Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИНЕРГЕТИКИ И УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ» 
Н.М. Калинина

Опубликовано в: Философия и синергетика

ХХI век встретил человечество взрывом глобальных проблем: многочисленными природными катаклизмами, угрозами экологической катастрофы, истощением энергетических ресурсов планеты и т.д. Все это привело к осознанию грядущей экологической катастрофы, ставящей под вопрос существование не только отдельных цивилизаций, но и всего человечества в целом. Страх перед планетарной угрозой поставил человечество перед необходимостью образования новых, единых для всех цивилизаций ценностей. Очевидно, что сближение культур происходит все более и более энергично по мере того, как возрастает уровень проблем, обрушивающихся на планету. Кризисы планетарных масштабов могут сыграть роль управляющих параметров, которые заставят человечество объединиться и перейти от многообразия национальных ценностей к единой, универсальной системе ценностей общецивилизационных.

Введение.

ХХI век встретил человечество взрывом глобальных проблем: многочисленными природными катаклизмами, угрозами экологической катастрофы, истощением энергетических ресурсов планеты и т.д. Все это привело к осознанию грядущей экологической катастрофы, ставящей под вопрос существование не только отдельных цивилизаций, но и всего человечества в целом. Страх перед планетарной угрозой поставил человечество перед необходимостью образования новых, единых для всех цивилизаций ценностей. Очевидно, что сближение культур происходит все более и более энергично по мере того, как возрастает уровень проблем, обрушивающихся на планету. Кризисы планетарных масштабов могут сыграть роль управляющих параметров, которые заставят человечество объединиться и перейти от многообразия национальных ценностей к единой, универсальной системе ценностей общецивилизационных.

И в то же время все глобальные угрозы, связанные с природными катастрофами, зачастую меркнут в сознании людей перед теми угрозами человечеству, которые проявились как два противоположных полюса современного мира. Одна из них родилась в мире приоритета материальных ценностей — это политика силы, подавления, захвата власти — политика превращения живого разнообразия культур в единый, покорный конгломерат цивилизаций. В основе второй угрозы лежит фанатичная вера, которая делает естественным явлением самопожертвование и принесение в жертву жизней других людей. Но, несмотря на разницу в предпосылках, исход в обоих случаях одинаковый — обесценивание человеческой жизни в глобальных масштабах. В связи с этим снова и снова возникает все тот же вечный вопрос о смысле жизни, на который человечество никак не может найти однозначного ответа.

Разнообразие ценностей культур и их столкновение в условиях, когда мир для человека становится все более тесным, заставляет искать ответы на вечные вопросы у науки. Наука — это та область деятельности, которая формирует единую научную парадигму, т.е. единый способ научного мышления, единую картину мира, единую логику у всего человечества в целом, независимо от принадлежности к той или иной культуре. Современная наука с переходом к информационно-синергетической парадигме открывает новые перспективы выхода из сложившейся кризисной ситуации, позволяет по-новому взглянуть на роль человека и его духовной составляющей в решении проблем глобального мира и будущей судьбы человечества.

Синергетика подсказывает, что закономерные связи в системе и вектор развития могут быть определены лишь в том случае, если субъект сможет выйти за пределы исследуемой системы. Отсюда следует вывод, что ответ на вопрос о смысле жизни следует искать путем синтеза науки, философии и религии. Учение Живой Этики, при внимательном его рассмотрении, содержит огромные пласты информации, позволяющие открыть в основополагающих идеях синергетики совершенно новые и неожиданные грани. Вхождение в современную науку понятий о сложности и многомерности делает систему взглядов, изложенных в Живой Этике, очень современными и доступными для понимания.

Состояние выбора и второй закон термодинамики. Современное состояние общества характеризуется как состояние глобального кризиса, обусловленное многочисленными известными и пока еще неизвестными причинами. Если рассматривать его с точки зрения синергетики, то оно соответствует состоянию исчерпанности прежних возможностей, состоянию утраты ориентира, смысла дальнейшего развития. В то же время это переход в точку бифуркации, в состояние выбора нового пути. Кризис — это сложное состояние, в котором одновременно присутствуют и конец, и будущее начало. Но драматизм ситуации, с которым собственно и связывается понятие кризиса, проявляется в тот момент, когда будущее еще не осознано, когда оно нежеланно, а воображение рисует только негативные последствия, связанные с крахом прежнего, привычного состояния. Инертность мышления чаще всего не позволяет в этом состоянии открыться навстречу будущим возможностям и перспективам; сознание цепляется за старые формы своего бытия, поскольку просто не знает, как распорядиться наступившей свободой.

Известный швейцарский психолог и философ К.Г.Юнг, рассматривая проблему расходования психической энергии в момент ее высвобождения (мы бы сейчас сказали, в точке бифуркации), писал о важности установки сознания, а, следовательно, качества мышления. При этом он отмечал, что, как правило, у обычных людей энергия перетекает сверху вниз, от высшего к низшему, от сознания — к его Тени. В результате возникает привязанность к более низкому уровню и зависимость от него: «Психическая энергия есть реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные условия. Энергии может быть сколько угодно, однако мы не сможем использовать ее до тех пор, пока нам не удастся создать для нее надлежащий «уклон». <…> …лишь там, где есть уклон, продолжается тропа жизни. Однако, где нет создаваемого противоположностями напряжения, там нет энергии; поэтому должна быть найдена противоположная установка сознания. <…> Но чтобы возникло напряженное соотношение противоположностей, без которого невозможно дальнейшее движение, для этого то, что вытеснено, должно быть осознано. Чтобы от него избавиться, сознание располагается в определенном смысле сверху, а Тень — снизу, и так как высокое стремится к низкому и горячее — к холодному, то каждое сознание, возможно не догадываясь об этом, ищет свою бессознательную противоположность, без которой оно осуждено на застой, измельчение и закоснение. Лишь от противоположности зажигается жизнь» [1].

Проблема в том, что противоположность, как правило, находится на более низком уровне. Движение происходит, «жизнь зажигается», но качество этой жизни, зарожденной выброшенным в силу необходимости избытком энергии, оказывается невысоким. Можно сказать, что в соответствии со вторым законом термодинамики произойдет самопроизвольное перетекание потока психической энергии по уклону сверху вниз. Сама система при этом качественно не изменится, она просто из возбужденного состояния перейдет в состояние равновесия; при этом качество энергии, трансформированной сознанием, ухудшится; произойдет то, что в физике называемая деградацией энергии. Такой характер адаптации к входящим в сознание потокам энергии приводит к росту энтропии в окружающей среде, само же сознание никаких эволюционных изменений не претерпевает. Вот почему благополучный человек как бы застывает в своем развитии на одном уровне: ему хорошо, потому никаких усилий для переустройства собственного сознания и жизни он не прилагает. Да и синергетика говорит о том, что системы, способные к самоорганизации, начинают строить структуры только тогда, когда оказываются на грани выживания.

Но наряду с обычным жизненным типом людей Юнг рассматривает людей противоположного, героического типа, способных реализовать негэнтропийный механизм, направленный не на расходование, а на концентрацию энергии. Он пишет: «В известной степени можно признать за этой концепцией право на существование в той мере, в какой человек вообще в состоянии наметить определенную линию своей жизни, которой ему следует придерживаться. Но мы знаем, что не существует такой человеческой дальновидности и жизненной мудрости, которая могла бы сделать нас способными придать нашей жизни заранее намеченное направление, — это возможно разве что на малых отрезках пути. Такое воззрение значимо, во всяком случае, лишь по отношению к «обычному» жизненному типу, но не по отношению к «героическому». Второй образ жизни тоже существует, но, без сомнения, гораздо реже, чем первый. По поводу второго уже нельзя, конечно, сказать, что человек едва ли может задать направление своей жизни либо может это сделать лишь на короткой дистанции. Героический образ жизни безусловен, т.е. он определяется судьбоносными решениями, причем решение об избрании определенного направления сохраняет свою силу и в случае горького исхода. <…> Во всемогущей повседневности, к сожалению, встречается мало такого необычного, которое было бы здоровым. Для явного героизма остается мало места; однако нельзя сказать, что требование героизма вообще не стоит перед нами!» [2]

Тем самым Юнг приходит к выводу, что устремление к расширению сознания, т.е. познанию необычных образов, незнакомых энергий редко реализуется на фоне того, что принято называть хорошим здоровьем. Конечно, с позиций теории самоорганизации это вполне объяснимо — для того, чтобы система адаптировалась к изменениям во внешней среде и научилась адекватно реагировать на них перестройкой своей структуры, необходимо определенное время. Замедленная реакция на изменившиеся условия приводит к застоям в русле энергетического потока, после которых может последовать взрыв, разрыв структурных связей, т.е. нарушение психического здоровья. Хорошо известно, что у тонко чувствующих людей наблюдаются именно такие явления. Очень часто мозг гения не выдерживает непомерной нагрузки, и творческая жизнь завершается психиатрической больницей.

Ученые, использующие междисциплинарный подход в исследовании таких сложных систем, как психика и сознание, говорят о том, что к творческой сфере человеческого организма можно подходить как к органу или органам, организованным в более или менее сложную систему: «Эти органы вполне реальны, они развиваются, функционируют, распадаются, восстанавливаются по особым законам. <…> Их нельзя непосредственно осязать, ощупать, хотя они так же, как и орудия труда, входят в схему нашего тела. Мы знаем зону досягаемости руки, длину шага, величину прыжка, скорость бега. Мы также хорошо знаем остроты зрения, тонкость различения, возможности памяти, степень собственной разумности, хотя, конечно, возможны и ошибки, и иллюзии. Эта построенная индивидом система органов, орудий, вступающая в идеальный контакт с реальностью (Курсив мой. Н.М.К.), необходима субъекту для проигрывания определенных вариантов поведения и деятельности. <…> …образы и представления — это такие же органы, как печень и сердце». [3]

Таким образом, перед современными учеными психическая реальность выступает как система функциональных органов индивида, своего рода «духовный организм», имеющий сложное строение и разнообразные связи с окружающей средой. Подобные выводы делаются и в отношении сознания. Отсюда следует, что, как и всякий другой орган, психика и сознание могут быть здоровыми и больными, могут гармонично встраиваться в жизнь физического тела, а могут, разрушив тонкие связи с ним, жить своей собственной жизнью.

Большие надежды в исследовании творческой активности человека, особенно в кризисных ситуациях, в настоящее время возлагаются на науку о взаимодействии и самоорганизации — синергетику. Синергетика, изучая механизмы возникновения кризисных ситуаций и разрабатывая способы их преодоления, особое внимание уделяет анализу возможных путей выбора, а также оценке тех потерь, которые неизбежно сопровождают тот или иной выбор. При этом наука говорит о том, что существует ограниченное число сценариев, по которым может пойти нелинейная система в своем развитии после точки бифуркации. Однако, эффективно прогнозируя возможные варианты поведения сложных систем самой различной природы, синергетика не берет на себя ответственность прогнозировать те ситуации, в которых на первый план выходит человек со своей тонкой психической организацией, часто не подчиняющийся в своем поведении известным законам физики.

Вот что пишет по этому поводу Е.Н.Князева, известная своими фундаментальными исследованиями в области синергетики: «Поведение, мотивы, личностные предпочтения каждого отдельного члена общества или даже малой социальной группы едва ли объяснимы с помощью синергетики. Синергетика имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества. <…> Индивид как отдельная независимая личность фактически оказывается оставленным синергетикой в полной неясности. Во-вторых, синергетика практически не учитывает роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы. Синергетика не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать макротенденциям самоорганизации, которые присущи социальным сообществам. <…> …словом, синергетика не принимает во внимание социальную рефлексию и возможное противодействие: «Знаю, как должно быть, но делаю все наоборот»". [4]

А.П.Назаретян, автор известных трудов по синергетике, исторической психологии и футурологии, исследуя векторы исторического процесса, обнаруживает неразрешимое противоречие между всемогуществом второго закона термодинамики в физическом мире и постоянным нарушением этого закона в сфере эволюции сознания: «Второе начало термодинамики, или закон возрастания энтропии, — единственное известное науке ассиметрическое свойство физических процессов, обеспечивающее их необратимость во времени. Все попытки дисквалифицировать этот закон или ограничить его применимость (например, за счет биотических или социальных процессов) оказались несостоятельными: при правильном выделении системы сопряженного взаимодействия снижение энтропии в одной системе обязательно оплачивается ростом энтропии в другой подсистеме. <…> Поскольку же фактических противоречий между выводами термодинамики и наблюдаемыми процессами обнаружить не удается, парадокс эволюции приобретает более глубокий, парадигмальный характер. С классической точки зрения, уровень организации во Вселенной должен последовательно снижаться, а не расти, как это в действительности происходит в истории общества, биосферы и Метагалактики». [5]

Негэнтропийный механизм эволюции. Синергетика, изучающая эволюционирующие целостности, показывает, что сложная нелинейная система эффективно противостоит разрушительному действию хаоса только в том случае, когда она находится вдали от равновесия по отношению к окружающей среде. То же самое можно сказать и о человеческой личности, которая, стремясь сохранить свою индивидуальность, всеми силами старается противостоять слиянию с массами, т.е. пытается реализовать негэнтропийный механизм своего развития. Равновесное состояние — это неподвижность, бесформенность, отсутствие целостности, это хаос — застывший мир без души. А мир без души — это, по образному выражению Плотина, «мертвенно-неподвижное нечто», «безжизненная», «громадная инертная масса», «только труп, земля и вода, и даже нечто худшее — темная бездна вещества и какое-то небытие — нечто такое, от чего даже боги трепещут, по выражению поэта». [6]

Итак, равновесное состояние — это хаос, мир без форм. Но ведь и высшие состояния характеризуются отсутствием форм: Абсолют — это состояние, в котором Космос превращается в Ничто, т.е. в нечто бесформенное с точки зрения человеческого разума. В Учении Живой Этики, новой философской системе, отражающей Законы Космической Эволюции человечества, сказано: «<…> Из Того, Что не имеет формы, создается то, что облечено в форму. И над всеми видимыми и невидимыми глазу формами всех проявленных миров — дух, в своем высшем выражении не имеющий формы, но творящий их все. Ибо все, что есть, есть результат творчества духа; того творчества, которое является уделом человека от начала времен и целью его эволюции». [7]

В чем же разница с точки зрения энергетического подхода между этими двумя прямо противоположными состояниями: бесформенным хаосом и бесформенным духом-творцом? Синергетика, изучающая механизм возникновения диссипативных структур, уже может ответить на этот вопрос — основное различие в этих состояниях заключается в качестве энергии. Качество диссипативной структуры, как неравновесной системы, зависит от качества создающей ее энергии. Бесформенный хаос, элементы которого инертны и не способны к согласованному действию, никогда не сможет стать источником направленного энергетического импульса и поэтому не сможет стать творцом.
Энергия струи горячего пара, вырвавшейся из котла, ничего не создаст, а только разрушит. Высококонцентрированная энергия лазерного луча, направленного на инертное твердое вещество, способна образовать из него живой, пульсирующий плазменный сгусток, откликающийся на внешние воздействия.

Учение Живой Этики, рассматривая процесс творчества, придает качеству энергии особое значение: «Качество энергии предопределяет каждое человеческое начинание. Творчество духа насыщается качеством энергии. Человеческое стремление должно направиться к познанию качества энергии. Как близко подойдет дух к знанию высших энергий, если он осознaет все насыщение огнем. В каждом импульсе живет это огненное качество. Каждое жизненное устремление движется эти качеством. Осознание этого качества дает осознание всех жизненных импульсов Беспредельности». [8] «Качество энергии напрягает каждое действие. Не в действии энергии, но в импульсе заключается мощь энергии. Когда создается форма, то качество энергий предопределяет ее жизненность, потому творчество Космического Магнита нужно определить как явление качества. Только энергии созидающие устремляют импульсы к формированию жизненных огней <…>». [9]
Итак, залог творчества сложного целого — гармоничное объединение элементов, мощный согласованный импульс, высокое качество энергии.

«Космос творится пульсацией взрывов» — читаем мы в Учении Живой Этики. Космос — это единое целое, но его разнообразные структуры творятся когерентными импульсами структур более высокого уровня. Мощный когерентный импульс рождает из хаоса (вернее, из того, что представляется хаосом на определенном уровне структурной организации) новую целостность — новую жизнь. «Одно рождает другое. Преображение и вечное движение космических сил есть утверждение нашей жизни. <…> Творец властный — наша воля. Она поверх нам явленных и непринятых энергий витает как укрощающая сила. Призовите насущную силу. Научитесь желать в направлении космических волн. Научитесь желать пространственных энергий. Мужественно желайте, мужественно осознайте беспредельное количество форм ваших. Истинно, дух и воля претворяют жизнь! И нескончаемо уявление энергий». [10] «…Космос утверждает человечество как явление принимающего, но принимающего творца. Так слагается ступень, и дух созидателя может мощно творить, когда сила напряжения достигает Вершин Космоса». [11]

Логика подсказывает, что самое мощное, самое согласованное действие Космоса-Творца будет достигнуто тогда, когда материя в процессе своих многочисленных трансформаций максимально приблизится к духу, и вместо пропасти между ними останется одна-единственная энергетическая ступень. Завершение — это не пугающий Сфайрос — Шар Любви, образовавшийся в результате «слияния всей вещественной и духовной субстанции Космоса» [12], не конгломерат, обремененный малоподвижными, инертными структурами, а единство самого чистого духа и самой легкой материи, в которую преобразуются в процессе эволюции все виды материи плотных и тонких сфер.
В своем высшем сотрудничестве Дух и Материя строят любые формы Космоса, и в этом сотрудничестве вместо смерти — бессмертие, сознательное перетекание из формы в форму путем гармоничного взаимного обмена энергиями. На Высших Уровнях исчезает механизм, называемый диссипацией энергии, механизм, приводящий к порождению хаоса, т.е. смерти. Человек, научившись творить из хаоса любые формы для своего сознания, преодолеет смерть, разрушит свою зависимость от физического тела. Но прежде чем будет достигнута эта победа, человеку предстоит пройти трудный путь, поскольку только расширив свое сознание, сможет он «разодрать завесу Майи», отделяющую его от состояния, где «ВРЕМЕНИ НЕТ», где «ВСЕ ЗДЕСЬ И НЫНЕ».

«<…> Красота жизни в утверждении разновидностей. Космос не любит однородности. Космос разлит в сознании миллиардов форм. Устраните из жизни боязнь приобретений различных течений. Закон многородный помнит все формы Бытия. И не создавайте себе ничтожную карму, изгоняя из существующей жизни радость разновидности. Принятием в сознание принципа разновидности человечество сможет приложить новые формы в понимании дальних миров. Миры новые слагаются новыми формами. Миры новые обновите пониманием, нетождественным с вами и вашими порождениями, но стройте новую твердыню на лучших началах». [13] «<…> В пространстве всё заключается, и каждая форма живет всеми изменениями. Потому расширение сознания должно дать человеку перерождение понимания пространства. Так каждая мысль несет продвижение пространственных энергий. Творчество духа имеет в зерне звено с Космическим Магнитом. Так дух является самым мощным выразителем Космического Магнита. Устремление к Беспредельности даст понимание Нашего творчества».[14] «Не зная начала и видя лишь конец, дух, разобщенный с Космосом, проходит жизнь бесцельно. Но заслужить каждый может Бессмертие, приняв в сознание Беспредельность. Неустрашимость перед концом и устремление к Беспредельности дает духу то направление к сферам космической неограниченности. Утвердитесь в принятии Бессмертия и в каждое действие вложите искру творчества Космического Огня. И рок тот беспощадный превратится в один зов космической жизни. <…>».[15]

Путешествие человеческой Монады. Обладая верой и соответствующим уровнем сознания, человек может откликнуться на зов космической жизни, может с готовностью открыться новым идеям, дающим надежду, открывающим смысл жизни. Синергетика говорит о том, что знание цели — аттрактора начинает перестраивать, формировать состояние системы с того момента, как эта цель осознана (или система в силу каких-то внешних обстоятельств выходит на этот аттрактор). Но что нужно делать, если говорится, что человек должен достичь всего «своей ногой и рукой»? Как быть, когда уже никто не поведет за руку, как малое дитя? С чего начать, когда пришел момент самостоятельного действия?

К.Г.Юнг, описывая способы выхода из различных кризисных состояний, подчеркивал, что для эффективного лечения необходимо знать не только прошлую жизнь человека, но и те перспективы, которые он видит перед собой: «Человек постигнут лишь наполовину, если известно, что из чего в нем произошло. Если бы все объяснялось только этим, то человек мог бы с таким же успехом давно уже умереть. Но как живущий человек он не постигнут; ибо жизнь имеет не только некоторое Вчера и она не объясняется тем, что Сегодня сводится к Вчера. Жизнь имеет также Завтра, и Сегодня становится понятным лишь тогда, когда мы оказываемся способными прибавить к нашему знанию того, чтo было вчера, еще и видение зачатков Завтра. Это относится ко всем психологическим проявлениям жизни и даже к симптомам болезни». [16] Значит, современному человечеству, оказавшемуся перед выбором своего дальнейшего пути, необходимо разобраться, кто мы такие, откуда пришли и куда направляемся. Для того, чтобы понять, как стать творцом, нужно вначале понять, что значит быть человеком.

Гаутама Будда уже давно сказал: «Человек — это процесс». Откуда и куда направлен этот процесс, в XIX в. разъяснили Учителя Востока через Е.П. Блаватскую: «Эзотерическая Философия века назад решила проблему, чем человек был, есть, и будет; его происхождение, жизненный цикл — нескончаемый на своем протяжении последовательных воплощений, или новых рождений, — и его конечное погружение в Источник, откуда он получил начало». [17] «Миры и люди, поочередно, формировались и уничтожались в силу закона эволюции и из предыдущего материала до тех пор, пока планеты и их обитатели, в нашем случае Земля и ее животные и человеческие расы, не стали тем, чем они являются сейчас, в настоящем цикле, — силами противоположных полярностей, уравновешенным составом Духа и Материи, положительного и отрицательного, мужского и женского начала». [18] И далее: «…так как мы находимся сейчас в Манасическом периоде нашего Цикла Рас, или же в Пятой Расе, то, следовательно мы перешли срединную точку совершенного уравновесия Духа и Материи — или же равновесия между мозговым рассудком и духовным пониманием». [19]

Итак, человек — это промежуточное состояние на пути эволюции, в котором уравновешиваются духовная и материальная компоненты, составляющие его сущность. Отклонение от состояния равновесия вниз — переход обратно к человекозверю, устремление вверх — достижение состояния богочеловека. В «Тайной Доктрине» говорится о том, что человеческая Монада совершает свое эволюционное путешествие, постепенно погружаясь в Материю и затем снова возвращаясь к своему источнику — Абсолютному Божеству. Схематично этот путь изображается не в виде прямого отрезка, по которому могли бы происходить погружение и подъем, но в виде петли, состоящей из двух дуг — нисходящей и восходящей (см. рис.). Причем тонкая структура каждой из этих дуг имеет вид спирали — это означает, что спуск и подъем происходят медленно и с разными скоростями на разных участках, подтверждение чему мы находим в «Тайной Доктрине»: «… превращения, через которые прошел человек по нисходящей дуге — которая центробежна для Духа и центростремительна для Материи, — и те, через которые он подготавливается пройти в будущем на своем восходящем пути, которые повернут обратно направление этих двух сил — именно Материя станет центробежной, а Дух центростремительным…». [20]

Путь, совершаемый человеческой Монадой
в процессе эволюции

Не напоминает ли нам это петлю гистерезиса — закономерность, хорошо знакомую из физики, химии, биологии? Разные направления — разная степень устремления или сопротивления. Современное человечество находится в срединной точке, оно уже вроде бы устремилось вверх, но привязанность к материи пока еще крепко держит. Говоря языком синергетики, это состояние можно охарактеризовать двумя аттракторами, двумя притягивающими центрами, которые находятся в состоянии борьбы и разрывают человека на две части — духовную и материальную.

Современная наука (и, в частности, биофизика) уже пришла к выводу, что человек — это сложное целое; его структуры (кровеносная, дыхательная, нервная и прочие системы) имеют фрактальное строение, благодаря чему они тесно переплетены и активно воздействуют друг на друга. Но открываем «Тайную Доктрину» и с удивлением обнаруживаем аналогию сложного целого с фрактальной структурой в определении понятия человек, только переплетены в этом целом тело, душа и дух, поддерживаемые каждое своим энергетическим полем: «Человек — это маленький мир, — микрокосм внутри великой Вселенной. Подобно утробному плоду, он поддерживается подвешенным всеми своими тремя духами в утробе макрокосма; и в то время, как его земное тело находится в постоянной симпатической связи со своим породителем землей, его астральная душа живет в согласии со звездной Anima Mundi. Она в нем так же, как он в ней, ибо насыщающий всю вселенную элемент заполняет все пространство и сам есть пространство, только безбрежное и бесконечное. Что касается его третьего духа, духа божественного, то чем же он может быть, как не бесконечно малый луч, одного из бесчисленных излучений, исходящих непосредственно из Высочайшей Причины — Духовного Света Мира? Это троица органической и неорганической природы — духовной и физической, три в одном… Все, существующее в этой видимой вселенной (Выделено мной. Н.М.К.), есть изливание из этой Триады и само есть космическая триада». [21]
Мы узнаём в этом описании то, что И. Пригожин назвал диссипативной структурой, возникающей из хаотически расположенных элементов, вдруг оказавшихся во внешнем силовом поле. Только здесь присутствуют три структуры, взаимопроникающие, взаимопереплетающиеся, существующие каждая в своем поле и образующие все вместе единое целое — человека.

Человек, не осознающий все свои тела, но интуитивно чувствующий их, знает, как трудно бывает, когда тело, душа и дух утрачивают свое единство. Но человеку предстоит не только осознать единство своих собственных тел. Ему нужно будет научиться сотрудничеству с такими же единствами, как он сам, т.е. сознательному взаимодействию с другими людьми на всех этих уровнях. Изучение дальнодействующих корреляций в системах с фрактальной структурой позволяет понять, что такое Групповая Душа, частью которой предстоит стать человеку: «Вся человеческая раса связана сетью звуковых и световых волн, мысли и слова каждого человека проникают в мозг и психические центры других людей с огромной силой и активностью. <…> Когда вы будете готовы, ваше собственное высшее «Я» известит вас и о средствах, и о методе, и об учителе, ибо это высшее «Я» постоянно сообщается с высшими «Я» других, и лишь оно способно заметить ту нужную линию, тот круг, который определяет границы возможностей вашего индивидуального разума. <…> Эта линия, или цепь, есть та Групповая Душа, частью которой вы являетесь. Только такое общение с созвучными душами… возможно в этом веке для современной расы. Этих душ вполне достаточно, чтобы удовлетворить запросы среднего человека, в особенности до тех пор, пока он не превзошел этого круга. В другом веке, в других расах этот круг будет расширен до сообществ групповых душ, в которых, в отличие от накоплений одной такой группы, будут достигнуты более глубокий ум, более разносторонний опыт, более богоподобная мощь, а эволюция человека поставит его в будущих веках в такие отношения с этими грандиозными центрами, при которых он сможет пользоваться их знанием и силами». [22]

В составе коллективного Космического разума человеку предстоит стать сотрудником Высших Сил — Космической Иерархии: «…Нужно готовиться быть сотворцами. <…> Можно приложить все священные силы сердца, чтоб, поправ смерть, сделаться сотворцами пламенных Логосов». [23] Но эта цель может быть достигнута только в том случае, если в противовес второму закону термодинамики будет реализован негэнтропийный механизм — постепенное накопление энергетического потенциала, планомерное восхождение по эволюционным ступеням. Но где взять силы? Как преодолеть хаос и не рухнуть вниз? Для этого необходимо осознать Космические Законы и сознательно подчиниться им, а, значит, принять существование Высших Сил, Иерархии, Бога… Но, даже смирившись с наличием вышестоящего иерархического уровня, человек все-таки настороженно задумывается о своей свободе, о том, как может сочетаться свободная воля с законами, т.е. с той предопределенностью, в которой видится пугающая неизбежность, зависимость — Судьба. Но сказано: «Человек определяет свое назначение в Космосе. Сказать, что назначение проявляется только течением эволюции, значит сделать из человека мяч судьбы. Судьба, или Космос, или Беспредельность — можно определить, как хотите, но утверждать, что человека несет течение эволюции без участия его воли — значит, разобщить его с Космосом. <…> В ядре духа найдем тот путь, который ведет к Беспредельности». [24]

Управляющие параметры и свобода выбора. Человек так устроен, что больше всего на свете ценит свою свободу. Даже упрямство в неприятии высших ценностей является проявлением его свободы выбора. Но свобода бывает разной, ибо число степеней свободы определяется широтой сознания личности. Может показаться, что наиболее свободное состояние — это состояние хаоса, в котором на систему не оказывается никаких внешних воздействий. Но это состояние, в котором энергетический потенциал системы минимален, поскольку ограничивается ее собственными возможностями, т. е. тем запасом энергии, которая сконцентрирована в ее структурных связях. Поэтому и свобода может быть реализована в очень узких рамках: «<…> Отрекшийся от сотрудничества неминуемо впадет в рабство. Пусть осознают различные виды рабства, иначе заклейменный раб будет воображать себя свободным и даже так привыкнет к своим оковам, что будет считать их почетной цепью. Нужно понять, что при общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах. Братство есть явление высшего сотрудничества». [25]

Жесткий порядок — это монолитный кристалл, в котором степени свободы ограничиваются до минимума самой структурой системы. Беспредельность… Само это слово уже ассоциируется с бесконечным числом степеней свободы, с беспредельными возможностями. Однако эта беспредельность реализуется благодаря космической целостности, Высшему Единству — состоянию, которое приобретается через опыт и принятие ответственности за последствия любого действия: «Свободная воля есть торжественное напутствие путнику. Невозможно не дать перед дальними путями ценного дара свободной воли. Каждый может действовать по способности, не будет он стеснен. Но мудрый осознает, какова ответственность за пользование сокровищем свободной воли. Как бы дан кошель, полный золота. Можно его расходовать по усмотрению, но придется дать отчет, и Братство научит, чтобы порученное сокровище не было потрачено без пользы». [26]

Космическая Иерархия — понятие Учения Живой Этики. Управляющие параметры — термин синергетики. Что может быть общего между ними? Обратимся к книге «Иерархия»: «…Без учителя не может быть звена в великой цепи творчества. Потому все силы Космоса, которые являют ход эволюции, могут утвердиться принципом Иерархии. Как же можно строить без фокуса притяжения? Ведь каждая сила имеет свои напряжения, которые вызывают творческие устремления источника Космических Огней, который собирает свет и распространяет огонь вокруг себя. Так, истинно, утверждается Космический Фокус, и жизнь должна слагаться вокруг Фокуса…».[27]
«При построении великих ступеней можно наблюдать, как сила центральная собирает вокруг себя нужное для эволюции. Как магнит фокуса, притягивает к себе Руководитель продвижения, сметая старые накопления и создавая новые течения. Так слагались исторически Руководителями стрaны. Можно утверждать, что, являя полное следование Иерархии, можно выполнить любую космическую задачу. Человечество страдало больше всего от оторванности от Высшей Воли. <…>».[28]
«Когда собирается Новая Раса, Собиратель есть Иерарх. Когда строится новая ступень для человечества, Строитель есть Иерарх. Когда строится на жизненном ритме ступень, назначенная Космическим Магнитом, то во главе стоит Иерарх. Нет такого явления в жизни, которое бы не имело в зерне своего Иерарха. Чем мощнее ступень, тем мощнее Иерарх!».[29]
«Следует принять Иерархию как эволюционную систему. Духам, не изжившим рабства, можно повторить, что Иерархия совершенно отличается от деспотизма. …лучше всего для современного человека дать сравнение с безликой химией. Легко представить, что реакция может происходить лишь при точных условиях. Также Иерархия вполне соответствует астрохимическим началам, которые не дерзнет отрицать даже неофит науки. Справедливо мы уже согласились о важности открытия психической энергии. Для координации осознания ее необходима Иерархия как облегчающее химическое построение». [30]

Теперь вернемся к синергетике. Одним из основных свойств сложной целостной системы является иерархический принцип ее организации. В то же время сама система является одним из звеньев в системе более сложной организации. Энергетические потоки, поступающие с более высоких иерархических уровней, поддерживают жизнь системы. Эти потоки порождают новые структуры, а затем поддерживают их, когда внутренние ресурсы системы истощаются. Циклически поступающие извне порции энергии перераспределяются системой между ее различными уровнями и подуровнями, что позволяют ей поддерживать свою структуру, т.е. противостоять росту энтропии. Однако это противостояние возможно только до тех пор, пока не будут исчерпаны энергетические ресурсы системы. Без внешней подпитки рано или поздно все живое переходит в состояние равновесия с окружающей средой, то есть умирает.

Внешние потоки, поддерживающие жизнь сложного целого, называются управляющими параметрами. Фактически управляющие параметры отражают те законы, которым должна подчиняться сложная система в силу своих природных особенностей. Но управляющие параметры имеют свойство время от времени изменять свои значения, уменьшая или увеличивая мощность энергетических потоков, поддерживающих систему, изменяя характеристики частотного спектра этих потоков. Моменты таких изменений в характеристиках управляющих параметров переживаются системой как катастрофа. Управляющие параметры определяют сроки, к которым система должна успеть перестроиться и стать готовой к приему новых энергий. Перестроится ли система к этим срокам, зависит от состояния системы, от ее способности осознать необходимость такой перестройки. Самым большим препятствием в продвижении системы, порождающим кризисное состояние в моменты бифуркаций, является ее инертность, стремление продолжать движение по прежнему пути. Такая инертность вызывает обратный удар, и чем выше скорость, с какой система продолжает двигаться по пути уже изживших себя возможностей, тем сильнее удар, который она примет на себя. Этот удар в синергетике называется встряхиванием, хаотизацией системы и предназначен он для того, чтобы освободить систему от тех инертных связей и элементов, которые препятствуют ее перестройке.

Тот, кто находится внутри системы и не осознает закономерностей своей собственной эволюции, такой удар воспринимает как разрушительное несчастье — зло, с которым необходимо бороться. С точки же зрения тех, кто видит пагубность дальнейшего движения системы по инерции, такое встряхивание является жесткой, но необходимой мерой, которая позволит сделать систему более чувствительной к новым энергетическим потокам, без которых в будущем она просто погибнет. Так зло, являющееся таковым с точки зрения ограниченного сознания, превращается в добро при рассмотрении его с позиций сознания, достигшего более высокого уровня развития. Так c помощью управляющих параметров, то плавно, то жестко, система выводится на глобальный аттрактор, т.е. к конечному состоянию.

Как видим, создается впечатление, что между понятиями Иерархия и управляющие параметры нет особой разницы. Но слепое подчинение — это кибернетическое устройство. Как же тогда быть со свободой выбора? Особенность эволюции открытых сложных нелинейных систем, которым, как известно, нельзя навязать путь развития, состоит в том, что между разными иерархическими уровнями устанавливается механизм обратной связи, усиливающий или ослабляющий воздействие управляющих параметров.
Открываем Учение Живой Этики и читаем, что сотрудничество с Иерархией возможно только при добровольном устремлении человека к самоусовершенствованию. Только тогда будет направлен встречный поток тонких энергий, которые начнут формировать в структуре сознания все более и более тонкие структуры. Человек открывается навстречу новым энергиям, которые расплавляют старые структуры, делая их более подвижными: «Учитель может указать направление, иногда может предостеречь, но множество действий нужно произвести самим. Притом нужно проявить эти действия добровольно. В этом добровольческом устремлении и будет заключаться самоусовершенствование. Каждая примесь своекорыстия или страха нарушит спасительную связь». [31]

Если рассмотреть этот процесс с точки зрения физики, то такое устремление означает, что система под действием тех или иных факторов (у человека это сила воли) сворачивает многообразный спектр своих структур и высвободившуюся энергию направляет на переход в новое фазовое состояние. Она сама пытается сформировать зачатки новой структуры — то основание, на которое хлынут потоки тонких энергий. «Дам многое, было бы к чему приложить» — это сказано именно о таком механизме самостоятельной перестройки.