Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Жизнь и Самоорганизация» 
Б.Я. Брухман

Опубликовано в: Философия и синергетика

Тема, обозначенная заголовком этой статьи, неизбежно затрагивалась при любом рассмотрении самоорганизующихся систем, но, в связи с ее особой важностью, она требует отдельного разговора. Поэтому сразу скажем о цели написания этой статьи со столь обязывающим заголовком. И цель эта – задать вопрос “Достаточно ли единственного факта самоорганизации для признания наличия жизни?” Все, что появится в этой статье, станет необходимым приложением к этому вопросу и предназначено, если не переубедить, то, хотя бы, посеять сомнения в том твердом “НЕТ”, которое будет ответом на означенный вопрос. С точки зрения современных представлений о живом такой ответ естественнен и неизбежен. Наименьшим живым объектом считается клетка и за ее пределами есть только мертвое вещество, с очевидностью тоже самоорганизованное во всех масштабах своего существования. И спорить было бы не о чем, если бы не настораживающая трудность в таком, казалось бы, простом деле, как дать определение живого. Какой бы признак живого (наличие сложной упорядоченной структуры, способность реагировать на внешнее воздействие, способность изменяться и усложняться, способность к саморегуляции и пр.) мы бы не пытались рассмотреть, ни один из них не может быть назван уникальным и отсутствующим в вещественном мире, который объявлен нами мертвым. Ощущение, что это обстоятельство не является случайностью, хотя и не дает оснований к немедленному пересмотру статуса для вещества, но, уж точно, дает достаточный повод для более детального рассмотрения этого вопроса. Итак, нет сомнения, что жизнь неразрывно связана с самоорганизацией и невозможна без нее, но вот вопрос “Воозможна ли самоорганизация вне жизни?” будем считать имеющим право на существование. Для ответа на этот вопрос поговорим сначала о самоорганизующихся системах.

Будем различать три самоорганизующиеся системы: социальную, биологическую и вещественную и оговоримся, что под социальной будем иметь в виду систему, собранную из людей; под биологической – систему, собранную из объектов, которые мы относим к живым; и вещественную, состоящую из яко-бы косного (понимай: мертвого) вещества.

Первым делом обнаруживается, что система состоит из множества взаимодействующих между собой элементарных частиц и порядка ради отметим, что элементарными частицами перечисленных самоорганизующихся систем будут соответственно: человек – для социальной системы; живая клетка – для биологической системы; и электрон, протон и нейтрон – для системы вещественной.

Выяснив факт наличия порядка, без особого труда догадываемся, что это результат взаимодействий элементарных частиц и понимаем, что должен существововать набор минимально необходимого числа взаимодействий, который и обеспечивает этот порядок в мире самоорганизующейся системы. Для вещественного мира эти взаимодействия уже найдены, это набор из четырех фундаментальных взаимодействия и от нас требуется лишь присвоить ему звание системообразующего.

В случае социального мира любой человек, как элементарная частица системы, используя свое инсайдерское положение, может выяснить, что набор системообразующих взаимодействий также состоит из четырех фундаментальных взаимодействий. Чтобы не быть голословным, перечислим их, не приводя здесь логического обоснования такого выбора: 1) взаимодействия на основе интересов, под которыми понимается вся совокупность материальных и духовных интересов человека; 2) взаимодействия, в основе которых лежит потребность продолжения рода. Эти два типа взаимодействий ответственны за создание структурных объединений социального микро- и макро- мира.

3) Взаимодействия, связанные с принципиальной потребностью людей к объединению и собирающие их в общество, в котором вырабатывается общественное сознание, как общепринятые единые правила поведения. Государство — материальное воплощение общественного сознания обеспечивает поведение людей в соответствии с этими едиными правилами и через это порядок в макро- и мега-масштабах социального мира.

4) Взаимодействия, связанные с осознанием людьми своих новых интересов, обеспечивающие эволюцию социальной системы во всех ее масштабах, то есть распад одних социальных конструкций и создание и стабилизацию новых.

Желающие могут попробовать придумать пятое взаимодействие и убедиться в том, что оно не будет независимым, то есть не вытекающим из перечисленных четырех. В плане эволюции временное растояние между вещесвенной системой и социальной огромно и, тем не менее, они организуются одним и тем же числом взаимодействий. Это объясняется тем, что для мира каждой из самоорганизующихся систем решается одна и та же задача обеспечения порядка в его микро-, макро- и мега- масштабах, а Природа скупа в своих средствах. Конечно, для каждой очередной системы решение этой задачи приобретает свою, неузнаваемо иную форму, но такова уж Мать-Природа, способная малыми средствами творить великое разнообразие.

Из всего здесь сказанного о взаимодействиях подчеркнем главное, а именно: фундаментальные взаимодействия относятся к организационным принципам и, значит, эти организационные принципы абсолютно одинаковы для любой самоорганизующейся системы, независимо от того являются ли ее элементарные частицы живыми или “мертвыми”.

Когда человек разделил мир на живое и “мертвое”, по всей видимости, критерием живого было наличие шевелящихся лапок у объекта, а критерием “мертвого” отсутствие оных. Это уже почти в наше время мы стали испытывать трудности в поисках надежных критериев, отделяющих одно от другого. И то обстоятельство, что мы и по сей день, ощутив сомнительность такого деления, не потрудились внести ясность в эту проблему неизбежно должно создавать дополнительную неадекватность наших представлений о реальности.

Впрочем, если не особенно вдумываться, можно найти, на первый взгляд, очень надежные критерии. Например, во взаимодействии системы с окружающей средой. Самоорганизующиеся системы обязаны быть открытыми, то есть взаимодействовать со средой. Взаимодействие системы вцелом с окружающей средой складывается из суммы персональных взаимодействий каждой элементарной частицы системы. Нам обсолютно понятно откуда берется открытость систем, собранных из живых элементарных частиц. Для всего живого взаимодействие со средой является императивом, без этого взаимодействия элементы системы просто перестают быть. Вот здесь и находится лженадежный критерий отличия живого от “мертвого”, потому что в сегодняшней физической картине мира существование элементарных частиц вещества ни от чего не зависит, им не нужна среда для существования, их бытие безусловно в отличие от живой клетки или homo sapiense. Чтобы понять насколько это противоестественно, рассмотрим более внимательно что привносит в систему зависимость от окружающей среды на примере живых самоорганизующихся систем.

Прежде всего отметим, что при изучении живых систем в отличие от вещественной, мы не ограничиваемся вопросом “как это устроено?”, мы еще спрашиваем “зачем и почему?” это так устроено, что делает добытые знания более полными и более адекватными реальности. Но эти последние вопросы уместны только в причинном мире и не трудно заметить, что причинность в мире живых систем обеспечивается именно зависимостью их элементарных частиц от окружающей среды. Эта зависимость абсолютна в том смысле, что само существование элементарных частиц невозможно без взаимодействия с окружающей средой и это становится определяющим в их поведении. Но это не вызывает абсолютной детерминированности элементов живых систем, потому что остается ограниченная свобода выбора способов и действий в этом навязанном соприкосновении со средой, что позволяет им реализовать важнейшее свое свойство вероятностности поведения. В силу нашего, — автора этой статьи и возможных ее читателей, — общего опыта бытия в качестве элементов социальной системы, не вызовет протеста и, надеюсь, обойдется без бранных слов (витализм, энтелехия и т. д.), если мы припишем всем элементарным частицам живых самоорганизующихся систем стремление быть, которое в сочетании с необходимостью взаимодействия со средой рождает их свойства активности и самосохранения. Эти свойства обеспечивают неустранимое взаимодействие со средой, а также стремление к сохранению своего состояния и защитную реакцию на внешние действия, стремящиеся это состояние изменить.

Есть еще один важный аспект взаимодействий элементарных частиц со средой – эти взаимодействия являются источником их направленной эволюции. Поскольку эволюция это прежде всего какие-то изменения, то совершенно очевидно, что необходимым условием изменений будет обязательное наличие взаимодействий, потому что бездействие не производит никаких изменений. Теперь о направленности. Слово “направленная” перед словом “эволюция” явно лишнее, потому что в причинном мире изменения не могут не иметь направления и нетрудно догадаться какого: в сторону увеличения эффективности взаимодействия со средой, поскольку от этого взаимодействия зависит само бытие элементов системы. Поэтому слово “эволюция” означает понятие векторное, процесс, однозначное направление которого определяется единой базовой зависимостью элементов системы. Механизмом, реализующим направленность эволюции, является положительная обратная связь у элементарных частиц системы, которая обеспечивает выбор и запоминание наиболее эффективных способов взаимодействия со средой, приобретенных в прошлом и использовании их в настоящем, а скорость эволюции определяется уровнем совершенства механизмов обратной связи.

Все свойства элементарных частиц, которые здесь перечислялись – зависимость от среды, стремление быть, активность, самосохранение, память, обратная связь – все эти свойства мы легко и просто можем приписать элементам живых самоорганизующихся систем, потому что мы их напрямую наблюдаем в биологических и социальных системах, все эти свойства имеются в нас самих. А теперь вернемся в наш “мертвый” вещественный мир. Самым главным в формировании нашего представления о нем было во все времена ощущение его незыблемости, неизменности, вечности. Наблюдаемый нами мега-мир, казался нам абсолютно статичным – тысячилетиями солнце одинаково согревало нас, одни и те же звезды на одном и том же месте освещали нам ночное небо. Потом, когда мы узнали, что наш вещественный мир это сочетания всего трех элементарных частиц, эта незыблемость, неизменность и вечность были перенесены на них. А разве может неизменное и вечное зависеть от чего бы то ни было – зависимость и вечность это не совместимо. Возможно, именно поэтому в физической картине мира ни эфир, который то вводился, то изымался из нее, ни теперешний физический вакуум, существующий исключительно для удобства теоретиков, никогда не рассматривались как среда, зависимость от которой и необходимость взаимодействия с которой являются условием существования вещества. И не могло рассматриваться в этом аспекте без отношения к вещественному миру, как к самоорганизующейся системе, то есть, как к чему-то цельному, что не может существовать при отсутствии хотя бы одного из своих компонентов, но и не может быть сведено к простой их сумме и где цельность возникает из единства правил пребывания в системе.

Вряд ли кто-либо сейчас сомневается в том, что наш вещественный мир является самоорганизующейся системой. Но тогда следует сделать следующий шаг – осознать, что вещественный мир, как самоорганизующаяся система, погружен в среду и обязан взаимодействовать с ней; и, что это взаимодействие осуществляется на уровне элементарных частиц; и, что обязывает их взаимодействовать со средой зависимость самого их существования от нее; и, что они наделены стремлением быть, что в совокупности с зависимостью от среды сообщает им свойство активности и далее ровно все то, что мы говорили о живых самоорганизующихся системах. Одно из проявлений стремления быть – стремление к самосохранению, казалось бы, исключительно из мира живого, в такой же степени присуще и “мертвому” веществу. Три закона Ньютона, лежащие в основе классической физики, по своему смысловому содержанию являются подтверждением этого. Первый закон утверждает стремление к сохранению своего состояния (состояние вещественного объекта определяется скоростью его движения), второй и третий законы описывают реакцию вещественных объектов по защите своего состояния от внешней агрессии (воздействия внешних сил).

Итак, признав вещественный мир самоорганизующейся системой, мы окончательно лишаемся всякой возможности найти различия между живыми и “мертвыми” элементами самоорганизующихся систем. Это означает, что вещественная самоорганизующаяся система является живой системой, а вещество больше не может считаться косной (мертвой) материей. Вещество это, вероятнее всего, самый низший, самый примитивный уровень жизни, но именно жизни со всеми ее атрибутами; вещество больше не безразличная груда материи, для которой мы обязаны придумывать законы природы, чтобы заставить ее двигаться, вещество активно и само их сочиняет в соответствии с потребностями своего бытия. Законы бытия едины для всех самоорганизующихся систем и это является той основой, на которой достигается настоящее единство Мира – от электрона до человека.

Конечно, весьма трудно представить себе, что вещественный мир организован и управляется по тем же принципам, что и заведомо живые системы, но, если мы этого не поймем, мы не сможем продвинуться в его постижении. Современная картина физического мира собрана из суммы отдельных его частей, исследовавшихся вне всякой связи с остальными. Вещественный мир никогда не рассматривался как единая система, а из его самоорганизованности не извлекались никакие следствия. Современной физической наукой не осознана в полной мере главенствующая роль элементарных частиц вещества, которые определяют свойства физического мира во всех его масштабах. Это обстоятельство, а также фрагментарность наших знаний, по причине, уже отмеченной выше, привели к несовместимости теорий микромира и тяготения. Эта несовместимость не будет преодолена никакими модификациями струнных теорий, поскольку они отягощены теми же дефектами – они воспроизводят то же мертвое вещество, лишенное любых побуждающих мотивов. Вибрирующие струны не создадут космической симфонии – теории не предусматривают общей объединительной темы, без которой симфония не может состояться.

Особая противоестественность физической картины мира создается изъятием из нее эволюции элементарных частиц. О какой эволюции может идти речь, если в сконструированном мире отсутствует единая для всех элементарных частиц базовая зависимость от среды, которая является основой всех взаимодействий — кооперативного взаимодействия между собой и постоянного взаимодействия со средой. О какой эволюции может идти речь, если вещество объявлено косным и, значит, по определению ни от чего не зависящим, что начисто лишает его элементарные частицы причин для любых взаимодействий. Мы видим реальный мир детерминированным, но в построенную модель этого мира не внесли источник детерминизма. В современной научной парадигме эволюция микромира не предусмотрена, поэтому элементарные частицы вещества рождаются сразу с современными параметрами, законы природы неизменны и вечны и появляются раньше самой природы. Все это весьма неприятно, потому что создает какую-то скрытую религиозность физической науки. И, как у всякой религии, в физике полно чудес и чудес почище библейских, что является, конечно, несомненной заслугой математиков. По всей видимости, в математике работать плодотворно можно только при полной свободе воображения, но физики не имеют права на такую неограниченную свободу, они обязаны считаться с реальностью и здравым смыслом, что, все же, не всегда получалось.

Справедливости ради протестируем по этим же критериям и то, что написано здесь до сих пор. Соотносится ли с реальностью представление вещественного мира в качестве самоорганизующейся системы? Ответ на этот вопрос прост – либо самоорганизация, либо по Господней Воле. Мы заглядывали во Вселенную на глубину примерно пятнадцати милиардов световых лет и не обнаружили ни одного научно достоверного факта присутствия Господней Воли. Конечно, это не может быть доказательством ее отсутствия вообще, но делает очень вероятным отсутствие ее вмешательства в историю нашего Мира на протяжения огромного промежутка времени. Этого достаточно, чтобы говорить о саморазвитии и самоорганизации Мира как о реальности.

Теперь второй вопрос: можно ли, не поправ здравый смысл, считать наш вещественный мир живым? Но вернемся к тому месту, где мы объявили вещественный мир самоорганизующейся системой и еще раз проследим, как при этом одно за другим сами собой исчезли последние отличия между живым и “неживым”. Мы отдали дань реальности, сделав этот переход к самоорганизующейся системе, и после этого считать вещественный мир живым стало неизбежностью. Вдумаемся, что по существу составляет содержание жизни – это активные действия по сохранению и поддержанию своего состояния и в вещественном мире мы наблюдаем абсолютно подобную активность.

Принимая это, нам придется распрощаться с привычными представлениями об уникальности жизни и даже нашего человеческого сознания. Жизнь в вещественном мире повсеместна, хотя не везде могут существовать ее более высокие уровни (сколько всего этих уровней было и есть еще предстоит выяснить). Наше сознание это продукт эволюции устройств обратной связи, эволюции, которая началась с самого примитивного уровня обратной связи элементарных частиц вещества. Единственное, что мы можем пока еще сохранить от потерянной нашей уникальности, это считать себя живее всех живых.

Брухман Борис Яковлевич Нью Йорк Июнь 2014г.