Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ЭПОХА ПЕРЕМЕН И СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО» 
В.С.Степин

[24] Из выступлений в дискуссии клуба “Свободное слово” “Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков”. См.: Стенографический отчет заседания 24 ноября 1995 г. Москва.

[25] См., например: Степин В.С . Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. 1991. М., 1992 (с небольшими коррективами публикуется в данной книге); Степин В.С . Философская антропология и философия науки. М., 1992; Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

[26] Калликотт Бэрд. Азиатские традиции и перспективы экологической этики: пропедевтика // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

[27] Уайт Линк. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. С. 188-201.
Атфилд Р. Этика экологической ответственности. Там же. С. 203-218.

[28] Древнекитайская философия. М., 1972. Т. I. С. 26.

[29] Григорьева Т.П. Японская литература XX века. М., 1983. С. 127.

[30] См. подробнее: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985. С. 19-38.

[31] Там же. С. 26.

[32] См. подробнее: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985. С. 34.

[33] Там же. С. 34.

[34] Ниддам Дж. Предвестники современной науки // Курьер Юнеско. 1988. Ноябрь. С. 8.

[35] Го Юй. Речи царств. М., 1987. С. 298.

[36] См.: Григорьева Т.П. Японская литература XX века. М., 1983. С. 128.

[37] Подробнее см.: Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 226-250.

[38] Расширенный вариант выступления в дискуссии “Куда идет Россия?”, опубликованной в журнале “Воскресенье (новая Россия)”. 1993. № 3.

[39] Основой этого раздела являются тексты докладов автора на международной конференции “Россия — Восток — Запад: культуры предпринимательства” (1994 г.) и на российско-германском симпозиуме, посвященном социокультурным предпосылкам рынка (1995 г.), которые были проведены в Институте философии РАН.

[40] Отмечу, что эта типология разрабатывалась в российской политологической литературе при обсуждении проблем этики предпринимательства и феномена морального отчуждения. (См.: Бактановский В.Н., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Томск, 1992; Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценности гражданского общества. Томск, 1993.)

[41] Агильдиев А. Свобода // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. Томск, 1993. С. 16.

[42] См.подробнее: Будь лицом: ценности гражданского общества. С. 163-173.

[43] Ахиезер А. Думы о России. От прошлого к будущему. 1994. С. 9.

[44] См.: Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис. 1994, № 3. С. 57.

[45] В этом разделе использованы материалы моих выступлений в дискуссиях клуба “Свободное слово” по темам “Интеллигенция и власть” (1992), “Россия и Запад” (1991), “Апрель 1985 — апрель 1991: что это было” (1991), “Рынок и культура” (1993). Сокращенные тексты двух первых выступлений опубликованы в журналах “Полис”, 1992, № 3 и “Вопросы философии”, 1992, № 6.

[46] См.: Зильберман Д.Б. Откровение в адвайтте — веданте как опыт семантической деструкции языка // Вопросы философии. 1972. № 5.

[47] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 76.

[48] См.: Федотов Г. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 418.

[49] См.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 83-84; Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда // Интеллигенция. Власть. Народ. (Антология). М., 1993. С. 125-126.

[50] Последнее — выдержка из текста спича, написанного для “начальства” героем пьесы Н.А.Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.

[51] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 83-102.

[52] Там же. Т. 36. С. 165-208.

[53] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 101-110.

[54] Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 450-451.

[55] Там же. С. 451.

[56] Там же. С. 451-452.

[57] Там же. С. 451.

[58] Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? С. 452.

[59] Бердяев Николай. Судьба России. М., 1990. С. 83.

[60] Там же. С. 84.

[61] Там же. с. 83.

[62] В те времена Боровой, а не Березовский и не Гусинский, выступал в общественном мнении образцом удачливого и богатого бизнесмена.

[63] См.: Бердяев Николай. Судьба России. М., 1900. С. 87.

[64] Там же. С. 88-89.

[65] См.: Бердяев Николай. Судьба России. М., 1900. С. 89.