Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР НЕУСТОЙЧИВОСТИ И УСЛОВИЕ СТАБИЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ» 
Овечкин В.П., Причинин А.Е.

Опубликовано в: Разное

Общество и культура входят в противоречивый полифонический процесс (этап) развития, а ускоряющийся темп и увеличивающийся объем информационных потоков еще интенсивнее влияет на его динамику. Проблемы развития относятся к числу тех, решение которых во многом предопределяет общественный прогресс и не случайно отнесены к важнейшим проблемам воспитания для сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей. Однако, в условиях перехода к постиндустриальному обществу разные подходы к осуществлению и оптимизации процесса развития стали более значимы по своим проявлениям и последствиям, чем прежде. В первую очередь это связано с тем, что технологический прогресс сделал возможным вовлечь в процесс развития общества и культуры множество людей, повысить степень разнообразия подходов и, тем самым, повысить степень неустойчивости развития. Особенно актуальна проблема устойчивого социально – экономического развития для России.

В настоящей работе предпринята попытка описать динамику творческого процесса с синергетических позиций.

Основным аргументом, определяющим нашу позицию, является схожесть творчества с параметрами неустойчивости системы, поскольку для творчества характерны множество стратегий и подходов к построению задач, множество возможных вариантов задач (часто субъективных), множество существенно отличающихся вариантов их решения, неопределенность критериев выбора. Следовательно, творческий процесс нельзя описать и объяснить достижениями известных наук (психология, педагогика, биология и др.), поскольку структура этого процесса отличается от всего изученного до сих пор, а его результат есть некоторый кооперативный эффект действия множества известных и неизвестных факторов. Рассмотрение творчества как сложной, открытой, неравновесной системы, поведение которой не линейно, позволяет объяснить то, что не могли сделать многие науки – как и за счет чего образуются новые идеи. Творчество с позиций синергетики (подходов неклассической физики) не выглядит как «белое пятно», а противопоставление творческого (неустойчивость, неопределенность) и рационального (стабильность, определенность) в соответствии с принципом дополнительности снимается. Теория самоорганизации позволила по-новому увидеть творческий процесс как целостный не разделенный, на части по искусственным признакам.

Синергетический подход позволил выделить этапы творческого процесса (типы самоорганизации):

  • образование структур, в том числе конкурирующих, из первоначально однородной массы (массива) информации. Переход от однородности к многообразию и неопределенности, от неосознаваемого в осознаваемое. Исследование хаоса и выбор.
  • Возникновение неопределенности в форме множества качественно новых информационных структур и выбор некоторых идей (повышение уровня определенности). Проектирование.
  • Возникновение неопределенности способов и средств опредмечивания идей и их выбор. В совокупности эти способы и средства формируют тот облик техногенной среды, который мы сегодня имеем. Конструирование, материализация.

В отличие от этого в настоящее время построение адекватных моделей творчества представляет кардинальную научную проблему во многих областях знаний. Анализ подходов к проблеме творческого процесса показал, что единых позиций по этой проблеме еще не выработано. Многие авторы по теории творчества претендовали на создание некоего универсального алгоритма, однако, последующие исследования в этой области доказывали обратное. Этой проблемой занимаются психологи, педагоги, изобретатели, причем каждая область знаний исследует природу и структуру творческого процесса со своих позиций, которые нередко противопоставляются друг другу. Более того, сейчас нет единого подхода к этому процессу даже в рамках одной области знаний (в психологии это подходы: психоаналитический, гуманистический, психометрический, ассоцианисты, гештальтпсихология). Рассмотрение отдельных компонентов творческого процесса отдаляет их от других его компонентов, что делает такие подходы замкнутыми, и системы в которых реализуются эти подходы перестают быть целостными. Можно лишь отметить, что сходным для всех подходов к процессу творчества является неопределенность, размытость перехода к инсайту, озарению, рождению новой идеи, когда казалось бы из ничего возникает что – либо новое, не существовавшее ранее, когда имеется резко выраженная граница перехода к рождению идеи. Это является признаком слабости любой из существующих теорий творчества.

Фазовые превращения, характерные для переходов на следующий этап могут существовать только в режиме постоянной «подпитки». Переход на следующий этап характеризуется нарастанием флуктуаций, повышением энтропии системы (под энтропией здесь следует понимать меру неизвестности или меру недостатка информации), что является характерным признаком неустойчивости (осознание неполноты существующей информации). Это движение всегда должно преодолевать инерцию и сам человек способен стимулировать эти процессы (например, с помощью методов творчества – методов борьбы с инерцией мышления). Когда количество флуктуаций становиться больше некоторого допустимого, критического (для каждого человека это число каждый раз иное), система становиться неравновесной, достигая точки бифуркации (на первом этапе этой точке соответствует вариант задачи, на втором этапе – вариант идеи, на третьем этапе – вариант исполнения), что можно считать переходом к следующему циклу развития. Отбор идей (рецепция) осуществляется по их ценности. Рецепция информации переводит систему в более устойчивое состояние. Переход с одного уровня рецепции на другой происходит через точки бифуркации, при одновременном повышении ценности информации. А ценность информации определяется по уровню удовлетворения потребностей. Чем более ценная информация создается в системе и чем выше критерии ее отбора, тем выше эта система стоит в иерархической структуре. В условиях перехода к постиндустриальному этапу развития понижение энтропии в диссипативных социокультурных структурах связывается не только с ростом объема информации, но и с ростом ее нравственной и общечеловеческой ценности, тогда как на предыдущем этапе развития (индустриальном) учитывалась ценность информации функционального и эргономического типа, что привело к усложнению техногенной среды и ее информационной перенасыщенности и неустойчивости. У теории самоорганизации в приложении к творчеству огромный потенциал. При этом мы отчетливо понимаем, что в этой сфере деятельности трудно (а иногда невозможно) предложить количественную меру или характеристику процесса, где не отработаны четкие понятия, где действует обилие факторов, в том числе не поддающихся прогнозу.

Будущее России связано с развитием творческой личности. Рассмотрение творческого процесса как сложной самоорганизующейся системы позволит применять динамический подход при его анализе, который ориентирует на использование энергии самоорганизации, направляемой в русло мобилизации творческого потенциала личности без чего невозможно динамическое и устойчивое развитие российского общества.