Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Новое качество общественного развития — и наша цивилизационная парадигма. От имперских классовых теорий – к мощной синергии отечественной мысли» 
Александр Субботин

Опубликовано в: Философия и синергетика

Наблюдается   рост  масштабов и частоты техногенных катастроф, т.н. «чёрных лебедей». Расширяется спектр их причин. Пилот Аэробуса со справкой из психолечебницы, бросивший авиалайнер на Альпы,  полностью вписывается в эту  более чем экзотическую картину.  Вместо осмысленного, целевого и направленного развития и самоорганизации здорового социума — хаотическое энтропийное «броуновское» движение.

Когда сеть общества начинает рваться, спутываться в узлы и вырождаться, принимая  облик подавляющей всё и вся властной иерархии без обратных связей,   -  власть цивилизации, её свобода и безопасность выдавливается властью силы, вечный дух свободы отравляется несвежим, но и и невечным, духом империи.

Стремление сохранить  «невидимой» причину нелепости вынуждает «управляющую сторону»  идти на «операции прикрытия». Создавать  искусственный запах горной свежести и видимость благополучия, маскировать суть розовым туманом и привлекательно декорировать фасады. Что там «фабрики грёз» Диснейленд и Голливуд.  Вся современная западная демократия  — нескончаемая  мыльная опера полного и окончательного торжества права, разума и справедливости.

В «мире с развитой демократией» обществом  давно и методично манипулируют,  что имеет  мало общего со справедливостью — свободой хозяйства,  общественной самоорганизации и самоуправления народов.  Как и с их демографическим благополучием. Повсеместно в метрополии наблюдается убыль коренного населения, не говоря про давно идущий «отрицательный рост» физического объёма производства животное публичных благ.

Украденная … жизнь?

Идеи, открытия, технические и социальные изобретения, как известно, «витают в воздухе», снисходят  «свыше», приходят в голову к одним, как озарение,  даже во сне,  и упорно избегают голов  других,  -  живут своей жизнью, нам до конца не ведомой.  Могут ли быть каким-либо образом присвоены или приобретены права на  научно-исследовательские разработки и технические изобретения?

Практика отвечает на это  утвердительно: «Не вопрос!».

А  можно ли купить за углом права на стихи Пушкина или Бродского и гордо выдавать их за свои в приличном обществе?  Пожалуй, это решительно невозможно. Именно, в приличном обществе. По сугубо этическим соображениям. Этика  здесь властно берёт верх.

 А  труд миллионов, оказывается, можно, — приобретать и использовать как потребительский товар. Жизнь и свобода общества, тело и душа Ваших близких, друзей, Ваша — постепенно, потом навязчиво, начинают признаваться товаром, предметом купли-продажи и неограниченного частного присвоения. Создана система массового, почти глобального, невозвратного присвоения, то есть, воровства,  чужой деятельности, жизни.

  • Произошёл глобальный коренной сдвиг мышления, но это был чудовищный провал глубоко вниз, назад.  Из сферы развития мыслящего общества в сферу эволюции животного мира, допускающего ничем не ограниченное хищничество.

Так что же теперь рационально – воровать или не воровать? Этичен ли выработанный  в «цивилизованных странах»  и одержимо внедряемый у нас  в качестве основы общественного бытия шаблон рациональности как «экономической целесообразности», как наживы?

  • Принцип творческой свободы,  неотчуждаемости интеллектуальной принадлежности личности — это основа,  фундамент права. По сути дела, это незыблемый христианский принцип святости, неотчуждаемости человеческой жизни.

Не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Даже в помыслах.

Господство метода анализа — разделения смыслов, вторжение эмпиризма и редукции в научную сферу  в качестве главного метода и рычага научного познания, сыграло злую шутку. Наука отчасти упустила свою роль авангарда развития, уступив инициативу тому, кто ей платит. Сегодняшняя  объективная реальность вышла наружу из-под контроля  разума и из-под кожуры благопристойного  прикрытия. Маски сброшены, ставки сделаны.  -  Налицо идеологический ступор с утратой оценок смысла происходящего. Наука, чтобы восстановить прежний авторитет перед обществом, нуждается в социально ориентированной «перезагрузке».

  • Всё это можно расценивать по-разному,  но обобщённо, всё негативное — это проявления, лишь проявления коррупции. — Расстройства автореферентности общественного сознания, демонтажа этических начал права и государства  как фундаментальной основы всех проявлений «здорового свободой» человеческого общества.

Методичное размывание устоев права и государства приводит к расщеплению (шизофрении) общественного сознания, затушёвыванию доброго и идеального, забвению целевого смысла, разладу общности и утрате согласия. «Не обобщай», «не бери в голову», «меньше рассуждай, больше делай», «делай, что тебе говорят».  «Твоё дело маленькое». «Соберите и принесите пакет справок». «Приходите завтра, а лучше – через месяц».

Вот проявления коррупции, антиинтеллектуальной идеи эксплуатации, кражи времени, прямого употребления человека и общества, как вещи обихода, «втёмную».

Необходимость в развёртывании соответствующей отечественной социальной теории, или, как угодно, «теории открытого общества», встаёт для России Поднимающейся  горячей «темой на злобу дня».  А, возможно, миссией, исторической обязанностью России перед всем миром, шансом и пунктом разворота от совершенствования «модерна» к  волне развития на новой качественной основе — авангарду.

В области теории «высоких гуманитарных технологий»  Россия, как духовный полюс мира, имеет достаточный потенциал. Но её могущество в смягчении мировых конфликтов пока ещё сдерживаются инерцией  совершенствования старого мышления.

Видимость и сущность

Структура и характер повседневной материальной (т.н., «объективной») реальности, которую мы наблюдаем, в которой мы живём и соучаствуем каждый день, к счастью, вторичны  нашему индивидуальному и сетевому сознанию, а это означает, что мы всё ещё способны творить — можем целенаправленно влиять на те или иные события, на своё будущее. Даже, если мы этого не осознаём.

  • Видимая реальность  податлива, изменчива и вторична, она проистекает из целенаправленной субъектной  реализации: социального мышления через организованную (мыслью же) практику. То есть, свобода воли целенаправленна и организована, реализуясь через совместный труд. И даёт достойные плоды, помещённая в контекст здорового общественного организма.

Восприятие пропускает «объективную»  видимость через фильтр порой обманчивой вольной интерпретации, которую несложно запутать, создать видимость,  иллюзию, фокус. Сегодняшний человек, к сожалению, сильно подвержен таким влияниям, несвободен перед произволом и легко манипулируем ещё и потому, что со школы воспитан на атеизме, глухой «религиозной  вере»  в материализм, в детерминизм, в анализ и «в объективную реальность как базис всякой теории». Здесь, чтобы легко отличать плохое от хорошего, человеку и требуются надёжные ориентиры, составляющие собой истинную, духовную иерархию.

  • Цивилизационная «воля  к совместному будущему», развивающаяся динамичная  картина мира возникает, вызревает, живёт  в  бессмертной «облачной реальности» — сетевом общественном сознании, «в головах».

Общественное сознание возникло у человека как разумного вида, вместе с возникшей верой в Творца и способностью к совместному специализированному труду. Это та добрая и здоровая  власть  веры, речи, мысли, знания, которая тесно связана с правильной, теоретически и методически адекватной, духовной картиной мира. Именно это и должна отражать собой теория общества, которая остро востребована сегодня.

Количество людей на планете уже приближается к (оценочному) количеству нейронов в сети головного мозга человека. Значит, человечество вплотную приблизилось к осознанию самого себя. Это не исключает, а, наоборот,  вновь укрепляет позиции размываемого сегодня понятия национальной и цивилизационной государственности.

Бурный рост информационных, а завтра –  и транспортных технологий качественно преображает на наших глазах планетарную цивилизацию в глобальный субъект бытия, -  в мыслящее и деятельное «разумное существо».

«Модернизация» в старой парадигме больше не имеет практического смысла.

 На арену выходит авангард.

Точка поворота к новой парадигме — это мирная возможность  говорить именно об «авангардизации»  -  подъёме на новую высоту качества социального мышления как естественно присущего человеку метода  обеспечения коллективной безопасности и качества жизни.  Этот метод есть, его не могло не быть. Вечное не надо выдумывать вновь, а лишь нужно брать на вооружение. Следует  без лицемерия и без робости говорить об аксиомах бытия  и о целях развития, в том числе, и высших,  глобальных, которым, кстати,  Русская Государственная Идея ни в чём не противоречит.  Даже более того, она задаёт.

Государственная Идея – это идея о высшем смысле и достойном методе организации справедливого общественного бытия. Государственность это не какая-то материальная вещь, которую можно пощупать или научно описать, а высокий идеал, духовный символ. Строится государство именно в качестве соборного «странного аттрактора» (термин  синергетики) высшей национальной или цивилизационной Идеи.

Вот непротиворечивый, прямой и продуктивный путь к открытому диалогу, полилогу, к свободному обществу,  открывающий огромное поле творческой свободы всех и каждой личности.

Надо «брать в голову», обобщать, складывать смыслы, искать первопричины, и, поднимаясь выше, работать над совершенством в субъектной сфере – это как раз то, что нужно, надлежит  делать. – Разбираться в добросовестных заблуждениях, указывать на прямую ложь, сознательную фальсификацию и подмену понятий, наподобие наделавшей немало «невидимой руки рынка». Это – требование. Это властный императив развития.

  • Кто сможет создать наиболее полный и высокий контекст  глобального развития, тот и одержит верх в этой странной «гибридной» войне, которой, казалось бы, нет логического конца.  

Кладбище возможностей или «алгебра совести»

В многословных, но мучительно маловразумительных ток — шоу  на телеканалах, в интернете ощущается  необходимость в выработке адекватного,  продуктивного метода социального мышления.  Одной доброй ярости токующих  мало. Нужна всё та же координатная навигация, «сетка» смысла,  фундаментальных идей, базовых понятий, составляющая собой, в принципе, алгебру нашей совести (термин В.Лефевра),  характеризующую нашу национальную идентичность.  Вернее, цивилизационную матрицу, нашу отечественную интеллектуальную «операционную систему». Без категорической сетки может получиться только лишь гадание на кофейной гуще, соревнование «кто кого перекричит».

Благими намерениями мостится совсем не та дорога. Требуется  развивать  тему достойного и эффективного способа оценки и реализации этих благородных  намерений, причём, что следует  подчеркнуть сразу, и это главное, наименьшей социальной ценой. Не ценой закабаления или погубления  миллионов жизней.

Обществу, чтобы не продолжать блуждать в поисках  «философского камня» общественного развития,   в нынешних терминах, т.н. экономического развития, запертого идейно в западную политэкономию, нужно оживить в себе «подзабытые», недостающие сегодня,  базовые, аксиоматические операторы — категории и критерии, качественно дополняющие и творчески преображающие  грубо-материалистическую физическую картину мира — в духовную, человеческую. Понятную и близкую, кстати, всем народам Мира.

Место этих ментальных операторов — в нашей интеллектуальной, метафизической сфере, в философии, в богословии. И этого бояться, шарахаться, как от ладана,  не надо,  наше общее Дело этого требует. Прикладной математический аппарат — будет, если понадобится, — наши математики к этому готовы и ждут внятного ответа от гуманитариев (Г.Г Малинецкий).

Используя необходимые инструменты и методы приложения своего  сетевого интеллекта, общество способно легко и надёжно положить заполонившие нашу повседневность ложь, зло и насилие на обе лопатки. Ведь эти глубоко укоренившиеся стороны нашей повседневности духовно глубоко порочны,  интеллектуально несостоятельны. А значит, им не место в будущем, ключи от будущего – только у правды.

Динамичное, истинное развитие всегда творчески ново, беспрецедентно, воспринимается, как небывальщина, как чудо. Развитие-это плод промысла Божьего, помноженный на человеческое искусство мыслить, — сотворения нового при помощи мысли -  конструирования доселе невероятного из элементов и по промыслу Природы, по её мудрым,  единым и неопровержимым Законам.

Пытаться «строить прогнозы о будущем»  исключительно лишь только в вольном толковании  и разборе на «запчасти» тех или иных проходных, часто случайных,  фактов, уже происшедших событий, явлений, коллизий, да ещё с переходом на личности? Этим, как выясняется, можно без умолку заниматься до бесконечности, с уже известным и весьма скучным результатом, — это языческая вера несвободного человека в предопределённость, в злой рок, в злодейку-судьбу. «Вера» в собственную неспособность торить дорогу будущему.

–  Одно это уже означает быть  в надёжной интеллектуальной  узде и на поводу у чужого скрытого внешнего управления, в том числе и через мудрёные теории. —  Просто терять своё драгоценное время, увязая в омуте мелких деталей, страстей, погружаться в бессмысленность безупречной логики, построенной на песке домысла, а не граните смысла.

Мышление – это не рутинная механика и разборка на атомы, а коллективная творческая интеллектуальная сборка мыслеобраза, основы производства событий, изделий, проектирования  дальнейшего  действия, сбережения сил, жизней, экономии драгоценного времени. Вот аксиоматические маяки и фундаментальные «вехи» для организации наших сегодняшних и завтрашних достижений.

 Образы, императивы (то есть, требования, обязанности), по существу, являются «свёрнутыми» сложными предвычисленными блоками стратегического мышления. Идеи обращаются только в интеллектуальной сфере общества – в  теории, мире логического интегрального исчисления и надёжной реализации «скрытых реальностей».

Речь в дискуссиях о будущем должна идти как о социальной, так и асоциальной, но – об идеях, о системе мышления, о новом Методе науки. Надо официально снять легкомысленно принятое в 90-е годы табу: вообще упоминать о необходимости теории общественного развития.

На телевидении, радио и в других бумажных и виртуальных  сетях общения людей  спокойные, вдумчивые передачи и статьи о праве, смыслах и терминах,  о верных именах жизненно необходимы. Нужно бы государству задуматься и об освобождении СМИ от рабской зависимости от власти больших денег.

Делу особой государственной важности есть, должно быть найдено  место  в эфире.  Оздоровление  СМИ – это условие наведения порядка в головах. Люди соскучились по конструктивной идее.

Что действительно  экономить и чем действительно дорожить

Привыкшим ко всему подходить экономически, даже к политике, не стоит отчаиваться. Что поставила в центр современная политическая экономия? Правильно. Перераспределение ресурсов. Извлечение и присвоение частной прибыли от общественного труда через его отчуждение. Неограниченное ничем имущественное расслоение общества на основе обмана, разбоя и грабежа.

Это базовые вечные цивилизационные  идеи православной Святой Руси?

Что же, хотя бы на сегодня, на потребу дня, для нас, общества России, является общественно значимым «узким местом», что необходимо  сегодня принять за  фактор, лимитирующий наше развитие и как предмет экономии,  сбережения? И что —  как основу всего цикла расширенного воспроизводства? Экономить ведь  можно по-разному. В пустыне обычно экономят прохладу и воду.  В бою – солдат и патроны. В лютый мороз в доме экономят, чтобы хватило на всю зиму, дрова и берегут тепло, затыкая дыры, закрывая двери и заклеивая окна.

Узкое место – демография, расточительное, часто бесчеловечное  отношение к людям. Второе, отражающее первое – невысокая общая производительность труда. В массе своей  всё ещё преобладают тяжёлый  ручной труд и организован он как «пахота» на дядю.

Основа  высокой производительности труда – высокоспециализированное знание, вложенное в машины, автоматы. Способ кооперации и организации такого высокоспециализированного труда – широкая и свободная социальная самоорганизация. Государственная правовая защита общественной самоорганизации и всякого труда – от крестьянина до узкого штучного специалиста, профессионала – дело чести подлинного отечественного государства.

Смешанная система народного хозяйства это реализация свободы выбора человеком формы организации своего собственного труда.

Идёт война идей. Идей локальной жизни и глобального развития. Идёт соревнование умов за умы. За миллиарды.  За судьбу человечества. В соревновании и в развитии большой  дефицит – ускользающее время. Потерянное время — это навсегда утрачиваемые возможности. Творчество – использование высших человеческих способностей, уход от растрачивания времени.

Мы можем не отбрасывать вон от себя  любой опыт,  даже созданную в Британской Империи политэкономию. Возьмём  на вооружение её «железную» логику, но в рациональном для нас,  разумном виде,  с вложенным в неё нашим фундаментальным  целевым смыслом. Россия по природе не империя и абсолютно никого, и это чистая правда, не стремимся убивать, грабить, лгать, покорять и наживаться за чужой счёт. Мы другие,  правила пиратства и рабовладения нам чужды. Это относится в полной мере и к налаживанию нашей внутренней жизни.

Жизненные приоритеты России творческие, мирные. Россия, в основе своей, – не империя насилия и страха, а цивилизация совести. Наша победа это победа для всех  и не означает горе и несвободу для идейно «побеждённых».

Мир. Свобода. Безопасность и развитие.  Сбережение народа. Доступность совместно достигнутых благ. Да, это некоторые стороны нашей большой, неизменной миссии. Сберегать жизни, не платить за свои достижения истреблением и самоистреблением. Беречь  жизнь, «вещество», из которого состоит общество людей. И беречь то «вещество», из ограниченного количества которого состоит жизнь каждого из нас – время.

Экономия времени олицетворяет собой  ускорение  достижения результата, пресловутый «темп роста».

  • В сложных процессах принятия решений в обществе время экономится  на содержательной основе ПРАВА — предзаданной идеи свободы принятия решений и самоорганизации (читай: автоматизации социального  процесса), свободы мысли и  дела, труда, не требующей никакого мелочного формального согласовывания, утряски, подписания и всех прочих прелестей волокиты бюрократического «правления».
  • Конституционную государственную власть  следует воспринимать как защищённую правовую свободу личности и общества в целом, открытую свободную социальную самоорганизацию Общего Дела, поддерживающую прямой доступ  к  достижениям естественнонаучной, гуманитарной и технологической мысли.  Вот государственная Идея России.

Отчасти, это и ответ, обладают ли народы Запада свободой и подлинной государственностью.

Потеряв очень многое и очень многих,  мы пока не растеряли самого главного, — того, что у нас никому не отнять. Нашей русскости. Ключи от будущего – только  у того, чьё дело правое, только у того, кто с  Богом.