© Бреслер Михаил Григорьевич
Кандидат философских наук,
доцент кафедры Международных отношений, истории и востоковедения
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Россия, 450064, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1
bremmaster@yandex.ru
Аннотация: Представление о сетевом взаимодействии, как преобладающей форме коммуникаций является прерогативой представлений конца ХХ – начала XXI века, когда с развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением сети Интернет децентрализованные и дегенерализованные формы взаимодействия развиртуализируются, становятся зримыми, наиболее эффективными и распространенными на самые широкие слои населения. Однако понимание нелинейного, сетевого взаимодействия как естественного, природного характерно для мыслителей осевого времени. В данной статье рассматривается «Книга пути» — «Дао- дэ цзин» Лао цзы с точки зрения сетевой логики, основные тезисы которой сформулированы автором на основе разработанных математических моделей. В статье проводится анализ ряда глав /афоризмов Лао цзы, в переводе В.В. Малинина, как доказательства сетевого характера концепции Дао. Рассмотрение Дао в сетевую логику позволяет абстрагироваться от мистической составляющей, раскрыть символический смысл некоторых положений концепции Лао-цзы.
Ключевые слова: сеть; сетевое бытие; сетевая логика; Лао – цзы; Дао; Дао-дэ цзин; Путь, книга пути; медитация; недеяние; гомеоморфизм.
Введение
Дискуссия о сетевом взаимодействии чаще всего обращается к настоящему времени – ко времени интернета и интернет-сервисов социальных сетей [6], тогда как сетевое взаимодействие есть естественная форма коммуникации, одинаково присущая как живому, так и неживому миру – как форма обмена информацией между людьми /группами людей, так и форма обмена информацией между компьютерами. Однако в работах современных нам исследователей сетевое взаимодействие ограничено временем появления и распространения информационно-коммуникационных технологий, то есть второй половиной ХХ – началом XXI вв. [7].
В своих ранних статьях [2] мы указывали на сетевой характер формирования различных сообществ в прошлом, но тогда это была лишь констатация внешнего проявления сетевого взаимодействия, доказательство естественного характера сетевого взаимодействия, не связанного с современными информационно-коммуникационными технологиями.
Реконструкция трудов мыслителей прошлого в сетевом дискурсе позволяет по-новому взглянуть на развитие философской мысли. Апории Зенона – парадоксальные, не согласующиеся с опытом, не объясняемые до конца, хотя и моделируемые, с точки зрения линейной логики [13]; при этом выявляющие свой глубокий смысл при сетевом понимании дискретности времени и пространства.
Диалоги Платона, где прослеживается сетевая логика взаимодействия групп людей [11]. Понимание природы как сети утрачивается по мере развития философии. Уже у Аристотеля мы наблюдаем примат линейной логики упорядоченной иерархии, соответствующей социальной модели в ее упрощенном виде. Между тем по прошествии около 2500 лет сетевая форма коммуникации развиртуализируется, становится зримой, исчисляемой.
Осознание сетевого бытия приводят вновь к работам осевого времени (3-5 век до н.э.) таким как «Книга о пути жизни» Лао-цзы [12]. Из многих сотен переводов и толкований «Дао-дэ цзин» мы предпочли современный перевод В.В. Малявина [9] (В.В. Малявин, 2018) как наиболее близко сохраняющий ритм и поэтику первоначального текста, а также учитывающий относительно недавние археологические находки фрагментов «Дао дэ цзин». Взяв за основу исследования текст в переводе В.В. Малявина и опираясь на его экспертное мнение относительно точности перевода, мы в то же время не можем полностью согласиться с его точкой зрения на то, что «Дао дэ цзин» выражает «не тот или иной предметный смысл, а чистый жизненный порыв, пульсацию живого тела бытия, случайность, превосходящее всякое правило» [9, 15]. Действительно, 81 символический афоризм Лао-цзы принял мистический характер в даосизме, стал основой медитативного восприятия, постижения у-вэй (无为) согласно афоризму № 37 «Путь вечно в недеянии. И в мире все делается» [9, 96]. Но в то же время мы предпринимаем попытку рассмотрения классического канона Лао-цзы прежде всего как труда философского, онтологического, позволяющего не столько толковать текст в соответствии с нашим интенциальным его восприятием, так как толкований текста самим Лао-цзы не существует, сколько рассматривать его именно как концепцию бытия с точки зрения современной нам сетевой логики.
В качестве опорного тезиса мы приняли за данность легенду появления текста «Дао дэ цзин» – «книги в пять тысяч слов», собрания мудрости Лао-цзы, якобы написанного по просьбе начальника пограничной стражи Инь Си. Эта легенда, получившая устойчивое распространение, позволяет нам воспринимать данный текст как сконцентрированный сборник pro profanum, как толкование ДАО для всех. Адаптируя текст к особенностям восприятия своего читателя, не обладающего гением автора, Лао-цзы представляет свои краткие афоризмы в виде максимально уплотненной символической аналогии, полагая, что в таком виде учение будет воспринято на эмоциональном уровне.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – выявить сетевой характер концепции ДАО, исходя из «Дао дэ цзин», труда Лао-цзы.
Задачи:
– сформулировать основные положения логики сетевого взаимодействия в кластерной парадигме на основе существующих математических моделей;
– произвести анализ содержания «Дао дэ цзин» с точки зрения сетевой логики. Выявить возможность познания ДАО как сетевого бытия.
Материалы и методы
В данном исследовании нами применен информационно-коммуникационный метод (ИКМ) в рамках кластерно-сетевой парадигмы. Информационно-коммуникационный метод, являющийся развитием структурно-функционального подхода, предполагает рассматривать структуру коммуникаций в качестве путей информационного обмена, позволяющих оценивать взаимодействие и взаимовлияние акторов. На формирование данного метода оказала влияние акторно-сетевая теория (AST). Но, в отличие от воззрений Б. Латура [10] и др., в ИКМ принимается во внимание не только сама коммуникация (отношение) и перформативность [16] входящей информации [17], но и контекст информации, основанной на определенных коммуникационных кодах, что играет существенную роль в восприятии/осознании, а следовательно, и в изменении как актора-создателя, отправителя сообщения, так и актора-получателя.
ИКМ в рамках кластерно-сетевой парадигмы представляет сетевое взаимодействие как взаимодействие множества взаимопересекающихся сетевых сообществ – кластеров1 безмасштабной сети (scale-free) и опирается на математический аппарат scale-free модели А.Л. Барабаши – Р. Альберт [14], концепцию узлов – хабов Лиу Ю. Ю. [19] и др.
Сама концепция безмаштабной сети не предусматривает границ и отграничений, но в результате многолетних исследований различных сетевых сообществ нами выявлены процессы отграничения кластеров и модулей кластера, представляющих различные социальные агрегации людей/групп людей, объединенных близкими ценностями и сходными коммуникационными кодами. Кластерно-сетевая парадигма предусматривает отграничение сетевых сообществ, объединяющих людей/группы людей со сходными ценностями, и в тоже время их связность, взаимопроницаемость кластеров вследствие того, что люди/группы людей обладают множеством ценностей, составляющих идентичность человека/агрегации, а следовательно, пребывают одновременно во многих сообществах. В совокупности множество взаимосвязанных по аксиальному либо локальному признаку сообществ образует поток, в терминологии Дж. Ло. Рефлексия авторов AST подтверждается нашими многолетними исследованиями сетевых сообществ социальных сетей. С развитием AT-технологий стало возможным визуализировать структуру коммуникаций кластеров, например, жителей локального поселения, входящих в агрегации носителей различных ценностей, либо участников выборной компании, принадлежащих к различным институтам и организациям [4].
Само сетевое взаимодействие в рамках кластерно-сетевой парадигмы ИКМ понимается как децентрализованное взаимодействие; оно не является стихийным, как предполагали Ж. Делез и Ф. Гваттари, но подчиняется сетевой логике, основы которой подробно рассмотрены в монографии «Онтология сетевого бытия» [3] и в более ранней монографии «Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества» [1].
Основные положения сетевой логики можно представить в качестве четырех тезисов, обобщающих знание о сетевом взаимодействии, каким оно сформировалось к настоящему времени2:
1. Сетевое взаимодействие возможно лишь между тремя и более акторами.
Присоединение к паре третьего дает возможность сменить форму коммуникации с линейной на сетевую, придав дихотомическому процессу свойство неопределенности. Появление третьего снижает очевидность процессов, делая их лишь вероятными. При равных метриках акторов X, Y и Z создание коммуникационных связей XY-Z, X- YZ и Y- XZ, а также иных связей (XY, YZ, ZX) равновероятно и зависит от совокупности факторов, влияющих на создание либо разрушение коммуникации.
2. Сеть существует при условии непрерывного потока информации. Стазис приводит к снижению динамики сетевого взаимодействия и распаду сети.
Постоянное движение информации, поддержание коммуникационных путей – условие существования сети и ее роста. Дихотомическое разделение и дальнейшее противостояние акторов с появлением третьего переходит в динамически стабильное состояние сетевого взаимодействия.
3. Акторы кластера неравнозначны. По мере формирования сетевое сообщество стратифицируется. Часть акторов принимают на себя роль лидеров сообщества. Лидерство узла-медиатора ограничено по времени [18]. Само лидерство обусловлено наличием максимального количества и качества коммуникаций данного узла, максимальной нагрузкой [20] узла в данном сетевом сообществе, а также укоренностью актора в коммуникации сообщества, погруженности его в виртуальность коммуникаций [8].
4. Потоковое пространство многомерно и гомеоморфно. Множественные коммуникации, перманентно создающиеся и распадающиеся, меняют конфигурацию кластера, который не теряет своей целостности на всех стадиях жизнедеятельности вплоть до распада.
Краткое изложение информационно-коммуникационного метода, применяемого нами уже несколько лет, тезисов сетевой логики, которые впервые сформулированы и опубликованы здесь, должно, по нашему мнению, облегчить понимание читателя дальнейшего текста исследования, а именно анализ «Дао-дэ цзин» с точки зрения сетевой логики.
Результаты исследования ДАО с точки зрения сетевой логики
Традиционно считается, что ДАО (Путь) непознаваемо, и цель человека – постижение Пути. Но это лишь следствие линейного восприятия, сложившегося в пост-осевое время:
О пути сказать можно, но то не предвечный Путь.
Имя можно назвать, но то не предвечное имя [9, 23].
В даосизме как сложившемся религиозно-философском учении Путь осмысливается как трансцендентный процесс, слитый с имманентным процессом познания Пути (присвоение имен). При этом, говоря словами Лао-цзы из применяемого нами перевода В.В. Малявина, полнота отсутствующего – исток, а полнота явленного – исход. Иными словами, «врата бесчисленных чудес» раскрываются через гармоничное совместное (одновременное) явление начала и конца пути. Но осмыслить человек может лишь конструкт, который может описать, но «это не предвечный путь». Предвечный путь (начало происхождения всего) начинается с появления третьего – энергии развития и постижения пути. Введение третьего как обязательного элемента приводит к сетевому взаимодействию.
Путь рождает Одно
Одно порождает два
Два порождает Три
А Три рождают всю тьму вещей … [9,107]
В сетевой логике пропадает мистический и парадоксальный характер текста. Текст становится рациональным и конкретным. В линейном мире известно начало и конец отрезка пути, известна иерархия от пахаря до императора. ДАО – как осмысление и восприятие пути, потока – непознаваемо. Однако в реальном мире линейность невозможна. Человек не может помнить миг своего рождения – начало пути, и не знает миг окончания жизни, он может лишь предполагать о том, что ему предстоит сделать, и к чему это приведет. Реальный путь невозможен без воздействия многих субъектов, объектов, процессов. Это сетевое взаимодействие, познание которого несет благо.
Притупляет острые края. Развязывает свои узлы.
Смиряет свечение. Вид принимает праха своего… [9, 31]
В том числе и часто упоминаемые символы тверди и пустоты как неделимые части целого. Но если ДАО – это сеть, а человек – часть сетевого взаимодействия, то, находясь в перманентном сетевом взаимодействии, путь человека – это множество разнонаправленных коммуникаций. В частном случае каждая из множественных связей носят случайный характер, но, в целом, само создание и развитие коммуникаций подчиняется определенным правилам, входит в гармоничное сочетание процессов, целостности тверди и пустоты.
…Лепят из глины сосуд,
А польза в том, что внутри его нет ничего… [9, 46]
Как было отмечено выше, ДАО присуща динамическая стабильность, или совершенство с точки зрения Лао-цзы, что определяет гармонию сети:
Сила всеобъятного совершенства исходит единственно от Пути.
Путь вещи скрыт и смутен.
Смутное! Сокровенное /скрытое!
А в нем есть образы… [9, 63]
Мысль развернута в главе 25, где ДАО названо предвечным, великим, всё порождающим и находящимся в вечном движении, удаляющимся и возвращающимся. [9, 72] Этот символ «вечного сетевого взаимодействия» в то же время воспринимается диалектически, как образ постоянного единства и противоречия категорий Инь и Ян. Ван Цзян считает, что сами категории появились гораздо раньше, примерно за пятьсот лет до написания «Дао дэ цзин» в сказании о Пань-Гу [5]. В И-цзин, «Книге перемен», Инь и Ян представлены как два противоположных начала в вечном противодействии. Однако у Лао-цзы противоположные стороны скорее взаимодействуют, представляют собой неразрывные пары, динамическая стабильность которых обеспечивается третьей стороной – энергией 气 [ци]. В упоминаемой выше главе 42 говорится, что «все вещи несут в себе Инь и обнимают Ян. Всепроницающее дыхание приводит их к согласию» [9, 107]. Три актора образуют кластер, между акторами возникает сетевое взаимодействие. Это вероятностное взаимодействие, предусматривающее все возможные варианты. Взаимодействие ведет к противоречащему единству Инь и Ян, добра и зла, твердого и пустого, которое прослеживается в ряде глав «Дао дэ цзин». Лао-цзы, оппонируя учению Конфуция либо более ранним идеям, ставшим основой концепции «Благородного мужа», утверждает, что одно невозможно без второго, а прибавляя в качестве третьего (первого по важности) сам Путь – Дао как составляющую взаимодействия, он показывает универсальную модель гармоничного бытия с динамической стабильностью.
Устраните «мудрость», отбросьте «разумность»
И польза людям будет стократная
Устраните «человечность», отбросьте «справедливость»,
И люди вернуться к почтению и любви… [9, 60]
Лао-цзы выявил еще один признак, свойственный сети, а именно ее релятивистский характер, где каждый из акторов может быть оценен лишь в сравнении с другими акторами данного кластера. Вернемся к главе 42. Становясь лидером, человек многое получает и многое теряет. Лидер – князь и царь, называет себя «сирота», «одинокий», «несчастный» [9, 107]. Ибо, возвысившись, он теряет множественные коммуникации с другими людьми, и в то же время «управлять большим царством – как варить мелкую рыбу» [9,145]. Воплощая свое понимание сетевого взаимодействия, Лао-цзы пишет в главе 61 [9, 147] о том, что «Большее царство» – место, куда стекаются малые царства, как воды в низину. С точки зрения Лао-Цзы надо стоять ниже, «чтобы взять».
Парадоксальное суждение в то же время соответствует одному из основополагающих принципов предпочтительного присоединения А.Л. Барабаши – Р. Альберта [15], который можно сформулировать как прямую зависимость вероятности присоединения к данному узлу от числа его коммуникаций с иными узлами кластера.
Кластер акторов сетевого взаимодействия топологически пластичен. Преобразования, постоянная смена структуры связей между акторами не разрушают кластер как таковой. Гомеоморфизм позволяет сохранить динамическое равновесие, не разрушая гармонию. Символически Лао-цзы описывает это явление в главе 36:
Если хочешь сжать. Прежде растянуть надо.
Если хочешь ослабить прежде надо усилить.
Если хочешь развалить нужно возвеличить.
Если хочешь отнять прежде нужно дать… [9,94]
Вне сетевой логики текст «Дао дэ цзин» парадоксален и полон мистицизма. Но в рамках информационно-коммуникационного подхода символизм классического произведения обретает рациональный смысл. Возможно, тот самый, который вкладывал Лао-цзы, когда писал последнюю книгу на пороге своих странствий – книгу бытия, имеющего, как казалось, сетевую природу.
Выводы
Проведя настоящее исследование, мы обращаемся к выводам:
1. Сетевая логика – логика децентрализованного взаимодействия, логика вероятности создания и распространения коммуникаций между тремя и более акторами. Коммуникации и сама сеть существуют в процессе передачи информации, скорость распространения которой различна по отношению к различным акторам, как различно и число коммуникаций у различных акторов, что ведет к появлению лидеров сетевого кластера. Кластер как агрегация обладает способностью к гомеоморфным изменениям. Изменение формы коммуникаций не приводит к разрыву сети в целом.
2. Концепция Лао-цзы о Пути – ДАО может быть рассмотрена с коммуникационной точки зрения. ДАО не является участком линейного взаимодействия двух акторов, но с большой долей вероятности может быть представлено как взаимодействие трех и более акторов, что вписывается в рамки сетевой логики. ДАО, с одной стороны, вероятностный Путь, проходимый человеком во взаимодействии с иными акторами, а с другой стороны – комплекс децентрализованного взаимодействия.
Заключение и дискуссия
Мы сознательно избегаем рассуждений о даосизме как религиозно-философском учении. «Книга о Пути жизни» дает обширное поле для толкования, занимающего несоизмеримо больший объем, чем сами «пять тысяч иероглифов» текста Лао-цзы. Гносеологические аспекты ДАО, детальный разбор каждой из глав «Дао дэ цзин» и, наконец, этика недеяния даосизма остались за рамками данного исследования. Приведя анализ текста с точки зрения сетевой логики, мы выявляем сетевой характер ДАО как первоосновы Бытия, согласно Лао-цзы. В этом универсальность сетевой формы взаимодействия, где линейные коммуникации – это частный случай сетевых коммуникаций, которые появляются при выделении одной произвольно взятой пары акторов – «субъект-объект», изолированных от иных факторов воздействия. Познание ДАО как онтологической категории, формы сетевого бытия, не отрицает, но, с нашей точки зрения, обогащает многовековую традицию изучения работы Лао-цзы, познания предвечного и вечного Пути.
Благодарности
Автор данного исследования выражает сердечную благодарность профессорам А.Ф. Кудряшову и О.И. Елховой (БашГУ), чьи комментарии и рекомендации позволили внести значительные улучшения, а также коллегам: Е.Д. Насибуллиной, А.И. Кадыровой, А.А. Рабогошвили и Ван Цзюньпэну (УГНТУ), консультировавших автора по теме даосизма и работе Лао-цзы.
Список литературы:
1. Бреслер, М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. –Уфа: Издательство РИО БашГУ. 2014. - 184 с. PID https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-52155-4
2. Бреслер, М. Г. Генезис сетевых сообществ: социально-философский аспект // Материалы VI Садыковские Чтения. Сб. науч. трудов. – Уфа: РИО БашГУ, 2010 с. 78-81
3. Бреслер, М. Г. Онтология сетевого бытия. – Уфа: Издательство УГНТУ, 2020, 110 с. DOI 10.12731/978-5-7831-2005-3
4. Быков И., Мартьянов Д. (2021). Изучение политических сообществ в ВКонтакте с помощью сетевого анализа. Galactica Media: Журнал исследований СМИ, 3 (1), 64-78. DOI https://doi.org/10.46539/gmd.v3i1.144
5. Ван Цзянь. Философско-мировоззренческие установки даосизма в памятниках китайской культуры «Дао-дэ цзин» и «Чжуан-цзы»// Вестник Забайкальского государственного университета, 2012, №. 2, С..95-100.
6. Вахитов, Р. Р. От ризомы к кластерам. О монографии М. Г. Бреслера «Онтология сетевого бытия» / Р. Р. Вахитов // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 1(152). – С. 498-499. – DOI 10.46320/2073-4506-2021-1-152-498-499.
7. Демичев, И. В. Проблема этничности в цифровой коммуникации / И. В. Демичев, Р. С. Бакаев // Власть. – 2021. – Т. 29. – № 1. – С. 219-226. – DOI 10.31171/vlast. v29i1.7946.
8. Елхова О.И. Индекс виртуальности: философское обоснование // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 3. С. 99–107. DOI: 10.37482/2687-1505-V106
9. Лао-цзы. Книга о пути жизни (Дао – Дэ Цзин): с комментариями и разъяснениями /Лао-цзы; перевод с др. китайского предисловие, комментарии В. Малявина. – Москва: Издательство АСТ, 2018. — 256 с.
10. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию/ Бруно Латур. Пер. с англ. под науч. ред. C. Гавриленко. – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. Количество страниц: 384
11. Платон Диалог «Парменид» - Полное собрание творения Платона в 15 томах. Т. 4 Academia. 1929.// URL: https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Academia/004.pdf
12. Чэ Тунбо, Цзоу Хун Влияние постулатов даосизма на развитие китайского общества // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-postulatov-daosizma-na-razvitie-kitayskogo-obschestva (дата обращения: 13.05.2021).
13. Шалак В.И. «Против апорий» // Противоположности и парадоксы. М.: «Канон+» РООИ »Реабилитация», 2008. С.189-204; Шалак В.И. Очерки по основаниям логики /Рос. Акад.наук. Ин-т философии; В. И. Шалак. — Москва: ИФ РАН. 2017. – 135 с.
14. Albert, R. Barabási, A.-L. Statistical mechanics of complex networks // Reviews of Modern Physics, vol. 74, Issue 1, pp. 47-97. January 2002 DOI: 10.1103/RevModPhys.74.47
15. Barabasi A.-L., Albert R. Emergence of Scaling in Random Networks. SCIENCE 15 OCT 1999 Vol. 286, Issue 5439, pp. 509-512. DOI: 10.1126/science.286.5439.509
16. Callon M. What does it mean to say that economics is performative? 2006. ffhalshs-00091596f HAL Id: halshs-00091596 https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00091596 Preprint submitted on 6 Sep 2006
17. Cardwell E. Power and Performativity in the Creation of the UK Fishing-Rights Market, Journal of Cultural Economy, 2015. 8:6, 705-720, DOI: 10.1080/17530350.2015.1050441
18. Hassan Md. K., Islam L., Arefinul S. H. Degree distribution, rank-size distribution, and leadership persistence in mediation-driven attachment networks. //Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, 2017. Volume 469, Pages 23-30 DOI 10.1016/j.physa.2016.11.001
19. Liu Y. Y., Slotine J. J., Barabási A. L. Control centrality and hierarchical structure in complex networks //Plos one. 2012. Т. 7. №. 9. e44459. DOI 10.1371/journal.pone.0044459
20. Newman, M. E. J., Girvan, M. Finding and evaluating community structure in networks //Statistical Mechanics (cond-mat.stat-mech); Disordered Systems and Neural Networks (cond-mat.dis-nn) Phys. Rev. 2004. E 69, 026113 DOI 10.1103/PhysRevE.69.026113
____________
1 В данном случае кластер, как отграниченная агрегация взаимосвязанных акторов принимается нами как синоним сетевого сообщества
2 Тезисы сетевой логики созданы на базе математических моделей, ссылки на которые обозначены в тексте, а также выведены из результатов 10 летних исследований различных сетевых сообществ социальных сетей описанных в приведенных здесь монографиях автора.