Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Эволюция и структурный сдвиг роли ИТ или к вопросу обустройства «интеллектуальных месторождений» и судьбах «интеллектуальных» реформ» 
В.А. Рыжов, А.А. Новоточинов, Т.И. Фадеева

Существуют различные инженерные теории информации – передачи, алгоритмов, структур данных, логики. Информации, как в простых, так и в сложных системах, присущ в широком смысле экологический спектр модальностей – ЭКС. Например, для человека это:  визуальная, звуковая, сенсомоторная и прочая, в соответствии с модальностями восприятия-действия рефлексирующего субъекта. Любая модальная информация организована в виде образов и символов. Образы можно представить знаками алфавита в виде знаковых систем, для чего нужна соответствующая интерпретация. В частности, наиболее развитые и эффективные информационные инструменты человека – это его речь и письменность. Речь и письменность являются сложными, динамическими, эволюционирующими знаковыми системами социума в режиме автопоэзиса, играющими роль параметров порядка в процессах самоорганизации общества.

Сложные информационные системы

Феномен сложности – в отсутствии ее понимания и описания рациональными методами и логикой в их современном виде. Вот главные признаки сложной системы: иррациональность результатов наблюдения и управления; отсутствие математического описания; системная нестационарность и метаморфозы; невоспроизводимость точных экспериментов [4].

В ИТ существенной частью сложной информационной системы (СИС) является субъект (пользователь, оператор, группа). СИС есть динамичная система, построенная на циклодинамике информации и единстве, взаимном превращении процессов хранения и передачи информации. На практике это находит свое подтверждение: говоря о памяти – мы представляем пространственную структуру, говоря об информационном канале – мы представляем процесс, протекающий во времени. Говоря о модальностях живых существ, мы понимаем, что все их модальности построены на едином информационном принципе, включая принцип циклодинамики. Причем, каждая модальность, имеет свой уникальный онтологический базис, а весь набор модальностей каждого типа разума образует свой уникальный экологический спектр модальностей – ЭСМ.

Благодаря когнитивным процессам субъекта ЭСМ может давать на его различных уровнях восприятия и мышления не только целостный образ реальности или понятий. Отдельные модальности могут также взаимодействовать и частично замещать друг друга, давая синергию образного восприятия или мышления субъекта. Многообразие возможностей возрастет, если субъекты будут иметь различные ЭСМ, например, человек,  робот или другой вид живого существа. Это вполне инженерный подход к созданию различных гибридных систем – для восприятия, личного или коллективного действия, включая интеллектуальные процессы и пр. То есть открывается возможность не только понять, но и на практике эффективно состыковать на системном уровне человеческое сознание с “кремниевой онтологией” мира компьютеров. Что при должном уровне технологического развитии ИТ может дать возможность модульного объединения людей и живых существ с различными онтологическими базисами, включая компьютеры, порождая новые возможности экосистемы в целом. Оставим спекуляции о киборгах, аватарах, биороботах и других различных химерах. Доброй воли, здравого смысла и научной этики человечества вполне достаточно, чтобы без опаски двигаться в данном направлении, при этом тщательно соблюдать “экологическую чистоту” природы человека, как вида, а не создавать “голема”. Была бы на то добрая воля.

Все это несет огромные возможности для потенциального развития и выживания человека как вида. Вместе с тем, любая высокая технология и вмешательство в экосистему человека представляет огромную потенциальную угрозу не только в неумелых руках, но и в руках «злых гениев».

Знания

Знания – это основной компонент рефлексии социальных субъектов (личности, малой группы, сообщества), то есть, комплексный процесс использования субъектом моделей поведения, алгоритмов действий и технологий для достижения своих целей в окружающем его мире, в том числе для познания и понимания окружающей действительности.

Знание – это не просто внутренняя неподвижная конструкция, формируемая в когнитивном поле личности, как это сейчас принято считать. Знания подвижны по своей природе. Знания – это Янус двуликий в диалектическом единстве покоя и динамики, образ которого неисчерпаемо глубок и противоречив в своих рациональных и иррациональных противоположностях. Ключевыми факторами концепции знания, является:

  • Цикличность знаний, аналогично информационному циклу. В среде знаний также происходит их взаимное обращение, где есть фаза посылаемого-целевого знания (применение) и фаза принимаемого-отраженного знания (коррекция). На одних уровнях рефлексии – это создание нового знания, на других – коррекция существующего, на третьих – их преобразование (утилизация).
  • Осознание непрерывного эволюционного восхождения знаний. Происходит развитие не только самого содержания знаний, но и системы парадигм науки, а также социально-экономического уклада и социального пространства общества, социально-коммуникационной среды общества, культуры общества.
  • Для знаний также справедлива концепция экологического спектра модальностей (ЭСМ) — способность  социальных субъектов (личность, малая группа, сообщество) интегрировать целостность композиции когнитивных образов, присущих субъектам из различных модальностей.

Текущее состояние ИТ.

А теперь вернемся из глубин интеллектуального космоса на практичную землю ИТ. Но, рассуждая о практичных вещах, будем помнить о глубине этой бездны. Понятно, что прогресс ИТ базируется на результатах НТР. Совместно с индустрией эволюция ИТ прошла свой цикл зрелости и в настоящее время находятся в переходной фазе своего развития. Понимание, что ИТ меняет свой вектор развития, появилось уже в 2000-х, а в 2003 году в майском номере “Harvard Business Review” Николас Карр опубликовал свою знаменитую статью “Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом». Тогда эта статья рассматривалась как провокация. Возникает парадокс – значение ИТ все снижается и снижается… однако влияние ИТ распространяется все больше и больше. Вывод во многом очевиден. Эволюция ИТ подвержена структурному сдвигу. Меняется сама роль ИТ – от завершения создания информационного базиса общества к  началу формирования многофункциональной социальной надстройки.

Современные аналитики подтверждают сделанные Николасом Дж. Карром [23] прогнозы – ИТ меняются по трем взаимосвязанным друг с другом направлениям.

1. Информационная инфраструктура общества достигла своего высшего уровня развития. ИТ-департаменты теряют свою исключительность вместе с контролем над информационным пространством и средствами ИТ. Это выражается в широком применении сотрудниками новых простых инструментов выполнения своей работы в обход ИТ-департамента. Такими средствами являются собственные устройства сотрудников (англ. BYOD – bring our own device), которые они начали использовать в рабочей среде – ноутбуки, планшеты, смартфоны. Кроме личных устройств сюда также входят так называемые «облачные» сервисы и приложения, которые сотрудники начали использовать индивидуально и перенесли в рабочую среду, потому что привыкли к ним вне работы (пример – Dropbox, Evernet и пр.). И наконец, это различные «теневые ИТ», включенные в рабочую среду, которыми уже не управляет корпоративная ИТ-система.

Следует отметить, что Николас Карр в своей книге «Блеск и нищета информационных технологий» не совсем удачно называет этот процесс консьюмеризацией – развитием потребительского уровня. Реальная причина в инфраструктурном сдвиге общества под влиянием самих ИТ, а консьюмеризация – всего лишь её экономическое следствие.

2. Изменение статуса ИТ-отдела. ИТ-департамент теряет статус своеобразного «жреца» в компании и становится в ряд других отделов. Но при этом функция ИТ, как «нервной» системы компании продолжает возрастать. Вот здесь и происходит развилка в изменении статуса ИТ:

a)    либо полномочия уровня среднего или нижнего менеджмента,

b)    либо полномочия на уровне стратегического управления.

По сути, это расслоение полномочий происходит внутри самого ИТ-департамента. Часть рутинных функций технического уровня будет выполнять его сервисное подразделение под общим контролем вышестоящего руководства. А стратегия ИТ развития должна существовать, как минимум, с целью формирования «нервной» системы компании, развития самой компании и её информационной безопасности.

3. ИТ становятся частью бизнес-процесса компании. В деятельности компании можно выделить шесть важнейших факторов: 1) коммуникации, 2) полезность, 3) управление (руководство), 4) партнерство, 5) масштаб (сфера применения) и архитектура, 6) навыки. Когда с учетом указанных факторов зрелость компании по уровню стратегического согласования ИТ с бизнесом выходит на уровень высокой управляемости и оптимизации бизнес-процессов, то можно говорить о стратегической зрелости ИТ-департамента и его руководства [5].

4. ИТ порождает новые факторы (и бизнесы). Знание, информация стали основой экономики. После середины 90-х полностью изменилось традиционное понимание самой экономики [24]. Причем, на информацию и знания, в отличие от природных ресурсов, нельзя установить абсолютную монополию. Хотя в извращенном виде делаются такие попытки. Всюду и везде за нами наблюдает Большой Брат, осуществляя беспрецедентную глобальную электронную слежку. А конфиденциальное общение между людьми почти невозможно [25]. Общественные институты – семья,  образование, наука значительно отстают от темпов роста производства, что нагнетает кризисную ситуацию (“ценности” либеральной “демократии” и постмодернизм). В новом информационном пространстве границы государств размываются, социальные пространства личности и общества усложняются, а структура социальных институтов меняется.

Чтобы подняться на уровень организационного и стратегического управления, необходимы новые уникальные технологии, являющиеся надстройками над ИТ, и попадающие в зону ответственности ИТ. В результате новая роль руководителя ИТ-департамента должна радикально измениться. В этот переходный период пока нет простого ответа. А во многом новая роль руководителя ИТ-департамента будет зависеть от характера его личности, образования и прочих факторов.

Текущие выводы и прогнозы ИТ.

Завершающийся технологический уклад во многом ассоциируется с ИТ, а его влияние непосредственно на социум значительно превосходит все другие уклады по эффекту воздействия. ИТ-базис развился настолько, что над ним возникают различные надстройки.  Это высоко-технологичные прикладные области, интегрирующиеся: в бизнес-процессы; управление и социальную структуру общества. Особенно сильно трансформировалась система социальных коммуникаций, содержащая структуру сильных и слабых социальных связей. Что такое социальные коммуникации? – это:

  • координация отношений (горизонтальные связи) – согласование действий отдельных участников;
  • иерархия отношений (вертикальные связи) – управление и проявление власти;
  • обмен информацией между участниками (информационные связи) – запись, хранение, чтение и передача информации.

Эти три компонента социальных коммуникаций используют в основном визуальные образы, речь, письменность, рисунки, музыку, фильмы и т.п. на основе зрительной, слуховой и тактильной системы модальностей. ИТ радикальным образом изменяют и формируют новый уровень социальных коммуникаций. Если первые технологические революции сформировали возможности управлять силой, энергией и перемещением людей, то ИТ-революция преобразует сами основы общества, включая структуру личности и социум с его социальными институтами и системами управления.

Рассмотрим важнейшие аспекты ИТ, от которых в конечном итоге зависят указанные преобразования общества и всей его инфраструктуры – общественного уклада, экономики, культуры, образования, политики и пр.

A. ИТ-платформы и сервисы превращаются в товары широкого массового потребления. Первый посыл прогноза Николаса Карра оказался верными и подтверждается на практике. Основу базовой информационной инфраструктуры составляют майнфреймы, серверные системы, базовые станции, спутники, информационные транспортные магистрали и пр. Все это обеспечивает интернет и широкополосную мобильную связь. А уже в эту инфраструктуру интегрируются различные пользовательские компьютерные платформы:

1)      настольные компьютеры (включая домашние мультимедийные центры, автомобильные компьютеры и пр.),

2)      переносные компьютеры (ноутбук, нетбук, ультрабук),

3)      планшеты (бесклавиатурный компьютерный блок размером с книгу, встроенный в сенсорный дисплей, обычно со встроенной функцией мобильного телефона (GSM) и спутникового навигатора (GPS)),

4)      смартфоны (это прежде всего мобильный телефон (GSM), с функциями планшетного компьютера размером с ладонь, включая спутниковый навигатор (GPS)),

5)      носимые гаджеты (включая носимые компьютеры (wearable computer), а также периферийные устройства — очки, браслеты, «пуговицы» и пр.).

Если настольные и переносные компьютеры (пп.A1-2) сейчас достигли совершенства и переразвития (включая аппаратную часть и базовое программное обеспечение для бытового и офисного применения), то устройства (пп.A3-5), их операционные системы и софт сейчас достигли своего пика развития. Наблюдение за тенденциями ИТ показывают, что сейчас быстро происходят:

  • Критические изменения – основная масса пользователей переходит с платформ пп.A1-2 на платформы пп.A3-5.
  • Сильно увеличивается интенсивность социальных коммуникаций. Во-первых, это согласование действий отдельных участников и обмен информацией между участниками (горизонтальная координация отношений).
  • Во-вторых, ожидается, что третий компонент социальных коммуникаций – элементы управления и проявление власти (в виде вертикальной иерархий отношений), также начнет быстро включаться в бытовой обиход и корпоративные отношения.
  • Развитие облачных сервисов. То есть, все полнофункциональные сервисы, которые раньше были доступны только на рабочих местах в период рабочего времени с платформ пп.A1-2, будут становиться доступными в любое время и в любом месте посредством платформ пп.A3-5.
  • Ожидается рост и интенсивность развития автоматизации бизнес-процессов в режиме Workflow, к которому сейчас уделяется незаслуженно мало внимания. Это означает включение мобильного Workflow не только в совершение сделок (купля-продажа, оплата сервисов и оказание информационных услуг), на что делался основной акцент в концепции telco 2.0, но и интенсивная автоматизация существующих бизнес-процессов и формирование совершенно новых секторов бизнеса и социальных отношений.

B. Изменился акцент ИТ. Вместо вопроса – “Какие преимущества принесут компании новые ИТ-решения?”, стал актуальным другой вопрос: “Какие убытки понесет компания, если не будет пользоваться ИТ-системами?”.

C. Часть ИТ-служб превратилась в простые сервисы типа электрики/сантехники, занятых обслуживанием важных вспомогательных систем компании. Сбылся еще один прогноз Николаса Дж. Карра.

D. Два вектора стратегии развития ИТ. Техническая и стратегическая.

  1. Снижение цены владения ИТ-инфраструктурой (аналог «умного» энергопотребления и зеленых технологий);
  2. Влияние на стратегию компании, когда служба ИТ попадает в зону влияния прогрессивного CIO (Chief Information Officer) или CTO (Chief technology officer).

E. Развитие средствами ИТ роли человеческого фактора. «Интеллектуальные месторождения» находятся в персонале компаний:

1)      индивидуальное развитие личности, развитие персональных интеллектуальных технологий – инструментов искусственного интеллекта и органайзеров;

2)      развитие эффективности взаимодействия участников рабочих групп (команд), включая саморганизацию малых групп (координация, управление и контроль);

3)      интеграция социальных технологий саморганизации малых групп в социальные сети;

4)      персональные и коллективные средства и технологии поддержки творческих способностей, генерация новых идей.

F. Развитие средствами ИТ новых сервисов. Агрегирование информации, информационных каналов и управление коммуникациями внутри команд:

1)      управление средствами личной и коллективной коммуникации;

2)      унификация коллективной коммуникации средствами гибких сценариев;

3)      управление информационными хранилищами и Базами знаний (включение информации в бизнес-процессы);

4)      автоматизация и интеллектуализация бизнес-процессов;

5)      интеграция бизнес-процессов с финансовыми механизмами и платежными системами;

6)      обеспечение функционирования корпоративных университетов (образование по требованию без отрыва от производства, упреждающее обучение);

7)      интеграция различных сервисов в социальных сетях.

G. Развитие средствами ИТ управленческих механизмов. Применение на практике информационных технологий и междисциплинарных исследований:

1)      Формирование интеллектуальных технологий и инструментов для рабочих групп (от проблемы до идеи).

2)      Формирование технологий и инструментов быстрой координации и самоорганизации для рабочих групп (от построения плана до получения результата).

3)      Формирование иерархической системы из рабочих групп типа 7a и 7b в единый организм быстрой, адаптивной организации, способной действовать в условиях быстрых перемен и неопределенности.

4)      Формирование органа управления средствами 7c, способного формировать стратегии управление, основанных на упреждающих действиях даже в условиях быстрых перемен, неопределенности и активного противодействия конкурентов и нарушителей.

5)      Освоение органами управления синергетических системных механизмов.

a)      управление самоорганизацией (люди, ситуации, события),

b)      освоение принципов «искусства мягкого управления» (воздействия в нужном месте и в нужное время),

c)      «управление будущим» – формирование и контроль поля путей развития (не пассивные прогностики, а активные превентивные воздействия на критические точки (бифуркации)).

По какому пути возможно дальнейшее развитие.

С развитием ИТ возможности информатики и телекоммуникаций объединились в единое виртуальное социальное пространство. Теперь в практической деятельности людей нужно учитывать:

  • свободу, мобильность участников бизнеса и рядовых пользователей (способность действовать в любое время и в любом месте),
  • интеллектуальность инструментов (доступ к общедоступным информационным ресурсам; обработка мультимедиа; работа со смысловой информацией; организация и координация участников рабочих групп; управление знаниями, процессами, событиями, безопасностью).

Все это быстро становится неотъемлемой частью жизни бизнеса и общества в целом. Теперь любой бизнес не только пронизан информационными процессами, но и включает их. Образы людей и вещей меняются. Виртуальная реальность поглощает их. Мы смотрим на вещь, прежде всего как на её мультимедийный образ. В новой информационной среде человек приобретает себе цифрового двойника (аватара) и значительно расширяет свое «Я». Теперь мы видим себя и других участников «материализованными» в виртуальной сети в виде уникальных виртуальных субъектов. Эти образы развиваются вместе с нами, что по смыслу похоже на прокачку игровых персонажей в массовых сетевых онлайн играх. Виртуальная реальность становится такой же обитаемой, как и доселе нам привычный физический мир.

Свободу, мобильность и творчество для наиболее активной части современного общества обеспечат высокие гуманитарные технологии на базе технологических платформ виртуальной реальности (ВР) и мобильных коммуникаций (например, концепция Telco 2.0 и выше) [26]. А ключевым стратегическим направлением развития вектора, который задали ИТ, являются стратегии быстрых мобильный предприятий (интеллектуальные предприятия – «agile» intelligence enterprise), умных сетей (коллективный разум), интеллектуальных помощников и агентов (виртуальные боты, реальные роботы). Мы сейчас только делаем предположения, но будущее очень скоро покажет нам все то, до чего мы сами еще не догадались.

Технологии виртуальной реальности, концепции новых телекомуникационных платформ, быстрых интеллектуальных предприятий и много других инновационных взглядов в будущее ИТ (также, как сейчас модные «облака») появляются в информационном пространстве и обсуждаются специалистами. Имеет смысл некоторые из этих направлений раскрыть подробнее.

Виртуальная реальность

Феномен виртуальной реальности (ВР) в том, что она в принципе неотличима от физической реальности с точки зрения психофизики восприятия и действия человека [27].

ВР – кибернетическая среда, моделирующая реальность или вымышленный мир, в которые может погружаться человек своим присутствием. Виртуальная реальность (ВР) (от лат. virtus – потенциальный, возможный и лат. realis – действительный, существующий) – модель рабочего пространства, создаваемого при помощи специальных инструментов с использованием компьютерных технологий.

Пользователь воспринимает такое рабочее пространство посредством  привычных для его восприятия материального мира ощущений: зрение, слух, тактильность и пр. Для этого у инструмента ВР имеются специальные устройства вывода – дисплеи, источники звука и т.п. С другой стороны, пользователь может воздействовать на модель посредством его привычных действий: движений рук, голоса и пр. Для этого имеются специальные устройства ввода – клавиатура, мышь, джойстик, микрофон, видеокамера и т.п.

Коммуникационное пространство – концепция Telco 2.0

Концепция Телеком 2.0 (англ. Telco 2.0), представляет собой новый подход к пониманию деловой сущности телеком-индустрии [26]. Эту модель предложили специалисты в области маркетинга. Концепция была впервые озвучена в рамках конференции “The first Telco 2.0™ Executive Brainstorm”, организованной исследовательской компанией Simon Torrance Limited 4 октября 2006 года в Лондоне. Бизнес-модель. Telco 2.0 меняет роль оператора связи, который может выступать не только в качестве “чистого продавца” услуг голосовой связи. Это должно быть платформой для предоставления сервисов в обе стороны – покупателей и продавцов.

Иными словами, Telco 2.0 предполагает две цепочки создания стоимости:

1) получение оператором прибыли от собственной абонентской базы, и от

2) агрегаторов – провайдеров услуг.

Новый инструмент. Telco 2.0 представляет собой инструмент, повышающий эффективность электронной коммерции посредством добавления мобильной голосовой связи к чистой передаче данных. Средства голосовой связи могут применяться в социальных сетях (таких как Facebook, MySpace и т. д.) для поддержания и расширения контактов. Потенциал к развитию отрасли заложен в системе коммуникаций и отношений, которые ежедневно происходят между бизнесом и его клиентами, государством и его гражданами. Типичные примеры таких взаимоотношений: аутентификация пользователей, маркетинговые исследования, целевые промо-активности, продажа товаров и контента, получение платежей и управление лояльностью клиентов. Для этого телеком-операторы должны разработать открытую и стандартизированную платформу с тем, чтобы третьи лица (клиенты, партнеры) имели возможность подключать к ней ИТ и коммуникационные системы своих предприятий так же легко, как сегодня мы подключаем телефон или интернет.

Быстрые интеллектуальные предприятия (agile intelligence enterprise)

Слово agile переводится, прежде всего, как проворный; быстрый, живой, подвижной, расторопный, шустрый, а также сообразительный. Впервые понятие интеллектуального предприятия (англ. agile intelligence enterprise) появилось в США в результате исследовательских работ, которые проводились там более пяти десятилетий [28]. Бюджет этих работ в те годы составлял более тридцати миллиардов долларов в год. Специалисты в США считают, что ИТ, информационные ресурсы и интеллектуального предприятия (ИП) – стратегически важные области, от которых принципиально зависит будущее страны, экономики, бизнеса, политики. Это главное содержание документа «Intelligence Community».

Стратегия интеллектуального сообщества (Intelligence Community) – поиск оптимальных способов управления наиболее критическими ресурсами: информацией, сообществом и знаниями. Этот документ описывает будущее и определяет концепцию быстрого, мобильного интеллектуального предприятия (agile intelligence enterprise). Это базис интеллектуального общества, основанного на ИТ, управления знаниями и социальных технологиях. Развивая электронику, информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), США планирует достигнуть своей цели – лидирующей державы с помощью концепции интеллектуального сообщества. Эксперты считают, что данная цель является принципиально существенной для национальной безопасности США в 21-столетии.

Заключение.

Мы рассмотрели проблемы эволюции и структурного сдвига роли ИТ в жизни общества и способах управления сложностью. Данная тема напрямую касается формирования наших представлений о связях ситуативности с будущим в его среднесрочных и долгосрочных перспективах. Предсказуемую ситуативность поведения сложных систем еще никто не освоил, особенно с пониманием феномена нелинейности, открытости и самоорганизации сложных систем с позиций синергетики. Можно лишь постараться и частично снизить риски и, возможно, уменьшить шок от наступления будущего, понимая в какой фазе развития и в каком состоянии находится система. А грядущая информационная сингулярность информационного взрыва в современном обществе – всего лишь страшилка перед непонятным и непознанным.

Многие исследователи понимают сингулярность по-своему, рассматривая и отождествляя теоретические законы с реальностью. Это порождает устойчивые заблуждения в отдельных научных сообществах, которые потом очень трудно преодолеваются. По сути, сингулярность означает системный кризис теоретической мысли в определенный момент развития науки. Вот поэтому теории больших взрывов научно не состоятельны (большой взрыв в астрофизике – Big Bang, большой взрыв в информатике – explosion of information), а служат лишь для временного прикрытия нашего непонимания сложных процессов развития сложных систем, особенно в режимах с обострением.

Синергетическая точка зрения на возможности управления в условиях неопределенностей и обострений [29] опирается на инвариант развития: самопродолженное информационное существование. В этом случае ситуационные изменения могут быть не только проанализированы и спроектированы, но и сопоставлены между собой в степени соответствия инварианту основного вектора интеллектуального развития. Это первый – ситуационный и второй – целевой контуры управления [4]. И тогда ускорение социально-культурных и информационных трансформаций не станет казаться хаотичным. Здесь упорядочение хаоса подобно нарастанию скорости изменения направления потока вдоль вихревой линии по мере приближения к оси вихря, олицетворяющей собой инвариант нашего существования и осмысленного движения к цели. Но вернемся к роли интеллектуальных месторождений и человеческого фактора в ИТ [30]. Вот основные вехи развития:

  • социально-коммуникационная среда – оперативное информационное пространство, базы знаний, мобильная связь, мгновенные сообщения и пр. для коллективной работы;
  • системы стратегической и оперативной аналитики – разработка интеллектуальных систем поддержки принятия решений, безопасности, проектирования и действий в упреждающем режиме, включая адаптацию не только к внешним условиям, но и к непредсказуемым событиям (“черным лебедям”);
  • развитие методологии и управления знаниями – поиск и сбор информации, генерация новых идей и знаний, применение знаний (включая доставку в нужное время в нужное место), утилизация знаний;
  • разработка интеллектуальных ресурсов и нематериальных активов (информация, знания, каналы, процессы), включение их в бизнес и управление ими (стратегичность, оперативность, безопасность);
  • социальная самоорганизация личности, рабочих групп, компаний и сообществ на основе принципов сетецентризма;
  • виртуализация бизнес-процессов, их автоматизация, адаптация под оперативно возникающие ситуации, разрешение кризисных ситуаций и пр., включая развитие и освоение “обитаемой” виртуальной реальности;
  • интеллектуализация и автоматизация работы личности и рабочих групп в условиях быстрых изменений, неожиданных перемен, неопределенности, кризисных ситуаций, избытка или недостатка информации и конкурентной борьбы.

Таким образом, на фоне грядущих «интеллектуальных реформ» есть основания самым осторожным образом предположить, что

  1. Производство, хранение и использование информации в разумном обществе не имеет количественных и энергетических ограничений. В роли ограничителей выступают сами люди со своими психофизиологическими возможностями.
  2. По мере нарастания мощности информационных потоков уменьшается доля осмысливаемой информации по отношению к полному потоку поступающей информации. Соответственно уменьшается степень рациональности и алгоритмичности управления вследствие попадания в ловушку “чрезмерной информированности”.
  3. Следование традиционным парадигмам (экономической, энергетической и экологической) не позволяет обеспечить развитие общества за пределами рамки противоречий между парадигмами. Снятие противоречий возможно только при дополнительном использовании познавательно-творческой парадигмы, переводящей траекторию возможного развития в неограниченное ситуационное пространство.
  4. Методологический инструментарий осмысленной переработки действительности, устойчивый к хаосу и отвечающий критериям эргономичности, экономичности и эффективности может быть построен на принципах сверхбыстрого коллективного разума и назван «интеллектуальным месторождением».
  5. Инвариантом ситуационного анализа и реализации сюжетных сценариев является не ускорение ситуационных изменений, социально-культурных трансформаций, а самопродолженное существование, гарантии выживания и активная жизненная позиция.

Возникающая активная циклодинамика при изучении процессов управления сложностью и наполнения синергетики реальным междисциплинарным пространством, загоризонтным видением, позволит избавиться от множества ложных целей и иллюзорных образов. Закладывая демилитаризацию мышления, будет выдержан путь экологии сознания человека и социума. Это сориентирует практику кропотливой созидательной жизни в сторону вожделенного гармоничного развития. Междисциплинарность – неотъемлемая часть синергетики, её базис по управлению сложностью. Есть все основания полагать, что игнорирование основ междисциплинарности будет всегда и неизбежно приводить к системной деградации личности и социума, формировать тупиковые цели, искаженные идеи и ложные образы.

В процессе поиска ответов на имеющиеся довольно острые и опасные современные вызовы мы опираемся на синтаксис синергетики и формальную морфологию сопрягаемых параллельных процессов. Понимание сложности требует знаний на стыке анатомии человека, социолингвистики, высшей математики, информационной социальной гигиены, а также в прикладных границах биофизики, биохимии и биомеханики. Всё это и составляет суть информационно-аналитического комплекса «Сатурн» и его компонентов – мобильных интеллектуальных групп (МИГ), одного из перспективных путей развития ИТ.

Post scriptum

  • Способ выхода за сингулярность информационного взрыва – создание технологий формирования и обеспечения сверхбыстрого коллективного разума.
  • Прозорливость организации – залог её жизнестойкости и здорового будущего.
  • Реализация потенциальных возможностей и «загоризонтное видение» – это умение видеть и использовать то, что закрыто другим.

В очередной раз мы убеждаемся, знание – это реальная системная сила, которая черпается из «интеллектуальных месторождений» и активной жизненной позиции. Однако это не дает нам оснований игнорировать основополагающий тезис из теории перемен «И-ЦЗЫН», указывающий на то, что конечны знания, а бесконечны заблуждения.

Продолжение следует.

Литература

  1. Рыжов В.А., Курдюмов В.С. Умные сети, мобильный интеллект и стратегическое предвидение. Журнал Экономические Стратегии. №3 2013. // https://spkurdyumov.ru/networks/umnye-seti-mobilnyj-intellekt/
  2. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: физика в поисках самых фундаментальных законов природы. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
  3. Берд Киви. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. М. 2004. Изд. Бестселлер. ISBN: 5-98158-006-2.
  4. Рыжов В.А. Сложность, сетецентризм и управление самоорганизацией. Журнал Экономические Стратегии. №9 2014. // https://spkurdyumov.ru/networks/setecentrizm-upravlenie-slozhnostyu/
  5. Jerry Luftman, Rajkumar Kempaiah. An Update on Business-IT Alignment: “A Line” Has Been Drawn. MIS Quarterly Executive Vol. 6 No. 3 / Sep 2007 165.
  6. Агентство США IARPA (работает в кооперации с университетами и ЦРУ) // http://www.iarpa.gov/
  7. Рыжов С.В., Рыжов В.А. Эволюция социального пространства как Web-4.0 и 5.0./ Сборник тезисов Сорокинских чтений 2010. VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения»: «Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке». 1-2 декабря 2010. МГУ им.М.В.Ломоносова. стр. 1338-1341.
  8. Рыжов В.А. Модель пространства и времени виртуальной социальной среды./ Журнал «Социология», 2010, No.4, стр.46-59.
  9. Шеннон К.Э. Математическая теория связи. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: ИИЛ, 1963. — 830 с.
  10. Чупахин И.Я., Бродский И.Н. Формальная логика. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1977. – 357 с. // http://www.twirpx.com/file/89725/
  11. Кнут Дональд. Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2006.
  12. Ахо Альфред и др. Структуры данных и алгоритмы. Изд.: Вильямс. 2009, 400 стр.
  13. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М.: Изд. иностр. лит., 1959. — 432 с.
  14. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. – М. Советское радио, 1968. – 328 с.
  15. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  16. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М.: Белые Альвы, 2005.
  17. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Журнал «Успехи современной биологии», 1944, No.18, вып.2, стр. 113-120.
  18. Фреге Г. Смысл и денотат. Семиотика и информатика. Opera selecta: Сб. науч. статей. – М., 1997. – № 35. – С. 352-379.
  19. Человеческий фактор (сборник в 6 томах) под ред. Г.Салвенди; пер. с англ. Т.1: Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина. – М. Мир. 1991. — 599 с.
  20. Uexkull J. von. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin: Verlag von Julius, 1909.
  21. Князева Е.Н. Понятие Umwelt Я. фон Икскюля и перспективы экологической мысли. Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2014, №1. // http://www.heraldrsias.ru/online/2014/1/297/
  22. Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии. Журнал «Вопросы философии» № 10. 2013. сс. 91-104.
  23. Николас Дж. Карр. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. Изд.-во: Секрет фирмы. 2005 г. — 176 с.
  24. Тоффлер, Э. и др. Революционное богатство. — М.: АСТ, 2007. — 576 с.
  25. Гринвальд Г. Негде спрятаться. Эдвард Сноуден и зоркий глаз Дядюшки Сэма. — СПб.: Питер, 2015. -320 с.
  26. Исследовательский портал Telco 2.0. // (http://www.telco2research.com/)
  27. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. // М: Прогресс, 1988 г. 464с. ISBN 5–01–001049–6.
  28. Enabling a Responsive and Agile Intelligence Enterprise. Tuesday, April 08, 2008. AFCEA Intelligence. // http://www.afcea.org/content/?q=enabling-responsive-and-agile-intelligence-enterprise
  29. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. Издательство: Алетейя, 2002.
  30. Рыжов В.А., Матвеев Е.В. Мобильные интеллектуальные группы (МИГ) для оперативной работы в кризисных ситуациях. // Журнал “Бизнес и безопасность в России” июнь 2006, материалы 8-й всероссийской конференции “Информационная безопасность Росси в условиях глобального информационного общества” «Инфофорум-8», 25-26 января, Москва 2006. С.113-116.

___________

1  Теория всего – единая всеохватывающая теория: a) объясняющая развитие всего мироздания (сильный постулат), б) позволяющая гарантированно предсказывать поведение всех систем мироздания и их элементов при наличии достаточных данных (слабый постулат).
Сингулярность (от лат. единственный, особенный) – одно из современных, актуальных понятий, складывающихся в современной науке и философии. Понятие сингулярности возникает как попытка разрешения противоречий, возникающих в результате прояснения и понимания какой-либо реальной сущности, воспринимаемой как аномалия, с которыми сталкивается исследователь, где привычные стереотипы не работают. Авторы считают, что сингулярности аномалий пространства, времени и информации будут наукой раскрываться в процессе ее развития, а с сингулярностями разума и интеллекта еще предстоит разобраться.