Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой процесс эволюционного развития научных знаний и технологических достижений, он играет ключевую роль в трансформации производительных сил общества, благодаря ему внедряются более энергоэффективные, менее трудозатратные и природосберегающие технологии. Практически все глобальные проблемы, с которыми сталкивается человечество сегодня, могут быть решены засчёт обретения новых научных знаний, технологических, технических и инженерных решений, то есть засчёт ускорения научно-технического прогресса. Во второй четверти двадцать первого века задача стратегического управления научно-техническим прогрессом становится одной из ключевых и важнейших для всего человечества. Важно отметить, что многие закономерности развития сложных систем были проработаны и сформулированы [1], в том числе в рамках развития синергетики [2], [3], сегодня эти закономерности проявляются в том числе и в управлении научно-техническим прогрессом.
Новая форма организации экономических отношений
Для России, стран ЕАЭС, Евросоюза, Великобритании и США задача управления НТП становится всё более актуальной в связи с необходимостью поддерживать конкурентоспособность с промышленностью Китайской Народной Республики. Наиболее яркие примеры неконкурентоспособности сегодня можно найти в отрасли автомобилестроения. Скорость, с которой внедряются инновации в китайском автопроме, кажется недостижимой и невозможной для европейских и российских управленцев. В КНР роботизированный автомобильный завод может быть спроектирован, построен с состояния green field и введён в эксплуатацию за один год, а ещё через 3 месяца он выводится на проектную мощность [4], [5]. При этом этот новый завод может строиться для выпуска моделей автомобилей, которые раньше не выпускались [6]. Организация продаж автомобилей через платформы позволяет продавать ещё не произведённые автомобили, например Xiaomi получила 50 тыс. заказов за 27 минут после старта продаж электромобиля SU7 [7]. Модели автомобилей под тем же названием, выпущенные в конце года, оснащены целым рядом усовершенствований по сравнению с автомобилями, которые выпускались на том же заводе в начале года, при этом цена на автомобили в конце года, как правило, становится ниже. Один из механизмов быстрого усовершенствования, отработанный китайскими автопроизводителями, состоит в том, что первые выпущенные на заводе автомобили бесплатно получают сотрудники предприятия, вторая партия отдаётся таксопаркам, — это позволяет быстро выявить недостатки и разработать усовершенствования, анализируя поток отзывов и предложений от пользователей.
Подобные темпы внедрения инноваций и движения научно-технического прогресса можно наблюдать и в других отраслях КНР (к примеру, строительство дорог, мостов, многоуровневых развязок, высотных зданий происходит значительно быстрее и обходится в разы дешевле, чем в Европе, США или России). Как стали возможны такие результаты? И почему ни страны ЕС ни страны ЕАЭС, ни Великобритания, ни США не могут их повторить? В чём секрет управления научно-техническим развитием в Китае? Кратко ответ может быть сформулирован так: в КНР сегодня применяются совершенно иные подходы к управлению НТП, которые основаны на принципиально отличающейся модели функционирования отраслей экономики, которую специалисты называют отраслевой экосистемой цифровых платформ (ОЭЦП), при этом отраслевые ОЭЦП могут органично интегрироваться друг с другом в метасистему цифровых платформ через маркетплейсы поставок и сбыта, обеспечивая межотраслевую кооперацию [8], [9], [10], [11], [12].
Рисунок 1. Экосистема цифровых платформ в аквакультуре и её стыковка с маркетплейсами поставок и сбыта готовой продукции
На рисунке 1 представлена ОЭЦП для отрасли аквакультуры, работающая сегодня в Российской Федерации [13]. Маркетплейсы поставок и сбыта, отображённые на схеме, являются естественными буферами для интеграции с другими ОЭЦП в единую метасистему.
Высшее руководство Российской Федерации хорошо понимает необходимость внедрения новых подходов к управлению НТП и отраслями экономики. Подтверждение этому — два национальных проекта «Цифровая экономика» [14] и «Экономика данных» [15], а также Распоряжение Президента РФ №325-рп от 14 октября 2024 года «О межведомственной рабочей группе по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ». Главная задача рабочей группы — обеспечить «эффективное взаимодействие федеральных органов государственной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций при реализации государственной политики в области развития экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, выработке механизмов регулирования экосистем цифровой экономики и цифровых платформ как новых форм организации экономических отношений…» [16].
В чём же состоит принципиальная новизна этой формы организации экономических отношений? В первую очередь в том, что отраслевые экосистемы цифровых платформ совмещают в себе функции:
- Цифровой среды взаимодействия реальных участников экономического процесса, в которой происходит поиск разнообразных контрагентов, технологий, оборудования, инвестиций, ценных специалистов, изобретений и инноваций, там же заключаются сделки, происходит обмен документами, осуществляются взаиморасчёты (в том числе на основе самоисполняемых контрактов),
- Регулятора (все действующие нормативно-правовые акты, бланки и типовые формы документов зашиты в алгоритмы работы цифровых платформ),
- Системы автоматизированного учёта,
- Генератора отчётов для контрольных и надзорных государственных органов, а также для профильных министерств, служб и агентств (участники платформ смогут освободить себя от обязанности готовить и отправлять отчёты в госорганы),
- Наблюдателя второго порядка. Для государственных управленцев, которые отвечают за развитие данной отрасли экономики, ОЭЦП является универсальным инструментом наблюдения за ситуацией в отрасли в режиме реального времени, что позволяет им видеть, какие нормативно-правовые акты, нормы, правила тормозят взаимодействие, а какие, напротив, оптимизируют и ускоряют его, какие виды сделок реально подписываются, какие формы государственной поддержки используются участниками отрасли и т.д. В частности, метасистема ОЭЦП может стать для государственных управленцев своеобразной цифровой лабораторией и инструментом для построения и внедрения наиболее эффективной системы налогообложения и наиболее целесообразной монетарной политики государства.
- Универсального источника любой профессиональной информации. Информация возникает в процессе взаимодействия реальных участников экономического взаимодействия и может быть отображена на настраиваемых дэшбордах (умных панелях).
- Самонастраиваемой и самоуправляемой этической системы, поскольку только те участники экономического взаимодействия, которые получили высокую оценку своей деятельности, получают шанс на развитие и заключение новых взаимовыгодных сделок. Многофакторные динамические рейтинги отраслевых специалистов и команд в каждой ОЭЦП, постоянно измеряют уровень «экспертного капитала» каждой отрасли и позволяют вычислять её «кадровый потенциал», что, по сути, становится многофакторным техническим заданием для системы подготовки научно-исследовательских кадров, инженерных, технических специалистов и управленцев.
Весь этот функционал доступен с любого компьютера, подключённого к интернету, через обычный браузер, при этом могут быть использованы электронно-цифровые подписи и другие методы идентификации пользователей.
Экономика КНР сегодня функционирует как комплекс ОЭЦП (и сейчас решается задача сборки ОЭЦП в единую страновую метасистему), что позволяет управленцам, работающим в КНР, достигать впечатляющих результатов. За счёт чего это происходит?
- Все операционные циклы существенно ускоряются, в первую очередь засчёт полноты информации: любая информация, необходимая для принятия управленческих и финансовых решений, оказывается доступной онлайн, что в десятки раз сокращает время принятия решений.
- ОЭЦП является средой, в которой в режиме реального времени взаимодействует сеть активных экономических субъектов, многие из которых работают на управленческих должностях в данной отрасли, — создаётся эффект, когда функционированием отрасли управляет сеть компетентных акторов, а любая сеть обладает жизнеспособностью и гибкостью, что позволяет преодолевать несовершенство и неполноту законодательной базы (любая законодательная база не лишена недостатков), и обеспечивать развитие отрасли.
- Во взаимодействии внутри ОЭЦП выигрывают те, кто смог предложить стандартное качество за более доступную цену: это формирует у участников ОЭЦП высокий спрос на инновации и на разнообразные научно-технические и научно-технологические решения, которые позволяют уменьшить себестоимость продукции/услуг и одновременно увеличить количество произведённых и проданных товаров/услуг, то есть масштабировать производство. Благодаря этому инновации внедряются быстро, и это сказывается на конечной цене товаров/услуг по всей цепочке передела, что в свою очередь ведёт к уменьшению себестоимости и росту прибыли.
- Внутри метасистемы ОЭЦП возникают оптимальные цепочки кооперации, самоактуализирующаяся база знаний индустрии, происходит синхронизация отраслевых и образовательных страновых стандартов.
- Становятся возможны принципиально новые формы хозяйственных отношений, такие как impact investing [17], profit-sharing [18], value-sharing [19] что совершенно изменяет саму суть производственных отношений: формируются новые формы инвестиций, возникает динамическое перераспределение долей в бизнесе, то есть доли постоянно перераспределяются в пользу владельцев новых технологий и оборудования, но это кратно увеличивает доходы всех акционеров, способствует внедрению самых разнообразных инноваций (то есть развитию НТП) и позволяет на практике строить системы управления на принципах сетевой меритократии.
Старая управленческая парадигма vs управление отраслями экономики через ОЭЦП
В современном мире можно наблюдать столкновение старой и новой управленческой парадигмы. Старая парадигма была адекватна уровню сложности 50-летней давности, сегодня ассортимент товаров вырос в десятки тысяч раз, число активных участников экономического процесса увеличилось в сотни раз. Управленческая парадигма, построенная на иерархическом подчинении, не в состоянии справиться с таким уровнем сложности объекта управления. На смену ей приходит сетевая парадигма управления.
В логике старой парадигмы страны ЕС, Великобритания и США пытаются вводить заградительные пошлины для китайских товаров, поскольку они существенно дешевле, и одновременно намного интереснее для конечных пользователей, чем подобные продукты, произведённые в ЕС, Великобритании и США (автомобили, смартфоны, ноутбуки, умные часы и другие носимые гаджеты, а также многие товары FMCG). Но это не приводит к тому, что люди начинают покупать товары, произведённые в их собственных странах: они продолжают покупать более интересные и современные модели, насыщенные новыми идеями, технологиями и изобретениями, просто платят за них дороже. А отечественное производство это никоим образом не спасает. Система государственного управления не решает проблему, а действует в логике «делаем, что можем сделать и то, что делали раньше».
Ещё одна управленческая стратегия, которую демонстрирует управленцы, воспитанные в старой парадигме, состоит в том, чтобы проанализировать отраслевую статистику и разработать новые нормативно-правовые акты, которые, по их замыслу, должны создать условия для реального решения задач развития отраслей экономики. Почему эта стратегия не даёт желаемого эффекта?
Во-первых, отраслевая статистика — это информация в лучшем случае трёхмесячной, а иногда полугодовой или годовой давности. Кроме того, статистические классификаторы представляют собой чрезвычайно жёсткую логическую структуру, а лежащая в её основе классификационная схема разрабатывалась много десятилетий назад, поэтому часто бывает крайне трудно получить на основе анализа статистических данных ответ на интересующие управленцев вопросы. Как уже упоминалось выше, ОЭЦП как наблюдатель второго порядка (наблюдатель за наблюдателями) позволяет видеть ситуацию в отрасли в режиме реального времени и получать любую актуальную информацию. Сам концепт «информация» становится в ОЭЦП иным, чем в статистических отчётах: информация в ОЭЦП может быть определена как состояние среды внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, а потому, какой бы аспект таким образом понимаемой информации ни заинтересовал управленца, он сможет обнаружить интересующий его набор показателей, — ведь живая деятельность и взаимодействие активных участников экономического процесса могут исследоваться с любого ракурса и в любом разрезе: методику исследования и классификационную схему может разработать сам исследователь, между ним и реальной жизнью нет посредника в виде органа статистики и его методических догматов.
Во-вторых, сама идея управления сложными экономическими процессами через нормативно-правовые акты в сегодняшнем сверхсложном мире безнадёжно устарела. Нормативно-правовые акты, чтобы действующие участники экономического процесса исполняли их, требуют, чтобы их содержание было изучено, учтено в повседневной работе, а в дальнейшем правильное применение нормативно-правовых актов необходимо контролировать с помощью контрольно-надзорных органов, которые обладают полномочиями карать и наказывать за неисполнение закона. В ОЭЦП действующие нормативно-правовые акты зашиты в алгоритмы цифровых платформ: сделать что-либо не по закону становится практически невозможно. Но если некоторый нормативно-правовой акт мешает функционированию отрасли, управленцы могут увидеть это в режиме реального времени с помощью дэшбордов (умных панелей) и своевременно скорректировать правила взаимодействия в цифровой платформе. Иными словами, в каждой ОЭЦП нормативно-правовые акты становятся самоисполняющимися, а сетевая природа ОЭЦП обеспечивает необходимую гибкость в их применении, при этом автоматически генерируется вся учётная и отчётная документация, которая становится доступна соответствующим государственным органам. Такая, новая форма бытия нормативно-правовых актов (в виде алгоритмов, зашитых в ОЭЦП) является частью современной управленческой парадигмы.
Наивной и бессмысленной выглядит старая стратегия США, состоящая в использовании военной силы и политического давления для ограничения и замедления экономического и научно-технического развития КНР. Сетевую организованность практически невозможно подавить с помощью силового воздействия. Учитывая, насколько сплетены экономики США и КНР, любые силовые методы приведут к тому, что США нанесут собственной экономике очень существенный вред. В военном противостоянии больше шансов выиграть у той стороны, которая способна быстрее внедрять научно-технические инновации и производить всё необходимое для ведения военных действий по более низкой себестоимости: в этом ни США, ни Европа с Китаем сравниться не могут.
Как перейти к новой форме организации общественных отношений?
Очевидно, что ни США, ни ЕС, ни Великобритания, ни Россия не смогут перейти к новой форме организации общественных отношений, если не будут массово подготовлены управленческие кадры, глубоко понимающие новые подходы к управлению научно-техническим прогрессом и функционированием отраслей экономики, и если не будут созданы инкубаторы и акселераторы для разработки необходимого количества ОЭЦП для платформизации всех отраслей экономики и если система подготовки учёных-исследователей, отраслевых специалистов и управленцев не будет кардинально перестроена.
Первое условие успешного перехода к новой форме организации общественных отношений — это подготовка управленцев, которые будут понимать, что собою представляют ОЭЦП и чем они отличаются от ГИС, маркет-плейсов, Яндекс-такси/Убер, Самоката/Яндекс-лавки и других вариантов платформенных решений и сервисов.
Второе условие успешного перехода — это усвоение основных принципов сборки единой метасистемы ОЭЦП благодаря которой платформизированные отрасли экономики смогут эффективно взаимодействовать друг с другом.
Третье условие успешного перехода — создание эффективных команд для работы достаточно мощных (и соединённых в конвейер) инкубаторов и акселераторов, в рамках которых могут разрабатываться платформенные решения (ОЭЦП) для отраслей экономики. Чтобы перейти к новой форме организации общественных отношений в России, необходимо за 5-6 лет разработать и внедрить (в формате ГЧП) необходимое количество ОЭЦП и корректно соединить их в единую метасистему ОЭЦП.
Четвёртое условие успешного перехода — создание трансграничных платформенных решений и интегрирование метасистем разных стран друг с другом (Open Source). Это позволит, в частности, построить эффективные системы международного клиринга и эффективно собирать экономические макрорегионы, преодолевая негативные последствия англо-американской глобализации. Кроме того, это позволяет строить макрорегионы с учётом необходимого для развития масштаба кооперации. Сегодня для успешного функционирования метасистемы ОЭЦП в её экономическом контуре должно проживать ~1,5 млрд. людей. К 2050 году для этого будет необходимо ~4 млрд. людей, а во второй половине 21 века всё человечество вступит в эру единой цифровой цивилизации.
Пятое условие успешного перехода — кардинальная перестройка всей системы средне-специального и высшего образования в соответствии с кадровыми запросами и потребностями метасистемы ОЭЦП. ВУЗам предоставляется доступ к соответствующим ОЭЦП, и это позволяет им готовить специалистов и вести научно-исследовательскую деятельность в тесной связи с практикой. На следующей стадии ВУЗы и НИИ начинает подключаться к ОЭЦП в качестве одного из участников, становясь одним из поставщиков технических и технологических решений. В дальнейшем у НИИ и ВУЗов появится возможность интегрироваться друг с другом и благодаря участию в ОЭЦП планировать и выполнять совместные НИР и НИОКР, находя финансирование в рамках платформенной коммуникации в ОЭЦП и зарабатывая роялти с этапа внедрения.
Перечисленные условия перехода к новой форме организации общественных отношений требуют проведения последовательной, разумной и эффективной государственной политики в сфере цифровизации экономики. У России сегодня есть шанс выработать и осуществить такую государственную политику.
Метасистема ОЭЦП позволяет увеличивать валовую добавленную стоимость, создаваемую в каждой платформизированной отрасли темпами 5-15% в год на протяжении 10-20 лет (в зависимости от зрелости отрасли). Каждые 10-20 лет происходит смена технологического уклада в каждой отрасли экономики, благодаря этому темпы роста валовой добавленной стоимости, создаваемой в отрасли, могут никогда не уменьшаться, и будут колебаться в диапазоне 5-15% в год в зависимости от степени освоения каждого следующего технологического пакета. Так в общих чертах может быть описана новая форма организации общественных отношений, позволяющая эффективно управлять НТП.
Список литературы
- Хозяйственный механизм общественных формаций / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: «Мысль». 1986. 269 с. URL: https://s.esrae.ru/noocivil/pdf/2021/62/2322.pdf. Дата обращения 10 января 2025.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994. 236 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Коэволюция сложных социальных структур: баланс доли самоорганизации и хаоса. URL: https://spkurdyumov.ru/forecasting/koevoljuciya-slojnyh-socialnyh-struktur/. Дата обращения 10 января 2025.
- Новый завод Tesla в Китае построили за 168 дней. Первая партия авто достанется рабочим. Дата публикации: 28 октября 2019. URL: https://dzen.ru/a/XbcA1TIzVACvVtQ8. Дата обращения 10 января 2025.
- Построено за 14 месяцев! Строительство автомобильного завода в Чегу установило новый рекорд. Дата публикации 20 августа 2023 г. URL: https://3g.wuhan.gov.cn/sy/whyw/202308/t20230820_2249987.shtml. Дата обращения 10 января 2025.
- Китайские автомобили: каталог. URL: https://auto.ru/catalog/cars/chinese/ Дата обращения 10 января 2025.
- Xiaomi получила 50 тыс. заказов за 27 минут после старта продаж электромобиля SU7. Дата публикации 24 марта 2024 года. URL: https://habr.com/ru/news/803939/. Дата обращения 10 января 2025.
- В.Г.Буданов, А.В. Олескин, В.Ю.Румянцев, А.С.Шохов. Роль БРИКС в развитии мировой экономики. // Экономические стратегии, № 2(194) 2024, с. 16-23. URL скана журнальной публикации: https://spkurdyumov.ru/uploads/2024/06/rol-briks-v-razvitii-mirovoj-ekonomiki.pdf. Дата обращения 10 января 2025.
- Ускорьте цифровое, сетевое и интеллектуальное развитие обрабатывающей промышленности! URL: http://gxt.gxzf.gov.cn/wzsy/zwdt/gxyw/t13060177.shtml. Дата обращения 10 января 2025.
- Классификация экосистем цифровых платформ: анализ текущих исследований и будущих перспектив. Дата публикации: 29 апреля 2024. URL: https://www.163.com/dy/article/J0V8P3220511D98B.html. Дата обращения 10 января 2025.
- Си Цзиньпин. Продолжать делать цифровую экономику моей страны сильнее, лучше и крупнее. Дата публикации: 15 января 2022. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2022-01/15/content_5668369.htm. Дата обращения 10 января 2025.
- Xiaomi’s Autonomous Dark Factory. Дата публикации: 10 июля 2024. URL: https://www.perplexity.ai/page/xiaomi-s-autonomous-dark-facto-7qmcSlJ6TeWj3tGlsyLl5Q. Дата обращения 10 января 2025.
- URL: https://fishplan.ru/. Дата обращения 10 января 2025.
- URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika/. Дата обращения 10 января 2025.
- URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/ekonomika-dannykh/. Дата обращения 10 января 2025.
- Распоряжение Президента РФ №325-рп от 14 октября 2024 года «О межведомственной рабочей группе по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/51186. Дата обращения 10 января 2025.
- URL: https://www.investopedia.com/terms/i/impact-investing.asp. Дата обращения 10 января 2025.
- URL: https://www.investopedia.com/terms/p/profitsharingplan.asp. Дата обращения 10 января 2025.
- URL: https://www.igi-global.com/dictionary/a-conceptual-framework-of-value-sharing-in-the-sharing-economy/76855. Дата обращения 10 января 2025.