Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ КАК СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» 
В.И. Ковалёв, Ю.А. Матвиенко

В качестве последнего и наиболее резонансного примера информационно-психологической операции можно назвать вброс в свободный доступ Интернет-ресурсом WikiLeaks материалов госструктур США о деятельности сил коалиции стран НАТО в Афганистане и Ираке, в том числе о лидерах и политиках высокого ранга ряда стран. Обнародование данной информации уже привело к отставке ряда высокопоставленных чиновников в Западной Европе и ухудшению международных отношений между некоторыми странами – фигурантами скандала. А использование социальных сетей в странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока для распространения компрометирующей информации WikiLeaks о руководстве этих стран и нагнетание в них революционных настроений привело к массовым беспорядкам, громким отставкам и смене ряда политических режимов [10]. То, что произошло в странах мусульманского мира, по своей сути является очередным вариантом использования технологии «цветных революций» с учётом Восточной специфики стран-мишеней [22].

Примерами боевых информационно-психологических операций могут служить действия специальных подразделений «Сил психологических операций» вооружённых сил стран НАТО и, в первую очередь, США, во время проведения военных операций против Югославии, в Ираке, Афганистане и теперь – в Ливии.

К информационно-психологическим операциям особого рода следует отнести и террористическую деятельность как «применение крайних мер насилия или угрозы такового с целью устрашения политических противников, принуждения органов власти или населения к определённым действиям или отказу от них» [16]. Необходимо отметить, что сообщение о террористическом акте несет в себе явную угрозу благополучию субъекта и является инициатором его дальнейших действий (или бездействия). Именно поэтому терроризм следует рассматривать как составную часть информационно-психологической войны. С философской точки зрения террористический акт – это один из способов активного управления будущим, которое становится реальностью для его инициаторов в случае успеха террористической операции. Что интересно, наступление «желаемого завтра» в данном случае зависит не от деятельности сотен предприятий, общественных институтов и разного рода властных структур, а всего лишь от профессионализма двух-трёх десятков рядовых исполнителей. При этом не требуется досконально изучать противника, ибо на явную угрозу люди реагируют одинаково [16].

Трансляция на весь мир терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001г. в лучших традициях голливудских блокбастеров вызвала панический страх и чувство незащищённости у многих простых людей. Развернутая сразу же вслед за этими драматическими событиями в СМИ информационно-психологическая операция под девизом борьбы с международным терроризмом вынудила большинство стран принять участие в той или иной форме в крестовом походе Запада против стран мусульманского мира.

В итоге, менее чем за пять лет войска НАТО и, в первую очередь, США, оказались в ключевых точках нефтедобычи и заняли геостратегический плацдарм на Евразийском континенте с молчаливого одобрения мирового сообщества.

Чтобы понять, к какой войне нам нужно готовиться и каких иметь специалистов, приведем такой пример.

Еще в 1999г. в Китае вышла книга офицеров НОАК, которая была опубликована в США под названием «Искусство воевать без правил» с подзаголовком «китайский план разрушения Америки». В ней широко представлены невоенные методы ведения боевых действий для достижения победы – финансовые, торговые, ресурсные, экономические, медийные, идеологические и т.д.

По взглядам китайских специалистов ведения информационно-психологических операций «в то время как одна страна готовится к войне, используя всю мощь современного оружия, другая страна в это время аккумулирует финансовые ресурсы, дестабилизирует обстановку на бирже во вражеской стране, распространяет всевозможные слухи, наносит точечные невоенные удары по жизненноважным узлам противника, устраняет ключевые фигуры в экономическом, оборонном и политическом секторах врага, контрабандой завозит и вбрасывает в оборот крупные суммы в валюте противника, заражает водоёмы и посевы, организует выступление оппозиции и т.д. В итоге вспыхивает паника, общественные институты противника дестабилизированы, возникают массовые беспорядки, мародёрство и прочие прелести реальной войны. Только затем наносится демонстрационный военный удар и формально объявляется война. Потерпевшей стороне ничего не остаётся, кроме как заключить мир на позорных условиях» [12].

Чем-то этот гипотетический сценарий китайских стратегов десятилетней давности напоминает реальные события, которые не так давно произошли в Ираке и Афганистане, а нынче происходят в странах Северной Африки и Ближнего Востока, особенно в Ливии.

Какие выводы можно сделать из сказанного?

Первый и самый главный – противостоять негативному информационному воздействию и не попасть в силки деструктивных социальных сетей различного толка могут только высокообразованные люди с широкой эрудицией, ясной и позитивной жизненной позицией.

Мировой опыт показывает, что активное появление конструктивных социальных сетей вместо деструктивных напрямую связано со степенью зрелости (духовного взросления) членов общества, повышением образования и профессионального уровня его граждан.

Пассионарную энергию молодёжи необходимо уметь направлять в созидательное русло, для чего шире давать возможность проявлять инициативу и предприимчивость, вовлекать в реализацию государственных проектов, в том числе нацпроекта «образование».

Нужно способствовать самореализации человека, причем важно показать все возможности, открывающиеся перед ним, и научить его выбирать и использовать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его человеческим качествам. Именно такую цель должны ставить перед собой как родители, так и учреждения образования, от детского сада до ВУЗа.

Второе. Единственным эффективным способом борьбы с попытками манипулирования сознанием людей является доступность информации, возможность проверки её истинности и умение выявлять дезинформацию.

Никакая контрпропаганда не достигнет желаемого результата, если её содержание сформулировано двусмысленно и нечётко. Поэтому одним из направлений повышения безопасности России является введение в школьную программу старших классов таких предметов как логика и психология и их углублённое изучение в вузах, причём не только гуманитарных.

Нужно возобновить подготовку специалистов по контрпропаганде и информационной войне. России не нужны малограмотные здоровые балбесы, как говорится «косая сажень во лбу», с «пятёркой» по физкультуре, получившие в школе в рамках курса ОБЖ навыки выживания в экстремальных условиях, которым бы отводилась роль обслуги источников добычи сырья, охраны чужих богатств или «боевых холопов» НАТО по всему миру. Стране нужна молодёжь с разносторонними глубокими знаниями, хорошим владением средствами вычислительной техники, знающая историю своей страны, историю её побед и поражений, желающая жить и работать в России. Для этого молодые люди должны чётко видеть перспективу для карьерного роста, возможность удовлетворения своих материальных и духовных потребностей на своей родине.

Когда-то Канцлер Германии Бисмарк признался, что победу во Франко-Прусской войне немцам принёс школьный учитель математики. И об этом тоже не следует забывать реформаторам образования. В первую очередь потому, что и полётом Юрия Гагарина мы обязаны советским учителям.

Список использованных источников

1. Стрельцов А.А. «Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / под. ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка». – М.: МЦНМО, 2002.

2. «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Информационная безопасность». – М.: МГФ «Знание», ГЭИТИ, 2005.

3. Белоножкин В.И., Остапенко Г.А. «Информационные аспекты противодействия терроризму». – М.: «Горячая линия-Телеком», 2009.

4. Паршин С.А., Горбачёв Ю.Е., Кожанов Ю.А. «Кибервойны – реальная угроза национальной безопасности?». – М.: КРАСАНД, 2011.

5. Бианки В.А., Серавин А.И. «Убрать конкурента: PR-атака». – СПб.: «Питер». 2007.

6. Цыганов В.В. «Медиа-терроризм: терроризм и средства массовой информации». – К.: «Ника-Центр», 2004.

7. Анненков В.И., баранов С.Н., Моисеев В.Ф., Сергеев Н.А. «Безопасность и противоборство в информационной сфере: аспекты национальной безопасности. Учебное пособие / под общ. ред. профессора В.И. Анненкова». – М.: «Русавиа», 2010.

8. Расторгуев С.П. «Основы информационной безопасности: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений». – М.: ИЦ «Академия», 2007.

9. Матвиенко Ю. А. «Информационно-психологическая война как одна из форм разрешения социально-политических противоречий в современном обществе». Статья в журнале Академии военных наук «Информационные войны» № 4(8) за 2008г.

10. Матвиенко Ю.А. «Предупредить – значит вооружить» (кибертерроризм вчера, сегодня и завтра). Статья в журнале Академии военных наук «Информационные войны». Готовится к печати в № 2 за 2011г.

11. «Сетевые войны: угроза нового поколения». Сборник докладов участников конференции «Сетевые войны». – М.: «Евразийское движение», 2009.

12. Богорад Е. «Искусство войны – 2. Китайские военные стратеги о методах ведения боевых действий в новом тысячелетии». Статья в журнале «Популярная механика № 9 за 2003г.

13. Лысак И.В. «Человек – разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен», 1999,

Интернет-ресурс http://society.polbu.ru/lysak_destroyer/ch02_all.html .

14. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. «Информационные войны и социальные сети», статья в журнале АВН «Информационные войны» № 3 (15) за 2010г.

15. Ефремов В.В., Караяни А.Г. и др. “Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы”, Минобороны РФ, 2000г.

16. Расторгуев С.П. “Философия информационной войны”, Москва, Autopan, 2000г.

17. Тоффлер Э. « Третья волна», М., издательство АСТ, 2002г.

18. Почепцов Г.Г. “Информационно-психологическая война”, Москва, СИНТЕГ, 2000г.

19. Крысько В.Г. “Секреты психологической войны. (Цели, задачи, методы, формы, опыт), Минск, ХАРВЕСТ, 1999г.

20. “Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке?”, сборник статей под редакцией Ю.В.Крупнова, Москва, альманах “Россия – 2010?, 1997г.

21. Слипченко В. И. «Войны нового поколения: дистанционные и бесконтактные», М., «ОЛМА-ПРЕСС образование», 2004г.

22. Шарп Джин «От диктатуры к демократии / пер. с англ. Н. Макаровой». – Екатеринбург: «Ультра. Культура», 2005.