В 1918-м году, сразу же после революции, в тяжелейшее для страны
время, в голодном и холодном Петрограде, в условиях военного коммуниз-
ма, гражданской войны и острейшей классовой борьбы профессор Иоф-
фе организовал в составе Политехнического института физико-механичес-
кий факультет для подготовки инженеров-физиков. Это был новый тип
физического и вместе с тем инженерного факультета, новый как с точки
зрения классического университета гумбольтовского плана, так и с точки
зрения высшей технической школы. Новое, причем принципиально новое
состоит здесь в том, что практическая подготовка осуществлялась на базе
Физико-технического отдела Рентгенологического и радиологического ин-
ститута — научно-исследовательского учреждения, отнюдь не призванного
готовить выпускников вузов. Заметим, что Рентгенологический институт был
создан в том же 1918-м году декретом Ленинского Совнаркома по иници-
ативе А.Ф. Иоффе, а Физико-технический его отдел стал впоследствии
(в 1921-м году) Физико-Техническим Институтом Академии Наук (ФТИАН).
Финишному обучению студентов в процессе реальной научно-исследо-
вательской работы, выполняемой в составе соответствующих творческих
коллективов, предшествует при этом серьезная математическая, естественно-
научная и инженерная подготовка. Так идеи L Ecole Polytechnique по
подготовке национальной инженерно-технической элиты начали реализо-
вываться в Советской России и тоже в революционное время. Для даль-
нейшего оказалось определяюще важным то обстоятельство, что должность
заместителя декана этого принципиально нового (физико-механического)
факультета в 1918-1921-м годах, т.е. с самого начала, исполнял П.Л. Капица-
будущий основоположник Московского Физтеха.
Практически одновременно с созданием в Петрограде Физико-меха-
нического факультета Политехнического института, хотя и несколько позд-
нее, в США 29-го ноября 1921-го года Совет попечителей провозгласил
создание Калифорнийского Технологического Института (КТИ, Калтех).
Выйдя из первой мировой войны единственным реальным победителем,
США на фоне, казалось бы, благоприятной экономической конъюнктуры
в 1920-м — 1921-м годах столкнулись с политическим и социальным кри-
зисом — предтечей великой депрессии 1929-го – 1930-го годов. ( 4 ).
Обладая неслыханным финансовым могуществом и высочайшим эко-
номическим потенциалом, американский капитал понимал необходимость
«готовить ученых или инженеров творческого типа, остро необходимых
для нашего (американского) образовательного, государственного и промыш-
ленного развития». Услышав первый звонок к началу экономических потря-
сений, наиболее прозорливая часть истеблишмента поняла необходимость
инвестиций сегодня в обеспечение себе неоспоримых технологических пре-
имуществ завтра. Способ тому существует только один — элитное фунда-
ментальное образование прикладной, инженерной направленности.
Не рассматривая подробности учебного процесса на Калтехе, целесооб-
разно отметить, что в этом небольшом элитном техническом университете
на 2000 студентов приходится свыше 550 преподавателей. К тому же чис-
ленность студентов корпуса додипломной (undergraduate) подготовки (900
чел.) меньше таковой корпуса постдипломной (graduate) подготовки (1100
чел.). Принципиально важно то, что обучение на всех уровнях проводится
в атмосфере творческого исследования и исследовательская работа охваты-
вает всех студентов без исключения. Именно исследовательская активность
делает жизнеспособной образовательную работу Калтеха.
Калифорнийский Технологический Институт уже около 80-и лет успеш-
но следует декларации своих основателей от 21-го ноября 1921-го года,
продолжая «проводить основательную подготовку по инженерной и чистой
науке, базируя эту подготовку на исключительно глубоком обучении фун-
даментальным наукам математики, физики и химии, щедро расширяя и
обогащая учебный план такими предметами как английский, история и
экономика, активизируя деятельность института щедрым вливанием иссле-
довательского духа». ( 8 ).
Выпускниками и сотрудниками этого института получено 26 Нобе-
левских Премий, что рельефно оттеняет его подлинную элитность.
Известно, что по окончании гражданской войны в США начался бур-
ный рост числа инженерных вузов очень конкретной практической на-
правленности. Там и в то время нужды общества резко концентрирова-
лись в области конкретного производства, что и требовало соответствую-
щих специалистов.
В Советской России по завершении гражданской войны также законо-
мерно возникла ситуация, в которой реконструкция народного хозяйства
страны, ее индустриализация требовали большого количества технических
специалистов инженерной квалификации. В тех конкретных условиях жест-
кой борьбы за форс-мажорную индустриализацию страны ощущалась остр-
ая нужда в быстрой подготовке командиров производства узкоцелевой на-
правленности. Как свидетельствует вся история нашей высшей школы,
именно это было сделано и сделано правильно.
Но вместе с тем людям прозорливым и мудрым было ясно, что наметив-
шееся к концу тридцатых годов неприятие инженерной высшей школой
естественно-научной фундаментальности становилось опасным. К тому вре-
мени в Ленинградском политехническом институте постепенно сошла на
нет идея физико-технического подготовки инженеров путем сочетания фун-
даментального естественно-научного обучения с практической направлен-
ностью образования. Первую попытку четко указать выход из сложивше-
гося положения сделала газета «Правда», 4-го декабря 1938-го года опу-
бликовав (в порядке обсуждения) письмо группы ученых под характерным
названием «Нужна высшая политехническая школа».
Авторы этого письма, а среди них были, в частности, такие крупные
ученые как академики М.А. Лаврентьев, Н.И. Мусхелишвили, С.Л. Соболев,
С.А. Христианович, члены-корреспонденты АН СССР А.О. Гельфонд, Н.Е. Ко-
чин, четко и недвусмысленно заявили о насущной необходимости подготов-
ки инженеров-исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе со-
вершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким общим фи-
зико-математическим образованием. Подчеркнув государственную значимо-
мость вопроса, авторы формулируют принципы реализации предлагаемого
ими — отбор талантливой молодежи в процессе конкурсных двухступен-
чатых испытаний, комплектование преподавательского состава только из
крупных ученых, интенсивно ведущих творческую исследовательскую рабо-
ту, обучение в стенах вуза в течение трех-четырех лет и два-три года обу-
чения в процессе работы в научно-исследовательских институтах и конст-
рукторских бюро.
Все это было глубоко пронизано духом элитарности и находилось в
резком противоречии с господствовавшими в то время советскими идеями
эгалитарности. Но «Правде», да еще на первой полосе в то время (1938-й
год) ничего просто так не печатали. Значит, в партийном руководстве
идея подготовки элитного инженерного корпуса уже не казалась чудовищ-
ной.
Но время еще не приспело. Политическая обстановка в стране, на-
двигавшаяся война, да и известная инерция мышления первых пятилеток
индустриализации и их видимый успех не позволили принять это мудрое
предложение, общество и его руководители к тому еще не созрели. Но
именно опыт войны, очевидная роль науки и технологий в послевоенном
мире и в обеспечении безопасности страны заставили вернуться к воп-
су создания соответствующего высшего учебного заведения.
Таковым стал Московский Физико-Технический Институт (МФТИ),
начавший функционировать как факультет Московского Государственного
Университета в 1947-м году, ставший независимым институтом в 1951-м
году и получивший статус Государственного Университета в 1997-м году.
Первые послевоенные годы — 1945-й и 1946-й шла упорная борьба за
воплощение идеи такого вуза, идеи, уже витавшей в воздухе, но не на-
ходившей путей реализации. Здесь следует особо отметить титанические
усилия П.Л. Капицы, предпринятые им при создании Физтеха. В серии пи-
сем, им подготовленных и направленных на имя И.В. Сталина, Г.М. Ма-
ленкова, Л..П. Берия, утверждается, что опыт мировой войны совершенно
изменил представление о роли и значении науки, аргументируется необ-
ходимость создания особого учебного заведения «Московский физико-тех-
нический институт» и формулируются основные принципы его работы:
«Специальный отбор по всей стране наиболее способной к научным
исследованиям и талантливой молодежи.
Привлечение в качестве преподавателей наиболее активных и талант-
ливых ученых.
Специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное разви-
тие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особен-
ностям каждого учащегося.
Обучение на экспериментальной базе наших лучших исследователь-
ских институтов.» ( 9 ).
И вот, 10-го марта 1946-го года за подписью И.В. Сталина Совнарком
СССР принял Постановление «Об организации Высшей физико-техни-
ческой школы СССР»
Обстоятельства, в которых принималось это Постановление, были до-
статочно серьезными. За пять дней до его подписания (5-го марта 1946-го
года) Уинстон Черчилль в присутствие Президента США Гарри Трумена
выступил в г. Фултоне (Миссури, США) со своей печально знаменитой
речью о холодной войне и железном занавесе, призывая Великобританию
и США объединиться в военно-политическом союзе против СССР. Внут-
реннее состояние страны также было далеко не благополучным. Мучитель-
но тяжелы были людские потери только что закончившейся войны. В
Европейской, наиболее развитой части страны практически вся промыш-
ленность была уничтожена, многие города лежали в развалинах. Продо-
вольственное положение было предельно тяжелым. Но преобладающими
были дух оптимизма, гордость победителей в самой тяжелой в истории
Отечества войне, живое чувство осознанного патриотизма.
В 1945-м, 1946-м годах страна наша стояла перед жесточайшим воен-
но-политическим и научно-технологическим вызовом.
Создание Физтеха отвечало этому вызову. Однако все было не так
просто. Предлагаемая система Физтеха шла вразрез с уже хорошо и плот-
но сложившимися традициями Советской высшей школы. Возникло резкое
противостояние. Подписанное И.В. Сталиным Постановление правитель-
ства не выполнялось, его пришлось отменить. Все лето, всю осень неуро-
жайного, голодного и холодного 1946-го года шла борьба за выживание
идеи Физтеха. В конце концов, здравый смысл победил.
25-го ноября 1946-го года И.В. Сталин подписал Постановление Совета
Министров СССР № 2538
Этим постановлением Министерству высшего образования СССР
вменялась в обязанность для подготовки высококвалифицированных специ-
алистов по важнейшим разделам современной физики, таким как физика
атомного ядра, физика низких температур, физика горения и взрыва, ра-
диофизика, оптика, аэро- и термодинамика, организовать в Московском
государственном университете им. М.В. Ломоносова физико-технический
факультет. В этом же документе формулировались основные принципы
работы факультета и конституировались его права и обязанности. ( 9 ).
Постановление от 25-го ноября 1946-го года было реализовано почти пол-
ностью. Хотя в этом постановлении и не удалось в полной мере сохра-
нить все организационные формы задумываемого при проектировании Выс-
шей физико-технической школы, все основополагающие принципы работы
Физтеха, сформулированные П.Л. Капицей, были оставлены в силе. Именно
с этого момента начинает историю своей жизни Московский Физтех.
Так в другую историческую эпоху, в другой стране, в другом городе
нашли свою реализацию идеи Парижской L Ecole Polytechnique и Физи-
ко-механического факультета Петроградского политехнического института.
Не входя в дальнейшие подробности текущей истории Физтеха, целе-
сообразно все же отметить дату окончательного конституирования МФТИ.
17-го сентября 1951-го года Совет Министров СССР предписал Министер-
ству высшего образования для подготовки инженеров-физиков преобразо-
вать Физико-Технический Факультет МГУ в Московский Физико-Техни-
ческий Институт. При этом было оговорено сохранение в МФТИ всей
специфики учебного процесса, правил приема студентов и вообще обра-
за жизни ФТФ МГУ. ( 9 ).
Выше, в связи с предисторией Физтеха было упомянуто имя круп-
нейшего английского государственного деятеля XX-го века сэра Уинстона
Черчилля. Последние годы своей долгой и полной великих свершений
жизни сэр Уинстон был существенно озабочен тем, что образовательная
система Великобритании производила малое число квалифицированных ин-
женеров и техников. Дело в том, что, в отличие от США, Англия вышла
из второй мировой войны существенно ослабленной. Потеря статуса «мас-
терской мира», послевоенные неурядицы, потеря колоний и морского вла-
дычества силой выдавили Британию с ее места под солнцем процветания.
Присущее британцам чувство национальной самодостаточности и гордого
островного изоляционизма было оскорблено экономической слабостью и
взаимосвязанной с нею технической отсталостью. В горькое утешение анг-
личанам оставалось сравнение Британии с древней Элладой, передающей
эстафету веками выработанной культуры молодому и грубому Риму, т.е.
богатой и мощной Америке. Наиболее прозорливая часть британской правя-
щей элиты не могла не ощущать эту опасность.( 10 ).
Для Черчилля, как и для его давнего партнера Сталина, было очевидно,
что «кадры решают все». Будучи озабочен необходимостью резко поднять
производительность британской индустрии и качество труда в ней, сэр Уин-
стон совершенно справедливо поставил вопрос о подготовке инженеров
высшей квалификации, настоящих инженеров, инженеров-исследователей.
После долгого рассмотрения разного рода вариантов было решено
(1957-й год) в знак уважения и признания жизненного подвига сэра Уин-
тона основать специально с этой целью новый колледж как Черчилль-кол-
ледж в составе Кембриджского университета. В 1958-м году Сенат универ-
ситета одобрил идею создания и направления работы колледжа, который
после обеспечения финансовой поддержки был в 1960-м году удостоен кон-
ституирующей его Хартии Основания. Только в 1966-м году он стал полно-
правным «Колледжем Университета». ( 11 ).
Национальным британским памятником Уинстону Черчиллю стало создан-
ное по его инициативе образовательное учреждение, которое готовит интел-
лектуальную силу нации, нацеленную на усиление конкурентноспособности
английской наукоемкой промышленности и увеличение удельного веса вы-
соких технологий в ней. Ясное понимание того, что настоящему инженеру
необходимо фундаментальное понимание природы вещей и сути явлений,
творческое воображение, умение работать в коллективе и искусство управ-
лять людьми, определяет учебный план колледжа и общие принципы по-
строения его жизни, направленные к тому, чтобы, по словам Черчилля,
«готовить продвинутых технологов».
Элитарность подготовки, ее высокий уровень обеспечивается, кроме
всего прочего, тщательным отбором абитуриентов, малым размером сту-
денческих групп и индивидуальным характером учебной работы с каж-
дым студентом.
Рассматривая Черчилль-колледж в целом, следует признать, что и
Великобритания в форсмажорных обстоятельствах намечающегося техноло-
гического отставания пошла на создание элитного естественно-научного и
инженерного высшего учебного заведения. И это с полным учетом уникаль-
ных особенностей британского характера, британского индивидуализма и
любви к независимости, британского образа жизни, британского традицио-
нализма и снобизма, британской экстравагантности. И сделано это было
не где нибудь, а в самом сердце, в цитадели британской элитарности, в
Кембридже, первый колледж которого (Питерхауз) был основан в 1280-м
году.
С поправкой на то, что Англия — это не Россия, Черчилль —это не
Сталин, Кокрофт — это не Капица, а Долгопрудный —это не Кембридж,
и замысел, и реализация Черчилль-колледжа Кембриджского университета
очень напоминают таковые Московского Физтеха.
В заключение целесообразно подчеркнуть следующее.
Элитные учебные заведения призваны в поворотных точках историчес-
кого процесса формировать те когорты первопроходцев, которые не только
способствуют выбору правильного направления движения, но и обеспечи-
вают существенные условия реализации этого движения, да и само дви-
жение тоже. В наше время в общем строю элитных учебных заведений
своей народно-хозяйственной полезностью, своей «нужностью»
выделяются инженерно-технические. Необходимым условием их элитарно-
сти является широкая и глубокая естественно-научная, математическая и
гуманитарная фундаментальность даваемого ими образования. Такая фун-
даментальность должна сопровождаться обучением конкретному делу путем
включения обучаемого в процесс добывания нового знания, поиска нового
инженерного или управленческого решения, разработки новой производ-
ственной или социальной технологии.
Делать все это надо как можно ранее — настоящая элита воспитыва-
ется с младых ногтей и в реальном деле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Breve Histoire de l Ecole Polytechnique Internet
http://www.polytechnique.fr./infoEcole/historique/brevehistoire.html
2. Ecole Polytechnique WebMuseum
http://www.sai.msu/ wm/about/ Polytechnique.html
3. Кинелев В. Г. — редактор, Высшее образование в России. Очерк истори
до 1917-го года М. «НИИВО» 1995.
4. Blum J.M., Mc Feely W. S., Morgan E. S., Schlesinger Jr. A. M.,
Stamp R. M., Van Woodward L. National Experience, A History of the
United States. In two parts, 7-th edition, San Diego New York Chicago,
«HBJ« 1989
5. Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX — начале XX века
М. «Институт истории СССР» 1991
6. Данилевский В. В. История основания Ленинградского политехничес-
кого института Труды ЛПИ им. М.И. Калинина 1948 вып.1 с.с. 3-58
7. Витте С.Ю. Воспоминания, в 3-х т.т. М. «Соцэкономиздат» 1960
8. The California Institute of Technology. An Introduction Internet
http://www.caltech.edu/catalog general./html @ skatch.
9. Карлов Н.В. Симонова Н.Ф. Скороварова Л.П. — составители
Я — Физтех. ( Книга очерков) М. «Центрком» 1996
10. Morgan K. O.—editor The Oxford illustrated History of Britain
Oxford New York «Oxford University Press« 1996
11. 1960 Churchill College founded Internet
http:// www.myspace.co.uk./steves/cantab/item/1960-churchill-found.html
About the Churchill College Internet
htpl://www.chu.cam.ac.uk/about.html
АННОТАЦИЯ
На примерах Парижской Политехнической школы, Московского Высшего
Технического училища, институтов Массачусетсского Технологического, Пе-
тербургского Политехнического, Калифорнийского Технологического и
Московского Физико-технического, а также Черчилль-колледжа Кембридж-
ского университета обсуждены особенности элитного инженерного обра-
зования.
TO THE HISTORY OF THE ELITE ENGINEERING EDUCATION
A SUMMARY
Taking the examples of L’ Ecole Polytechnique of Paris, of the Moscow Higher
Technical School, of the Massachusetts Institute of Technology, of the Saint-
Petersburg Polytechnic Institute, of the California Institute of Technology, of
the Moscow Institute of Physics and Technology and of the Churchill College
of Cambridge University the specific peculiarities of the elite engineering
education are discussed.