Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Глобальный кризис института рецензирования и сетевая модель его преодоления» 
А.П. Лазуткин

Для издателей научных журналов использование представленной онлайн-технологии коллективного экспертного мышления открывает широкие перспективы коммерциализации посреднических (агентских) услуг, оказываемых не во вред, как сейчас, а на благо развития общества. Появление в глобальной сети Интернет сервиса «Онлайн-дебаты» или его возможных аналогов – всего лишь вопрос времени. Очень скоро издатели научных журналов будут поставлены перед выбором одного из двух бизнес-сценариев:

1)   использовать сервис, подобный вышеописанному, и получать огромные, всецело одобряемые научным сообществом, прибыли в виде агентских вознаграждений и посреднических комиссионных за своевременную поддержку и профессиональное продвижение талантов, проявляющих себя в онлайн-дебатах подлинными экспертами, способными вносить реальный вклад в развитие научного знания;

2)   пытаться и дальше, преодолевая усиливающееся неодобрение общественности, зарабатывать относительно скудные средства на ограничении доступа к научному знанию и разрушительной для науки, бессмысленной гонке за индексами цитирования.

Если выбор окажется разумным, научное сообщество сможет активно противодействовать любым силам, пытающимся своекорыстно и безответственно исказить публично установленную истину в угоду рыночной или политической конъюнктуре.

Источники

  1. Губа К.С. Поиск и отбор рукописей в американских социологических журналах: Сеть vs Рынок // Социология власти. – 2015. – Т. 27. – № 3. – С. 93-125.
  2. Петросян А.Э. Механизм торможения (экспертная оценка научных результатов как фактор сдерживания концептуальных инноваций). Часть I // Социология науки и технологий. – 2015. – Т. 6. – № 4. – С. 66-88
  3. Петросян А.Э. Механизм торможения (экспертная оценка научных результатов как фактор сдерживания концептуальных инноваций). Часть II // Социология науки и технологий. – 2016. – Т. 7. – № 1. – С. 109-133.
  4. Грундманн Р., Штер Н. Власть научного знания. – СПб: Алетейя, 2015. – 324 с.
  5. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity Press, 1989. 301 p.
  6. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс [сб.] / Пер. с исп. – М.: АСТ, 2002. – 509 с.
  7. Шестопал А.В., Коннов В.И. Практическая эпистемология: роль рецензирования в организации научной деятельности // Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 1. – С. 198-207.
  8. Киселева М. «Маржинальность этого бизнеса огромна»: с руководителем КиберЛенинки о будущем научных публикаций. [Электронный ресурс] // Indicator.Ru. 15.02.2017. URL: https://indicator.ru/article/2017/02/15/kiberleninka-semyachkin-interview/?utm_source=indivk&utm_medium=social&utm_campaign=kak-obespechit-otkrytyy-dostup-k-nauchnym (дата обращения: 20.09.2017).
  9. Наукометрия и экспертиза в управлении наукой: сборник статей / Под ред. Д.А. Новикова, А.И. Орлова, П.Ю. Чеботарева. – М.: ИПУ РАН, 2013. – 572 с.
  10. Котляр П. Из списка РИНЦ исключены более 300 «мусорных» журналов [Электронный ресурс] // Газета.Ru. 19.04.2017. URL: https://www.gazeta.ru/science/2017/04/19_a_10634891.shtml (дата обращения: 20.09.2017).
  11. Кант И. Сочинения: в 6 томах: т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 799 с.
  12. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии / Пер. с англ. Дж. Смити, К Голубович. – М.: Логос, Прогресс, 2002. – 224 с.
  13. Ясперс К. Идея университета / Пер. с нем. Т.В. Тягуновой, ред. перевода О.Н. Шпарага, под общ. ред. М.А. Гусаковского. – Минск: БГУ, 2006. – 159 с.
  14. Герцен А.И. Собрание сочинений: в 30 томах: т. 3: Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы, 1842-1846. – М.: АН СССР, 1954. – 368 с.
  15. Важнейшие концепции теории аргументации / науч. ред. А.И. Мигунов. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 296 с.
  16. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. – СПб: Политехника, 2000. – 328 с.
  17. Момджян К.Х., Подвойский Д.Г., Кржевов В.С., Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Системно-теоретический подход к объяснению социальной реальности. Философская или социологическая методология? // Вопросы философии. – 2016. – № 1. – С. 17-42.
  18. Джей M. Добродетели лицемерия: О лжи в политике / Пер. с англ. М. Кукарцевой; Научные ред. А. Металл (США), М. Кукарцева. – М.: Канон+: Реабилитация, 2015. – 352 с.
  19. Рыбка Е.В. Использование метода дебатов в обучении аргументации детей 10-12 лет // Образование и наука. – 2012. – № 6. – С. 148-156.