Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ВСЕЛЕННАЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДАВНО ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СКЛОННОСТЬ К УЧЕНИЮ» 
Н.В. Карлов

Здесь целесообразно, отталкиваясь от опыта ЗФТШ, сделать замечание общего характера. Оценка нынешнего демографического состояния России говорит, что общее число подростков, по возрасту могущих обучаться в старших четырех классах средней школы, не превышает 15 миллионов человек. Это означает, что по порядку величины ЗФТШ охватывает своей активностью десятую долю процента ( 0,1% ) соответствующей возрастной когорты, что на самом деле весьма немало. Интересен при этом тот факт, что из общего числа участников заключительных этапов Всероссийских олимпиад для школьников из 9-х – 11-х классов по физике и математике половину (по физике) и треть (по математике) составляют ученики ЗФТШ.
Для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике и математике состязательно отбирается, грубо говоря (21), один школьник из десяти тысяч, в ЗФТШ же обучается один из тысячи. В сопоставлении с относительным весом учеников ЗФТШ в числе финалистов олимпиад это означает, что ЗФТШ удается плавно и спокойно, путем индивидуальной и кропотливой, внимательной и длительной подготовки предварительно отобранных одаренных молодых людей в 3-5 раз увеличивать золотоносность того возрастного слоя населения России, из которого рекрутируются когорты интеллектуальной элиты страны.
Не входя в детали того, как устроена ЗФТШ, целесообразно все же указать, что обучение в школе бесплатно, что для зачисления в школу необходимо выполнить вступительное задние, ежегодно публикуемое в журналах «Квант» и «Юный техник », и что учебные программы школы составляются ежегодно преподавателями кафедр высшей математики и общей физики МФТИ и утверждаются проректором МФТИ и ответственным сотрудником Министерства образования Российской Федерации.
Для учащихся 8-х – 11-х классов в соответствии с учебным планом ежегодно составляется 49 заданий по физике и математике, которые на бумажных носителях регулярной почтой индивидуально рассылаются по адресам учеников ЗФТШ. На это все в год уходит 5 тонн бумаги, а годовая стоимость всех почтовых отправлений ЗФТШ достигает 200000 рублей. (Заметим в скобках, что, несмотря на все обязательства, в течение последних 6-и лет эти средства школе не выделяются.)
Каждый учащийся 8-го класса получает в год по 4 задания по физике и по математике, учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов получают по 6-7 заданий. Задания, предмет которых находится в строгом соответствии с программами старших классов средней школы, содержат теоретические проработки отдельных вопросов программы, о которых по опыту известно, что они сложны для восприятия, и задачи, более сложные и интересные чем среднешкольные. В течение учебного года преподаватели (16 человек – авторы учебно-методических материалов), около пятисот студентов и ста аспирантов МФТИ рецензируют и оценивают свыше 100 тысяч выполненных заданий. Многолетняя переписка, замечания и советы, регулярный контроль и мотивированная оценка серьезно стимулируют стремление ребят развивать заложенные в них способности, причем развивать в должном направлении. ЗФТШ ведет заочное, по переписке, т.е. дистантное, обучение с каждым своим учеником индивидуально по системе все усложняющихся заданий.
В результате выпускники ЗФТШ составляют, наряду с победителями Олимпиад, в массе своей также обучавшимися в ЗФТШ, лучшую часть абитуриентского корпуса МФТИ, давая 60-70% ежегодного приема на первый курс.
За 33 года работы ЗФТШ окончили 58488 человек, приняты в МФТИ 10075 человек Нетрудно видеть, что заочная физико-техническая школа как учреждение дополнительного образования работает не только на МФТИ, но и на другие вузы и факультеты естественно-научного и инженерного профиля. По существу, за эти 33 года создана, практически отработана и доведена до известной степени совершенства общефедеральная система отбора и обучения талантливой молодежи путем довузовского дополнительного дистантного образования, доступная всем, кто того хочет.
12. Заключение
Тысячелетия назад было сказано: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (25, III,1). В этом тексте под вещами понимаются не только и не столько предметы природы, сколько явления человеческой жизни. Кроме того, рассуждая на сей предмет, надлежит иметь в виду парадоксальную алогичность человеческого отношения к себе и к внешнему миру.
Для человека характерно неистребимое стремление к знанию. Уважаемый всеми человек славен, прежде всего, своей мудростью. «Мудрость лучше силы…Мудрость лучше воинских орудий» (25, IX, 16-18). Это — с одной стороны, с другой стороны — совершенно справедливо утверждается, что «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания – умножает скорбь». (25, I, 18). Трактовать Священное Писание — кощунственно, но приводить цитаты из него для подтверждения высказываемых соображений — похвально.
Печаль бывает разной, в том числе и, по Пушкину, светлой. Скорбь может быть вызываема эмоциями разного порядка. Поэтому всегда, говоря о науке и образовании, следует иметь в виду эту обоюдоострую диалектику познания. Для того, чтобы знания не были однобокими и опасными, а мудрость злой и ложной, они должны приобретаться во благовремении и в должной упорядоченности, в соответствии с их внутренней логикой и историей их постижения.
Мудрость не сводится к познаниям, им не тождественна и ими не исчерпывается. Однако в основе ее лежат знания, позитивные конкретные знания, во время приобретенные, надежно усвоенные и хорошо продуманные, ставшие органичными человеку, ставшими его второй природой.
Соображения такого же порядка высказывались достаточно давно и весьма авторитетно и в культуре, далекой от нашей, Средиземноморской, Европейской. Еще два с половиной тысячелетия назад, в древнем Китае Учитель сказал: «Учиться и не размышлять над изученным – напрасно тратить время. Размышлять, не учась – пагубно».(26)*. Мир познания един вне зависимости от конфессиональных, расовых, политических и экономических различий между людьми.
Способность усваивать знания так, чтобы они могли как составить прочный
* В другом переводе эта сентенция звучит чуть-чуть иначе: «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.»

фундамент жизненной мудрости в ее повседневной, часто достаточно приземленной
реальности, так и сцементировать основания мудрости более высокого порядка, возрастнозависима. Если до 8-и лет не научить человека бегло читать на родном языке, то как бы его потом ни учили, в течение всей последующей жизни он будет читать, шевеля губами, морща лоб и оставаясь функционально неграмотным. Если русский человек до завершения пубертатного периода не прочел «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Войну и мир», не понял необходимость помнить наизусть хоть по нескольку строк наших великих поэтов, то он навсегда останется эмоционально глух. Человек, в отрочестве не изучавший алгебру, тригонометрию и Евклидову геометрию, став взрослым, не сможет последовательно и логично мыслить ни по какому поводу. Доводы такого рода можно множить и множить, да нужды нет. Очевиден вывод. Правильное образование должно быть получаемо в правильное время. Это означает, что начальное образование должно осуществляться в начале подготовки к сознательной жизни, среднее – в середине этого периода, высшее – на вершине процесса созревания, когда физиологически человек уже зрел, гражданственно еще нет, а его ум способен воспринимать новое и потому жадно впитывает сложное знание.
Но, как известно, корень учения горек, виртуальная сладостность его плодов в детстве далеко не очевидна, в охотку учиться во имя будущего обычный ребенок не способен. Поэтому необходимо принуждение, пусть мягкое, даже нежное, максимально уважительное и любовное, но принуждение.
Дистантное образование по своей природе не может быть дисциплинарно вынужденным, оно не совместимо с принуждением. Следовательно, регулярное школьное образование, начальное и среднее, не может быть дистантным.
Неадекватность методов дистантного обучения задачам школьного образования становится еще более очевидной, если принять во внимание особенности возрастной психологии.
Каждому человеку в той или иной мере присущ генетически обусловленный инстинкт подражания. У подростков школьного возраста этот инстинкт трансформируется в сильную, хотя и не всегда осознаваемую потребность следовать примеру, носитель которого жив, реален, непосредственно и повседневно ощущаем. «Во плоти» объектом такого подражания с небольшой примесью обожания часто становится школьный учитель, наставник и руководитель. На самом деле хороший учитель всегда обожаем. Этого не может быть при любой форме дистантного образования, просто по смыслу слова «дистантное».
Вместе с тем, дистантное высшее образование, которому подвергаются хотя и молодые, но уже достаточно взрослые, зрелые люди, сознательно того желающие, вполне возможно. Оно может быть достаточно регулярным, при условии тщательной сертификации носить весьма массовый характер и обеспечивать получение уважаемого диплома, но только по гуманитарным специальностям и специальностям из области наук об обществе. Все остальное слишком опасно, а потому недопустимо.
Однако регулярным образованием по схеме «начальная – (неполная или полная) средняя – высшая школа» дело не ограничивается. К счастью, существуют особенности.
Жизнь течет все быстрее и быстрее, усложняется все круче и круче. Людям, должным образом получившим высокую квалификацию, приходится время от времени доучиваться и даже переучиваться. Все более и более ощущаемая как обществом в целом, так и его индивидуальными сочленами потребность в дополнительном образовании для образованных людей в значительной мере может и должна удовлетворяться средствами заочного т.е. дистантного обучения. Собственно, именно в последние годы дело заочного образования получило серьезную поддержку одновременно с двух сторон. С одной стороны резко выросла востребованность плодов дополнительного образования, полученного заочно, с другой – новые информационные технологии и, в частности, Интернет драматически изменили технологию заочного обучения, сделав его во многих случаях действительно образованием, хотя и дистантным.
Итак, вполне мыслимо, технически возможно и (в принципе) организационно доступно дополнительное (второе) высшее образование по дистантной методике открытого университета.
Выше шла речь о регулярном, надежном и добротном образовании, каждое подразделение которого на своем уровне и в области своей специализации соответствует тому или иному государственному стандарту. Но существуют люди, которых стандарт не удовлетворяет. Им надо большего, более глубоких и более обширных познаний, более фундаментальной подготовки. Такие люди нужны, т.к. именно они составляют интеллектуальную элиту общества, определяющую не только его прогресс, но и само его существование. Получив необходимое им правильное образование, эти талантливые люди могут шлифовать свою образованность с помощью разного рода схем дистантного обучения.
Талантливые работники, талантливые люди вырастают из одаренных детей. Такие дети не вписываются в стандарты средней школы, их запросы, их возможности выходят за пределы стандартов. Таким детям дистантное образование, идущее параллельно регулярному школьному, представляет замечательную возможность самореализации, тренирует, обучает и воспитывает их.
Здесь есть место любым видам заочного обучения, как самым технически изощренным, а потому престижным и модно привлекательным, но дорогостоящим и далеко не всем и не всюду доступным, так и простым по форме, предельно дешевым в реализации, но содержательно богатым методам дополнительного образования по переписке, осуществляемой по обычной почте и на бумажных носителях.
Успешный опыт Заочной Физико-Технической Школы при МФТИ наглядно о том свидетельствует.
Дистантные, заочные методы обучения могут хорошо работать только тогда, когда необходимость обучения твердо осознана учащимся и его реальным или виртуальным работодателем. Следует только помнить, что существуют специальности из областей точных и инженерных наук, а также наук о живом, по которым получение основного образования дистантным методом таит в себе серьезную опасность.
Но тем, кто ощущает в себе внутреннюю склонность к учению, тем, кого неудержимо влекут к себе знания, тем, кто одарен способностью изучаемое прочно воспринимать, тем, кто обоснованно лелеет надежду в будущем влиться в ряды интеллектуальной элиты страны, дистантное образование в любой из его форм представляет блестящую, ни с чем несравнимую возможность проявить свою одаренность, развить свой талант, достойно оснастив его самыми совершенными орудиями познания.
Автор глубоко благодарен Л.П. Скороваровой, многократные обсуждения с которой существенно способствовали тому, что эта работа приняла свой нынешний вид.
ЛИТЕРАТУРА

1. Н.В. Карлов Путь познания М. «Воскресенье» 1998 215 с.

2. Н.В. Карлов Преобразование образования Препринт МФТИ 98-4

Вопросы Философии 1998 вып. 11 с.с. 3-19

Вестник РАН 1999 том 69, номер 3 с.с. 140-144.

3. Н.В. Карлов Книги и учебники Препринт МФТИ 99-1

Вопросы философии 2000 вып. 3 с.с. 22-28

4. Информационный бюллетень программы OECD «Инсти-

туционный менеджмент в высшем образовании»

IMHE info OECD # 1 2000

5. А.А. Ракитов, А.Д. Иванников, А.О. Кривошеев. Выступления на се-

минаре центра «ИСТИНА» по дистанционному образованию.

Вестник РАН 1998 том 68 №6 с.с. 520-524
6. Г. Грубман Наивный колобок останется без диплома

«Известия» (Московский выпуск) 8 июля 2000 года

7. В.И. Вернадский Биосфера и ноосфера В книге «Научная мысль

как планетарное явление» М. 1977 с.с. 139-150

Мысли о ноосфере там же с.с. 178-191

8. Irwin Goodwin Engineers Proclaim Top Achievements of 20-th

Century… Physics Today May 2000 p.p. 48-49

9. С.Ю. Витте Воспоминания Том 1 (1849-1894) с.с. 79-81

М. 1960 Соц. Эконом. Лит. Издат.

10. Ветхий Завет Книга Премудрости Соломона гл. 1 ст. 4

Cлавянский текст цит. по книге М.А. Дмитриев Главы

из воспоминаний моей жизни М. 1998 НЛО 750 с. Гл. 12 с. 247

Рассказ о коронации Государя Николая Павловича

11 Australia The World Book Encyclopedia volume 1 p.785

World Book International London Sydney Chicago 1992

12. School ibid. Volume 17 p. 128

13. Наталья Иванова — Гладильщикова Телешкола

Известия (Московский выпуск)

22 августа 2000 года № 156 (25748)

14. Наталья Иванова – Гладильщикова Как научить учиться

Отчет о телефонном интервью заместителя министра образования

Российской Федерации А.М. Кондакова в редакции газеты «Известия»

«Известия» (Московский выпуск) № 165 (25757) 2 сентября 2000

15. Distance Education at a Glance Guides 1 – 13 College of Engineering University of Idaho October 1995
16.American Center for the Study of Distance Education, The Pennsylvania State University, University Park, Pa. USA
17. The Manchester Metropolitan University. Open and Distance Learning Message Board.

http://cra.als.aca.mmu.ac.uk/wwwboard/odl/message/60.htm

18. Сборник трудов VII конференции ассоциации научных и учебных организаций – пользователей сетей передачи данных «RELARN» Самара 29 июня – 4 июля 2000-го года Изд-во «Самарский университет»
19. А.Е. Войскунский-ред. Гуманитарные исследования в Интернете
М., «Можайск-терра », 2000, 432с.
20. Н.В. Карлов КАДЕТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Препринт МФТИ 2000—4
21. Н.В. Карлов Н.Н. Кудрявцев МНОГО ЗВАНЫХ, НО МАЛО
ИЗБРАННЫХ
Препринт МФТИ 2000 – 5 Вестник РАН том 71 вып. 1 2001
22. Н.В. Карлов Н.Ф. Симонова Л.П. Скороварова – составители
Я – ФИЗТЕХ книга очерков М. «Центрком» 1996
23. О.М. Белоцерковский – ред. МОСКОВСКИЙ ФИЗТЕХ Образование на Пороге XXI Века Размышления и воспоминания выдающихся ученых
The Edwin Mellen Press, Ltd. Lampeter, Ceredigion, Wales, UK, 2000
24. Т.А. Чугунова Заочная физико-техническая школа Министерства образования Российской Федерации при Московском физико-техническом институте Отчет директора за 1998-1999 учебный год
25. Ветхий Завет Книга Екклесиаста
26. Конфуций Я верю в древность М. ТЕРРА – Книжный клуб 1998 382с.

Н.В. Карлов
ВСЕЛЕННАЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДАВНО ОСОЗНАННАЯ Н НЕОБХОДИМОСТЬ И СКЛОННОСТЬ К УЧЕНИЮ

АННОТАЦИЯ
Рассмотрены вопросы дистантного обучения на современном этапе развития образовательных услуг. Проведено сопоставление средней и высшей школы с точки зрения целесообразности замены традиционной организации обучения в этих образовательных институциях на дистантные методы с привлечением интерактивных информационных технологий типа Интернета. Отдельно рассмотрен вопрос дополнительного обучения одаренных детей. Подробно рассказано о Заочной физико-технической школе при Московском физико-техническом институте ( ЗФТШ при МФТИ ).

N.V. Karlov
UNIVERSE OF EDUCATION: LONG AGO REALIZED
NECESSITY AND INCLINATION FOR LEARNING
A SUMMARY
The distant teaching problems for contemporary level of the educational services development is discussed. The primary, secondary and senior secondary (high) school is compared with the university type higher education establishment from the point of view of the question: is it or it is not advisable to replace the traditional organization of teaching technique in these educational institutions by the distant methods employing the interactive information technology including Internet. Special attention has been given to the additional extra teaching means for the gifted children. The Correspondence–course Phys-Tech high School operating under aegis of the Moscow Institute of Physics and Technology ( CPTS at MIPT ) has been in detail described.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Ноосфера образования
3. Возраст гражданского созревания и высшее образование
4. Гуманитарная наука – область применения методов дистантного образования
5. Среднее образование
6. Предварительные итоги общего рассмотрения
7. Реализации
8. Фундаментальная проблема Интернет-образования
9. Дети и Интернет-образование
10. Одаренные дети и дистантное образование
11. Пример ЗФТШ
12. Заключение