Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Задачи российского образования в свете актуальных проблем современности» 
О.И. Сыромятников - профессор ПГНИУ

Идеология – это декларация идеи (идей), поэтому любой нормативный акт государства, устав общественной организации или выражение какой-то идеи даже в разговоре является проявлением идеологии. В той же Конституции говорится, что Россия – правовое государство (ст.1.1), а нормы права не только выражают вполне определенные идеи однозначно и недвусмысленно (без всякого плюрализма), но и требуют от всех граждан их безусловного выполнения, отказ от которого влечет наказание. Нормативные акты органов государственной власти обязательны для всех граждан. В преамбуле права сказано: незнание закона (т.е. какой-либо идеи, выраженной в форме правовых предписаний) не освобождает от ответственности, и никто не возмущается, не требует отмены этого принципа.

Ст. 13 стоит как плотина на пути исторического развития России. Но время делает свое дело – за последние 5-10 лет принято множество нормативных актов, определяющих важнейшие идеологические компоненты общественного сознания. Одним из них стали Основы госполитики по сохранению и развитию духовно-нравственных ценностей. Это абсолютно идеологический документ, и не только потому, что в нем выражается множество вполне определенных идей и устанавливается их иерархия, а еще и потому, что в нем непосредственно говорится об идеологии и рассматривается понятие «деструктивная идеология». Речь идет о ст.ст. 14-19 и 26. В частности, говорится о негативном «идеологическом и психологическом воздействии на граждан РФ» (ст. 14), утверждается, что оно «становится угрозой для демографической ситуации в стране» (ст. 15). А ст. 23 говорит о необходимости противодействия распространению деструктивной идеологии.

Очевидно, что противодействовать какой-либо идеологии можно только другой идеологией, что государство и делает, создавая множество нормативных актов, выражающих те или иные значимые идеологические позиции. Один из последних актов такого рода – принятие единого учебника по целому ряду гуманитарных и общественных дисциплин. Однако это долгий и малоэффективный путь. Однако пока не отменена ст. 13, всё это напоминает латание тришкина кафтана.

Принятие государственной идеологии вовсе не означает ее насильственного навязывания, как не означает его ежегодное принятие сотен нормативных актов законодательной и исполнительной власти, о существовании которых многие граждане узнаю́т только тогда, когда их нарушают.

Государственная идеология возникает одновременно с государством, можно сказать, что государство в лице всех его институтов и есть воплощенная идеология. Задача высшего руководства – осмыслить ее и выразить в ясных и четких постулатах. Это не под силу одному человеку, для этого необходим соборный творческий труд широких общественных и научных кругов. А пока это не сделано, необходимо на основе имеющихся нормативных актов разработать и принять Стратегию образования в РФ. Ее главная цель уже определена в Основах госполитики по сохранению и развитию ДНЦ, но для того, чтобы выпускники школ, ссузов и вузов смогли ее достичь, они должны обладать ясным, точным, непротиворечивым мировоззрением на основе представлений о духовно-нравственных ценностях, их генезисе, развитии и взаимодействии в прошлом, настоящем и будущем России.

Главная проблема заключается в том, что современная система российского образования не способна решить эту задачу, так как не решена подчиненная ей проблема – отсутствие квалифицированных компетентных педагогических кадров, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками их применения. Однако в некоторых вузах (Напр., Псковский госуниверситет), учреждениях среднего общего и специального образования есть опыт создания центров духовно-нравственного воспитания и образования, объединяющих все гуманитарные дисциплины в рамках единой идеологической концепции. Их главной целью является формирование мировоззрения человека, вступающего в мир, на основе принципов и положений, содержащихся в Основах госполитики по сохранению и развитию ДНЦ. К основным задачам относятся: аккумуляция и трансляция современных представлений об антропологии, религии, аксиологии, этике, эстетике; гармоничное развитие фидеической и рациональной сфер человеческого сознания.

Необходимо, обобщив опыт этих образовательных учреждений, разработать программы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов – то есть использовать модель, апробированную при введении «Основ российской государственности». Заметим, что эффективность преподавания этой новой дисциплины будет близка к нулю, если она не будет опираться на твердый мировоззренческий фундамент учащегося, который должна сформировать школа.

Учитывая это обстоятельство, идеальную (перспективную) модель российского образования можно представить следующим образом:

1. Дошкольное учреждение выявляет степень и особенности повреждения духовной сферы ребенка и создает своего рода «духовную медицинскую карту» (т.е. существующая сейчас мед. карта дополняется своей главной частью). Заметим, что до 1917 года этим занимались школы при монастырях и храмах.

2. Школа решает следующие задачи:

а) санирует выявленные духовные дефекты;

б) помогает человеку, вступающему в мир, найти смысл своей жизни и путь к счастью;

в) помогает определиться со средствами осуществления смысла жизни, в наибольшей степени соответствующими индивидуальному дарованию.

Сейчас это делается по отношению к душе (институт школьных психологов) и телу (в рамках инклюзивного образования).

3. СПО и ВПО помогают человеку овладеть выбранной профессией, дают ему теоретические знания и практические навыки.

В результате появляется личность – человек, ясно знающий смысл своей жизни, имеющий средства для его достижения, усвоивший аксиологические, моральные и эстетические ценности, принятые тем обществом, в котором ему предстоит жить.

 



[1] Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в санктпетербургской императорской академии наук майя 26 дня 1761 года / Сочинения. Гос. изд-во худ. литер. М. 1957. С. 476.

[2] Альберт Адамов: «Век двадцатый, век железный / Век военный, век седой!»

[3] См.:  Сараскина Л.И. Христос Достоевского в 1854 году // Достоевский и мировая культура / Альманах, №22. М., 2007. С. 106.

[4] Путин сказал, что нужно взять всё самое лучшее, что было в советском и досоветской образовании, – и все бросились повторять его слова, как будто раньше это не было очевидно.