Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СЛЕДУЕТ ЛИ ДОЖИДАТЬСЯ КОНЦА ИСТОРИИ?.. Манифест новой системы глобальной безопасности» 
А.А. Субботин, А.С. Субботин

Опубликовано в: Философия и синергетика

А.А. Субботин, А.С. Субботин г. Калининград

Болезнь разлита повсюду. Сходят на нет темпы роста и прибыль предприятий в экономике, целенаправленные усилия политиков не всегда достигают адекватного результата, порой появляются сильные побочные эффекты,иногда перекрывающие вялый результат. Основной симптом болезни выражается в слабой ответной реакции предприятий, экономик, политических институтов и инструментов, всего мирового хозяйственного, политического организма (мировой системы) на весьма энергичные регулирующие воздействия

«Из печального опыта мы поняли,
Что рациональное мышление не является
Достаточным основанием для решения проблемbr
Нашей общей жизни».
Альберт Эйнштейн,1948 год.

Наряду с общим ростом своего экономического могущества, ( сегодня, — в основном,за счёт бурно индустриально растущих новыхэкономик ) , человечество совершило в последние десятилетия поистине рывок в развитии таких знаковых высокотехнологических областей как био — и информационные технологии.

Точно в срок,к началу Третьего тысячелетия, подготовлено основание для предсказанного многими (В.Вернадский,Н.Моисеев) начала перехода к новой эре.

* * *

В тот же период конца второго и начала третьего тысячелетия в мире появилось беспокойство нарастанием частоты и размаха волн политической и экономической нестабильности с появлением «новой бедности» (в том числе и в США ), роста международной напряжённости и числа регионов силового противостояния. В последние пятнадцать лет резко возросло количество природных явлений, приводящих к ущербам, сравнимым с полномасштабными войнами.

Депопуляция и снижение качества жизни в ряде стран, в первую очередь, экономически развитых,- также прямые индикаторы некоего неблагополучия.

Терроризм из экзотического явления вырос в фактор каждодневной настороженности общественного сознания.

Парадоксально, но эти процессы лишь только усилились после долгожданного завершения удушающего противостояния «Запад-Восток», — «холодной войны».

Желанной и ожидавшейся стабилизации мировой системы ничуть не прибавилось, и это после отхода СССР от «идеологии», прекращения международной гонки вооружений, падения «Берлинской стены», и провозглашения приоритета ценностей «открытого общества».

Разумеется, «холодная война» не была преднамеренна в этом смысле,но, нечаянно или инстинктивно, она оказалась мощнымструктурирующим фактором, сдерживающим ( а возможно, только маскирующим собой) развитие процесса дерегуляции миросистемы.

Кризис назвали системным

Окончание периода противостояния дало возможности по-новому свежо ощутить до этого скрытые симптомы давней болезни, охватывающей одинаково и Запад, и Восток, явления общеглобального и лежащего куда глубже былого противоречия между «капитализмом» и «социализмом».

Где же пролегает эта «всемирная трещина» ?

Она находится явно вне зон влияния всех разноуровневых механизмов стабилизации финансовых, технических, государственных и общественных систем и зон досягаемости механизмов и средств урегулирования и сдерживания международных конфликтов.

Болезнь разлита повсюду. Сходят на нет темпы роста и прибыль предприятий в экономике, целенаправленные усилия политиков не всегда достигают адекватного результата, порой появляются сильные побочные эффекты,иногда перекрывающие вялый результат. Основной симптом болезни выражается в слабой ответной реакции предприятий, экономик, политических институтов и инструментов, всего мирового хозяйственного, политического организма (мировой системы) на весьма энергичные регулирующие воздействия.

Это иллюстрирует тот самый случай когда, по гениальному выражению известного политика, «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».(В.Черномырдин).

Если причина не локализуется ни по месту, ни по процессу, значит,она коренится в самой сердцевине философии системы современного миропорядка как фундаментальном принципе,- господствующей парадигме его устройства,развития , безопасности управления и процедур принятия решений.

Чтобы лечить болезнь, нужно сначала выделить из всего объёма, массива информации о мире причину её, — или фатально ошибочный ген, или, что всё-таки лечится, - системный вирус.

Что является угрозой и каков остаточный запас прочности системы

Основной современной угрозой мирового масштаба является внезапное спонтанное перерастание системного кризиса из фазы пассивного накопления диспропорций стагнирующего мирохозяйства в разрушительный глобальный хозяйственно-политический коллапс.Лавинообразное разрушение мировых финансовых пирамид неминуемо по определению и будет достаточно лишь небольшого толчка внутри или вне самой системы для его запуска. Причина обрушения заложена как в конструкции,так и в закритической высоте самого здания.(Л.Ларуш).

Нарушится движение финансовых потоков по всему миру, после нескольких глобальных волн биржевых просадок произойдёт неуправляемая реакция дерегуляции и развала мировых финансов и национальных экономик; падение развитых экономик может достичь десятикратного уровня. Не постепенное «замедление темпов роста», а именно крах,небывалое разрушение экономик с наступлением хаоса в мировом масштабе,с наступлением ко второму году событий кризиса продовольственного. С него может запуститься длительная череда социальных катастроф. Привыкшие к комфорту жители «золотого миллиарда» окажутся без еды, без тепла и света,без доходов и без привычного общественного порядка.(Остальным — не привыкать.)

Кризис-системный, именно поэтому дисбаланс как разрушительный потенциал заложен во всех сложных властных системах управления, при детонации он и станет топливом деструкции.

Предпринимавшиеся ранее различные виды симптоматического лечения мировой хозяйственной системы, в первую очередь, экономические теории модернизации (например, Дж.М.Кейнса),затем «Рейганомика»,да и Перестройка в СССР, давая заметный результат вначале, постепенно теряли эффект, растворяя его в вызываемом ими же бурном системном дисбалансе.

Попытка построения социализма в СССР — это тоже, как ни удивительно,- трагическая, изначально незадавшаяся инстинктивная попытка смены старой парадигмы на новую, по историческим и мировоззренческим причинам, а затем и в силу качества исполнения, приведшая к жёсткой и поучительной пародии на «старую» систему.- Такой махровой бюрократизации общества мир ещё не видел.

Попытки решения проблем в какой-нибудь частной отрасли или в отдельно взятой стране не увенчаются успехом без затрагивания общепланетарной парадигмы-всё новое будет перемолото оставшейся без изменений системой.(Как замена рассыпавшегося кирпича в стене не меняет самой стены).

Говоря о «системном глобальном кризисе», специалисты называют возможный срок 50 ближайших лет на полное окончание существования нашего мира «…в его привычном для нас виде». (Э.Валлерстайн.1999 г.).

По нашему мнению, времени на «воспоминания и размышления» остаётся и того меньше — до принятия де-факто неконтролируемого развития во всех странах социально тяжёлых явлений. (До 2020 года).

Это нисколько не снимает того очевидного факта, что кризисные потрясения и спонтанные тектонические сдвиги ужепроисходят. Колокол уже вовсю звонит.

Где, в чьих руках гарантия того ,что это ещё не «последний звонок»?

На смену локальным кризисам, уже происшедшим или происходящим в данную минуту — в небольших по размерам странах, мировых финансовых институтах — в любой момент неизбежно и внезапно может наступить суровое испытание для самых больших и экономически господствующих держав, на которых структурирована стабильность всей современной системы миропорядка. Стоит особо помнить о глобальных финансовых мыльных пузырях и пирамидах Федеральной резервной системы США.

Система полным ходом упорно воспроизводит самоё себя, размножая свой вирус и проедая последние ресурсы равновесной устойчивости, за которыми зияет полная нестабильность. Точка мировой бифуркации. Ход ближайших и последующих событий очень зависит от того, каково будет общемировое понимание сути проблемы и какова будет совместная организационная подготовка стран на момент наступления мирового катаклизма.

Стихийная и загнанная событиями в русло жёсткой необходимости PERESTROYKA глобального масштаба, с потерей огромных ресурсов и активов,с разрушением реакторов, с гибелью и страданиями людей, с непонятным сценарием будущего, с неясным направлением неуправляемой череды трансформаций, разгулом мародёрства и криминала – едва ли желательный сценарий.

Стоит ли забывать о накопленных ядерных и классических оружейных арсеналах.

Что может послужить детонатором ? Пусковых факторов уже более чем достаточно.

Новое разрушительное атмосферное явление или обострение отношений США с Ираном или Турцией. Крупная техногенная катастрофа или аномалия климата. Или совпадение во времени двух-трёх незаметных малозначимых событий…

А ведь есть ещё и «финансовые гении» и их международные корпорации, «зарабатывающие» деньги на искусственном создании биржевых обвалов и в монопольных силовых операциях. — Это их законное ремесло.

А дальше-по принципу домино.

Пора ответственным политикам задуматься над тем, чтобы избежать очень больших, излишних и невосполнимых разрушений и потерь людей, основные из которых понесут, вероятнее всего, наиболее развитые, технологически наиболее тонко организованные, а значит, организационно наиболее уязвимые экономики. О недопустимом росте вероятности возникновения глобальных техногеных катастроф из-за возрастающей сложности контроля больших техносистем предупреждал ещё в 1986 году российский учёный, академик В.Легасов.

Человечество не имеет пока опыта глобального мониторинга, способного превентивно отслеживать глобальные угрозы и ,увы, не научилось до сих пор предпринимать осознанных действий как единый субъект.

Иногда с больших трибун звучат слишком оптимистичные речи. Это положение выглядит опасным. Человечество не имеет особого «органа чувств», хорошо распознающего и чувствующего общемировую болезнь. Ещё только предстоит глобализоваться на основе созидания нового порядка, осваивая новую парадигму развития…

Имея в распоряжении «львиную долю» всех ресурсов Земного шара,в том числе, финансовый и интеллектуальный потенциал, ведущие мировые державы и их лидеры уже могли бы быть инициаторами и идеологами активной реализации мер по организованной подготовке прохождения точки перелома на основе принципов широко известной международной концепции «устойчивого развития» (мировой форум в Рио-Де-Жанейро — 1992).

Она несёт в себе богатый конструктивный смысл идеи спасительных обратных связей, освоение правовой симметрии взаимодействий.

Развитие перспективных технологий Третьего тысячелетия, процесс интеллектуализации труда и выстраивание структур новой системы организации жизнедеятельности — «по определению» требуют совершенно других, новых, принципиально болеевысоких стандартов качества человека, мотивации и образа его действий и соответствующей структуры общественного устройства , которые недостижимы при монопольном господстве старой системной парадигмы и встречают на своём пути разрушительные и непреодолимые, именно системные трудности.

Господствующая парадигма миросистемы – Коренной источник возрастающей опасности

Миросистема состоит из огромного, неохватного числа структур, вбираюшего в себя политические,экономические,властные,военные,

социальные, технические , научные, неформальные, криминальные, правовые, региональные,коммунальные, индивидуальные и все другие структуры, отношения и взаимосвязи.

Структуры и их взаимосвязи строятся на общеправовых нормах, технических требованиях,международных договорах, других нормативных актах, а также на ментальных установках (понятиях,представлениях,даже предрассудках) самих людей .

Большинство систем имеют высокую и растущую степень структурной сложности, что само по себе ведёт к неопределённости их реакций на управленческие воздействия;

более того-

дополнительная и главная причина их всевозрастающей неуправляемости в том, что они, фатально ошибочно, включают в себя и самоуправляемые системы, способные и постоянно стремящиеся уйти из-под контроля и вести себя автономно:

  1. природные объекты,
  2. человека.

Это влечёт фундаментальный вывод о назревшей необходимости кардинального пересмотра пределов возможностей административного управления сложными социальными системами.

Имеет смысл уже серьёзно говорить о неадекватных, корыстных, безответственных и опасных манипуляциях аппаратного правления,но не о его оптимальной,а зачастую- вообще о сколько-нибудь общественно – полезной деятельности.

Здесь пролегает непаханное поле исследования бюрократического правления обществом или корпорацией как одного из основных негативных следствий исторического развития,едва ли не главным фактором мирового системного кризиса!

* * *

Все взаимосвязи внутри человеческого сообщества и их суммарное действие не могут быть в принципе охвачены и описаны каким-либо сверхсознанием, либо смоделированы на суперкомпьютере. Мы можем судить о нём единственно лишь по конечному общему результату. С запозданием.- По свершившемуся факту.

«По плодам судите их…» (Ветхий Завет).

Однако, рассмотрим теперь мировое сообщество как систему на уровне, и с точки зрения, её парадигмы :

то, каков целевой качественный характер, т.е.способ и цель взаимодействий его участников, в конечном счёте, он почти абсолютно детерминирует и предопределяет собой следующее: х

  1. Характер функционального самоструктурирования всей системы из первичных элементов;
  2. Качество суммарного результата деятельности всей, даже очень большой и очень сложной системы , и за протяжённый период ;
  3. Способность (или неспособность) системы к адаптации .

Исходя из качеств своей парадигмы, человек может планировать свою безопасность и развитие, и даже заглядывать в своё будущее.

Эти системные принципы хорошо изучены в поведении животных, биологии, химии, физике, кибернетике, математике, теории информации, теории систем. (И.Пригожин, Ле — Шателье, К.Лоренц, Н.Луман, А.Колмогоров, А.Богданов, О.фон Берталанффи).

Всё это хорошо просчитывается математически. На основе этих принципов работают современные компьютеры и живут сообщества экосистем… Общественный организм,в конечном счёте,- это тоже своеобразная сверхбольшая вычислительная машина… Только сейчас в ней поселился опасный программный червь, или системный вирус.

* * *

Современная господствующая парадигма мирохозяйства, складывавшаяся исторически очень издавна, окончательно оформилась в ходе индустриализации и основана на доиндустриальных ментально-естественнонаучных «слонах», — представлениях и установках «концепции эгоцентрической экспансии» :

  1. О бесконечных ёмкости, инертности и самовоспроизводстве (устойчивости и неизменности) природных систем ;
  2. Механистически — детерминистского и прагматически- материалистического подходов, то есть, стяжательского технократизма ( и научного и практического)как господствующего подхода к эксплуатации неограниченных и неизменных в качестве природного, социального и человеческого ресурсов,при излишней вере во всемогущество естественных наук и техники;
  3. О безусловной надёжности и пригодности классических (познанных на примерах простых детерминированных систем) методов регулирования взаимодействий любого рода разноуровневых (политических,
  4. экономических, социальных и технических) систем,неизбежно включающих в себя среду и человека ;- с игнорированием их сложности и, как следствием, неизбежной утратой управляемости ими;
  5. О несомненном примате материального и вещественного над духовным началом в человеческой природе, эгоцентрического и прагматического типа мотиваций – над типом нравственным. (Наступал период игнорирования целостности природы человека, т.е., неразрывной, хотя и противоречивой, но взаимо связи тела и духа, разделения естественнонаучной и религиозной доктрин ).

На почве идей технократизма развивается определённый тип мышления, поведения человека и, наконец, культивируются соответствующие качества человека и логика его отношений в обществе.(по М.Веберу-«протестантская этика»). Хотя есть этика и другая.Погрубее.

«Блатные,братки,рейдеры,рекет,телефонное право,номенклатура» – тут уже не до протестантизма. Хотя суть та же. Сила есть-ума не надо.

Развитие и самоусиление за счёт административного ресурса этой однобокости качества отношений приводит в результате к их институциализации и соответствующему общественному оформлению и поведению как писанной норме , далее ведущей к возможностям бесконтрольной концентрации политической и экономической власти.То есть, к развитию олигархической системы.

Самоусиление власти, сопровождающееся разрастанием её внешне аморфного, неповоротливого, зато внутренне живучего и прагматичного аппарата ведёт к его активной захватнической деятельности и максимальной бесконтрольности, к появлению в обществе полюсов бедности (или безальтернативности выбора) для многих граждан и сверхдостаточности и избытка самовластия, для избранных ;к растущей коррупции и непреодолимой дерегуляции многих аспектов общественной жизни. Из всего этого печального опыта можно констатировать, что коррупция-это способ, принцип и смысл существования бюрократии, а отнюдь не болезнь, которая лечится.

На основе технократических установок, господствовавших в условиях первоначального накопления капитала, — крайне ресурсоёмкого периода индустриализации,- исторически сложились и оформились современная системная данность: концепция развития, «общественного бытия», равно как и «концепция его безопасности», сиамские близнецы, сросшиеся своим имманентным принципом асимметричных действий, их общей парадигмой:

  1. Экспансии подготовленного, защищённого, нападающего агрессора (активного субъекта).
  2. Его уязвимой жертвы ( или объекта воздействия).
  3. Защитой от возможного ответа или его игнорирования.

(Иными словами — « одностороннего воздействия субъекта(актора) из защищённого положения на уязвимый объект(функтор) и парирования (нейтрализации) возможного ответного действия»).

Или ещё,совсем голо и просто:

Принцип асимметричного (силового) доминирования, игнорирующего обратную связь

Это — упрощённая до крайности, для понятности сущего смысла, квинтэссенция нынешней парадигмы мироустройства.

Она раскрывает собой захватнический, хищный, дикий, звериный нрав всего человечества как целого.

И преобладающий, структурообразующий тип индивидуального поведения.

-будь то объект воздействия — другой человек, «неправильный» класс, традиционное общество, другая страна, экономический глобальный конкурент или же окружающая природная среда.

( Родилась эта парадигма в момент появления в руках человека первой палки. Исторический же её предел — конец эффективности системы-появление атомной бомбы в СССР.- Как только впервые появилась всемирная симметрия взаимного уничтожения будущего.)

Это,другими словами, - парадигма силового захвата : человек, выйдя на просторы планеты, принялся активно её захватывать и заселять-двигаться вперёд и вширь,насколько позволит простор. Затем человек овладел всем миром индустриально и вооружённо.

Следующий шаг- либо уничтожение, доедание этого мира, либо переход на разумное и бережливое с ним сосуществование.

Последствия , которые вызывает такой асимметрический тип действий активного субъекта (асимметричная парадигма):

  1. В случае высокой ответной реакции объекта на воздействие(агрессию)субъекта- опухолью возникает, поддерживается и разрастается конфликт . (при возникновении устойчивой положительной обратной связи ( И. Пригожин).
  2. В случае несопротивления,подчинения объекта воздействия,над ним выстраивается устойчивая и долгосрочная властная связь .(цепочка таких связей-пресловутая вертикаль власти).Это односторонняя принудительная связь, игнорирующая и подавляющая любую обратную связь,в итоге разрушающая самоуправление объекта властвования.

На основе этих и им подобных элементарных конструкций,как из кубиков, выстраивается вся функциональная микро- и макроструктура господствующей системы мироустройства- от оргпреступности и олигархии (прости, Господи) до производственных предприятий и государственных институтов.

Здесь, в сильно упрощённом виде, рассмотрен, конечно, совсем не только военный, политический и экологический, а вообщелюбой* NB поведенческий аспект совокупного современного человека как агрессивного глобального актора в уязвимой глобальной среде.

Самый общий ИТОГ такой модели действий (парадигмы)-однобокое, неравновесное накопление, суммирование миллиардов и миллиардов неучтённых, проигнорированных, парированных всевозможных «обратных связей», а, образно говоря, гор неоплаченных счетов,-за сырьё,за разрушение среды, за использованный труд -за всё,что добывалось,изымалось и доставалось до сих пор с прибылью, почти даром, захватом и принуждением.

В ЭТОМ –общий и долгосрочный ИТОГ, вызвавший смещение оси всей миросистемы от области равновесия и безопасности в сторону зоны неравновесного и опасного, неустойчивого состояния – длительное,систематическое и массовое игнорирование, подавление обратных связей.

Это и есть долгосрочный плод, негативный результат действия парадигмы мировой системы асимметричного доминирования - выведение в зону риска разрушения двух эксплуатируемых, подавляемых, но спасительных для мира и человека глобальных систем естественной саморегуляции -

Экологической и ментальной

  • NB. Отдадим должное добрым людям . Все порядочные, традиционные отношения, противоречащие такому поведению, уже несут в себе характер другой парадигмы , в которой есть место честности и служению .На том пока всё и стоит,что есть люди, при любых обстоятельствах верные своему Долгу.

Истинные,честные: политика, дипломатия, армия, право, искусство,наука; святое служение Врача больному, Учителя своему Делу жизни; институт семьи, сельское хозяйство, церковь, пережившие страшные времена …)

Это,как можно заметить, профессии, институты и отрасли, близко связанные с жизнеобеспечением и воспроизводством человека, без, часто беззаветного, служения которых человечество ещё раньше сошло бы в небытие. Они совсем не вписываются в Западную бездушную «машину по производству денег» или в примитивное лоно прагма — и эгоцентризма.

Их сохранила такими и сделала человечными близость к непосредственному обеспечению безопасности жизни человека.

« Овладение силой» чаще всего рождает мёртвые плоды

Безудержная экспансия человека на среду обитания, имеющую всё-таки конечные размеры,наконец , привела к смыканию и закрытию фронтов наступления.Человек расширял свою нишу в биосфере,пока не обнаружилось,что расширяться дальше уже некуда. Совокупное негативное воздействие человека на природную среду стало близко к её критическому пределу прочности, заметному негативному влиянию повреждённой среды на качество жизни человека и появлению размеров ущербов от загрязнений,гибели ландшафтов и от стихийных бедствий, сопоставимых стоимостно с полученной прибылью.

Потери сопоставимы с ведением активной войны.

  • Ураган «Катрина» (по разным оценкам) : цена 250 миллиардов долларов.
  • Влияние только пылевого загрязнения воздуха в Европе на здоровье европейцев, оцененное ими же: 1 миллиард Евро в день.
  • Кыштым. Засекреченная ядерная катастрофа 1957 г. на Урале.
  • Чернобыль.1986 г. Без комментариев.

А сколько стоит отравленное озеро или уничтоженный ландшафт?

Агрессивная прагматизация продолжается в тех сферах,где ещё возможно нелимитированное расширение её границ: внутрь,- это сам человек, эксплуатация его интеллектуального труда и разрушение его духовной природы .

Современное индустриальное общество давно вынуждено искусственно поддерживать в сознании граждан иллюзию общественного благоденствия, равновесия и согласия. Это сверхприбыльная и искусная индустрия дезинформации. Стоит упомянуть хотя бы вскользь о демократии, смысл которой состоит изначально в развитых обратных связях между гражданином,обществом и государством. Демократия осталась почти только в названии. Обратные связи заменены ритуалами, за которыми скрывается истинная суверенность власти от общества. Остальное-технологии пиара и подмена понятий, отработанные до мелочей обманные трюки, в изощрённости своей неподконтрольные рассудку простого обывателя.

Находясь в идеологическом тупике, общество погрязло в технологиях манипуляции власти массовым сознанием. Современный человек опутан связями и воздействиями,носящими односторонний манипулятивный характер. Неадекватно мыслящий человек не способен осознавать обстановку и принимать верные, правильные решения. Ему оставляют право лишь уповать,что за него умные люди всё решат. Беспомощное состояние влечёт за собой уход в пьянство или в криминал. Неадекватность сознания ведёт также например к неудержимому росту автомобильных аварий.

Возможные экономические,а тем более человеческие, нравственные,последствия этого никем пока не оценены, но повреждение матрицы массового сознания составляет фантастический, всеохватный масштаб уже сегодня – и как это реально оценивать, нежели как массовую качественную деградацию людей, сознательное умственное поражение собственной нации ?

Разрушительную экспансию технократической психологии на природу, на право и тысячелетние традиции социология точно и ёмко описывает понятием «отчуждение». Здесь тоже непаханное поле для глубокого научного исследования. Наука молчит.

Что, не поступило оплаченных заказов? А кто музыку заказывает?..

* * *

«Силовые операции по балансированию интересов» принципиально не разрешают противоречий ни в малом,ни в большом:

  • происшедший в 1991-м августовский путч не спас Советский Союз от распада, а сильно ускорил его, похоронив последнюю надежду на подписание Союзного Договора.
  • США со товарищи увязли в Иракской головоломке.Теперь уже ОНА их не отпускает,ОНА сама ими руководит,она переросла границы государства Ирак и доросла до размеров всего арабского мира.

Не таится ли объяснение растущего глобального конфликта цивилизаций в естественной защитной реакции традиционного общества, имеющего самобытные, но прочные духовные и нравственные устои, на нравственное разложение западной ветви христианской цивилизации? На каких духовных устоях зиждется право современной господствующей безбожной системы на безапелляционное,отнюдь не бескорыстное и не мирное, навязывание своих незамысловатых, нравственно ущербных, «понятий»?

Власть и сила как факторы глобального развития прошли свой полный исторический круг и становятся на наших глазах бессилием власти или всевластием бессилия.

Ответы на риторические вопросы — это уже обратная связь

Где могут лежать основы устройства общества, которое бы смогло разрешить накопленный потенциал напряжений и угроз? Которое позволило бы дальнейшее, более свободное, развитие человека,личности, сообщества?

И не в полный ли тупик попал мир? Иными словами, какова она, новая (или другая) парадигма ?

В чём её качественное отличие от нынешней?

В основе её отличий от старой лежат два важных исторических урока…

  • Первый . Невозможно бесконечно долго или жестоко эксплуатировать природную среду, не восстанавливая её утраченное здоровье (целостность) — наступает момент,когда качество среды обитания,а с этим и качество жизни, деградирует и её ответные реакции сделают дальнейшую эксплуатацию невозможной. Примеры: Истребление рыбных запасов,угроза исчезновения китов. Климатические катастрофы из-за выбросов в атмосферу и истребления лесов. Опустынивание. Деградация всех без исключения возделываемых почв. Потопы, ураганы и пожары в Европе,США,Австралии.
  • Второй . Невозможно бесконечно долго и жестоко эксплуатировать экономически полезную человеческую природу «в лице» высоких её благородных, духовных качеств,таких как: открытость, доверие, терпимость, трудолюбие, честность,взаимовыручка; вера в Бога,в добро и справедливость; добросовестное отношение к труду,к чужому имуществу,способность к служению,самопожертвованию,любви. Невозможно бесконечно строить пирамиды власти человека над человеком путём любых — от примитивных и до самых изощрённых форм физического либо ментального насилия. (Пример один,но глобальный по последствиям: низведение в советский период на территории России — от Тихого океана до Балтики — крестьянства как образцового сословия, жившего вековыми традициями в согласии с природой и питавшего своей органической духовностью и хлебом насущным всю нацию. Рабский многолетний труд в колхозах без оплаты и без права износил, изуверил людей,подорвал их волю и веру в справедливость.)

Человек, как видим, теряется не только и уже не столько в количестве…- -происходит чудовищная ментальная катастрофа .

При чрезмерной нагрузке «системного вируса» на общество,и «внизу» и «вверху» начинают отбираться, воспроизводиться и доминировать «недалёкие», низкие качества, ослабляющие жизнеспособность общества:

цинизм,лицемерие,двуличие,лживость,подозрительность,леность, зависть,воровство,трусость,продажность,коварство,предательство. Стяжательство.Вероломство.Хамство. Неспособность к любви.

Общество, живущее в фактическом сраме бесправия, деформируется исподволь, в своей каждодневной жизни, и постепенно начинает властно сокрушать, вытеснять добрые,экономически, общественно и духовно ценные качества, культивировать и насаждать на всех уровнях поведение и образ действия иного порядка, — всё то, что имел ввиду Ф.М.Достоевский под именем «Бесы».

Коммерческие СМИ и попкультура некритично, «на потребу дня» подхватывают всё это , разнося как «новое откровение»…-

Входит в моду стиль,который без стыда,-напротив, с гордостью и придыханием называют «агрессивный».- Особенностью асимметричной парадигмы является бесстыдное и агрессивное навязывание себя другим.

Размывание семейных ценностей приводит к негативным демографическим сдвигам. Алкоголизация как уход от действительности – теперь уже просто мелочь по сравнению с приходом массовой молодёжной наркотизации.

Духовное опустошение человека делает его несчастным и вызывает широко известную потребительскую булемию (перепотребление без предела насыщения).Что единственно лишь усугубляет нагрузку на окружающую среду.

Находит благодатную почву и растёт простая уголовщина во всех порах общественной жизни.- Счастливый человек не идёт мошенничать или воровать.

Человеческая, особенно детская, психика, чаще всего не выдерживает внешнего напора, ломает свою изначальную врождённую цельность и чистоту и приспосабливается к навязываемым ей «реалиям жизни».

Со временем, качество (социальное, ментальное, наконец, и физическое здоровье) человека заметно снижается,что становится уже новой общественной нормой .

Бюрократизация в политике и экономике,методически вытесняющая и замещающая собой демократические и экономические формы общественной жизни, стала главным фактором системного кризиса и на Западе, и теперь в России.

Угрозой личной, общественной и государственной безопасности и фактором каждодневной реальности становится коррупция ( в переводе на русский,ведь точнее – разложение,гниль, распад) — многоликое и заразное явление как способ обогащения и самого существования бюрократии.

В итоге, «человек мельчает», отбрасывается от реальной возможности творческого труда и активно влиять на принятие решений и становится почти невозможным, или очень проблематичным делом,истинно государственным мужам поднять своих сограждан на решение важных назревших или уже перезревших национальных сверхзадач.

Люди не просто мрут. Они мрут при жизни.

Утрата человека происходит по всем качественным параметрам. Идёт интенсивный Дарвиновский отбор по негативному признаку. Это лишь некоторые, но основные угрозы сегодняшней общественной безопасности и прямые индикаторы скорого краха системы.

Новая глобальная парадигма — сегодня единственный (базовый) инструмент построения эффективной безопасности человека и мира

Человек своей экспансией на планете достиг господства географически. Своей техникой и естественными науками он обрёл господство физически и технически. Парадигма расширения до конца выработала свою историческую миссию и работает уже против движения.

Теперь пора начинать обживать занятую территорию (поляну) без возможностей физического расширения и строить свою жизнь качественно иными способами, главным образом, за счёт собственного внутреннего качественного изменения — взросления и обретения ответственности взамен подросткового комплекса эгоизма и агрессивности.

Исследования уроков старой парадигмы потребовали ввода в действие обратных связей – новую парадигму можно представить как некое двуединство:

  • Концепция неконфликтного, взаимообразного (симметричного) сосуществования человека (сообщества) с природной средой как условия продолжения жизни при сохранения её качества ; и
  • Концепция симметричных принципов неконфликтного сосуществования человека внутри сообщества, восстановления в правах и уважения целостности природы человека .

Прямое и симметричное взаимодействие человека и природы, человека и человека. Сосуществование всех как необходимое условие выживания и свободного устойчивого развития.

Переход от господства старой парадигмы мироустройства к господству новой — это всеобщее и осознаваемое движение,базовый вектор развития :

От образа действий в форме прямого воздействия на объект без обратной связи (асимметричного) —-

к новой парадигме сосуществования :

К симметричной (самоуравновешивающейся), наконец, правовой глобальной системе взаимосвязей и взаимоотношений как фундаментальному условию выживания и устойчивого развития.

Потребности перехода к новой парадигме развития диктуются историческим опытом:

  • Осознанием неизбежности взаимных — уязвимости, зависимости и ответственности сторон, влекущим:
  • Требование всеобщего переноса образа действий из стратегического эгоцентризма, взаимного устрашения и экспансии собственного господства- в пользу философии взаимоответственных, взаимовыгодных, уравновешенных и действительно, реально правовых отношений.

Главным мотивом к действию может выступать много кратный рост степени индивидуальной и коллективной безопасности участников такой новой системы. Это принципиально важно для всех сторон процесса и для возможности вообще говорить об общем будущем.

Позитивное действие новой парадигмы также в том,что она позволяет раскрыть возможности развития небывалого творческого потенциала личности как единственной производительной силы.

В условиях кризиса духовности, духовный мотив перехода ослаблен в умах и душах и рассматривается здесь вынужденно не как главный, но он не менее важный.

Дело как раз именно в нём, ни в каких материальных механизмах. Они имеют вторичный порядок.

Вопрос состоит в выборе человечества между добром и злом на уровне парадигмы.

Именно духовным кризисом обусловлены кровоточащие мировые разломы между людьми и между цивилизациями.

** ** **

К новой картине мира .

Рухнут, поднимая облака пыли, бумажные пирамиды дутых финансовых институтов. Появятся наверное кое-где и голые короли.

Поменяется поляризация мира.

Товарно-денежное обращение ещё далеко не исчерпало себя; напротив, освежатся, станут более чувствительными рыночные механизмы. Мир начнёт историческое движение к большей степени адекватности отношений. Ко всемирной кооперации. Сбудется наконец пророчество В.И.Вернадского о Ноосфере как новом разумном мировом устройстве, разумном земном сверхорганизме.

Элементы асимметрии фрагментарно сохранятся как мотивы соревнования, совершенствования качества в честной конкуренции.

Важно отметить комплиментарность (совместимость) и, одновременно, соревновательность обеих парадигм.

  • Развитие симметричных структур уже сейчас, где это возможно, идёт и мирно врастает в существующую асимметричную миросистему.

Это происходит уже, в частности, в развитии «принципа субсидиарности» — передачи полномочий сверху вниз в государственном и общественном управлении в Европейском Союзе. (И.И.Хохлов)

Известно и о существовании Всемирного кооперативного альянса, насчитывающего многие сотни миллионов членов.

Процессы безудержной урбанизации, вечные дорожные пробки; концентрация, специализация и централизация производства и власти, бедность и богатство начнут постепенно замещаться сетевыми структурами самоуправления, экономической и политическоЙ кооперации, всё более равномерным расселением людей по территории планеты и смягчением неравномерности доходов. Шансы на жизненный успех появятся у тех, кто сейчас их совсем, начисто лишён.

Национальные культуры переживут настоящий расцвет и общественную востребованность.

Неизбежно придётся восстанавливать природные экосистемы, бережно и духовно грамотно исцелять духовное здоровье человека как важнейшее условие его развития, полноценной, нормальной жизни, безопасности личной и общественной.

В современном сообществе гармоничное сосуществование традиции и высокой индустрии являет примеры благополучных стран, достигших бережного сохранения природы и укладов национальной культуры: Япония, Сингапур, Ю.Корея, Малайзия, Тайвань, Австралия,Новая Зеландия, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Канада, Швейцария, Норвегия, Швеция и бывшая отсталая российская окраина Чухонь — современная Финляндия…