Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

Опубликовано в: Разное

Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго — первые 2-3 месяца. В противном случае это «удовольствие» может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять домашнее задание без напоминания.
Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшемся листочке. Малыш должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. Для этого родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием:
«Пиши, пиши», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают сына или дочь от работы.
Иногда нужно напоминать начинающему ученику, чтобы он не писал на полях, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое число клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться: «О чем ты только думаешь?» Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если малыш не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.
Постепенно снижайте степень контроля: сидите с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.
Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребенка внимания, самоконтроля. Один их них — обучение проверке решения. Оно начинается с того, что взрослый пишет столбик примеров, в которых ребенок должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными. Для проверки ребенку дают красный карандаш. Против верных ответов он ставит плюс, а неверные зачеркивает, надписывая нужное число сверху. На втором этапе занятий ребенок сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были правильными, а другие — нет. Листок откладывается на 2-3 дня (чтобы забылись написанные примеры), затем проверяются так же, как раньше проверялось задание, подготовленное родителями. Все эти задания проводятся в форме игры «в учителя». Когда ребенок научится быстро и точно проверять примеры (написанные как родителями, так и им самим), нужно побудить его применять выработанный навык по отношению к школьным заданиям. «Ты ведь так хорошо умеешь все проверять, а в домашнем задании сделал две ошибки и ни одной не исправил. Ну-ка скорее все проверь!» Это говорится весело, без раздражения и недовольства. Ребенок должен знать: его ошибки вас не разозлили, а удивили. Ведь действительно странно — уметь проводить проверку, но не пользовался этим умением! Увы, такая «странность» для младших школьников очень типична. О необходимости самопроверки ребенку придется напоминать не раз и не два. И лишь когда она войдет в привычку, когда станет постоянной, можно будет прекратить напоминания.
И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления — это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.
Работа по обучению самопроверке может проводиться и по русскому языку. В этом случае взрослый пишет несколько фраз (не более двух-трех строчек), содержащие различные ошибки. Желательно, чтобы это были такие же ошибки, какие часто встречаются у вашего ребенка. Можно написать или переписать фразы из книги, чтобы для нахождения ошибки необходимо было сверить оба текста. Скажем, в книге написано: «Под елью сидел заяц», а вы пишите: «Под елкой сидел заяц». Дальнейшая работа проводится так же, как и по математике. Не бойтесь, что ошибка, нарочно сделанная ребенком для последующего исправления, окажется «тренировкой в неграмотности», войдет в привычку. Напротив, такая ошибка обычно никогда не возникает вновь, даже если раньше она была частой.
Маленький человек обладает поистине огромными возможностями. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не желайте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваше чадо будет чувствовать себя в школе уверенно, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
ОШИБКИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Пример 1. Родители, желая помочь ребенку в учебе, наказывают его за двойки. При этом не замечают, что проблема ребенка не в том, что он, скажем, мало времени тратит на уроки или не старается писать аккуратно. Его проблема в том, что он не понимает, в чем смысл домашнего задания, почему надо применять в решении именно эти формулы, а не другие.
Ясно, что ошибка взрослого состоит в том, что помощь требуется ребенку в сфере познания (ребенок ждет, что ему кто-то объяснит материал), а не в сфере поведения (организовать себя на выполнение уроков он и сам может). Результаты такой ошибочной помощи могут оказаться весьма плачевными: ума у ребенка не прибавится, а вот обида на взрослого может перерасти в комплекс неполноценности, потерю доверия или даже в саботаж учебной деятельности в целом.
Пример 2. Родители все-таки пытаются помочь ребенку, получившему двойку, объясняя ему материал. Но при этом они при объяснении пользуются неизвестными ребенку терминами и приемами решения. Получается, что они не помогают, а демонстрируют ему то, что сами способны в данном учебном предмете. В итоге — ребенок окончательно сбит с толку.
Ошибка в этом случае состоит в том, что родители неправильно определили путь оказания психологической помощи: вместо развития у ребенка понимания, они пытались заставить его запомнить новые знания, которые, как понимает сам ребенок, вряд ли пригодятся ему на уроке.
Пример 3. Ребенок поссорился с другом. Родители хотят ему помочь, видя, что он переживает. И вместо того, чтобы выяснить, что именно в этой ссоре он переживает (возможно, он сам был неправ, или он разочаровался в людях, или от этой ссоры могут пострадать и другие его друзья и т.п.), вместо душевного разговора с ребенком родители начинают выискивать отрицательное в поведении друга, давая этим своему ребенку урок огульного обвинения, недоверия, пренебрежения и подозрительности.
Итог — ребенок замыкается в себе, никому не верит, изменяется в негативную сторону его нормы отношения к людям.
Пример 4. Мальчик-первоклассник вычитал в газете (сам!) о каких-то далеких островах, куда приглашаются все любители путешествий. Считая себя таковым, он, конечно, радостно приглашает в это самое путешествие свою маму. Однако мама считает, что «от ребенка нельзя скрывать правду жизни», и без обиняков сообщает ему степень удаленности этих островов от пределов материального благополучия семьи. Такая правда жизни ребенку мало понятна, но вот слово «никогда» его впечатляет. Намерение мамы оборачивается тревогой, агрессивными реакциями или комплексом неполноценности ребенка. Ведь он не спрашивал маму о материальных возможностях семьи. И на острова собирался не сию минуту. Он только мечтал.
Что было бы маме помечтать вместе с ним? Порассуждать об этих островах, возможно, порисовать их. Спросить, что же его так заинтересовало в этом путешествии? Кого бы он взял с собой? Чем бы он занимался в дороге? Можно было бы даже и поверить, что это путешествие обязательно случится. Правда, пока на него денег нет. Но ведь сын вырастает. Заработает. Пригласит и маму, и папу. И всех-всех своих друзей. Ах, скорее бы наступило это интереснейшее будущее… Конечно, после таких рассуждений ребенок чувствует себя окрыленным. Ему хочется поскорее вырасти. Он готов стараться во всем. Он чувствует, как мама его любит, как верит в него. И он сам готов любить мир, творить добро, ничего не бояться, верить в себя.
Например, на вопрос об ошибках родителей, которые хотели помочь, но не сумели, дети первого и второго классов написали:
- помогают делать уроки, когда ребенок их об этом не просит, когда он может сам;
- не догадываются и не замечают, что их ребенку плохо;
- за двойки ругают вместо того, чтобы объяснять;
- отсылают ребенка делать уроки, даже не выяснив, что он их, оказывается, уже сделал;
- меня отлупили, а потом оказалось, что виноват не я;
- чем лупить, если я что-то сделал не так, лучше бы поговорили со мной;
- просил в подарок машину, мечтал, — а папа подарил мне ружье;
- хотел смотреть телевизор, а они захотели, чтобы я спал: но ведь были же мультики; учитель любит помогать тем, у кого и так пятерки, а мне не хочет — обидно.
Рекомендации для проведения родительского собрания
«Режим дня первоклассника»

Поступление в школу-это переломный момент, начало новой полосы в жизни ребенка.
История знает многочисленные примеры поистине невероятной работоспособности. Между тем далеко не у всех этих людей были какие-то сверхъестественные способности. Чему же тогда обязаны они своими выдающимися достижениями? Таланту? Да! Но одного таланта мало. Они были замечательными организаторами своей работы, своего режима.
С приходом в школу меняется вся жизнедеятельность ребенка, перестраивается распорядок дня, обычно исключается дневной сон, увеличиваются статические нагрузки
( сидение за партой- 4 урока ежедневно и 1-2 часа занятий дома). Если детский организм не подготовлен к большим нагрузкам, то переносятся они в этот период очень тяжело. Постепенно организм тренируется, перестраивается. Многочисленными исследованиями установлено, что в начале учебного года выносливость ребенка снижается, а к концу года — восстанавливается.
Приучать ребенка выполнять режим дня необходимо с ранних лет. В этом возрасте у них легче выработать привычку к организованности и порядку. В результате регулярных упражнений это становится их внутренней потребностью, чертой характера. Неправильно построенный распорядок дня или частая его ломка вредно сказываются на здоровье и работоспособности ученика, что приводит к развитию хронического переутомления.
Правильный режим дня школьника-это целесообразно организованный соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий, повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, это ритм жизни. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и тоже время. Одна из существенных ошибок родителей заключается в том, что чуть ли не с первой учебной недели начинаются уступки: «Ну, уж ладно сегодня этого делать не будешь, а завтра — обязательно!» Хотя жизнь есть жизнь, и отступление от правил, конечно, быть могут.
Ребенок, выполняющий режим дня или даже старающийся его выполнять, нуждается на первых порах в похвале, поощрении. Затем выполнение режима должно восприниматься вами и самим ребенком, как норма поведения. Родители, бабушки, дедушки должны быть едины в своих требованиях, предъявляемых к ребенку в выполнении режима.
В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, смена видов деятельности чередования труда и отдыха. В суточном бюджете учащихся выделяют следующие компоненты: учебные занятия, самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятие спортом.
Таблица. Продолжительность различных видов суточной деятельности (час):
Возраст Класс Занятияв школе Учебныезанятиядома Спорт,игры,прогулки Занятия в кружках,чтение,помощь по дому Приём пищи,туалет,зарядка Сон
7 лет 1 3-4 1-1,5 3,5 2,5 2,5 10-10,5
8 лет 2 4 1-1,5 3,5 2,5 2,5 10-10,5
9 лет 3 4 1,5-2 3,5 2,5 2,5 10-10,5
10 лет 4 4-5 2-2,5 3,5 2,5 2,5 10-10,5
11 лет 5 5-6 2-2,5 3 2,5 2,5 9,5-10
12 лет 6 5-6 2,5-3 3 2 2 9-9,5
13 лет 7 5-6 3-4 2,5 2 2 9-9,5
14 лет 8 5-6 3-4 2,5 2 2 9-9,5
15 лет 9 5-6 3-4 2,5 2 2 8,5-9
16 лет 10 5-6 3-4 2,5 2 2 8-8,5
Примерная схема режима дня учащихся, занимающихся в общеобразовательных школах, разработана институтом АПИ. Естественно, что ни одна схема распорядка дня не может быть универсальной, одинаково пригодной для всех. Однако главное правило- разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональным питанием- должно соблюдаться во всех случаях.
Практика показывает, что для выполнения всех утренних дел при наличии занятий в школе с 8.30 школьник должен подниматься в 7 часов утра. Лучше на первых порах в 6.50-6.55 и какое-то время ребенок может полежать в постели. Резкий переход от сна к бодрствованию для неокрепшей нервной системы может быть слишком труден. Затем посещение туалета, утренняя гигиена, зарядка, заправка постели, одевание. 25-30 мин. на завтрак, этого времени достаточно не только для приема пищи, но и на то, чтобы убрать хлеб, прибрать на столе, вымыть за собой посуду.
Успеть все сделать за утро и очень просто и очень трудно. Многие первоклассники очень боятся опоздать в школу. Из-за этого плохо спят, рано просыпаются, стремятся уйти в школу как можно раньше. Поэтому важно обучить ребенка ориентироваться во времени, уметь следить по часам за выполнением той или иной процедуры. Ребенок должен поскорее научиться чувствовать, что при достаточном запасе времени он все успеет.
Первое время взрослые выполняют почти все утренние режимные моменты вместе с ребенком. Первоклассники иногда забывают о чистке зубов, о зарядке… Если ребенка отличает такая забывчивость, то полезен прием » руководителя». Ребенок командует взрослым: «А теперь на зарядку, а теперь умываться….» Игра в лидерство проходит обычно весело, дает хороший настрой. Постепенно предоставляйте все больше и больше самостоятельности, ограничиваясь лишь подсказкой.
Завтрак и уборка после завтрака окончены, теперь еще раз проверим ранец, одежду, обувь- все ли в порядке.
Полезно в первые дни учебы, провожая ученика в школу идти не очень быстро. Быстрая ходьба может утомить ребенка, а утренняя прогулка — важная составная часть отдыха.
Часы, проведенные в школе, достаточно четко регламентированы распорядком школьной жизни. После 4-х часов, проведенных за партой, малышу, прежде всего, необходимы движения, физическая активность. Полезна прогулка. Обычно в 13-14 часов ребенок уже дома. Школьник переодевается, умывается, обедает. Послеобеденное время дети обычно проводят по-разному. Некоторые дети нуждаются в дневном сне. Одно из основных требований к режиму первоклассника- отдых должен быть активным. Если, придя из школы, школьник уткнется в книгу, берет в руки игровую приставку, садится за настольною игру, компьютер, не успокаивайтесь мыслью, что он по настоящему отдыхает. Активный отдых- это смена видов деятельности, типов и величины нагрузок.
К выполнению домашнего задания приступают в 16.00. Во время занятий по возможности нужно исключить «внешние помехи». Не должно быть ничего лишнего, отвлекающего ребенка. Дело не только в том, что это отвлекает, но создается дополнительная нагрузка на нервную систему. «Физминутки» необходимы и во время домашних занятий. Если ребенок уже больше часа не поднимает голову от тетрадок, подождите радоваться его усидчивости, в этом случае от нее мало проку, — возможно, он думает о чем-то далеком от учебы. Пусть лучше малыш на 5-10 минут прервется, походит по комнате, разомнется, и работа сразу пойдет лучше.
Необходим четкий ритм занятий. Для первоклассников после 25 мин. перерыв 5-10 мин.
Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играют так же привычка к постоянному месту работы, созданию рабочей обстановки. Постоянное место, благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад, тем самым обеспечивает работоспособность.
Нередко смысл режима дня родители видят лишь в том, чтобы ребенок » не терял времени попусту», все успевал. Но дело не только в этом. Точные временные рамки любого из режимных моментов (будь то еда, игры или занятия) создают у ребенка внутреннюю подготовленность именно к этой деятельности. Если же в одни и те же часы он сегодня делает одно, завтра другое, ему каждый раз приходится внутренне настраиваться, а это далеко не всегда удается. Как известно, ресурсы собранности, внимания, воли у семилеток не столь уж велики.
После занятий дома, снова отдых, прогулка, помощь семье. Кроме того, дети должны иметь свободное время, которым они могут распоряжаться по своему усмотрению.
Вечер остается на тихие игры, ужин, просмотр телевизора, чтение книг. Игры и занятия рекомендуется заканчивать за 30 мин. до отхода ко сну.
Жизнь ребенка, разумеется, не исчерпывается только школьными занятиями. Дети с огромным удовольствием занимаются в технических и художественных кружках, спортивных секциях. Однако и эти занятия надо регламентировать, учитывая возрастные особенности. Надо только проследить, как чувствует себя ребенок. Если у него ухудшается аппетит, он теряет в весе, неспокойно спит, становится возбудимым или, наоборот, вялым, это указывает на переутомление. В таких случаях необходимо посоветоваться с врачом и, может быть, на время прекратить интенсивные занятия.
Учеба школьника — важная часть (но все-таки лишь часть) жизни ребенка. И родительская забота — обеспечить максимальные условия для его гармоничного роста и развития.

Образовательная программа
«Ученическое самоуправление- школа будущих лидеров общественно-государственного управления»
(извлечения)
Руководители ОП:
Харитонова В.А.
Научный руководитель:
Санникова О.В., к. философ.н.
Авторский коллектив:
Никитина М.В.,
Стерхова Е.А.
Широбоков С.А., студент Удмуртского госуниверситета, 2 курс,
куратор ученического самоуправления,
Никитина Н.В., психолог
Ежов.А., учащийся 11 класса
Пономарев Р., учащийся 11 класса
Евстигнеева А., учащаяся 10 класса
Участники образовательной программы
Активы классных коллективов (5-11 кл.)

Пояснительная записка к программе «Ученическое
самоуправление»
Участие молодежи в общественном управлении определяется степенью открытости и свободы общества, возможностью сделать самостоятельный выбор своего пути развития. Но свобода выбора понимается как особая форма ответственности за сделанный выбор и результаты его реализации.
Уникальным социальным институтом, призванным формировать демократические навыки, навыки самодисциплины, понимания интересов и возможностей других, способности к высоко рефлексивному социальному поведению является школа, через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития.
Школа и общество — объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее.
Решение данной проблемы возможно только с опорой на научно обоснованную методологию, сформулированную в тех областях научного знания, где изучаются сложные системы (какой является и школа), явления их самоорганизации и эволюции. Для этого может быть использовано новое методологические направления в науке — синергетика, которая «становится способом не просто открывания, но и создания реальности, способом увидеть мир по-другому и активно встроиться в этот мир».
Школа XXI века — это не только изменение содержания образования и его организации, но и новая система управления им. Представительство в системе управления всех субъектов образования и других социальных категорий общества, заинтересованных в его эффективном осуществлении, станут основным принципом общественно-государствен-ного управления системой образования в будущем.
Одной из важных составляющих в управлении школой является активное участие в нем учащихся. В ученическом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования образования, объединения для этого созидательных усилий учащихся, учителей, родителей.
Участие в школьном управлении — это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются организаторские способности как специальные способности, без которых немыслим настоящий лидер.
Инициатива учащихся Ижевской гимназии №56, обеспеченная научной и финансовой поддержкой, оформилась в 2000 году как образовательная программа «Ученическое самоуправление». Эффективность данной программы проявилась в органическом вхождении ее в общую систему управления гимназии (Попечительский совет, Совет гимназии, Родительский совет и др.) и ее качественном развитии.
Цель программы
Построение демократических, правовых отношений между участниками образовательного процесса в образовательных учреждениях как модели социально-культурной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе, плюрализме, уважения к закону, что предполагает решение следующих задач.
Задачи:
1. Создание модели ученического самоуправления образовательного учреждения в контексте общественно-государственного управления на основе эволюционно-синергетической парадигмы.
2. Создание условий для расширения выбора школьниками различных видов деятельности, формирование потребностей к саморазвитию, самообразованию.
3. Создание условий для проявления, развития и самореализации организаторских способностей как специальных способностей учащихся.
4. Включение учащихся в совместную деятельность со взрослыми, способствующую образованию и проявлению качеств гражданина у всех субъектов образовательного процесса.
5. Моделирование нормативно-правовых отношений между участниками образовательного пространства.
6. Моделирование деятельности всех субъектов образовательного пространства по освоению ситуаций, нуждающихся в нормативно-правовом регулировании.
7. Создание новых возможностей для выбора учащимися путей собственного развития, формированию у них новых отношений к содержанию и формам учебной и внеучебной деятельности.
8. Организация сотрудничества с учащимися, педагогами, родителями других образовательных учреждений при реализации программы.

Описание программы
Процесс создания модели ученического самоуправления в образовательном учреждении в контексте общественно-государственного управления на основе эволюционно-синергетической парадигмы предполагает прохождение его в несколько качественных этапов.
I этап — 1999 — 2000 г.г.
Развитие неустойчивости, возникновение многообразия, выбор пути развития. Прежние устоявшиеся отношения в образовательном пространстве, благодаря его открытости, пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями. Происходит разрушение прежнего порядка между субъектами образовательного пространства.
С точки зрения синергетического подхода, рост неустойчивости необходим для перевода системы в новое состояние. Этот рост может иметь не только стихийный, но и управляемый характер. Так, на данном этапе учащиеся могли сделать выбор из следующих возможных вариантов: положиться на выбор учителей, выбрать самому из предложенных проектов, стать участником коллективного создания программы.
Данный этап развития модели завершился в 2000 году, когда у учащихся появилась идея управления своей деятельностью в гимназии, затем — первые организации ученического самоуправления, позднее закрепленные в Школьной Конституции.
II этап — 2001г. — настоящее время
Этот этап характеризуется формированием смыслов и целей, упорядочением отношений с другими образовательными субъектами образовательного пространства: учителями, родителями, представителями общественных организаций, других образовательных учреждений (Вятская гуманитарная гимназия, Государственный учебно-научный центр «Колледж» при Саратовском государственном университете, школы Удмуртии), структурированием появившегося многообразия отношений. Все это признаки начала периода устойчивого развития. Ученическое самоуправление приобретает форму школы социальных отношений, модели социальной деятельности, основанных на ценностях гражданского общества.
Системообразующим фактором становится формирование названных отношений, что потребовало других форм и направлений взаимодействия субъектов образовательного пространства и привело к созданию новых структур в управлении гимназии в целом и в ученическом самоуправлении, в частности. Появились новые виды деятельности, которые в соответствии с программой должны привести к возникновению новых вариантов отношений в учебной и внеучебной деятельности между учащимися и педагогическим работниками гимназии; созданию новых возможностей для выбора учащимися путей собственного развития.
Для реализации цели и задач программы разработаны стратегические направления, представленные в следующих формах:
· Открытая школа синергетики, участниками которой являются и учителя, и учащиеся. На методологических семинарах, проектных практикумах, дискуссиях по проблемам нелинейных процессов в социальных системах, участники овладевают принципами синергетики. Занятия в школе проводят ученые и специалисты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. В работе школы организуется возможность дистанционного участия (интернет-конференции, чат, электронная почта). Материалы выставляются в сети Интернет на сайте.
· Развитие ученического самоуправления в гимназии:
Проведение ежегодной выборной компании в гимназии, в том числе президента гимназии, членов Школьной Думы, конфликтной комиссии. Компания организуется и проводится согласно Положению о выборах, разработанного учащимися.
«Золотой фонд гимназии». Учащиеся самостоятельно разрабатывают систему поощрения и стимулирования индивидуального роста гимназистов. Проводится это в форме игры. Итоги подводятся в конце каждой четверти и учебного года.
· проведение акций: «Подари себе жизнь», «Милосердие», «Чистый город», «День самоуправления», предлагающих различные виды деятельности, которые развивают организаторские способности учащихся и моделируют социальные отношения в обществе;
· информационное агентство «Мы» (газета гимназии, интернет-сайт, телестудия), деятельность которого представляет учащимся большой выбор деятельности и возможность расширения информационного пространства, позволяющего привлечь внимание общественности к заявленным проблемам;
· взаимодействие с другими образовательными программами:
- национально-региональный компонент (через участие во внеучебной деятельности, например этнографические экспедиции, фестивали «Дружбы народов» и др.);
- экологическая программа (создание экологического комитета — органа ученического самоуправления, в котором учащиеся сами планируют и осуществляют деятельность);
- непрерывное образование (создание шефского и правового комитета — органа ученического самоуправления, в котором учащиеся осуществляют как внеучебную так и учебно-практическую деятельность педагогической и юридической направленности);
- взаимодействие основного и дополнительного образования (через участие во внеучебной деятельности, например КВН, культмассовые мероприятия, организация праздников и др.);
- синергетика (деятельность ученического самоуправления строится на основных принципах синергетики: многообразие, иерархичность, не линейность, не замкнутость и др.).
· внешняя деятельность. Результатами этих контактов стали обменные поездки на конкурсы, турниры, семинары:
- естественнонаучный открытый турнир (г. Ижевск);
- слет лицеистов (г. Ижевск);
- школа — конференция «Нелинейные дни в Саратове для молодых 2002″ (г. Саратов);
- Международная научно-практическая конференция «Государственно-обществен-ное управление: теория и практика» (г. Москва);
- семинар лидеров ученического самоуправления на базе Вятской гуманитарной гимназии (г. Киров);
- круглый стол с педагогами и учащимися средней школы №20 (г.Чебоксары);
- городской семинар по школьному самоуправлению;
- фестиваль социально-культурных инициатив.
Вышеназванные стратегические направления и формы в силу открытости гимназии привлекают внимание и вызывают большой интерес у учащихся и молодежи в регионе и за его пределами, создают условия для возникновения многообразия форм взаимодействия со школами Удмуртии, с «эвриканскими» образовательными учреждениями (Вятская гуманитарная гимназия), с инновационными образовательными учреждениями, в которых применяется методология синергетики (Государственный учебно-научный центр «Колледж» при Саратовском государственном университете).
Организация и поддержка социально-культурных инициатив создают условия для взаимодействия и моделирования деятельности всех участников программы, итогом которого может быть создание детской ассоциации «Самоорганизация и самоуправление».
Такая программа позволяет в настоящее время перейти к проектированию программ для других образовательных учреждений, первыми шагами которой явилось сотрудничество со школами города и республики. Реальными возможностями участия в обладают и «эвриканские» школы, взаимодействующие между собой на сайте www.eurekanet.ru и сети ФЭП.
Увеличение количества участников программы является одним из стратегических его направлений, влияющее на его дальнейшее развитие.
Для осуществления деятельности по реализации II этапа развития программы требуются определенные ресурсы:
· дополнительные помещения;
· компьютерная, проекционная и видеотехника;
· мини-типография;
· расходные материалы и канцтовары;
· аренда ресурсов на сервере и оплата канала связи провайдера;
· оснащение рабочего места администратора сайта и другое, часть из которых имеют сами образовательные учреждения, другую необходимо изыскивать, участвуя в грантовых конкурсах и привлекая средства из различных фондов поддержки.

Мероприятия по апробации программы

№ п/п Дата Наименование мероприятия
1. 09.09.02-12.09.02 Формирование редакционной коллегии информационного агентства «Мы».
2. 16.09.02-21.09.02 Выборная кампания в органы школьного самоуправления Ижевской гимназии №56.
3. 23.09.02 Пилотный выпуск газеты «Мы».
4. 09.09.02-12.09.02 Создание группы интернет-дизайна сайта.
5. 23.09.02 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Установочный семинар.
6. 30.09.02-06.10.02 Участие в школе-конференции «Нелинейные дни в Саратове для молодых 2002″ (г.Саратов)
7. 22.10.02 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Методологический семинар.
8. 1.10.02-3.10.02 Организация группы видеостудии
9. 17.10.02-18.10.02 Акция «Подари себе жизнь»
10. 7.10.02 Выпуск газеты «Мы».
11. 21.10.02 Запуск интернет-сайта
12. 4.10.02 Проведение «Дня самоуправления» в Ижевской гимназии №56
13. 11.10.02 Поездка лидеров самоуправления в Бабинскую среднюю школу (Удмуртская республика).
14. 26.11.02 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Проектный практикум.
15. 4.11.02 Выпуск газеты «Мы».
16. 5.11.02-6.11.02 Фестиваль социально-культурных инициатив «Самоорганизация и самоуправление 2002″.
17. 20.11.02-21.11.02 Поездка лидеров самоуправления в Вятскую гуманитарную гимназию (г.Киров).
18. 24.12.02 Выездная открытая постоянно-действующая школа синергетики.
19. 9.12.02-14.12.02 Акция «Милосердие».
20. 2.12.02 Выпуск газеты «Мы».
21. 27.12.02 Подведение итогов 1 этапа деловой игры «Золотой запас гимназии»
22. 21.01.03 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Методологический семинар.
23. 13.01.03 Выпуск газеты «Мы».
24. 2.01.03 Производство и презентация видеофильма о деятельности ученического самоуправления.
25. 2.01.03-4.01.03 Участие в Слете лицеистов города Ижевска
26. 18.02.03 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Проектный практикум.
27. 3.02.03 Выпуск газеты «Мы».
28. 6.02.03 Организация и проведение Городского семинара по школьному самоуправлению.
29. 25.03.03 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Дискуссионный клуб.
30. 3.03.03 Выпуск газеты «Мы».
31. 20.03.03-21.03.03 Подведение итогов 2 этапа деловой игры «Золотой запас гимназии»
32. 22.04.03 Открытая постоянно-действующая школа синергетики. Рефлексивный семинар.
33. 14.04.03-19.04.03 Акция «Чистый город»
34. 21.04.03-23.04.03 Участие в работе Международной научно-практической конференции «Государственно-общественное управление: теория и практика» (г.Москва)
35. 28.04.03-29.04.03 Ярмарка социально-культурных инициатив «Самоорганизация и самоуправление 2003″. Создание межрегиональной ассоциации «Самоорганизация и самоуправление»
36. 28.04.03 Расширенный выпуск газеты «Мы».
37. 28.04.03 Производство и презентация видеофильма по проблемам защиты прав и интересов учащихся

Анализ современного состояния программы
В настоящее время нет необходимости убеждать кого-либо в значимости самоуправления в школе. Каждый педагогический коллектив может теперь по своему решить вопрос: быть ли самоуправлению в школе, поскольку исчезли обязательные учкомы, нет массовых детских организаций.
Надо ли подключать к организации жизнедеятельности школы учителей, детей, родителей? — этот вопрос решен положительно всеми участниками образовательного процесса гимназии. В гимназии созданы органы самоуправления, высшим из которых является Совет гимназии, где имеют своих представителей и учителя, и учащиеся, и родители. Параллельно с уже созданными и успешно действующими педсоветом и Советом родительской общественности проходит становление и развитие органа ученического самоуправления. Школьная дума — выборный представительный орган учащихся 5 — 11 классов, содержание деятельности по различным направлениям:
- информационное (информирование о работе Школьной Думы, выпуск газеты и информационных листков и т.д.);
- правовое (защита прав учеников гимназии, разработка документов органов ученического самоуправления);
- досуговое (организация культмассовых мероприятий, общественных акций и т.д.);
- учебное (организация образовательных мероприятий, кружков, помощь неуспевающим ученикам и т.д.);
- патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма и т.д.);
- шефское (ведение шефской работы в младших классах, тьюторство);
- социальное (организация помощи малообеспеченным ученикам и т.д.).
Постоянно совершенствуясь и развиваясь в различных формах сотрудничества внутри гимназии (сборы активов, совместные заседания администрации и Совета старшеклассников) и за ее пределами (семинары-практикумы по обмену опытом с учащимися школ республики, разработка проектов для участия в российских и международных конференциях), ученическое самоуправление носит открытый характер. Только при постоянном взаимодействии с другими «ветвями» самоуправления, оно оказывается той благоприятной средой, в которой способно вырасти самоуправление как движение к собственному развитию и ребенка, и взрослого.
Последние годы в педагогическом сообществе не прекращаются дискуссии об условиях эффективного функционирования самоуправления, т.е. участия всех и каждого члена школьного коллектива в управлении школой. Учителя, учащиеся и родители настойчиво ищут педагогические основания, теоретическую базу и результативную методику организации такого самоуправления школы, в котором бы хорошо себя чувствовали и проявляли активность все участники образовательного пространства.
Эти поиски не закончены и на сегодняшний день. Более того, в проблеме школьного самоуправления сегодня существует много невыясненных вопросов и нерешенных задач. Одна из них — возможность учащихся принимать управленческие решения. Можем ли мы сегодня довершить ученику управление школой? Каким может быть участие в управлении школой? Существуют ли какие-нибудь механизмы этого участия?
На сегодняшний день можно условно выделить три уровня участия учащихся в управлении школой.
Первый уровень — непосредственного участия в управлении школой через Школьную Думу, которая принимает управленческие решения в соответствии с содержащимися в Уставе гимназии своими полномочиями
Высшим органом ученического самоуправления в гимназии в период между ученическими конференциями является Школьная Дума, которая состоит из двух представительных органов, избранных по возрастному принципу: Совета старшеклассников (8-11 классы) и Малого совета (5-7 классы)
Какова же деятельность Школьной Думы, как его решения влияют на управление школой?
Учащиеся, члены Школьной Думы принимают участие в рассмотрении и решении следующих вопросов:
1) организуют выполнение решений общешкольной ученической конференции;
2) направляют свою деятельность на реализацию общих потребностей и интересов всех участников образовательного процесса;
3) организуют и координируют деятельность органов самоуправления учащихся;
4) участвуют в обсуждении вопросов, касающихся внутреннего распорядка школы;
5) готовят и проводят общешкольные собрания, конференции и другие мероприятия
6) на совместных заседаниях Совета старшеклассников и администрации гимназии обсуждаются и решаются текущие общешкольные проблемы.
При правильно организованной и грамотно поставленной работе ученического самоуправления ребята получают возможность в реализации своих потребностей и интересов: возможность высказывать и отстаивать свое мнение по любому вопросу жизни школы; создание условий для учебы, труда и отдыха в школе; защиту прав, содержащихся в Уставе гимназии, Школьной Конституции; деловое общение со взрослыми на равноправной основе, атмосферу доверия и взаимопонимания в школе; удовлетворение потребностей в самоуправлении, самовыражении и самореализации; возможность участвовать в управлении школой, в выработке нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнь школы; реализацию потребностей во внеурочной работе, досуге в школе и вне ее; практику гражданского поведения и социальной деятельности; возможность влияния на содержание образования и условия его получения
Второй уровень можно охарактеризовать следующим образом — опосредованное участие в управлении школой через деятельность органов ученического самоуправления: на ученических собраниях, конференциях учащиеся обсуждают проекты школьных нормативных документов, высказывают замечания и предложения по их содержанию, которые передаются правовому комитету Школьной Думы и учитываются при утверждении этих документов. Так, высшим органом ученического самоуправления гимназии является общая ученическая конференция 5-11 классов, проводимое по необходимости, но не реже одного раза в учебный год.
На ученической конференции учащиеся, как члены органа самоуправления, могут:
- рассматривать и утверждать основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, направленные на реализацию потребностей работ;
- учащиеся решают вопросы, связанные с участием в управлении гимназии, обсуждают и принимают планы совместной работы с органами самоуправления педагогов, родителей, Советом гимназии;
- ребята сами формируют органы самоуправления в школе;
- вырабатывают и формулируют предложения ученического самоуправления по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- рассматривают и утверждают положения, правила, памятки, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся;
- заслушивают отчеты и информацию, оценивают результаты деятельности органов ученического совета и др.
Третий уровень — получение обратной информации от учащихся в процессе функционирования, организуемой педагогами учебно-воспитательной работы; в определенных случаях эта информация может использоваться администрацией школы при разработке управленческих решений.
Участие учащихся в управлении школой на всех трех уровнях позволяет развивать демократические навыки, реализовать интересы и способности.
Проблема разрешения внутришкольных конфликтов (между учителями и учениками, учениками и администрацией, между самими учениками), есть в каждой школе. В нашей гимназии учащиеся, разрабатывая школьную конституцию и другие документы, регламентирующие школьную жизнь, предложили организовать конфликтную комиссию как орган разрешения конфликтов цивилизованным способом, с опорой на нормативно-правовую базу, созданную самими учащимися. Старшеклассники совместно с педагогами разработали Положение о конфликтной комиссии и начали пропаганду деятельности этой комиссии среди учащихся гимназии. На Совете старшеклассников оповестили старост, распространили в классах текст Школьной конституции и Положение о конфликтной комиссии, выходили в классы с разъяснениями задач этой комиссии.
Школьники начали обращаться в конфликтную комиссию со своими проблемами (например, с претензиями к работе гардероба). В процессе обсуждения этой проблемы на заседании конфликтной комиссии было предложено учащимися своими силами наладить работу гардероба, выставив ответственных дежурных на переменах. Что характерно, конфликтные ситуации, касающиеся общешкольных дел, не перекладываются «на плечи» администрации, а разрешаются школьниками так, чтобы они сами принимали бы участие в изменении ситуации, вызвавшей конфликт. Учащиеся сами создали нормы своей школьной жизни, и сами контролируют их выполнение. Деятельность конфликтной комиссии постоянно обсуждается на заседаниях Школьной Думы. Обсуждаются проблемы, с которыми учащиеся обращаются в комиссию, выясняется, насколько принятые школьные нормативные документы достаточны для преодоления конфликта. Не надо ли совершенствовать, изменять их в связи с изменяющейся обстановкой в школе.
Те учащиеся, которые активно заняты составлением нормативных документов, заметно изменили свое отношение к учебе. Сразу появилась новая мотивация, стремление к успешности и в учебной деятельности, т.к. стыдно школьным законодателям учиться плохо и быть недисциплинированными на уроках. У них возникла потребность в изучении материала, не входящего в школьную программу (то, что касается истории, права, литературы, обществознания); появилась потребность в новых учебных предметах, которых нет в учебном плане (например, психология, политология).
Вывод:
Вовлечение учащихся в новую законотворческую деятельность: