Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«МЕХАНИЗМ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ» 
В.М. Полтерович

Время инновационной паузы трудно оценить, многое зависит от того, насколько интенсивными будут усилия западных стран по созданию новых базисных технологий. Подчеркнем, однако, что большая часть намеченной выше догоняющей стратегии, не потеряет актуальности и в том случае, если западные экономики преодолеют кризис за короткое время. Основные изменения касаются лишь политики импортзамещения. При быстром росте мирового рынка окажется целесообразным сделать больший акцент на диверсификации экспорта.

14. Заключение: контуры антикризисной стратегии

Итак, подведем итоги. Инновационная пауза предоставляет нам новые возможности для уменьшения отставания, поскольку Запад вынужден искать новые технологии, а развивающиеся страны могут использовать его прошлые достижения. Для этого надо увеличить норму сбережений и построить эффективный механизм кредитования производства, увеличить абсорбционную способность страны и создать систему разработки и реализации широкомасштабных проектов модернизации. Каждая из этих трех взаимосвязанных задач требует целого комплекса мер. Целесообразно ввести прогрессивный налог на доходы и имущество физических лиц и льготное налогообложение инвестиций; увеличить налог на приобретение предметов роскоши; добиваться того, чтобы сбережение приветствовалось обществом, а демонстративное потребление осуждалось; гарантировать процент на накопительную часть пенсий; внедрить стройсберкассы, ориентируя их на взаимодействие с сектором льготного строительства жилья. Необходимо наладить эффективную систему кредитования, поощряя взаимодействие банков с предприятиями и не форсировать расширение фондового рынка, чтобы не отвлекать финансовые ресурсы на биржевые игры, пока что не слишком полезные для общества. Важнейшее значение имеет задача повышения абсорбционной способности страны. Для ее решения необходимо задействовать все восемь перечисленных выше каналов; при этом следует предусмотреть постепенное переключение на инновационный путь развития. И, кроме того, необходимо создать новый институт — систему интерактивного управления ростом, основанную на взаимодействии государства, ассоциаций бизнеса и общества. Эта система должна обеспечивать инициацию, согласование, разработку, отбор и эффективную реализацию модернизационных проектов. В такой системе приоритеты не заданы априори, а вырабатываются в процессе совместного анализа [12] . Инициаторами и координаторами разработки проектов могли бы стать Федеральное и региональные агентства по интерактивному планированию.

Непонимание природы кризиса, отсутствие системного взгляда продолжают сказываться на качестве российской антикризисной политики. Можно оправдать «раздачу денег» банкам и фирмам для того, чтобы избежать волны банкротств. Можно оправдать политику постепенного обесценения рубля для того, чтобы дать возможность потребителям и бизнесу «уйти в валюту» и тем самым уменьшить потери от кризиса. А вот сочетание этих двух мер, в результате которых выданные государством деньги пошли на покупку валюты, а не на нужды производства, оправдать нельзя никак. Такая ситуация была бы менее вероятна, если бы адресная поддержка оказывалась проектам.

В наше время — в еще большей степени, чем раньше — успех догоняющего развития зависит от долгосрочной государственной политики, способной консолидировать бизнес и общество, расширить плановый горизонт рыночных агентов. Ясное осознание своих возможностей, понимание необходимости освоить западные технологии, прежде чем делать ставку на инновации, постепенное совершенствование институтов, признание приоритета экономических интересов над геополитикой — необходимые предпосылки успеха любой догоняющей страны. И Россия здесь — не исключение.

Литература

Глазьев С. (2009). О программе антикризисных мер. Журнал Новой экономической ассоциации, №1 (в печати).

Дементьев В. Д. Длинные волны экономического развития и финансовые пузыри. Препринт #WP/2009/252. M.: ЦЭМИ РАН.

Полтерович В. (2008а). Догнать и перенять. Новая газета, № 87 от 24 ноября 2008. (http://www.novayagazeta.ru/data/2008/87/16.html )

Полтерович В.М. (2008b). Принципы формирования национальной инновационной системы. Проблемы теории и практики управления. № 11.

Полтерович В.М. (2008c). Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики . № 4.

Полтерович В.М. (2009). Экономический кризис: ломка институтов и взглядов. Журнал Новой экономической ассоциации, №1 (в печати).

Полтерович В.М., Старков О.Ю. (2007). Формирование ипотеки в догоняющих экономиках: проблема трансплантации институтов. М: Наука.

Полтерович В.М., Старков О.Ю. (2009). Целесообразно доработать и принять закон

о строительных сберегательных кассах. Недвижимость и инвестиции (в печати).

Шпотов Б.М. Американский фактор в индустриальном развитии СССР 1920-1930 гг. М.: Институт экономики. 37 с.

Atkinson R.D., Castro D. and S.J. Ezell (2009). The Digital Road to Recovery. A Stimulus Plan to Create Jobs, Boost Productivity and Revitalize America. The Information Technology&Innovation Foundation (http://www.itif.org/files/roadtorecovery.pdf).

Bartel A., Ichniowski C., Shaw K. (2007). How does information technology affect productivity? Plant-Level Comparisons of Product Innovation, Process Improvement, and Worker Skills. Quarterly Journal of Economics 122(4), 1721-1757.

Boz E. (2007). Can Miracles Lead to Crises? The Role of Optimism in Emerging Markets Crises. IMF Working Paper. WP/07/223. (http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2007/wp07223.pdf ).

Computer Sciences Corporation (2004). GMA Information Technology Investment and Effectiveness Study. Washington, Dc: Grocery Manufacturers of America. 75 pp.

http://www.gmabrands.com/publications/docs/2004gmaitstudyreportfinal.pdf

Carlaw K. I., Lipsey R. G., Webb R. (2007). The Past, Present and Future of the GPT-Driven Modern ICT Revolution . «Blue Report.» 80 pp. http://www.sfu.ca/~rlipsey/PDFs/Blue_Report.pdf

Deidda L., Fattouh B. (2008). Banks, Financial Markets and Growth // J. of Financial Intermediation . Vol. 17 (1). January 2008.

Dostie B., Jayaraman R. (2008). Organizational Redesign, Information Technologies and Workplace Productivity Discussion Paper No. 3612. IZA, Germany. http://ftp.iza.org/dp3612.pdf

Helpman Elhanan (1998), (ed.). General Purpose Technologies and Economic Growth. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 315 pp.

Helpman Elhanan and Manuel Trajtenberg (1998). A Time to Sow and A Time to Reap: Growth Based on General Purpose Technologies. In: Helpman Elhanan (ed.). General Purpose Technologies and Economic Growth. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 53-83.

Lundvall B. A. (2007): National Innovation System: Analytical Focusing Device and Policy Learning Tool. Working paper. R2007:004.

Mensch, G. (1979). Stalemate in Technology. Cambridge, MS: Ballinger Publishing Company. 241 pp.

Mosk C. (2004). Japanese Industrialization and Economic Growth. In: R. Whaples (ed.). EH.Net Encyclopedia. URL http://eh.net/encyclopedia/article/mosk.japan.final

OECD (2008). Compendium of Patent Statistics. http://www.oecd.org/dataoecd/5/19/37569377.pdf

Oliner S. D., Sichel D. E, Stiroh K. J. (2007). Explaining a Productive Decade. Brookings Papers on Economic Activity, 1, 81- 137.

Stiglitz J. (2008). Markets Can’t Rule Themselves. Newsweek, December 31. http://www.newsweek.com/id/177447

U.S. Patent and Trademark Office (2008). U.S. Patent Statistics Chart. http://www.uspto.gov/go/taf/us_stat.htm

Wylie, P. (1989). Technological Adapatation in Canadian Manufacturing, 1900-1929, Journal of Economic History, Vol. 49, No. 3.