Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА» 
С.А. Махов

С.А. Махов — институт прикладной математики им. М.В. Келдыша

Идее устойчивого развития скоро будет 20 лет. Несмотря на столь длительный промежуток времени, прошедший с момента доклада Гру Харлем Брундтланд «Наше общее будущее», все еще нет общепринятого научного определения устойчивого развития: ученые различной специализации склонны понимать этот термин по-своему. Одни ставят во главу угла обеспеченность ресурсами, другие – состояние окружающей среды, третьи – социальную справедливость, и т.п. Одним словом, спектр довольно широк, чему способствует нечеткость первоначального определения, носящего скорее операциональный, чем аксиоматический характер. Между тем основная проблема, стоящая перед современным миром – выстраивание долговременной стратегии развития, не допускающей коллапса мировой системы на всем интервале прогнозирования. Для этой цели существенно определение спектра возможных путей развития. С этой точки, зрения важно выделить параметры порядка – те медленные переменные, под поведение которых будут подстраиваться остальные.

Читать текст (PDF)