Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Новое качество общественного развития — и наша цивилизационная парадигма. От имперских классовых теорий – к мощной синергии отечественной мысли» 
Александр Субботин

Опубликовано в: Философия и синергетика

 

Нет людей заведомо плохих или хороших. -
Есть великие и святые, а есть низкие и негодные мысли,
Которыми эти люди руководствуются.
(надпись на старинном камне)

В последнее время высказывается суждение, набирающее всё большую популярность. Импортозамещение пора бы уже распространить и на область мышления, мировоззрения.  Никогда не было вредно жить своим умом. А порой, как это случилось сейчас, просто  жизненно необходимо.

Осознаётся моральное устаревание общепринятой в т.н. «цивилизованном» мире, отождествляемом с Западом, установки мышления, парадигмы, навязывавшейся нам извне многие, очень многие  годы, если не века.  Речь идёт, «в сухом остатке»,  об имперской  идее «управляемости» человека,  общества, мира  (силовой, административной, финансовой).

Барьером на пути развития, да и выживания,  глобальной цивилизации  во весь рост встал языческий идол насилия.  Это образ не  просто неправового, а ещё и закрепившегося в сознании, восприятия власти исключительно и только  как господства, олигархии.  (Буквально,  лат.  «господства избранных»).  Государства — как властной бюрократии и полицейской системы. Мира  -  как тлеющей войны. Свободы -  как ярлыка от «сильных мира сего» на произвол. По сути, речь о западной социальной мысли как целом научном аппарате теоретического обоснования человеческой несвободы.

В православной России вряд ли кто верил в разумность и справедливость идеи насилия в любых формах, слома и подчинения воли одного человека воле другого, восприятия человека не по образу и подобию Творцу, как свободной разумной личности, а  как управляемой кем-то «живой вещи», прислуги, в пределе, — раба.

  • В то же время, в основе конституции, наверное, любой страны мира,  тем или иным образом отражён один и тот же идеал, фундаментальный правовой принцип. «Единственным источником государственной власти и суверенитета страны является  сам её свободный народ, организующийся в общество».

Государственность, по сути, есть идея святости этой свободы, прямое воплощение подлинного права.

«Глобальный системный кризис» —  это сигнал о далеко зашедшем несоответствии политической практики подлинному праву. Приходит конец истории нездорового «привычного мира» ( Э. Валлерстайн), обросшего, как корпус судна ракушками, терминологическими, а если быть точнее, мировоззренческими нестыковками двойного стандарта, живущими, в конечном счёте, не где-нибудь в книжках, а в обыденном массовом сознании.

Мир, а с ним и Россия, переживает исторический момент трезвого осмысления своего самого ближайшего будущего, если получится, — обязательно должно получиться, — далёкой перспективы.

Кто лишний

Существует  мнение, что, когда, наконец, вымрут все слабые и бедные, мир, наконец, оживёт, — и станет, наконец-то, чистым и благополучным.

По соображениям  тотальной  политической и финансовой управляемости мира  узкой, но влиятельной  группой, численность населения  Земли было бы рациональным постепенно сократить, по меньшей мере,  в несколько раз, через войны, эпидемии, тяжкие техногенные аварии, смуту, моральное разложение, физическое вырождение, и т.д.

Аргументы массового истребления людей, открыто реализуемые негласными «лидерами глобальной власти», (пусть даже  «самым гуманным» образом, например, через плавное снижение качества просвещения, «социальную стерилизацию», инспирированную гражданскую войну),  разумными людьми воспринимаются как тоталитаризм, геноцид, фашизм.

Рецепты  достижения такого управляемого «благополучия» не созвучны уху русского человека. Ни по методу, ни по цели. Это не наша рациональность. У  России нет проблемы «лишних людей». Мы единый многонациональный народ,  фундамент  несокрушимости которого заложен в вечных и универсальных идеях справедливости и свободы. Русские за века своей цивилизации успели обжить огромные континентальные пространства планеты и много раз ответить на агрессию извне, платя всякий раз собственной кровью, отстаивая веру, свободу и независимость – и  свою, и других народов, часто ценой неимоверных жертв.

Вопрос общественного развития и разрешения назревшей острой т.н. «демографической проблемы», «сбережения народа», в  России звучит, скорее, как нерешённая внутренняя проблема адекватной организации правильного, разумного жизнеустройства.   Вопрос – «как это сделать практически?» – по сей день продолжает будоражить умы, и, в то же время, оставаться открытым.

  •  Имеющаяся сегодня в научном обороте теоретическая мысль, по большей части, прочно привязанная к западным критериям рациональности, срабатывает чаще всего против развития общества, поскольку не соответствует, в этическом отношении, духу нашего Отечества, да и принципам человечности.
  • Значит, нужна теория, соответствующая этому духу и этим принципам.

Так ли, что основа теории —  практика

Происходит саморазрушение старой глобальной парадигмы.  Подспудно формируется  посткризисная общественная идея. В чём же она может заключаться, на каких началах? Кому-то удобнее пробовать конструировать её «с нуля», а можно обратиться к тем общечеловеческим цивилизационным мировоззренческим идеям, которым империализм извечно оппонировал.  В этой статье совмещаются оба подхода, составляющие собой единое целое.

Без выработки универсального метода, поддерживающего свободное динамичное развитие общества, перспектива выхода из системного кризиса туманна.  Идёт необходимый тяжёлый,  во многом «болезненный»  отказ ото лжи «во благо», от лицемерного «двойного стандарта» и фальши где бы то ни было, начиная с фундаментальных идей бытия: творчества, свободы, права и государства.

Для долгосрочно и надёжно «работающей» общественной стратегии необходимы столь же надёжные фундаментальные, живущие вне времени и вне пространства, (то есть, вечные и всеобщие), ориентиры и инструменты:  идеи, символы, образ мышления категориями. Стратегически действовать можно лишь опираясь логикой  на надёжную основу аксиом, свободную от подмен. Как известно из пословицы, для порчи бочки мёда бывает достаточно и ложки дёгтя. Так, и для большой и выстраданной правды, чтобы ей перестать быть, достаточно даже одной маленькой системной «закладки» неправды.

  • Деятельность сложных систем, а сложнейшая, несомненно, —  само человеческое общество, ведь оно состоит из миллиардов людей, каждый из которых личность -  выглядит как непрерывно решаемая творческая комплексная задача собственной  качественной эволюции:
    -  становления, самоорганизации, самоосознания и самосовершенствования
    .

Эволюция общества — это не совершенствование биологических  тел. И не поиск новых, более изощрённых «ньютоновских механизмов» силовых «отношений» между ними как некими борющимися материальными «живыми вещами». У общества природа иная, нежели слепой путь проб и ошибок «нетто-биологической» эволюции. У общества как эволюционирующей системы – зрячая, разумная интеллектуальная природа. По сравнению с биологической, за счёт этой зрячести,  эволюция общественная протекает в миллион раз быстрее.

Эволюция общества это процесс кооперации, самоорганизации в области его ментальной,  духовной  сферы — сети совместного разума. В синергетике этому понятию  соответствует термин  аутопоэза, аутопоэзиса  (По У.Матурана, Ф.Варела).

Мышление человека разумного — это не то же, что «условный рефлекс»  у «Павловской» собаки. Фундаментально оно опирается не на голую видимость, ситуацию или вещь, не на результаты её эмпирического анализа,  критику текущих событий,  явлений, личностей  или вольную трактовку фактов, что мы так часто наблюдаем сегодня. – Ситуация и случайность, как и реакция на неё, глубоко интерпретируется в контексте совести – фундаментальных стратегических установок  общественного сознания, являющихся основой проектирования деятельности.

  • Уникальная, человеческая «оперативная система» произрастает на границе разделения «сред» настоящего и будущего и простирается далеко в идеальное будущее.
  • Оперирует она  на языке категорий связного осмысления существа дела:  веры, зрения «духовного опыта» (И.Ильин), аксиом, идей, целей, смыслов  и принципов в их взаимной дополнительности и целостности, в контексте всей полноты творческой картины динамичного, постоянно меняющегося мира.

Мира  как лаборатории, где Бог  (Природа, Случай)  – создатель, изобретатель, а человек – добросовестный ученик, смышленый подмастерье, подмечающий и использующий во всеобщее благо на своей практике неумолимые физические законы Природы.

  • Именно теоретическая, умозрительная  деятельность человека и есть и самая фундаментальная, и самая прикладная.

Мысль, идея, возникая откуда-то Свыше и воплощаясь через сознание, разум, совесть, навык, через технику и  хозяйственную деятельность,  материализуется, «обрастает плотью». Теория общества, обеспечивающая эффективность прилагаемого человеком добросовестного труда,  оборачивается публичным благом,  «объективной» (видимой) материализованной реальностью. Домом, мостом, автомобилем, произведением инженерии и архитектуры, живописным полотном или городом. Всё это творения рук человеческих.

А, в несколько другом аспекте, —  респектабельной страной, динамичной цивилизацией,  в которой всем хотелось  бы погостить или поехать жить. (Или, если дела в стране идут  иначе, —  местом, откуда многие мечтают куда-нибудь уехать, и, желательно,  совсем и навсегда.)

  • Центральной  деятельной  фигурой, т.н. «включённым наблюдателем»  здесь выступает мыслящий, разумный творческий субъект бытия. Будь то образованная личность, предприятие, общество, государство, цивилизация  и, во главе всего,  Бог — Творец всего сущего. Это подобные, фрактальные стороны мира как единого целого, обладающего закономерностями развития.

Целостность и полнота достоверной «картины мира», через ментальную и  физическую деятельность каждой уникальной личности организует те чрезвычайную скорость, эффективность передачи идей и сигналов и организацию, точность и слаженность совместных действий миллионов профессионалов по сотворению разумной действительности, которые позволяют говорить в целом о  высокоразвитой цивилизации.

Общественный организм представляет собой  многомерную живую автореферентную  социальную сеть,  стратегически (целенаправленно) строящую и регулирующую самоё себя, и  в себе — высокую и «тонкую» промышленную технологию, требующую синхронной  работы тысяч качественно разнородных звеньев и структур.

  • В конечном счёте и таким образом, общественной мыслью, трудом, в масштабах народного хозяйства, порождается отдача:  мощная положительная обратная связь  -  развивается общественная  материализованная мощность, могущество, общественная  власть. «Власть над будущим», гарантирующая предвидимое, проектируемое благополучное существование всего общества людей, цивилизации,  длительное во времени. —  Коллективную безопасность.

Промышленная  народохозяйственная мощь производна от верно сформированной социальной идеи и, следуя ей, придаёт физическому объёму производства такую динамику производства публичного блага, которая в избытке обеспечивает достойный уровень качества жизни.  Для всех, включая малых, немощных и невменяемых. «Хай – хьюм»  сам собой порождает положительную обратную связь через свой прикладной инструмент, «хай – тек».

  • Бытиё реализуется на практике как распределённая между всеми участниками сложная целенаправленная творческая задача социально полезного действия —  должного, целенаправленного  изменения социальной реальности.

Что же чем движет?

Хочется верить, что всё-таки не хвост собакой. Объективно наблюдаемая всеми нами эмпирически картина движения Солнца по небесной сфере, как известно, не отражает и малой доли истинной природы этих взаимодействий,   —  движений планет и соотношения их масс, различающихся часто в миллионы и миллиарды  раз, — как Земля отличается от Солнца.

Но именно на прямом наблюдении движения Солнца  и других тел  по небосводу строилась прежняя космогония, известная как Птолемеева картина мира. Она отличалась невероятной запутанностью, непонятностью для восприятия и не объясняла Законов движения небесных тел.

Воспринимаемая нами «очевидная  реальность», как это отмечал  ещё Платон, —  это всего  лишь голая видимость, тень истинной природы мира, отображенная нашими индивидуальными органами чувств. Она вторична более глубокой сущности, ясной и последовательной интерпретации, придаваемой ей нашим социальным и индивидуальным интеллектом, работающим в контексте Закона справедливой картины мира.

  • Современный теоретический подход к обществу, к несчастью – сугубо эмпирический. Как в Птолемеевой космогонии. Видимость невероятной сложности и тайны властного «управления обществом» логично требует и высокой оплаты обществом непосильного труда управленца и капиталиста. Сложное ложное восприятие общества заслоняет собой прозрачную суть и эффективность правды, открытого и справедливого процесса социальной самоорганизации на основе совести и свободы.

Ошибка, заложенная  в организации социального мышления на фундаментальном уровне картины мира выливается в системную  и неосознаваемую ошибочность целеполагания, стратегии, постановки прикладных задач и практики их решения. Это объясняет неэффективность всей империалистической системы хозяйства. Она и агрессивна, и расточительна по вовлечению и расходованию ресурсов, в том числе и в отношении человека (признаёт его рядовым, самовоспроизводящимся недорогим ресурсом).

«Птолемеева» система эмпирических представлений об обществе и его власти  несколько приотстала от развития уровня техники и технологии, просуществовав не одну тысячу лет.  Она  дожила до наших дней.

Интеллектуально (и юридически)  ничтожное правит (или пытается править) всем миром, а общественное сознание искусственно, в угоду этому,  искажено, в том числе, и путанными описательными несистемными «науками» об обществе.  Антропологией, социологией, политэкономией с «теорией классов и институтов», оправдывая всё то, что заведомо морально категорически несовместимо с правдой – с фундаментальным здравым смыслом.

Пробки и заторы на дорогах свидетельствуют о далеко зашедшей рассогласованности социума в его корневой, базовой  области.

Ограниченная  голым эмпиризмом, редукцией и детерминизмом в мышлении,  реальность опрокидывает нас в пожирающую силы, энергию, время и жизни сутолоку, катастрофу социальной дезорганизации. Говорят —  обострение «проблемы управления сложностью». А может быть, «выскочившая» сложность жизни – выход в «режим обострения» проросшей к нам с Запада плоской птолемеевой картины мышления, требующей  такого  путанного  и насильственного, линейного управления подлинной нелинейностью, — многомерным  традиционным обществом, походя обращаемым в послушную биологическую массу, толпу.

Что вижу, то и пою

Действия «по объективным обстоятельствам», «ситуативный метод»,  -  это попытки во всякий новый момент времени «плясать от печки»  только что случившегося факта, прецедента.  Суетное  калькирование видимости, случайности,  -  движение вниз по наклонной простого воспроизводства видимости, воспринимаемой в качестве основы бытия,  -  путь проб и накопления ошибок, энтропии, деградации, как в неживой природе. Примеров много, самый яркий –  попытка, проба руководством страны, пришедшим в 1991 году, скопировать и внедрить т.н. «западную экономическую модель». Какова же цена ошибки и каков срок её распознавания.

Условно-рефлекторное,  запаздывающее во времени от факта «павловское» мышление, принимаемое «на веру» за твёрдый теоретический базис, упускает из виду главное. –  Всеобщий организационный и организующий характер эволюции человека (заключающейся в развитии общественного мышления)  и опережающий, целевой, неслучайный, духовно зрячий смысл каждого из свободных субъективных актов развития.  (Попросту, имперской «системой» игнорируется, отрицается, попирается  фактор разумности человека и принцип его свободы).

Этот спрямлённый тип мышления обслуживает уже не власть разума, а гегемонию  сверхчеловека  над разумом, соответствуя общепринятой на сегодня экономической теории, включающей человека в линейной форме цены рыночного товара в свой равновесный бухгалтерский баланс. На этот тип власти и в этом разрушительном типе мышления (парадигме) работают «фабрики мысли» Запада. Политэкономия, «экономикс»  выдаётся за фундаментальную «социальную теорию».

В массе, в миллионах разрозненных действий и поступков, не связанных  с совестью, срабатывает логика купли-продажи свободы воли, тела и души, требующая для своего функционирования только одного: разрушения традиционного общества, а теперь уже и традиционной формы семьи. Это система господства частного интереса,  явочного порядка, недобросовестной конкуренции, подавления, а на международной арене – тотального подавления, контроля и агрессии, нагромождения  трений, сдержек и противовесов, взаимного шпионажа, с результатом тотального избавления всех участников, в том числе, и самих агрессоров, от подлинной свободы действий и развития.

  • Нездоровье  в «неявленном» мире идей проявляется нарастающим хаосом на всех уровнях «мира явленного».

Происходит вползание  в  спираль взаимного сжатия спроса и  физического объёма производства, в прогрессирующую бедность, психологические фобии,  запретительство, в надзирательно-карательный уклон  формального права, ширящееся грубое насилие. В растущую у людей «охоту к смене мест», начиная  от переездов «день-ночь» и «периферия  — центр»,  вплоть до отчаянной миграции за океан и демографической убыли, безвременного ухода в мир иной.