистый воздух. Государство же в результате такой политики стало банкротом, лишившись возможностей должного выполнения своих социальных обязательств.

Даже если мы понадеемся на чудо и вообразим во главе государства правителя глубоко нравственного, знающего и понимающего ответственность носителя неограниченной власти, то и тогда — вследствие объективной невозможности контролировать всех и вся из одного центра — реальная власть окажется заложницей безответственной бюрократии, действующей по принципу круговой поруки и принимающей решения в своих интересах от имени президента.

Авторитаризм в современных российских условиях — это не признак силы, а выражение слабости государства. Сильной компетентной и ответственной власти, работающей в интересах граждан, не нужно подавлять оппозицию, как это делается сегодня путем принудительного закрытия нелояльных политических партий, шантажа независимых политических деятелей и даже уголовных преследований неугодных лиц. Напротив, сильной власти сейчас как никогда полезен открытый диалог с оппозицией, помогающий избежать ошибок и оптимизировать государственные решения. Нынешний российский авторитаризм возник в результате сговора паразитирующей олигархии, коррумпированного чиновничества и организованной преступности в целях их обогащения за счет общества.

Участников этого антинародного сговора объединяют личные корыстные интересы. Будущее страны, угрозы национальной безопасности — будь то возможное падение цен на нефть, или мировой финансовый кризис, или разрушение систем жизнеобеспечения страны — все это не принимается в расчет теми, кто думает только о собственных доходах и уходе от ответственности. Вместо того чтобы заботиться о будущем социально-экономическом развитии страны, модернизации экономики на основе нового технологического уклада, создании условий для реализации творческого потенциала своих граждан, российское руководство живет сегодняшним днем, погрязнув в пороках и действуя по принципу «после нас хоть потоп». При этом боится он не угроз национальной безопасности, а собственного народа и ответственности за нанесенный стране ущерб и совершенные преступления.

Сложившийся в России властвующий режим держится на страхе. Коррумпированные чиновники заинтересованы в существовании авторитарной власти, так как им страшен демократический и гласный общественный контроль. Олигархи готовы откупиться и всемерно поддерживать действующую власть, лишь бы сохранить контроль над полученными в результате приватизации предприятиями и источниками дохода. Руководители СМИ соглашаются фаб риковать и публиковать любые клеветнические материалы — лишь бы сохранить свои прибыльные должности. Пред приниматели охотно дают взятки — чтобы не выполнять установленные законом налоговые обязательства.

В нашей стране на почве безответственности и огромного социального неравенства в последнее десятилетие сформировалась циничный антинародный режим власти. В ходе ельцинских «реформ», породивших вседозволенность и разнузданность власть имущих, разрушивших связь между трудом и благосостоянием, убедивших активную часть общества в том, что кратчайший путь к богатству — это присвоение чужого, сформировалась криминальная властвующая элита. Произошло сращивание государства и организованной преступности; причастность к государственной власти стала рассматриваться как источник наживы; вошло в практику назначение должностных лиц за взятки. Облеченные властью лица стали действовать вопреки закону и нормам нравственности, предпочитая жить «по понятиям».

Оценивая нынешнюю политическую систему, мы должны понимать, что круговая порука коррумпированных чиновников, мошенников, «авторитетов» преступного мира препятствует развитию России и подъему благосостояния народа. Властвующая элита закостенела в пороках, погрязла в воровстве и злоупотреблениях, она некомпетентна и аморальна. В своем сегодняшнем состоянии она не способна действовать в интересах страны, не в состоянии выполнить законодательно установленные обязательства государства перед гражданами, обеспечить каждому жителю России право на достойную жизнь.

Нынешняя власть убедительно зарекомендовала себя как преемница олигархического режима Ельцина. За время, прошедшее после отставки первого российского президента, народ лишили права на бесплатное использование земли (которую теперь — согласно Земельному кодексу — необходимо приватизировать и платить налог на имущество с учетом рыночной стоимости или оформлять в аренду), на достойную оплату труда и защиту интересов наемных работников (эти интересы в Трудовом кодексе принесены в жертву алчности получателей прибавочной стоимости), на социальные гарантии и льготы (сброшенные федеральной властью на регионы, большинство из которых не имеет источников их финансирования), на тепло и электроэнергию (которые теперь можно произвольно отключать за неуплату) и даже на чистый воздух, который теперь можно безгранично загрязнять, не обременяя себя плате жами за нанесение экологического ущерба (после факти ческой отмены платежей за загрязнение окружающей среды). Зато олигархи получили право беспрепятственно и без ограничений вывозить из России капиталы в любых формах и объемах, по-прежнему присваивая себе сверхприбыли от использования принадлежащих государству природных ресурсов и недоплачивая работникам.

Сразу же после своего переизбрания на второй срок Путин и его «Единая Россия» отказались от выполнения значительной части социальных обязательств перед населением и приступили к демонтажу жизненно важных для граждан социальных гарантий на жилье, современное образование, и охрану здоровья. Проводимая ими реформа социальной сферы сводится к коммерциализации образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства. Гражданам предлагается самим оплачивать услуги этих отраслей. Одновременно вопреки Конституции страны, предусматривающей достойное вознаграждение за труд, фактически отменяется государственное регулирование заработной платы; игнорируется фундаментальный для социального государства принцип соответствия прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Фактически это означает правовое закрепление нынешнего недопустимо низкого уровня заработной платы, многократно заниженного по сравнению с мировыми стандартами и вкладу труда в создание национального дохода. Это означает также замораживание пенсий, привязанных к фонду оплаты труда.

Происходящая в стране антисоциальная реформа, лишающая заслуженных социальных гарантий и льгот десятков миллионов человек, демонтирующая важнейшие социальные функции и обязательства государства по сути означает антиконституционный переворот, грубо нарушающий положения Основного Закона о социальном государстве, недопустимости дискриминации граждан и принятия законодательных актов, ухудшающих условия жизни народа. Олигархо-бюрократическая власть не хочется обременять себя заботой о выполнении государственных обязательств и соблюдением прав граждан. Наше государство фактически превращено из социального и демократического в полицейско-бюрократическое.

1.3. От авторитаризма к демократии, от произвола к праву, от безответственности власти к социальному государству.

Мы не являемся сторонниками насилия и уверены в необходимости соблюдения закона. Преступными средствами нельзя достичь праведной цели. Мы хотели бы видеть наше государственное устройство соответствующим духу христианства и других религий, традиционно определяющих духовные ориентиры нашего народа. Правителям надлежит использовать данную им власть для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. Устроение жизни народа на началах справедливости, забота о материальном и духовном благосостоянии общества — один из принципов социальной доктрины Русской православной Церкви.

Мы исходим из конституционного определения нашего государства как социального и демократического, выступаем за наполнение этих формулировок реальным содержанием. Поэтому мы отвергаем всякие попытки узурпации власти, установления диктатуры, любые авторитарные методы управления. Мы решительно выступаем против навязывания обществу чуждой его интересам политики. Мы основываемся на традиционных для России идеалах и общепринятых нормах нравственности — и поэтому считаем недопустимой государственную поддержку действий, ведущих к установлению всеобъемлющего контроля над жизнью человека, над его убеждениями и отношениями с другими людьми. Мы уверены: государство должно , обязано и может сделать все, чтобы предотвратить любые посягательства на священный дар жизни. Иными словами, мы считаем своим долгом противодействовать утверждению авторитаризма и дальнейшему перерождению нашего государства из правового, социального и демократического, в полицейское, олигархическое и бюрократическое.

При нынешнем состоянии пораженного коррупцией государства и развращенного вседозволенностью общества нет другого пути эффективного устройства политической системы, кроме как на основе принципа жесткой ответственности властей предержащих за проводимую ими политику и принимаемые решения. В первую очередь необходима политическая ответственность исполнительной власти за уровень благосостояния и качество жизни населения. Для этого следует принять федеральный и региональные законы, предусматривающие создание механизма общественного выбора целей социально-экономического развития страны и объективной оценки показателей уровня жизни, а также процедуру отставки федерального правительства и администраций субъектов Федерации в случае снижения уровня жизни соответственно в стране или регионе. Необходимо также введение персональной ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение законов, привлечение чиновников к административной или уголовной ответственности по фактам нарушения норм действующего законодательства.

Для преодоления коррупции, некомпетентности и безответственности исполнительной власти необходимы также парламентский контроль и расширение полномочий Государственной думы, касающихся утверждения кабинета министров. Необходимо пресечь доминирующую сегодня практику назначения должностных лиц по принципу личной преданности начальству. Чем выше пост, тем больше требований следует предъявлять к претендующему на него человеку. Все министры и руководители федеральных ведомств должны назначаться только после всестороннего обсуждения их кандидатур в Государственной думе и с ее согласия. Дума не должна бояться роспуска в случае неутверждения кандидатуры премьер-министра или вотума недоверия правительству. Президент же должен нести ответственность за результаты своей деятельности, что предполагает введение разумной процедуры его отставки в случаях необоснованного превышения полномочий, злоупотреблений властью или участия в преступлении.

Должна быть введена и политическая ответственность депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации перед делегировавшими их во власть избирателями. Для этого каждому баллотирующемуся на выборную должность кандидату следует официально представлять свою программу и обязательства перед избирателями. За их нарушение должна быть установлена ответственность, для чего необходимо ввести процедуры отзыва депутатов избирателями, а членов Совета Федерации — делегировавшими их региональными органами власти.

Ключевой вопрос функционирования правового государства — эффективность судебной системы. Нынешняя ее организация по принципу «круговой поруки», администра тивное назначение судей порождают произвол, « телефон­ное право», коррупцию и безответственность. Нет ничего обнадеживающего в том, что «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Мы уверены: нужны изменения в порядке формирования судебных органов и в способах их функционирования. При всех недостатках механизма выборности судей населением он лучше нынешней системы. Судей целесообразно избирать на неограниченный срок с периодическим подтвер ждением полномочий (при наличии оснований для отзы ва) непосредственно населением или его выборными представителями.

Наконец, «четвертая власть» — средства массовой информации — не может оставаться в нынешнем состоянии, которое характеризуется зависимостью от президентской администрации, коррумпированностью и вседозволенностью. Государственные телеканалы должны быть поставлены под общественный контроль и управляться советами директоров, избираемыми соответствующими представительными органами власти. Главное требование к ним — объективное предоставление информации и соблюдение общепринятых норм нравственности. При теле- и радиокомпаниях — независимо от форм собственности — должны действовать наблюдательные советы, избираемые представительными органами власти из авторитетных деятелей культуры, представителей религиозных и общественных организаций — для того, чтобы обеспечить соответствие содержания транслируемых передач нормам нравственности и требованиям действующего законодательства. Необходимо также ужесточение ответственности руководителей СМИ за распространение клеветнической информации, злонамеренную дискредитацию и оскорбление граждан, введение их в заблуждение, другие злоупотребления влиянием на общественное мнение. Мы разделяем позицию Церкви о недопустимости распространения убеждений и действий, ведущих к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорбляющих религиозные чувства, наносящих ущерб культурно-духовной самобытности народа.

Важнейший вопрос оздоровления государства — урегулирование его взаимоотношений с Церковью. Вся русская культура, наше национальное самосознание, понимание места и миссии нашей страны в мире неразрывно связаны с православием. Другие традиционные для России конфессии также внесли немалый вклад в нашу отечественную культуру и сегодня продолжают вместе с Русской православной Церковью направлять духовную жизнь верующих, доля которых в численности российского населения непрерывно растет. Поэтому не должно быть никакого противостояния государства и Церкви. По выражению И.А. Ильина, «Церковь и государство служат единой высшей цели: делу Божьему на земле; но — разными способами и средствами. Отсюда разделение сфер и органическое согласование целей и усилий».

При сохранении принципа отделения Церкви от государства последнее должно признать смыслообразующую роль Церкви в духовной жизни нашего общества и необходимость восстановления незаконно нарушенных в свое время прав религиозных организаций. Деятельность Церкви по оказанию духовной поддержки верующим не должна ограничиваться государством и, тем более, встречать с его стороны препятствия. Для этого взаимодействие Церкви и государства должно основываться на договорно-правовых отношениях и не зависеть от бюрократического произвола. Мы поддерживаем положение социальной доктрины РПЦ, согласно которому в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Права Церкви и обязанности государства по созданию благоприятных условий для деятельности Церкви должны быть сформулированы в соответствующем федеральном законе, на основе которого религиозные организации имели бы доступ к государственным информационным ресурсам и могли бы вести работу в школах, больницах, армейских частях — везде, где людям необходима духовная поддержка и помощь.

Охарактеризованные выше принципиальные требования к государственно-политическому устройству страны вытекают из понимания основной задачи власти: служить обществу. Мы убеждены, что осуществление этих требований будет способствовать повышению эффективности и ответственности власти, и предлагаем всем ответственным субъектам политической деятельности поддержать сформулированные в программе идеи — во имя общенациональных интересов.

2. Политика социальной справедливости и экономического роста

Ответственная государственная власть ориентируется на повышение уровня и качества жизни народа — это главный критерий ее эффективности. Для этого она должна быть не только честной и ответственной, но и компетентной, действуя в общенациональных интересах на основании четкого понимания закономерностей современного социально-экономического развития, положения и возможностей страны.

Российская экономика, российское общество уже длительное время находятся в кризисном состоянии. На фоне глобализации экономических и социальных взаимосвязей, обостряющейся конкуренции на мировом рынке, где доминирующее положение занимают транснациональные корпорации, целые отрасли отечественного народного хозяйства теряют жизнеспособность . За исключением сырьевых товаров, энергоносителей и военной техники российским производителям почти нечего предложить на мировом рынке. Внутренний рынок более чем наполовину заполнен импортным ширпотребом. Несмотря на благополучные макроэкономические показатели, большая часть отраслей, в особенности высокотехнологический сектор, продолжает деградировать, все заметнее отставая от мирового уровня.

В основе современного социально-экономического развития лежит создание и освоение новых технологий; научно-технический прогресс обеспечивает более 90% экономического роста в развитых странах. Те, кто умеет создавать и осваивать новые технологии, получают сверхприбыли, которые отсталые страны оплачивают недооценкой труда своих граждан и поставками невоспроизводимых природных ресурсов. Неэквивалентный обмен усугубляется устойчивым оттоком капитала и умов из менее развитых стран в более развитые. Нарастающее технологическое отставание России создает критическую угрозу национальной безопасности, подрывая основу современного экономического роста. Деградация наукоемкого сектора не может быть компенсирована наращиванием экспорта сырья. Разница между инновационным путем развития на основе экономики знаний и экстенсивным наращиванием добычи сырьевых товаров — это разница между сверхзвуковым лайнером и старенькой кибиткой, которая в показателях доходов и качества жизни населения достигает многократных величин.

Пока российская экономика не утратила конкурентных преимуществ в ряде перспективных направлений научно-технического прогресса, и наше технологическое отставание не стало необратимым, мы еще имеем возможность выбирать варианты будущего развития страны. Существуют два пути:

1) безотлагательная модернизация экономики на основе нового технологического уклада и активизации научно-производственного, интеллектуального и ресурсного потенциала с соблюдением принципов социального государства, при обеспечении роста благосостояния граждан России;

2) сохранение сложившейся за годы разграбления страны несправедливой и неэффективной структуры распределения национального дохода, богатства и влияния — с вывозом капитала и «утечкой умов» за рубеж, дальнейшая деградация экономики и социальной сферы — с повальным обнищанием, даже вымиранием значительной части населения при утрате главных внутренних источников развития и ограничении национального суверенитета.

Наш выбор — первый путь, путь развития и справедливости, путь достоинства и веры в свой народ.

Мы понимаем, что, выбирая модернизацию, социальную справедливость и экономический рост, нельзя полагаться на чью-то помощь. В возрождении России жизненно заинтересованы только россияне. Несмотря на колоссальные потери и трудности, у нас есть все возможности для развития с опорой на собственные силы, на внутренние ресурсы. Россия сохраняет многие конкурентные преимущества, которые при грамотной политике позволяют обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, а в обозримой перспективе достичь уровня мировых лидеров по качеству жизни.

Важнейшие из упомянутых конкурентных преимуществ — это:

— образованные и квалифицированные кадры, способные к высокопроизводительному труду;

— мощный научно-промышленный потенциал, передовой производственно-технологический уровень развития многих перспективных отраслей;

— богатейший природно-ресурсный потенциал;

— емкий внутренний рынок, огромная территория и уникальное географическое положение;

— колоссальный исторический опыт выживания и развития страны в самых сложных условиях, включающий разнообразные модели управления народным хозяйством и мобилизацией ресурсов в кризисных ситуациях;

— ядерно-оружейная мощь и авторитет в мире, позволяющие России проводить самостоятельную политику исходя из национальных интересов.

Имеющийся у нас потенциал позволяет в короткие сроки удвоить объем производства и вчетверо поднять уровень оплаты труда, утроить объемы инвестиций, многократно повысить уровень инновационной активности — при проведении грамотной политики экономического роста, опирающейся на использование наших конкурентных преимуществ и закономерностей современного социально-экономического развития. Вместе с тем производственные мощности, созданные еще в советское время, уже сильно изношены. В отсутствие эффективной политики государства тенденции деградации могут приобрести необратимый характер. У нас осталось мало времени, чтобы выйти из тупика.

Определяя ориентиры развития страны, необходимо видеть траектории глобального экономического роста. За экономической депрессией в ведущих странах скрывается глубокая структурная перестройка мирового хозяйства, которое находится в фазе перехода к новому технологическому укладу. Для ускорения этого процесса и минимизации негативных проявлений структурного кризиса развитые страны проводят целенаправленную государственную политику стимулирования инновационной и инвестици онной активности. Они всемерно поддерживают освоение передовых технологий, организуя финансирование и кредитование перспективных направлений экономического роста. Эффективно работающие предприятия имеют доступ к фактически бесплатным кредитам. Бюджеты развитых стран стали дефицитными, потому что власть стимулирует внедрение новой техники, поощряют рост расходов на закупку новейших технологий, помогают своим товаропроизводителям освоить преимущества нового технологического уклада. Государственные институты развитых стран мира наращивают расходы на разработку но вейших технологий, стимулируя внедрение новой техники, применяя различные инструменты экономической политики, включая использование банков развития, целевых программ, долгосрочных кредитов, государственных закупок.

Главный вопрос сегодня — успеем ли мы перевести страну в режим модернизации и быстрого экономического роста на основе нового технологического уклада до завершения структурной перестройки мирового хозяйства. Если нам этого сделать не удастся, Россия окончательно скатится на периферию мировой экономики, лишится возможностей для самостоятельного развития. Избежать такого развития событий можно, опираясь на творческий потенциал, созидательную инициативу и знания наших граждан, создавая для их практического приложения все необходимые условия. Именно в этом мы видим регулирующую роль государства. Последнее должно быть очищено от бюрократических извращений и ориентировано на поддержку предпринимательской инициативы граждан и организаций, их общественно полезной деятельности. Обеспечивая доступ к новым знаниям, выделяя льготные кредиты, регулируя доходы и спрос, стимулируя инновационную активность, государство может содействовать повышению конкурентоспособности и росту отечественного производства.

Цели, задачи и механизмы реализации политики модернизации и развития экономики на современной технологической основе в интересах подъема общественного благосостояния неоднократно обосновывались народно-патриотическими силами и предлагались органам государственной власти, однако не были востребованы ими.

Важнейшая задача нашей общественной организации — осуществление программы социальной справедливости и экономического роста, в интересах граждан и народа России.

2.1. Основные цели.

Экономический рост необходим не ради темпов, структурных сдвигов или удовлетворения политических амбиций. Рост нужен для улучшения жизни граждан нашей страны. Объективные показатели уровня и качества жизни населения должны стать главными критериями оценки эффективности экономической политики государства. В этом смысл экономики как системы жизнеобеспечения общества. В то же время высокое благосостояние, справедливая оплата труда, возможность получить образование и медицинское обслуживание, реализовать творческий потенциал — это необходимые условия современного экономического роста.

Вопреки лукавым рассуждениям «в пользу богатых» — о необходимости стимулирования экономического роста путем снижения социальных расходов и отказа государства от ряда взятых им на себя обязательств — обеспечение социальной справедливости отнюдь не препятствует росту экономики. Наоборот, такой рост немыслим без социальных гарантий, достойной оплаты труда и справедливого распределения доходов, без социального партнерства.

Наращивание социальных расходов — это инвестиции в развитие главной производительной силы современного экономического развития — человека. Поэтому следует стремиться не только к росту производства, но и к опере жающему повышению уровня и качества жизни. Ее интегральным показателем является сегодня продолжительностью жизни, которая, при правильной социально-эконо­мической политике, может быть увеличена не менее чем на 7 лет к 2010 году. Очевидно, что следование этой цели повлечет за собой изменение приоритетов государственной политики. Необходимы преодоление массовой бедности (на основе сокращения безработицы и повышения оплаты труда), кардинальное увеличение финансирования здравоохранения и образования, реальная забота о детях, стариках и инвалидах, продуманная экологическая политика, широкомасштабная борьба с преступностью, профилактика травматизма.

В основе современного экономического роста лежит творческая инициатива, развитие знаний, научно- технический прогресс, что придает инвестициям в человеческий потенциал критически важное значение. Кардинальное увеличение социальных расходов, повышение заработной платы, пособий, расходов на науку, здравоохра нение и образование, послужит мощным стимулом развития экономики, роста занятости и производительности труда.

Для этого требуется не отменять, как это делает нынешняя власть, а исполнять законодательно установленные нормативы бюджетных расходов на основные социальные нужды и сделать социальную составляющую исходным направлением проектирования государственного бюджета. В процессе бюджетного планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны следует использовать широкий круг социальных индикаторов, включая уровни среднедушевого потребления продовольствия, медикаментов, бытовых, коммунальных и транспортных услуг; допустимые уровни бедности и безработицы и др. Необходимо также законодательное установление минимальных социальных стандартов, гарантируемых государством каждому российскому гражданину.

Основными целевыми ориентирами в политике соци ального государства на обозримую перспективу должны стать:

•  увеличение средней продолжительности жизни российских граждан до уровня развитых стран — не менее чем на 10 лет к 2015 году;

•  приближение к 2015 году среднедушевых доходов населения к уровню, существующему в развитых странах (это означает необходимость их утроения— за счет экономического роста с опережающим повышением оплаты труда, доля которой в структуре распределения национального дохода должна составлять не менее 70% по сравнению с нынешними 40%); выход России на уровень Евро пейского союза по индексу развития человеческого потенциала;

•  преодоление вынужденной безработицы (в осо бенности среди молодежи) в результате опережающего роста производства товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости; кредитно-налоговое стимулирование создания новых рабочих мест; развитие высшего и среднего специального образования, развертывание сис темы повышения квалификации, переквалификации и трудоустройства безработных; организация общественных работ;

•  ликвидация бедности: соблюдение законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов потребления базовых продуктов питания, жилищных условий и энергоснабжения, бесплатной медицинской помощи; обеспечение нуждающихся за счет федерального бюджета по ежегодно устанавливаемым нормативам, а также принятие программы чрезвычайных мер в «зонах социального бедствия», включая бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения;

•  реализация мер полноценной поддержки семьи, материнства и детства, включающих доведение размера пособия по уходу за ребенком до прожиточного минимума, восстановление и развитие сети детских образовательных, творческих и спортивных организаций, защиту семейных ценностей и прекращение пропаганды насилия и разврата в средствах массовой информации, защиту женщин от дискриминации;

•  восстановление на законодательном уровне обязательства государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая ранее действовавшие нормы законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», др. предусматривающие конкретные нормативы финансирования нуждающихся групп населения и направлений социальной политики;

•  восстановление сбережений населения, обесценившихся по вине государства в Сбербанке; включение обязательств государства, предусмотренных федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в состав внутреннего долга и реализация программы мер по его обслуживанию и погашению на основе предоставления населению в зачет долга товаров и услуг отечественного производства;

•  преодоление расслоения общества по уровню благосостояния, освобождение от налогообложения доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на члена семьи, восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов, превышающих эту величину более чем в пять раз;

•  восстановление права граждан на отапливаемое и электрифицированное жилье со всеми удобствами; сохранение прав на фактически занимаемое жилье без уплаты налога на имущество с приватизированных квартир и арендной платы за использование государственных квартир, предоставленных до 1992 года; развертывание системы льготного ипотечного кредитования жилищного строительства с предоставлением кредита на срок не менее 10 лет с нулевой реальной процентной ставкой; восстановление программ массового жилищного строительства для нуждающихся семей с бесплатным предоставлением квартир в бессрочную аренду; отмена законодательных норм, предусматривающих принудительное выселение людей из квартир за неуплату коммунальных платежей; введение автоматической системы предоставления адресных дотаций на оплату коммунальных услуг — исходя из того, что затраты на эти цели не должны превышать 10% совокупного дохода членов семьи;

•  предоставление гражданам гарантированного доступа к глобальным информационным ресурсам и телекоммуникационным средствам за счет опережающего развития современной информационной инфраструктуры (с поддержанием тарифов на услуги связи для населения на уровне себестоимости при сохранении за потребителем права выбирать формы их оплаты), а также предоставление льгот в информационной сфере организациям образования, здравоохранения и культуры;

•  поддержание ежегодного прироста ВВП на уровне не менее 10% — на основе повышения конкурентоспособ ности производства товаров и услуг, стимулирования ин новационной активности и НТП, формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

2.2. Государственная защита трудовых доходов.

2.2.1. Справедливая оплата труда. Большинство граждан России получают крайне низкую заработную плату, которая не соответствует трудовому вкладу и не обеспечивает нормального жизненного уровня. Доля оплаты труда в структуре использования национального дохода вдвое ниже, чем доля трудового вклада в создание этого дохода. Затраты на заработную плату в стоимости единицы продукции в России в 4 раза меньше, чем в развитых странах. Эксплуатация труда — один из источников сверхприбылей властвующей олигархии. Такая ситуация препятствует полноценному воспроизводству человеческого потенциала, росту организованных сбережений граждан, сужает объем конечного спроса и порождает крайне отрицательные социальные и экономические последствия.

Права на достойно оплачиваемый труд и на занятость должны быть законодательно закреплены — как одна из важнейших социальных гарантий современного государства. При этом нижний предел оплаты труда должен быть законодательно установлен не ниже прожиточного минимума, рассчитываемого по законодательно утвержденной потребительской корзине. Минимальная оплата труда должна дифференцироваться в зависимости от условий и режима работы, а также сложности труда, наличия специального и высшего образования. Установление зарплаты ниже законодательно определенного минимума должно караться значительными штрафами, изымаемыми в пользу профсоюзов, а также обязанностью погасить работнику разницу между минимальной и реально выплаченной зарплатой с начисленными процентами по ставке рефинансирования Центрального банка.

Одна из функций государства — не допускать вынужденной застойной безработицы. Необходимо законода тельно установить максимально допустимый уровень вынужденной безработицы — не более 1% экономически активного населения. При его превышении должны включаться механизмы государственного стимулирования занятости, в том числе: расширение кредитования производственной сферы и снижение процентных ставок; развертывание общественных работ; программы стимулиро вания малого бизнеса и жилищного строительства; увеличение ассигнований на переподготовку и повышение квалификации кадров; налоговые льготы предприятиям, создающим новые рабочие места; ограничение трудовой иммиграции.

Минимальная заработная плата и минимальная пенсия должны быть выше прожиточного минимума и полностью индексироваться каждый раз при повышении стоимости жизни более чем на 5%. Необходимо прекратить политику обесценивания текущих доходов и сбережений граждан, которые несут основное бремя инфляции.

При приеме на работу иногородних и иностранных граждан величина заработной платы должна обеспечивать аренду жилого помещения в пределах санитарных норм по рыночным ценам. Контроль над выполнением данного требования в отношении иностранцев и граждан, не имеющих жилья в данной местности, следует возложить на иммиграционные и налоговые органы. Прием на работу работников без соблюдения требований трудового законодательства, без официального оформления трудовых отношений или без уплаты налогов (включая социальный), нужно преследовать в уголовном порядке, предоставив при этом профсоюзам право требовать компенсации ущерба, нанесенного их членам недобросовестными работодателями.

Государство обязано гарантировать своевременность выплаты заработной платы. Нужно принять законодательные нормы, по которым любые задержки выплаты зарплаты наказываются штрафами, накладываемыми на виновных в этом должностных лиц и организаций. Следует также предусмотреть индексацию задержанных средств на момент выплаты по ставке рефинансирования Центробанка.

Взаимоотношения между работающими по найму гражданами и работодателями должны строиться на началах социального партнерства. Это означает определение условий и оплаты труда путем переговоров на основе правовых норм, защищающих интересы наемных работников. Государство призвано участвовать в этих переговорах в качестве арбитра, защищать законные интересы трудящихся. Важным механизмом социального партнерства должно стать соучастие трудовых коллективов в управлении предприятиями. Нужно предусмотреть, в частности, делегирование представителей наемных работников в советы директоров или аналогичные органы управления предприятиями (вне зависимости от формы собственности). Это важно не только для эффективной защиты прав наемных работников, но и для повышения производительности и качества труда, мотивированного хозяйским отношением к собственности предприятия.

2.2.2. Защита пенсионных сбережений и прав граждан на обеспеченную старость. Сложившаяся в России пенсионная система далека от совершенства. С одной стороны, она ложится тяжелым бременем на работающих граждан, на зарплату которых начисляется социальный налог, служащий основным источником финансирования пенсий. С другой стороны, права пенсионеров постоянно нарушаются государством, которое произвольно манипулирует с порядком исчисления трудового стажа, систематически обесценивая и нивелируя пенсии. При нынешней демографической ситуации, характеризующейся устойчивой тенденцией старения населения, пенсионная система становится все менее эффективной и надежной. Вместе с тем затеянная правительством пенсионная реформа зашла в тупик вследствие недостаточности доходной базы, определяемой фондом оплаты труда. Переход к накопительной системе формирования пенсионных сбережений возможен только на основе кардинального повышения уровня оплаты труда работающего населения.

Двукратное повышение оплаты труда в соответствии с изложенными выше программными положениями позволит осуществить переход к эффективной пенсионной системе с надежной защитой сбережений и прав граждан на обеспеченную старость. При этом не должно произойти снижения реальных доходов пенсионеров. Следует восста новить надбавки за особые условия работы, учитывать при исчислении трудового стажа нестраховые периоды (время учебы, декретные отпуска и пр.) и др. Не должны пострадать и работающие граждане, на зарплату которых в течение переходного периода ложится двойная нагрузка по финансированию текущих пенсионных обязательств госу дарства и накоплению собственных пенсионных сбережений.

Повышение эффективности использования таких сбережений требует качественных изменений в управлении государственным пенсионным фондом, а также создания надежной системы государственного страхования пенсионных сбережений в частных пенсионных фондах. Иными словами, речь идет о существенной корректировке пенсионной реформы, ее увязке с другими направлениями социально-экономической политики государства.

Для проведения пенсионной реформы необходимо создание достаточно емкого государственного финансового резерва, за счет которого можно было бы покрывать дисбалансы переходного процесса. При формировании такого резерва могут быть использованы государственные ценные бумаги; принадлежащие государству акции и облигации коммерческих организаций; права государства на получение сверхприбыли от эксплуатации принадлежащих ему природных ресурсов; гарантии федерального бюджета. Средства этого фонда должны использоваться на покрытие дефицита государственного пенсионного фонда, а также на финансирование государственных пенсий и пособий нетрудоспособным гражданам.

Важным условием эффективного применения накопительного принципа организации пенсионных сбережений в пенсионных фондах является их инвестирование в развитие отечественной экономики. При этом нельзя допускать перетока пенсионных сбережений за рубеж, они должны вкладываться исключительно в ценные бумаги российских организаций. В противном случае переход к накопительному принципу приведет не к повышению, а к снижению эффективности российской финансовой системы, к сужению возможностей экономического роста и, в конечном счете, к сокращению трудовых доходов населения, а также пенсионных сбережений.

2.2.3. Восстановление и защита сбережений граждан. Народно-патриотическим силам удалось добиться решения Конституционного суда и принятия закона о восстановлении обесценившихся по вине государства сбережений граждан. Государство обязано восстановить дорефор менные вклады населения по их покупательной способности на середину 1991 года. Однако до сих пор эти обязательства не учитываются в составе внутреннего государственного долга и фактически не признаются нынешней властью. Таким образом, государство не только нару шает права граждан на заработанные честным трудом сбережения, но и подрывает доверие населения к отечественной финансовой системе, провоцируя вывоз капитала.

Между тем основой национального инвестиционного потенциала являются именно сбережения населения, которые работают на развитие отечественной экономики только в том случае, если хранятся в отечественных банках в российской валюте. До тех пор, пока государство игнорирует право граждан на восстановление сбережений, люди будут хранить деньги в долларах, поддерживая тем самым чужую экономику. Только восстановив доверие населения к государству и к банкам, можно ожидать, что граждане переведут свои сбережения из долларов в рубли, отдадут их на хранение отечественным финансовым структурам, и эти деньги начнут, наконец, работать на экономический рост нашей страны. В результате возникнет возможность увеличить инвестиции в несколько раз.

Таким образом, задача восстановления сбережений является важнейшей составляющей программы экономического роста. Имеются необходимые технологические и процедурные решения, позволяющие восстановить сбережения с учетом их начальной покупательной способности на середину 1991 г. и одновременно стимулировать рост отечественного производства и инвестиций, дать мощный импульс экономическому развитию. Эта задача может быть решена в течение 5 лет при условии, что восстановленные сбережения граждане смогут использовать исключительно на приобретение отечественных товаров и услуг, на инвестирование в жилищное строительство или в развитие производства.

Восстановление сбережений предусматривает также обслуживание долга путем начисления и выплаты по вкладам процентов, которые не должны быть ниже уровня инфляции. В первую очередь следует восстановить вклады лиц старших возрастных групп, а также вклады до 1000 рублей по состоянию на 1991 год.

Программа восстановления сбережений граждан будет способствовать расширенному воспроизводству, станет важным условием консолидации общества и социальной стабилизации, вернет доверие к власти.

Восстанавливая обесценившиеся по вине государства дореформенные сбережения, следует озаботиться защитой текущих сбережений, хранящихся в отечественных финансовых структурах. Еще одна задача — возврат вкладов, фактически похищенных у граждан организаторами финансовых пирамид, злонамеренных банкротств и других финансовых афер. Для этого нужна эффективная система государственного гарантирования банковских вкладов граждан.

Страхование вкладов не должно производиться за счет клиентов; главное бремя издержек по гарантированию вкладов должен взять на себя Центральный банк, в функции которого входит банковский надзор и лицензирование банковской деятельности. Опираясь на свои права, Центральный банк обязан не допускать к управлению и работе со сбережениями граждан сомнительные структуры. Аналогичные меры необходимо использовать и для защиты сбережений, аккумулируемых инвестиционными фондами.

2.3. Развитие человеческого потенциала.

Развитие человеческого потенциала и рост народонаселения были и остаются для России важнейшими целями социально-экономической политики и необходимым условием сохранения страны. Демографические прогнозы предупреждают нас о том, что население России к 2050 году может сократиться на 40 миллионов человек, причем за счет опережающего вымирания русских, которые могут оказаться «национальным меньшинством» в родной стране. Для нейтрализации этой угрозы необходима активная комплексная социальная политика государства, направленная на устранение причин демографической катастрофы и создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала.

Основная причина нарастающих тенденций вырождения нации — резкое ухудшение благосостояния и деморализация большей части населения, вызванные развалом государства и хищнической политикой властвующей верхушки по разграблению страны. С 1990-х годов в России наблюдается значительная абсолютная убыль населения, до миллиона человек в год. Резкое ухудшение благосостояния и стремительное разрушение привычной жизненной среды вызвали обвальную утрату у большинства граждан перспектив и даже смысла своей жизни. В результате, с одной стороны резко снизились рождаемость, количество заключаемых браков, средняя продолжительность жизни, с другой — выросли смертность, в особенности среди мужчин трудоспособного возраста, количество разводов, социально обусловленных болезней и преступлений.

При сохранении сложившейся структуры распределения национального дохода только каждый третий рождающийся ребенок получит хорошее образование и преуспеет в жизни. Две трети наших детей обрекаются нынешней политикой демонтажа социальной ответственности государства на жалкое существование. Очевидно, что до тех пор, пока такая политика будет продолжаться, доходы большинства трудоспособного населения России не позволят ни достойно жить, ни поддерживать нормальную способность к труду; следовательно, демографический кризис будет обостряться.

Для выхода из этого тупика вымирания русского народа требуется кардинальное изменение государственной политики в направлении повышения уровня жизни народа, исходя из того, что человеческая жизнь — самая главная ценность. Особое значение при этом имеют решения, затрагивающие интересы женщин, детей и молодежи, определяющие будущее нации.

2. 3. 1. Политика в отношении женщин. Современное общество не может быть здоровым и благополучным, если женщина играет второстепенную, подчиненную роль в общественной жизни, на производстве и в семье.

В целях защиты прав женщин и создания реальных возможностей для их осуществления государств должно:

— обеспечивать свободный доступ женщин к высшему и профессиональному образованию, повышению квалификации, участию в управлении;

— защищать права беременных женщин и женщин-матерей в трудовой деятельности, в сферах здравоохранения и образования, в жилищных и имущественных вопросах;

— защищать права родителей, обремененных семейными обязанностями, при приеме на работу, при установлении условий и режима труда, а также при увольнении;

— разрабатывать программы, направленные на преодоление фактической дискриминации женщин в трудовых отношениях;

— защищать общество от антикультуры, способствующей дискриминации и унижению женщин, провоцирующей жестокость и насилие, развращающей детей.

Политика защиты прав женщин должна носить комплексный и системный характер, охватывать весь спектр социально-экономических отношений как в государственной, так и частной сферах.

2.3.2. Поддержка семьи. Крепкая, дружная, благополучная семья — высшая ценность, необходимая предпосылка здорового общества и залог будущего нации. Семья дает ребенку и взрослому человеку ощущение защищенности, заботы, надежности, порождает и подпитывает чувства любви, привязанности, ответственности, обеспечивает связь поколений.

Такая семья — опора государства и основа общественной стабильности.

Наряду с указанными выше мерами по повышению оплаты труда и обеспечению социальных гарантий, наше понимание приоритетов государственной семейной политики включает в себя:

— обеспечение доступности для каждой семьи качественных услуг здравоохранения и образования, создание возможностей для приобщения к ценностям духовной культуры;

— обеспечение доступности благоустроенного жилья для каждой семьи, особенно для молодых семей; предоставление для этих целей долгосрочных беспроцентных кредитов на приобретение или строительство жилья, а также бесплатного муниципального жилья детям-сиротам и малоимущим семьям;

— ощутимая материальная и иная поддержка семей с одним кормильцем, одиноких матерей, вдов и вдовцов, воспитывающих несовершеннолетних детей;

— создание эффективной системы социальной реабилитации инвалидов, их интеграции в общество, дополнительная поддержка семей с детьми и инвалидами;

— увеличение единовременных пособий при рождении или усыновлении ребенка до уровня не ниже минимальных расходов на приобретение детского приданого (сейчас это не менее 10 тыс. рублей), а также выплата пособия по уходу за ребенком в размерах не менее прожиточного минимума, автоматически выделяемого за счет федерального бюджета;

— подготовка молодежи к браку и семейной жизни на основе традиционных российских духовных ценностей, введение преподавания в средней школе основ православной культуры

— принятие федерального закона «Об основах государственной семейной политики», устанавливающего гарантии государственной поддержки семей с детьми на всей территории России — на основе минимальных социальных стандартов;

— ратификация в полном объеме Европейской социальной хартии.

2.3.3. Политика в отношении детей. Обеспечение развития детей, защита их прав и свобод должны быть предметом каждодневной заботы органов власти и управления всех уровней.

Мы настаиваем на реализации следующих приоритетов государственной политики в этой сфере:

— обеспечение права каждого ребенка на семейное воспитание, профилактика социального сиротства посредством развития и совершенствования института усыновления, государственное субсидирование приемных детей, опекунских семей и семейных групп на уровне не ниже прожиточного минимума на каждого ребенка;

— бесплатная медицинская помощь и лекарственное обеспечение детей в возрасте до 18 лет;

— приоритетное финансирование федеральных и региональных программ, направленных на охрану здоровья, обеспечение образования и развития детей, на производство детского питания и лекарств для детей;

— обустройство всех беспризорных детей, безусловное выделение необходимых для этого средств;

— развитие сети доступных для всех семей детских дошкольных учреждений, спортивных школ и творческих студий; летних лагерей, обеспечение условий для нормального отдыха и досуга детей;

— профилактика детского алкоголизма, токсикомании, искоренение наркомании и детской преступности, жесткое пресечение эксплуатации несовершеннолетних и сексуальных преступлений против детей, резкое ужесточение уголовных наказаний за преступления, совершаемые против детей;

— эффективная государственная защита личных и имущественных прав детей, создание ювенальных судов, обеспечение эффективного прокурорского и общественного надзора за соблюдением прав и свобод детей.

2.3.4. Защита прав пожилых людей. Право на обеспеченную старость предполагается конституционной нормой, гарантирующей гражданам России достойную жизнь. Наш долг — обеспечить достойную жизнь старшему поколению, отстоявшему нашу страну в годы Великой Отечественной войны, восстановившему народное хозяйство, внесшему неоценимый вклад в развитие нашей страны, в ее становление как великой державы.

До последнего времени в стране действовала система социальных гарантий, сформировавшаяся в основном в дореформенный период и дополненная в наиболее тяжелый период реформ в целях предотвращения физического вымирания нетрудоспособного населения. Далеко не все эти социальные гарантии были подкреплены соответствующим финансированием, но их наличие позволяло нуждающимся пожилым людям отстаивать свои права. Мы предлагали решать проблему нехватки средств на исполнение социальных обязательств государства путем увеличения доходов бюджета за счет принадлежащих государству, но используемых в частных интересах источников. Но нынешняя государственная власть поступила иначе — ликвидировала большую часть социальных гарантий, отчасти заменив их незначительными денежными компенсациями или передав вопрос об их финансировании на усмотрение субъектов федерации.

Мы расцениваем проводимую нынешней властью антинациональную реформу как антиконституционный переворот, подрывающий фундаментальные основы социального государства, и требуем восстановления отменен ных гарантий и законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы. Одновременно мы предлагаем меры по увеличению государственных доходов за счет принадлежащих государству источников без увеличения налогов на труд, производство и имущество граждан.

В первую очередь должны быть восстановлены:

— права ветеранов и инвалидов на льготное медицинское обслуживание и бесплатное обеспечение жизненно необходимыми лекарствами, а также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг;

— права ветеранов на льготное транспортное обслуживание;

— все ранее установленные социальные льготы ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, блокадникам, узникам фашистских концлагерей, пострадавшим при ликвидации Чернобыльской катастрофы и жертвам политических репрессий.

По добровольно выраженному желанию обладателей этих прав они могут быть заменены денежными компенсациями.

Особое значение для пожилых людей имеет пенсионное обеспечение, которое сегодня реформируется без учета обязательств, взятых на себя государством в период трудовой деятельности нынешних пенсионеров. Предложенная правительством пенсионная реформа не обеспечивает надежную защиту прав и интересов как нынешних, так и будущих российских пенсионеров. Очевидно отставание размеров пенсий от прожиточного минимума, особенно в северных территориях России, что снижает уровень жизни пенсионеров.

Не дожидаясь осуществления перечисленных выше мер, следует предпринять действия, необходимые для защиты прав пожилых людей в рамках действующей системы пенсионного обеспечения. Необходимы:

— не менее чем двукратное повышение пенсий в соответствии с ростом отплаты труда;

— отмена введенных постфактум ограничений при на значении пенсий и полный учет при определении разме ров пенсий трудового стажа (с восстановлением нестраховых периодов: время учебы, декретные отпуска и отпуска по уходу за ребенком и пр.), а также существовавших ранее льгот;

— своевременная индексация пенсий, в том числе дополнительная — в случае опережающего роста тарифов на услуги социальной сферы (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других) с учетом динамики прожиточного минимума пожилых людей.

2.3.5. Миграционная политика. В России миграция населения всегда оказывала огромное влияние на демографическое и экономическое развитие как отдельных территорий и регионов, так и страны в целом.

Распад СССР значительно изменил картину миграций. Россия оказалась в сложном положении в связи с нацио нальными конфликтами, обострившимися как за ее пределами, так и внутри страны. Результатом этого явилось появление сотен тысяч вынужденных переселенцев, бежен цев и нелегальных иммигрантов. При этом в условиях ухудшающейся экономической ситуации Россия оказалась неподготовленной к эффективному решению возникших про блем.

При их решении необходимо помнить не только о праве граждан на свободный выбор местожительства, но и о праве граждан на сохранение социальных льгот и гарантий, а также языковой и культурной среды обитания. Поэтому нужно отказаться от заселения российской территории гражданами иностранных государств под предлогом «свободного доступа на рынок трудовых услуг». Незаконное проникновение и нахождение на территории России, как и содействие этим правонарушениям, должны наказываться длительным тюремным заключением.