Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ВСЕЛЕННАЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДАВНО ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СКЛОННОСТЬ К УЧЕНИЮ» 
Н.В. Карлов

условных, чисто человеческих категориях законного, прекрасного, должно-

го и справедливого, категориях, быть может, Боговдохновенных, но при-

думанных и продуманных человеком, процесс научения не может идти

вне повседневного взаимодействия по схеме учитель — ученик(и). Матема-

тик и физик-теоретик, химик и биолог, физик-экспериментатор и инженер-

физик, инженер-проектант и инженер-эксплуатационник, врач-клиницист и

врач-общий терапевт — все они просто опасны, очень опасны, если они полу-

чили свои дипломы дистантно. Слишком мощные силы, легко могущие при

кажущихся пустяковыми ошибках стать деструктивными, попадают в их

руки практически автоматически по получении диплома.

Из сказанного вытекает, что в качестве основного образования, даю-

щего высокую квалификацию в уважаемой и пользующейся спросом про-

фессии, общественно безопасным и серьезно перспективным в индивиду-

альном плане является дистантное высшее образование в науках, тради-

ционно, хотя зачастую и безосновательно, считаемых гуманитарными. Сю-

да относятся история, политология, правоведение, экономика, менеджмент,

социология, маркетинг и т.п., а также их всевозможные варианты и

комбинации, их обобщения и их конкретизации. Я бы назвал эти дисцип-

лины науками об обществе ( Social Science ), имея в виду, что они су-

ществуют как науки и интересны только в той мере, в которой существу-

ет и интересно человеческое общество.

Гуманитарным же наукам надлежит трактовать вопросы духовной

жизни человека. Сюда я бы отнес теологию, философию, филологию, ис-

кусствоведение, их переплетения и модификации. Это суть науки о духе

( Geist Wissenschaft ), важные для человека, живущего как в обществе, так

и вне его.

Биология, физиология, психология, дисциплины, рождаемые на вза-

имных пересечениях и стыках этих специальностей с другими (биофизика,

биохимия и т.д.), медицина, ветеринария и их ответвления составляют

корпус наук о живом ( Life Science ).

Фундаментальную базу наукам о живом составляют естественно-науч-

ные дисциплины, как активно изучающие косную материю, так и чисто

описательные. Сюда относятся физика, химия, науки о Земле и космосе,

их многочисленные, часто перекрывающиеся, вполне самостоятельные рас-

ширения вроде астрофизики или геохимии, а также такие важные приме-

нения как электроника или химия плазмы. Особое место занимает мате-

матика, являющаяся не только, как это часто думают и еще чаще гово-

рят, общим всенаучным инструментом, но и воплощением и выражением

сущности научного, квинтэссенцией концепции науки. Нет науки вне ма-

тематики, но сама по себе математика — наука, более того, она — сверх-

наука, гипер- или метанаука.

В силу исторических причин математику и естественно-научные

дисциплины, изучающие косную материю, часто объединяют в нечто

общее под названием естественные, фундаментальные или точные науки

( в английской языковой среде это понятие разделяют на науку и
математику, говоря Science and Mathematics ).

Если науки об обществе и науки о духе как таковые имеют много-

вековую, чтобы не сказать — многотысячелетнюю, историю в целом плодо-

творного развития, то потрясающие своими масштабами свершения наук

о живом и точных наук относятся к последним 200-м — - 300-м годам.

Особенно в этом смысле замечателен уходящий век. Бурный разворот наук в те-

чение этого времени сопровождался не менее стремительным развитием их

применений, в свою очередь стимулирующих и в какой-то мере задаю-

щих направление и темп научного прогресса. Строго говоря, сумма науко-

емких применений результатов научного прогресса наряду с обобщением

опыта, накопленного поколениями умельцев — ремесленников, составляет

предмет инженерных наук.

Именно точные и инженерные науки вкупе с науками о живом сде-

лали человека великаном, дали человечеству неслыханное могущество.

Очевидно, что подготовка специалистов, поддерживающих и создающих

это могущество, управляющих конструкционными, энергетическими, сило-

выми, транспортными, радиационными, биоинженерными и информацион-

ными современными технологиям и технологиями будущего, требует тре-

петного к себе отношения. Внимание при этом должно быть обращено

прежде всего на полноту и фундаментальность профессионального образо-

вания в совокупности с воспитанием адекватного возможностям чувства

долга и ответственности.

Подводя итог, можно сделать следующее утверждение.

Дистантное образование может серьезно рассматриваться как базовое

профессиональное только в случае, если оно имеет характер высшего

образования, посвященного наукам об обществе или наукам о духе. При

этом сама собой разумеется должная сертификация как учебного заве-

дения, так и «дистантного» выпускника.

Науки о живом, точные и инженерные науки не должны быть пред-

метом базового высшего профессионального образования, преподаваемого

дистантно.

Такие науки могут преподаваться дистантно людям, уже зрелым и

имеющим высшее образование в близкой области знания, с целью дать

возможность образованным людям несколько изменить, уточнить или прос-

то повысить их квалификацию.

Следует с удовлетворением признать, что ответственные и серьезные

работники образовательной сферы на самом деле придерживаются того

же мнения. Так, выступая в печати (14) в связи с началом учебного года

заместитель Министра образования России сделал сильное, хотя и не без-

спорное утверждение, что «обучение через Интернет — это, конечно, са-

мый современный вид образования». Однако отмечая, что « в этом направ-

лении в России сейчас работает ряд вузов », он счел возможным в

качестве положительных примеров одобрительно сослаться на такие

институции как Московский университет экономики, статистики и инфор-

матики и Российский открытый гуманитарный университет. Очевидно,

что эти вузы готовят специалистов в науках об обществе и в науках о

духе .

Итак, будем исходить из того, что серьезное дистантное образова-

ние, способное на долговременной основе и в массовом масштабе дейст-

вительно позитивно, без негативных побочных явлений повлиять на ры-

нок квалифицированного труда, есть образование университетского уров-

ня в гуманитарных и общественных науках. При этом не надо забывать

еще и то немаловажное обстоятельство, что заметное увеличение числа со-

граждан, регулярно образованных в науках этого плана, резко повышает

уровень культурности общества. Следует, однако, неустанно повторять, все

время держать в уме, что неизбежная ущербность дистантного образования,

связанная с отсутствием непосредственного контакта между участниками

образовательного процесса, может наиболее сильно сказываться на дальнейшей

судьбе так подготовленных именно гуманитариев и социальных работников.

Поэтому здесь особенно важна разработка специфической методики

преподавания, эффективно сводящей на нет этот недостаток, имманентно

присущий дистантному образованию.

7. Реализации

Нельзя, конечно, закрывать глаза на достаточно широкую распростра-

ненность финансово и организационно небезуспешных реализаций дис-

тантных методов образования вневузовского типа и не гуманитарно-обще-

ствоведческого плана. Но обратимся сначала к университетам, предлагаю-

щим свои образовательные услуги по широкому спектру специальностей.

Рынок образовательных услуг в настоящее время достаточно богат.

Предложениями рекламного характера заполнены средства массовой ин-

формации и страницы Интернета. Всевозможные центры и институты дис-

танционного образования, виртуальные университеты и лаборатории без

стен, территориальные ассоциации и межвузовские объединения наря-

ду со многими десятками традиционных вузов наперебой предлагают про-

граммы получения степеней бакалавра и магистра путем заочного обуче-

ния. В зависимости от специальности, набора оказываемых услуг,
искомой степени и «образовательной» истории клиента цены варьируются

в пределах от 50 до 500 долларов США. В содержательном плане следует

отметить, что наиболее часто среди этих предложений встречаются и вы-

глядят наиболее полно разработанными так называемые МВА-программы,

т.е. программы получения степени магистра делового администрирования,

дающие специализацию в важных областях человеческой жизнедеятельно-

ности, долгое время в России находившихся в полном небрежении. В их

числе такие, как экономика, финансы, деловое право, бухгалтерский учет,

маркетинг, логистика, менеджмент операционный, информационный, офис-

ный, гостиничный, курортный, ресторанный и тому подобный… Это все,
.
а также лингвистика и экономическая теория, по которым тоже имеются серьезные

предложения, достаточно разумно, остро злободневно и, по крайней мере,

неопасно.

Вызывает серьезное внимание, и не только солидностью своих учре-

дителей, проект ЮНЕСКО и Министерства образования России «Всемир-

ный Технологический Университет». Это учреждение, являясь по сути сво-

ей структуры институтом-посредником, применяет методы заочного обучен-

ия, комбинируя различные дистанционные технологии с возможностью об-

ращения вживую к тьюторам-консультантам и очным, явочным контро-

лем усвоения знаний. Университет предлагает программы высшего профес-

сионального образования довольно своеобразному контингенту того жела-

ющих. Имеются в виду лица, имеющие незаконченное высшее образование,

студенты старших курсов и выпускники высших (вуз) и средних (техни-

кум) профессиональных учебных заведений. Образование при этом пред-

лагается получать как по профилю уже имеющейся, так и по новой про-

фессии. По существу речь идет о современной системе переподготовки и

повышения квалификации профессиональных кадров, что, несомненно, яв-

ляется делом, весьма достойным. Привлекает внимание гибкая и вместе с

тем строгая система сертификации знаний выпускников Университета. На-

ряду с правом на диплом магистра или бакалавра по какому-то из лицен-

зированных направлений подготовки предусмотрена возможность получе-

ния сертификата о прохождении обучения по отдельному, чем – либо для

студента интересному курсу. При этом получение диплома магистра пред-

полагает очную защиту дипломной работы, а диплому бакалавра предшес-

твует очное тестирование соискателя.

Необходимо также отметить широту набора исходных инженерных

специальностей технологического плана, носители которых повышают

имеющуюся у них квалификацию или приобретают новую. Последнее осу-

ществимо на базе трех весьма современных департаментов Университета

— экономического, лингвистического и компьютерных технологий.

В целом, вкратце описанный выше Проект ЮНЕСКО и Министерства
Образования РФ представляется весьма разумным развитием идеи совре-
менного дистантного обучения прежде всего тем, что этот проект, буде

он реализуется, представляет практически уже сложившимся специалистам
точнее и полнее адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям но-

вого рынка труда.
Ряд университетов системы высшего образования России весьма серьез-

но подошел к задачам дистантного обучения. К их числу относится, на-

пример, Тамбовский Государственный Технический Университет (ТГТУ),

создавший в 1999-м году Институт дистанционного образования (ИДО).

Институт является структурным подразделением Университета и прово-

дит обучение с использованием дистанционных образовательных техноло-

гий по тем специальностям, по которым лицензирован Университет, с вы-

дачей диплома государственного образца. Хотя все курсы построены на

базе государственных образовательных стандартов, обучение ведется по ин-

дивидуальным программам, в любое время и в любом месте. Будучи плат-

ным, оно обходится дешевле очной и привычной заочной форм обучения.

Дистантность образования сочетается с его открытостью; индивидуальность

обучения и четкость контроля качества усвоения изученного позволяют

Институту заключать договора на получение образования со всеми того

желающими без вступительных экзаменов и вне зависимости от наличия

или отсутствия документов о ранее полученном образовании.

Едва ли не самым главным с точек зрения организационно-финансо-

вой и психологически-мотивационной является во всем этом перечне под-

ходов ИДО ТГТУ к дистантному образованию положение о вхождении

Института в Университет в качестве структурного подразделения и о выда-

че государственного диплома по завершении обучения.

Ссылка на подходы Тамбовского университета к дистантному об-

учению будет неполной, если не указать, что наряду с традиционными ин-

женерными специальностями ИДО ТГТУ предлагает (по крайней мере) фор-

мально полноценное высшее образование по юриспруденции, финансам и

кредиту, бухгалтерскому учету и аудиту и даже по связям с обществен-

ностью. Тем не менее, Университет ищет потребителей образовательных

услуг довузовской, вузовской и послевузовской дистанционной подготовки.

Надо признать, что университету не удастся ограничиться лишь фор-

мированием организационно-управленческой структуры Института и созда-

нием педагогических моделей дистантного обучения. Перед ним стоят

более сложные и более общие задачи разработки методов контроля и кри-

териев качества дистантного образования, имея в виду необходимость все-

общего признания соответствующих дипломов и сертификатов. Сюда же

относятся острые вопросы нормативно-правового обеспечения, так сказать,

внешней и внутренней легитимизации во всей системе дистантного обра-

зования.

Обращает на себя внимание явное предпочтение, которое Университет

отдает несравненно более перспективной сетевой ( Интернет ) технологии

по сравнению с так называемой кейс-технологией, являющейся прямоли-

нейным обобщением традиционной методики заочного обучения по пере-

писке. Однако колоссальный опыт кейс-технологий, в том числе и накоп-

ленный в России и за рубежом в последние годы, отнюдь при этом не

отбрасывается, а тщательно учитывается.

Здесь определенную известность приобрели разработки Московского

Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики,

хорошо узнаваемого в вузовской среде по старой аббревиатуре МЭСИ.

Отталкиваясь от значительного опыта работы по кейс-технологии, этот

институт в 1998-м году реализовал систему сетевого дистанционного обу-

чения в среде всемирной (глобальной) компьютерной сети Интернет. Про-

граммная среда этой системы обеспечивает стандартный набор информа-

ционных услуг типа авторизации и защиты от несанкционированного досту-

па, отделения открытой части, доступной любому пользователю Интернет,

от закрытой части, доступной только «своим», зарегистрированным пользо-

вателям. Естественно, что все это имеет совершенно определенную обра-

зовательную направленность. Столь же естественно и то, что предлагаемые

курсы в основном относятся к специальностям гуманитарного и общество-

ведческого плана.

8. Фундаментальная проблема Интернет- образования

В современном обществе явственно наблюдаются две тенденции, про-

воположные по ценностной ориентированности и, соответственно, по со-

содержательному интересу, но сращенные воедино техническими средства-

ми своей реализации. В России, как настойчиво подают это дело сколь-

зящие по поверхности проблемы очень массовые средства массовой ин-

формации, Интернет для многих является всего лишь средой ленивого

препровождения времени, средой развлечений, зачастую низкопробных.

Сквозь зубы признается информационная значимость «плавания» в сетях и

нарастающий масштаб совершения разного рода коммерческих сделок по

Интернету. На эти последние при том довольно деликатно набрасывается

несколько игривое покрывало легкой жуликоватости.

Вместе с тем непредвзятому наблюдателю ясно, что и в России по-

явилось совершенно новое поколение, появился слой молодых людей, ко-

торым Интернет дает выглядящее виртуальным и тем привлекательное

некое особое пространство, вполне ощутимо создающее среду интеллекту-

ального обитания, активное существование в которой, в частности, позво-

ляет получать достаточно добротное образование, признаваемое таковым в

нашем реальном мире, где на самом деле и живут упомянутые прагма-

тически мыслящие молодые люди.

Неудивительно поэтому, что в мировом образовательном сообществе,

от Мельбурна до Тамбова, от Манчестера до Томска, от штата Айдахо

до Московской области,…, появилось множество трубадуров, бродящих в

сетях мировой информационной паутины и заворожено распевающих раз-

ного рода увлекательные песни о виртуальном кампусе нового тысячеле-

тия.

Будучи реалистом, надо все же признать, что основу привлекательно-

сти концепции виртуального кампуса составляет не опора на стимулиро-

вание естественной любознательности или инстинктивной тяги пользовате-

теля к обучению, а на демонстрацию стремления возможно более полно

удовлетворять требования рынка труда, требования достойного трудоуст-

ройства в настоящее время и, что главное, в будущем.

Это объясняет наличие на таком кампусе множества «образователь-

ных упаковок » типа содержащих вводное описание подготовки высоко-

образованных специалистов по туризму путем дистанционного изучения

таких курсов как «Работа с коллегами и с клиентами», «Современное

состояние индустрии туризма и ее развитие», «Процедуры обеспечения

безопасности и здоровья клиентов и персонала» или «Травы и масляные

эссенции».

Наряду с этими и многими другими столь же и даже более полезны-

ми и нужными конкретными предложениями в сети достаточно часто мож-

но найти интересные общие рассуждения на тему о том, как избыть наличес-

твующее в реальной жизни несоответствие, даже противоречие между ста-

бильной устойчивостью традиционной подготовки и динамичной гибкостью

новых обучающих технологий. При этом много внимания уделяется

выяснению потребностей обучаемых и обсуждению того, как сделать

соответствующие web-странички легко читаемыми и привлекательными.

Еще в 1995-м году инженерный колледж университета штата Айдахо провел анализ очевидных проблем дистантного образования. Выводы этого исследования и, соответственно, вытекающие из него рекомендации (15) естественны и разумны.
Констатируя необходимость резкого увеличения объема предоставляемых образовательных услуг без соответствующего увеличения финансирования, исследование (15) подчеркивает, прежде всего, роль студента, справедливо утверждая, что в любой образовательной системе главное – это учиться. Вместе с тем учиться, серьезно и последовательно в течение длительного времени изучать нечто такое, сиюминутная полезность чего далеко не очевидна, как правило, трудно, пугающе тяжело. И при наиболее благоприятствующих обстоятельствах это требует глубокой мотивации, серьезного планирования, способности анализировать и применять позитивное содержание преподаваемого. Когда же обучение ведется откуда-то издалека, возникают дополнительные трудности, связанные с тем, что обучаемые, пусть даже имеющие общие интересы и одинаковый уровень подготовки, пространственно разобщены и непосредственно не общаются друг с другом, равно как и с преподавателем.
Последнее обстоятельство носит фундаментальный характер.Оно определяет эффективность образования и создает для преподавателя ряд дополнительных затруднений, обусловленных практическим отсутствием обратной связи в реальном времени преподавания.
Вместе с тем, необходимость удерживать внимание большой совокупности удаленных друг от друга и от преподавателя «молодых людей», которые ничем, кроме интереса к получению образования, не объединены, ставит совершенно новую проблему в одной из самых консервативных из известных человеку профессий – в педагогике. Общее решение этой задачи, если оно и существует, пока не найдено. Поэтому такой большой интерес привлекают к себе удачные частные решения.
Целесообразно заметить, что в Соединенных Штатах Америки большое внимание уделяется как общим проблемам дистантного образования, так и проработке конкретных вопросов его технологии и методик. Так, например (см.(16)), при университете штата Пенсильвания уже более 10-и лет функционирует Американский Центр по изучению дистантного образования.
Следует также иметь в виду, что в Интернете эта тема живо и всесторонне обсуждается, причем, как правило, диспутанты видят прежде всего положительные стороны процесса получения образования дистантным образом. Интересно ехидное замечание одного из них в том смысле, что он как автор многих учебников должен, вообще говоря, рассматриваться впредь не иначе как активный участник дистантного образовательного процесса. Гораздо более серьезно соображение другого участника этой дискуссии, имевшей место в феврале 1997-го года на страницах Интернет-доски сообщений Манчестерского университета, посвященной открытому и дистантному образованию (17). Этот диспутант, подчеркивая, что для студентов более важно отсутствие социального взаимодействия между ними, т. е. между равными, по сравнению с отсутствием такового по отношению к преподавателю, вместе с тем отмечает, что для взрослых, зрелых студентов, имеющих семью и работу, задача социализации через опыт студенческой жизни в Университете на самом деле не столь уж и актуальна. Утверждение это в целом весьма спорно, но оно являет собой характерный пример вопроса, живо обсуждаемого в образовательном Интернет-сообществе. Вопросы качества образования, вопросы контроля качества усвоения получаемых знаний, не говоря уже о том, какие науки можно, а какие нельзя преподавать дистантно, обсуждаются в гораздо меньшей мере.
9. Дети и Интернет — образование
Показательна Седьмая Всероссийская Конференция RELARN-2000, проходившая в Самаре летом 2000-го года (18). Уделив более трети всего объема непосредственно обсуждению темы, названной «Internet в образовании», конференция и в остальных разделах своей обширной программы не могла в той или иной мере не обращаться к образовательным приложениям возможностей сетей передачи данных. Следует признать, однако, что главным образом обсуждались технические и финансово-организационные вопросы. Основное внимание было уделено средней школе, что неудивительно в силу широко распространенного и в значительной мере справедливого мнения о неблагополучии нашей провинциальной средней школы.
При этом не без оснований подчеркивается наличие у школы как у социального института устойчивого иммунитета по отношению к любым новациям, что разумно ограничивает темп и размах педагогических преобразований. Тем не менее, жизнь берет свое, и находятся энтузиасты, готовые и в провинциальной глубинке развивать и применять новые обучательные технологии. Заслуживает уважения демонстрируемое при этом стремление не навредить скоропалительными и резкими мерами по ускоренному «внедрению» модных педагогических новинок. Осмотрительная постепенность предполагает известную плавность перехода от дистантной помощи очному образованию и частичной замены каких-то элементов (отдельных дисциплин) очного обучения дистантными до более или менее полной атомизации педагогического процесса путем глубокого погружения индивидуального ученика в Интернет. Именно недостаточная индивидуализация обучения является самой серьезной отрицательной стороной российской образовательной парадигмы, в целом весьма здравой в ее ориентации на учителя как на центрального фигуранта в деле образования, не только передающего учащимся знания и умения, но и воспитующего их. Поэтому серьезное компьютерное телекоммуникационное образование школьного уровня не встречает в российской педагогической практике искренней поддержки со стороны учительского сообщества в целом и рядового аппарата управления народным просвещением. Неудивительно поэтому, что успешно проходят лишь первые опыты по дистантному тестированию, разного рода дистантные олимпиады да имеют хорошую прессу учебные программы дополнительного образования по риторике и политесу или по менеджменту в сфере культуры. Плохо, конечно, что препятствия глубокой психологической природы, затруднения идейные приходится преодолевать в обстановке отнюдь не благостной в смысле организационно-финансовом, когда материальное положение российской средней школы вопиет к небесам.
В целом создается впечатление, что серьезное дистантное обучение с помощью Интернета в силу большой совокупности причин еще не достигло в Российской массовой средней школе сколько-нибудь заметных масштабов, и слава Богу, должен я добавить.
Серьезные исследования представлены в первом на русском языке сборнике научных статей, посвященных исследованию разных аспектов гуманитарной деятельности людей в Интернете (19). Наряду с вопросами психологии, социологии, культурологии, политологии и теории коммуникативных процессов в нем интересно затронуты и педагогические проблемы.
Анализ применений информационных технологий в образовании, выполненный, правда, на Британском и Австрийском материале, показывает, что предсказания того, что скоро виртуальная школа заменит реальную традиционную школу, не выдерживают мало-мальски серьезной критики.
Многим очень хочется верить, что компьютеры взорвут школу, что в обозримо ближайшем будущем школы как таковые исчезнут из нашей социальной жизни. Однако история показывает, что сами по себе новые технологии обучения ничего не меняют. Применяя их, учителя склонны воспроизводить существующие традиции образовательной практики.
Заметное место в традициях учительства занимает практика наставничества, в которой существенную роль играют межличностные отношения в системе ученик-учитель. Замена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного «непосредственно к знанию, интересам и потребностям ученика в каждый отдельный момент; именно это является специфически человеческой способностью» (19, с. 320). Следует при этом помнить, что упомянутые межличностные отношения выстраиваются и реализуются в широком социальном контексте школьного класса. Несомненно, жизнь в микросоциуме школьного класса в заметной мере готовит школьника к социальной жизни взрослого человека со всеми ее непрямолинейностью, алогичностью, неочевидностью причинно-следственных прямых и обратных связей, неопределенностью мотиваций и мастерски выполняемым камуфлированием истинных интересов действующих на этой сцене лиц. В такой постановке вопроса становится очевидной незаменимость учителя.
Конечно, компьютер, в еще большей степени их мощная совокупность в форме Интернета способствую самостоятельности обучения в силу обеспечения этими техническими средствами открытого доступа к обширным информационным ресурсам. Но по мере все большего и большего отхода от формального образования в сторону увеличения самостоятельности учеников, в том числе и путем расширения и облегчения инициативного доступа к информационным ресурсам, все более остро встает неизбывный вопрос: с какой стати обычный, так сказать, «массовый» ребенок заинтересуется историей Великой Хартии Вольностей или законом электромагнитной индукции?
Кроме того, умение правильно задать вопрос базе данных не появляется само собой, ему надо научить, равно как и умению анализировать и систематизировать получаемую информацию. Это должен делать учитель, не только знающий учебную психологию и характер мотиваций ученика, но и отчетливо представляющий себе уровень его знаний.
Все же главным в начальном и среднем образовании является групповое, классное, школьное сообщество. Если компьютер в Интернете сможет создать виртуальную школу, в этом отношении эквивалентную школе реальной, то трудности построения соответствующей школьной системы смогут рассматриваться как в принципе преодолимые. Естественно, что такое коренное преобразование образования не может произойти без столь же серьезных изменений в условиях жизни общества и в целевых установках абсолютного большинства его сочленов. Пока же опыт показывает, что при дистантном обучении, несмотря на самую совершенную технику передачи знаний, учащиеся прекращают учебу гораздо чаще, чем при традиционных формах образования. И дело здесь не в содержательно-информационной, когнитивной составляющей образовательного процесса. Дело здесь в мотивационно-эмоциональной стороне проблемы, дело в том, «что учащиеся воспринимают человеческое общение, опосредованное компьютером, как обезличенное, поверхностное и бедное эмоциями либо вовсе лишенное их. Такое восприятие тормозит развитие эмоциональных взаимоотношений, и это способствует прерыванию обучения» (19, с. 334)
Из всего только что изложенного следует утверждение, что в настоящее время и в хорошо просматриваемом ближайшем будущем массовая средняя школа не может и не должна быть преобразована в виртуальную Интернет-школу дистантного образования. Подчеркну еще раз, речь идет о регулярном обучении основного массива школьников, которые должны за 8-12 школьных лет в заранее оговоренном объеме надежно освоить знания, соответствующие выбранному образовательному стандарту, и получить поведенческую, социальную и эмоциональную подготовку к ожидающей их жизни.
10. Одаренные дети и дистантное образование
Другое дело – одаренные дети. Много копий сломано в словесных баталиях при попытках дать разумное и, главное, инструментально полезное определение понятия одаренного ребенка. Профессиональные педо-психологи и теоретики педагогики основательно запутали интуитивно ясный вопрос. Вместе с тем, Большая Советская Энциклопедия (3 изд. 18 т. 1974), не мудрствуя лукаво, определяет одаренность как “высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности”. Не входя в философию природы возникновения и в психологию формирования способностей человека, Московский физтех в рамках своей основной функции готовить специалистов высшей квалификации для исследовательской работы в передовых областях фундаментальной науки, высоких технологий и новой техники чисто прагматически понимает под одаренными молодыми людьми тех, кто способен успешно учиться в МФТИ, а по окончании этого вуза столь же успешно работать, добиваясь высоких результатов в сфере своей деятельности.
Так вот, дистантное образование оказывается мощнейшим средством обнаружения одаренных детей и прекрасным способом их стимулирующей поддержки. Дело в том, что важнейшим фактором, определяющим судьбу потенциально даже высоко одаренной личности является способность к неустанному, изматывающему, длительному и тяжелому умственному труду. Кроме того, очень важно иметь возможность прослеживать развитие одаренной личности во времени. Конечно, предметные олимпиады школьников и им подобные состязательные формы выделения способной молодежи являются прекрасным средством комплектования корпуса интеллектуалов (20,21). Но этот очевидно популярный и несомненно полезный метод должен быть существенно усилен, дополнен, а в некоторых случаях, быть может, и заменен более плавной, более спокойной, более кропотливо растянутой во времени, менее броской, менее зрелищной, менее сенсационной, но более основательной, более тщательной повседневной работой по внимательной, избирательно индивидуальной и длительной подготовке одаренных молодых людей. Очевиден способ выполнения такой работы – заочное, т.е. адресное дистантное образование.
Так мы подошли к тому, с чего начинали этот затянувшийся рассказ, к тому, как помочь тем, кто, будучи юн и неопытен, обуреваем страстным стремлением к знанию, кто способен быстро и надежно усваивать знание в объемах, заметно превышающих средние, кто демонстрирует совершенно определенные задатки научного творчества, кто готов ради этого работать, находя в том единственный способ своего самовыражения. Уже говорилось, что регулярное школьное образование в норме не может быть заменено заочным. Иное дело образование дополнительное, призванное в помощь тем, кто хочет, действительно хочет, и может, действительно может, серьезно превзойти средний уровень среднего образования. Тут, опять-таки — в норме, в такой большой стране, как наша, нельзя обойтись без заочных методов обучения.
Интернет великолепен и функционально удобен. Но он дорог и далеко не всюду и не всем доступен. Следует, однако, надеяться, что этот технический недостаток преходящ и в обозримом будущем будет преодолен. Более существенно другое. Интернету внутренне присуще свойство поддерживать проявления однобокости, односторонности развития, всегда имеющиеся в психике одаренного подростка, провоцировать их демонстративные формы, когда нежелание знать нечто, как ему кажется, «ненужное, принудительно навязываемое чуждым миром взрослых» становится вызывающим и опасным для него самого. Интернет провоцирует асинхронность, дисгармонию психического и умственного развития ребенка, ускоряет кристаллизацию способностей по одной из граней его творческой личности, замедляя рост по другим. Часто такая дисгармония сопровождается излишне глубоким погружением в виртуальный мир собственной компьютерной конструкции и нежеланием взаимодействовать с реальным внешним миром. Кроме того, надлежит опасаться того, что сам процесс поиска информации, само «блуждание по Интернету» — занятие, надо признать, увлекательное, может, по известному принципу «движение — все, конечная цель – ничто», полностью заслонить образовательные цели обращения к этой технике.
Сказанное не должно рассматриваться как негативная характеристика дополнительного заочного образования школьников по Интернету, принципиально препятствующая его применению. Просто эти стороны явления надо серьезно учитывать, купируя их в реальной работе специально на сей предмет разработанными педагогическими приемами. Тем более, что позитивная составляющая Интернет—образования чрезвычайно сильна.
Прежде всего, современные информационные технологии предоставляют технические возможности для индивидуализации обучения, так необходимой для одаренных учащихся. Возможность самостоятельного, а потому ответственного, выбора уровня постижения изучаемого, широты охвата и глубины проникновения в суть предмета, равно как и самостоятельное регулирование темпов получения и освоения учебного материала открывают многообещающие перспективы в деле интеллектуальной поддержки одаренных детей.
Важно также и то, что при «компьютерном» индивидуальном согласовании скорости подачи и объема дополнительно изучаемого материала с индивидуальными возможностями изучающего процесс сверхобучения происходит как бы «интимно», во всяком случае не демонстративно. Это означает отсутствие нарочитого, внешне бросающегося в глаза отделения более одаренного подростка от своих сверстников. Когда такое условие выполнено, одаренный ребенок может чувствовать себя вполне комфортно даже в стенах весьма средненькой средней школы.
Несомненным достоинством компьютерных методов интерактивного дистантного образования является возможность создания и реально действенного применения различных гибких форм нетрадиционного обучения тех детей, которые в таковом в силу тех или иных причин остро нуждаются. При этом может быть резко расширена сфера коммуникативных контактов и, тем самым, улучшена социальная адаптируемость тех подростков, в том числе, и творчески одаренных, у которых есть проблемы общения со сверстниками и/или со взрослыми.
Информационные технологии вообще и Интернет в частности по самой сути своей адекватны высокой познавательной мотивации одаренных детей. Важно и то, что Интернет не только служит неиссякаемым источником знания, отвечающим практически на любой вопрос, но и учит правильно задавать этот самый вопрос.
Стало общим местом утверждение, что поиск, обнаружение, поддержка, развитие и обучение особо одаренных детей – все это требует работы точечно адресной, по сути своей, индивидуализированной. Интернет, современные информационные технологии при условии всегда надежного и не чрезмерно дорогостоящего доступа к их техническим возможностям, в отсутствие административной зарегулированности и при правильном использовании как ничто иное способны содействовать индивидуальному развитию одаренности. В этом состоит главное обещание дистантного образования на основе применения Интернета. Надо лишь помнить, что никогда реальную жизнь не заменит жизнь в Интернете, как бы ни была последняя завлекательна. Интернет не должен быть самоцелью, его задача — улучшать качество жизни, в частности, облегчая подготовку к грядущему для одаренных детей и подростков.
11. Пример ЗФТШ
Последнее время средства массовой информации старательно делают вид, что только компьютерная революция недавних лет и ее информационные последствия сделали реально привлекательным, а тем самым и действительно возможным дистантное дополнительное образование подростков школьного возраста. К счастью, это далеко не так. Уже свыше трети века при Московском физико-техническом институте успешно функционирует Заочная физико-техническая школа Министерства образования Российской Федерации (ЗФТШ при МФТИ). Созданная в 1966-м году на основании распоряжения Совета Министров РСФСР приказами Министра высшего и среднего специального образования РСФСР (в части, касающейся МФТИ) и Министра просвещения РСФСР (в части, касающейся дополнительного образования детей) ныне ЗФТШ работает на основании лицензии, выданной Министерством образования России в 1996-м году.
Важно то, что в правовом отношении ЗФТШ хорошо определена, она является юридическим лицом и обладает всеми законом предусмотренными прерогативами, отвечающими этому статусу. Ее учредители суть МФТИ и Министерство образования России. При этом, если министерство координирует организационно-правовые вопросы и финансирует школу, то МФТИ осуществляет научно-методическое обеспечение учебного процесса в ней и предоставляет помещение для ее работы. Такое разделение функций «ко-спонсоров» образовательного процесса, как показал 33-х летний опыт, оказалось очень удачным . С самого начала школе, а точнее МФТИ посредством этой школы, удалось создать дополнительную образовательную среду для старшеклассников, серьезно интересующихся физикой и математикой, среду, способствующую развитию интеллектуального потенциала выявляемых при этом одаренных молодых людей.
Дело в том, что для МФТИ как элитной естественно-научной и инженерной институции ( см., например, (22) ) с самого начала характерно заинтересованно бережное отношение к выявлению даровитых ребят и их целенаправленному развитию. Конституирующие институт документы (22), равно как и многочисленные публичные выступления, письма руководителям страны и статьи на эту тему основоположника МФТИ академика П.Л. Капицы (23), однозначно и совершенно определенно рассматривают подбор и подготовку талантливых молодых людей как один из краеугольных камней в основании системы физтеха. На первых порах студенческий корпус ФТФ МГУ, а затем и МФТИ формировался в процессе жесткого, но пассивного отбора того, что, как бы само собой, как малая примесь искомого благородного металла в колоссальном объеме пустой породы, наличествовало в ежегодной возрастной когорте выпускников средней школы. Естественная мысль о целесообразности предварительного активного и глубокого обогащения золотоносной руды на месте ее залегания была реализована в 1966-м году путем создания ЗФТШ.
Сравнение ЗФТШ с горно-обогатительной фабрикой наглядно описывает только одну, хотя и очень важную, пожалуй, даже первую по важности, функцию этого учреждения довузовского дополнительного образования, функцию выявления из числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях тех, кто интересуется физикой и математикой, желает углублять и совершенствовать свои знания в этих науках и к тому способен. Но этим дело далеко не исчерпывается. В задачи ЗФТШ при МФТИ, кроме отмеченного входит
« — оказание учащимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении знаний по физике и математике;
— развитие у обучающихся интуиции, формально-логического мышления, навыков моделирования, использования математических методов для изучения физики, понимания физической стороны применяемых математических приемов, воспитание научной культуры;
— формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребности к научно- исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы;
— оказание научно-методической помощи учителям общеобразовательных учреждений в проведении внеклассных и факультативных занятий по физике и математике, способствуя повышению уровня и качества образования;
— повышение квалификации учителей физики и математики общеобразовательных учреждений, а также руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования» (24).
Так провозглашаемые высокие цели достигаются при работе по трем взаимно связанным общей методикой и едиными программами направлениям. Эти направления сводятся к индивидуальному заочному обучению школьников по всей территории Российской Федерации, к методической помощи и руководству заочными физико-техническими кружками и факультативами (очно-заочная форма работы) и к очным занятиям в вечерних консультационных пунктах Москвы и Московской области. Всего по данным на октябрь 1999-го года в ЗФТШ обучалось 17148 человек, из них вечерним образом, т.е. очно, всего 670 чел. Таким образом, ЗФТШ в полном соответствии со своим наименованием есть прежде всего ЗАОЧНАЯ школа дополнительного образования. ЗФТШ рассчитана на учащихся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов современной российской средней школы.