ВР это кибернетическая среда, моделирующая реальность или вымышленный мир, в который своим вниманием может погружаться человек-оператор. Смысл ВР отражен в названии и происходит от лат. virtus – потенциальный, возможный и realis – действительный, существующий. ВР – модель рабочего пространства оператора, создаваемого особым инструментом при помощи информационных, компьютерных, телекоммуникационных средств и технологий (ИКТ). Оператор, используя этот инструмент, воспринимает такое рабочее пространство посредством привычных для восприятия материального мира ощущений: зрения, слуха, тактильности и др. Для этого инструмент содержит специальные устройства вывода – дисплеи, источники звука и т.п. С другой стороны, оператор может воздействовать на модель посредством своих привычных возможностей: действий пальцев, рук, голоса и пр. Для этого инструмент содержит специальные устройства ввода – клавиатуру, мышь, джойстик, микрофон, видеокамеру и т.п. Человек при взаимодействии с ВР использует свои привычные органы, что и в реальном мире.
Рабочее пространство оператора – основной компонент ВР. С одной стороны это «арена действий» оператора, с другой стороны – это среда в которой присутствуют всевозможные объекты и разворачиваются различные процессы и явления, которые оператор может ощущать субъективно, точно также как и в реальном мире.
Есть вполне определённая гипотеза – чтобы подойти к пониманию разума и интеллекта, нужно изучить основания и практически освоить принципы СВР. Вспомним наш тезис: социально-коммуникационная среда – вторая колыбель человечества. Социогенез является следующим этапом антропогенеза в процессе биологической эволюции человека, хотя в антропогенезе не также происходило социальное развитие предков человека.
Существенным вкладом в развитие теории виртуальной реальности можно считать книгу Станислава Лема “Сумма технологии” (Summa technologiae) [6], которая
- Технологии интернета и виртуальной реальности начинают объединяться в киберпространство.
- Киберпространство – это часть социального пространства общества.
- Виртуальная реальность – является закономерным этапом развития социального пространства общества.
- Обитаемая виртуальная реальность состоит из – a ) среды обитания людей, b ) виртуальных объектов, с которыми можно взаимодействовать, c ) средств коммуникации.
- Обитаемая виртуальная реальность эволюционирует вместе с обществом
вышла в Кракове в 1964 году. В этой книге целая глава посвящена “фантоматике”, сейчас это называется виртуальной реальностью. Станислав Лем определил фантоматику как область знания, решающего проблему создания искусственной действительности, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем бы не отличалась от действительности реального физического мира. Также Станислав Лем поставил конкретный вопрос о возможности альтернативных миров, в которых “мировая механика” может подчиняться совершенно иным законам, чем в нашем мире. Фантоматика определяет принципы создания искусственного мира, соответствующего сенсорному пространству человека, но с иными законами окружающего мира. То есть объектом исследования фантоматики является человек – субъект, а также его экологическая ниша в виде среды обитания и социального пространства. Термин экологический мы понимаем в его первичном смысле – то, что непосредственно окружает субъекта.
Такой подход полностью совпадает с идеями Дж.Гибсона [7] в области исследований зрительного восприятия окружающего мира. В своих исследованиях он на практике показал, что не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго определяются внешними стимулами, т.е. экологическими воздействиями на субъекта.
Рассматривая возможность создания альтернативных миров посредством ВР, следует отметить, скорее всего, это приведет к формированию совершенно иного социального пространства и возможно иной социально-коммуникационной среды, чем наша существующая. Между “искусственной действительностью” и воспринимающим ее сообществом предполагаются двусторонние обратные связи. Фантоматика Лема предполагает и такие варианты создания ситуаций, когда никаких “выходов” из созданного искусственного мира в реальную действительность у человека нет. Впоследствии эта тема была обыграна в различных голливудских фильмах. Например, фильмы «Матрица» (англ. The Matrix) и «Тринадцатый этаж» (англ. The Thirteenth Floor), выпущенные в 1999 году.
Виртуальная реальность в виде СВР является закономерным этапом развития социального пространства и социальных коммуникаций общества. Это её новый эволюционный простор для развития, представляющий неведомые, еще неосвоенные “территории” среды обитания человечества и новые, еще не освоенные возможности человека. Социальная виртуальная реальность будет прирастать небывалыми возможностями коллективного интеллекта и сетевого разума. У человечества есть два пространства для освоения – физический мир (космос) и обитаемая виртуальная реальность.
8. Куда идти, чтобы научиться быстро думать и действовать?
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень “Опыты”
Современные вызовы – это вызовы интеллекту, который должен стать не только быстрым, мобильным, но более мудрым и разумным. Исследования показали, что процессы в социальной виртуальной реальности (СВР) происходят во много раз быстрее и интенсивнее [8]. К примеру, в ролевых сетевых играх, где эмоциональный накал очень велик, социализация участников малых групп может происходить от одного до трех месяцев, на что в обычной жизни могут уйти годы.
Изменения в структуре социально-коммуникационной среды наглядно показывают, что именно сейчас происходит скачок в эволюции социальных коммуникаций общества:
- изменяется структура малых групп (растёт сложность и появляются новые роли)
- значительно увеличиваются количественные характеристики в слабых социальных связях
- растёт количество и качество сильных социальных связей
- увеличивается темп социализации участников малых групп
- участники приобретают новые возможности группового общения и взаимодейств
Критерием социализации новичка в группе служит формирование четкой идентификации его в группе как своего, а сам он также идентифицирует свою принадлежность к группе. Причем, за это время новички успевают освоить пользовательский интерфейс игровой программы, наработать новые навыки коллективного взаимодействия в группе и сформировать характерный стиль сетевого мышления. Поэтому, ожидается, что в условиях СВР творческая деятельность также станет интенсивнее, многообразнее и глубже.
Тема коллективного разума стала весьма популярной, поэтому сейчас ведется много разговоров вокруг сетевого интеллектуального сотрудничества. Но вариантов для такого развития имеется не так уж много. Например, на предприятиях можно из своих сотрудников создавать сетевые группы, либо пользоваться внешними услугами специализированных компаний, либо взаимодействовать с различными сообществами из интернета. Практика делегирования исполнения менее важных операций внешним участникам называется аутсорсинг (англ. оutsourcing – пользоваться сторонним источником). Однако с услугами по аутсорсингу часто возникают проблемы: это неважное качество; результаты не всегда отвечают поставленным требованиям; специалисты компании теряют необходимый опыт и возникает зависимость от внешних специалистов; сложность взаимного понимания c внешними участниками; сложность в сохранении закрытой информации и пр.
Развивая идею аутсорсинга на производство интеллектуального продукта, на генерацию новых идей сторонними исполнителями, американский журналист Джефф Хау в 2006 году предложил так называемый краудсорсинг [9]. Это поиск новых идей во внешних сообществах пользователей-любителей, которых называют “crowd” (англ. – толпа). Но уже в 2008 году Джефф Хау пересмотрел свое мнение. Теперь он не так восторженно оценивает перспективы краудсорсинга [10]. Большинство специалистов начинают понимать, что настоящий коллективный разум невозможно построить на основе краудсорсинга. Скорее всего, это неплохой механизм для развлечения или способ занятия свободной молодежи с целью отвлечения ее от различных нежелательных действий. А главной проблемой краудсорсинга является низкий уровень образования свободной молодежи, нежелание высококлассных специалистов и творческих индивидуальностей идти в “толпу”, а также низкий уровень мотивации в слабо социализированной “толпе”.
Наиболее перспективно сочетание группового интеллекта и возможностей СВР для организованных мобильных рабочих групп. Участники таких мобильных групп должны быть умными, образованными, мотивированными, с высоким уровнем интеллекта, опытом самоорганизации и инициативы. Такие интеллектуальные группы обязательно формируются вокруг лидеров с четким распределением ролевых функций. Для всех участников необходима подготовка, выявление их личностных качеств и предпочтений. Для этих целей существуют специальные методики и технологии. Особенно важно качественное образование, желание и способность к самообразованию. Также необходимо множество специальных инструментов и рабочая среда коллективного пользования с функциями СВР на базе информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Быстро думать и эффективно действовать смогут только высокоорганизованные команды, вооруженные специальными инструментами, системами гибридного интеллекта, базами знаний, средствами групповых коммуникаций.
Такое объединение задающего и исполнительного механизмов в едином комплексе требует высочайшей организации и специальной подготовки. Участники команды должны уметь согласованно и оперативно действовать в условиях неопределенности и неожиданности ситуаций, а также в условиях системной сложности и неразрешимости проблем. Вот такими видятся “интеллектуальные месторождения” в 21 веке.
Для подготовки участников мобильных интеллектуальных групп (МИГ) нужны знания, специальные инструменты, необходимо владение как персональными, так и коллективными интеллектуальными методами принятия решений. Например, группы МИГ, могут применять системы гибридного интеллекта на основе технологии стимуляторных схем и активаторов [8]. Это называется виртуальной сетецентрической организацией мобильных рабочих групп, действующих в любом месте и в любое время по принципу подключения-отключения с использованием всех видов коммуникации и групповой совместной деятельности в онлайне.
Возможности технологий и организации МИГ во многом превосходят современные аналоги сетевого интеллекта как по скорости, так по глубине проработки и качеству решений. Например, методики Эдварда де-Боно, классические мозговые штурмы, метод Delphi (выбор и оценка решения голосованием), методы “нечеткой” логики (fuzzy logic) и прочих подходов типа “Idea Management” (управление и сбор идей), “Social Innovation” (решение проблем самими потребителями) имеют серьезные ограничения по скорости, мобильности и качеству и системной целостности. Наверно сложно сейчас охватить в данном обзоре все многообразие интеллектуальных технологий. Однако, следует особо выделить из всех существующих прототипов систему ТРИЗ Генриха Альтшулера [11] в качестве примера наиболее эффективной системы генерации новых идей.
С другой стороны, сетевые мобильные рабочие группы должны заниматься не только интеллектуальной деятельностью, но и быть исполнительным механизмом умных сетей. Они будут вооружены специальными координирующими инструментами, например, адаптивными сетевыми инструментами класса WorkFlow (автоматизация бизнес-процессов), работающими в оперативном режиме ситуационного управления в условиях хаоса. Естественно, этот же механизм координации необходимо использовать для стыковки сетевого интеллекта с сетевыми исполнительными рабочими группами в адаптивном режиме.
Сочетание таких умных сетей на основе МИГ с исполнительным механизмом мобильных рабочих групп позволяет действовать в любых условиях, позволит достигать рекордной скорости реакции на всевозможные проблемные ситуации. Но самое главное – умные сети с оперативным мобильным интеллектом и оперативной адаптивной реакцией способны действовать в режиме не только линейного прогноза, но и в режиме стратегического предвидения с учётом неопределённости и хаоса. Это значит, что придется не только следить, но и активно управлять ситуациями и событиями.
Несмотря на закрытость темы, мы видим, что социальные технологии могут быть не только разрушительным оружием, но и эффективным средством созидания, например, для раскрытия творческого потенциала личности, команд и сообществ, развития бизнеса, эффективного управления. Умные сети, мобильный интеллект, коллективный разум – вот реальные перспективы развития высоких социальных технологий.
Сетевой коллективный разум становится быстрым, организованным, эффективным. Но он должен оставаться, прежде всего, ответственным и нравственным, предлагая новые ценности [12]. Только в этом случае общество будет иметь шансы на выживание и успешное развитие. Очень важно, чтобы коллективный разум был способен гарантированно формировать стратегические цели и грамотно решать оперативные задачи “формирования будущего”. Это значит, он всегда сумеет находить и реализовывать перспективные возможности развития общества, при этом видеть и обходить тупики развития.
Литература
- Рыжов В.А., Матвеев Е.В. Мобильные интеллектуальные группы (МИГ) для оперативной работы в кризисных ситуациях. // Журнал “Бизнес и безопасность в России” июнь 2006, материалы 8-й всероссийской конференции “Информационная безопасность Росси в условиях глобального информационного общества” «Инфофорум-8», 25-26 января, Москва 2006.
- Рыжов В.А. Модель пространства и времени виртуальной социальной среды. // Журнал “Социология”, 2010-4, стр.46-59.
- Jeff Howe. «The Rise of Crowdsourcing». // 2006, internet magazine “Wired”. (http://www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds_pr.html).
- Jeff Howe. Crowdsourcing. // BrightSightGroup. 28.07.2008. (http://www.youtube.com/watch?v=F0-UtNg3ots)
- Зиновьев А.А. Планируемая история. Сборник. // Москва, АСТ, 2009, с.542.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. // Москва: Издательство МГУ, 1992, с. 112.
- Кристакис Н., Фаулер Д. Связанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. // М., АСТ-ПРЕСС, 2011, с. 361.
- Мюллер Ф. и Геккель Э., Основной биогенетический закон. // М.- Л., 1940.
- Станислав Лем. Сумма технологии. // Москва: Мир, 1968, с. 608.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. // М: Прогресс, 1988 г. 464с. ISBN 5–01–001049–6.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Серия: Искусство думать. // Издательство: Альпина Паблишер. 2012 г. ISBN 978-5-9614-1794-4
- Степин В.С.Эпоха перемен и сценарии будущего. // М., 1996. (http://philosophy.ru/library/stepin/epoch.html)