Рассмотрены возможности качественного изменения сетевого общения путем нарастания его пассионарности и интеллектуальности. Социальные сети различных классов проанализированы с позиций теории массовой коммуникации, накопления и передачи знания. Предложена модель светско-духовного управления и варианты практического построения публичной интеллектуальной сферы. Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены на обслуживание потребностей тела — развлекательные и игровые порталы и сервисы, и на совершенствование духа, формирование личности, решение цивилизационных проблем. Текущее положение дел в области в сфере коммуникации и, более узко, социального Интернета – общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных сетей. В работе делается заявка на проектирование коммуникационной среды социальной направленности с отличительными признаками интеллектуальности и пассионарности.
«Где то там, наверху – есть седьмое небо…»
<В.Третьяков>
Возможности социосетевых технологий
«Странного зверя, которого нет, Он золотой, шестикрылый, молчащий!
<Н. Гумилев>
Соглашения о понятиях \ вводное
Начнем с толкования основных и близких по ассоциациям понятий.
Интернет – коммуникационная среда на основе компьютерных технологий.
Социальный интернет – или интернет второй волны или Web 2.0 — «методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются». О Рейли
Виртуальная реальность — «cyberspace» — изначально рассматривалась как «киберпространство». Впервые понятие возникло в фантастическом романе-техноутопии «Neuromancer» У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенные через компьютерную сеть друг с другом.
В 1989 году Ярон Ланьер ввёл термин «виртуальная реальность» — под которой понимается «внутреннее состояние» субъекта, которое может быть вызвано внешними причинами (природными явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием).
Интеллект – ум, рассудок, мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения реальности, совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни. [Еремин].
Понятие пассионарности по Льву Николаевичу Гумилеву – признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью к напряжениям, концентрации на себя некоторого количества излишней «энергии» — физической, психической, интеллектуальной.
Мыслящий Интернет – некий виртуальный аналог «мыслящего океана» С. Лема.
Спираль развития социального интернета
Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена), возникшие из военных приложений, позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации. Технологии второй, называемые Web-2.0, ориентированы на горизонтальное взаимодействие и позволяют в социальном срезе консолидировать участников, формировать сообщества, в коммерческом – информировать, соединять и развлекать.
К социально-ориентированным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.
? |
Социально-ориентированные | ||||||
2010 | Web 2.0 Социальный Интернет |
Социальные сети |
Профессио-нальные | ||||
2002 | Блоги , новостные ресурсы | Массовые | |||||
1970 |
Интернет |
||||||
1982 |
Персональный ПК |
||||||
1948 | Компьютер | ||||||
Военные приложения | Бизнес- ориентация |
Бизнес и |
|||||
Рис.1. Стрела развития |
Смена социальной парадигмы и социальные сети
С социотехнических позиций Интернет обеспечивает возрастание интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых качеств за счет эмерджентных свойств «большой» системы.
Принципиальная возможность класса социально-ориентированных проектов – это формирование групп единомышленников и более сложных социальных агрегатов, изменение действующих социальных институтов.
Первая особенность социальных сетей – комбинаторная, топологическая. Организация внутрисетевого межличностного взаимодействия с коммуникационной точки зрения, дает оценку мощности объединения «многие со многими» как 2 в степени N, где N — число участников. В классической трансляционной сети «один ко многим» (собрания, радио и ТВ, проповедь) мощность пропорциональна числу точек (участников). В схеме электронной почты (транзакционной), с двусторонним общением «один к одному» — квадрату числа участников.
Вторая особенность социально-ориентированных сетевых объединений – их эмерджентные свойства (от слова свойства emergence – возникновение). В частности – возникновение «роевых эффектов», исследованных Уиллером [Рейнгольд] в колонии муравьев или пчел, и которым отмечены характерные признаки «интеллекта роя»:
- отсутствие централизованного управления;
- самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;
- паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.
Третья особенность – групповая динамика в поведении сети, которая рассматривалась в работах И.Н. Трофимовой. Объясняет в частности, структурные свойства сети и формирование кластеров различного размера, ее поведение во времени.
Рассматривая сетевые ИТ технологии со всех ракурсов, можно предположить, что социально-ориентированные технологии допускают формирование «сетевого» человека, а если заглянуть и поглубже – возможно, изменение социальной и политической организации.
Смена парадигмы
В философском ключе социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – перехода от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели – см. далее.
В социопсихологическом аспекте – «сетянин» в рамках социально-ориентированного проекта ощущает себя субъектом, «не стриженым лохом», на котором делают деньги. Ощущается сопричастность к решению сетевых и общественных проблем, которые ставятся и решаются при помощи Сообщества по мере сил и возможностей. Обретение «места под солнцем» и нужного этажа в сетевой иерархии – аналог социального лифта – почти полностью зависит от активности «пассажира».
Еще один интересный аспект – социальная сеть как место общения постепенно социализируется – то есть участники общения — постепенно учатся общаться, создают новые связи и структуры. Что приводит к более активному сетевому и внесетевому взаимодействию — таким путем возможно формирование сообществ единомышленников.
Меняется сама структура сети – связи становятся все более прочными и качественными. Растет человеческий капитал – с ним и мощность и сплоченность сети, способность к согласованным коллективным действиям, называемая иногда асабией [Турчин].
Возможно постепенное изменение, а скорее просто формирование новой структуры общества, изменение его политической ориентации.
В мировом масштабе и глобально – «мечтать не вредно, вредно не мечтать» – можно поднимать вопросы цивилизационного характера, отхода от либеральной идеологии «золотого миллиарда», в которую так или иначе мы втянуты.
Но это — уже на гранью возможного…
Классы – Возможности — Оценки
Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена) позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации. Технологии второй, называемые Web-2.0, ориентированы на горизонтальное взаимодействие и позволяют консолидировать участников, формировать сообщества.
К социально-ориентированным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.
Сетевые дневники как возможность размещать и комментировать записи с разделением участников на группы и разграничением доступа (Все — Друзья – Личное) могут быть использованы как готовые модульные внешние решения на начальных этапах разворачивания экспериментальных образцов.
Новостные ресурсы и ленты новостей – реально существующая Web2-технология, позволяющая исследовать общественное мнение и проверять возможности технологий.
Пример – сетевой дневник сообщества «Социальные сети и технологии», действующий в рамках национальной сети Mail.ru и его лента — http://blogs.mail.ru/community/it-school/?rss=1
Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные отношения, совместная работа или обмен информацией [Бобровский]. Данная социальная технология может быть использована для самореализации и развития духа. Как предельный случай, при количестве участников в десятки и сотни тысяч — изменения социальной структуры общества, решения политических и цивилизационных задач.
Принципиальное отличие социальной сети от близкого по сути и смыслу форума Интернет-технологий первой волны и блогов во второй – масштаб числа участников (миллионы) и качество сети в смысле наращивания человеческого капитала.
Оценки эффективности
Возвращаясь к вопросу оценки эффективности, следует уточнить классы или группы социальных проектов. Большие группы – это коммерческие, профессиональные и общественно-ориентированные, для сравнения и оценки которых применимы различные критерии и методы.
На экспертном уровне о социальной сети можно субъективно судить, пожив-поучаствовав в дискуссиях некоторое время. Средневзвешенное от Экспертов даст «температуру по больничке».
Некоторое представление дает топология. Скажем, у МоегоМира@Mail.ru — она звездчатая, которая строится вокруг сетевых записей – блогов известных деятелей масс-медия и политики, животрепещущих молодежных тем, наиболее популярных фото и т.д. Не факт, что по критерию социального капитала данная сеть имеет преимущество перед Соседями-Конкурентами (Одноклассники и ВКонтакте).
Один из критериев оценки, применимых для сетей практиков и общественно-ориентированных проектов — это совокупный социальный капитал – см. [Шадрин].
Для сети профназначения, порядок участников которой измеряется десятками тысяч, например, Сети Творческих учителей — www.IT-n.ru, представляющую из себя часть мировой сети Microsoft для общения и обмена информационными материалами в образовании, оценкой может служить число ее участников, сообществ и творческих групп. Важен объем полезной информации, тематика обсуждений и их активность. Число кандидатов и докторов наук, в том числе!
Новостную сеть – например www.NewsLand.ru можно оценить числом тем и количеством комментариев в них, получая перемножением – оценку мощности. Скажем, в среднем на текущий момент – 20*100 = 2000, что конечно, немного для социально-ориентированного ресурса.
Для малых социальных сетей с несколькими тысячами участников, как в сети социально-психологической поддержки Марка Сандомирского — http://pempu-re3.ning.com/, построенной средствами Ning-конструктора, важен, скорее Суммарный Функционал Психики — то есть психологическое состояние ее участников.
Для молодой «умной» сети – www.upself.ru, сочетающий в себе элементы корпоративного форума, блоговой поддержки проведения конкурсов, в частности конкурса МодерниЗАция, критерием оценки можно принять человеческий и интеллектуальный капитал.
Для сети преимущественно социальной ориентации, например Социальной Сети Пассионариев, наряду с числом ее участников будет иметь значение топологические характеристики связности, возможность голосований и рейтингования обсуждений, его качество. Подробнее проекты представлены - http://v-school.narod.ru/PAPERS/analiz.doc
Сетевые технологии и гражданское общество
Понятие публичной или общественной сферы принадлежит к категориям римского происхождения [Черных]. В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь — bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах (lexis), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis.
Концепция «публичной сферы» в сильной степени совпадает с принципами демократии и гражданского общества, потребностями модернизации.
Социальная сеть как новая общественная сфера
В 1962 году для обозначения «грамотного буржуазного общества», Юргеном Хабермасом было вновь введено в научный оборот понятие «публичной сферы» — public sphere. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы. Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.
Концепция «публичной сферы» будет использоваться как основа для формирования и понимания виртуального сетевого киберпространства, анализа возможностей социально-сетевых технологий. В сильной степени совпадает с принципами теледемократии и гражданского общества, представленными сводно на основе [Филатова, Соловьев].
Цель теледемократии — Теле демо кратия: tele – удаленная, demos – народ, cratos – власть — состоит в том, чтобы содействовать росту непосредственного участия граждан в политическом процессе и продвинуть структурные реформы на базе технических возможностей средств коммуникации.
Табл. 1. Универсалии демократии и сетевая реализуемость.
Универсалии теледемократии | Реализуемость |
Обеспечение равного права граждан на участие в управлении делами государства |
+ |
Систематическая выборность органов власти |
++ |
Наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства |
++ |
Абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм) |
+++ |
Профессиональный характер правления элит |
+ |
Контроль общественности за принятием важнейших политических решений |
+++ |
Идейный плюрализм и конкурентность мнений |
++++ |
Новые возможности, согласно [Филатова] «электронной демократии»;
- многообразие и частота интерактивных коммуникаций;
- фильтрование информации и приведение ее в порядок модераторами и цензорами;
- быстрая и всесторонняя доступность информации и документов;
- простые и благоприятные условия для передачи и предъявления;
- возможность находить единомышленников в сети.
Проводя аналогию с текущим моментом, следует упомянуть, что исторически, в Древней Греции, равенство по отношению к власти признавалось только за частью общества, а именно за гражданами. То есть, демократия в то время рассматривалась как форма правления неимущего большинства ради собственного блага.
Последовательно развивая мысль о возможностях социальных сетевых технологий, поднимая ноту, можно сказать, что у человечества есть потенциал развития и что Интернет ведет общество к большей открытости и свободе, может объединить людей в единую сущность, аналогичную фантастическому «разумному» океану С. Лема.
Рассмотрим социальную сеть как средство массовой информации.
Массовая коммуникации и социальная сеть
Человечество в своей истории все время занято созданием новых типов порождения коммуникативных объектов. При этом они проходят один и тот же путь: сначала ими пользуется узкая группа лиц, затем этот механизм получает широкое распространение. <Почепцов Г.Г.>
На настоящий момент преждевременно говорить об социальных сетях как средствах массовой коммуникации, несмотря даже на заявленные десятки и сотни миллионов участников наиболее популярных сетей и блоговых площадок. Однако, по мере нарастания мощи ресурсов, социализации и росте популярности, может стать предметом рассмотрения.
Типовыми функциями массовой коммуникации по Лассуэлу являются мониторинг состояния и координация действий различных частей общества, передача социального наследия от одного поколения к другому (культурная трансмиссия) и развлечения [Черных].
В самом общем виде под коммуникацией понимается акт общения, связь между двумя и более лицами, основанная на взаимопонимании, обмен информацией. Другой подход – переход от говорения Одного к действиям Другого, принуждение другого к выполнению того или иного действия путем перекодировки вербального — невербального канала восприятия [Почепцов].
С позиций способов распространения и передачи информации выделяют коммуникации через средства массовой информации с помощью печатных и электронных средств, коммуникации через организации и коммуникации через межличностные контакты, очные и виртуальные – социальные сети.
Табл. 2. Опосредованное и сетевое общение
Межличностное |
Массовая |
Социально-сетевое |
Отсутствие опосредованности |
Опосредованность техническим средствами |
Частичная опосредованность, обратная связь и «голосование ногами» |
В основном отдельные индивиды и группы (клубы) | Общение больших социальных групп |
Возможность формирования групп и вещания на них |
Ориентированность социальная, так и индивидуально-личностная | Ярко выраженная социальность общения |
Сочетание социальной и личностной ориентированности |
В большей мере спонтанный характер | Организованный, институциональный характер |
Потенциально - сочетание лучшего |
Более свободное общение | Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм | Как модерация, так и немодерируемое общение |
Попеременная направленность |
Однонаправленность и фиксация коммуникационных ролей | Разумное сочетание |
Индивидуальный характер «коммуникатора» | Коллективный характер «Коммуникатора» | Сочетание |
Реципиент – отдельный человек | Массовая анонимная и разрозненная аудитория | Сочетание |
Единичность, приватность, непериодичность | Массовость и публичность, соц- актуальность и периодичность | Сочетание |
Непосредственное восприятие | Двухступенчатость восприятия сообщения \ преимущественно | Сильная критичность восприятия |
Ключевыми для коммуникатора, становятся следующие элементы процесса коммуникации: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации.
Модели коммуникации
Самая первая линейная модель коммуникативного процесса Лассауэлла, сформулированная в 1948 году, совпадет с известной в информатике моделью «Источник – Среда — Приемник». Модель Лассауэлла отражала бихевиористкий подход к коммуникации как прямому воздействию на реципиента, который выступает лишь в роли объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. Лассауэлл считал, что в каждом обществе создаваемые и распространяемые им ценности составляют идеологическую поддержку средств массовой коммуникации в целом, и что некоторые из наиболее серьезных угроз эффективности коммуникации относятся к таким понятиям как власть, богатство и вес в обществе.
Развитие линейной модели Лассауэлла, а именно, введение в процесс обратной связи связано с работами Норберта Винера в области кибернетики [Винер].
Двухступенчатая модель коммуникации, была сформулирована Лазарсфельдом, и учитывает то, что идеи поставляемые прессой и радио усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними лидеров общественного мнения. Данная модель частично используется в современной трактовке в связке «Радио – Форум», или развивается в сторону интерактивности «Бумажное СМИ – Форум».
В данном подходе следует рассматривать весь комплекс моделей коммуникации, как психологического, так и социологического уровня, модели семиотической коммуникации, аргументирующей и пропагандисткой [Почепцов].
Могут использоваться несколько трансляторов телеканалов, аффилированных с данным каналом нескольких радиостанций со своими Форумами и, возможно общая, независимая «народная» социальная сеть.
Идеи «электронной республики», которые высказывались на ранних этапах развития коммуникационных компьютерных технологий, могут быть трансформированы в концепцию «Виртуального народного вече» и переход к трехступенчатой модели «СМИ – Форум – Социальная сеть».
Группа интересов 1 |
Группа интересов 2 |
ГИ 3 |
||||||||
С |
ТВ-1 |
ТВ-2 |
ТВ-3 |
|||||||
Р11 |
Р12 |
Р13 |
Р21 |
Р22 |
Р23 |
Печатные Издания |
||||
Форум 1 |
Форум 2 |
Форум 3 |
||||||||
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ |
||||||||||
Рис. 2. |
Трехступенчатая модель современной коммуникации |
В социальных сетях на данный момент происходит ряд интересных процессов. Массовые социальные сети, возникшие первым, такие как Одноклассники – стабилизировались как ностальгирующие группы одноклассников. Более молодежная, и как мне кажется, контролируемая Властью, среда ВКонтакте – использовалась как коммуникационная для проведения массовых акции. Профессиональные сети – встали на стезю своей ниши и должны планомерно ее пахать, сеять и «окучивать» и собирать урожай, несомненно.
Наиболее интересные на мой взгляд процессы происходят в социальной сети www.facebook.com и ее русском сегменте. В мировом масштабе, самый молодой миллионер Марк Цукерберг, не скрывает планов завоевания информационного мира до масштабов 2 млн. участников, обладая на данный момент влиянием на 560 млн. жителей Земли. В чем у него масса сторонников на всех уровнях.
В русскоязычном сегменте, контролирующем пока менее 30% сетян, идет процесс наполнения сети и выстраивания ее структуры. Мне трудно предугадать куда заведут эти процессы, выгоднее поговорить пока теоретически, на уровне моделей информационного влияния [Губанов].
С учетом влиятельности участников сети – ее агентов вся сеть разделана на группы, сообщества и спутники. Сообществом называют множество агентов, которые не подвергаются влиянию агентов вне его. Группа — сообщество агентов, в котором любые два агента влияют друг на друга прямым или косвенным образом. Спутник – агент, подвергшийся влиянию агентов тех или иных групп, однако не оказывающий влияния ни на одну из них и их «внутренних агентов».
Интерес безусловно представляет структура результирующего влияния. При наличии в сети агентов с ненулевыми довериями, что соответствует сети с неавтономными агентами, из теории марковских процессов следуют важные для приложений социальных сетей выводы, а именно:
- существует матрица результирующих влияний;
- мнения агентов стабилизируются
- результирующее влияние спутника на любого агента равно нулю;
- итоговые мнения агентов группы также стабилизируются и группа в итоге имеет общее мнение, которое можно считать мнением группы.
Последнее утверждение соответствует наблюдениям социальных психологов о том, что в группы в конце концов приходят к консенсусу.
Эффективность коммуникации
Оценить коммуникацию возможно только договорившись о целях коммуникации и смыслах и ценностях в целом. Так как, скажем локальные «шкурные» интересы отдельных групп интересов и влияния – в сети быстро распознаются и не получают поддержки.
Психологи насчитывают несколько сотен понятий, именуемых ценностями. Совокупность большинства ценностей остается практически неизменной для всех времен и народов, но значимость каждой отдельно взятой ценности различна в одной цивилизации, и у разных народов в одну и ту же эпоху. В отдельных странах, например во Франции, периодически проводятся исследования на тему — а чего хочет народ и что у него в голове.
Сформулировать основополагающие убеждения и ценности у россиян, согласно [Кульпин] не удалось. Поэтому возможно пока говорить о несомненных и измеримых вещах – числе участников, посещаемости. И то в основном – в теоретическом плане, так как статистика большинства весей – она величина коммерческая и, поэтому трудно верифицируемая…
Более интересные процессы и величины – формирование групп, их связность и активность. Пока – в рамках стороннего наблюдателя сетевых процессов – можно делать субъективные выводы, которые состоят в том, что процессы идут, а куды выведут … вопрос.
Глобализация и Интернет-коммуникации
Справка и информация. Современный интернет зародился 40 лет назад, когда в 1969 году первая компьютерная сеть ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network) в США объединила четыре компьютера.
Интеренет (англ. Internet, от Interconnected Networks — объединённые сети), очевидно за счет своей интерактивности и способностей к аккумуляции и поиску больших объемов информации захватил лидерство среди информационных технологий по скорости распространения. Так, если для достижения аудитории свыше 50 миллионов пользователей радио понадобилось 38 лет, телевиденью – 13, кабельному телевиденью – 10, то интернету – всего 5 лет. Темпы развития современного Интернета продолжаются с высокой скоростью — за последние 15 лет – десятикратное увеличение количества сайтов (Рис.3). К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило 1,4 млрд человек (около четверти населения Земли). Стремительное развитие Интернет может выводить его на доминирующие позиции среди других информационных технологий в сфере формирования интеллектуальных функций человеческой популяции.
В настоящее время на 6,4 млрд населения Земли примерно 5 млрд. грамотных (данные ООН), более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей [Еремин].
Нельзя не согласиться с утверждением ряда авторов, что глобализация средств массовой информации трансформирует структуру коммуникационного опыта, возникают новые возможности – социальные сети и технологии сетевой рекламы.
Вместе с тем перенос массовой коммуникации в Интернет-пространство затрудняет контроль над ним со стороны каких-либо социальных институтов.
Наблюдая социально-сетевые ресурсы, можно обратить внимание и на попытки ведения пропаганды со стороны ряда политических и общественных движений, так и сильную критичность среды и опасения крупнейших партий по выходу на широкую неконтролируемую Интернет-аудиторию.
Основные рекламные подходы – за счет привлечения внимания массовой аудитории и целевая контекстная реклама. Реклама на массы возможна в проектах многомиллионниках – Одноклассники, ВКонтакте и Мой Мир. В сетях Практиков – ориентация на целевые аудитории и использование контекстного подхода.
Оценивая социально-сетевые ресурсы как средство пропаганды следует заметить, что они могут в равной степени как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМИ могут способствовать совершенствованию через формы интеграционного взаимодействия, а в противном случае – наоборот – активно влиять на развитие и углубление социальных конфликтов, на рост негативных процессов на личностном и на массовом уровнях.
Подводя некоторый итог анализу возможностей социально-сетевых технологий, можно заключить, что воздействие пока идет на уровне эмоциональной толпы. Существующие массовые сетевые ресурсы можно охарактеризовать как эмоционально-ориентированные, что совпадает с социологической характеристикой толпы как эмоционального единства.
Сетевая коммуникация как передача знания
В первую очередь – 2 толкования понятия знание.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (Советский энциклопедический словарь, М., 1979)
Знание – состояние, принадлежность знающего что-либо (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка).
Применительно к социальным сетям и общению в них, знание может трактоваться расширенно: не только истинное и проверенное (научное), но и всякого рода мнения и представления, услышанное и увиденное…
Особенности Сетевого обучения
Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети, для консультаций и получения дополнительных знаний, для организации дистанционного учебного курса.
Примеры образовательных проектов — Общероссийский образовательный проект Летописи.ру – http://letopisi.ru
«Стрела» модернизации и социальное проектирование
В теории технического прогресса [Громов] предполагается, что для реализации научно-технической идеи требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:
- идея не должна противоречить известным закона природы;
- в реализации должна быть заинтересована значительная часть общества – «дозреть» социальный заказ;
- должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, который обеспечивает эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.
Стрелу модернизации возможно условно представить как переход от текущего состояния, с учетом предыстории – к новому:
Принципы и концепции |
- > | Технологии и средства реализации | – > | Решения | |||
Предшествующее изложение обосновало техническую возможность – имеются соответствующие как аппаратно-технические, так и программные средства для реализации некоей гипотетической социально-ориентированной сети отличием которой от существующих явилась бы нарастающая интеллектуальность и пассионарность. Причем, под интеллектуальностью понимается высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности, совокупный умственный потенциал. Пассионарность – наличие внутри сети некоторого количества участников, обладающих повышенной тягой к действию.
То есть создать такую социально-ориентированную сеть – сложно, но решаемо.
Сложнее – с социальным заказом, определяющим функционал сети, и процессом формирования групп участников такой сети.
Еще интереснее – реализация функционала социальной сети для решения социальных, политических и цивилизационных задач – модернизации общества.
ОБЩЕСТВО |
Духовная |
||||||
ГОСУДАРСТВО Правительство |
ОБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВО |
||||||
Церковь |
|||||||
Образование и |
Производство и |
СМИ |
Светская |
||||
Иерархическая |
Двухконтурная гомеостатическая модель |
||||||
Рис. 4. Модели общественного обустройства |
Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.ерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».
Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.
Социофилософский конструкт предлагаемого
Мы не можем быть уверены в том, что результат действия будет соответствовать
нашим намерениям, напротив, мы вправе серьезно сомневаться в этом. <Э.Морен >
Предлагаемое концептуальное решение, контуры которого обсуждаются в данном разделе, рассматривается, не претендуя на абсолютность, с социологических и философский позиций.
Образом-аналогией результата развития предлагаемой социально-ориентированной сети может быть «мыслящий океан» Станислава Лема.
Другая позитивная аналогия – общество, построенное на знаниях или когнитивисткое общество и Сеть Пассионариев как способ движения к нему.
Социологический аспект
В социологической литературе понятие модернизация используется, как правило, для обозначения превращения традиционного общества в индустриальное.
В современной европейской классической модели модернизация понимается как инновационный процесс на основе традиции и устойчивой основы общества.
В современной России трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды и коренной ломкой общественно-политической формации, происходящим социальными изменениями. Подразумевая под социальными изменениями происходящие с течением времени изменения в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.
В социологии [Филатова] выделяют несколько моделей социального изменения, а именно, прогрессивно поступательный тип, циклический и бифуркационный.
В прогрессивно-поступательной модели подразумевается, что ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней и высокой – наблюдается рост экономических и других показателей, характеризующих общество.
Философский и футурологический аспект
Ваше будущее зависит от многих вещей, но, прежде всего, от вас самих <Ф.Тайгер>
Позиция автора – рациональный конструктивизм, эволюционная эпистемология, социальные инновации.
Конструктивизм – это философская, эпистемологическая позиция, подразумевающая что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его [Князева].
Социальный конструктивизм образно возможно описать фразой Гераклита: «Ничто никогда не есть, но все становится!».
Обустраивая, строя свое окружение – изменяется и сам человек. Из представлений конструктивистов о том, что человек создает окружающий мир и самого себя в нем, выводится ряд следствий.
- Во-первых, множественность реальностей и проблему их соизмеримости, переводимости и взаимопонимания субъектов, живущих в разных персептивных и концептуальных мирах.
- Во-вторых, это проблема ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности разных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми.
- И, в третьих, если субъект не отражает сознание, а создает реальность, то по каким законам он ее создает.
На последнее, в контексте разрабатываемого проекта социальной сети Пассионариев следует обратить особое внимание. То есть опираясь только на позиции и подходы философского конструктивизма, следует обратить внимание на данную посылку особо. Активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, субъект не встречает никакого сопротивления от реальности – оно буквально «залипает в реальности».
Радикальный конструктивизм как элемент философии предлагаемого, дополняется элементами эволюционной эпистемологии и нелинейной динамики и синергетики.
Постепенно обосновывая философскую концепцию предлагаемого – конструируя будущее, вместе с тем признается, что «творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции» сложной социотехнической системы.
Планы социосетевого строительства
Поверяя философскую гармонию сетевой алгеброй далее предлагается последовательная схема построения сетевой общественной сферы, а именно:
- Школа Социального Проектирования — Школа Разработчика и Интеллектуальный Клуб;
- Виртуальное народное вече;
- Движение Пассионариев.
На первом этапе деятельности формируется команда, и, следуя теории «малых дел» — создаются спортивные и военно-патриотические секции, литературно-музыкальные клубы, проводятся виртуальные научные беседы и психологические консультации.
В итоге – возникает сетевое и реальное ядро единомышленников, способное разрабатывать и проводить в жизнь новые решения во многих сферах.
Кирпичики Нового — Школа Разработчика и Интеллектуальный Клуб
«Будущее не придет само, если не примем мер». <Вл. Маяковский>
Школа Разработчика преследует цели возрождения создателей ИТ-технологий – Разработчиков, Аналитиков и Экспертов.
Предполагается поэтапное разворачивание системы подготовки уникальных специалистов – Разработчиков Решений, востребованных ситуацией.
Уникальность предлагаемого решения – проектная деятельность с Преподавателем-Исследователем (Мастером), активное использование смешанного очно-дистанционного обучения, построенного от Носителя Знаний, обучение в сетевых дискуссиях.
Направления деятельности — основное и дополнительное образование, экстернат:
- исследование социально-ориентированных систем;
- дистанционное обучение и разработки аппаратных и программных средств, открытое программное обеспечение;
- менеджмент и организация обучения;
- издательская деятельность и пропаганда ИТ-достижений.
На первом этапе формируется информационный сайт, включающий поддержку обучения, электронные учебные материалы и Интернет-обсуждение.