Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«К СОЦИАЛЬНОМУ ИНТЕРНЕТ – ЧЕРЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ И ПАССИОНАРНОСТЬ» 
В.М. Сазанов

Этапы разворачивания деятельности – согласование предложения, формирование управленческой команды и интеллектуального ядра, создание информационного сайта, подготовка и проведение семинарских заседаний и конкурсов по информационному направлению, организация Интернет-дискуссий.

При успешном функционировании Школы возможно постепенное формирование интеллектуального стратегического центра – как места генерации «знаний, не зависящих от слов других людей». В идеале рассматриваются как возможность консолидации общества, формирования идеологии новой России.

Мировая практика интеллектуальной стратегической деятельности знает как государственные, так и коммерческие и общественные интеллектуальные образования.

Римский клуб, созданный в 1968 году, считает своей основной задачей привлечение внимания мирового сообщества к глобальным проблемам посредством своих докладов. Заказ Клуба определяет лишь тему и гарантирует финансирование научных исследований, но ни в коем случае не влияет на ход работы, ее результаты и выводы. Известная «фабрика мысли», действующая в США 60 лет — это некоммерческая корпорация RAND (Reseach And Development), лозунг которой: «Объективный анализ. Эффективные решения».

В современной российской практике известен как государственный президентский центр – Институт современного развития — www.riocenter.ru, так и ряд академических и коммерческих центров, анализ которых можно найти на сайте В.Е. Лепского — www.reflexion.ru.

Существующие стратегические центры действуют в условиях сложившейся социальной и политической системы, которую некоторые авторы характеризуют как патологическую.

Уровень независимых общественных центров на данный момент не заполнен.

Деятельностью общественного стратегического центра в научной сфере может быть накопление и систематизация информации, прогнозирование развития. Технологическое направление — доступ к информации в электронном виде.

Практические формы — семинары и конференции, издательская и просветительская деятельность, образование.

Разворачивание стратегического интеллектуального центра возможно в 3 этапа.

Табл. 3. Этапы создания Стратегического Центр

Принципы

Техноло-гически

Прим.

I . Разворачивание Интеллектуального Клуба отработка социально-сетевых технологий и формирование команды. Возрастающая коммуникативность Сайт ,
E-Library, Форум
Текущее
II . Кристаллизация «интеллектуального ядра», выработка концепций, созидание Стратегического Общественного Центра . Ротация элит,
самообразование,
сетевые дискуссии
Социальная сеть Новое
III . Консолидация активной части общества, взращивание Сети Пассионариев . Сетевая
самоорганизация
Класте-
ризация
Прорыв

Интеллектуальный Клуб строится вокруг регулярных семинаров, материалы которых представлены в электронном виде, обсуждаются на Форуме, накапливаются в электронной библиотеке и обобщаются в сборниках трудов. Формами деятельности также могут быть студенческие конкурсы и кружковая работа.

Подпитка интеллектуального ядра «молодой кровью», обучение и самообразование позволяют надеяться на формирование прогностического направления.

При успешном развитии проекта возможна консолидация активной части нации и создание Сети (Движения) Пассионариев, которую философски можно рассматривать как элемент построения когнитивистского общества.

Концепция интеллектуального центра

Основная идея или концепция — это формирование сообществ единомышленников на основе ядра интеллектуалов средствами Интернет-технологий.

Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена) позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации. Технологии второй волны – Web-2.0, к которым относят Интернет-дневники (блоги) и социальные сети — ориентированы на горизонтальное взаимодействие и позволяют консолидировать участников, формировать сообщества.

Интеллектуальный клуб как Интернет-сообщество может быть построено вокруг ядра интеллектуалов и электронного доступа к научной и общественно-значимой информации – проведением регулярных очных встреч (семинаров) и накоплением электронной библиотеки (или электронных журналов и сборников).

Другая важная компонента концепции стратегического общественного клуба – дискуссионное обсуждение в Интернет-форуме или социальной сети.

Опыт участия в форумах и социальных сетях показал, что обсуждение затухает через 2-3 недели, что определяет периодичность вбрасывания новой информации.

Поиск и воспитание «молодых профи – JP» как подпитки интеллектуального ядра может осуществляться организацией очного и дистанционного обучения, путем студенческих конкурсов и школьных кружков.

Таким образом, интеллектуальный стратегический клуб, содержит 2 части: очную – управленческую команду и интеллектуальное ядро носителей знаний. И виртуальную — информационный сайт со стандартным статическим наполнением и интерактивной составляющей в виде электронной библиотеки и дискуссионной части.

Очная
«живая» часть

Управление и «интеллектуальное ядро»

Семинары

Конкурсы

Кружки

Сборники

Вирту-альная
часть

Информационный сайт

Статическая часть

Интерактивные компоненты

Стандартное
информационное
обеспечение

(О проекте, новости, контакты)

Электронная библиотека

Дискуссионный форум
(Социальная сеть)

Сетяне ® Сеть Пассионариев

Рис. 5. Структура общественного стратегического клуба

По мере становления клуба, дискуссионная часть может быть развита в социальную сеть, позволяющую формировать мировоззрение и общественное мнение.

Как сверх-задача, интеллектуальный центр может консолидировать общество, изменить социальную структуру, например, созданием Движения Пассионариев.

Проект «Виртуальное народное вече» — направлен на создание в Интернет-пространстве социально-сетевого ресурса для публичного обсуждения социальных инициатив и частных проблем, формирования общественного мнения, выработки идей и концепций, их оценки.

Технологически — использование социальных возможностей Web 2.0, развитых программных платформ и существующих технических решений.

Функционально Интернет-ресурс — это » виртуальная площадь» с сотнями тысяч и миллионами участников (народность) для сетевого обсуждения, на которой любой желающий может заявить-поднять свою тему, которая затем обсуждается, критикуется и рейтингуется. «Виртуальная площадь» окружена информационными стендами инициаторов и участников — блогами в Интернет-терминологии, а также каталогами профилей.

На «площади» ведется множество дискуссий, наиболее яркие и активные из которых выталкиваются наверх путем голосования и рейтингования, что формирует некоторую «пирамиду общественного интереса», основа для построения которой — круги электронных друзей, «облака» интересов и параметры активности обсуждений.

Описание проекта и его обоснование выполнено в книге «Социальные сети и технологии» — www.v-school.narod.ru\BOOK\cc-public.doc

Отличия предлагаемого решения от существующих популярных социальных сетей и блогов — социальная направленность, формирование «пирамиды общественных интересов», консолидация общества и формирование социальных групп.

В процессе реализации проекта, который Автору представляется инновационным и социально-значимым, нарабатываются социально-сетевые технологии, формируются новые элиты. Отрабатываются административные и юридические схемы сложных социо-технических систем для решения задач модернизации общества.

Проект представляется полезным для Общественной палаты Российской федерации, создания перспективных сетевых платформ, решений на уровне муниципалитетов.

Основные цели и задачи проекта. В процессе реализации проекта нарабатываются социально-сетевые технологии, формируются новые элиты. Отрабатываются административные и юридические схемы сложных социо-технических систем для решения задач модернизации общества.

Механизм и поэтапный план реализации. На первом этапе решаются задачи формирования команды и создания экспериментального образца социально-ориентированной сети. Ориентировочная продолжительность – 1 год.

На втором этапе отрабатываются механизмы наполнения и управления. Срок – 1 год.
На третьем этапе – исследуются возможности социальных преобразований. Срок – 1 год.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта. В результате реализации проекта будет создан исследовательский стратегический центр социально-сетевых технологий, создана команда, обладающая знаниями, опытом и навыками в данной области, исследованы возможности осуществления социальных преобразований с привлечением сетевых инструментов.

Гипотетическая сеть Пассионариев

Проект Сети Пассионариев направлен на определение целей и задач, примерной структуры и состава социально-ориентированной сети, отработки схем продвижения.

Цели — Задачи — Функции — Интерфейс

Локальные задачи \ Социальные, психологические, научные, технологические

Текущее положение дел в области социальных сетей отражает состояние общества. Потенциальная возможность — некоторые проблемы Общества, могут быть разрешены в социальных сетях, с дальнейшим переносом в реальную Среду.

Одна из таких общечеловеческих и «системных» задач – преодоление своекорыстия, которое было сформулировано еще в 17 веке Гарретом Хардином в статье «Трагедии общинной собственности», а именно «как преодолевая соблазн своекорыстной выгоды, люди умудряются сотрудничать».

Другая научная и практическая проблема – стратегия и тактики сотрудничества в сети, соотношения альтруизма и кооперация, изучение которых восходит к работам Аксельрода, моделировавшем на компьютерах игровую задачу, известную как Дилемма Заключенного — http://blogs.mail.ru/community/it-school/2B6E7D0A1C6E978F.html

Общение в сети, ввиду его разнообразия и специфики, позволяет преодолеть некоторые недостатки культуры и психологии общения, схемы типа «Сам дурак», получить беспристрастную оценку своего мнения, идеи, теории — решить задачу обсуждения сложных тем в Сети и жизни.

Глобальные задачи \ Изменить социальную структуру!

  1. Как управлять сетью из десятков и сотен тысяч активных участников?
  2. Как распространять влияние и как отслеживать воздействия?
  3. Как вырастить в сети – Пассионария?
  4. Как вырастить саму социально-ориентированную сеть?

Функции социально-ориентированной сети

В сети общего назначения характерным является общение, поиск старых знакомых и обретение новых, поддержание контактов, поиск работы и развлечений. В сетях практиков ценность – это возможность поиска единомышленников, обмен мнениями и информацией.

Для сети социальной направленности важнейшим функциями становятся:

  • консолидация участников и формирование сообществ;
  • обсуждение важных общественных явлений и инициатив, выработка позиций;
  • разработка и обсуждение концепций развития
  • рейтингование и голосование решений
  • налаживание управления, модерация и репутации участников
  • защита от отрицательных информационных воздействий (информационные войны).

Консолидация в социально-ориентированной сети основывается на желании участников создавать общественное благо. Следовательно, структура и интерфейс, политика руководства сети ориентируется на предоставлении и поощрении такой возможности.

Как частные шаги, в отчете об исследовании социальных сетей (Сообщество.РУ ) рекомендуется информировать других участников об уникальности вклада, поощрять дискуссии и споры (расхождение во мнениях), использовать признание индивидуального вклада через «Виртуальные Доски почета», модерировать и ставить цели развития, мотивировать активность.

В «правильной» сети активности тем и рейтинги участников позволяют выталкивать наверх активные темы и лидеров общественного мнения

Вход

Регистрация

Обсуждения
Индикаторы
активности

По темам

По интересам

По друзьям

=========

Новости

Блоги

Заметки

Круги Друзей

1 Круг
2 Круг – 3 Круг

—————-

Облака интересов

Политика и Социология

Техника

Спорт и Развлечения

Книги

Рейтинг
темы

+ 100Как построить

социальную сеть

Пассионариев?

«Мы полагаем, что
все это будет носиться,
и полагаем, что все
это — следует шить!»

Б.Окуджава.

О проекте Контакты

Рис. 6. Интерфейс и Заставка Идеальной сети

По функциям, которые «хорошая и умная» сеть может принять на себе – это средство массовой коммуникации и передача знаний, выработка идей и их пропаганда, диалог поколений.

Однако надо отметить, что социальная сеть имеет и ряд особенностей и преимуществ, первое из которых – независимость от власти. И, конечно, надо сразу сказать, что ресурс со значительной частью Сетян – не может оставаться бесконтрольным…

По текущему положению дел — большие группы социальных сетей – это коммерческие, профессиональные и общественно-ориентированные, для разработки, оценки и сравнения которых применимы различные критерии и методы.

Информацию можно найти в книге «Системотехника «Виртуального общества» — http://v-school.narod.ru/BOOK/cvo.doc.

Программно-технические средства построения

Построение социальной сети потеряло ареол исключительности, доведено до типовой технологии и стало темой курсовых работ студентов Университетов.

Основные подходы для программно-технической реализации социальной сети:

  • конструкторский, (предлагаемый например www.Ning.com )
  • на основе стандартных решений существующих сетей, заинтересованных в масштабе влияния (www.Facebook.ru),
  • классический командно-программистский, с его преимуществами и недостатками.

Очевидным шагом в разворачивании социальной сети представляется использование «конструкторского» подхода, не требующего программисткой квалификации и ориентированного на типовые функции социально-сетевого взаимодействия.

Ознакомление возможно — http://ning.com/

Пути и методы реализации Проекта

Среди возможных бизнес-путей реализации Проекта можно перечислить следующие: государственный, частный и смешанный, в частности, социальное предпринимательство.

Первые 2 способа требуют денег и связей, которых пока нет. Возможным способом представляется государственно-частное партнерство.

Социальное предпринимательство как способ

«Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать честному человеку рыбы, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль». <Б. Драйтон>

Социальное предпринимательство рассматривается как процесс создания ценности путем сочетания ресурсов новыми способами. В обзоре [Баталина] указывается, что «социальное предпринимательство рассматривается как новый этап в развитии некоммерческого сектора, находящегося в поиске альтернативных стратегий финансирования и изыскивающего новые схемы управления для получения социального блага»

Социальным предприятием (social enterprise) называют любое бизнес-предприятие, созданное в социальных целях и для создания социальной ценности – призванное смягчить или уменьшить социальную проблему, либо провалы рынка, — функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе.

Социальное предпринимательство не следует смешивать с социально ответственной практикой коммерческого бизнеса.
Наиболее известный пример СП – банк «Грамин» (Бангладеш), Секемская инициатива (Египет), кооператив Модрагон Корпорасьон, Испания). Личность–герой – Махаммуд Юнус, лауреат Нобелевской премии 2006 года – борьба с бедностью и обеспечение занятости.

Межсекторное сотрудничество необходимо в тех сферах, которые не приносят прибыли и, таким образом, являются непривлекательными для рыночной экономики.

Идея социального предпринимательства, подогретая лозунгами инноваций, задевает за живое надеждой организовать междисциплинарное сотрудничество частного и государственного капитала в области исследований и разработок, научных изысканий, влекущих за собой социальные преобразования.

Грегори Гизом сформулированы 5 факторов СП, а именно:

  • принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
  • выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
  • осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
  • решительность действий, неограниченная располагаемыми ресурсами;
  • высокая ответственность за результаты своей деятельности.

Из изложенного можно предположить возможных партнеров для организации социального предпринимательства:

  • частный капитал;
  • государственный сектор;
  • сфера образования;
  • инновационные и венчурные фонды.

Юридическая форма – возможно некоммерческая организация – НКО.

С социальным предпринимательством тесно связана концепция социального капитала, который может быть описан как реальные и потенциальные активы (ресурсы), которыми располагают люди, будучи участниками социальных отношений.

Среди российских инициатив можно упомянуть информационно-аналитический портал «Новый бизнес: Социальное предпринимательство» — http://www.nb-forum.ru/

Этапы разворачивания и продвижения

Фаза 1 . Пропаганда Фаза 2 . Организационная Фаза 3. Рабочая
•  Выступление на конференциях1.2. Выпуск статей1.3. Издание книги «Социальные сети и технологии» 2.1. Оформление партнерств и формирование команды2.3. Получение Гранта2.4. Разворачивание
Сети Пассионариев
3.1. Консолидация участников3.2. Кристаллизация Центров Знаний3.3. Выработка концепций

Как наполнить социальную сеть и сделать ее интеллектуальной

Построение социальной сети – непростая управленческая, научно-техническая и общественная задача.

В первую очередь следует разграничить создание социально-значимой некоммерческой сети от других привычных уже методов и подходов, а именно от разворачивания окупаемых за счет рекламы коммерческих проектов социальных сетей, и «деловых», спонсируемых сетевых проектов, например в умной сети www.UpSelf.ru .

Вместе с тем, для всех видов социальных сетей и ресурсов имеются общие моменты и сервисы. Например – социальносетевые услуги (по определению Wikipedia) – способствующие поддержанию социальных кругов – подразумевают распространение объявлений и оповещений в кругах электронных друзей.

Приемы поддержания сетевой группы включают также сетевой «грумминг», приветствия и поздравления, общие сетевые мероприятия…

Следует также сказать, что многие проекты, заявляющие себя как национальные, к сожалению, обладая богатыми техническими возможностями и сетевыми сервисами (блоги, музыкальные, фото и видеоархивы, удобные службы оповещений и поздравлений – вместе с тем не выходят пока на создание сообществ единомышленников и их консолидацию.

Как сделать сеть интеллектуальной? Если одной фразой – то селекцией…

Заключение — прогнозы и перспективы

Текущий период истории можно, по-видимому, охарактеризовать как переходный от административно-командной системы через «смуту и отчаяние» к …

Предшествующая пятилетка развития социальных сетей показала что «история повторяется…». Можно вспомнить коммерческие, к счастью для стратегического направления, неудачные проекты типа www.тор4тор.ru, ориентировавшиеся на модную «звездную» тусовку, новостные или молодежные проекты, также не набравшие нужной мощности для признания их социально-значимыми.

Замахиваясь с большой руки, можно предположить, что социально-сетевые технологии способны изменить общество, решить некоторые текущие и цивилизационные проблемы России. Приведенная двухконтурная модель позволяет рассуждать о смене категорических императивов по Канту.

Заканчивая рассмотрение возможностей социальных сетевых технологий для разворачивания духовной деятельности, консолидации общества, можно сказать, что существующие программные технологии допускают эффективное решение задачи.

Представляет общественный интерес разработка и распространение типовых решений.

Предлагаемая 3-х уровневая модель «Клуб – Центр — Движение» допускает расширение на духовую сферу, малые формы общественных объединений, такие как ассоциации любителей авто, туристов, представителей малой авиации.

Вопросы, которых больше чем ответов,

  1. Время, за которое появляется интеллектуальная система?
  2. Какие новые технологии могут претендовать на роль в формировании глобального интеллекта?

Исследовательский ресурс проектов – www.v-school.narod.ru

ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровский С. Про Web 2.0, 3.0 и 4.0 PCWeek/RE #48/2006 – http://pcweek.ru/?ID=622472
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Библионика, 2006. – 208 с.
3. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Лаборатория СВМ, Подшивка статей «Социальные сети и технологии» №24 — http://ntl-cbm.narod.ru/IT-News/COZ-NET/soc-net_10.doc
4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993 — 336 с.
5. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010 – 227 с.
Копия — http://socioline.ru/files/5/136/sn59.pdf
6. Еремин А.Л. К интеллектуальному интернету
- http://www.i-intellect.ru/articles-of-intellect-theory/by-intelligent-internet.html
7. Ермолин А.А. Человеческий капитал: кто и как подготовит его для страны?
- http://www.ustream.tv/recorded/9726806
8. Интернет как виртуальная реальность общества – сайт Аllbest
-
9. Князева Е.Н. Конструирование будущего. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/knyaz55.htm
10. Лем С. Солярис. М.: Лаборатория СВМ, E-Liblary
- http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/LEM/colajris.doc
11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
Копия — http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/POCHEPZOV/Theory_of_kommunication.mht
12. Сазанов В.М. Социальные сети и технологии \ Мыслящий Интернет
М.: Лаборатория СВМ. – http://v-school.narod.ru/BOOK/cc-public.doc
13. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов — М.: АспектПресс, 2006. – 359 с.
14. Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» — http://spkurdyumov.narod.ru/Trophimova9.htm
15. Trofimova I.N. Sociability, diversity and compatibility in developing systems: EVS approach. Сайт «Синергетика» В.С.Курдюмова — www.spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob740
16. Турчин П.В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории: Пер. с англ. / Под общ. Ред. Г.Г. Малинецкого, А.В. Подлазова, С.А. Боринской. Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: ЛКИ, 2007. – 368 с.
17. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.
18. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. Учеб пособие. Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 451 с.
19. Умная сеть www.UpSelf.ru
20. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 400 с.
21. Шадрин А.Е. Информационные технологии: вклад в социальный капитал. — http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/934453dfc4aea737c3256d57003ea714
22. Что такое социальное проектирование — http://society.polbu.ru/engineering_philosophy/ch38_i.html
М.: Лаборатория СВМ, Сборник «Социальные сети и технологии» №24
- http://ntl-cbm.narod.ru/IT-News/COZ-NET/snet-7_10.doc

Об Авторе Сазанов Владимир Михайлович – кандидат технических наук, исследователь.
Закончил Московский авиационный институт в 1974 году и получил ученую степень кандидата технических наук в 1984 году \ МЭИ. Научный и практический опыт — кафедра Вычислительная техника МЭИ, ИНститут Электронных Управляющих Машин – ИНЭУМ и НИИ радиоприборостроения. Опыт преподавания. Текущие интересы – технологии социально-ориентированных проектов.Автобиография — www.v-school.narod.ru/MAIN/avto-bio.doc