Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ВЫБОР БУДУЩЕГО» 
С.Ю. Глазьев

Опубликовано в: Будущее России

В условиях подчинения президентской клике всех ветвей власти, включая парламент, для выражения общенациональных интересов в противовес политике самообогащения властвующей олигархии и бюрократической верхушки остается только прямое волеизъявление народа. Для этого группой общественно-политических организаций предложено проведение общенародного референдума в целях защиты социальных гарантий и конституционных принципов социального государства. Общественная организация «За достойную жизнь» инициировала обсуждение ключевых вопросов социально-экономической политики, предлагаемых к всенародному волеизъявлению.

Опубликовано на www . glazev . ru 17 ноября 2004

Плановый геноцид

Более пяти лет назад вышло второе издание моей книги «Геноцид», в которой обосновывалось обвинение действующего в те годы руководства страны в политике геноцида народа России. Была надежда, что со сменой власти в 2000 году тема изведения правительством собственного народа останется в прошлом. Поэтому я отказался от переиздания книги в третий раз. И, к сожалению, ошибся.

Геноцид народа России продолжается. От хаотичного ельцинского периода его отличает системный и плановый характер. Вопреки популистским декларациям власти, реально проводимая политика в здравоохранении, образовании, культуре, госрегулировании экономики противоречит интересам подавляющего большинства граждан России, ограничивает их возможности повышения благосостояния, ухудшает уровень и условия жизни, тем самым нарушая конституционное право на достойную жизнь.

Согласно конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» геноцидом признается преступление, совершаемое «с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую». Под геноцидом совсем не обязательно подразумевается применение физического насилия и ведение войны. В качестве инструментов преступления конвенция выделяет «предумышленное создание для какой-либо группы людей таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее», а также «меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы».

Нет сомнений, что удержание оплаты труда гражданина России на уровне ниже прожиточного минимума в течение многих лет при наличии объективной возможности ее увеличения является, по сути, геноцидом против работников и членов их семей.

Нет сомнений, что отсутствие достаточных мер по обустройству беспризорных детей, по оказанию должной помощи сиротам, также как и детям из бедных семей при наличии возможности такую помощь предоставить есть проявление политики геноцида.

Нет сомнений, что не вызванное какими-либо объективными причинами ухудшение медицинской помощи старикам и инвалидам при наличии возможности такую помощь оказать является в отношении них геноцидом.

Как известно, нынешние руководители российского государства освободили федеральную власть от выполнения многих жизненно важных для миллионов людей социальных обязательств. Сегодня федеральное правительство фактически отказалось нести ответственность за народное образование, здравоохранение, культуру и жилищно-коммунальное хозяйство. Подавляющую часть расходов на эти цели финансируют субъекты федерации и органы местного самоуправления.

После проведения социальной реформы, завершившейся принятием печально известного закона № 122, федеральный центр сбросил на регионы заботу о ветеранах труда, выплату детских пособий и компенсаций жертвам политических репрессий. Эту ответственность регионы нести не должны и объективно не могут. За исключением Москвы и Тюменской области они не имеют источников дохода, необходимых для выполнения сброшенных на них обязательств даже на минимально приемлемом уровне.

Отказ федерального центра от выполнения социальных обязательств происходит на фоне резкого роста его доходов. С конца 1998 года финансовые ресурсы государства возросли в несколько раз. Казалось бы, появились объек тивные возможности стимулирования научно- техниче­ского прогресса, обустройства сотен тысяч детей- беспри­зорников , повышения до достойного уровня оплаты труда и даже восстановления дореформенных сбережений населения, что позволило бы преодолеть массовую бедность. Но не тут-то было.

Сверхприбыли от нефтегазового экспорта лишь частично были направлены на решение актуальных социально-экономических проблем. Большая их часть потрачена на досрочное погашение внешних долгов, накопление валютных резервов и создание стабилизационного фонда, приобретение дворцов, спонсирование зарубежных футбольных клубов и проведение других благотворительных акций в пользу западноевропейского и американского истеблишмента. Все это делается для демонстрации иностранным кредиторам платежеспособности российского государства ради престижа его руководителей и связанных с ними олигархов, хранящих за рубежом миллиарды долларов и опасающихся их конфискации.

Начиная с 2000 года за пределы страны по официальным и нелегальным каналам было перемещено свыше 300 млрд. долл.. Этих денег хватило бы на восстановление дореформенных сбережений и сохранение социальных гарантий российским гражданам, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования, транспортной инфраструктуры, а также на стимулирование инновационной и инвестиционной активности, что позволило бы вывести экономику страны на путь быстрого роста. Однако для руководителей российского государства есть нечто поважнее благополучия миллионов собственных граждан.

Может быть, они жертвуют интересами российских вкладчиков, пытаясь избежать конфискации нелегально перемещенных за рубеж миллиардов долларов по обвинениям в коррупции в случае неспособности России выплачивать внешний долг? Предоставляя натовским государствам почти беспроцентные кредиты в сотни миллиардов долларов, выводимых государством из экономики, они надеются откупиться от Гаагского трибунала?

Нам не так важны мотивы абсурдных и вредных для страны решений, сколько их ужасающие последствия. Проводимую в стране политику можно считать продолжением геноцида большей части населения России, начавшегося при Ельцине. Разница лишь в том, что при Ельцине социальные гособязательства не выполнялись под предлогом отсутствия денег. Теперь же деньги на их выполнение у государства есть, но эти обязательства просто отменили, исходя из принятой властью идеологии самоустранения от ответственности.

Коррумпированность и неэффективность правоохранительных органов ведет к разгулу преступности, по числу жертв которой Россия занимает одно из первых мест в мире. Отсутствие действенной борьбы с фальсификацией товаров и фактическое игнорирование прав потребителей приводит к отравлениям, жертвами которых ежегодно становится до 50 тысяч человек. Нежелание государства обеспечивать периодическую бесплатную диспансеризацию и вакцинацию граждан влечет рост заболеваемости и преждевременную смертность сотен тысяч людей. Фактическая отмена социальных гарантий, отсутствие возможности трудиться и реализовывать свой творческий потенциал ведет к массовой деморализации населения, росту наркомании, алкоголизма и самоубийств, по показателям которых Россия лидирует в мире.

Недобросовестность и безответственность нынешнего российского государства выражается в сокращении численности населения России на полпроцента ежегодно. Продолжительность жизни в нашей стране на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, на 5 лет меньше, чем в Китае. Ожидаемая продолжительность жизни гражданина России в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59,1 года, у женщин — 72,5 года. Естественная убыль населения — 5,5%.

На совести руководителей российского государства более 16 миллионов преждевременно умерших граждан, которых проводимая властью политика лишила необходимых средств к существованию. К этому количеству огромных потерь человеческого потенциала следует прибавить около 8 миллионов граждан, доведенных такой политикой до отчаяния и опустившихся на социальное дно. Также на совести руководителей судьба более 10 миллионов молодых семей, не решающихся завести ребенка из-за отсутствия нормальных жизненных условий, гарантий безопасности и возможности дать детям образование в будущем.

Но наиболее ярко признаки геноцида проявляются в государственной политике здравоохранения.

Реформирование здравоохранения проводится под громкие фразы о необходимости повышения качества медицинских услуг и их доступности. Однако для достижения провозглашенных целей власть не планирует увеличивать государственные ассигнования или отрабатывать реальные механизмы ответственности за оказание медицинских услуг должного качества.

Прежде всего, не решается ключевая проблема — финансирование отрасли. Для ее функционирования необходимо удвоение расходов, а для развития — их утроение. Вместо выделения необходимых средств из государственного бюджета в качестве ключевого принципа делается упор на коммерциализацию медицинских услуг. Однако это не только не решит задачу повышения доступности и качества медицинской помощи, но повлечет за собой дальнейшее ухудшение медицинского обслуживания для большинства российских семей.

Правительственный подход к реформированию здравоохранения исходит из неверного критерия эффективности отрасли, в качестве которого применяется минимизация государственных расходов на единицу оказываемых населению медицинских услуг. Это ведет к замене медицинской помощи больному формальной медицинской услугой, которая фиксируется на бумаге в показателях отчетности за потраченные медиками время и деньги. Место пациента занимает его статистический суррогат, а место врачебной практики — формальные процедуры финансово-статистической отчетности.

Для удобства страховых компаний и упрощения фи нансового планирования предлагается перейти от сметного принципа финансирования учреждений здравоохранения к нормативам выделяемых денег на одного больного в среднем. Как считают в Минздравсоцразвития, стандартизация медицинских технологий позволит конкретизировать гарантируемые объемы медицинской помощи и повысить ее качество. Реализация государственных гарантий будет проходить в рамках стандартов с утвержденным прейскурантом цен на медицинские услуги и лекарственные средства. Будет законодательно установлена система стандартизации медицинской помощи и осуществлен переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по стандарту ее оказания, вне зависимости от места ее предоставления.

Но здравоохранение — слишком сложная и многопрофильная отрасль, чтобы переводить работающие в ней организации на нормативно-подушевое финансирование. Это повлечет упрощение медицинских услуг и погубит специализированную высокотехнологическую медицину, в том числе и как науку. Отказ от сметного финансирования государственных медицинских учреждений дополняется изменением их организационно-правовой формы — переходом на самоокупаемость и фактическим отказом государства от функции собственника. По замыслу реформаторов, государство должно отказаться от управления ресурсами (основными фондами, технологиями, койко-местами и т.п.) и перейти исключительно к манипулированию расходами на основе формально устанавливаемых нормативов. В итоге реальная работа по повышению доступности качественной медицинской помощи подменяется доходящим до абсурда формально-бюрократическим нормированием всевозможных показателей.

Авторы реформы имеют примитивное представление о медицинской услуге. Они добиваются приобретения ею «свойств товара», который может быть оценен и произведен в соответствии с потребностью. Но последняя в такой модели рынка медицинских услуг имеет форму платежеспособного спроса, который сегодня ограничен крайне низкими доходами граждан и скудными государственными ассигнованиями. При таком подходе неизбежен дальнейший упадок системы здравоохранения, создававшейся исходя из общественных потребностей и имевшихся у государства возможностей обеспечить охрану здоровья граждан, а не из толщины их кошельков.

Куда правильнее планировать развитие инфраструктуры, кадрового потенциала и основных фондов здравоохранения на основе научных рекомендаций, используя для этого имеющиеся у государства возможности. А финансирование текущих расходов следует вести исходя из состояния здоровья населения. У реформаторов же противоположная логика, ее следствием становятся абсурдные предложения о сокращении накопленных в здравоохранении ресурсов на фоне их критической недостаточности. Они производят впечатление заскорузлых начетчиков, погубивших своим бюрократическим кретинизмом социалистическую систему. Правда, в советское время показатели численности врачей, количества койко-мест, необходимых приборов и лекарственных средств на душу населения планировались как постоянно растущие. Сегодня их предлагается зафиксировать на некотором «оптимальном» уровне, который определяют не медики-ученые, а бюрократы министерства. Декларируется необходимость сокращения стационарной и увеличения амбулаторно- поликлинической помощи. Главная причина этого сдвига — экономия денег, которых в больницах на лечение больных тратится гораздо больше, чем расходуется при посещении ими поликлиник. К примеру, число койко-дней на одну ты сячу человек в год уменьшается с 3380 койко-дней в 2000 году до 3200 койко-дней сегодня. А к 2008 году сокращение планируется довести до 2500 койко-дней. При этом в качестве целевого значения показателя установлено всего 2000 койко-дней. Также планируется сокращение объема оказания скорой медицинской помощи на одну тысячу человек с 350 вызовов сегодня до 318 в 2008 году при целевом показателе в 280 вызовов.

Едва ли сокращение объемов наиболее дорогой медицинской помощи будет компенсировано увеличением планируемых показателей объема помощи в дневных ста ционарах и амбулаторно-поликлинической помощи, которая становится все более формальной. Для удобства бюрократического планирования ее пытаются стандартизовать путем установления клинико-экономических протоколов на лечение каждой болезни. При этом нормативы расходов на одну человеко-болезнь придется дифференцировать по регионам в силу многократных различий их бюджетных возможностей. Иными словами, один человеко-грипп в Мо скве будет стоить в 4 раза больше, чем в соседней Ряза ни.

Вообще обоснованность целевых показателей здраво охранения для целей бюджетного планирования не выдерживает критики. Почему, например, целевой показатель охвата населения прививками против гриппа установлен на уровне 30 процентов, а удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги — на уровне 65 процентов? Даже когда целевые показатели соответствуют общепринятым представлениям о доступности качественной медицинской помощи, не понятно, что мешает обеспечить достижение этих показателей уже в ближайшем году? В отношении наиболее современных и технологически сложных видов медицинской помощи планируемые показатели увеличения ее объемов находятся в явном противоречии с реальной практикой их финансирования. К примеру, декларируя повышение удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи с 20 процентов в этом году до 25 в будущем году и до целевого ориентира в 90 процентов в перспективе, реально на будущий год объем ассигнований на эти цели, в том числе на приобретение медикаментов и оборудования, уменьшается более чем на миллиард рублей.

Удивительно, что даже такие очевидные с точки зрения социально-экономической целесообразности направления развития здравоохранения, как вакцинация населения, оснащение медицинских учреждений современным оборудованием и даже сохранение имеющейся инфраструктуры, никак не отражены в целевых показателях развития отрасли. Это при том, что до 80 процентов медицинского оборудования сегодня физически изношено и морально устарело.

Утвержденные целевые программы в области здравоохранения недофинансируются на 25 — 70 процентов в целях экономии нескольких миллиардов рублей. Тогда как специалисты здравоохранения пытаются доказать бюрократам от финансов, что каждый рубль, выделяемый на совершенствование медицинской помощи, например, детям и роженицам, оборачивается для государства экономией в 10 рублей вследствие снижения расходов на содержание детей-инвалидов, которых становилось бы меньше. Но даже эта логика не срабатывает.

По прогнозу Минэкономразвития, планируемая правительством реструктуризация здравоохранения и преобразование учреждений в новые организационно-правовые формы (речь идет о наделении государственных медицинских организаций коммерческими функциями и предоставлении им хозяйственной самостоятельности путем преобразования в так называемые автономные учреждения) численность работников, занятых в здравоохранении в период 2005—2008 может сократиться на 800 тысяч чело век. Только в 2004 году из медицины ушли 2 тысячи врачей и 30 тысяч специалистов среднего медицинского персона ла.

Бюрократизация здравоохранения доходит до абсурда при планировании доступности лекарственных средств. Согласно докладу Минздравсоцразвития «О результатах и основных направлениях деятельности на 2006 год и на период до 2008 года» уровень удовлетворенности спроса на медикаменты отдельным категориям граждан, имеющим право на государственную помощь в виде набора социальных услуг, планируется в будущем году на уровне 86%; количество лиц, воспользовавшихся правом на обеспечение лекарственными средствами, — на уровне 40%; обеспеченность детей социальной реабилитацией в специализированных учреждениях для несовершеннолетних — на уровне 64,1%; удельный вес безнадзорных детей — на уровне 2,41%. При этом целевые значения этих показателей устанавливаются соответственно на уровне 98%, 80%, 75% и 0,8%. Иными словами, правительство считает оптимальным наличие в стране сотен тысяч беспризорников.

В чем же мотивы реформы? Суть политики власти заключается в сбрасывании с себя ответственности за охрану здоровья населения и перевод медицинской помощи на коммерческие начала. Для этого государственные медицинские учреждения наделяются коммерческими функциями и принуждаются к зарабатыванию денег путем про дажи на рынке своих услуг, причем, не обязательно меди цинских. Вместо бюджета основным источником государственного финансирования здравоохранения становится система обязательного медицинского страхования (ОМС), доля которого должна в будущем году повыситься до 50 процентов, а в перспективе — до 70. Предлагается отказаться от существующей сегодня двухканальной системы финансирования медицинских учреждений (из бюджетов и фондов ОМС), хотя это может повлечь существенное уменьшение средств, выделяемых государством на здравоохранение. Значительная часть расходов региональных бюджетов на содержание медицинских учреждений не может быть автоматически передана ОМС (коммунальные услуги, ремонт, приобретение оборудования). Более того, положенный в основу реформы подушевой принцип финансирования медицинских организаций на практике приведет к тому, что поликлиники потеряют возможности обновления основных фондов, а часть из них столкнется с необходимостью сокращения штатов.

Вместо того, чтобы обосновывать действительно оптимальные планы развития отрасли и соответствующие им показатели финансирования, Министерство здравоохранения и социального развития довольствуется мерами «по повышению качества управления бюджетными средствами». Предполагается, что вместо государства главным гарантом здравоохранения выступят частные страховые компании, которые, однако, не собираются брать на себя ответственность и риски охраны здоровья населения. Но на максимально выгодных условиях и без какой-либо ответственности за здоровье людей они пропустят через себя денежные потоки, выделяемые на здравоохранение. Ответственность подменяется отчетностью о выполнении формальных процедур.

Какие результаты можно ожидать? Анализ планов по реформированию здравоохранения показывает, что для большинства населения доступность и качество медицинской помощи будут снижаться. Чтобы бесплатно попасть к врачу-специалисту, пройти обследование, лечь в больницу или получить высокотехнологическую медицинскую помощь, больному при дется долго ждать своей очереди. Причем в системе бесплатного здравоохранения основная роль отводится врачам общей практики, оказывающим стандартные универсальные услуги по выписыванию рецептов и заполнению медкарт и документов.

Не решается проблема преодоления чудовищной дифференциации регионов по уровню бюджетного финансирования здравоохранения. Наоборот, реформаторы исходят из сохранения этой дифференциации, подгоняя под нее инструменты планирования расходов на здравоохранение, дифференцируя по регионам стандарты оказания медицинских услуг и нормативы их финансирования. Тем самым подразумевается, что в каждой области будет свой объем реально предоставляемых гарантированных государством бесплатных медицинских услуг. Учитывая, что бюджетная обеспеченность населения различается по регионам в среднем в 5-7 раз, а в некоторых — до 20 раз, не вызывает сомнений, что чудовищная дифференциация регионов по расходам на здравоохранение на душу населения сохранится.

В развитых странах здравоохранение становится локомотивом современного экономического роста. Научно-технический прогресс в этой отрасли набирает темп, медицинская наука выходит на первое место по объему финансирования. Ряд ее достижений, особенно, в сфере генетики и молекулярной биологии, революционизировал методы лечения многих болезней и позволил многократно повысить их эффективность. Именно на этом направлении следует добиваться кардинального повышения эффективности здравоохранения, а не пытаться стандартизировать все медицинские услуги в условиях революционного совершенствования технологий

Для повышения эффективности здравоохранения необходимо кардинальное усиление его профилактического направления. Едва ли эта задача может быть возложена на систему ОМС. Страховые компании не станут финансировать расходы своих клиентов на оплату услуг физкультурных и профилактических учреждений, развитие соответствующей инфраструктуры. Нельзя ставить в зависимость от них вакцинацию населения, контроль за состоянием и охрану здоровья детей. Эти задачи должно решать государство за счет средств федерального бюджета.

Во главу угла политики развития здравоохранения следует поставить задачу удвоения расходов на эти цели. На сегодняшний день все расходы государственного бюд жета на финансирование здравоохранения составляют около 2,5% ВВП. Тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения они должны быть не менее 5%, а в передовых странах доходят до 8—10%. У нас же продолжа ет сокращаться доля расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту с 2,9% в 2003 году до 2,8% в 2004 году и до 2,5% ВВП в будущем году. Если же исходить из объективных потребностей и необходимости сохранения имеющегося у нас потенциала здравоохранения, то расходы государства на финансирование здравоохранения должны быть увеличены хотя бы до 8% ВВП. Такие возможности сегодня у государства есть.

Опубликовано с сокращениями в «Парламентской газете» 7 сентября 2005 г.

Граждане России пусть едят бананы?

С 1 января 2005 года в России вступил в силу федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа, касающийся монетизации льгот. Практически, это пакет законов, вносящий изменения в 155 федеральных законов и отменяющий действие еще 41 закона. Он был принят Госдумой 5 августа 2004 года.

Уже через полгода этот закон назовут антинародным. С требованиями его отмены на улицы российских городов выйдут сотни тысяч пенсионеров, студентов, военнослужащих…

Все это прогнозировал Сергей Глазьев, лидер организации «За достойную жизнь!». Еще 30 июля 2004 года он организовал митинг у стен Красной площади, пытаясь привлечь внимание населения к обсуждению этого законопроекта. Видеосюжет о митинге в эфир центральных — пропрезидентских телеканалов, естественно, не попал. Предлагаем вниманию читателей стенограмму митинга.

Мы уже не раз слышали от представителей власти рассуждения о том, что гражданам России мешает жить их собственный менталитет. Этим господам следовало бы управлять какой-нибудь африканской страной, а не Россией. А что? Приходила держава на африканский континент, захватывала территорию, выкачивала все природные ресурсы, опустошала недра, а местных жителей делала рабами. Они ели одни бананы и едва сводили концы с концами. Вдобавок, первопроходцы-колонизаторы всучивали туземцам медные колокольчики и дамские зеркальца в обмен на слитки чистого золота. Те не знали истинную цену ни заморским безделушкам, ни своему богатству. И на обмен соглашались. Вот точно по такому принципу поступает сегодня с гражданами России собственное правительство: за пакет социальных гарантий, который считался истинным достижением правового государства, оно предлагает мизерные денежные компенсации.

Что ждет в этом случае россиян, объясняет с экономической точки зрения лидер общественной организации «За достойную жизнь» Сергей Глазьев. 30 июля он провел митинг у стен Красной площади. В это время по телевизору показывали актеров, загримированных под пенсионеров. Они «отказывались» от бесплатного проезда на автобусе и других «ненужных» льгот, ратовали за денежную компенсацию…

— То, что компенсации сильно занижены, убеждены сегодня многие эксперты и экономисты, — объяснял Сергей Глазьев. — Например, льготы героя Советского Союза стоят сегодня около 30 тысяч рублей в месяц (бесплатный проезд, тарифы на коммунальные услуги, установка телефона и многие другие блага). А правительство предлагает вместо них компенсацию в 3,5 тысячи рублей. Согласитесь, разница ощутимая. Также предлагается заменить льготы военных: 700 — 800 рублей вместо бесплатного проезда, льгот на путевки, установки телефона и многого другого. А также на право членов семей военнослужащих пользоваться ведомственными медицинскими учреждениями. Далее. Сегодня в Москве стоимость услуг, предоставляемых чернобыльцам, оценивается в 2630 рублей. Правительство же предлагает каждому из них не более 1700 рублей. И так по всем категориям льготников.

Но самое невероятное, правительство даже не определилось с источниками финансирования навязываемых де нежных выплат. То есть тридцать миллионов человек лишаются льгот без гарантий их компенсации. Счетная палата пыталась выяснить, сколько денег правительство планирует выделить на компенсацию отменяемых льгот. Но «в связи с неопределенностью размеров выплат оценить объем необходимых ресурсов федерального бюджета на эти цели не представляется возможным»…

Одно бесспорно: федеральная власть заставит губернаторов искать средства для компенсаций. И если Москва уже сегодня готова выделить компенсации для ветеранов труда в размере 1040 рублей в месяц, а труженикам тыла — 1141 рублей в месяц, то, к примеру, Тверская область — осилит всего по 250 рублей и 280 рублей соответственно. В других регионах суммы могут быть еще меньше. Их может хватить разве что на проездной билет. А вот за лекарства, услуги ЖКХ, и другое бывшие льготники станут платить сами. Но об этом сегодня умалчивается. А прежде граждане России вне зависимости от прописки были равны в своих правах на социальную поддержку.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в нашей памяти еще свежи истории с «детскими деньгами», когда в регионах по ним годами копились колоссальные долги. После этого «детские» стали платить из федерального бюджета, и задолженности уменьшились. Скорее всего, у регионов снова не хватит денег. Вот только президент здесь будет совершенно ни при чем.

Подготовленные его правительством антиконституционные законы освобождают власть от ответственности за уровень жизни всего населения. В России сегодня 30 миллионов граждан, обладающих правами на те или иные формы государственной поддержки жизненно важных услуг. Это ветераны войны, труда, труженики тыла, инвалиды, пенсионеры, чернобыльцы, доноры, дети. В одночасье их лишают государственных гарантий со стороны федераль ной власти. Не потому что у государства нет источников финансирования этих социальных обязательств. Просто власть предержащие не хотят обременять себя их выполнением.

Мы снова призываем президента вернуть в доход государства сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов. В прошлом году Россия потеряла 25 миллиардов нефтедолларов, которые были без уплаты налогов оставлены за рубежом. И так происходит каждый год. Расчеты показывают, что принятие только одного «Закона о налогах на сверхприбыль у недропользователей», которого мы безуспешно добиваемся уже два года, может полностью обеспечить финансирование отменяемых социальных льгот и гарантий. Объем сверхприбылей от продаж российских энергоносителей, минерального сырья и металлов, составляет 40 рублей в день в расчете на одного человека. А это, между прочим, минимальная заработанная плата в нашей стране. Удвоение лишь приблизило бы ее к прожиточному минимуму. Но сверхприбыль от использования природных ресурсов олигархи продолжают оставлять за границей: покупают футбольные клубы, яхты, дворцы. И действующая власть этому потакает.

Более того, президент разрешил олигархам вывозить деньги из России в любых направлениях и в любых коли чествах. То есть узаконил вывоз капитала, ежегодный объем которого превышает 20 миллиардов долларов. И в это же время десятки миллионов граждан России едва сводят концы с концами и лишаются своих законных социальных прав.

И это только начало антисоциальных реформ, планируемых нынешней властью. Правительство собирается ввести налог на недвижимость, взимаемый с рыночной оценки квартиры и земли под жилыми домами. Недавно вступившим в силу Земельным кодексом отменено право граждан на бесплатное бессрочное землепользование. Государство вынуждает людей приватизировать земельные участки, которые затем будут обложены налогом на имущество по их рыночной стоимости. Это неизбежно повлечет за собой увеличение налогового бремени на население без роста его доходов. Людей вынудят отдавать эту землю, потому что у них не будет денег платить налоги на нее.

Как видим, с одной стороны, у населения отнимаются гарантии, а с другой стороны, поднимается бремя налогов. Хотя, согласно действующей конституции, власть не имеет права принимать решения, которые ухудшают условия жизни населения. Но пресловутый 122-й закон ухудшает жизнь десятков миллионов граждан. И это происходит в стране, вышедшей на второе место в мире по количеству миллиардеров, которые покупают дворцы и пароходы за счет сверхприбылей от эксплуатации национальных богатств страны.

У президента было два варианта решения проблемы финансирования социальных вопросов: заставить олигархов подчиниться Закону или отказаться от выполнения социальных обязательств перед населением. Как видим, власть пошла по второму пути.

У нас больше нет доверия к президенту и его партии власти. Его правительство отменяет последние социальные обязательства и гарантии государства, которые установлены законом. Мы призываем граждан самим защитить свое конституционное право на достойную жизнь.

Нам не на кого больше надеяться — ни президент, ни правительство, ни парламент не представляют интересы российского народа. Более того, они действуют вопреки им. В этой ситуации референдум — единственно возможный законный способ отстоять наше право на достойную жизнь. Если мы с вами добьемся его проведения, то сумеем отстоять наши конституционные права. Это единственный путь, который у нас остался. Путь очень сложный. Необходимо два миллиона подписей россиян, одобряющих проведение референдума, преодоление огромного количества бюрократических препон, которые власть создала для того, чтобы не дать людям свободно выражать свое мнение, свою позицию. Но если мы это сделаем, то создадим барьер ухудшению положения граждан страны, плацдарм, опираясь на который, восстановим право граждан России на достойную жизнь.

Опубликовано в общественно-политической газете «Южный Урал» 3 августа 2004 года

Монетизация льгот: «за» и «против»

23 февраля в Москве состоялось шествие, приуроченное ко Дню Защитника Отечества. Однако оно не получилось праздничным — граждане требовали вернуть льготы, а закон № 122 признать преступным. Всего же на улицы Москвы вышло около 25 тысяч человек. В толпе то тут, то там слышалась иностранная речь. Видимо, в этом году столичные гиды придумали новый экскурсионный маршрут. Они водят гостей Первопрестольной по митингам. Словом, весь мир следит за «монетизацией льгот» — российским экспериментом над своим народом.

Накануне Дня защитника Отечества корреспондент Ростовской областной общественно-политической газеты «Молот» встретился с депутатом Госдумы, лидером движения «За достойную жизнь!» Сергеем Глазьевым, чтобы узнать оценку социальной реформы с экономической точки зрения.

— Сергей Юрьевич, прежде всего, ответьте, почему вас не видно на телеэкранах?

— Телевидение сегодня под цензурой. Если раньше сверху спускались списки людей, которых нельзя показывать, то сегодня появились еще и списки персон, которых нужно показывать обязательно. Что касается лично меня, то руководителям телепрограмм под страхом увольнения запрещено приглашать Глазьева на телеэфир. Не пускают на телевидение и в общефедеральные газеты не случайно. Информационная блокада является местью кремлевской администрации за мое участие в президентских выборах, за то, что я отказался играть в поддавки в путинском театре политических марионеток. Поэтому подлежу «зачистке» из политического и информационного пространства. Телевидение превратилось в политический театр: люди слышат с телеэкранов одно, в реальности же происходит другое

— В России наступила горячая пора: в городах один за другим проходят митинги как протеста, так и поддержки монетизации…

— Надо понимать, что затеянная реформа не сводится к монетизация льгот. Это, прежде всего, передача социальных обязательств государства с федерального уровня на региональный. Монетизация касается лишь незначительной части граждан, прежде всего ветеранов войны, заслуги которых настолько неоспоримы, что власть не решилась на них посягнуть, и частично инвалидов, на приобретение лекарств для которых выделяется 50 млрд. рублей.

Федеральная власть отказалась от ответственности за финансирование ЖКХ, средней школы, здравоохранения, за выплату детских пособий. Все сброшено на регионы, у которых на выполнение социальных обязательств денег нет. Исключением стали лишь Москва и Тюменская область. Различия в расходах бюджета на душу населения в Первопрестольной и на Северном Кавказе составляют больше 15 раз, и набор социальных гарантий для россиянина зависит от места его проживания.

— Вы как экономист можете спрогнозировать первые результаты социальной реформы?

— Прогноз печальный: пенсионеры впервые после 1998-го года не получат увеличения реальной пенсии . Если, конечно, под давлением масс не будет принято решение о соответствующей индексации пенсии. Это следствие снижения социального налога. Оно привело к тому, что пенсионный фонд имеет дефицит более чем 80 миллиардов рублей. Бюджет фонда медицинского страхования имеет дефицит более 100 млрд. рублей и бюджет фонда социального страхования имеет дефицит более 25 млрд. рублей.

Нашим гражданам уже предложено финансировать больничный лист не за счет фондов социального страхования, а за счет работодателя, который должен оплачивать первые два дня больничного. Человека ставят в конфликт с работодателем. Между тем понятно, что люди болеть меньше не станут. Переносить недуг они будут на рабочих местах. Что касается бесплатного и льготного лекарствен ного обеспечения, то попытка заменить их денежными выплатами — это нарушение права на жизнь. Это право не может быть оценено в 400 рублей на нос. Кому-то оно обойдется в 5 тысяч рублей, у другого — в 10 тысяч рублей, у третьего право на охрану здоровья вообще ничего не стоит, потому что он здоров, слава богу. Мы полгода объясняли власти, что нельзя такой закон принимать. Закон № 122 плох не потому, что его плохо исполняют, а потому, что он такой, какой есть и по-другому не может реализовываться.

— Тогда кому и зачем этот закон вообще был нужен?

— У проводимой политики есть серьезная идеологическая основа — доктрина рыночного фундаментализма. Она заключается в том, что рынок сам все расставит по местам. И государству нечего делать ни в экономике, ни в социальной сфере. Не надо волноваться об управлении имуществом, его следует лишь приватизировать. Не важно как — лишь бы раздать собственность в частные руки, желательно в свои. Не надо думать о гражданах. Они сами позаботятся о себе и только лучше будут работать, лишившись бесплатного здравоохранения и образования…

Следует отметить, что подобный подход уникален своей безответственностью. Ни в Европе, ни в США, ни в Японии никакого рыночного фундаментализма в социальной сфере нет и в помине. Блага и услуги социальная сфера предоставляет не ради текущей прибыли, а ради развития нации и благосостояния людей.

Во всем мире сегодня две трети инвестиций — это инвестиции в человека. Всеобщее доступное высшее образование, бесплатное здравоохранение, бесплатный доступ к информации — это то, без чего современная экономика не может работать. Без социальных гарантий и при том уровне зарплаты, который у нас есть, мы скатимся в дремучий XIX век.

На фоне отмены льгот, свертывания практически всяких форм государственной поддержки детей, включая отмену школьных завтраков, российское правительство платит миллиарды долларов по внешним долгам, списывает долги Сирии и Ираку, досрочно погашает долги иностранным кредиторам. Дополнительно к этому Россия ежегодно теряет десятки миллиардов долларов, невозвращенных от экспорта нефти и газа. В прошлом году страна потеряла таким образом около 30 миллиардов долларов.

А по уму нужно было вернуть природную ренту в доход бюджета, и за счет нее профинансировать все социальные обязательства, как это делается во всех уважающих себя нефтедобывающих странах. Там нефтяные компании, как инвесторы, получают норму прибыли 15-20 процентов, все, что сверх этого — природная рента, которая изымается государством как собственником недр. В России же более половины сверхприбыли, достигающей 170 процентов, остается в карманах у недропользователей! У нас сегодня богатства достаются не тем, кто хорошо работает, а тем, кто присваивает себе чужое.

— Вы называете США социальным государством. Однако социальные гарантии «золотого миллиарда» во многом держатся на эксплуатации стран «третьего мира». Не так ли?

— Благосостояние «золотого миллиарда» держится сегодня не столько на примитивной эксплуатации стран «третьего мира», сколько на научно-техническом и интеллектуальном превосходстве. Там понимают, что один доллар, вложенный в образование, через десять лет дает семь долларов прибыли. Прибыль эта поступает в казну государства в виде налогов с продукции, произведенной подготовленными и обученными специалистами. Кроме того, США присваивают колоссальный эмиссионный доход от использования другими странами доллара в качестве резервной валюты вместо золота. Развивая эти же конкурентные преимущества на основе наших научно-технических достижений и положительного пока еще торгового баланса, мы можем добиться не худших результатов.

— Сергей Юрьевич, мы упомянули США, давайте вспомним и СССР. В этом социальном государстве льготами пользовалась лишь небольшая часть населения. Однако недовольных не было.

— Если вспомним, что за проезд в метро м платили 5 копеек, за телефонные разговоры — 2 копейки, бесплатно получали образование и медицинское обслуживание, станет совершенно очевидно, что социальными льготами, если под ними понимать государственные субсидии, пользовалось все население. Советское государство было социальным, и оно на практике реализовывало принцип социальных гарантий для каждого человека. Сегодня реформаторы полагают, что социальные гарантии удастся компенсировать денежными выплатами. Это совершенно невозможно. Людей единовременно лишают субсидий по коммунальным услугам, транспорту и лекарствам, а в качестве компенсации дают некую денежную сумму, объем которой в 5 раз меньше того, что раньше обеспечивалось в натуральной форме в качестве социальных гарантий. Люди ощутили действие закона на себе и вышли на улицы.

— В истории есть примеры, когда политические силы на волне народного негодования проводили бунт, чтобы на место одного вождя посадить другого. Такие события могут произойти в России в ближайшие годы?

— Я считаю, что мы не должны провоцировать силовые конфликты между властью и обществом. Чтобы изменить государственную политику, мало вывести людей на улицы и организовать свержение этой власти. Мы видим, что ни в Грузии, ни на Украине, ни в других местах, где проводились такого рода акции, ощутимых долгосрочных положительных результатов не было. Смута порождает лишь еще большее ужесточение власти и не продвигает нас по пути осмысленной государственной политики.

Надо обучить наших граждан так защищать свои интересы, чтобы люди, стоящие у государственной власти, и не мыслили себе другой политики, кроме той, которая выражает национальные интересы. Добиться содержательных изменений можно не путем смуты и народного бунта, а путем организации народного волеизъявления в законных правовых формах.

Именно поэтому мы выдвигаем проведение общероссийского референдума «За достойную жизнь» в качестве главной формы организации протестного движения наших граждан за изменение социально-экономической политики государства. Для этого нам придется собирать не два миллиона подписей, потому что этого будет мало для оказания давления на нынешнюю власть, а 20 миллионов подписей. Голосование и сбор подписей будет иметь прямой политический результат с правовыми последствиями. Власть обязана будет эти решения воплотить в жизнь.

Нам нужен референдум в масштабах всей страны. Мы предлагаем восстановить социальные гарантии с сохранением права выбора получения их в деньгах или в натуральной форме. Восстановление дореформенных сбережений — еще один очень важный пункт. Также мы поднимем вопрос оплаты труда: минимальная оплата труда и базовая пенсия должны быть не ниже прожиточного минимума… Референдум мы готовим по всему комплексу социальных, экономических и политических вопросов.

Мы должны твердо знать, что за нами Россия, ее многонациональный народ, ее дети. Помимо угроз, исходящих извне, у нас есть еще один коварный враг — страх, неуверенность в собственных силах. Мы не должны бояться мифов, что уже ничего нельзя изменить. Мы должны быть твердо уверены, что жизнь и процветание нашего Отечества — в наших руках.

Опубликовано в Ростовской областной общественно-политической газете «Молот» 1 марта 2005

Цена некомпетентности.

Какие потери несет Россия и ее граждане из-за некомпетентности руководства страны?

За полгода после избрания Путина президентом России на второй срок мы стали свидетелями грубых ошибок российского руководства, стоивших стране серьезных человеческих, экономических, материальных и моральных потерь. Судя по реализуемым сегодня социальной и политической реформам, а также решениям в сферах внешней и внутренней политики, эти потери будут нарастать. Их причина — некомпетентность руководителей российского государства, принимающих решения не исходя из понимания закономерностей современного социально-экономи­ческо­го развития и знания российских возможностей в целях роста народного благосостояния, экономической мощи и авторитета России, а руководствуясь поверхностными представлениями, амбициями и корыстными интересами. Главный критерий кадровой политики президента — принцип личной преданности — ведет к недееспособности, безответственности и коррумпированности власти, которая сосредотачивается в руках некомпетентных людей, принимающих ошибочные и вредные для страны решения исходя из личной выгоды или ложных представлений.

Внутренние потери. Жертвы политики

Трагедия в Беслане и предшествующие ей взрывы самолетов стали очередным свидетельством неспособности федеральной власти обеспечить безопасность своих граждан, некомпетентности отвечающих за национальную безопасность чиновников. Совершение этих террористических актов сразу же после выборов президента Чечни доказывает иллюзорность достигнутого в ней урегулирования конфликтов и свидетельствует о неэффективности всей политики государства в этом регионе.

После четырех лет второй чеченской войны, унесшей тысячи жизней, в том числе ни в чем не повинных людей, как в Чечне, так и в Москве, мы имеем те же нерешенные проблемы. Массовый исход чеченской молодежи в организованные преступные группировки, действующие на территории всей страны, профессионализация террористической деятельности, в которую под руководством матерых бандитов вовлекаются оставшиеся без родителей дети и подростки, стали очевидным и, пожалуй, единственным реальным результатом этой войны. Ее главные вдохновители остаются недоступными для спецслужб, продолжая делать бизнес на крови, а ответственные за их нейтрализацию генералы и начальники лишь имитируют борьбу с терроризмом на кремлевском паркете. С самого начала урегулирование чеченского кризиса велось неадекватными средствами, порождавшими все новые жертвы и усугублявшими кризис. Развязанная как элемент президентской избирательной кампании вторая чеченская война стала перманентной, подтолкнув целое поколение чеченской молодежи к решению пополнить ряды боевиков и организованных преступных группировок. Под телевизионные фанфары победоносной войны кремлевским политтехнологам удалось убедить большинство запуганных взрывами в Москве избирателей, не задумываясь, отдать свои голоса ельцинскому преемнику, представшему в образе героя, спасающего нацию от чеченских бандитов Оборотной стороной этой политтехнологии стали тысячи военнослужащих и мирных граждан, убитых и пострадавших в результате нового витка военных действий, а также десятки тысяч новых добровольцев в бандитские и преступные группировки, записавшихся на войну с Россией, чтобы отомстить за погибших родственников.

Для любого специалиста в области межэтнических отношений очевидна бесперспективность применения грубой силы в решении межнациональных конфликтов. Война, всегда сопровождающаяся большими жертвами среди мирного населения, многократно увеличивает количество вовлеченных в конфликт людей, облегчая сепаратистам вербовку новых боевиков из числа пострадавших. Нарастающее количество жертв порождает массовую мобилизацию охваченных чувством мести добровольцев, которые становятся на путь преступлений и уже едва ли смогут вернуться в состояние законопослушных граждан.

Вторая чеченская война закономерно стала перманентной, перейдя в террористические формы. Лагеря по подготовке террористов размещаются теперь не только в горах Чечни, но уже и в Ингушетии. Деятельность сотен преступных группировок с участием чеченских боевиков охватила все крупные российские города, налажена их координация и сбор налогов для финансирования террористической деятельности. Проутюжив чеченские дороги по второму разу, российская бронетехника выдавила чеченскую молодежь из сел в лагеря по подготовке террористов и в другие регионы страны на преступный промысел.

К результатам таких форм борьбы наши службы национальной безопасности оказались не готовы. Коррупция в правоохранительных органах подорвала их дееспособность. Как показали расследования последних террористических актов, их исполнители за небольшие взятки проникали в самолеты, проходили блокпосты и пункты дорожно-патрульной службы и даже использовали сотрудников милиции в качестве проводников и пособников. Бурный рост наркоторговли, проституции, игорного бизнеса и прочих злачных видов деятельности в крупных российских городах, облюбованных этническими преступными группировками, подрабатывающими также финансовыми аферами и торговлей, генерируют широкий поток доходов для подготовки новых боевиков и коррумпирования должностных лиц.