Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Визуальное мышление в проблемных ситуациях с использованием нелинейных методов стратегического анализа» 
А.В. Шевырёв, Н.Г. Шаламова, В.А. Михеев, В.А. Шевырев

А.В. Шевырёв , к.э.н.
Н.Г. Шаламова, к.э.н., доцент,
Михеев В.А.
В.А. Шевырев

A.V. Shevirev, Candidate of Economic Sciences.
N.G.Shalamova, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor
V.A. Shevirev

В статье обосновывается и разрабатывается технология визуализация проблемных ситуаций  с использованием нелинейных методов стратегического анализа, основанных на фазовых переходах.

Ключевые слова: визуальное мышление, проблемная ситуация, матрицы портфельного анализа.

Возникшие  перед человечеством вызовы требуют освоения новых способов мышления. Новые проблемные ситуации практически не поддаются разрешению старыми методами. Это четко осознавал еще Альберт Эйнштейн:  «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме», утверждал он. Только осваивая новые способы и принципы мыслительной работы, можно рассчитывать на решение встающих перед человечеством проблем.

 В настоящее время наблюдается повсеместный поворот к визуалистике, к визуальным способам обработки и представления информации. Известный  американский футуролог Джон Нейсбит, в своей новой книге, посвященной анализу современной ситуации и прогнозам ближайшего развития, заявляет: «Визуальная культура захватывает мир!» [1]. В последнее время появились сведения о ведущейся работе ученых и инженеров по созданию полимерных контактных линз, которые будут напрямую поставлять глазу зрительную информацию. Это значит, что не только центральная область, но и все поле зрения человека будет целиком загружено специально сгенерированной визуальной информацией и человек полностью погрузится в виртуальный мир. Приходится признать, что теперь от господства визуалистики нам уже никуда не деться. Поэтому резко возрастает потребность в специалистах, у которых в достаточной степени развиты навыки работы с потоками образной информации. Дэниел Пинк в своей книге с характерным названием «Будущее за правым полушарием: Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления», убедительно показывает, что ныне оказываются наиболее востребованными специалисты, у которых развита способность образного правополушарного мышления [3].

Понятно, что обладая способностью многоканальной параллельной переработки информации, зрительная система и поддерживаемая ею способность визуального (образного) мышления во многих случаях позволяет быть в выигрышном положении по сравнению с понятийным мышлением, основанном на последовательном осуществлении мыслительных операций[7].

Решение визуальных задач принципиально отличается от решения вербально-логических задач по способу и составу мыслительных операций. Фактически, здесь оказывается задействованным другой вид мышления, который и называют визуальным. И в этом своем виде оно существенно отличается от понятийного мышления. Для наглядности, в Таблице 1 приведены некоторые сравнительные характеристики понятийного и визуального мышления.

 Таблица 1

Понятийное мышление, осуществляемое в вербальной форме, может быть описано в рамках лингвистической парадигмы. Семантический треугольник  Огдена-Ричардса показывает, как знак (символ, понятие, концепт) замещает непосредственное переживание объекта и отсылают к его культурной норме – общепринятому значению. В отличие от этого, визуальное мышление имеет дело с непосредственно переживаемыми человеком синтетическими образами, ментальными репрезентантами объектов и/или ситуаций. Это позволяет включать в мыслительный процесс более полную информацию, которую человек уже не замещает абстрактными знаками.  Все мыслительные операции начинают осуществляться в плане образных представлений и нести на себе всю полноту текущей информации, а не упускать из виду часть ее как несущественную и второстепенную. Кто же заранее знает, что может оказаться существенным для поиска решения только еще встающих перед нами проблем? На Рис. 1. дано сравнительное сопоставление парадигм понятийного и визуального мышления. Можно видеть, что визуальное мышление разворачивается в плане непосредственно переживаемых образных трансформаций («Треугольник» визуализации), в то время как понятийное мышление имеет дело только с указывающими на реальные объекты знаками и протекает в плане исключительно абстрактных отношений (Треугольник Огдена-Ричардса).

Рисунок 1. Сопоставление парадигм понятийного и визуального мышления

Наибольшее распространение техники визуализации получили в психотерапии. Со временем были наработаны и отобраны действенные приёмы активации образного мышления. К наиболее известным относятся приёмы «творческой визуализации» по методу Хосе Сильва, «кататимное переживание образов» Ханскарла Лёйнера, техника «люцидных сновидений» Фредерика ван Эдена и его последователей, «активное воображение» Карла Густава Юнга, цепочка изображений Артура Б.Ванганди,НЛП-графика Г.Алдера и др.

 На протяжении всей истории в традиционных культурах и религиях визуализация была и остаётся обязательным элементом культовых действий и ритуалов. Однако управляемое течение образов, регулируемое традиционными техниками визуализации, в большой степени зависит от архетипического содержания коллективного бессознательного. Это как раз имеет решающее значение для духовных психопрактик, но вряд ли может быть подходящим для развития индивидуального/ командного креативного мышления.  В таком случае для овладения визуальным мышлением требуется искать другой подход.

Идеи трансцендентальной философии Иммануила Канта [3] оказались  наиболее подходящими для этого. Отвечая на вопрос, как рассудок прилагается к подчиненным ему феноменам? – Кант вводит понятие «схемы» как такого посредующего условия, которое позволяет подводить поставляемый органами восприятия чувственный материал под категории рассудка. Схемой Кант называет «…представление об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ»; «…формальное и чистое условие чувственности, которым рассудочное понятие ограничивается в своем применении». «Схема чувственных понятий (как фигур в пространстве) есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori». «Трансцендентальная схема», по Канту,  выступает как «…нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой – с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям», так определяет Кант место схемы в познавательной деятельности. Наряду с этим, Кант также говорит о «схематизмах мышления», задающих «…способ, которым рассудок обращается со схемами». Оба понятия указывают на внутренние средства деятельности.

Развивая идеи Канта дальше, можно показать, что освоение визуального мышления, оперирующего образами предметного мира, с необходимостью должно опираться на схематизмы мышления, не подверженные действию иррациональных импульсов бессознательного. Схемы, конструируемые в ясном сознании и тем самым получающие автономию от действия иррациональных сил бессознательного, могут стать основными элементами когнитивной сферы, доступными чисто рациональным манипуляциям. Однако контроль и управление схематической работой мышления – виртуозная деятельность, требующая основательного навыка. Формирование соответствующего навыка практически всегда осуществляется с опорой на схематизацию – создание схематических опорных изображений (СОИ). Фактически, схема – это как раз и есть то, что с одной стороны приводится в действие схематизмами мышления, а с другой – опирается на наглядность схематических опорных изображений («схем» – в привычном значении этого слова). Тогда отношения между тремя основными элементами визуального мышления – визуальными образами, схематизмами мышления и опорными изображениями можно задать в виде объединяющего их треугольника (См. Рис.2). А мышление, которое развёртывается в плане отношений между этими элементами, правильно будет определить как схематизирующее мышление. Такое мышления несёт в себе достоинства как понятийного мышления (подконтрольность), так и визуального мышления (наглядность), являя собою первый шаг к их неразрывному единству

Рисунок 2. Треугольник соотношений трех элементов визуального мышления

Овладение схематизирующим мышлением предполагает целенаправленное освоение приёмов и способов схематизации, что может стать одним из основополагающих моментов и общего, и профессионального образования. В этом случае образовательная политика будет строиться не на приоритете твердых знаний и контроле их усвоения, а на самих способах получения, анализа (сопоставления) и наглядного представления всё время обновляющихся и быстро устаревающих информационных данных. Это как раз то, что способно ответить на вызовы современности. К основным приёмам и способам схематизации (а значит, и овладения схематизирующим мышлением) следует отнести схематизацию собственных представлений и проблемных ситуаций, опускание схемы на конкретные ситуации, подведение под схему, сворачивание и развёртывание схемы (т.е., обобщение и детализацию) и, наконец, работу по схеме. На Рис. 3. представлены эти основные операции схематизирующего мышления.

Рисунок 3. Основные способы и приёмы схематизации

Схематизация по отношению к визуальному мышлению выполняет ту же функцию, какую аналитическая работа выполняет по отношению к понятийному мышлению: выделяет значимые элементы и устанавливает связи между ними, абстрагируясь от второстепенных визуальных деталей.

Фактически, схематизация и является способом аналитической работы с визуально представленным материалом. Выполняя его схематизацию, специалист тем самым производит анализ этого материала. Причем, это в равной степени касается и материалов, представленных в текстовой форме. Промежуточное положение схем позволяет осуществлять схематизацию в двух направлениях: от образных представлений – в сторону сокращения чувственного материала, и от вербальных описаний – в сторону насыщения чувственным содержанием.

Сформированное схематизирующее мышление даёт возможность наглядным образом проблематизировать ситуации и эффективно решать задачи, представленные в виде образных отношений, обеспечивая тем самым полный переход на уровень визуального(имагинативного-Р.Штайнер) мышления.

Одним из инструментов схематизирующего мышления является язык визуального описания проблемных ситуаций (ЯВО ПС), первая версия которого разработана авторами статьи.

Язык ЯВО построен на алгоритме визуального/схематизирующего мышления. Цель использования алгоритма/языка — выбор параметров схематизирующих опорных  изображений (СОИ) карт проблемной ситуации (ПС-карт) и др. видов/типов схем, используемых в графическом редакторе программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (Cвидетельство об официальной регистрации федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693). Параметры СОИ для конкретных ПС-карт проектов зависит от параметров/рейтинга проблемной ситуации (ПС). Рейтинг ПС, анализируемой и конструируемой в проекте, определяется экспертным путём (с помощью метода анализа иерархий – МАИ Т. Саати) на основе оценок сложности ПС, важности и срочности получения  решения для этой ПС. Далее, определяется уровень/класс ПС-карты: стратегическая/оперативно-тактическая/тактическая (более высокий уровень ПС-карты предполагает использование более обобщенных элементов, например, агрегированных показателей для рисунков, шкал, диаграмм, например, кумуляты/огивы, кривой Лоренца и т.п.), уровень изоморфизма объекта (системы) исследования: изоморфная модель, аналогия, метафора и т.д. Уровень изоморфизма определяет долю изоморфизма (соотношение между количественными и качественными элементами используемыми на ПС-картах – пластичность модели). Наиболее высокая доля у изоморфных моделей, наиболее низкая у метафорических/метаболических моделей.

ЯВО ПС привязан также к этапу проектирования (решения) ПС: анализ, прогноз развития ПС, формирование проблемно-целевой области (ПЦО), выбор ключевой проблемы (КП) – «бутылочного горлышка» в терминах CCPM TOC, разработка альтернатив решений («пакетов» решений для КП), их оценка, выбор оптимального/рационального «пакета» решений, формирование эффективного  механизма (модели, плана) его реализации, собственно реализация решения, его мониторинг и т.д.(две последние стадии конструируются с помощью технологии/ нечеткого алгоритма эффективных коммуникаций – АЭК — модели)[4]. Например, для блока анализа используется визуальный шаблон обычной диаграммы Исикавы («рыбья кость»), а для блока разработки альтернатив решений – модифицированный шаблон диаграммы Исикавы-Сибирякова, позволяющей визуально отобразить возникающие нежелательные эффекты(НЭ), противоречия, а также решения(в т.ч. средства устранения НЭ), одновременно отображая приоритетность решений на ПС-карте.

ЯВО ПС ориентируется также на ведущие индивидуально-типологические особенности контрагента/актора восприятия ПС-карты (ВИТОка), его ведущую и репрезентативную системы/каналы доступа, основные метапрограммы поведения и т.п. Например, для ЛПР-лидера ПС-карта должна выглядеть по-другому, нежели для ЛПР-деятеля(в первом случае ПС — карта составляется в режиме видения: карта-образ, во втором случае: карта-схема). В случае визуализации ПС — карт в режиме командной работы может быть использована информация о психологической совместимости участников, их командных ролях и т.д, для этого используется режим тестирования в ПК «ТТРП — ЭВРИКА». Основным инструментом ЯВО ПС является таблица (n-мерная матрица) выбора параметров ПС-карт (базовых визуальных структур, отображающих различные виды элементов, например, шкал, диаграмм, графиков, а также связей/отношений между этими элементами). Выбор базовых визуальных структур (БВС) связан также с функциями, выполняемыми конкретной ПС -  картой, ее типом и т.д.

 Как видно из табл.1, в настоящее время вербально – понятийное / логическое и визуальные виды мышления разделены по базовым категориям «время» — «пространство». Предлагаемый ниже авторами статьи понятийный конструкт, путем перехода к динамическим категориям «возможности — угрозы» и «сильные стороны – слабые стороны», позволяет  синтезировать (визуально) базовые категории, одновременно используя преимущества обоих подходов.

 В состоянии неравновесности внешней и внутренней сред, существующие методы классического стратегического анализа (КСА) не позволяют разрабатывать эффективные стратегии поведения для исследуемой системы, поскольку не учитывают динамику и диалектику развития  процессов (так называемые режимы с обострением). Поэтому требуется специальная модификация методов КСА, позволяющих учитывать эти аспекты[5,6] .  В работе Шаламовой Н.Г. и Шевырева В.А. «Развитие методов стратегического анализа с учетом динамики и  диалектики развития экономических процессов» [7] была предложена нелинейная модификация одного из наиболее известных методов классического стратегического анализа — SWOT – анализа. В результате синтеза классического SWOT – анализа с различными матрицами портфельного анализа, на базе использования понятия фазовой плоскости (фазового перехода), был разработан так называемый (*-SWOT)d- анализ, позволяющий учитывать процессы фазовых (бифуркационных) переходов исследуемых систем.

 Как известно [8], визуализация проблемных ситуаций и, соответственно, разработка языка визуального описания проблемных ситуаций (ЯВО ПС) в настоящее время являются одной из наиболее приоритетных задач когнитивной психологии и креативного менеджмента.

Предлагаемый авторами метод позволяет наиболее полно реализовать  функции визуального/схематизирующего мышления, прежде всего, функцию трансляция смысла контрагенту визуальной коммуникации, например, ЛПР. Для демонстрации очевидных преимуществ предлагаемого метода визуализации сравним два рисунка. Первый рисунок (рис 4.) сделан одним из Гуру (наряду с Т.и Г. Бьюзанами, Х.Сильвой, А. Ван Ганди и др.) западной школы визуального мышления Д.Роэмом и взят из его книги “Визуальное мышление”,  М;2009 [9, с.166 и далее].

 Рисунок 4 Варианты стратегических решений для SAX Inc. ( Д.Роэм, 2008г.)

В сценарии Д.Роэма речь идёт о вымышленной фирме SAX Inc, выпускающей программное обеспечение (ПО) для бухгалтеров. Это небольшая компания, её основной продукт уже на протяжении 10 лет является лидером рынка. Отраслевая ниша занята 5-ю основными производителями; они используют разные подходы к видению бизнеса, у всех есть свои сильные и слабые стороны. В эту пятёрку входят: «Старая гвардия»- SAX Inc (наша компания), SMSoft Inc. и «Новички»- Peredocs Inc, Univers LLC и Moneyfree.  «Большая тройка» работает в бизнесе боле 10 лет их программа построена на частных, запатентованных кодах, платформах все они предлагают программы с множеством опций и характеристик и все они зарабатывают деньги благодаря продаже  ПО, а модернизацию и обслуживание предлагают клиентам бесплатно. «Новички» меньшего размера создают свои программ на открытых программных кодах бесплатно, их ПО, по сравнению с нашим не столь функционально, и они получают прибыль преимущественно за счёт контрактов на модернизацию и обслуживание своего ПО.

Наша (SAX Inc.) проблема: последние 2 года объём продаж компаний прекратил рост при том что сбыт её конкурентов продолжал увеличиваться. Последний продукт компании предлагал потребителям много новых функций, благодаря которым, наше ПО стало, с точки зрения функциональности, самым богатым из всех доступных на рынке, однако потребители показали весьма малый отклик. Торговые агенты SAX  Inc.  жалуются что у них настали трудные времена по сравнению с фирмами, которые продают открытые ПО. Правда, не один из таких программных продуктов не смог конкурировать с набором функций, предлагаемых SAX Inc. В результате создании серии из промежуточных рисунков, Д.Роэм предлагает окончательный, интегральный рисунок для принятия решения ЛПР [9, с. 252],  который в статье изображён как рисунок 4]. После слияния SMSoft и Peredocs обходят нас по показателям доходности и функциональности  (но их система становиться ещё более закрытой – кружок с цифрой 40 на рисунке сдвинут влево), мы увеличиваем число функций ПО (кружок смещается вверх), а наша нынешняя платформа становится более открытой (кружок немного сдвинулся вправо).

На рисунке 4 отражены несколько переменных:

  1. Название компаний;
  2. Вид платформы (открытая/закрытая);
  3. Функциональность (высокая/низкая);
  4. Доход за прошлый 2007 год и предполагаемый за 2008 год (отражаются цветом и размером кружков).

Наши доходы выросли с 25 до 30млн долл. Функциональность также выросла (кружок сдвинут вверх), а запланированное усовершенствование  нашей нынешней платформы сделают её чуть более открытой ( кружок вправо). «Новички» планируют показать более значимые результаты: Univers покажет большую функциональность и такую же как мы (30млн) доходность.  Далее в рисунок 4 вводятся переменные по безопасности, гибкости и надёжности ПО (график делится прямо посередине, слева более надёжное и безопасное ПО  «Большой тройки» ,  с правой – более гибкие приложения «новичков». Каждое очередное нововведение с целью повышения гибкости платформы будет снижать её безопасность и надёжность. Однако эксперты утверждают, что  вскоре открытые платформы будут настолько усовершенствованы, что станут не менее безопасными и надёжными, чем преимущественно запатентованные системы. При этом они сохранят свою повышенную гибкость. В завершение иллюстративного примера Д.Роэм предлагает визуально (от имени SAX Inc) два варианта решений. В первом предлагается провести незначительные усовершенствования, связанные с ростом функциональности ПО, второй предлагает радикальный подход – затратить 9млн. долл. на создание новой технологической платформы (открытой). Анализируя рисунок 4, предложенный Д.Роэмом, можно сразу отметить его явную визуальную перегруженность и, в определённом смысле, семантическую запутанность и искусственную усложненность. Предлагаемое авторами статьи включение в технологию визуального мышления фазовой плоскости, прежде всего для обеспечения визуализации фазовых переходов при возрастающей сложности и дифференциации форм, снимает эти визуальные трудности (рис.5). Cледует отметить, что любой элемент (СОИ) рисунка 5 может быть весьма сложной логической конструкцией (например, «заточенной» под конкретное решение организационно – управленческой структурой  исследуемой системы), что не «утяжеляет» визуальное восприятие анализируемой проблемной ситуации. В графическом редакторе ЯВО ПС эта возможность реализуется в виде вложенной («матрешечной») структуры экранов.

Рисунок 5 Визуализация авторских вариантов стратегических решений для SAX Inc. с использованием ЯВО ПС.

В общем случае нелинейность технологий визуализации означает также масштабную инвариантность, самоподобие, вложенность структур реальности, например, экономических циклов различного вида, как в их пространственном, так и во временном аспекте, например, жизненный цикл товара/услуги является частью жизненного цикла конъюктуры рынка данного товара/услуги, а тот, в свою очередь, является частью более общего экономического цикла и т.д. В нашей ситуации, например, решение 2(кружок с цифрой 55 млн.долл.), отображенное в 1-ом квадранте фазовой плоскости, может быть представлено на следующем экране в виде новой организационно — управленческой структуры SAX Inc., «заточенной» именно на этот вариант решения и т.д.. Графический редактор для визуализации проблемной ситуации, встроенный в ПК «ТТРП-ЭВРИКА», позволяет наглядно отобразить масштаб любого элемента, включённого в описание проблемной ситуации.

В заключение можно отметить, что практическое использование предложенной модификации методов классического стратегического анализа позволяет увеличить антихрупкость [10] исследуемых систем и, либо эффективно предупреждать кризисы (в случае нежелательного для организации развития-черные лебеди), либо, наоборот, стимулировать их для построения желаемого будущего (белые лебеди-технология адаптивного стратегического планирования – управление на «кромке хаоса»).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Нейсбит Джон. Старт! или Настраиваем ум!: Перестрой мышление и загляни в будущее. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
  2. Пинк Д. Будущее за правым полушарием: Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления. М.: Рипол Классик, Открытый Мир, 2009
  3. Кант И. Собр. соч. в 6 тт. Т.3. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964.
  4. Шевырев А. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород: ЛитКараВан,2007
  5. Шаламова Н.Г., Шевырёв А.В., Федотова М.А.  Нелинейный стратегический менеджмент как ключевой инструмент управления в сильно неравновесных социально-экономических средах, http://www.ewrikasmc.ru
  6. Коротков Э. М., Шаламова Н.Г., Шевырёв А.В. Актуальные проблемы управления  в эпоху неравновесности: от классического управления к нелинейному менеджменту, http://www.ewrikasmc.ru
  7. Шаламова Н.Г., Шевырев В.А. «Развитие методов стратегического анализа с учетом динамики и диалектики развития экономических процессов», М., Сборник трудов ГУУ, с.    ,2013г
  8. Михеев В.А., Шевырев А.В., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. Визуальное мышление в аналитике: проблемы, возможные подходы и способы овладения. М., Сборник трудов I всероссийской конференции по аналитике, изд-во РАНХиГС
  9. Роэм Д., Визуальное мышление, М., Эксмо, 2009
  10. Талеб Н. Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса, М., Азбука – Аттикус, 2014.11