Когда я освобождаюсь от того, кто я есть,
я становлюсь тем, кем я могу быть.
Лао цзы
Ум — это всё. Вы становитесь тем, о чём думаете.
Шакьямуни Будда
Когда лживые будут сокрушены и побеждены,
Тогда исполнены сокровеннейшие желания тех,
Что прославили доброе имя свое
Спитама Заратуштра
Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава,
скоро будут подкошены…
Пс. 36. 1-2
Цель жизни — жить в соответствии с природой
Зенон Китийский
Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар?
Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе:
если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.
Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит
где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит.
Евангелие от Иоанна .3:4-12
Введение. Смысл истории как «ось». «Осевой» холизм и этапы «осевого» диахронно-синхронного ритма.
«Осевые», холистические основы гармонического устройства человеческой жизни и обуздания дикости и агрессии стали прорываться в историю Евразии с глубокой древности, начиная еще с первого — жертвенного этапа после неолитической революции и второго этапа - этико-аутопоэтического, природоподобного этапа мифологических культур «древа жизни». И далее в период третьего этапа- высокого «осевого» времени 8-2 в.в. до н.э. с поворотом к одухотворенному и нравственно осмысленному разуму человека и поколений просветленных в пяти евразийских культурах одновременно – Китае, Индии, Персии, Палестине и Греции. В глубине этого сдвига лежали несколько одномоментно проходящих переходных процессов, переплетение которых и породило «ось» — то есть смысловую структуру, способную направить и балансировать радикальный поворот истории –
1.Языково-культурно-информационный переход из дописьменной эпохи к письму и от мифологических систем к одухотворенному разуму — иероглифика, демотика, иератика, идеография, – образное, рисуночное и фонетическое письмо, сакральные тексты.
2.Культово-цивилизационный переход – к началу полноценного оформления сверхустойчивых государств-цивилизаций из нескольких древнейших почвенных культурных очагов.
3. Переход от присваивающего хозяйства к производящему, освоению металлургии и влиянием железа на развитие технологий, неолитическая революция, эпоха металлов (от бронзового к железному веку) и античная технологическая революция.
4. Социально-формационный переход от разрушающихся патриархально-родовых норм, рабовладения к новым земледельческим способам производства — античному (полисному) и далее к ранне-феодальному способам производства, собственности и автократическим, демократическим и бюрократическим структурам государственной власти.
5. Антропный переход от Ветхого человека к человеку «Осевому», этикоцентричному.
6. Духовно-жертвенный переход, точнее «осевой» порог в Евразии – породивший пророческий жертвенный духовный взрыв и личностно-харизматический подвиг пророков, святых и духовных Учителей, после чего началось разрастание холистических религий — авраамитизма и дхармических религий по всему миру, которое в западных трактовках истории было вынесено за рамки «оси».
Такая западная трактовка полностью отвечала последовавшей эпохе — а именно попыткам вытеснения духовной жизни, жертвенно-нравственных основ поведения и разума множественными потребительскими симулякрами социальных культов и иррациональности после западной Промышленной революции. Возник четвертый этап «осевого времени» – на коллективном Западе — вначале волна Возрождения с элементами возврата к идеалам «осевых» культур и мировоззрений, а затем ее деградация и появление глобалистско-колониальной версию «оси» с ее тоталитарными попытками «стирания» «государств-на-земле». Когда стало нормой тоталитарное попрание всех прав и свобод человека и насаждение гегемонистско-капиталистических устоев, которая терпит крах на наших глазах. Запад как инструментальная тэхне-цивилизация–вне-земли создал универсальные рациональные инструменты индустрии, вычислений, связи и коммуникации, включая сохраняющиеся инструменты влияния и своей «мягкой силы», но оказался несостоятелен как месторазвитие «осевых» начал.
В современную эпоху мир входит в новую вспышку «осевого» времени, наполняя четким структурным содержанием Большой антропный переход. Новое «осевое» время образуется на сходных структурных условиях одномоментного резонанса все тех же глубинных факторов информационного-когнитивно-языковой революции, технологического и социально-формационного сдвигов, антропно-культурной революции и ускоренного формирования новых и новейших цивилизационных очагов, а главное – нового жертвенного духовного этапа — подвига и личностно-харизматического подвижничества. Обнажается новый пятый «осевой» планетарный порог, суть которого состоит в новом синтезе всех прежних «осевых» достижений, на основе осмысления и создания фактически территорий опорных смыслов мировой органичности, планетарного холизма и норм мировой цивилизации, открывая тем самым – на дальнюю перспективу – эпоху каскадов «осевых» времен, которые будут создавать новое мировое устройство.
Это означает принципиально новую синхронистичность и новую одухотворенную целостность, теснейшую взаимность и кооперацию всех мировых государств-цивилизаций, при гарантированной сохранности своеобразия каждого из них и ориентацию всех без исключения на сохранность жизни на Земле и самого человека.
Но особенно — глубочайшую трансформацию Запада, точнее всей толщи тэхне-культур, их «просеивание» от глобалистских тоталитарных технологий, маниакальных стратегий западных элит решать свои кризисы поиском жертвенного изгоя, за счет убийственной конкуренции, бесконечных войн, ограбления колоний и удержания колониальной гегемонии.
Эта «осевая» трансформация включает гуманные начала, религиозный синкретизм и «осевое» согласие при установлении принципиально нового мирового порядка, поддерживающего нормы смыслов, способных приучать Запад к цивилизованности и принятию миротворческого и космического мышления единства Вселенной как абсолютной цивилизованной нормы. Иными словами, пятый «осевой» порог будет наполнен четким ритмом уравновешивающего, «заземляющего» и возвышающего человека переходом и переходными состояниями до того момента, пока Запад не освоит правила и принципы синергии – особенно в отношении самого себя.
Матрикс и волны органичности «осевых» времен.
Вызревание новой общемировой цивилизационной органичности и новой субъектности, новый формационный сдвиг, порождает массу синергийных процессов, с растущими новыми цивилизациями и избавлением от остатков рабства, варварства и дикости, разных форм антагонизма, войн и конфликтов. Волновая интерференция указанных процессов порождает вспышки органичности «осевых» времен — то есть особых, сжатых фаз истории, где собственно время сжимается до хронотопов и синхронно-диахронного ритма, наполняя их осмыслением перехода к новому формату согласия и «единства разнообразия». Так рождается матрикс (инвариант, стержень, древо, ядро, сердцевина) цивилизаций и миров, социокультурная и мировозренческая структура и назначение которых отличаются отчетливыми синергетическими свойствами, среди них -
1. Когерентность, включая самораспознавание человека и человечества, их самовосстановление и самообладание
2. Многомерность, трансмерность и многоразмерность миров и цивилизаций при поддержании общего и взаимного отражения (зеркальности)
3. Конгруэнтность каждого мира и каждой цивилизации как важнейшая «осевая» медиативная гармония, где и когда обеспечивается соразмерность и согласованность внутренних и внешних контуров т.н. «срединности», абсолютного равновесия-неравновесности, открытости и «жизни без маски», искренности,
4. Эмерджентность (спонтанность) в общем развитии как «осевое» качество, имеющее 3 базовых режима – обострения, пустоты (паузы, замирания) и активации поиска «срединности», с выходом в иные измерения из трехмерного мира, в собственно многомерность, неповторимость и новые рождения.
5. Квантованность (дискретность) как свойство самообновления «срединности», включая квантовые мыслительные скачки в будущее и/или в Космос, формирование мышления «осевой» выносливости, со стиранием памяти войн, боли, вражды, страха, конфликтов и катастроф
6. Безоценочность (парадоксальность) всегда сопровождает самооформление «срединности», в «срединном» социуме в каждом из миров и в каждой цивилизации спонтанно возникают волны подпитки органичности и живучести матрикса — пассионарность, жертвенность и лиминальность (пограничность), составляя основы осознанности, универсальности и сотериологичности.
Естественный «рабочий» ландшафт любого «осевого» времени – переходные состояния, его мишень (фокус) в социуме – создание мощных полнокровных и полноценных цивилизаций, здоровых и жизнеспособных очагов высоких и продуктивных систем и культур. Но особенно – создание мировоззренческой и социокультурной, новой ценностной почвы и медиа-среды для смены элит, элитного отбора и элитных мировоззрений, очищение от проявлений «дикого» антагонизма и фобий, варварства, особенно вертикального, властолюбия, создание сред, социокультурного фронтира и языков, изменяющих элитные каналы самоорганизации, мотивации, связи, управления, коммуникации и выдвижения.
Для России и ее бурно развивающейся русской (североевразийской) цивилизации, единственной в истории цивилизации переходного типа, связующей «на земле» и духовно Восток и Запад, «осевое» фрактальное устройство и «осевое» мировоззрение есть естественная, органичная опора ее государственности и важнейшее условие сохранения государственной и цивилизационной целостности, которая в ее истории многократно подвергалась угрозам распада, завоевания или раздробления, в том числе и из-за расколов элит и их предательства.



Шестиричная «осевая» спираль. Фрактально-сетевые мировоззрения «оси».
Фрактально-волновые особенности «оси». В «оси» линейного времени нет, есть синхронно-диахронный ритм нелинейной синергийной самоорганизации и бурное развитие массы открытых и самовозобновляющихся волновых процессов, исторически – волн сверхустойчивых антропных очагов, включая волны цивилизации-на-земле в Евразии и планетарную цивилизацию как таковую, движение которой идет –по Солнцу – с Востока на Запад. В результате этой синергии в Евразии была сформирована устойчивая когерентная память культур, исключившей регрессию в дикость и варварство и обеспечившая волны Возрождения в точно таких же исторических очагах цивилизации – с Востока на Запад в 8-16 в.в. Сочетанность памяти волн Возрождения и переходов с их «осевыми» временами и сакральностью культуры уже сегодня, в сетевую эпоху, формирует устойчивую фрактальную кодирующую структуру «осевой» синергии, инвариантности и смысловой органичности в этих очагах, позволяющую уверенно пройти любые переходные периоды и освоить любые «осевые» времена.
Более того, сегодня хорошо проявлен универсальный «осевой» мировоззренчески-культурный «срединный» канон из 6 фрактальных узлов, сочетанная матриксная формула которых работает как программа квантового компьютера и живой, бурно развивающейся антропосоциосферы. Это обеспечивает непосредственно во всех сетевых процессах не только указанные открытые волновые процессы «осевой» когерентности, но и «осевую» и органичную гуманную «переквантовку» реальности и ее полноценную связность и смысловую координацию. В результате именно сейчас, в реальном настоящем возникает новый виток «осевых времен», суть которого – смерть и рождение одновременно, отбор тех, кто войдет в новое «осевое» состояние и какой ценой, и кто из него выпадает. 6 фрактальных узлов обеспечивают исторически, онтологически и функционально стройную органичную формулу «многополярности», полицентрчности, обеспечивающую полноценное воплощение синергии цивилизаций.
По сути – данное, настоящее «осевое» время – палач, повивальная бабка и исторический фильтр в одном лице. Что именно подвергнется «перепрошивке» и «просеиванию» – это прежде всего спекулятивные, паразитарные варварские стратегии, ради выработки стратегии гармонии общей и локальных судеб и потому принципиально новых смыслов, и новых мировоззрений с общей формулой «единства разнообразия» и пестования неповторимости и взаимодействия культур.


Фрактальный узел первый, ускоряющий. Зарождение, равенство, правда и справедливость.
1.1. Фракталы мировоззренческих систем — по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие объект-объект и объект-субъект (ответ на вопрос «что (кто) есть?», сфера «быть»). Это — мировоззрение синтезирующее, сохраняющее архаику и природоподобие в современной реальности. В то же время это мировоззрение отчетливо героическое, с мощным духом освободителей и первопроходцев, космического, беспредельного и выравнивающего свойства, устремленное в будущее. В мировоззрении четко выражена жизнеутверждающая, человеческая, гуманная направленность, самопожертвование, аскетика и нестяжательство и отстаивание правды и равенства, утверждение справедливости и бесстрашия. В высоких мировоззренческих слоях – пророческий, духоподъемный и жертвенный подвиг, подвижничество, космизм и космологичность во всех мировоззренческих системах. Ведущий организующий принцип — «отражения» в мировоззрении (подобия), аналогично сетевым процессам живых языков, а также подобия микро и макро-косма и ноосферы, коэволюционизм, герметизм. Ведущий мыслеобраз – «Человек как мера всех вещей» и ведущие направления мировоззрения – идеалы Возрождения, Просвещения — скептицизм, стоицизм, монизм, диалогизм, софистика, экзистенциализм. На Востоке — идея Дао-пути, Великого Предела, на Западе — нигилизм. Сегодня это ведущий фрактальный узел всей «осевой» модели в мировой сети и локальных сетях, обозначаемый как «сетевое общество» («информационное общество»).
1.2. Информационно-антропные фракталы — первая информационная революция – появление речи, устных канонов, устных пророчеств о взаимности, (профетический этап), культуры Слова,
первая антропная революция – неолит, переход из дикости к цивилизации, «Ветхий» человек и переход к Осевому Человеку
шестая антропная революции – Человек Неповторимый и Ноосферный человек и человечество, 21-23 в.в.
шестая информационная революция – мировая Сеть (Интернет) как общемировая культурная кодификация возврата культур Слова и взаимности, очищение от информационной манипулятивности и политизации, любых притязаний на гегемонию, Слово становится важнейшим актором в любых сферах жизнедеятельности
1.3. Квантовые и синергетические принципы: неопределенности и нелокальности, проявлено во множестве пограничных и многоразмерных состояний антропосоциосферы, прорывающейся в будущее, также эмерджентности, проявлен в пассионарных толчках, в патриотической и ускоряющей темп ментальности, способной вырабатывать энергию Возрождения в любой точке пространства-времени.
1.4. Фрактальная системность – природоподобные сети – это «рыхлые», однородные сети, устойчивые к любым информационным шумам, проявленные во всех общинных сообществах и слабо склонные к мутациям.
Сети в природе по А.В.Олескину - сети-стаи (рыбы и др.) и «хирамы» (интеллектуальные братства).
в этологии - одиночный тип поведения, отдельные особи, агрегации (скопления)
1.5. Фракталы в культуре и социуме — Пассионарные толчки по Л.Н.Гумилеву, «океанический» принцип интернациональной сети и информационной интернациональности, «островной» принцип информационной эко-системы, общины братского-сестринского типа, «агапы» в раннем христианстве), родовые общины, культуры и субкультуры отражающего и братского (сестрического) и товарищеского типа. Этические принципы культур и субкультур — «золотое правило этики»; сбережение общего — «родной земли» – малой Родины или Всечеловеческого братства как всеобщей Родины, идея «патриа» и патриотизма, земли как земли отцов и предков, Отечества.
Очевидна сохранность и даже воссоздание архаики (древности) в современности – «склеивание» ранних этапов традиционных земледельческих общин с современным информационным обществом, живучесть общинных природоподобных культур, сохранившихся племенных обществ, культурной памяти «общего» как выживания в состоянии хаотизации и перехода (аномии), в постимперские фазы, в фазах войн, катастроф и эпидемий, формирует «общество равных и общих возможностей» и т.н. «общество ожиданий», с высокой мобилизационной готовностью.
Сохранность потестарных (довластных) культур, политические режимы т.н. волевого доминирования с режимом подавления архаических бунтов, наследное вождество, княжение (автократия и моноархизм, в том числе военная, аристократическая, плутократическая модели, феномен «бигмена», опричнина).
Сохранность общинных форм в социуме и политии, приоритет общинной (общественной) собственности - братств (сестричеств) и протестно-политических цепочечно-сетевых движений (даосы, суфии, альбигойцы, ордена, тайные общества, монастырские республики, ополчение и добровольчество, военные поселения (казачество), народничество, анархические сообщества).
Сетецентрическая политическая культура с сильным автократическим началом и образом «архаических двойников правителя», информационно сближенным с сетью (общиной), агонические (силовые состязательные) игры в культуре, агональность (соревновательность, демократические навыки и устои) как общекультурный и поведенческий медиатор. Кентавр-культуры и принцип парадокса и гибридности в культуре (лиминальность).
1.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - китайские религиозно-философские учения — конфуцианство, даосизм, моизм, Конфуций, Лао цзы («Престарелый младенец», «Старец-Дитя»), Мо цзы, Чжуан цзы, Ле-цзы


Фрактальный узел второй, выстраивающий. Становление, вера и равновесие.
2.1. Фракталы мировоззренческих систем по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «объект – объект-субъект» (общность) и на взаимодействие «объект – пустота» (пауза) (ответ на вопрос «как есть?», сфера «становиться»). Это — мировоззренческие системы с принципом «ощупывания» в мировоззрении (эмпиризм и рассудочность), цель которого — абсолютное уравновешивание и почвенность, жесткий этико-центризм, теоцентризм, этико-религиозный консерватизм, панпсихизм, с превалированием идеи предопределенности. А также – в философском аспекте — дуальности свободы и воли, дуальности и тернарности с приоритетом идеалов «совершенного человека» и веры в Бога.
В мировоззрении разных эпох создаются традиции «выстраивания» — систем «чистого духовного опыта», «молчания», самосовершенствования («духовной лестницы» («лествицы») и «пустоты» как традиции опыта роста, поддержание глубокого покоя и – одновременно –взращивания «совершенства» и полноценного соответствия идеалам этики и незыблемости традиционных социальных иерархий. Сбережение традиций, филигранная разработка идеалов и ритуалов передачи опыта и просветительство, фигура Учителя присутствуют как незыблемая основа всего фрактального узла, где в светском мировоззренческом пространстве преобладают идеи и традиции Просвещения как натурфилософии и абсолютизации метафизического делания (опыта) и появляются классицизм, неоклассицизм, сентиментализм и предромантизм, критический реализм, Протовозрождение.
2.2. Информационно- антропные фракталы — вторая информационная революция – появление и становление письменности и письменной кодификации культовых поведенческих канонов (этики), сейчас переживает медленный подъем и возврат к культурам Письма,
вторая антропная революция – этикоцентрический (Осевой) человек и переход к Всечеловеческому началу в авраамитизме, сейчас переживает волну ресакрализации и возврата «осевых» холистически-духовных начал
2.3. Квантовые и синергетические принципы – бифуркации и эффекта «бабочки», в антропосоциосфере проявлены в феноменальной живучести, изменчивости и разрядке напряжения внутри систем и сфер и строгой мультистабильности вовне одновременно, в удержании незыблемой иерархической укладности и самосвязности, включая касты и диаспоры (социальные касты), множество конфессиональных систем и их традиций
2.4. Фрактальная системность – социо-подобные (социальные) сети – «лабиринтные» сообщества, устойчивость которых обеспечивается множеством обратных и положительных связей между элементами и узлами,
сети в природе по А.В.Олескину — сети-рой (термитники, муравьи, и др.)
В этологии- односамцовый или гаремный тип поведения, сообщества (открытые и закрытые, также анонимные), популяции,
2.5. Фракталы в культуре и социуме — пассионарный перегрев по Л.Н.Гумилеву - конфессионализация сети (общины), принцип соборности, так называемая большая семья (неразделенная семья) или большесемейная община), с ее тяготением к перерождению в иерархо-лабиринтную, «гаремную» и династийно-наследственную форму государства с приоритетом государственной собственности и принципа служения. Этот гигантсткий лабиринт опирается на образы природно-естественной и почвенно-народной общности, его структура иерархична и состоит из множества четко оформленных этноконфессиональных сообществ, составляющих т.н. регулирующее общество (феода, азиатского способа производства) — сословное, кастовое, стратифицированное, надплеменное, аграрное общество, где преобладают культуры и субкультуры сберегающего этически-ритуализованного типа; этнические и этно-конфессиональные культуры и культы, и устанавливается регулятивная (подданическая, подражательная, монархо-этатистская) политическая культура «служения», включая деспотию и бюрократию. В культуре самообразуются подобные формы — лабиринтные культуры, культуры алтарного Храма, т.н. культуры «восхождения духа» и традиции связки Земля-Человек-Небо.
2.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» — индийские религиозно-философские учения – Упанишады (часть Вед, «сидение рядом с Учителем»), буддизм



Фрактальный узел третий, осваивающий. Свобода воли, просвещенный разум и игра.
3.1. Фракталы мировоззренческих систем по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «субъект–субъект» и на взаимодействие «субъект – объект-субъект» (общность), ответ на вопрос «почему есть?», сфера «иметь». Это — мировоззренческие системы, освоившие диалектику, синтез противоречия и причинности (от античности до современности), на принципе рациональности, материалистичности, механистичности и – при этом — ожесточенной борьбы с сакральностью и этико-религиозными устоями. Эти мировоззрения развивали принцип светской Академии как Царства разума и академизма и пережили волны глубоких перемен — вначале – Возрожденчество и апология разумного Просветительства – принципы гуманизма и свободомыслия, вольнодумства, пантеизма, идеалистической философии, включая гегельянство, далее монадологии, романтизма, всей гуманистической традиции. По мере развития – на фоне разрастания капитализма, череды промышленных революций и колониальных завоеваний Запада, а также Реформации – в мировоззрениях появились идеи позитивизма, как классического, так и неклассического, оппозиции рацио и иррационализма, жесткого детерминизма и индетерминизма, теизма и квантовой физики, идее абсолютной свободы (от морали и совести, в том числе) и релятивизма, скептицизма, агностицизма, солипсизма. Сегодня либеральные, обращенные к материальности и обладанию мировоззрения переживают упадок и деградацию, девальвацию самой идеи «свободы» и свободы познания как кризиса гуманизма и самого «Я» Человека свободного, творящего и познающего, отчужденного от самого себя. Принцип «обладания» (доминирования) и свободы начинает свою трансформацию в принцип «самообладания» и «обладания смыслом».
3.2. Информационно-антропные фракталы - третья информационная революция – книгопечатание, обмирщенная книжная культура и вхождение сакральной культуры Книги в секулярный ценностный идеал, идеология, сегодня массово проявлен в культе и культурах нейросетей, которые становятся элементом идеологической политики и борьбы за власть идейных доктрин
Третья антропная революция – человек-гражданин и индивид, гражданские права человека, Гражданский Человек, сегодня переживает кризис ценностных начал самого гражданского общества, неспособного обеспечить целостность и развитие из-за девальвации идеи и принципов прогресса и собственно линейности развития
3.3. Квантовые и синергетические принципы – дополнительности, проявлен в антропосоциосфере в агональных стратегиях рационального мышления (стратегиях паритета и спарринга), преодоления злокачественной конкурентности и социопатии, суперпозиции — проявлен в творческом опыте трансформации «Я-программы», а также в суперпозиционном трансперсональном резонансе волн фасцинирующих воздействий и самого феномена фасцинации по Ю.В.Кнорозову, способном стирать и перекодировать любую культурную и индивидуальную образную память и, соответственно, идентичность.
3.4. Фрактальная системность — гибкие социо-тэхнэ-сети – нуклео-подобные (т.н.проектные) сообщества, устойчивость которых обеспечивается общим координирующим ядром (матриксом), генеральной идеей, персоной основателя и пирамидальной формой.
Сети в природе по А.В.Олескину -модульные сети (медузы, полипы и проч.), нейросети,
В этологии - мультисамцовый тип поведения, индивидуализированные сообщества, полоролевая иерархия, лабильное доминирование,
3.5. Фракталы в культуре и социуме — в терминах этногенеза Л.Н.Гумилева – пассионарный надлом и инерционная фаза этногенеза, соседская земледельческая община, контролирующее (гражданское, бинарное, эквивалент-ориентированное) общество. Развивается т.н. «денежное» высокопредприимчиивое, высокоагрессивное общество, подчиненное принципу игры и выгоды (трофея) как свободы соперничества, экстремальности и борьбы в противовес рутине и труду (деньги, войны, конфликты, манипуляции, предательство, игровые культуры), и традиции смехово-карнавально-праздничных культур как антагониста агрессивной стороне игры и медиатора самой агрессии. Сегодня это общество и вся игровая культура переживают самый глубокий кризис за всю свою историю.
Контролирующая (территориально-земельная) культура участия, незыблемость частной собственности и национальная бинарная гражданско-демократическая культура сегодня девальвируются из-за кризиса самой идеи власти как пирамиды элементов обладания, самих демократических начал и непримиримости борьбы кланов и групп влияния, девальвации самого принципа формирования элитных групп и принципа «элитизма» на фоне масштабной коррупции и умственно-личностной деградации «денежных» элитных групп. В принципе властвования усиливается открытая гуманистическая, смысловая часть, связанная с «понимающей», концептуальной культурой и убывает тайное, мистическое начало, на иррациональном признании которого веками держалась «денежная» элитная культура.
В деградирующей либеральной культуре повсеместно нарастает антагонизм этатистских и антиэтатистских культур и субкультур, антагонизм принципов национального единства и национального превосходства, национализма и этноцентризма, глобализма и идеи глобального доминирования и превосходства в соперничестве с устоями демократии. Доминируют культуры современных социальных сетей, корпоративных и клановых нейро-сетей, превращаясь в ведущий фактор всей культуры «общего», оказывая определяющее влияние на весь культурный ландшафт. Исторически мощные культурные достижения аполлонических и дионисийских начал, Возрождения, в том числе Высокого (расцвет гуманизма), романтизма (особенно, его часть, связанная с живописью), импрессионизмом, реализмом, так называемый проект модерн (Нового Времени), особенно его расцвет сегодня уже далеко в прошлом. Сегодня – состояние завершения всего проекта модерна, даже и в виде т.н.постмодерна.
3.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» - персидская религиозная традиция – зороастризм и близкие ему течения, обращенные к выбору подлинной свободы в колебании «добра и зла».

Рафаэль Санти. Заратустра держит небесную сферу.
Фрагмент фрески «Афинская школа». 1509, Апостольский дворец. Ватикан.
Фрактальный узел четвертый, сотворяющий судьбу с Богом. Милосердие, смысл и рост разнообразия.
4.1. Фракталы мировоззренческих систем- по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «субъект–пустота» и на взаимодействие «объект-субъект» (общность) – «объект-субъект» (другая общность), ответ на вопрос «зачем есть?», сфера смысла, Замысла. Это -мировоззренческие системы «акаузальности» — принцип человека-«наблюдателя» («пупа земли», жертвенного «свидетельства»), где имеются хорошо различимый мировоззренческий «верх», горнее — связанный с обоснованием судьбы (доли, рока, кармы, фатума, предопределения), сути и Замысла как принципа «небесного блага-как-милосердия Господня, в том числе в богословии, и «низ», дольнее, связанный с «заземлением» и обоснованием принципа «земного благополучия», близкого ко множеству социалистических течений мысли, принципам «благого», «здравого» и «общего», особенно здравого смысла.
Их множественные феномены «сверху» — аритмология, эсхатология, пралогическое мышление (многознание), мудрость, гностицизм, софиология, апофатика (все ее исторические формы), контр-наука и контр-культура, космизм, идея синхронистичности, эссенциализм. В них доминируют идеи переживания сердца-ума («умного сердца»), «сердечного зрения» как неведения и невидения, пустоты (паузы, ничто, неустойчивости и покоя, нелинейности, небытия, неизреченности, безмолвия, алогизма). Исторически в них разрабатывались философские и богословские понятия антропной и божественной андрогинии, «срединного Пути», антропного принципа, нейтральности и «третьего» субъекта-наблюдателя, а также гуманизма и гуманитаристики, синергетического начала в науках и опыте, культуры Энциклопедии как антитезы культуре Академии, универсализм и универсальные начала, философия Всеединства.
Их множественные феномены «снизу» — прагматизм, панпсихологизм, органицизм, космополитизм, персонализм, статус нейтральности и нейтралитета.
Их множественные феномены «посередине» – принцип открытости человека миру и Богу, человечности, искренности, ответственности и эмпатии как признака высокого болевого порога, осмысленности как живучести и как способность «вынести все».
Эти мировоззренческие факторы и сам фрактальный узел есть второй по значимости определяющий вектор в сетевом (информационном) обществе и всей мировой сети и текущем переходе, определяющий наступление эпохи осмысления и открытой, доказательной и гуманной концептуальной власти, приходящей на смену эпох «тайных доктрин».
4.2. Информационно-антропные фракталы — четвертая информационная революция – исторически — радио, телеграф, телефон, кинематограф, сегодня – это холистическая планетарная экосистема Интернета как территории смысловой нелинейности
четвертая антропная революция – начало эпохи Антропоцена, софийная личность человека, «умное сердце», Сердечно-разумный Человек, 21-22 в.в.
4.3. Квантовые и синергетические принципы – запутанности, единства многомирия (множественности миров) и когерентности- проявлены в коэволюции человека, природы и социосферы в переходных периодах роста био-, социо- и антропо-разнообразия, при всех мутагенных процессах, в т.н. синдромах информационной и культурной гибридизации, «пропитывания» и «перемешивания», в фазах «пустоты» и т.н. «цветущей сложности» цивилизаций и их активного взаимодействия
4.4. Фрактальная системность–сети-медиаторы–«вязкие» устойчивые (выносливые) сообщества, позволяющие удерживать гибкие переходные состояния как между элементами, так и во всей сети в целом, благодаря эмпатической форме самоорганизации,
сети в природе по А.В.Олескину — ризома (грибница, дрожжи, плесень и проч.)
В этологии - парная семья, моногамные пары.
4.5. Фракталы в культуре и социуме – в терминах этногенеза Л.Н.Гумилева – фаза обскурации, цивилизации, переходные культуры, т.н. соседские общины, тесно-слиянные сообщества и переходные общества (соборные, патриархально-общинные, патерналистские, земские, земельные, «советские» с общинными основами общежития, городские, «пятинные», торгово-клановые, согласительные вече, сходы). Культуры, возникающие на основе принципа единства разнообразия и принципа семейной собственности как насущного жизненного смысла. Выработка осмысленного мышления, свободного от оценочности и ставшее сердечно-безоценочным, в социалистическом обществе, в том числе советском, опираясь на ресурс общинно-общественного согласия как источника физической, психической и духовной энергии и здорового образа жизни.
Политические культуры—городов-республик и государств-цивилизаций, где согласие, примирение, компромисс, консенсус и «середина» есть абсолютная норма, культуры кодификации «единства разнообразия», «обволакивания» родной этноконфесссиональной почвы при общем добрососедстве. Исторически эти нормы вырабатывались в античной прямой полисной демократии, в системах самоуправления и общинно-усредняющих основ самоорганизации города, в том числе в советской политической культуре советов, включая социалистческие социальные идеалы «человек человеку друг», культурах коммуникации с активными обратными и прямыми связями. Развиваются сетецентрические культуры перехода, инициатические сообщества и ритуалы, принцип целостности в культуре и в человеке, холизм как Замысел, культуры и субкультуры т.н. «умных городов», провиденциальные культуры (философско-мировоззренческие движения). Поддерживаются культуры и культы старчества, а в высокой культуре, исторически — это закат Возрождения (трагический гуманизм и маньеризм), натурализм, завершающий этап проекта модерн, декаданс, символизм, футуризм, сюрреализм. Сегодня это – узнаваемые черты современного урбанизма и всех современных цивилизаций.
4.6. Проекция фрактала в высоком «осевом времени» — иудейский этап — библейские ветхозаветные пророки

Фрактальный узел пятый, устремляющий. Преодоление мессианства, гуманизация биотехносоциосферы и поиск истинности.
5.1 Фракталы мировоззренческих систем — по Ю.А.Урманцеву – мышление, ориентированное на взаимодействие «объект-субъект (общность) – пустота» и на взаимодействие «пустота – пустота», ответ на вопрос «куда?», «какова миссия, предназначение?». Наступление 17-20 веков, в течение которых развивались и завершались капиталистическая формация и Реформация, появлялись их социалистические антиподы, сменяли друг друга сопутствующие им промышленные революции, было отмечено феноменальным размахом всей культуры тэхне, поисками Промысла, включая сверхконтролирующее общество с его гигантизмом и тотальностью, а также всесторонним поиском истинности знания, особенно точного, всей знаниевой логосферы, естественно-научного знания, измерительного и самой техники, получило обозначение как «общество риска». В котором происходил и происходит сегодня заметный, буквально галопирующий рост соперничества систем, теорий, мир-систем и самих цивилизаций, мессианских устремлений с комплексом варварских сверхценных идей, включая личностное мессианство Сверхчеловека, некий человеческий ментальный гигантизм.
В то же время в этом обществе возобновились поиски «высоких» мировоззренческих систем, основанных на поиске истин, в том числе абсолютных и универсальных, а также абсолютных форм любого устройства, определяющих будущее и в него устремленных во все подобные исторические периоды. Это — телеология, футурология, в том числе память телеологических учений в дхармических религиозно-философских системах, в древнеиндийских Ведах и ведических системах знания, в телеологической аргументации авраамитизма. А также — телеологических воззрений в античной философии (триада – причина-энтелехия-цель), ее развитие в монадологии Лейбница, кантианстве, гегельянстве, во всех общая теориях систем, в кибернетике, телеологии Т.де Шардена, космизме, в том числе русском, космологии В.Соловьева, Федорова, Циолковского, Чижевского, Рерихов, персонализме, синергетике, витализме, в мессианстве как конфессиональном, так и социо-культурном.
Сегодня эти мировоззренческие поиски продолжают оставаться ведущим, третьим по своему влиянию фрактальным узлом ведущей триады факторов текущего переходного периода и собственно «сетевого (информационного) общества», обобщающий поиски Промысла бытия человека и его жизнедеятельности и творчества как тварного создания и сотворца с Богом. В нем идут крайне противоречивые поиски принципа антропной сингулярности, иначе Человека неповторимого, способного преодолеть утопии о собственном Высшем Я (идеи цифрового и ИИ-человека, биотехно-робота, трансгендерные и андрогинные девиации, идеи технической сингулярности и пр.) и найти в себе неизвестные и непроявленные ресурсы воли и смысла жизни и пережить повторное, духовное рождение.

