Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Демографические показатели в России, Польше новых и старых стран ЕС в период 1980-2020 гг.» 
Б.И. Нигматулин

Б.И.Нигматулин, д.т.н., профессор; Р.И. Нигматулин, академик РАН

Демографические показатели в России, Польше новых и старых стран ЕС в период 1980-2020 гг.

К базовым демографическим показателям любой страны за определенный период времени (обычно год) относятся: рост или снижение численности населения, общий коэффициент смертности (ОКС) — смертность от всех причин на 1000 человек населения, общий коэффициент рождаемости (ОКР) — число детей, родившихся живыми, на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости (коэффициент фертильности) – среднее число детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет), ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) (определение см. ниже § 6.3).

Динамика демографических показателей любой страны, с одной стороны, является отражением гендерной и возрастной структуры населения, включая его средний возраст, с другой — динамики макроэкономических показателей: ВВП и уровня ВВП на душу населения в $ППС, общих доходов населения в постоянных ценах какого-либо года, в долях ВВП и в $ППС, распределение этих доходов между отдельными группами, расходов на социальные нужды и отдельно здравоохранение в постоянных ценах, в долях ВВП и в $ППС и т.д.

Ниже демографические показатели России будут сравниваться с аналогичными показателями Польши, новых и старых стран ЕС. На 1 января 2020 г. численность населения Польши составила - 37,9 млн, ВВП на душу населения – 34,1 тыс. $ППС (2020 г.). Суммарная численность населения новых стран ЕС составила - 71,9 млн чел., ВВП на душу населения – 35,1 тыс. $ППС (2020 г.). Суммарная численность старых стран ЕС (без Великобритании) составила 339,3 млн чел., ВВП на душу населения – 47,5 тыс. $ППС (2020 г.). Для сравнения, в России на 1 января 2020 г. численность населения составляла 146,8 млн чел., а на 1 января 2021 г. – 146,2 млн. чел.; ВВП на душу населения – 29,2 тыс. $ППС (2019 г.), в 2020 г. он снизился до 27,9 тыс. $ППС (см. рис. 3).

6.1. Динамика численности населения России по годам, в период 1980-2020 гг. (по данным Росстата).

По состоянию на 01.01.2021 г. численность населения России составила 146,15 млн. человек и за 2020 г. сократилась на 595,9 тыс.  человек. При этом естественная убыль составила огромную величину -702,4 тыс. чел.: родилось 1436,5 тыс. чел., умерло 2138,9 тыс. чел., миграционный прирост 106,5 тыс. чел. В России такое значительное сокращение населения произошло впервые за последние 15 лет. [1]

На рис. 41 показана динамика численности населения России в период 1980-2020 гг.

Рис. 41 Динамика численности населения России (на 1 января каждого года)

Видно, что до распада Советского Союза, в период 1980-1991 гг. (11 лет), численность населения России (РСФСР) постоянно росла и увеличилась на 10,5 млн чел. (со 138,1 до 148,6 млн чел.), или на 7,6%. Наоборот, в «новой» России, сначала, в период 1992-1995 гг. (4 года), численность населения практически оставалась на одном уровне – 148,5 млн. чел., а далее начала непрерывно снижаться до 142,8 млн. чел. (2006 г.) а в период 2006-2014 гг., практически стабилизировалась на уровне 142,8-143,7 млн. чел., а по сравнению с 1992-1995 гг. - снизилась на 5,2 млн. чел. (минус 3,5%). После присоединения Республики Крым и г. Севастополя в 2014 г. численность населения России сразу выросла со 143,7 до 146,3 млн чел. и к 2018 г. достигла 146,9 млн. чел., а после 2018 года началось снижение численности населения России.

Демографическая ситуация в «новой» России характеризуется повышенным уровнем смертности и сокращением рождаемости. Поэтому за 30 лет население России существенно постарело. В 1989 г. средний возраст населения России равнялся 35 лет[2], а в 2020 г. - 40,2 года[3]. В 2019 г. по сравнению с 1989 г. доля детей (от 0 до 15 лет) стала на 5,8% меньше (18,7% и 24,5%, соответственно), а доля лиц старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) на 7,4% больше (25,9% и 18,5%, соответственно).

§6.2. Общий коэффициент смертности (ОКС) в России, в Польше, новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020гг.

По определению, общий коэффициент смертности (ОКС) в стране в конкретном году представляет собой количество умерших от всех причин на 1000 человек населения в этом году, обозначим его (km).

На рис. 42 показана динамика (km) в России, в новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг. (по данным Г.Э. Улумбековой[4][5]).

Рис. 42. Динамика общего коэффициента смертности (km) в России, новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг.

Видно, что весь период 1980-2020 гг. можно разделить на пять этапов в соответствии с изменением km. При этом эти изменения достаточно точно коррелируются с изменениями ВВП в стране (см. рис.4):

первый этап (1980 — 1991 гг., 11 лет). Видно, что в РСФСР и новых странах ЕС, значение km практически совпадали между собой (в среднем km = 10,9 и 11,0, соответственно), в старых странах ЕС эта величина была несколько меньше km = 10,3. В РСФСР в 1986-1989 гг., локальное снижение km было вызвано положительным эффектом от антиалкогольной кампании.

второй этап (1992 – 1994 гг.), распад СССР, образование «новой» России. После распада СССР (декабрь 1991 г.) ситуация со смертностью в России катастрофически ухудшилась. Величина km сразу существенно выросла с km =11,4 (1991 г.) до 15,7 (1994 г.), или почти в 1,4 раза. Выше уже отмечалось, что в 1992 году ВПЕРВЫЕ после Великой Отечественной войны, была зафиксирована естественная убыль населения в стране.

третий этап (с 1995 до 2002-2004 гг.). Величина km сначала заметно снизилась с km = 15,7 (1994 г.) до 13,6 (1998 г.) или на 13%. Далее возросла до 16,1-16,4 (2002-2004 гг.) или на 20%.

четвертый этап (2005-2019 гг.). 01.01.2006 г. – начало реализации национального проекта «Здоровье». Величина km стала монотонно снижаться с km= 16,1 (2005 г.) до 12,4 (2017 г.), в последние годы (2017-2019 гг.) оставалась примерно на одном уровне km= 12,3-12,4, т.е. находилась значительно выше, чем km =10,9 – среднего уровня в РСФСР в период 1980-1991 гг. или в новых странах ЕС в период 1996-2017 гг.

После 1991 г. в и Польше и новых странах ЕС, в отличии от России, НЕ ПРОИЗОШЕЛ катастрофический рост смертности, и она выросла всего до km =11,2-11,4 (1991-1994 гг.), далее непрерывно снижалась до km = 10,7 (1997 г.), оставалась примерно на том же уровне последующие годы, т.е. оказалась несколько ниже среднего значения km = 11,0, которой соответствовало России и новым странам ЕС в период 1980-1991 гг. — до распада СССР и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), куда входили все новые страны ЕС.

Это показывает, что в Польше и новых странах ЕС социально-экономические реформы 90-х годов были проведены эффективно, щадяще по отношению к своему населению и только незначительно ухудшили социально-экономическое положение в этих странах. Наоборот, в России экономические реформы 90-х годов (шоковые реформы Ельцина-Гайдара-Чубайса, залоговые аукционы, распродажа государственной собственности за бесценок и т.д.) были проведены тогдашним ВЫСШИМ РУКОВОДСТВОМ И ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТОЙ РОССИИ ВАРВАРСКИ, БЕЗМОЗГЛО И ИЗУВЕРСКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ НАРОДУ.

В результате эти реформы привели в 1992-1998 годах к социально-экономической катастрофе в стране, характеризующейся сверхвысокой смертностью, резким снижением ожидаемой продолжительности жизни (см. ниже §6.3) и рождаемости (§6.4), аномально высоким неравенством по доходам между узкой группы сверхбогатых (1%-3%) и основной массы населения, низкой долей «обеспеченного» среднего класса (~20%), а в последнее десятилетие и к низкому экономическому росту. В стране продолжает оставаться значительная доля бедного населения (13%) (см. рис. 40). На это также наложилось недостаточное государственное финансирование социальных расходов, включая здравоохранение. В последнее десятилетие расходы на здравоохранение в России находились в диапазоне 2,9-3,5% ВВП, в Польше — 4,7-5,0%, в новых странах ЕС — 5,5-5,9%, а в старых странах — 7,0-7,3% (см. рис. 29).

Если бы экономические реформы в России прошли бы по тому же сценарию, что в Польше и новых странах ЕС, а уровень государственного управления был бы аналогичным этим странам, то в России не было бы такой аномально высокой смертности, существенно выше km = 10,9 умерших на 1000 человек населения (1980-1991 гг.).

На рис. 42 заштрихованная площадь между кривой ОКС и уровнем ОКС равным 10,9 соответствует дополнительному количеству умерших из-за сверхсмертности в России в период 1992-2020 гг. (28 лет). Получается, что во время правления Б.Н. Ельцина (1992-1998 гг.) дополнительное количество умерших равнялось 3,6 млн, а в период правления В.В.Путина и Д.А. Медведева (1999-2020 гг.) еще 10,4 млн. Всего в «новой» России в период 1992 – 2020 гг. из-за сверхсмертности ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО УМЕРШИХ СОСТАВИЛО 14 МЛН ЧЕЛОВЕК.

Для справки: в РСФСР за 4 года Великой Отечественного войны, из-за сверхсмертности только гражданского населения относительно мирного времени (1940-1941гг.), дополнительное количество умерших равнялось 8,7 млн. человек.[6]

6.3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) в России, в Польше, новых и старых странах ЕС в период 1980-2020 гг.

По определению, ОПЖ при рождении в стране в конкретном году — это количество лет, которое в среднем предстоит прожить человеку из поколения, рожденному в данной стране в этом году, если на протяжении его жизни повозрастные коэффициенты смертности в этой стране останутся такими же, как в год, когда вычисляется этот показатель. По сути, ОПЖ при рождении – это показатель средней продолжительности предстоящей жизни поколения людей в данной стране при рождении в конкретном году. ОПЖ является важнейшим интегральным демографическим показателем в стране, определяющимся уровнем смертности населения в разных возрастных группах в конкретном году. Соответственно, ОПЖ является также важнейшим интегральным показателем оценки состояния здоровья населения в стране в конкретном году.

На рис. 43 показаны значения ОПЖ при рождении в России, в Польше, новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг., [7],[8]с прогнозом на 2021 г.

Рис. 43 Динамика ОПЖ при рождении в России, Польше, в новых и старых странах ЕС по годам, в период 1980-2020 гг., с прогнозом на 2021 г.

Видно, что весь период 1980-2020 гг. можно разделить на пять этапов в соответствии с изменением ОПЖ. При этом эти изменения достаточно точно коррелируются с изменениями ВВП и ОКС в стране (см. рис. 4 и 42):

первый этап (1980 — 1985 гг., 5 лет). Видно, что в РСФСР в доперестроечный период 1980 — 1985 гг. ОПЖ находилась, в среднем, на уровне 67,9 лет. В Польше и новых странах ЕС эта величина равнялась70,8 и 70,4 года, соответственно, или на 2,9 и 2,5 лет больше. В старых странах ЕС она равнялась 74,0 года или на 6,1 лет больше.

второй этап (1986 – 1991 гг., перестройка, 5 лет). Видно, что в РСФСР, благодаря антиалкогольной кампании во время перестройки, ОПЖ увеличилась, в среднем, до 69,5 года (на 1,6 года по сравнению с первым этапом). В Польше и новых странах ЕС эта величина равнялась 70,9 года или всего на 1,4 года больше. В разгар антиалкогольной кампании (1986-1987 г.) эта разница сократилась до 0,9-1,0 года. В старых странах ЕС величина ОПЖ равнялась 75,3 года или на 5,8 лет больше.

третий этап (1992 – 1994 гг.), распад СССР, образование «новой» России. Глубокий экономический кризис привёл к тому, что ОПЖ катастрофически упала с 68,9 (1991 г.) до 63,9 лет (1994 г.), или на 5 лет за 3 года. Ранее такое падение ОПЖ происходило только во время Великой Отечественной войныЭто была демографическая катастрофа.

четвертый этап (1995-2005 гг.). Продолжение экономического кризиса до 1998 г., а далее восстановительный рост экономики, который в значительной степени влиял на изменения ОПЖ. Сначала она выросла до 67,1 года в 1998г. (на 3,2 года), потом опять упала до 64,9 лет (2003 г.), а далее начался постоянный рост ОПЖ.

пятый этап (2006-2019 гг.). На этом этапе, ОПЖ постоянно росло, однако достичь среднего уровня в 69,5 лет в РСФСР (1986-1991 гг.) удалось только в 2011 г., а уровень 69,9 лет (1987 г.) – в 2012 г., или через 25 ЛЕТ!! К 2019 г. значение ОПЖ в России выросло до 73,3 года. Для сравнения в Польше и новых странах ЕС в 2019 г. она равнялась 78 лет, или на 4,7 года больше, чем в России (в 1987 г. разница была всего 1 год), а в старых странах ЕС – 82,1 года, или на 8,8 года больше.

Президент России В.В. Путин в майских указах 2018 г. поставил цель: к 2024 г. достичь ОПЖ 78 лет, то есть значению, которое было в Польше и «новых» странах ЕС в 2019 г. Однако, в 2020 г. без всякого обсуждения этот срок был перенесен на 2030 г.,

В мартовской версии правительственного плана 2021 года прогнозируется, что Россия к значению ОПЖ в 2019 г. сможет вернуться только через три года – в 2024 г. Прогнозируется, что в 2021 году этот показатель будет равняться 71,7 года, в 2022-м — 72,3 года, в 2023-м — 72,9 года, в 2024-м — 73,6 года[9], а в 2030 году должен составить 78 лет. А ведь в начале 2020 г. руководство страны рассчитывало уже в 2024 г. довести ОПЖ до 75,2 года. Сегодня эта цель представляется чересчур амбициозной и недостижимой. Для этого необходимо существенно улучшить благосостояние основной массы населения страны до уровня «новых» стран ЕС, а также увеличить государственное финансирование здравоохранения до 5% ВВП, т.е. в 1,5 раза больше в долях ВВП или в 2 раза в сопоставимых ценах, как сегодня это имеет место в Польше и «новых» странах ЕС (см. рис. 29 и 30).

В Высшей школе по организации и управлению в здравоохранении (ВШОУЗ, Г.Э. Улумбекова, А.Б. Гиноян, Б.И. Нигматулин) для регионов России в период 2011-2018 гг. был проведен регрессионный анализ влияния различных параметров на ОПЖ (обозначим L - Live, а ежегодный темп изменений l). Среди множества факторов демографического и социально-экономического характера, в том числе образа жизни населения, выбраны три главных фактора: ВВП, или связанные с ним валовой региональный продукт (ВРП, обозначим GR , а ежегодный темп изменений gR), или доходов населения, государственное финансирование здравоохранения в постоянных ценах (обозначим H - Healthcare, а ежегодный темп изменений h) и потребления крепких алкогольных напитков (обозначим Al - Alcohol, а ежегодный темп изменений al). В выборке были включены данные всех 85 субъектов РФ, использовалось 669 наблюдение.

Уравнение регрессии, которое оценивало влияние выбранных независимых переменных на ОПЖ при рождении, имеет следующий вид:

Уравнение (14) описывает влияние выбранных независимых переменных с коэффициентом детерминации R2=0,95.

По соотношению (14) можно рассчитать прогноз ОПЖ при рождении на период 2021-2030 гг. в зависимости от рассмотренных независимых переменных. Выше было показано, что в России при существующем экономическом порядке темпы роста ВВП будут находится на уровне 1,5-2,0 %. Аналогичный прогноз для России даёт и МВФ: в восстановительные 2021 и 2022 годы – по 3,8%, а далее – 2%.[10]

В базовом прогнозе роста ОПЖ в России на период 2021-2030 г. принимается: ежегодный темп роста ВВП по прогнозу МВФ, потребление алкоголя сохраняется на уровне 2019 г., так как в последние годы (2017-2019 гг.) стабилизировались продажи алкогольных напитков, включая пиво, а также сигарет и папиросов.[11] Было рассмотрено три сценария с различными ежегодными темпами роста государственного финансирования здравоохранения: = 2,0%, 4,0% и 8,0%. В 2030 г. это соответствует государственным расходам на здравоохранение: H=3,5%, 4,0% и 5,2% ВВП.

На рис. 44 показана динамика ОПЖ в России в период 2013-2020 гг. (факт) и на период 2021-2030 гг. (рассчитанные прогнозы)

Рис. 44 Динамика ОПЖ в России в период 2013-2020 гг. (факт) и на период 2021-2030 гг. (рассчитанные прогнозы)

Видно, что ОПЖ в России в период 2023-2030 гг. по базовому прогнозу (темп роста ВВП равен 2%), для всех трех сценариев: h=2%; 4%; 8%, растет линейно и равняется, соответственно, 74,3; 74,8 и 75,9 лет.

Когда темпы роста государственного финансирования здравоохранения (h=2%) и ВВП совпадают, то есть сохраняется уровень государственных расходов на здравоохранение – H=3,5% ВВП, такой же как в 2019 г., то к 2030 г. ОПЖ должно вырасти только до 74,3 года, или увеличится всего на один год по сравнению с 2019 г.

Когда темп роста государственного финансирования здравоохранения равен h=4% или в 2 раза выше, чем темп роста ВВП (2%) – тогда в 2030 г. H = 4% ВВП, а ОПЖ должно вырасти до 74,8 года, или на 1,5 года выше, чем в 2019 г.

Когда темп роста государственного финансирования здравоохранения равен h=8% или в 4 раза выше, чем темп роста ВВП (2%) – тогда в 2030 г. H = 5,2% ВВП, а ОПЖ должна вырасти до 75,9 года, или на 2,6 года выше, чем в 2019 г.

Это значит, что при сохранении темпов роста ВВП и потребления крепких алкогольных напитков на уровне предыдущего периода (2017- 2019 гг.), то даже при опережающем в 4 раза темпе роста государственного финансирования здравоохранения, по сравнению с темпом роста ВВП, невозможно достичь ОПЖ при рождении, равную 78 лет - национальная цель, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным, которую Польша и новые страны ЕС уже достигли в 2019 г. (см. рис. 43).

Теперь рассмотрим условия, при которых в России ОПЖ при рождении может достичь 78 лет в 2030 г. Принимается:

- темпы роста ВРП в 2021 и 2022 гг. - gR = 3,8% (как в прогнозе МВФ), а на период 2023-2030 гг. - gR = 3,5%, или выше среднемировых - также национальная цель, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным.

- среднегодовой темп роста государственного финансирования - h=8%, только тогда оно достигнет H=4,7% ВВП в 2030 г. — уровня Польши в 2019 г. (см. рис. 29). В период 2023-2030 гг. это соответствует ежегодному увеличению H в среднем на 420 млрд. руб. (в ценах 2019 г.).

- потребление крепких алкогольных напитков на душу населения (водка, коньяк и ликёро-водочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%) в субъектах РФ экспоненциально снижается с тем же среднегодовым темпом, как в 2011-2017 гг., но не ниже минимального уровня – 3,2 л. Для всей страны это соответствует снижению потребления крепких алкогольных напитков на душу населения с 6,4 л. (2020 г.) до 3.5 л. (2030 г.), или на 45%.

Только при таких условиях в России в 2030 г. ОПЖ при рождении может достичь 78 лет. (см. рис. 44)

§6.4. Общий коэффициент рождаемости (ОКР) и коэффициент фертильности в России по годам, в период 1980-2020 гг.

По определению, общий коэффициент рождаемости (ОКР) в стране в конкретном году — это число детей, родившихся живыми, приходящихся на 1000 человек населения страны в этом году, обозначим его (kb). Суммарный коэффициент рождаемости или коэффициент фертильности (КФ) в стране в конкретном году – это среднее число детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет)[12], обозначим его (kf).

На рис. 45 показана динамика общего коэффициента рождаемости (kb) и коэффициента фертильности (kf) в России по годам, в период 1980-2020 гг.

Рис. 45. Динамика общего коэффициента рождаемости (kb), коэффициента фертильности (kf) в России по годам, в период 1980-2020 гг.

Видно, что весь период 1980-2020 гг. можно разделить на пять этапов в соответствии с изменением kb и kf. При этом эти изменения определенно коррелируются с изменением доходов населения в стране (см. рис.31 и 32):

первый этап (РСФСР, 1980 — 1988 гг., 8 лет). Общий коэффициент рождаемости увеличился c kb = 15,9 (1980 г.) до 17,2 ÷ 17,5 (1983, 1986-1987 гг.), а в среднем kb = 16,7. Коэффициент фертильности вырос с kf =1,89 (1980 г.) до 2,19 (1987 г.), или на 16%, а в среднем kf = 2,04. В период 1980-1988 гг. на одну российскую женщину репродуктивного возраста (15-49 лет) приходилось в среднем 2,04 ребенка.

Рост рождаемости в 1985-1987 гг., был связан с краткосрочным эффектом от антиалкогольной кампании и общим социальным оптимизмом на начальном этапе правления М.С. Горбачева;

второй этап (1988 – 1993 гг.), распад СССР, образование «новой» России. Время губительных экономических реформ 90-х годов. Произошло резкое снижение рождаемости: kb = 16,0 (1988 г.) до 9,4 (1993 г.) и с kf = 2,13 (1988 г.) до 1,37 (1993 г.), или на 41% и 36%, соответственно. При этом ВВП, отнесенный к уровню 1970 г., снизился с 2,13 (1988 г.) до 1,64 (1993 г.) или на 23%; (см. рис. 4)

третий этап (1993 – 1999 гг.), продолжение экономического кризиса. Рождаемость продолжала снижаться: kb = 9,4 (1993 г.) до 8,3 (1999 г.) и kf =1,37 (1993 г.) до минимум 1,16 (1999 г.), или на 12,0% и 15,0%, соответственно. При этом ВВП, отнесенный к уровню 1970 г., снизился с 1,64 (1993 г.) до минимум 1,11 (1998 г.) или на 32%.

Из рис. 4 и 45 видно, что минимумы kb, kf были достигнуты в 1999 г., а минимум ВВП – в 1998 г., аналогично, максимумы kb, kf - в 2015 г., а ВВП – в 2014 г. С одной стороны, это показывает существенное влияние на динамику kb и kf соответствующих изменений ВВП и связанных с ними доходов населения, а с другой стороны, сдвиг минимумов и максимумов kb, kf по отношению к минимуму и максимуму ВВП на один год. Это как раз показывает запаздывание семей в принятии решения о рождении ребенка на один год в зависимости от уровня ВВП (средних доходов населения).

Таким образом, в период экономического кризиса (1989-1999гг., второй и третий этап), когда и ВВП упало почти в 2 раза (см. рис. 4) – коэффициенты kb и kf также упали почти в 2 раза (с 16,0 до 8,3 и с 2,0 до 1,16, соответственно);

Аналогичная ситуация произошла во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). По данным А. Блюма и С. Захарова[13], А.Вишневского[14], можно рассчитать коэффициенты kb и kf для Советского Союза и России во время Великой Отечественной войны. На рис. 46 показаны результаты этого расчета.

Рис. 46 Динамика общего коэффициента рождаемости (kb) в Советском Союзе и коэффициента фертильности (kf) в России по годам, в период 1940-1947 гг.

Видно, что во время Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.) коэффициенты kb и kf снизились: с 28,7 до 13,5 и с 4,6 до 1,7, или в 2,1 и 2,7 раза, соответственно, а далее до конца войны менялись не сильно. При этом ВНП Советского Союза в период 1940-1942 гг. снизился в 1,3 раза (см. рис. 5). По данным на рис. 45 можно рассчитать количество нерожденных детей в Советском Союзе в период (1941-1945 гг.). Оно равняется около 10 млн. чел. (средняя численность населения Советского Союза во время Великой Отечественной войны составила 185 млн. чел.).

четвертый этап (1999-2004 гг.), начало восстановительного роста экономики. kb и kf увеличились: kb = 8,3 (1999 г.) до 10,4 (2004 г.) и с kf =1,16 (1999 г.) до 1,34 (2004 г.), или на 25% и 16% соответственно. При этом ВВП увеличилось с 1,18 (1999 г.) до 1,65 (2004 г.) на 40%;

пятый этап (2004-2015 гг.), продолжение восстановительного роста экономики, экономический кризис 2008 г. kb и kf увеличились с kb = 10,4 (2004 г.) до 13,3 (2015 г.) и с kf = 1,34 (2004 г.) до 1,78 (2015 г.) (приблизились к уровню 1,89 в 1990 г.), или на 28% и 33% соответственно, при этом ВВП увеличилось с 1,65 (2004 г.) до 2,49 (2014 г.) или на 51%.

Таким образом, в период восстановительного роста экономики (1999-2014 гг.),. когда ВВП выросло в 2,1 раза – kb и kf выросли приблизительно в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Это значит, что рост рождаемости в стране отставал от роста ВВП приблизительно на 30%.

шестой этап (2015-2020 гг.), экономический кризис (2014-2016 гг.) и слабый экономический рост (2017-2019 гг.) (см. рис.4), kb и kf снизились с kb =13,3 (2015 г.) до 9,8 (2020 г.) и с kf =1,78 (2015 г.) до 1,50 (2020 г.), или на 26% и 16%, соответственно. Так, в 2020 г., по сравнению с 2015 г., в России родилось на 515 тыс. детей меньше (1,94 и 1,43 млн. чел. соответственно), или на 26%. При этом ВВП увеличился незначительно всего на 1,6%, а доходы населения снизились почти на 10%.

Можно оценить потенциальное количество нерождённых детей в России в период 1992-2020 гг. из предположения, что не было бы такого драматического изменения числа женщин активного детородного возраста. (см. рис. 48) и уровень жизни основной массы населения в стране на всём этом периоде не падал бы ниже его уровня в 2012-2015 гг.

Последнее условие с запасом могло быть выполнено, если бы доля «обеспеченного» (небедного) среднего класса в России была бы такой же, как в Польше или новых и старых странах ЕС, то есть в 3 раза больше (см. рис. 39). Тогда kb и kf снизились бы только до значений 13,3 и 1,8 соответственно. На рис. 45 это соответствует заштрихованной площади между кривой kb и уровнем kb= 13,3. В период 1992-2015 гг. эта площадь соответствует 10 млн. детей и дополнительно в период 2016-2020 гг. — еще 1,4 млн. детей. Это значит, что на всем периоде существования «новой» России (1992-2020 гг.) потенциальное количество рожденных детей могло бы быть больше фактического на 11,4 млн. или на 25%. Это количество нерожденных детей в России даже больше аналогичного количества во всем Советском Союзе за время Великой Отечественной войны ( 10 млн. чел.).

Таким образом, распад Советского Союза, губительные экономические реформы, проводимые все 28 лет в «новой» России, неэффективное государственное управление, существующий социально-экономический порядок и отсутствие гражданского общества привели к демографической катастрофе в стране. Общая потеря населения из-за сверхсмертности и потенциально нерожденных детей равняется 25,4 МЛН. ЧЕЛОВЕК = 14 млн. + 11,4 млн. Это близко к потере населения ВСЕГО Советского Союза во время Великой Отечественной войны – 26,6 МЛН. ЧЕЛОВЕК (из них РСФСР – 14,6 млн. человек[15]).

После войны, всего за 10 лет (1946-1955гг.), численность населения Советского Союза (РСФСР) была восстановлена за счет сверхвысокой рождаемости. Так в РСФСР в этот период коэффициент фертильности был около kf = 3,0, то есть, на одну женщину репродуктивного возраста приходилось более 3-х детей[16]. Безусловно, это было вызвано не только естественным (отложенным) послевоенным всплеском рождаемости, оптимизмом от победы, но и постоянно растущим уровнем благосостояния советского народа и уверенностью в будущем страны.

На рис. 47 показана динамика коэффициента фертильности kf и доходов населения в постоянных ценах, отнесенных к уровню 1999 г., в России по годам, в период 1980-2020 гг.

Рис. 47 Динамика коэффициента фертильности kf и доходов населения в постоянных ценах, отнесенных к уровню 1999 года, в России по годам, в период 1980-2020 гг.

В Росстате имеются данные о доходах населения в постоянных ценах только начиная с 1994 года. Они были отнесены к уровню 1999 г.

На первом этапе (1994-1999 г.) коэффициент фертильности снизился с kf =1,39 (1994 г.) до 1,16 (1999 г.), или на 16,5%, при этом доходы населения упали с 1,5 (1994 г.) до 1,0 (1999 г.), или на 33%. Это значит, что в среднем на 1% падения доходов населения приходилось 0,5% (16,5%/33%) снижения kf.

На втором этапе (1999-2014 гг.) коэффициент фертильности увеличился с kf =1,16 (1999 г.) до 1,78 (2015 г.), или на 53%, при этом доходы населения увеличились с 1,0 (1999 г.) до 2,95 (2014 г.), или на 195%. На этапе роста доходов населения, в среднем на 1% их роста приходилось 0,27% (53%/195%) роста kf.

На третьем этапе (2015-2020 гг.) коэффициент фертильности снизился с kf =1,78 (2015 г.) до 1,5 (2020 г.), или на 16%, при этом доходы населения снизились с 2,95 (2014 г.) до 2,67 (2020 г.), или на 8,0%. На этом этапе при снижении доходов населения на 1% коэффициент фертильности в среднем снижался на 2,0%. По сравнению с первым этапом (1994-1999 гг.) чувствительность коэффициента фертильности к снижению доходов населения увеличилась почти в 4 раза! (2,0%/0,5%). Однако, это без учета различной возрастной структуры женщин фертильного возраста на первом и третьем этапах. Таким образом, для того чтобы поднять рождаемость в стране, необходимо в первую очередь обеспечить рост доходов населения, как это было на втором этапе (1999-2014 гг.).

§6.5. Количество женщин детородного возраста (15-49 лет) и активного детородного возраста (20-34 года) в России в период 1960-2020 гг. (факт.) и в период 2021-2050 гг. (прогноз ООН).

Динамика общего коэффициента рождаемости kb и коэффициента фертильности kf существенно зависит от изменения количества женщин детородного возраста по годам на всем рассматриваемом периоде.

В соответствии с критериями ВОЗ детородный возраст женщины считается в диапазоне 15-49 лет. В нашей стране наиболее активный детородный возраст женщин находится в диапазоне 20-34 года. В период 2000-2018 гг. именно на женщин этого возраста приходилось около 80% рожденных детей в год.[17]

На рис. 48 показана динамика численности населения, количества женщин детородного возраста (15-49 лет, обозначим В) и женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 лет, обозначим А) в России в период 1960-2020 гг. (факт) и в период 2021-2050 гг. (базовый прогноз ООН)[18]