Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 

Меньшиков И.В., Пермякова Н.В., Сорокина С.А.
Учебно-научный институт развития образования Удмуртского государственного университета Ижевская гимназия №56 2003 г

Опубликовано в: Разное

В рамках традиционной структуры содержания образования получаемые знания носят фрагментарный характер и не ведут к формированию целостной картины мира. Понятно, что без целостности знания нет целостности восприятия, мировоззрения, а, следовательно, и полноценной личности осознающей свою ценность, место и роль в мире.

В рамках метапрограммы в Ижевской гимназии 56 создан проект образовательной программы «Формирование целостной естественнонаучной картины у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы». Почему использовалась синергетическая парадигма?

По мнению В.Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, «…дающему целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога». Синергетический подход эффективно выводит за узкие рамки отдельных наук и предметов, формирует перекрывающиеся «поля» не только в области естественных наук, но между естественными и гуманитарными дисциплинами.

Цели и задачи образовательной программы
Цель:

  • Создание модели организации содержания образования и соответствующих ему форм и методов обучения школьников естественнонаучным дисциплинам на основе эволюционно-синергетической парадигмы, направленной на формирование целостного мировоззрения у социализирующейся личности и расширение ее адаптивных возможностей.
  • Задачи:
  • Интеграция в содержании образования знаниевой структуры по естественнонаучным дисциплинам на принципах синергетики.
  • Интеграция в содержании образования естественнонаучного и гуманитарного знаний на методологических основах синергетики.
  • Поиск форм деятельности учащихся, направленных на развитие у них широких познавательных интересов.
  • Формирование равнопредставленности в знаниевой структуре учащихся культурных феноменов современного общества.

Этапы реализации
Для реализации образовательной программы организуются синергетические классы (см. приложение «Положение о синергетических классах»).

Рассматривая образовательную программу как сложную и нелинейную систему, мы определяем соответствующие этапы ее развития:

I этап
Развитие неустойчивости, возникновение многообразия, как необходимый этап развития любой системы
Что привело к развитию неустойчивости? Существующие проблемы в формировании естественнонаучного мировоззрения школьников, несоответствие традиционной структуры содержания образования и нарастающего содержания культуры. Содержание образования утратило единство и целостность, стало фрагментарным, не способствует адекватному формированию современной картины мира у учащихся, а значит, и успешной социализации личности школьника. Стремление преодолеть это отчуждение привело к тому, что система образования начала создавать внутреннее многообразие, начался поиск нового содержания, адекватного современному содержанию культуры в соответствии с принципами синергетики. Это внутреннее многообразие и становится источником развития системы. Какую деятельность осуществить, чтобы увеличить многообразие? На первом этапе наша деятельность строится по следующим направлениям.

Теоретические семинары для учителей разных предметов. Коллективно создавая образовательную программу, учителя, решают проблемы интеграции, преемственности, непрерывности. Синергетический подход способствует эффективному совместному поиску «полей перекрытия» предметов не только в области естественных наук, но и между естественными и гуманитарными дисциплинами.

Интегрированные уроки и зачеты с использованием понятий эволюционно-синергетической парадигмы. Цель данных урок – интеграция знаниевого содержания по предметам. Тем самым преодолеваются границы между предметами учебного цикла, процесс направлен не на увеличение количества информации, а на построение и изучение их универсальной модели развития.

Спецкурс для старшеклассников, на котором происходит знакомство с основными принципами синергетики: нелинейность, открытость, неравновесность и др. Актуализация получаемых знаний слушателей, осуществляется перенос их на другие области знаний. Процесс общения учителя и ученика носит коллегиальный характер.

Творческая группа «Лаборатория самоорганизующихся систем для старшеклассников», где происходит экспериментальное и вычислительное моделирование процессов самоорганизации сложных систем, получение в качестве результата наглядной модели, которую можно распространить на другие области знаний.

Новая форма деятельности – беседы руководителей образовательных программ с родителями учащихся синергетических классов, знакомство с методологией синергетики в образовании. И как результат — участие родителей в формировании содержания образовательной программы и создании условий для ее реализации.

ЕНОТ (Естественнонаучный образовательный турнир) – новая форма деятельности учащихся и учителей. Турнир охватывает целый комплекс задач, которые относятся к актуальным проблемам современного школьного образования, а именно:

  • Нет узкой специализации в рамках одного предмета. Современное развитие науки и образования формируется с опорой на междисциплинарный синтез не только в естествознании, но и на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов с гуманитарной компонентой общей культуры, осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.
  • Форма ЕНОТа приближена к форме научной конференции, где ученики получают навыки и умения в подготовке и проведении доклада, оппонировании, рецензировании, участии в дискуссии.
  • При подготовке ученики самостоятельно решают поставленные перед ними задачи в рамках творческого коллектива, работают с литературой.

Поэтому данную форму можно считать наиболее приемлемой и адекватной современным условиям и требованиям к междисциплинарной подготовке учащихся.

Таким образом, деятельность на первом этапе реализации образовательной программы направлена на накопление многообразия форм деятельности и содержания.

II этап
структурирование, рост упорядоченности, начало периода устойчивого развития.
«Открытость системы позволяет эволюционировать от простого к сложному, разворачивать программу роста» (В.Г. Буданов). Образовательная программа как открытая система, в которой при накоплении многообразия создаются условия для активного взаимодействия между участниками образовательной программы. Управление взаимодействием как управляющим параметром в системе, может быть осуществлено в различных формах представления результатов деятельности участников образовательной программы на обсуждение коллег. Это приводит к формированию информационной среды, как среды совместной деятельности, упорядочиванию отношений между субъектами образовательного пространства. Поэтому на втором этапе деятельность по реализации проекта направлена на организацию различных форм взаимодействия участников образовательной программы. В соответствии с этим выделим следующие формы деятельности:

Участие в международных, российских, районных, предметных олимпиадах.

  • Участие в дистанционных эвристических олимпиадах (российских и международных). Цель эвристических олимпиад ? выявление творческих способностей учащихся из разных школ и стран с помощью средств электронной почты E–mail и WWW. Эвристическая олимпиада не похожа на обычные предметные олимпиады. Ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое. Участники эвристической олимпиады высказывают собственные версии и суждения, делают открытия, пишут сочинения, выполняют исследования. Изменяется и роль учителя. Учитель вместе с учащимися включается в творческую деятельность.
  • Участие в научно-практических конференциях учителей и учащихся районного и республиканского уровня.
    Это способствует развитию творческих способностей субъектов образовательной программы, актуализации их знаний.
  • Участие в республиканском естественнонаучном образовательном турнире. Это ? качественно новый уровень взаимодействия ученика и учителя.
  • Участие команды учащихся и учителей в Российской конференции «Нелинейные дни в Саратове для молодых. 2000/2001 год». Через общение с учеными происходит погружение в мир науки.
  • Участие в научной организации учащихся Ижевской гимназии 56 (НОУ). Программа деятельности НОУ предусматривает как приобретение учащимися теоретических знаний по научным дисциплинам, так и реализацию практических навыков экспериментально-научного исследования.

Основатель синергетики Г. Хакен, описывая процессы самоорганизации, отмечает, что выбор конфигурации возникающих из хаоса структур является результатом конкуренции возможных форм структур, заложенных в системе. При взаимодействии разнообразных форм, методов, способов, подходов в организации деятельности по реализации ОП, происходит формирование относительно устойчивых форм отношений между субъектами образовательного пространства. Цели программы выступают в качестве системообразующих факторов. Кроме того, при реализации проекта возможно новообразование. В частности, в рамках реализации нашей программы произошло:

  1. Открытие научных школ для учащихся (математическая, экологическая, физическая). Это новый вид деятельности учащихся и учителей и отношений между ними, рассматривающий исследовательский метод как погружение в научно-исследовательскую работу.
  2. Появление новых образовательных программ
    (образовательная программа «Формирование экологического мировоззрения учащихся»).
  3. Создание и проведение синергетического интеллектуального марафона для учащихся.
    Марафон создает условия, позволяющие оценить возможности, в том числе и скрытые, интеллекта каждого участника, широту его знаний, так как в одном задании удается совместить вопросы по нескольким школьным предметам. Школьник, пройдя марафон, выходит более уверенным в себе, с желанием продолжить работу, больше читать, готовиться к участию в следующих соревнованиях.
  4. Ведение учащимися старших синергетических классов кружков и предметных факультативов в младших и средних классах.

Современная социальная среда делает запрос на личность, способную вступить во взаимодействие с ней. И не просто вступить, но из всех возможностей свободы, что среда предлагает личности, выбрать ту, которая оптимально приближает личность к получению полезного для нее результата, не вступая в конфликт со средой. Предварительные результаты показывают, что образовательные программы в синергетических классах, дают возможность развивать самые разные познавательные интересы учащихся, активизировать их мировоззренческий компонент, расширить их адаптивные возможности. Именно этим они отличаются от профильных классов. Такие формы организации, как проблемный семинар, творческая группа способствуют обращению учителя к науке, и инновационной деятельности.

Итогом второго этапа реализации образовательной программы являются следующие результаты:

  1. Экспериментальная работа ведется в едином методологическом пространстве на едином теоретическом основании.
  2. Проведена коррекция содержания программ по предметам естественнонаучного цикла.
  3. Разработаны отдельные темы уроков биологии, химии, физики, астрономии, математики, построенные на принципах синергетики.
  4. В рамках естественнонаучных предметов развиваются методологические и методические подходы к моделированию природных явлений (особенно математическому) как научному методу, как способу познания мира.
  5. Сформированы новые формы учебной деятельности и новые отношения субъектов образовательной программы.

Одним из показателей успешности реализации и эффективности вносимых изменений в содержание образовательной программы являются победы и активное участие учащихся в Международных, Российских, Республиканских олимпиадах.

Высокий уровень качества знаний выпускников по всем предметам – эффект «выравнивания».

На сегодня реализация образовательной программы «Формирование целостности естественнонаучной картины мира у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы» находится на втором этапе развития.

III этап
достижение определенного предела упорядоченности в период устойчивого развития. (Проектный этап)
Предполагает необходимость придания статуса и нормативного оформления найденных форм, методов и содержания образования. Создание условий для сохранения в структуре образовательного пространства как системы отношений многообразия, избыточности и демократичности. Это позволит сохранить устойчивость отношений в сложившейся новой образовательной программе и высокие темпы ее развития. Создается образовательная среда с многовариантным выбором, учитывающая при этом разнообразие индивидуальных и личностных интересов учеников.

Чтобы сохранить способность к развитию, на данном этапе мы предполагаем расширить границы нашей программы, за счет активного включения учителей гуманитарного цикла в деятельность по развитию образовательной программы, а также новых форм деятельности и связей между субъектами образовательного пространства. Это фактически будет означать управляемое возмущение в системе (она открыта для внешних информационных потоков), вновь развитие неустойчивости в ней и переход развития на новый этап.

Таким образом, развитие образовательной программы, в соответствии с принципами синергетики, является динамическим процессом чередования устойчивого и неустойчивого состояния.

Взаимодействие с другими образовательными программами
Взаимодействие образовательной программы «Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы» с другими образовательными программами (ОП):

ОП «Развивающее обучение в среднем звене»
Развивающее обучение (РО) является эффективной базой для применения принципов синергетики в образовании. РО призвано развить теоретическое мышление, навыки сравнительного и сопоставительного анализа, рефлексивные способности и проектную деятельность. В настоящее время апробируется идея развития синергетических принципов в старших классах на базе класса, работающего в среднем звене по программе РО.

ОП «Взаимодействие основного и дополнительного образования»
В рамках образовательной программы учащиеся синергетических классов через научные школы развивают познавательные интересы, экспериментируют, исследуют и проектируют. Кроме этого, учащиеся являются организаторами и руководителями школьных кружков и факультативов.

ОП «Формирование экологического мировоззрения учащихся»
Совместно с данной программой разрабатываются спецкурсы для учащихся «Синергетика и моделирование в экологии». В ходе реализации этапов образовательной программы внутри нее возникают новые образовательные программы, что указывает на ее открытый характер, на ее сложную, нелинейную систему, находящуюся во взаимодействии с другими ОП гимназии, способную к принятию в свою систему новых субъектов и созданию новых отношений.

Список литературы
Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании \\ Философские проблемы образования. М., РАГС, 1996.

Ершов М.Г. Глобальная эволюция мира и роль человека в ней. Пермь, 2001.

Меньшиков И.В. ЕНОТ \\ Республиканский естественнонаучный образовательный турнир. Ижевск, 2000.

Хакен Г. Синергетика. М: Мир, 1980.

Приложение 3

Положение о синергетическом классе
1. Общие положения
1.1.Синергетический класс имеет статус экспериментального класса, работающего по образовательной программе «Формирование естественнонаучной картины мира учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы».

Цели и задачи ОП

  1. Интеграция в содержании образования по естественнонаучным дисциплинам на принципах синергетики.
  2. Интеграция естественных и гуманитарных дисциплин на методологических основах синергетики.
  3. Поиск форм деятельности учащихся на развитие широких познавательных интересов у них.
  4. Формирование в знаниевой структуре учащихся равнопредставленности культурных феноменов современного общества.
  5. Расширение адаптивных возможностей социализирующейся личности.

1.2. Научно-методическое руководство ОП осуществляется научным институтом развития образования, кафедрой инновационных образовательных технологий и систем УдГУ.

1.3. После окончания 11 синергетического класса в период, установленный для итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, для учащихся организуется проведение единых экзаменов для поступления в УдГУ.

2. Организация образовательной деятельности.

2.1. Учебный план для синергетического класса разрабатывается авторским коллективом в составе естественнонаучного комплекса совместно со всеми участниками реализации ОП.

2.2. Учебный план для синергетического класса обсуждается и утверждается на Экспертном совете гимназии.

2.3. В рамках экспериментальной деятельности выполнение требований государственного образовательного стандарта выступает в качестве обязательного минимума.

2.4. Экспериментальная деятельность нацелена на изменение содержания образования, форм и методов, которые обеспечивают более эффективное и качественное усвоение учащимися учебного материала по всем предметам, способствует формированию естественнонаучной картины мира.

2.5. Прием в синергетические классы проводится по заявлению учащихся 8-11 классов по результатам собеседования.