«Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).
«Человек может вынести все, если в этом есть смысл» В.Франкл
Питер Брейгель Старший, «Слепые» 1568, Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия
От темпомиров к смысловым темпосферам
Введение. Сеть и смысл
Бурный поток происходящих перемен уже сегодня открывает целостную картину будущего, очертания которого отчетливо проступают в ходе развертки Большого антропного перехода, охватывающего перспективу далеко за горизонтом видения и рационального планирования.
Эта глубочайшая перестройка затрагивает все без исключения антропные сферы, в которых одномоментно протекают множественные революционные сдвиги, их глубинная суть – укоренение сетевого общества, где повсеместно распространяется восходящее к архаике, к экзистенциальной древности «выравнивающее» общинное начало и резко возрастает значимость и реальное влияние субъектности человека и человечества. Одновременно с этим нарастает феноменальная смысловая метанойя, массовое изменение умов, мировоззренческий экзистенциальный сдвиг с приоритетов обладания на приоритеты обладания смыслом. Сеть неуклонно делает свое революционное вразумляющее дело, заставляя общество уходить от «пьянящих» и «раздробляющих» ценностей успеха, доминирования, превосходства и принципа удовольствия, и открывая путь к самому глубокому и первичному импульсу влечения воли человека — к смыслу - с его «заземляющими» и вдохновляющими ценностями Замысла собственной судьбы, творчества, призвания, общинной и семейной взаимности, соседского общежития, доверия, взаимодействия и согласия.
Сеть: сущностные и топологические определения
Сеть – это универсальный топос бытия коэволюции, где действует принцип отражения — природо- и – антропоподобия, веры в образы подобия Бога, Логоса и Космоса, способ медиации и ускорения/задержки обмена и созидания нового опыта (творчества).
Сеть сопровождает развитие, порождение, зарождение, взаимообмен, связность, трансляцию, результативность и усвоение. Сеть живет настоящим, переходным и будущим.
Иерархия – это топологическое дополнение сети, универсальный топос использования коэволюции, где действует принцип умственного и вероисповедного узнавания, познания, накопления, хранения, медиации и арбитража (суда) прошлого опыта (творчества, прецедента, традиции).
Иерархия сопровождает выстраивание, обладание и применение результатов коэволюции в процессе сравнения, измерения, меры (оценки, цены, ценности, эквивалентности, критериальности, идеальности), отбора памяти и ритуалов. Иерархия живет прошлым, избеганием переходности и настоящим.
Гетерахия – это осмысление синтеза принципа сети и принципа иерархии и создания универсального медиатора управления, включая функцию включенного смыслового наблюдателя. Гетерархия живет настоящим, пустотным (кульминацией перехода) и вечным.
Сетевой матрикс (инвариант) – это – в антропной сфере — каркасные, армирующие многокомпонентные сети и среды, обеспечивающие целостность, устойчивость, питание, размножение, продуктивность, аутопоэзис (самовыстраивание), саморегенерацию антропного начала. Пять доминант (орбит) социокультурного матрикса:
1. Язык и мировоззрение, культурный код, «свои и чужие» (первая орбита и фронтир). 2. Природа и вера, биосфера и религия, антропный аутопоэзис (вторая орбита). 3. Дело и воля, меритократическое государство (национальное в том числе), власть и тэхне, хозяйствование и собственность (третья орбита). 4. Доверие и судьба, цивилизационное равновесие и память, смыслы и согласие (четвертая орбита). 5. Жертва и путь, героизм и подвиг (пятая орбита). Ядро инварианта.
«Длинные» смыслы, цивилизация и матриксный (инвариантный) код
Этот тектонический порог в умах людей, ментальности стран и цивилизаций стремительно формирует «длинные» смысловые потоки влечения к целостности каждого антропного очага, включая цивилизации, что особенно глубоко переживается сейчас — на пике противостояния всего мирового сообщества очередным попыткам коллективного Запада увековечить неоколониальный мировой порядок. Смысл – это дитя перехода и переходности, порождающий именно в кризисных состояниях жертвенности, близости угроз мировых войн и локальных конфликтов, природных и социогенных катастроф витки целостного цивилизованного мировоззрения с приоритетами приятия, взаимности и универсальности, идущее на смену множеству «раздробляющих» мировоззрений общества успеха, обладания и присвоения, существующего на основе принципа «разделяй и властвуй». Мировоззренческий жертвенный порог смысла – вопросы «зачем?», «ради чего»», «в чем суть?» и «в чем смысл (назначение) жизни?»- оказывает в антропосфере сильнейшее оживляющее воздействие на те слои долговременной памяти, которые умиротворяют «образ врага», образуя каркасный элемент цивилизационного матриксного кода и преобразуя агрессию. Под воздействием смысла происходит «склеивание» гетерархических сообществ цивилизаций, их верхов и низов, на основе ценностного синтеза воли к жизни, мировоззренческой мудрости и духовной стойкости, их трансформации в особую организацию пространства-времени – в открытые смысловые темпосферы.
Смысловые темпосферы
Идея темпомиров, вышедшая из недр синергетических открытий С.П.Курдюмова, С.П.Капицы и других выдающихся синергетиков 20 века, начинает обретать совершенно новые очертания в Большом антропопереходе. Этому способствуют бурно протекающие современные процессы нелинейного сжатия-расширения — демографического перехода, множественных «пределов роста», исчерпание ресурсов и капиталистической экспансии, и, одновременно, бурного развития социальных сетей,, мощных обменных и мутагенных процессов «перемешивания» в самой антропосфере, цивилизационного метаморфоза, угасания Запада и роста новых центров силы и новых цивилизаций. Несмотря на кажущуюся неопределенность и нелокальность антропоперехода, в нем имеет место выраженная смена стихийных темпомиров на новые процессы антропного «сжатия», с четко и даже жестко структурированными смысловыми темпосферами, жизнедеятельность которых направлена на глубинную социальную медиацию – с четким формированием целостности и неантагонистичности.
В смысловых темпосферах беспрерывно воспроизводится способность к осмысленной доброй воле и «длинному» сопротивлению внешним угрозам, устойчивой борьбе за выживание, вековому здраво- и свободомыслию, миролюбию, взаимопринятию, поддержанию целостности и взаимного доверия. Эти антропные ценности порождают три «длинные» смысловые темпосферы, устремленные в будущее - вперед, вверх и вглубь и три субъективные силы - экзистенциальную, срединную и самораспознающую. Которые в условиях Большого антропоперехода, текущего уже несколько последних десятилетий, обнаружили способность действовать инерциально и очень устойчиво, и останутся в том же режиме и на дальнюю перспективу. Определяющее воздействие на устойчивость сфер оказывают, однако, четвертая — «странная» темпосфера энтропии сознания, и оберегающая ее пятая – сакральная и сотериологическая сфера Спасения, которые пронизывают и уравновешивают все указанные три, ускоряя изменение мировоззрений и появление принципиально новой холистической эпохи мысли и мировоззренческой синергии, и, следовательно, предотвращение глобальных катастроф, включая распады цивилизаций и самой жизни.
Смысловой драйвер
В темпосферах запуск целостности происходит через особый драйвер — семантический отбор (смысловой граф), семантическое сетевое «просеивание», выраженную анизотропию и синхронистичность одновременно. Семантический драйвер легко устраняет ментальность убийственного соперничества, гегемонии, враждебности, ненависти, зависти, фобий, манипуляций массовым поведением, обладая феноменальной энергией революционного влияния. Принцип его действия — глубинное и мирное столкновение полярных смыслов и выработка единомыслия как новой синтезирующей, «стягивающей» ментальной силы, одомашнивающей варваров и создающей сверх- и транс-цивилизационные пространства добрососедства, доверия, гуманности и взаимности и новые цивилизационные очаги.
Темпосферы, фронтир и «новые сталкеры»
В темпосферах нет Востока и Запада, Юга и Севера, верхов и низов, элит и народа, но есть устойчивая целостность через синтез общего, особенного и неповторимого, в «старых» и «новых» антропных очагах, странах и цивилизациях-на-земле, преодолевающих расколы, любую социопатию, зоопопуляционные патологии, типичные для уходящего в прошлое общество обладания. Осколки и ремнанты этих патологий и распадающейся прежней глобалистской структуры будут искать способы подражания и приспособления к новым темпосферам, формируя нечеткие и неустойчивые зоны фронтира, смыслового аномального пограничья. Так будут создаваться элементы своеобразного «дикого поля» в физическом мире или виртуальном, где и будут возникать и воспроизводиться маргинальные сетевые сообщества «новых сталкеров», пребывающих на обочинах основных темпосфер, включая и «странную» темпосферу сознания.
Странные зоны сталкеров
1. Первая темпосфера. Общее. Движение вперед и экзистенциальный, ускоряющий смысловой драйвер.
Экзистенциальная жертвенная темпосфера, защищающая ценности выживания и существующая нередко на границе жизни и смерти, запускает движение вперед к неотвратимости «заземления», избавления от иллюзий, с новым волевым экзистенциальным сопротивлением и колоссальной силой духа, и, одновременно, предотвращением катастроф и устремленностью в будущее. Эта темпосфера формирует ведущую стратегическую инициативу, охватывает мощную трансграничную выравнивающую субьектность освобождения мира от рабства, угнетения и варварства в любых формах, продвигая стремления к мирному сосуществованию, честному и открытому соревнованию, кооперации, единству разнообразия. Действующий в этой темпосфере экзистенциальный смысловой отбор-драйвер имеет широчайшее сетевое природоподобное представительство – во всех видах цепочечных и петлеобразных сетевых связок, образуя сети, полностью изоморфные структурам водного и степного биомов и т.н. океанической форме живых языков и интернета.
Его влияние доминирует во все периоды информационных, технологических и знаниевых революций, в бурных процессах метисации и миграций, освободительных войн, в ходе бурного обмена в социальных сетях соседских и родовых общин, боевых братств, добровольческих и волонтерских движений, творческих и производственных коллективов, а в современном цифровом мире – в социальных сетях цифровых инноваторов, фабрик мысли и всех видах сетей социального активизма с высочайшим мобилизационным и знаниевым потенциалом.
Героическое, патриотическое и творческое, изобретательское начала обеспечивают экзистенциальному драйверу силу, способную совершать любые квантовые скачки в будущее, ускорять развитие – любого антропного очага, особенно цивилизаций. Экзистенциальный драйвер нацелен на стратегию земного гомеорезиса, но прежде всего – на упорное и неуклонное жертвенное подвижничество, первопроходчество и первооткрывательство. Глубинная суть движения экзистенциального драйвера – это жертва, соединенная с милосердием и состраданием, готовность к самопожертвованию ради выживания, сохранения жизни и творческого созидания, достижения независимости, свободы слова, победы, новаторства.
Синтез онтологических антиномий и разрешение смысловых войн
Экзистенциальная темпосфера беспрерывно наполняется все новыми волевыми ресурсами, поскольку ее призвание — отстаивание глубинных и древнейших оберегающих жизнь смыслов Земли, Отечества и Божественного покровительства. Но особенно – сбережения собственно человеческого, целого и родного -– родины, страны, народа, семьи, близкого человека, сообщества, исконных духовных и творческих ценностей. Переживания смыслов выживания, зарождения нового и сбережения внутри экзистенциальной темпосферы создают ментальные пространства с особым смысловым синтезом - онтологических антиномий - земли и моря, сильного и слабого, героизма и смеха (трагического и комического), войны и мира, вырабатывая потому феноменальную стоическую выносливость.
Характерно, что эти экзистенциальные ценности всегда проявляются внутри отечественных, гражданских и межцивилизационных – иначе смысловых войн – где переплетаются именно онтологические антиномии – особенно мира и войны. Самоотверженность, ответственность и мужество в осознании смысловых войн в вариантах смыслового синтеза – и мир и война, вне/внутри мира и войны, без мира и без войны - порождает духовное взаимное прощение, волевое братское примирение и стирание памяти вражды и ненависти. Разрешение смысловых, онтологических антиномий всегда способствует воплощению формулы Протагора «Человека как меры всех вещей» и создает четкое смысловое ядро экзистенциальной темпосферы. А именно – рождение нового человека, нового мира и нового доверия, сохранения целого, приращение народа, и ради этого — преодоление вспышек насилия, вражды, жажды обладания властью и стремления к наживе.
Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 г.
Русский музей, Санкт-Петербург
Агональный принцип паритета и ноосферное мышление
В межцивилизационных отношениях экзистенциальная темпосфера неуклонно работает на пресечение убийственного маниакального соперничества и имперских гегемонистских, неоколониалистских и экспансионистских амбиций, исходящих от элитных кланов коллективного Запада, локальных националистических элит и их клиентелы. Поле битвы экзистенциального драйвера – это неуклонное противостояние всем попыткам провокаций и разжигания войн и насилия как таковых, этнических и конфессиональных фобий, особенно вертикального варварства (нацизма, расизма и национализма в первую очередь), военных и террористических эскалаций, внедрения цифровой тоталитарной диктатуры.
Экзистенциальная темпосфера отстаивает агональный принцип паритета и международной солидарности – мирных соревнований цивилизаций, стран, народов в сочетании с добрососедством и кооперацией. В общественных отношениях экзистенциальная темпосфера так же неуклонно работает на пресечение ценностных аномалий, порождающих вражду, особенно комплексов превосходства/неполноценности, лжи, лицемерия, коварства, предательства и самообмана.
Любые процессы в зоне ответственности экзистенциального драйвера «заземляются», и, одновременно, устремляются за горизонт, становясь вдохновенной битвой за свободу, равенство, братство, правду и справедливость, всех ее исторических форм – от воздаяния, выравнивания и распределения до достоинства каждого человека. Экзистенциальный драйвер пассионарен, всегда задавая пассионарные нормы – жертвенного героизма, стойкости, способности «вызывать огонь на себя», и доброй воли в сочетании с неиссякаемой готовностью к сотрудничеству, братско-сестринскому (общинному) соработничеству. Его приоритеты — боевое и творческое бесстрашие, включая принципы ноосферного мышления, стремительного создания условий для духовно-нравственного совершенствования человека, через самоотверженность и упорство, ради рождения новых смыслов и установления ценностей честного сотворчества, исхии и аскетических традиций и культур.
Бегуны. Деталь.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. Вторая темпосфера. Особенное. Движение вверх и срединный, уравновешивающий смысловой драйвер. «Осевые» очаги и «осевые» времена.
Запуск срединной смысловой темпосферы впервые в истории устанавливает и взращивает новую «нормальность» — срединность как основы – целого и особенного — «нечеткого множества» «старых» и новых, молодых цивилизаций-на-земле, обществ мирового большинства, основываясь на ценностях осмысленной и здравой целостности, гомеостатического здравого смысла, отделяющего «зерна от плевел». Эти приоритеты обращены к выработке управляющей срединной нормы, обеспечивающей единство разнообразия массы корневых общин и традиционных сообществ, большесемейных общин, диаспор (социальных каст), этноконфессиональных сообществ, создающих новую трансцивилизационную субъектность, управляющую осмысленную синергию стран, цивилизаций и создания норм цивилизованного общежития как важнейшей вечной ценности на Земле.
Срединность – древнейшее «третье» начало управления и власти, универсальный мировой третейский архитектор, трансформирующий власть в справедливое и мудрое начало, стремясь выровнять и сбалансировать отношения господин-слуга повсеместно, создав целостные, соборные сообщества любой размерности.
Срединность устанавливает лабиринтные (гаремные), древовидные и ризомоподобные отношения сплетения всего и вся, близкие по своему устройству к структуре лесных, пустынных и горных биомов, устройству принципа города и религиозной синкретичности, с ее ритуалами, сочетающими мирное соседство религий, культов и культур. Срединность, однако, умеет «обволакивать» все древние общинные начала, основываясь на принципах «мирового древа» и сохранения многообразия и тернарности – дольнего, горнего и «совершенного человека», их взаимоподобия природе и природным началам и принятию этических норм искоренения насилия.
Лабиринты Соловецких островов, Россия
Важнейшая историческая функция срединного драйвера – формирование «осевых» очагов и «осевых» начал в глубине цивилизаций – на — земле, в Срединной незападной зоне и создание таким образом совершенной новой ткани синхронистичности, целостности, соборности и сочетанного движения к Небу, в прямом, антропном смысле, упрочения гармонии Космоса на Земле и выхода в дальний Космос и личный Космос каждого человека.
«Осевые» ценности срединности и начало пятого «осевого» времени.
«Осевые», холистические основы гармонического устройства человеческой жизни и обуздания дикости и агрессии стали прорываться в историю с глубокой древности, начиная еще с первого — жертвенного этапа после неолитической революции и второго этапа- этико-аутопоэтического, природоподобного этапа мифологических культур «древа жизни». И далее в период третьего этапа- высокого «осевого» времени 8-2 в.в. до н.э. с поворотом к одухотворенному и нравственно осмысленному разуму человека и поколений просветленных. Этот сдвиг к смыслу в мировоззрении создал ситуацию «осевого» порога и породил в Евразии пророческий жертвенный духовный взрыв, после которого началось разрастание холистических религий — авраамитизма и дхармических религий по всем миру. Эта эпоха завершилась попытками вытеснения духовной жизни, жертвенно-нравственных основ поведения и разума множественными потребительскими симулякрами социальных культов и иррациональности после западной Промышленной революции. Которая породила – четвертый этап– на коллективном Западе — глобалистско-колониальную версию «осевого» времени с ее тоталитарными попытками «стирания» «государств-на-земле», которая терпит крах на наших глазах. Запад как инструментальная тэхне-цивилизация–вне-земли создал универсальные рациональные инструменты индустрии, вычислений, связи и коммуникации, включая сохраняющиеся инструменты влияния и своей «мягкой силы», но оказался несостоятелен как месторазвитие «осевых» начал.
Древо жизни 3-2 тыс.до н.э.Шумер, Ассирия
Миротворческое и космическое мышление единства Вселенной и новые «осевые» очаги
В современную эпоху срединный смысловой драйвер нацелен на новый, пятый «осевой» планетарный порог, суть которого состоит в новом синтезе принципа «древа жизни», этико-духовных и жертвенных норм ответственности и самоотдачи и «осевых» основ разумности человека на основе осмысления. Это означает принципиально новую синхронистичность и новую одухотворенную целостность, теснейшее переплетение всех мировых государств-цивилизаций, при гарантированной сохранности своеобразия каждого из них. Но особенно — глубочайшую трансформацию Запада, точнее всей толщи тэхне-культур, их «просеивание» от глобалистских тоталитарных технологий, маниакальных стратегий западных элит решать свои кризисы поиском «козла отпущения», за счет убийственной конкуренции, бесконечных воин, ограбления колоний и удержания колониальной гегемонии, для усвоения подлинных ценностей Большого антропоперехода.
Включая его гуманные начала, религиозный синкретизм и «осевое» согласие при установлении принципиально новой мировой синергийной архитектуры, вырабатывающей нормы смыслов, способных приучать Запад к цивилизованности и принятию Замысла, миротворческого и космического мышления единства Вселенной как абсолютной цивилизованной нормы. Движение вверх срединного драйвера небыстрое, «черепашьим шагом» или «змеиным клубком» напоминает самоощупывание судьбы, в том числе через обретение «новой соборности», новых цивилизационных границ и очертаний–на-земле, включая территории государств, их национального и цивилизационного самоосмысления и самоидентификации. Это означает также создание новых экосистем, космических станций и платформ, оформления тем самым новых «осевых» очагов, способные удержать мир и его целостность на следующие тысячелетия, не позволив «новому варварству» несостоявшейся западной цивилизации уничтожить Землю.
Дрессировщик черепах (1906; 1907), Осман Хамди-бей (1842-1910)
Факир заклинатель змей
3. Третья темпосфера. Неповторимое. Движение вглубь и самораспознающий, ресурсопорождающий смысловой драйвер. Сверхновое «осевое» время.
Эта смысловая темпосфера движется и разрастается практически со скоростью, превышающей скорость света, формируя действительно новый квантовый скачок в будущее, опережая все остальные темпосферы. Она уже вышла на траекторию сочетанного синергийного мышления, вбирая в себя все достижения предыдущих антропных революций. Поток антропных революций шел синхронно с «осевыми» временами вплоть до волны Возрождения, прокатившегося по миру с Востока на Запад в 8-16 в.в. н.э.. На Востоке (и в России) он способствовал расцвету культур и цивилизаций, на Западе, однако, на фоне короткого высокого Возрождения, произошло прерывание этой антропной синергии, вытолкнувшее человека как исторического субъекта за пределы духовной и природной жизни, провозгласив антропоцентризм – точнее материально обусловленный эгоцентризм — единственным ориентиром развития и даже прогресса. Человек гражданский, обожествленный Западом, был в результате вытолкнут и за пределы самой цивилизации, оказавшись на грани самоуничтожения.
Четвертая и пятая антропные революции, начавшиеся как реакция на кризис самосознания человека в 19-20 в.в, и бурно развивающиеся сегодня, означают не только эпоху Антропоцена, но принципиально новый его этап в самопознании человека, осознавшего неспособность предыдущих этапов охватить всю глубину и мощь его собственной природы, его судьбы и его Божественного предназначения. Это новое мышление стремительно формирует новую самораспознающую темпосферу, выявляют новое самораспознавание человека и человечества, открытие их инварианта, матрикса, глубинной «идеальной формы», принципиально иных саморегулирующих начал и мерностей, включая более тонкие сигнальные системы, настраивающие человека и сообщества на жертвенную взаимность и открытость. Это новое инвариантное очеловечивание самооформляется в создание условий для «взаимного пропитывания» в социуме, преодоления любого антагонизма, появления сплоченных общин, включая новые братства-сестричества и синергийные сообщества, любящие семьи и тесно спаянные семейно-родовые сообщества, напоминая агапы (раннехристианские общины, ἀγάπη (ага́пэ) — термин для обозначения жертвенной, самоотверженной, отдающей себя и ничего не требующей взамен любви) и другие древние общинные формы.
Сверхновое осевое время и люди «длинной воли
Распространение всех видов бурно самоорганизующихся гомогенных и тесно взаимодействующих общин неизбежно ускоряют массовый рост синергийных личностей-харизматиков, людей «длинной воли», глубочайшим образом изменяющих облик стратифицированного, сословного и классово-разобщенного общества. Так начинается проявление образа новой эволюционной (и/или формационной) фазы в глобальной и антропо-локальной истории, возникают условия для слияния стихии «осевых времен» и антропных революций, захватывающей в единый поток все остальные текущие революции – информационные, технологические, социальные, культурные и пр., обрушивающие всю структуру обществ обладания и открывающие простор для принципиально нового мира и новых элит повсеместно.
Это - проявление «нового целого», новой соборности, новой органичности и Сверхнового «осевого» времени, пробуждение подлинной самобытной «почвы» каждого государства-цивилизации, самобытности каждого человека и их новой осмысленной субъектности. Стержневая задача Сверхнового «осевого» времени и людей «длинной воли» – это рывок к миру и миру-в-себе, обретение взаимности и смысла жизни, достижение ее целостности, упрочение, сбережение и приумножение человеческих и природных ресурсов. Но особенно — преодоление глубинной памяти «разделяй и властвуй», основанной на «образе врага» (этноконфессиональных и расовых фобий особенно), эгоистического комплекса превосходства в общественных отношениях и перевод «убийственной» конкуренции в равную справедливую состязательность. Открывая тем самым широчайшие возможности для сдвига мирового и локального развития в сторону полицентричного мира взаимного процветания, диалога, полилога, доверия, творческого взаимодействия, обеспечения достоинства и взаимного благополучия человека и человечества.
Принцип работы самосознающего драйвера непосредственно в человеке – зеркало, взаимное и множественное отражение и его осознание, а стрежневая задача — преодоление нарциссизма через переживания собственного «незнакомого Я» и прорыв к Божественной вере, сознанию и далее к синергии. Его смысловое ядро -поворот к Я-неповторимому, через уход от Я-каждый, Я-мы, Я-они, Я-оно, Я-все, Я-неЯ и созидание нового Я.
4. «Странная темпосфера». Движение насквозь и энтропийный драйвер сознания. Стирание слоя «старых» элит
«Странная» темпосфера энтропии сознания пронизывает все остальные темпосферы, но наиболее сильно обнаруживает связь с экзистенцией и кризисом самосознания человека. Можно даже сказать, что это – вторая сторона экзистенциальной и самосознающей темпосфер, открывающей значимость жертвы и творческих достижений, потрясая тем самым любое мышление и уничтожая любую память отживших стереотипов и ценностей. Сознание само по себе содержит пучок просветляющих и обновляющих смыслов такого накала, который образует «странный» аттрактор, радикально отличаясь от обыденной разумности именно своей жертвенностью, позволяющей ему легко вырабатывать энтропию, разрушать оценочность и фрагментарность, отказываться от любых собственных догм, оценок и предпочтений ради нового высокого смысла.
С этой точки зрения сознание как часть ментальности (по-русски – умозрения), сопутствует всей истории человеческой мысли, всегда возникая как результат и отражение переходных состояний и пустоты, хаоса естественного и рукотворного, этапов взросления и обретения себя, в ходе соответствующих инициаций, после множества войн и конфликтов, разрухи и катастроф, жертв и жертвоприношений. Сознание обладает способностью к самонаблюдению, к ясной, целостной, «взрослой», мудрой и зрелой, постоянно обновляющейся, одухотворенной живой мысли, в том числе изнутри себя самой. В сознании не умещается топос отрицания «мы-они», «Я-неЯ», нет топоса верха и низа, право-лево, нет установки ментального арбитража «над» или «сверху» и др. Но в сознании есть этический топос добра и зла, и экзистенциальный топос жизни и смерти.
Безоценочное мышление.
Спираль сознания как универсальный отражатель и кодификатор умов и всей мировой культуры в ее многообразии формирует мощный слой когнитивной энтропии (осознанного хаоса, рассогласования, осознанной пустоты), особого безоценочного мышления, где нет приступов соперничества или эволюативных атак (сравнительности), нет фиксации на только лишь внешних объектах (экстериоризации рацио). Беспрерывная генерация смыслов (вопрос «зачем»), включая смыслы из глубочайшей древности или из будущего, нацеливает драйвер сознания на генерацию энтропийного потока освобождения от любых прошлых убеждений и стереотипов, любой лжи или манипуляции, когда сами пучки осознания становятся элементом управления и эволюции как таковой, формируя элиты нового, «понимающего» типа и людей «длинной воли», новых харизматиков, и стирая бесследно слой «старых» антагонистических (клановых) элит.
Безоценочность в сознании обуславливает переход от установки мышления «кто враг?» к установке «что делать?» и «всегда есть оптимальное решение». Такие сдвиги в мышлении часто обозначают не только как новое осмысление, но как парадигмальный или квантовый сдвиг, а само сознание считают чисто квантовым феноменом и ярко выраженным актом свободного творчества, распахнутого ума и сердца. Наиболее мощное влияние на общество оказывает безоценочность в том, что она создает уникальную среду мудрого согласия и доверия, не достижимую ничем иным, даже в условиях жестоких распрей, особенно кровно-почвенного или религиозного происхождения. Образ «мудрого владыки» как харизматического носителя безоценочности и мудрого управления «всех и каждого» с глубокой древности есть абсолютный идеал правления во всех культурах мира, особенно востребованный в годы испытаний и в эпохи перемен.
У сознания отлично различима волевая (часто даже посттравматическая), ассоциативная и установочная составляющая, связанная с терпением, принятием, преодолением. Для сознания важно отходить от принципа двоичности (принципа отрицания) к принципу единичности (единственности), также диалектического синтеза, то есть троичности, и вообще множественности, а главное – принципу целостности, обозначаемой в истории мысли как Всеединое.
Энтропия сознания как медиатор сферы ИИ
Важно подчеркнуть, что сознание невозможно цифровизировать в принципе, поскольку оно создает мощную постоянно обновляющуюся, независимую и развивающую живую среду, обгоняя любой алгоритм, любую цифру и даже генеративный искусственный интеллект по творческому потенциалу, по влиятельности, популярности свободы и открытости мышления, мощному осознанному развитию каждой личности.
Но сознание как носитель безоценочности и здравого смысла, осознанного хаоса (в древности хаОса, особых «обителей духа») способно само создавать медиа крупных нейросетей, обладая способностью выигрывать ментальные войны особым, осознанным способом. Сознание эффективно создает целостные открытые среды, разоблачающие манипуляции и ложь, обеспечивая ментальное третейство — свободу слова и мнения, противостоя любым факторам раздробленности разума, включая иррациональность и циничную и эгоистичную расчетливость.
Трагедия машинного рассудка или ИИ, особенно его игрового типа, отчетливо проявляющаяся в современной тэхне-культуре, западной в частности, состоит в том, что она неспособна цифровизировать именно сознание из-за его безоценочности и беспрерывной генерации новых смыслов, не зависимых от игрового или манипулятивного алгоритма. Именно поэтому сознание в истории мысли воспринималось как «парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» (Мамардашвили), как «черные дыры» разума, «темная материя» или – в форме самосознания и самопознания — как состояние неостановимого труда духа (Гегель), как всеобщее взаимодействие умов, бесконечно проходящих этапы своего становления. Сознание поэтому это подлинный человеческий посредник, и в этом смысле – идеал для ИИ, носитель как безбрежности и бесконечности, так и личностно-конечной уникальности – со-знание.
Спас нерукотворный, икона 12 века, Государственная Третьяковская галерея
5. Присутствие сакрального и сотериологические культуры.
Большой антропопереход, происходящий вот уже несколько десятилетий с появления эпохи Антропоцена, выявляет повсюду пятой сферы — сотериологического начала Спасения, прокладывая путь к новому витку ресакрализации и мощной духопроницаемости. Начинается повсеместное просветлению умов через искреннюю веру, одухотворение, осмысление и осознание, особенно ярко и отчетливо проявляясь в периоды именно в сакральных жертвенных обстоятельствах, порождая новую иеротопию (места силы) и иерофанию (события, отмеченные сакральным присутствием). Сотериологические культуры и новый расцвет традиционных религий сопровождают все пороговые (пик перехода) периоды и состояния, создавая в них особые фазы пустоты – в конце и начале эпох и событий, иногда в их середине, на пике перемен, в ходе т.н. сакрального праздничного времени, когда появляются феномены двумирности, раздвоенности, открывая тем самым новые горизонты и образы будущего.
Первое и главное проявление сферы сакрального в сотериологических культурах - очищение от «скверны» сомнений и стимулирование особой, оздоравливающей искренности, сердечности и любви и исходящих от них потоков ясного синергийного мышления и культуры «умного сердца», рождение одухотворенной и «понимающей» разумности, отличной от холодного, циничного и манипулятивного расчета. Второе глубинное назначение сотериологических культур – достижение осмысленного сплочения, единства и единения мира – природы, человеческих сообществ и культов и культур, целостности самого человека, именно это содержание обнаруживается в каждой из них, причем наиболее яркое его проявление – это обмен дарами. В любой форме, виде или с любым явлением и предметом, особенно жертвенным, который – жертва – есть акт наиболее глубокой взаимности. Этот акт может оставаться обыденным, но, если он наделяется сердечностью и искренностью, он превращается в сакральный. Поэтому сотериологические культуры существуют не только в рамках традиционных религий, но имеют место в любой другой сфере, где появляется искренняя взаимность, бескорыстность и совестливость, сплачивая таким образом все темпосферы и все человеческие сообщества.
Третье назначение сотериологических культур и сотериологического мышления – истина. С этой точки зрения сами по себе культуры именно в периоды антропопереходов одухотворяются, превращаясь в потоки феноменальных открытий и достижений, преобразуя научный поиск в явления принципиально иного, космического или универсального масштаба. Сегодня мы переживаем именно такую эпоху.
Литература
- Д. В. Сергеев. Исследование категории смысла в современной философии. М.2012
- Д. А. Леонтьев. Психология смысла. М.2012
- А. И. Субетто. В. Р. Арсеньев – этнограф, философ, футуролог. Взгляд через призму ноосферизма. Спб. 2004.
- Делез Ж. Логика смысла. Ек.1998
- Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3т. Таллин, 1992
- Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М. 1993
- И.С. Михайлов. Роль смысла в формировании цивилизации. Социум и власть»№2, 2015
- Н. А. Бердяев. Русская идея. В кн. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.1990
- Н. А. Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М.1916
- Н. А. Бердяев. Смысл истории. М.2021
- Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма.М.2009
- Л. А. Колесова. Золотая утопия. СПБ, 2013
- Белоненко Е.О., Римский В.П. Время в самоидентификации модерна // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». №2 (199). Вып. 31 Белгород, 2015
- Игнатов М.А. Сетевая парадигма (философская рефлексия) // Научные ведомости Бел-ГУ. Серия «Философия. Социология. Право». № 17 (266). Вып. 41 Белгород, 2017
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура (http://ww.gumcr.info/bibliotek_Buks/Polit/
- Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии.2008 № 7
- Римский В.П. Генеалогия сетевой парадигмы. Часть I. Аналогия и феноменология //Наука. Культура. Искусство / Научный журнал БГИИК. – № 2 (6). – Белгород, 2015
- Шенцева Е.А. Сетевой подход в контексте философского дискурса // Вопросы философии. № 8 2012
- А.С..Алексеев «Осевое время» на плечах гигантов. Наука и жизнь. 2006.
- Л.А.Колесова Антропология сети. Проблемы и перспективы. М.2017. В «Синергетика». Сети, когнитивная наука, управление сложностью
- Таравков К.В. Понятие «осевого времени» у К.Ясперса и Н.Бердяева. Серия Философия, этика, религиоведение. Вестник РУДН. 2017 №21.