(Московский Физико-технический Институт)
Слово «инженер», введенное в русский язык Феофаном Прокопо-
вичем при Петре Великом, восходит к латинскому «ingenium» — «остроум-
ное изобретение» и по своей исходной сути означает творца новых жиз-
ненных благ и новых умений, новых орудий труда и нового оружия для
войны и охоты, новых приспособлений и сооружений, средств транспорта
и способов развлечения… Говоря более общо, инженер – это творец новых
товаров и услуг.
В свою очередь, слово «элита», ставшее затасканно модным в совре-
менном русском языке в течение последнего десятилетия, через француз-
ское elite восходит к латинскому electus и означает отборную, лучшую
часть чего-то, рассматриваемого как коллектив, большая группа или сово-
купность предположительно функционально одинаковых сочленов.
Вместе с тем, образование — понятие очень глубокое и как таковое трудно
определимо. Отнюдь не претендуя на общность, чисто технически и в кон-
кретной области интересов этого сообщения образование можно определить
как регулярный способ дать (желательно входящим в жизнь молодым) лю-
дям набор стандартных навыков, знаний и умений, необходимых сообщес-
тву людей и востребуемых ими. Природа знания такова, что носители его
поневоле немногочисленны. Трудно судить о временах доисторических, но
на заре письменной истории человечества образованность означала принад-
лежность к элите. В древности правильное, даже по тем временам, образо-
вание давало своим носителям статус существ высшего порядка, обла-
дающих сакральными знаниями небесной воли и божественного умения.
Среди прочих умений сакрализировалось и инженерное искусство.
Легко привести примеры из истории Европейской цивилизации, иллюстри-
рующие сказанное. Могучий кузнец и искусный оружейник Гефест-Вулкан
обожествлялся в классической древности греками и латинянами. В титулату-
ру римских императоров со времен Юлия Цезаря входил термин «верховный
понтифик ».И сейчас Римский Папа, т.е. римский первосвященник и верхов-
ный жрец западных христиан именуется понтификом, а время его правления
¨ понтификатом. Из этого всего и с учетом того, что слово « понтифик» в
переводе с латыни означает «мостостроитель», вытекает ясное представлен-
ие о том месте, которое занимали именно в силу своей профессиональной
подготовки образованные инженеры в элите древнего мира.
Для непосвященных процесс подготовки инженерной элиты выглядел как
предельно закрытый, трепетно таинственный, полный священного ужаса, мис-
тический ритуал. С одной стороны это защищало высокое инженерное ис-
кусство от недоучек, профанов и волевых решений малограмотного полити-
ческого руководства, а с другой – приводило к кастовой замкнутости, отсут-
ствию притока свежей крови, стагнации и декадансу.
Распад античного мира в той форме, в которой он произошел в Запад-
ной Европе, прервал «связь веков» прежде всего в инженерном деле. Акве-
дуки и виадуки, шоссированные дороги и мосты, крепостные сооружения и
корабли — умение строить все это пропало вместе с желанием сохранять по-
строенное. Особняком стояла Византия, где сохранилась сильная государст-
венность, соответственно чему поддерживалась и инженерная культурность
общества в рамках имперской политики государственного строительства. Наи-
более известными примерами выдающихся достижений византийских инже-
неров являются греческий огонь и храм Святой Софии в Константинополе.
В Западной Европе непосредственные последствия краха Римской импе-
рии постепенно уходили в прошлое. Жизнь брала свое. В течение всего
средневековья потребности общества в плодах сложного высококвалифици-
рованного труда удовлетворялись ремесленниками, профессионально объеди-
нявшимися в некие цеховые организации. Подготовка кадров при этом шла
по веками отлаженной схеме: ученик – подмастерье – мастер с обязательным
квалификационным экзаменом перед лицом цеховых старейшин.
Этот надежный способ подготовки кадров дал Европе инженерные осно-
вания индустриальной революции, завершения Средневековья и начала Но-
вого Времени. Цеховой путь технического прогресса, путь тщательного ос-
воения уже наработанного умения, высококачественного тиражирования хо-
рошо апробированных образцов при медленно, но неуклонно нарастающем
улучшении известного и редких, но сильных качественных изменениях при
изобретении принципиально новых приемов и продуктов создал современ-
ную Европу, но в сущности его возможности оказались исчерпанными к на-
чалу XIX-го века. Суть в том, что до этого времени инженерное дело не
нуждалось в фундаментальной науке, в знании того сокровенного, того неоче-
видного,что лежит в природе вещей. Не зная термодинамики, инженер изо-
бретал, строил и применял паровую машину; не зная законов дифракциии
света, он изготовлял микроскопы и телескопы; не зная гидродинамики, стро-
ил шлюзы и корабли; не зная органической химии красил ткани; не зная
механики Ньютона, создавал артиллерийские орудия и с успехом стрелял из
них; без знания микроструктуры металлов варил чугун и лил сталь…
Два столетия назад стало ясно, что очевидное исчерпано, что на по-
верхности вещей и явлений ничего ценного и неиспользуемого не осталось,
что нужно идти в глубь, нужно постигать природу вещей и суть явлений,
если хотеть получить принципиально новые возможности, найти принци-
пиально новые инженерные решения.
В соответствии с этим именно два столетия насчитывает история по
настоящему современного элитного инженерного образования.
В 1795-ом году Конвент Французской Республики основал l Ecole
Polytechnique —знаменитую Политехническую Школу, ставшую первой в ря-
ду высших учебных заведений нового для своего времени типа. Франция
переживала тогда трагически трудное время. Только, только прошел терми-
дорианский переворот, покончивший с ужасами якобинской диктатуры и
вернувший Французскую революцию на исходный путь буржуазного разви-
тия. Страна была со всех сторон окружена врагом и казалась беззащитной.
Стране был нужен внутренний порядок, воодушевленная национальной иде-
ей армия и военные инженеры. Именно для подготовки таковых и была
создана Политехническая Школа. ( 1 )
В первые десять лет своего существования, во время первой респуб-
лики, Директории, Консулата, во время Египетского похода Наполеона
Школа, ее выпускники, ее профессора, ее ученые блестяще продемонстри-
ровали свою отдачу, свою необходимость в деле обеспечения националь-
ной безопасности Франции. В 1804-м году Наполеон дал Школе военный
статут, даровал ей знамя и полный высокого смысла девиз: «Pour la
patrie, les sciences et gloire» — «Во имя Родины, наук и славы».
По современному законодательству Политехническая Школа, управ-
ляемая на основе декретов Президента Республики совместными указания-
ми министров обороны, образования и науки, имеет своей задачей приви-
вать своим выпускникам высокую общую и научную культуру, давать им
специальное, как правило, инженерное образование, должные позволять им
выполнять работу, требующую высокой квалификации и ответственности в
самых общих интересах нации. Студенты — политехники становятся государ-
ственными служащими высокого ранга, крупными исследователями, инжене-
рами высокой квалификации и директорами процветающих корпораций.
Гордость Школы составляют такие ее выпускники как Френель, Карно,
Беккерель, Пуанкаре, Коши, Леверье, маршалы Франции Фош и Жофр,
промышленник-бизнесмен Ситроен, президент Франции Жискар д Эстен…
Учебный план Школы довольно своеобразен. Первый год обучения по-
священ военной службе, в ходе которой студенты-политехники получают
реальную лейтенантскую подготовку в войсках и соответственно обретают
это звание. После этого, став офицерами, они получают мощную двухго-
дичную фундаментальную научную подготовку. В обязательное ядро учеб-
ного плана при этом наряду с математикой, физикой, химией, биологией
и компьютерными науками входят экономика и гуманитарное знание, такое
как философия, политика, искусство, иностранные языки. Высокое качество
предварительной подготовки абитуриентов этой элитной институции фран-
цузского высшего образования, первой по престижности и по трудности
конкурсного зачисления, позволяет считать образование, полученное в По-
литехнической Школе за два года, эквивалентным стандартному общеобра-
зовательному уровню американского или британского магистра наук.
Существенным является требование общего учебного плана Школы пос-
ле завершения 2-х летней базовой подготовки выполнить в каком-либо на-
циональном исследовательском центре или в конструкторском бюро пере-
довой индустриальной корпорации реальный рабочий проект инженрно-ис-
следовательского плана и публично защитить результаты.
Самое замечательное состоит в том, что все это в целом прямо отве-
чает и злободневным сиюминутным, и глубоким стратегическим потребно-
стям Франции в создании и сохранении корпуса элитных инженеров, фун-
даментально подготовленных в естественно-научном плане и свободно вла-
деющих современными техническими умениями.
Нелишне заметить в заключение, что дух элитарной исключительности,
тщательно культивируемый в Ecole Polytechnique и вызывающий, надо при-
знать, завистливое раздражение во многих «Grandes Ecoles» — «Больших
Школах» Франции, служит совершенствованию учебного процесса в этом
замечательном учебном заведении — знаменитом детище Французской Ре-
волюции и Наполеона. ( 2 )
В России общие основания делу инженерного образования заложил
Петр Великий. Елизавета Петровна и Екатерина II поддержали и укрепили
начатое Петром. Николай I в иных исторических условиях, после страш-
ных государственных потрясений конца XVIII — начала XIX века, корен-
ным образом перекроивших политическую карту Европы и Америки, в
преддверии серьезных социальных изменений в России создал основы со-
временной Российской высшей технической школы. Достаточно указать
на основанные им три действительно инженерных вуза: Санкт-Петербургс-
кий технологический институт (1828-й г.), Московское высшее техничес-
кое училище (1830-й г.) и Институт гражданских инженеров в Петербурге
(1842-й г.),что вместе с созданными ранее Петербургскими горным (Екатери-
на II, 1773), лесным (Александр I, 1803-й г.) и путейским (Александр I, 1809-й
г.) институтами полностью перекрыло весь массив известных тогда инже-
нерных специальностей. ( 3 )
Все они были основаны и долгое время функционировали как средние
по сути своей учебные заведения, готовившие квалифицированных руко-
водителей производственного процесса среднего звена управления — техни-
ков и мастеров, как бы мы сказали сегодня. Характерно, что ставшее в пос-
ледствие знаменитым Московское высшее техническое училище было ос-
новано именно как ремесленное училище «для подготовки искусных мас-
теров с теоретическими сведениями». Последнее оказалось очень важным,
так как позволило этому (с 1868-го г.) Императорскому техническому учи-
лищу создать великолепную научно-методическую школу подготовки инже-
неров, стать подлинно элитным техническим университетом.
Дело в том, что во второй половине XIX-го века инженерное дело во
всем мире развивалось по пути расщепления единого и все нарастающей
дифференциации специализаций инженеров. Это сопровождалось резким
увеличением спроса на инженерный труд вообще и, соответственно, значи-
тельным ростом числа инженерных вакансий. Рынок труда, прямолинейно
понимаемая экономика настоятельно требовали прекратить подготовку ин-
неров широкого профиля, требовали перейти к узкопрофильной, моноот-
раслевой подготовке инженеров. Московское высшее техническое учили-
ще не пошло по этому как бы легкому пути, предпочитая готовить широко
образованных инженеров в тесной связи глубокого теоретического обучения
с практическими занятиями, с самостоятельным лабораторным, а то и натур-
ным экспериментированием.
Результат хорошо известен: МВТУ, ныне Государственный технический
университет, являет собой пример того, каким должен быть элитный инже-
нерный вуз. Имена Н.Е .Жуковского, А.Н. Туполева, В.Г. Шухова, С.П. Ко-
ролева, С.А. Лебедева, прямо ассоциируемые с МВТУ, говорят о многом.
После великих реформ шестидесятых годов XIX-го века, открывших
России пути-дороги буржуазного развития, в российской высшей школе
широко достаточно остро обсуждались вопросы инженерно-промышленно-
го образования. Естественно, в этой связи привлекалась в рассмотрение и
практика, как тогда выражались, «великой заатлантической республики» с
ее техническими университетами.
Своеобразна и сложна история развития высшего образования в
Новом Свете, на противоположном берегу Атлантики. Особенно здесь сле-
дует отметить, что в самый разгар Гражданской войны, на втором году
президентства А. Линкольна, в июле 1862-го года Конгресс США принял
закон, дающий право администрациям штатов выделять (даровать) боль-
шиее участки земли из федеральных резервных фондов для жизнеобеспе-
чения высших учебных заведений. Эти вузы на дарованных землях (Land
grant colleges) возникли на новых территориях как по мановению вол-
шебной палочки и начали массовую подготовку главным образом инже-
неров—аграриев и инженеров—механиков. Всего было основано 68 вузов
на дарованных землях. Этим был дан ответ на острый (агротехничес-
кий, лесотехнический, машиностроительный, вообще — технологический и
инженерный) вызов времени. Так была удовлетворена жгучая потребность
в квалифицированных кадрах в молодой, грубой, в массе своего населен-
ия безграмотной стране, только что вышедшей из трагедии гражданской вой-
ны. Но бурно развивавшейся стране этого было мало. ( 4 ).
В 1861-м году был официально основан, а в 1865-м году начал функ-
ционировать Массачусетсский Технологический Институт (МТИ). Столь
длительный срок между объявлением решения об основании института и
реальным началом его деятельности объясняется тем, что все эти годы масса-
чусетсские янки были истово вовлечены в гражданскую войну.
Создание технологического высшего учебного заведения исподволь на-
зревало с развитием индустриального капитализма в Америке. Реализовалось
оно как официальное решение с началом новой эры в истории США — из-
бранием Линкольна президентом страны. Война затормозила прогресс, но
сразу же после победы институт был реально открыт. Дело в том, что необ-
ходимость преодоления послевоенной разрухи, реструктурирования народно-
го хозяйства и отказа от колониальной экономики, процесс индустриализа-
ции и резкой урбанизации США требовали наличия инженерных кадров
действительно высочайшей квалификации. Требовались не только хорошие,
грамотные, знающие инженеры – прекрасные исполнители, требовались ин-
женеры – творцы, инженеры – создатели нового и руководители этого про-
цесса. Весь массив новых вузов на новых территориях, вся совокупность
традиционных университетов Новой Англии не смогли решить так постав-
ленную задачу.
С самого начала, по основополагающему статуту подготовка инже-
нерных кадров высокой квалификации в Массачусетсском Технологичес-
ком Институте велась так, чтобы процесс обучения органично сочетал фун-
даментальное изучение естественно-научных, инженерных, гуманитарных и
социальных дисциплин с практической деятельностью и обучаемых, и обу-
чающих. Это было впервые, это было абсолютно новым во всей мировой
истории традиционной, гражданской, невоенной, инженерной высшей школы
университетского плана. Недаром МТИ стал крупнейшим центром приклад-
ных исследований США и признанным символом научно-технического
прогресса.
Вместе с тем отнюдь неслучайно то обстоятельство, что массачусетсские
янки создали МТИ в непосредственной близости от Гарвардского универ-
ситета – старейшего в США (1636-й год), рядом с ним, но не в нем. Буду-
чи каждый в своем роде старейшим и авторитетнейшим, эти независимые
вузы тесно взаимодействуют друг с другом, позволяя, что нетривиально,
всем обучающимся в МТИ посещать занятия в Гарварде и наоборот, имея
общие исследовательские проекты и, в особых случаях, общих профессоров.
Это довольно сильно напоминает те отношения сотрудничества, которые
сложились к концу XIX-го века в Москве между Высшим Техническим
Училищем и Императорским Университетом. ( 5 ).
Возникновение МТИ на фоне богатой сети традиционных университетов
и в условиях резкого роста числа регулярных вузов во вновь осваиваемых
регионах (Land grant colleges) есть свидетельство необходимости создания в
бурно развивающейся стране элитного технического университета.
Массачусетсский Технологический Институт, созданный республикан-
ским Конгрессом США и президентом Линкольном, по обстоятельствам
времени учреждения, по задачам и методам подготовки кадров во многом
подобен L Ecole Polytechnique, созданной Конвентом Французской Респуб-
лики и императором французов Наполеоном.
В другой стране молодого и, несмотря ни на что, бурно развивающе-
гося промышленного капитализма — в императорской России 19-го февра-
ля 1899-го года был высочайше утвержден всеподданейший доклад Мини-
стра финансов С.Ю. Витте, в ясной форме аргументирующий необходи-
мость организации в Санкт-Петербурге Политехнического института.
К этому времени страна прошла за 38 пореформенных лет большой
и тяжкий путь перехода от общества, по сути своей феодального, к общес-
тву буржуазному. К концу века наиболее одиозные аспекты, наиболее дур-
но пахнущие составляющие крутого процесса первоначального накопления
капитала отошли в сторону, остались в прошлом. В России наблюдался
промышленный рост, Россия очевидным образом двигалась к экономичес-
кому процветанию, следовательно, России были нужны хорошие инжене-
ры и в немалых количествах. Это понимали и наиболее дальновидные
представители правящей бюрократии (С.Ю. Витте), и Государь (Николай II).
Глубоко укоренившиеся традиции как культурной жизни, так и медлен-
ного, в рамках внутрицеховой преемственности, совершенствования тех уме-
ний, что давно достигнуты и хорошо разработаны, весьма почтенны и ста-
билизируют общество, хотя и способствуют известной стагнации. Быстро
развивающиеся молодые общества как и общества, пережившие глубокий
шок, в известном смысле свободны от таких традиций. Поэтому в них при-
кладные разработки идут наиболее быстро, пользуются наивысшим приори-
тетом и в общественном мнении, и при финансировании, и в стратегии
подготовки кадров.
Индустриальная эпоха требует индустриально ориентированного обуче-
ния. Инженер должен быть конкретен и жить жизнью производства мате-
риально осязаемых благ. И при этом он должен гибко реагировать на из-
менение характера и способов материального производства. Но эта нова-
торская конкретность инженера только тогда плодотворна, когда она
опирается на фундаментальную образованность достаточно общего плана.
Монодисциплинарность подготовки приводит к дисперсии знания, фрагмен-
тарности областей компетентности, воспитывает недалекий технократизм,
сводящийся часто к узкому утилитаризму. Противоречие между потреб-
ностью в конкретной специализации и необходимостью широкого образо-
вания могло быть в серьезной мере разрешено путем создания политехни-
ческих институтов.
Политехнический институт с широким спектром факультетов, гибкая
структура которых оперативно откликается на требования реальной жизни,
является хорошим решением. По самой своей сути такой институт эквива-
лентен университету, сам факт пребывания в котором в годы формирова-
ния личности молодого человека существенно расширяет кругозор буду-
щего специалиста, придает ему общую культурность, делает его фунда-
ментально образованным, дает возможность стать широко мыслящим и все-
сторнне развитым творцом новой техники, организатором и руководителем
производства.
Олицетворением остро актуальной для России идеи политехнического
института и стал основанный 101 год назад Петербургский Политехничес-
кий Институт, явивший собой новый тип высшего технического учебного
заведения, новый как по фундаментальности общеинженерного образования,
так и по составу факультетов (отделений). Институт с самого начала имел
имел в своем составе коммерческий, кораблестроительный, металлургичес-
кий и электромеханический факультеты. ( 6 ).
Элитный и, что особенно важно, находившийся вне сферы админис-
трирования Министерства Просвещения, а подчинявшийся Министру Фи-
нансов политехнический институт был нужен России, и он был создан.
В своих воспоминаниях С.Ю. Витте с известной горечью пишет о тех
трудностях, которые пришлось ему преодолеть, чтобы «провести это вели-
колепное учреждение», что удалось «только благодаря (его) влиянию, ко-
рым (он) в это время пользовался как у Его Величества, так и в Государ-
ственном Совете». Но доклад, коим «министр финансов приемлет долг все-
подданнейше испрашивать Его Императорского Величества соизволения»,
хорошо мотивирован, краток, выразителен и конкретен. Государь согласил-
ся со своим министром, ученый мир поддержал их обоих.( 7 ).
Учрежденный в 1899-м году институт реально открылся в 1902-м году.
Он славен в истории наших научных и инженерных достижений. Достаточ-
но назвать имена академиков А.Н. Крылова, А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцина,
Н.Н. Семенова, П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдови-
ча, И.К. Кикоина…
Эти имена говорят сами за себя, здесь и инженер-механик, и физи-
ки-теоретики, и физики-экспериментаторы, и, что весьма характерно, инже-
неры-физики. Последнее особенно важно.
К концу XIX-го, началу XX-го века физика совершенно непосредствен-
но и в явном виде становилась основой новой техники. Возникала новая
элитная инженерная специальность — инженер-физик. Далеко не все это
понимали. В общественном мнении, среди педагогов и инженеров, да и
среди ученых тоже господствовало привычное: наука — это одно, а инже-
нерное дело, техника — это совсем другое. Носителем правильного понима-
ния важности сочетания фундаментального научного знания и конкретно-
го инженерного умения в голове и в руках одной высокообразованной и
должным образом воспитанной личности был профессор Петроградского
политехнического института Абрам Федорович Иоффе.