Однако наше изложение АДТ-методологии будет неполным, если мы не скажем хотя бы несколько слов о принципе дополнительности Н.Бора. Известно, что принцип дополнительности Н.Бора был сформулирован им в контексте усилий дать интерпретацию корпускулярно-волнового дуализма и соотношения неопределенностей в квантовой механике. Принцип дополнительности в соотнесении его с принципом неопределенности, представленным знаменитым мысленным экспериментом с микроскопом Гейзенберга, раскрывает активную коммуникативную роль приборов в создании осмысленного порядка познаваемой квантово-механической реальности. Его иногда рассматривают как обобщение принципа относительности Эйнштейна. Так, согласно В.Л.Фоку, принцип дополнительности — это принцип относительности к приборам и средствам наблюдения. В средства наблюдения естественно включить так же и тот язык, с помощью которого результаты фиксируются и сообщаются другому.
Что касается принципа дополнительности в выработке методологии описания глобальной компьютерной сети, то здесь наиболее отчетливо прорисовывается та его сторона, которая в свое время подчеркивалась Н.Бором, настаивавшем на обобщенной трактовке принципа дополнительности как инструмента кросскультурного диалога.
В последние годы на необходимость обобщения принципа дополнительности в контексте познания открытых нелинейных, далеких от равновесия систем обращает внимание И.Р.Пригожин. Это обобщение предполагает возможность многих — а не только двух — языков описания реальности, не сводимых друг к другу, но дополнительных между собой. Однако такое диалогово-коммуникативное понимание принципа дополнительности пока еще не осознано повсеместно как необходимый элемент синергетической методологии в ее междисциплинарном и интерсубъективном измерениях.
Заключение.
Исходя из кратко представленной выше методологии можно попытаться сделать оценку мифа об ИНТЕРНЕТ как об информационной суперагистрали будущего. Предполагается, что сеть «должна» достато детерминированно и однонаправленно способствовать включению людей, социальных организаций в информационные связи и коммуникации на различных уровнях. Однако, дальше классического лапласовского детерминизма это предположение не идет: надо быстро и правильно организовать систему, и она начнет работать — выполнять необходимые для общества и человека функции. Возможно, что такое состояние вполне может реализоваться — в качестве одного из устойчивых состояний, режимов функционирования.
Но насколько устойчив этот режим? Можно ждать ли, предполагая такое развитие, выходов к другим — даже не представляемым нами целям?
Можно предположить, что эти вопросы требуют отдельного и серьезного исследования.
1. Eccles J.C., K.R.Popper «The Self and his brain» N.Y. 1977.
2. Haken H. Principles of Brain Functioning. A synergrtic Approach to brain activity, bahavior and cognition. Springer, 1996
3. Mayer-Kress Gottfried Messy Futures and Global Brains UPL: http://www.santafe.edu/ ~gmk/MFGB/MFGB.html
4. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке. // В кн. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., ИФ РАН, 1994.
5. Бергсон А. Введение в метафизику //В кн. Бергсон А. Время и свобода воли . М . 1910 г. С. 202.
6. Гадамер Х.Г. Истина и метод М. 1988 С.426.
7. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? //В кн. Нелинейные волны. Самоорганизация М., «Наука», 1983.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. :Пер. с англ. Ю.А.Данилова. -М., «Прогресс», 1994 — 272с.
9. Федер Е. Фракталы. Пер. с англ Ю.А.Данилова и А.Шукурова. М., Мир 1991.
10. Хакен Г. Синергетика: иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах. М: Мир, 1985.