Игорь Евгеньевич Москалев
РАГС при Президенте РФ, зам.зав.каф. организации социальных систем и антикризисного управления, к.ф.н.
В условиях инновационного развития современного общества и нарастания неопределенности социальных изменений возникает потребность в методах диагностики самой социальной среды, прогнозирования будущего и оценки рисков. Однако далеко не всегда компетенция руководителей и лиц, принимающих ответственные решения, позволяет разработать строгие математические модели социальной системы или сформировать запрос на данные исследования специалистам. Решение данной проблемы видится нам в разработке комплекса качественных моделей социальных процессов, позволяющих ухватить основные характеристики социальной реальности, упрощая тем самым сложность и формируя целостный образ, необходимый для адекватной оценки ситуации, принятия управленческих решений, постановки задач на более строгие, количественные исследования
В условиях инновационного развития современного общества и нарастания неопределенности социальных изменений возникает потребность в методах диагностики самой социальной среды, прогнозирования будущего и оценки рисков. Однако далеко не всегда компетенция руководителей и лиц, принимающих ответственные решения, позволяет разработать строгие математические модели социальной системы или сформировать запрос на данные исследования специалистам. Решение данной проблемы видится нам в разработке комплекса качественных моделей социальных процессов, позволяющих ухватить основные характеристики социальной реальности, упрощая тем самым сложность и формируя целостный образ, необходимый для адекватной оценки ситуации, принятия управленческих решений, постановки задач на более строгие, количественные исследования.
Инновации в системах с динамической сложностью трудно предсказуемы, т.к. причины и следствия связаны кольцевым образом и могут быть несопоставимы по своим эффектам. В то же время синергетические методы моделирования социальных процессов позволяют перевести неопределенность в риски, выявить спектр аттракторов системы, проиграть сценарии, определить новые смыслы и управленческие стратегии.
Поскольку сложная нелинейная динамика социальных процессов не позволяет строить однозначных долгосрочных прогнозов в классическом понимании, то речь может идти скорее о выявлении возможных сценариев и тенденций. При этом модель выполняет важную коммуникативную функцию, являясь универсальным языком описания социального процесса, обеспечивающим возможность конструктивного диалога экспертов. Другое значение моделей заключается в наработке профессиональной интуиции специалиста, принимающего управленческое решение. На наш взгляд, речь здесь идет о сложном сопряжении конструктивной и прогностической функций модели, поскольку модель становится своеобразным параметром порядка для лица, принимающего решение, и определяет его видение ситуации. Мы, как включенные наблюдатели социальной системы, не только прогнозируем возможный ход событий, но и актуализируем возможные сценарии, запускаем самооправдывающиеся прогнозы и механизмы социальной рефлексии.
Один из известных методов моделирования заключается в построении диаграммы факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на целостность социальной системы, возможности ее развития, качество жизни граждан.
Диаграмма показателей удовлетворенности социальными потребностями.
Модель, представленная на рис. 2, отражает нашу гипотезу об основных факторах развития социальной системы, выраженных в показателях удовлетворенности социальными потребностями. В качестве эталонного состояния мы можем принять внешний контур полученного профиля, соответствующий 100%-ой удовлетворенности каждым фактором. Однако данное эталонное состояние может быть откорректировано с учетом региональной специфики и некоторых ситуационных факторов. Количественные оценки показателей модели могут быть получены как методом экспертных оценок, так и методом социологического опроса.
Данная модель позволяет учесть в процессе разработки и реализации реформы наиболее проблемные с точки зрения развития социальной сферы направления, которые могут быть как непосредственными целями реформы, так и источниками рисков.
Одним из наиболее простых с точки зрения технологии реализации, но в то же время позволяющим наглядно представить не только основные факторы социальной среды, но и структуру их взаимосвязей, является метод когнитивного моделирования. Суть метода состоит в том, что группа экспертов выделяет наиболее значимые факторы наблюдаемого процесса, а также анализирует возможные взаимосвязи между ними. Зависимость между факторами может быть как прямой (когда увеличение одного фактора влечет к увеличению другого), так и обратной (увеличение одного фактора приводит к ослаблению другого). В дальнейшем могут быть получены оценки силы влияния каждого фактора. Данная конфигурация отображается в виде ориентированного графа (см. рис. 1).
Рис. 1. Когнитивная модель среды реформы социальных льгот.
При выделении ключевых факторов, определении силы и характера их взаимосвязей можно воспользоваться как методом статистического факторного анализа данных, так и методом экспертных оценок.
Метод когнитивного моделирования позволяет отразить сам способ мышления субъекта моделирования. Наибольшую ценность он представляет в процессе коллективного анализа и принятия решения.
При построении когнитивной модели необходимо следить за тем, чтобы количество рассматриваемых факторов было минимальным (не более 12), т.к. чрезмерная сложность модели не позволит эксперту выделить наиболее значимые механизмы и взаимосвязи
Рис.3. Факторы, влияющие на увеличение конкурентоспособности новации 1 по отношению к новации 2.
Некоторые качественные закономерности поведения социальных систем могут быть изучены также на модели теории катастроф. Для описания процесса сопротивления изменениям (например, государственным реформам) предлагается рассмотреть модель катастрофы «сборка». Общество, которое не имеет выбора между альтернативами принятия или непринятия условий реформы, в определенной степени можно считать закрытым, поскольку любое отклонение в поведении трактуется как выход за границы управления и порядка, что с необходимостью предполагает включение стабилизирующих и пресекательных механизмов. В этом смысле модель «тюремных бунтов» Т.Постона и И. Стюарта позволяет найти интересные аналогии с реальными спонтанными процессами в социальной среде государственных реформ.
Рис. 2 Катастрофа «сборки». Модель Т.Постона и И. Стюарта
Разобщенность характеризуется отсутствием объединяющего людей лидера или наличием конфликтующих социальных групп. Причем в случае высокой разобщенности ситуация является неустойчивой, т.к. источник напряжения внутренний и может привести к всплеску протестного поведения и без специального направленного воздействия со стороны внешней среды. Однако при определенном внешнем воздействии, выражающемся в виде реформы, не учитывающей интересы некоторых социальных групп, возникает дополнительное напряжение, которое может быть как скрытым (латентным), так и явным, выражающимся в различных формах протестного поведения.
Это состояние опасно своей непредсказуемостью и неуправляемостью. После прохождения точки бифуркации в системе возникают необратимые изменения, нарушающие внутренние структуры самой системы. Система переходит на новый уровень развития, т.е. становится другой. Здесь перестают работать сугубо поведенческие модели, предполагающие возможность управления через однозначную связь между стимулом и реакцией, поскольку система изменяется на когнитивном уровне, она аккумулирует весь полученный опыт и сохраняет его на уровне социальной памяти, что проявляется в неоднозначной реакции системы на одни и те же управленческие воздействия.