Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«К ИСТОРИИ ЭЛИТНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 
В.Карлов, Н.Н.Кудрявцев

(Московский Физико-технический Институт)

Слово «инженер», введенное в русский язык Феофаном Прокопо-

вичем при Петре Великом, восходит к латинскому «ingenium» — «остроум-

ное изобретение» и по своей исходной сути означает творца новых жиз-

ненных благ и новых умений, новых орудий труда и нового оружия для

войны и охоты, новых приспособлений и сооружений, средств транспорта

и способов развлечения… Говоря более общо, инженер – это творец новых

товаров и услуг.

В свою очередь, слово «элита», ставшее затасканно модным в совре-

менном русском языке в течение последнего десятилетия, через француз-

ское elite восходит к латинскому electus и означает отборную, лучшую

часть чего-то, рассматриваемого как коллектив, большая группа или сово-

купность предположительно функционально одинаковых сочленов.

Вместе с тем, образование — понятие очень глубокое и как таковое трудно

определимо. Отнюдь не претендуя на общность, чисто технически и в кон-

кретной области интересов этого сообщения образование можно определить

как регулярный способ дать (желательно входящим в жизнь молодым) лю-

дям набор стандартных навыков, знаний и умений, необходимых сообщес-

тву людей и востребуемых ими. Природа знания такова, что носители его

поневоле немногочисленны. Трудно судить о временах доисторических, но

на заре письменной истории человечества образованность означала принад-

лежность к элите. В древности правильное, даже по тем временам, образо-

вание давало своим носителям статус существ высшего порядка, обла-

дающих сакральными знаниями небесной воли и божественного умения.

Среди прочих умений сакрализировалось и инженерное искусство.

Легко привести примеры из истории Европейской цивилизации, иллюстри-

рующие сказанное. Могучий кузнец и искусный оружейник Гефест-Вулкан

обожествлялся в классической древности греками и латинянами. В титулату-
ру римских императоров со времен Юлия Цезаря входил термин «верховный
понтифик ».И сейчас Римский Папа, т.е. римский первосвященник и верхов-
ный жрец западных христиан именуется понтификом, а время его правления
¨ понтификатом. Из этого всего и с учетом того, что слово « понтифик» в
переводе с латыни означает «мостостроитель», вытекает ясное представлен-
ие о том месте, которое занимали именно в силу своей профессиональной
подготовки образованные инженеры в элите древнего мира.

Для непосвященных процесс подготовки инженерной элиты выглядел как
предельно закрытый, трепетно таинственный, полный священного ужаса, мис-
тический ритуал. С одной стороны это защищало высокое инженерное ис-
кусство от недоучек, профанов и волевых решений малограмотного полити-
ческого руководства, а с другой – приводило к кастовой замкнутости, отсут-
ствию притока свежей крови, стагнации и декадансу.

Распад античного мира в той форме, в которой он произошел в Запад-
ной Европе, прервал «связь веков» прежде всего в инженерном деле. Акве-
дуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и
корабли — умение строить все это пропало вместе с желанием сохранять по-
строенное. Особняком стояла Византия, где сохранилась сильная государст-
венность, соответственно чему поддерживалась и инженерная культурность
общества в рамках имперской политики государственного строительства. Наи-
более известными примерами выдающихся достижений византийских инже-
неров являются греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе.

В Западной Европе непосредственные последствия краха Римской импе-
рии постепенно уходили в прошлое. Жизнь брала свое. В течение всего
средневековья потребности общества в плодах сложного высококвалифици-
рованного труда удовлетворялись ремесленниками, профессионально объеди-
нявшимися в некие цеховые организации. Подготовка кадров при этом шла
по веками отлаженной схеме: ученик – подмастерье – мастер с обязательным
квалификационным экзаменом перед лицом цеховых старейшин.

Этот надежный способ подготовки кадров дал Европе инженерные осно-
вания индустриальной революции, завершения Средневековья и начала Но-

вого Времени. Цеховой путь технического прогресса, путь тщательного ос-

воения уже наработанного умения, высококачественного тиражирования хо-

рошо апробированных образцов при медленно, но неуклонно нарастающем

улучшении известного и редких, но сильных качественных изменениях при

изобретении принципиально новых приемов и продуктов создал современ-

ную Европу, но в сущности его возможности оказались исчерпанными к на-

чалу XIX-го века. Суть в том, что до этого времени инженерное дело не

нуждалось в фундаментальной науке, в знании того сокровенного, того неоче-

видного,что лежит в природе вещей. Не зная термодинамики, инженер изо-

бретал, строил и применял паровую машину; не зная законов дифракциии

света, он изготовлял микроскопы и телескопы; не зная гидродинамики, стро-

ил шлюзы и корабли; не зная органической химии красил ткани; не зная

механики Ньютона, создавал артиллерийские орудия и с успехом стрелял из

них; без знания микроструктуры металлов варил чугун и лил сталь…

Два столетия назад стало ясно, что очевидное исчерпано, что на по-

верхности вещей и явлений ничего ценного и неиспользуемого не осталось,

что нужно идти в глубь, нужно постигать природу вещей и суть явлений,

если хотеть получить принципиально новые возможности, найти принци-

пиально новые инженерные решения.

В соответствии с этим именно два столетия насчитывает история по

настоящему современного элитного инженерного образования.

В 1795-ом году Конвент Французской Республики основал l Ecole

Polytechnique —знаменитую Политехническую Школу, ставшую первой в ря-

ду высших учебных заведений нового для своего времени типа. Франция

переживала тогда трагически трудное время. Только, только прошел терми-

дорианский переворот, покончивший с ужасами якобинской диктатуры и

вернувший Французскую революцию на исходный путь буржуазного разви-

тия. Страна была со всех сторон окружена врагом и казалась беззащитной.

Стране был нужен внутренний порядок, воодушевленная национальной иде-

ей армия и военные инженеры. Именно для подготовки таковых и была

создана Политехническая Школа. ( 1 )

В первые десять лет своего существования, во время первой респуб-

лики, Директории, Консулата, во время Египетского похода Наполеона

Школа, ее выпускники, ее профессора, ее ученые блестяще продемонстри-

ровали свою отдачу, свою необходимость в деле обеспечения националь-

ной безопасности Франции. В 1804-м году Наполеон дал Школе военный

статут, даровал ей знамя и полный высокого смысла девиз: «Pour la

patrie, les sciences et gloire» — «Во имя Родины, наук и славы».

По современному законодательству Политехническая Школа, управ-

ляемая на основе декретов Президента Республики совместными указания-

ми министров обороны, образования и науки, имеет своей задачей приви-

вать своим выпускникам высокую общую и научную культуру, давать им

специальное, как правило, инженерное образование, должные позволять им

выполнять работу, требующую высокой квалификации и ответственности в

самых общих интересах нации. Студенты — политехники становятся государ-

ственными служащими высокого ранга, крупными исследователями, инжене-

рами высокой квалификации и директорами процветающих корпораций.

Гордость Школы составляют такие ее выпускники как Френель, Карно,

Беккерель, Пуанкаре, Коши, Леверье, маршалы Франции Фош и Жофр,

промышленник-бизнесмен Ситроен, президент Франции Жискар д Эстен…

Учебный план Школы довольно своеобразен. Первый год обучения по-

священ военной службе, в ходе которой студенты-политехники получают

реальную лейтенантскую подготовку в войсках и соответственно обретают

это звание. После этого, став офицерами, они получают мощную двухго-

дичную фундаментальную научную подготовку. В обязательное ядро учеб-

ного плана при этом наряду с математикой, физикой, химией, биологией

и компьютерными науками входят экономика и гуманитарное знание, такое

как философия, политика, искусство, иностранные языки. Высокое качество

предварительной подготовки абитуриентов этой элитной институции фран-

цузского высшего образования, первой по престижности и по трудности

конкурсного зачисления, позволяет считать образование, полученное в По-

литехнической Школе за два года, эквивалентным стандартному общеобра-

зовательному уровню американского или британского магистра наук.

Существенным является требование общего учебного плана Школы пос-

ле завершения 2-х летней базовой подготовки выполнить в каком-либо на-

циональном исследовательском центре или в конструкторском бюро пере-

довой индустриальной корпорации реальный рабочий проект инженрно-ис-

следовательского плана и публично защитить результаты.

Самое замечательное состоит в том, что все это в целом прямо отве-

чает и злободневным сиюминутным, и глубоким стратегическим потребно-

стям Франции в создании и сохранении корпуса элитных инженеров, фун-

даментально подготовленных в естественно-научном плане и свободно вла-

деющих современными техническими умениями.

Нелишне заметить в заключение, что дух элитарной исключительности,

тщательно культивируемый в Ecole Polytechnique и вызывающий, надо при-

знать, завистливое раздражение во многих «Grandes Ecoles» — «Больших

Школах» Франции, служит совершенствованию учебного процесса в этом

замечательном учебном заведении — знаменитом детище Французской Ре-

волюции и Наполеона. ( 2 )

В России общие основания делу инженерного образования заложил

Петр Великий. Елизавета Петровна и Екатерина II поддержали и укрепили

начатое Петром. Николай I в иных исторических условиях, после страш-

ных государственных потрясений конца XVIII — начала XIX века, корен-
ным образом перекроивших политическую карту Европы и Америки, в

преддверии серьезных социальных изменений в России создал основы со-

временной Российской высшей технической школы. Достаточно указать

на основанные им три действительно инженерных вуза: Санкт-Петербургс-

кий технологический институт (1828-й г.), Московское высшее техничес-

кое училище (1830-й г.) и Институт гражданских инженеров в Петербурге

(1842-й г.),что вместе с созданными ранее Петербургскими горным (Екатери-

на II, 1773), лесным (Александр I, 1803-й г.) и путейским (Александр I, 1809-й

г.) институтами полностью перекрыло весь массив известных тогда инже-

нерных специальностей. ( 3 )

Все они были основаны и долгое время функционировали как средние

по сути своей учебные заведения, готовившие квалифицированных руко-

водителей производственного процесса среднего звена управления — техни-

ков и мастеров, как бы мы сказали сегодня. Характерно, что ставшее в пос-

ледствие знаменитым Московское высшее техническое училище было ос-

новано именно как ремесленное училище «для подготовки искусных мас-

теров с теоретическими сведениями». Последнее оказалось очень важным,

так как позволило этому (с 1868-го г.) Императорскому техническому учи-

лищу создать великолепную научно-методическую школу подготовки инже-

неров, стать подлинно элитным техническим университетом.

Дело в том, что во второй половине XIX-го века инженерное дело во

всем мире развивалось по пути расщепления единого и все нарастающей

дифференциации специализаций инженеров. Это сопровождалось резким

увеличением спроса на инженерный труд вообще и, соответственно, значи-

тельным ростом числа инженерных вакансий. Рынок труда, прямолинейно

понимаемая экономика настоятельно требовали прекратить подготовку ин-

неров широкого профиля, требовали перейти к узкопрофильной, моноот-

раслевой подготовке инженеров. Московское высшее техническое учили-

ще не пошло по этому как бы легкому пути, предпочитая готовить широко

образованных инженеров в тесной связи глубокого теоретического обучения

с практическими занятиями, с самостоятельным лабораторным, а то и натур-

ным экспериментированием.

Результат хорошо известен: МВТУ, ныне Государственный технический

университет, являет собой пример того, каким должен быть элитный инже-

нерный вуз. Имена Н.Е .Жуковского, А.Н. Туполева, В.Г. Шухова, С.П. Ко-

ролева, С.А. Лебедева, прямо ассоциируемые с МВТУ, говорят о многом.

После великих реформ шестидесятых годов XIX-го века, открывших

России пути-дороги буржуазного развития, в российской высшей школе

широко достаточно остро обсуждались вопросы инженерно-промышленно-

го образования. Естественно, в этой связи привлекалась в рассмотрение и

практика, как тогда выражались, «великой заатлантической республики» с

ее техническими университетами.

Своеобразна и сложна история развития высшего образования в

Новом Свете, на противоположном берегу Атлантики. Особенно здесь сле-

дует отметить, что в самый разгар Гражданской войны, на втором году

президентства А. Линкольна, в июле 1862-го года Конгресс США принял

закон, дающий право администрациям штатов выделять (даровать) боль-

шиее участки земли из федеральных резервных фондов для жизнеобеспе-

чения высших учебных заведений. Эти вузы на дарованных землях (Land

grant colleges) возникли на новых территориях как по мановению вол-

шебной палочки и начали массовую подготовку главным образом инже-

неров—аграриев и инженеров—механиков. Всего было основано 68 вузов

на дарованных землях. Этим был дан ответ на острый (агротехничес-

кий, лесотехнический, машиностроительный, вообще — технологический и

инженерный) вызов времени. Так была удовлетворена жгучая потребность

в квалифицированных кадрах в молодой, грубой, в массе своего населен-

ия безграмотной стране, только что вышедшей из трагедии гражданской вой-

ны. Но бурно развивавшейся стране этого было мало. ( 4 ).

В 1861-м году был официально основан, а в 1865-м году начал функ-

ционировать Массачусетсский Технологический Институт (МТИ). Столь

длительный срок между объявлением решения об основании института и

реальным началом его деятельности объясняется тем, что все эти годы масса-

чусетсские янки были истово вовлечены в гражданскую войну.

Создание технологического высшего учебного заведения исподволь на-

зревало с развитием индустриального капитализма в Америке. Реализовалось

оно как официальное решение с началом новой эры в истории США — из-

бранием Линкольна президентом страны. Война затормозила прогресс, но

сразу же после победы институт был реально открыт. Дело в том, что необ-

ходимость преодоления послевоенной разрухи, реструктурирования народно-

го хозяйства и отказа от колониальной экономики, процесс индустриализа-

ции и резкой урбанизации США требовали наличия инженерных кадров

действительно высочайшей квалификации. Требовались не только хорошие,

грамотные, знающие инженеры – прекрасные исполнители, требовались ин-

женеры – творцы, инженеры – создатели нового и руководители этого про-

цесса. Весь массив новых вузов на новых территориях, вся совокупность

традиционных университетов Новой Англии не смогли решить так постав-

ленную задачу.

С самого начала, по основополагающему статуту подготовка инже-

нерных кадров высокой квалификации в Массачусетсском Технологичес-

ком Институте велась так, чтобы процесс обучения органично сочетал фун-

даментальное изучение естественно-научных, инженерных, гуманитарных и

социальных дисциплин с практической деятельностью и обучаемых, и обу-

чающих. Это было впервые, это было абсолютно новым во всей мировой

истории традиционной, гражданской, невоенной, инженерной высшей школы

университетского плана. Недаром МТИ стал крупнейшим центром приклад-

ных исследований США и признанным символом научно-технического

прогресса.

Вместе с тем отнюдь неслучайно то обстоятельство, что массачусетсские

янки создали МТИ в непосредственной близости от Гарвардского универ-

ситета – старейшего в США (1636-й год), рядом с ним, но не в нем. Буду-

чи каждый в своем роде старейшим и авторитетнейшим, эти независимые

вузы тесно взаимодействуют друг с другом, позволяя, что нетривиально,
всем обучающимся в МТИ посещать занятия в Гарварде и наоборот, имея

общие исследовательские проекты и, в особых случаях, общих профессоров.

Это довольно сильно напоминает те отношения сотрудничества, которые

сложились к концу XIX-го века в Москве между Высшим Техническим

Училищем и Императорским Университетом. ( 5 ).

Возникновение МТИ на фоне богатой сети традиционных университетов

и в условиях резкого роста числа регулярных вузов во вновь осваиваемых

регионах (Land grant colleges) есть свидетельство необходимости создания в

бурно развивающейся стране элитного технического университета.

Массачусетсский Технологический Институт, созданный республикан-

ским Конгрессом США и президентом Линкольном, по обстоятельствам

времени учреждения, по задачам и методам подготовки кадров во многом

подобен L Ecole Polytechnique, созданной Конвентом Французской Респуб-

лики и императором французов Наполеоном.

В другой стране молодого и, несмотря ни на что, бурно развивающе-

гося промышленного капитализма — в императорской России 19-го февра-

ля 1899-го года был высочайше утвержден всеподданейший доклад Мини-

стра финансов С.Ю. Витте, в ясной форме аргументирующий необходи-

мость организации в Санкт-Петербурге Политехнического института.

К этому времени страна прошла за 38 пореформенных лет большой

и тяжкий путь перехода от общества, по сути своей феодального, к общес-

тву буржуазному. К концу века наиболее одиозные аспекты, наиболее дур-

но пахнущие составляющие крутого процесса первоначального накопления

капитала отошли в сторону, остались в прошлом. В России наблюдался

промышленный рост, Россия очевидным образом двигалась к экономичес-

кому процветанию, следовательно, России были нужны хорошие инжене-

ры и в немалых количествах. Это понимали и наиболее дальновидные

представители правящей бюрократии (С.Ю. Витте), и Государь (Николай II).

Глубоко укоренившиеся традиции как культурной жизни, так и медлен-

ного, в рамках внутрицеховой преемственности, совершенствования тех уме-

ний, что давно достигнуты и хорошо разработаны, весьма почтенны и ста-

билизируют общество, хотя и способствуют известной стагнации. Быстро

развивающиеся молодые общества как и общества, пережившие глубокий

шок, в известном смысле свободны от таких традиций. Поэтому в них при-

кладные разработки идут наиболее быстро, пользуются наивысшим приори-

тетом и в общественном мнении, и при финансировании, и в стратегии

подготовки кадров.

Индустриальная эпоха требует индустриально ориентированного обуче-

ния. Инженер должен быть конкретен и жить жизнью производства мате-

риально осязаемых благ. И при этом он должен гибко реагировать на из-

менение характера и способов материального производства. Но эта нова-

торская конкретность инженера только тогда плодотворна, когда она

опирается на фундаментальную образованность достаточно общего плана.

Монодисциплинарность подготовки приводит к дисперсии знания, фрагмен-

тарности областей компетентности, воспитывает недалекий технократизм,

сводящийся часто к узкому утилитаризму. Противоречие между потреб-

ностью в конкретной специализации и необходимостью широкого образо-

вания могло быть в серьезной мере разрешено путем создания политехни-

ческих институтов.

Политехнический институт с широким спектром факультетов, гибкая

структура которых оперативно откликается на требования реальной жизни,

является хорошим решением. По самой своей сути такой институт эквива-

лентен университету, сам факт пребывания в котором в годы формирова-

ния личности молодого человека существенно расширяет кругозор буду-

щего специалиста, придает ему общую культурность, делает его фунда-

ментально образованным, дает возможность стать широко мыслящим и все-

сторнне развитым творцом новой техники, организатором и руководителем

производства.

Олицетворением остро актуальной для России идеи политехнического

института и стал основанный 101 год назад Петербургский Политехничес-

кий Институт, явивший собой новый тип высшего технического учебного

заведения, новый как по фундаментальности общеинженерного образования,

так и по составу факультетов (отделений). Институт с самого начала имел

имел в своем составе коммерческий, кораблестроительный, металлургичес-

кий и электромеханический факультеты. ( 6 ).

Элитный и, что особенно важно, находившийся вне сферы админис-

трирования Министерства Просвещения, а подчинявшийся Министру Фи-

нансов политехнический институт был нужен России, и он был создан.

В своих воспоминаниях С.Ю. Витте с известной горечью пишет о тех

трудностях, которые пришлось ему преодолеть, чтобы «провести это вели-

колепное учреждение», что удалось «только благодаря (его) влиянию, ко-

рым (он) в это время пользовался как у Его Величества, так и в Государ-

ственном Совете». Но доклад, коим «министр финансов приемлет долг все-

подданнейше испрашивать Его Императорского Величества соизволения»,

хорошо мотивирован, краток, выразителен и конкретен. Государь согласил-

ся со своим министром, ученый мир поддержал их обоих.( 7 ).

Учрежденный в 1899-м году институт реально открылся в 1902-м году.

Он славен в истории наших научных и инженерных достижений. Достаточ-

но назвать имена академиков А.Н. Крылова, А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцина,
Н.Н. Семенова, П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдови-

ча, И.К. Кикоина…

Эти имена говорят сами за себя, здесь и инженер-механик, и физи-

ки-теоретики, и физики-экспериментаторы, и, что весьма характерно, инже-

неры-физики. Последнее особенно важно.

К концу XIX-го, началу XX-го века физика совершенно непосредствен-

но и в явном виде становилась основой новой техники. Возникала новая

элитная инженерная специальность — инженер-физик. Далеко не все это

понимали. В общественном мнении, среди педагогов и инженеров, да и

среди ученых тоже господствовало привычное: наука — это одно, а инже-

нерное дело, техника — это совсем другое. Носителем правильного понима-

ния важности сочетания фундаментального научного знания и конкретно-

го инженерного умения в голове и в руках одной высокообразованной и

должным образом воспитанной личности был профессор Петроградского

политехнического института Абрам Федорович Иоффе.