Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Постиндустриальный вызов и новая гуманитаристика: Взгляд на проблемы человека и общества через призму самоорганизации» 
Г.Г. Малинецкий
Своему учителю Сергею Павловичу Курдюмову с глубокой благодарностью посвящаю эту книгу

Если наука уходит из массового сознания, то ей на замену приходят хиромантия, астрология, развлечения, религии. В 2021 году был пройден важный рубеж – храмов Русской православной церкви в стране стало больше, чем средних школ. Патриарх  также доложил, что сейчас в России строится ежедневно в среднем 3 храма РПЦ, а в США ежедневно собираются 2 спутника…

Со временем понимаешь, что наши способности и даже возможности наших детей ограничены. Чему мы на самом деле хотим и можем их научить? Российские реформаторы от образования  много лет нам твердили, что они не касаются сущности того, чему следует учить, а будут заниматься только формой и организацией последнего. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы развалить советскую школу…

Важная, принципиальная проблема – содержание образования и взаимодействие разных его частей. И это тоже вопрос о самоорганизации в пространстве знаний, умений, навыков. Известна крылатая мудрость «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Что же остается? Связи, логика, своеобразие, «инварианты знания».

Реанимация отечественного образования должна стать одной из ключевых задач отечественной гуманитаристики!

Подведем некоторые итоги.

Множество  и общих, и частных задач, с которыми мы имеем дело, оказываются достаточно широкими, требующими трансдисциплинарных подходов. То есть подходов, где нужны знания и технологии из разных научных дисциплин. Все они связаны, с одной стороны, с гуманитарными науками, исследующими человека, а с другой – с самоорганизацией.

Чтобы двигаться вперед, нам надо определить порт назначения – образ желаемого будущего. Но это не дело политиков или ученых – люди со временем должны сами разобраться, в каком мире им хочется жить, а в каком не хочется. Именно тут самоорганизация, умение слушать и слышать друг друга очень важны.

Без профессионалов, знающих своё дело, нам не двинуться вперед, поэтому стоит разобраться, какие специалисты нам нужны. Что мы хотим от будущего врача, учителя, инженера, руководителя, ученого и многих других?

Видимо, нельзя обойтись одними эффективными менеджерами… Мы должны понять траекторию жизни наших людей и сделать так, чтобы они могли состояться и быть счастливы. И это тоже выбор будущего и результат самоорганизации. Если самоорганизация и организация не совпадают, то навязанное сверху не получится, а может и привести к катастрофе. Мы это знаем. И здесь тоже были бы очень полезны результаты гуманитарных наук.

Затем нам нужно разобраться, чему и как учить. Мы, как взрослые люди, очень ясно понимаем это запас знаний, умений и навыков, которые мы можем приобрести, при всем желании, не так велик. И это ещё одна сторона самоорганизации – очень важная область компромисса между человеком и обществом. При этом важно передать ребятам смыслы и ценности нашей цивилизации, добиться, чтобы нам было о чем разговаривать со следующим поколением. И здесь от гуманитарных наук хотелось бы гораздо большего…

И, конечно, неправильно, что учителя, преподаватели, ученые в принятии решений, касающихся их работы, а, значит, и судьбы, оказались не у дел. Сытый голодного не понимает, но и голодный сытого тоже.  И дела идут совсем не так, как хотелось бы. Очевидно, и здесь нужна самоорганизация. Междисциплинарные подходы и результаты гуманитарных исследований и тут были бы очень кстати.

Положение дел, как мы убедились, очень далеко от желаемого. И терний, через которые надо пробиться к звездам, очень много. Тут ситуация как с горой на горизонте. Она кажется очень далекой и высокой, и кажется, что нам не по силам на неё забраться. Но делая шаг за шагом, мы добьемся того, что хочется. Важно, чтобы мы были настойчивы и шли по верному пути. Об этом пути речь и пойдет в данной книге.

Не стоит думать, что мы имеем дело с очень сложной, неразрешимой проблемой. Вернемся к опыту Петра I. Важнейшая задача образования – подготовка специалистов, владеющих технологиями, необходимыми для государства. Особенно важны технологии, которые имеют ведущие государства и без освоения которых мы не можем соперничать ни в военной сфере, ни в модернизации промышленности.  Другими словами, в ряде сфер необходимо догоняющее развитие. Если в какой-то стране есть важная и перспективная технология, то, естественно, люди в этом государстве разобрались, как ей следует учить. И это очень упрощает организацию обучения – понятно, что и как надо делать.

Петр определил ключевые технологии – литье пушек, строительство кораблей, возведение крепостей, навигация, финансовое и государственное управление и сроки, за которые это должно быть освоено. Остерману он говорил, что Европа нужна России на несколько десятков лет, а потом к ней следует повернуться задом.

Именно этого сейчас в России не хватает – конкретного, достаточно краткого и обозримого перечня технологий, которыми нужно овладеть, чтобы не оказаться на задворках мировой истории. И здесь должно быть принято не экономическое, а политическое решение. Критические технологии – способы решения технических и социальных задач, в отсутствии которых развитие страны будет тормозиться. Их не должно быть слишком много. В свое время академик Г.С. Поспелов выделили полтора десятка таких критических технологий, необходимых для нашей страны. На развитие большего количества не хватит организационных, кадровых, материальных ресурсов. Армия – дорогая структура, но горе тем странам, у которых её нет. Современные же технологии в армии принципиальны, да и многие научные прорывы были связаны с работами в оборонном секторе. Отсюда и понятно, какие специалисты и в каком количестве нужны. Выгоды и участие в мировом рынке тоже важно, но оно играет вторичную роль. Стоит напомнить, что обладание одной атомной бомбой определило историю второй половины XX века и изменило геополитику всех ведущих стран. Люди, имеющие соответствующее образование и опыт, смогли создать соответствующие технологии и программу подготовки кадров для огромной атомной отрасли. Вопросы срочной подготовки квалифицированных кадров для этой сферы они решили быстро и успешно.

Другой наглядный пример – развитие электроники в нашем Отечестве. Сначала с 1990-х годов много лет решался вопрос, иметь её или не иметь. Последующий кризис был связан с организацией. То, что требовало эффективного управления и решения системных задач, было поручено «бизнесу», который провалил это дело. Можно было надеяться на самоорганизацию, но необходимых условий для её развития создано не было. Нынешний кризис связан с острым дефицитом специалистов в этой области.

Как их готовят в США, Китае, Японии, ЕС, в Южной Корее, совершенно понятно. Мы можем делать точно так же. И получится не хуже. Но … мы этого не делаем.

В качестве примера можно привести Беркли, где для того, чтобы поднять электронику на следующий, более высокий уровень, было создано 7 центров для разработки новых подходов в различных сферах этой отрасли. В центре около 100 сотрудников, из которых десяток преподавателей и профессоров и множество аспирантов и студентов, начиная с младших кадров. Результатом работы центров должна быть разработка технологий и их применение для практически работающих систем нового поколения. Крупные компании, платят по $180 тыс. в год и могут получать полную информацию о разработках и результатах деятельности каждого центра. Самоорганизация осуществляется на этом уровне.

Идти «по следу» ведущих разработчиков нашим структурам гораздо легче. Лидерам для создания новой технологии надо было попробовать десяток вариантов, а здесь можно уже вначале ориентироваться на тот, который оказался лучшим. Но … мы много десятилетий этого не делали. И сейчас острейшим дефицитом стали подготовленные, квалифицированные, специалисты (а не люди, получившие диплом, за которым ничего не стоит).

Заглянем в ближайшее будущее. Вероятно, основой следующего технологического уклада станет биотехнология и новая медицина. многие решения будут найдены на границах различных сфер деятельности. Поэтому очень важно мировоззрение ребят, представление о пространстве нашего знания и его границах. Прежде всего потому, что мы сегодня не знаем, что через 10-15 лет станет самым важным. Мы же действуем «с точностью до наоборот», готовя с младших классов узких специалистов, а позже «дрессируя» их в старших классах на сдачу нескольких предметов по единому государственному экзамену и позволяя игнорировать все остальные науки.

В качестве примера приведем численность школьников, сдававших разные  предметы ЕГЭ в 2022 году. Всего для участия  в экзаменах зарегистрировалось 737 тыс. человек.

Русский язык – 701 000 человек

Математика (база) – 352000

Математика (профиль) – 337000

Обществознание – 333000

Биология -143000

Информатика и ИКТ – 129000

Физика – 124000

История – 117000

Иностранный язык – 112500

Химия-95000

Литература – 62000

География – 22000

Обратим внимание на иностранные языки

Английский язык – 109000 человек

Немецкий язык – 1616

Французский язык – 2094

Китайский язык – 480

Испанский язык – 341 (ЕГЭ-2022.., 2022: Электр. ресурс).

Рисунок 1.1 делает эти показатели более наглядными. Первая цифра здесь и далее – номер главы. Вторая – номер рисунка в этой главе.

А)

Б)

Рисунок 1.1. Число школьников, сдававших разные предметы в едином государственном экзамене: а) принимаемые предметы, включая английский язык (в тыс. чел.); б) число школьников, сдававших другие иностранные языки (кроме английского). (https://mir24.tv/articles/16509284/ege-2022-kakie-predmety-vybirayut-vypuskniki)

Вопрос о мировоззрении – не праздный. В настоящее время очень сильно выросла роль гуманитарных технологий. Стремительно развивающийся компьютерный мир предлагает новые способы самоорганизации и способы влияния на людей.  Естественно, знание в этой сфере нужны всем.

Судя же по табличке, историю в 2022 году сдавал только каждый седьмой… У нас великая литература, её знание очень полезно для понимания основ нашей цивилизации. Но её-то сдавал только каждый одиннадцатый… Математику часто называют «наукой свободы». В ней учат доказывать, опираясь на это в создании нового, в работе с друзьями и в соперничестве с врагами. Она просто подверглась разгрому под лозунгом: «Если они не хотят учиться, и мы не умеем учить, то и не надо учить». «База» идет в основном на уровне 5-го, 6-го класса. Интересно, чем занимаются ребята в остальные годы учебы.

Ситуация с языками совсем фантастична. Судя по таблице, мы – англоязычная страна. Французский язык сдавал один выпускник из 1000, китайский – 1 из 2000, а испанский (в мире на нем говорят больше людей, чем на китайском ) – 1 из 3000…

У немцев есть пословица: «Ганс не знает того, что не выучил Гансик». Провалы в образовании сегодня – это отставание нашего отечества завтра. Ситуацию надо менять. И здесь следует надеяться не только на мудрые решения руководства страны, которое, наверно, наконец, повернется лицом к существу образования, а не только к зданиям, крышам и электронным доскам (надобность в которых совсем не очевидна). Огромную роль тут может сыграть самоорганизация общества, ведь мы в ответе перед нашими детьми и внуками за то, чтобы их будущее состоялось.

Меня всегда интересовал психологический вопрос – как же объясняют свои действия по развалу системы образования наши чиновники. Министры и их заместители, в конце концов, согласившись со всеми аргументами, говорили примерно так: «Мы – исполнители. Реформы образования – политическое решение. Добейтесь другого решения, и мы будем действовать иначе». Чиновники рангом пониже формулируют ещё более радикально. Один из них как-то сказал мне: «Народ мы простой. Велят нам разрушать – разрушим. Скажут построить – построим». Хотя, конечно, и среди них есть замечательные люди, благодаря которым до сих пор развалилось не всё.

Однако самые интересные и опасные для нашего образования мнения высказывают те, кто считает, что реформировать «бессмысленно и беспощадно», как они это сделали, действительно необходимо. Ведь у нас есть Российская академия образования с академиками и член-коррами, которые должны, по-видимому, быть выдающимися педагогами. Однако как-то не было слышно из этого достопочтенного заведения возражений против творимых реформ.

У идеологов реформирования разные мнения, и я в качестве примера остановлюсь на одном, высказывавшимся создателем и директором московской «Школы самоопределения» А.Н. Тубельским. Он пишет: «Главной современной проблемой я считаю проблему защиты ребенка от образования, как бы парадоксально это ни звучало… Общество пока ещё не осознает, что образование все равно не отвечает на главный вопрос – как помочь ребенку сделать из себя человека?… Ребенок входит в мир для того, чтобы осуществить своё предназначение. Школа должна помочь ребенку в постижении самого себя… Я не могу разделить обязанности семьи по воспитанию личности и обязанность школы» (Острогорская, 2022).

Другими словами, тут прочерчена основная линия. Советская школа была ориентирована на всеобщее образование, на воспитание граждан великой страной, на то, чтобы дать им знания, умения, навыки, способность и желание совместно работать в коллективе. Результаты очевидны. Без советской школы мы бы не осуществили подъем экономики, прорыв в космос, создание атомной отрасли и в Великой Отечественной войне бы не победили.

Советскую школу реформаторы называли «авторитарной и устаревшей», «отставшей от требований времени». Но самое главное, вместо предметоцентрической школы с её знаниями, умениями, навыками, воспитанием они решили сделать личностно-развивающую школу совсем с другими целями – с обеспечением «компетенций» и «счастья» для обучающихся.

Чужие задачи и проблемы всегда кажутся проще собственных. Советская школа готовила ребят сильной, индустриальной страны, которым предстояло активно, энергично работать, прорываться в будущее, используя то, что они получили в школе. Им предстояло быть тружениками: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!».

Российская школа в том варианте, к которому её вели тридцать лет, готовила людей страны третьего мира, «квалифицированных потребителей», которым нужно будет исполнять простейшие действия «быть человеком одной кнопки» и быть довольным своей реальностью. Поэтому и образовательная система строилась совсем по-другому.

Однако «цвет времени» изменился, – правящая элита осознала, что без собственных технологий, людей, которые умеют их создавать, придумывать новое, конкурировать с оппонентами, страны не будет. Специальная военная операция на Украине в 2022 году и 10 с лишним тысяч антироссийских санкций сделали это очевидным. Нам не продадут «всё, что нам надо» – всё главное надо иметь самим.

Вспоминаются сталинские строки: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Реальность заставляет очень существенно изменить социальную самоорганизацию в России. Поэтому опыт советской школы в значительной степени будет востребован.

ИТОГИ


Мы столкнулись с удивительной ситуацией. XXI век – будет веком человека. Однако гуманитарные науки, как оказалось, не готовы к этому вызову. Например, из 28 критических технологий и 8 ведущих направлений развития российской науки, которые определило Министерство науки и образования РФ, ни одно непосредственно не связано с гуманитарными дисциплинами. Проявление этой странной ситуации мы видим в отечественной системе образования – не ясно кого учить, чему учить и сколько учить. В чем же дело?

Дело в том, что нам нужен единый целостный взгляд на себя и на мир, необходим проект Будущего и, конечно, прогноз на 20-30 лет. Чтобы успешно действовать сегодня, надо ясно представлять, что нас ждет завтра. Каков ключ ко всем этим проблемам. Этот ключ связан с междисциплинарностью, со способностью взглянуть на мир в целом, не деля его на узкие цеховые рамки и, надеясь, что люди из соседнего цеха знают что, как и зачем. Ключом к междисциплинарному подходу сегодня является теория самоорганизации или синергетика. Именно этот подход помогает увидеть единое во многом и отделить главное от второстепенного. Конечно, прежде всего, эти представления следует использовать и в развитии систем образования. Ведь это единственная область, в которой мы работаем с людьми будущего.