Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"
Осенняя Сретенская конференция 17-18 ноября 2025г.

«Никита Николаевич Моисеев и военные технологии» 
Г.Г. Малинецкий.

Никита Николаевич Моисеев — советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик АН СССР (1984; РАН с 1991) и ВАСХНИЛ (1985; затем РАСХН)[1]. Основатель и первый декан ФУПМ МФТИ (1969). Основатель и руководитель ряда научных школ. Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 научных и научно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др. Руководитель исследований по разработке математической модели экологических последствий ядерной войны (т. н. «ядерная зима»), ставших широко известными в мире[2] и повлиявшими на заключение договоров между СССР и США об ограничении гонки ядерных вооружений.

Параметры порядка.

 

Туман… Тамань…
Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!
И Лермонтов один выходит на дорогу.
Серебряными шпорами звеня.
(Георгий Иванов, 1918).

Мне посчастливилось много раз слушать, беседовать, спорить, ссориться и мириться с выдающимся математиком, философом, мыслителем Никитой Николаевичем Моисеевым. Он был очень искренним, открытым, веселым собеседником. С одной стороны, он легко формулировал и отстаивал свои суждения, с другой стороны, он умел любоваться сильными и оригинальными возражениями оппонента.

Он часто повторял мысль, которая вошла и в его замечательную книгу «Как далеко до завтрашнего дня» в такой форме: Действительно, в жизни мне удивительным образом помогал счастливый случай. И даже тому, что имею возможность говорить об этом, я обязан череде случайностей. Я много занимался проблемами самоорганизации и знаю, что неопределенность и случайность пронизывают весь мир, весь Универсум, от процессов микрофизики элементарных частиц до одухотворенной деятельности человека. Но тем не менее та цепь случайностей, благодаря которой я могу работать над этой книгой, кажется порой фантастической» [1, c.12].

Это восприятие жизни как огромной удачи, как удивительного приключения очень помогала и самому Никите Николаевичу, и его научной школе, и коллегам, занимавшимися прикладной математикой.

Но это только одна сторона реальности. Есть и другая. Теория самоорганизации или синергетика (этот термин происходит от сочетания двух греческих слов «совместное» и «действие») ищет ведущие, ключевые переменные, которые со временем начинают определять динамику остальных процессов. Эти переменные называют параметрами порядка. На мой взгляд такими параметрами в жизни Никиты Николаевича были защита Отечества, разработка военных технологий, подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и управление рисками использования систем вооружений, которые создало человечество.

Судите сами, – в Великую Отечественную войну он был задним стрелком на самолете-штурмовике «Ил-2», который немцы называли «черной смертью». Первые его научные работы были связаны с задачами, возникающими при повышении точности наведения снарядов. Докторская работа была связана с анализом колебаний межконтинентальных баллистических ракет с неполными баками горючего. Он создал удивительный и прекрасный факультет управления и прикладной математики в Московском физико-техническом институте, созданном для подготовки кадров ОПК. Н.Н. Моисеев не раз с гордостью говорил мне, что в его отделении в Вычислительном центре АН СССР (к сожалению, ликвидированном, как и Академия наук (1724-2014) в нашем Отечестве) временами одновременно выполнялось около 30 оборонных проектов.

С этой логикой Никита Николаевич не спорил, а обычно отвечал перефразированным выражением из фильма «Праздник святого Иоргена»: «В профессии жулика и ученого самое главное – вовремя смыться». Действительно, Никита Николаевич внес глубокий оригинальный вклад во множество направлений и научных дисциплин – механику и асимптотический анализ, оптимальное управление и системный анализ, авиацию и космическую технику, экономику и экологию, математическую историю и теорию международных отношений, государственное планирование и философию. Тем не менее, красной нитью через все эти направления проходила оборонная тематика. Именно ей в его и нашей жизни посвящены эти заметки.

Но стоит ли ворошить «дела минувших дней, преданья старины глубокой»? Конечно стоит! Недавно я побывал в здании Вычислительного центра АН СССР (ВЦ), которому Никита Николаевич отдал значительную часть своей творческой жизни, его отделение в лучшие годы занимало целый этаж, а сейчас запертые двери, всего несколько сотрудников на местах и даже столовая, которой всегда гордился ВЦ, закрыта. И дирекция объясняет заведующему отделом математического моделирования, что толку в этом моделировании никакого нет, и его с легкостью заменит искусственный интеллект. Желательно, чтобы сотрудники этого отдела потихоньку уволились. Но те, кто не готовы внять мудрому голосу дирекции, должны сидеть на работе от сих до сих, но если кого-то на месте не будет, то его зарплата будет уменьшена на ту долю времени, которую он «прогулял».

В МФТИ на том самом факультет управления и прикладной математики, который он создавал (ФУПМ) (Впрочем, факультетов в МФТИ уже нет, а есть «школы») огромным усилием многих людей удалось сохранить одну (!) группу студентов, которых будут учить математическому моделированию.

Поэтому самое время напомнить о победах нашего Отечества, о роли науки в целом и моделирования в частности в этих победах и о делах и идеях Никиты Николаевича. В его судьбе, как в кристалле, отразилось то великое, прекрасное и суровое время.

Авиационный императив.

 

У природы нет плохой погоды, а у летчиков есть всепогодные истребители.
Поговорка советских военных летчиков.

Научные, инженерные, технологические новинки в первую очередь воплощаются в военной технике. Именно там, где роль идет о жизнях людей, небольшое преимущество может оказаться решающим.

Эти реалии понимало советское руководство. На заседании Главного военного совета 13.01.1941, на котором критиковались руководители, отстаивавшие создание крупных пехотных дивизий на конной тяге, Сталин сказал: «Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей». Эту мысль он считал важной, повторил её 07.11.1941 в газете «Правда» и в ряде других выступлений [2].

Понимание, что необходима форсированная модернизация и выход на уровень ведущих стран появилось уже в 1930-х годах. В газете «Правда» от 05.02.1931 Сталин писал: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут… Говорят, что трудно овладеть техникой. Неверно! Нет таких крепостей, которых большевики не смогли бы взять. Мы решили ряд труднейших задач. Мы свергли капитализм. Мы взяли власть. Мы построили крупнейшую социалистическую индустрию. Мы повернули середняка на путь социализма. Самое важное в точки зрения строительства мы уже сделали. Нам осталось немного: изучить технику, овладеть наукой. И когда мы сделаем это, у нас пойдут такие темпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать» [3].

Все сказанное в полной мере относилось к обороне страны и ясному пониманию того, что происходит революция в военном деле.

По оценке экспертов около трети военного бюджета СССР перед войной тратилось на развитие авиации. Переход к новому поколению техники ставил сложные научные, инженерные, организационные задачи.

В конце 30-х годов политическое и военное руководство страны пришло к выводу, что в будущих конфликтах будут нужны самолеты штурмовой авиации для поддержки сухопутных войск на поле боя, своеобразная «летающая артиллерия». Эта идея была воплощена в самолете ИЛ-2, разработанном в конструкторском бюро Сергея Илюшина (1874-1977). Этот штурмовик наряду с танком Т-34, установкой залпового огня «Катюша», автоматом ППШ стал одним из символов победы Красной армии. С 1941 по 1945 год было выпущено 36 тысяч таких самолетов, что позволяет считать ИЛ-2 самым массовым боевым самолетом в истории. Они действовали на высотах от 20 до 50 метров.

Советский авиаконструктор Александр Яковлев, являвшийся во время войны заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, писал об ИЛ-2: «Мысли о создании бронированного штурмовика-истребителя танков и живой силы противника с воздуха – не пришла в голову ни одному авиационному конструктору мира, кроме Илюшина».

Уничтожать танки противника на марше, на подходе к фронту, на исходных рубежах легче и эффективнее, писал немецкий генерал Вальтер Швабедиссен: «Агрессивность советских летчиков-штурмовиков также заслуживает особого упоминания. То хладнокровие, с которым они осуществляли свои атаки, было просто удивительным» [4]. Наркомат обороны СССР 19.08.1941 издал приказ, согласно которому звание Героя Советского Союза присваивалось пилоту штурмовой авиации за 30 боевых вылетов. В октябре 1943 года с появлением двухместного ИЛ-2 это количество увеличили до 80 вылетов.

Именно в кабине заднего стрелка и воевал Никита Николаевич. Немцы называли ИЛ-2 «бетонным самолетом», «черной смертью» или «чумой». Риск боевой работы был очень велик – за годы Великой Отечественной войны было потеряно более 23 тысяч штурмовиков, из них 11480 машин были сбиты в бою…[4].

Никита Николаевич был инженером полка по вооружению и в полной мере осознавал ключевое значение военных технологий.

К сожалению, история повторяется. Мир идет к следующей мировой войне и вновь происходит революция в области военной техники. Щит соперничает с мечом. Ракеты, сбивающие самолеты, в сотни раз дешевле машин, которые они поражают. Поэтому самолеты вынуждены летать достаточно далеко от линии боевого соприкосновения (ЛБС) и, конечно, не залетать на территорию, занятую противником.

Та же ситуация с танками, которые поражаются ракетами, стоящими в сотни и тысячи раз дешевле их. Поэтому им и приходится стрелять с закрытых позиций, выполняя роль артиллерийских орудий.

Многие эксперты сравнивают боевые действия, ведущиеся в рамках специальной военной операции (СВО), с Первой мировой войной с применением беспилотников. Эти аппараты сделали поле битвы «прозрачным». «Беспилотье» стремительно развивается, повторяя вехи, которые «большая» авиация прошла в годы Первой мировой войны – появились разведчики, истребители, бомбардировщики, осваиваются разные высоты и дальности полетов…Счет пошел на миллионы. На каждого солдата уже приходится по несколько беспилотников.

Заметим, что первый беспилотный аппарат появился в СССР в 1968 году. И при иной технологической политике и стратегическом прогнозе развитие систем вооружений мы были бы лидерами и «законодателями мод» в этой очень важной области.

И здесь мы сталкиваемся с проблемой, о которой много раз говорил мне Никита Николаевич – с проблемой «сильного заказчика». Его коллектив много и плодотворно работал с конструкторским бюро П.О. Сухого. Без этой активной совместной работы, наверно, не появился бы такой замечательный самолет, как СУ-27. Слова «сильный заказчик» в устах Н.Н. Моисеева по отношению к П.О. Сухому и нескольким его заместителям были очень высокой похвалой.

Чтобы всё стало ясно, объясню, что значит «слабый заказчик». Это человек, который, как купец, приезжает на выставку или демонстрацию военной техники и говорит: «Это мне подходит, это мы возьмем». Когда речь заходит с ним об исследованиях, прикладной науке или опытно-конструкторских разработках он отказывает: «Всё сами сделайте. Потом покажете мне, и если мне понравится, то я это у вас куплю». Понятно, что при таком подходе нового современного оружия не создать. Кроме того, слабый заказчик говорит, что ему нужен танк, пулемет или самолет, не объясняя для решения каких задач всё это будет применяться. Дело в том, что не раз и не два бывало, что, разобравшись в задачах, которые хотят решать военные, ученые и инженеры предлагали более эффективные и дешевые инструменты, позволяющие гораздо лучше сделать планируемое.

Совместная работа с сильным заказчиком может привести и много раз приводила к выдающимся результатам. Но сильный заказчик это профессионализм, готовность а показу нового, понимание необходимости совместной работы с исполнителем и, наконец, ответственность и возможности создавать, а не следовать трафаретам и повторять «лучшие зарубежные практики».

Сильного заказчика найти нелегко. Но Никите Николаевичу и тут повезло – в ряде важных и ответственных работ у его научной школы такие заказчики были.

Кадры, которые решают все. 

И две тысячи лет – война.
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
В. Цой.

Президент Московского государственного университета (МосГУ) Игорь Михайлович Ильинский говорит: «Спасем молодежь – спасем Россию». С этим трудно не согласиться. Но ведь молодежь убеждают не конкурсы, слеты, концерты, лекции. Она должна ясно представлять положение страны, причины ситуации, в которой она оказалась в таком положении, и свои задачи. Вспомним «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Строгий и взыскательный воспитатель достиг выдающихся успехов в работе с бывшими беспризорниками, потому что у него за спиной был образ светлой и манящей реальности, в которую хотели прорваться эти ребята и которую они были готовы поддержать и строить. Кроме того, они верили своему учителю, у которого слова не расходились с делом, не было ритуальных фраз, которые ничего не значат, и все возникавшие вопросы можно было решать по существу.

Именно выросшая и воспитанная в советские годы молодежь, связывающая свою жизнь со своим Отечеством, и спасла страну в Великой Отечественно войне. Посмотрим, сколько лет было 1941 году было ряду людей, определивших историю: И.В. Сталин – 63 года, Г.К. Жуков – 45 лет, К.К. Рокоссовский – 45 лет, Ф.Ф. Устинов – 33 года, А.А. Громыко – 32 года, И.В. Курчатов – 38 лет, М.В. Келдыш – 30 лет.

Эксперты утверждают, что в СССР в начале 1930-х годов спецслужбам было поручено найти талантливых людей в разных сферах деятельности. По сути, готовился кадровый резерв. И этим людям очень многие доверяли. А.А. Громыко с 1939 по 1943 год – советник полномочного представительства (аналог посольства) СССР в США. Позже западные политики назовут этого выдающегося дипломата «господином «нет»». С 1941 по 1946 годы Дмитрий Федорович Устинов был наркомом вооружения СССР.

Директор одного из оборонных заводов рассказал мне следующую историю об этом человеке. С началом войны директор одного оборонного предприятия пришел на прием к Устинову с десятком страниц, на которых было написано, что нужно его заводу для эвакуации и устройства на новом месте. Устинов внимательно выслушал его и далее состоялся примерно такой диалог.

– Сейчас идет война, и я не могу дать вам то, что вы считаете необходимым.

– Так вы мне ничем не поможете?

– Помогу.

И Устинов передал директору блокнот, на каждой странице которого внизу была его подпись.

– Делайте то, что считаете необходимым. Но через три месяца ваш завод должен выпускать снаряды.

Эвакуация предприятия прошла успешно, и действительно через три месяца завод начал отгружать снаряды.

Развитие отрасли, в том числе и оборонной, это, прежде всего, кадры и молодежь, которая открыта новому, готова идти вперед, увлечена своим делом и готова выдерживать сверхнагрузки. Никита Николаевич пишет: «В 1955 году я был назначен деканом аэромеханического факультета Московского физико-технического института. На этом факультете готовили специалистов для работы в аэрокосмической промышленности. Наши выпускники шли в самые престижные конструкторские бюро, работа в которых требовала очень хорошей подготовки. Надо сказать, что и учили мы их соответственно, по настоящему!… Технические успехи пятидесятых и шестидесятых годов я связываю, прежде всего, с превосходством наших инженерно-технических кадров. Качество подготовки молодых специалистов во многом компенсировало плохую организацию, отраслевой монополизм и лень чиновного аппарата…» [1, c.14].

Физтеху есть чем гордиться. Этот институт был создан после войны для подготовки кадров отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Среди его выпускников более 50-ти стали член-корреспондентами и академиками Академии наук (1724-2014), что показывает большие профессиональные успехи тех, кто его кончил.

Такой же путь прошла советская атомная промышленность, в которой работало более 800 тысяч человек. Для его развития было создано Министерство среднего машиностроения. Для срочной подготовки кадров (страна создавала атомную бомбу!) набирали отличников, заканчивавших инженерные вузы, полгода учили их на пределе возможностей, а затем направляли работать в отрасль. Результаты налицо – СССР, несмотря на огромные потери в войне, создал ядерное оружие за тот же срок, что и Соединенные Штаты, находившиеся совсем в других условиях…

Однако подготовка кадров требует масштабных задач, перспектив для роста и перспективы… Мне довелось не один десяток лет преподавать на кафедре прикладной математики МФТИ, базовой организацией которой был Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша Академии наук. С грустью я наблюдал, как слабеет подготовка студентов и их желание достать звезду с неба. Причина – недооценка руководством страны ключевого значения крупных научно-технических проектов… Будем надеяться на перемены к лучшему. Военно-политические угрозы к этому обязывают.

Ключевым фактором является доля людей в обществе (в том числе и молодых), которые связывают свою судьбу с Россией. И здесь есть большие задачи в изменении общественного сознания. Индикатором, показывающим, что не всё идет так, как хотелось бы, является число покинувших Россию с началом СВО.  Журнал «The Economist» оценивает это количество в интервале от 817 до 922 тыс. человек. Наибольшее количество эмигрантов приняли Казахстан, Сербия и Армения. В июне 2023 года В.В. Путин заявил, что примерно половина уехавших вернулась в Россию: «Я здесь не вижу ничего плохого. Пускай люди поживут там, где они считают нужным, поработают. 50% по нашим скромным подсчетам, тех, кто выехал, уже вернулись. Этот процесс продолжается» [5].

Беседы с несколькими вернувшимися показывают, что они на своем опыте убедились в правоте слов, звучавших в песне А.Н. Вертинского [6]

Тут шумят чужие города,
И чужая плещется вода,
И чужая светится звезда…

……………………………

Тут живут чужие господа,
И чужая радость и беда.
И мы для них чужие навсегда!…

Логика технологических укладов. 

Если что-то работает, то оно уже устарело.
С. Бир

Отлаженные программы никому не нужны.
Заповедь программиста.

Выдающийся русский экономист Н.Д. Кондратьев (1882-1938) выявил цикличную регулярность экономического роста и спада, определяемую развитием научно-технического прогресса. Эту теорию дополнил С.Ю. Глазьев, связав кондратьевские волны, занимающие 40-60 лет, со сменой технологических укладов.

Смена укладов в этой логике происходит за счет внедрения изобретений, инноваций, новых технологий. Войны, кризисы, революции во многом определяются динамикой кондратьевских циклов. Война «сжигает» старую промышленность, создает новую, ускоряет научно-техническое развитие. То, на что в мирное время отводились годы, в военное время часто занимает месяцы – противники жестко конкурируют друг с другом в производстве современных вооружений.

В этой логике [8]:

III технологический уклад 1880–1930:

главные отрасли – тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность;

IV технологический уклад 1830–1970:

главные отрасли – автомобилестроение, цветная металлургия, нефтепереработка, полимеры, ядерная энергетика;

V технологический уклад 1970–2010:

главные отрасли – электроника и микроэлектроника, информационные технологии, генная инженерия, программное обеспечение, телекоммуникации, освоение космического пространства;

VI технологический уклад 2010 – 2050:

Картина здесь формируется. Происходит «пересдача карт истории». Выясняется, какие отрасли станут ключевыми. Среди кандидатов биотехнологии, компьютерные технологии, включая искусственный интеллект (ИИ), новая медицина, нанотехнологии, высокие гуманитарные технологии, новое природопользование, квантовые технологии, ряд других.

Истинный смысл сталинских пятилеток – максимально использовать возможности III и IV технологических укладов для индустриализации страны и укрепления её оборонного потенциала. С данной задачей Советский Союз справился, и именно это определило нашу победу в Великой Отечественной войне.

В ходе развития технологического уклада, формируется научное сообщество, обеспечивающее его научную поддержку. Во главе угла в XX веке оказались выдающиеся ученые, занимавшиеся газовой динамикой, гидродинамикой, атомными процессами и приложением этих новых знаний в перспективных образцах техники. В это число входил и Никита Николаевич Моисеев. Как бы ни были велики достижения и заслуги отдельных исследователей, решающим оказывается совместная работа сообщества ученых, способных взять из выдвинутых идей лучшее, развить их и воплотить в реальные конструкции, алгоритмы, стратегии.

Поэтому о людях, формировавших это сообщество, тоже следует сказать несколько слов. Отцами-основателями ИПМ были академики Мстислав Всеволодович Келдыш – выдающийся математик, механик, организатор науки, которого также называли «главным теоретиком космонавтики»; Главный конструктор, основоположник нашей космической отрасли Сергей Павлович Королев, ведущий ученый в создании атомной бомбы и атомной энергетики Игорь Васильевич Курчатов.

Мозговым центром, где проектировались, исследовались и совершенствовались советские самолеты, многие годы был Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ). Его сотрудникам удалось решить много сложных задач, находящихся на переднем крае науки и инженерной мысли. Одна из них связана с флаттером (от англ. Flutter – трепетать, дрожать, порхать) – неустойчивостью, с которой столкнулись авиаконструкторы в предвоенные годы, стремясь увеличить скорость боевых машин. В ходе внезапно возникающих колебаний самолет стремительно рушился и пилот погибал. Речь шла о диверсиях, ошибках конструкторов, неумении пилотов. Откладывать проблему нельзя – война на пороге, а скорость – безопасность машин и шансы на победу в будущих поединках. За эти работы отвечал Л.П. Берия. И на одно из совещаний по проблема флаттера у него сотрудники ЦАГИ взяли М.В. Келдыша, наверно, для того, чтобы показать, что молодёжь тоже работает над этой проблемой.

В середине «разноса», который устраивал Берия, этот молодой человек встал и сказал, что товарищу народному комиссару не следует беспокоиться, что проблема флаттера решена.

Наступила мертвая тишина и Берия спросил: «Вы понимаете, какую ответственность вы на себя берете?». «В полной мере», – последовал ответ. Келдышу удалось построить удивительно простую и эффективную модель этой неустойчивости, заменив самолет несколькими грузиками, соединенными пружинами. Оказалось, всё дело в резонансе, связанном с аэроупругостью. Набегающий поток при таких скоростях вызывает колебательное движение воздушных масс, которые находятся в резонансе с собственными колебаниями самолета.  И от последних можно избавиться, например, сделав хвост тяжелее и выведя конструкцию из опасной зоны. В дальнейшем советские боевые самолеты считали «на флаттер», пользуясь подходом Келдыша. С той же задачей столкнулись немцы, но они построили слишком сложную модель и не смогли с ней справиться. Им приходилось продувать копии самолетов, чтобы изучить эту неустойчивость в аэродинамической трубе, что требовало гораздо больше времени и усилий.

Докторская диссертация Никиты Николаевича была посвящена важной проблеме, возникшей при разработке межконтинентальных баллистических ракет. Она была связана с анализом колебаний этой ракеты, когда баки уже не были полны горючим. Очень интересная и красивая математика. Впрочем, и инженеры работали над этой проблемой, меняя конструкцию ракеты. В конце концов, именно их подход и сработал. Тесная связь в совместной работе с инженерами была принципом Никиты Николаевича и многих других выдающихся ученых того времени.

Именно на семинаре у М.В. Келдыша Н.Н. Моисеев и докладывал свои результаты. Об этом он пишет так: «Мстислав Всеволодович находился тогда в зените научной славы. Он ещё не стал Президентом союзной академии так же как Королев ещё не был Главным конструктором. Но ряд блестящих работ по теории несамосопряженных операторов выдвинул его в число самых «острых» математиков «сборной команды мира по математике». В тот год ему исполнилось только-только 40 лет.  Но он был уже действительным членим Академии наук Союза и директором организующегося Института прикладной математики.

Келдыш славился удивительной сообразительностью. Во время семинаров он понимал суть дела не только быстрее всех в аудитории, но, как мне кажется, быстрее самого докладчика…

Весь семинар продолжался около часа. В результате Мстислав Всеволодович был очень лаконичен: «Теорема простая, но полезная. Могу ваше сообщение представить в Доклады… Готовьте текст» [1, c.126,127].

Удивительна научная смелость людей, ковавших ракетно-ядерный щит нашей страны. Группу инженеров после войны послали в Германию, чтобы ознакомиться с производством ракет «Фау-2». Затем эту группу принял Сталин. Как рассказывали наши ветераны, перед ними положили на столе проекты межконтинентальной баллистической ракеты, первого спутника, корабля, который долен был доставить человека в космос, полета на Луну и на Марс. Сталин посмотрел, послушал инженеров и спросил: «Кто всё это придумал?» И все отошли от стола кроме одного человека – Сергея Павловича Королева. Далее Сталин, как говорили, сказал следующее: «У нас будет и межконтинентальная ракета, и первый спутник, и первый человек в космосе будет советским. Наверно, и на Луне мы будем первыми. Но сейчас я попросил бы максимально точно повторить ракету «Фау-2», используя отечественные комплектующие. Срок выполнения задания – один год».

Ученые были огорчены тем, что их мечте не поверили, но задание выполнили. «Фау-2» – сложное сооружение, состоящее из 30 тысяч отдельных деталей, длина проводов её электрического оборудования превышала 35 километров, при производстве ракеты немцы использовали 86 различных марок стали.

В СССР предстояло создать новую отрасль промышленности, чтобы сделать подобную ракету и другие подобные конструкции: «Промышленность Советского Союза была способна заменить аналогичными по свойствам сталями только 32 марки. По цветным металлам дело обстояло ещё хуже – для 59 марок подобрали лишь 21 аналог. Ещё большие проблемы оказались в группе неметаллов: резины, прокладки, пластмассы, уплотнения, изоляторы. Проблемы при копировании «Фау-2» возникали буквально с каждым материалом, с каждой технологической операцией, включая сварку» [9].

Удивительно быстро воплощались научно-технические проекты в то время. Космодром Байконур был построен за 1,5 года. Половина строивших его участвовали в Великой Отечественной войне. Строители понимали, что строят щит и меч нашей страны.

Ныне картина иная. Один из руководителей космической отрасли новой России объяснял в своё время, что космодром Восточный будет строиться всегда, а президент РФ сетовал на фантастические масштабы коррупции при строительстве этого объекта.

Повторение «Фау-2» позволило освоить несколько систем, которых не было у отечественных конструкторов, и дало начало развитию космической отрасли. На её взлете в этой сфере работало 1200 заводов и около 1,5 миллионов человек.

В 1953 году в КБ Сергея Королева был разработан эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия массой до 170 т. с отделяющейся головной частью массой 3 т. и дальностью 8 тыс. км. – знаменитая ракета Р-7. Именно она 04.10.1957 вывела на орбиту первый спутник. Именно она подняла в космос «Восток» Гагарина и затем станцию «Луна-9». 20.01.1960 в СССР на вооружение была принята первая в мире межконтинентальная ракета Р-7.

Никита Николаевич рассказывал мне, что после защиты диссертации он пришел к М.В. Келдышу и спросил, где его работа может принести наибольшую пользу Отечеству. Келдыш ответил: «В Институте прикладной математики и так всё живо и интересно. Важно, чтобы Вычислительный центр не «засушили». Поэтому я советую Вам пойти работать туда».

Вычислительный центр Академии наук – яркая страница в истории ответственной науки. Модели, созданные там, предложенные в нем алгоритмы, программные комплексы открыли новые горизонты и сделали нашу страну сильнее. В течение многих лет этим центром руководил Анатолий Алексеевич Дородницын (с момента основания в 1955 году по 1989 год), который позже был назван его именем. С 1941 года до конца жизни он работал в ЦАГИ. Он выполнил основополагающие исследования в области больших дозвуковых и сверхзвуковых скоростях. В самые тяжелые военные годы он и его коллеги по ЦАГИ смотрели в будущее и руководствовались императивом: «к звуку, к сверзвуку». Эти работы позволили преодолеть барьеры, возникавшие при проектировании сверхзвуковых самолетов. Эти работы были трижды отмечены сталинскими премиями (1946, 1947, 1951).

Один из результатов этих работ – создание в нашей стране в 1954 году легендарного сверхзвукового самолета «МИГ-19», по западной классификации «Фармер». У земли истребитель разгонялся до скорости 1100-1150 км/час, на высоте – до 1400, практический потолок – 17,2 км. Дальность с подвесными баками 2200 км. Этот самолет был закупен 20 странами и успешно проявил себя в воздушных боях [11]. Удивительно, но некоторыми странами этот самолет, созданный 70 лет назад, эксплуатируется до сих пор»! Более того, конструкторы Китая рассматривают его как основу для определенного класса беспилотников [12].

При прохождении звукового барьера происходит много удивительных вещей. Например, наблюдается сильнейший удар, не полезный для самолета и пилота. На носу у МИГ-19 длинная острая игла – результат решения проблемы учеными. Построенные модели показали, что именно она поглощает значительную часть энергии потока, позволяя сберечь самолет.

Академик Дородницын писал: «В первые послевоенные годы, когда на нас (цагистов) свалились совершенно новые задачи: сверхзвуковая авиация, ракетная техника, которой до этого лишь в фантастических романах занималась писатели-фантасты, когда не было никаких экспериментальных установок, которые позволили бы экспериментально определить характеристики новых объектов…

Если бы сказать американцам, на каких жалких экспериментальных установках мы проводили экспериментальные исследования ракет (в действительности, лишь проверяли, не ошиблись ли мы грубо в наших теоретических расчетах), они бы никогда не поверили, что таким образом у нас были созданы первые межконтинентальные ракеты и запущен первый спутник.

А сейчас приходится задавать себе вопрос. Зачем мы не жалели своих сил? Для чего мы работали по 12-14 часов в день, часто без выходных? Принесли ли мы своим тяжелым трудом хоть какую-либо пользу своему народу, или весь наш труд пошел на укрепление власти бесстыжей, лицемерной, жадной, властолюбивой мафии» [13, c.43,44].

Много лет А.А. Дородницын был директором ВЦ, а Н.Н. Моисеев – его заместителем. У них были не простые отношения, и порой они, как говорил Никита Николаевич, по полгода не видели друг друга. Важно подчеркнуть, что эти два выдающихся специалиста по математическому моделированию, во многом трудившиеся в интересах ОПК, развивали разные подходы и науки.

А.А. Дородницын считал, что принципиально рассчитывать, проектировать, совершенствовать самолеты и ракеты, создавать и применять вычислительную технику в стране.

Н.Н. Моисеев рассматривал войну как серьезный экзамен, победа в котором определяется не только вооружениями, но и многими другими факторами – стратегией, экономикой, подготовкой специалистов, духовным строем общества, долей людей, готовых отстаивать своё отечество.

Эти подходы дополняли друг друга и их взаимодействие превратило ВЦ в один из ведущих научных центров страны. Очень жаль, что его уже нет…

В этой же логике Никита Николаевич большое внимание уделял имитационному моделированию. «Имитационное моделирование не позволяет выяснить, как «всё будет на самом деле», но оно помогает увидеть типичные ошибки, поставить вопросы и подготовить участников будущих событий».

Не всё можно предугадать и адекватно описать математическими моделями. Подчас люди действуют парадоксально. Кроме того, тут есть богатый опыт командно-штабных игр. Например, в 1940 году была проведена командно-штабная игра в штабе Красной армии, в ходе которой обрабатывалось нападение Германии на СССР. «Немцами» командовал Г.К. Жуков и действовал гораздо успешнее и точнее, чем немецкие генералы, когда они реализовали план «Барбаросса». Итоги этой игры очень озаботили советское руководство, которое постаралось учесть их при подготовке к войне.

В Японии в 1942 году разыгрывалась командно-штабная игра, в которой проигрывались операции, направленные на то, чтобы нанести поражение США в ходе войны на море. Их участником был генерал И. Ямамото, который и должен был возглавить эту операцию. Эта игра проводилась несколько раз и каждый раз в ней японский флот терпел поражение. Тем не менее, адмирал настоял на проведении операции. Она привела к разгрому японского флота у атолла Мидуэй.

Когда есть уравнения, модели, возможность учесть неочевидные взаимосвязи и задействовать во всем этом компьютеры, то игра получает совершенно другое измерение. Ряд очень интересных игр был организован под началом Н.Н. Моисеева в ВЦ. В одной из них мне предложили роль руководителя разведки одного из воюющих государств. Среди прочего подробно анализировался и отрабатывался в ходе имитационных игр Карибский кризис. Удивительным оказалось то, что научные сотрудники, профессора и академики делают те же ошибки, что и реальные политики и военные руководители.

Как-то раз в упрощенном варианте игры роль лидеров соперничающих государств поручили играть студентам Физтеха. Ребята увлеченно играли, но, как правило, очень быстро доводили дело до ядерных войн.

Очень жаль, что отчеты об этих очень важных, интересных и очень полезных играх были утрачены… Так бывает в науке.

Роль ученых и инженеров, развивавших военные технологии и во многом определивших историю XX века и взлет нашей сверхдержавы, очень велика. Никита Николаевич часто напоминал об этом своим молодым коллегам и ученикам.

От прошлого к будущему. 

Управлять – значит предвидеть.
Екатерина Великая.

Нет ничего невозможного для тех, кто пытается.
Александр Македонский.

Выдающиеся ученые и инженеры вырастают, решая масштабные задачи. Постановку таких задач диктует История. Просто руководству важно услышать её шепот.

Десять лет назад я и мой соавтор, заместитель президента РАН В.В. Иванов писали, что страна идет к войне и следует действовать, исходя из этого: «Мир России столкнулся с очень серьезным вызовом – реальной угрозой войны и в прежних, и в новых форматах. Пока мы можем дать на него эффективный адекватный ответ. Но это требует больших усилий и напряженной работы от ученых, инженеров, военных, от всего нашего народа. Важно, чтобы мы как можно быстрее осознали это и перешли от слов к делам» [14, c.36].

Видимо, мы и другие аналитики, рассуждавшие так же, были не очень убедительны – за время реформ Министерством обороны было закрыто 68 военных учебных заведений (точнее с 1998 по 2024 год) [15].

Психологически это понятно. Обладание ракетно-ядерным оружием и ресурсами, которые всем нужны, и которые мы готовы продавать, создают ощущение безопасности. Но есть и другая логика, связанная с технологическими укладами. И ракеты, и атомные бомбы относятся к IV технологическому укладу, а ведущие страны мира вступили в VI уклад. Естественно в рамках этого уклада возникают свои инструменты для силового противостояния.

Наши американские коллеги оказались удачливее. Трамп выступает с лозунгом «Сделаем Америку снова великой» и начинает новую индустриализацию Америки.

Послушаем Дж. Д. Вэнса: «И я считаю, что правильное решение здесь – это американские инновации, потому что в долгосрочной перспективе именно технологии повышают ценность труда.

Именно так американская промышленность стала предметом зависти всего мира… Верю, что именно к этому мы приближаемся, к Великому возвращению Американской индустрии. Потому что инновации – это то, что повышает заработную плату. Это то, что защищает нашу Родину…Считаю, что ещё одна вещь, которая объединяет всех вас: это то, что вы – созидатели. Намеренно использую это слово… Мы – нация созидателей. Мы создали вещи. Мы творим» [16, c.102-103].

Поколение Никиты Николаевича Моисеева справилось с теми задачами, которые ставила История. Теперь настала очередь нашего поколения.

 Литература.

  1. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917–1993. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 488 с. – (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Грани мира»).
  2. Сталин И.В. Доклад на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1941 года. Электронный ресурс. https://ru.wikisource.org/wiki/Доклад_Сталина_И._В._на_торжественном_заседании_6_ноября_1941_г.
  3. Сталин И.В. О задачах хозяйственников. Речь на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года. https://litlife.club/books/102962/read?page=9&ysclid=mglxllmw9f385628936.
  4. Самолет ИЛ-2 производство и боевое приложение. Почему немецкие войска боялись советских штурмовиков? https://weekend.rambler.ru/read/53104670-samolet-il-2-proizvodstvo-i-boevoe-primenenie-pochemu-nemetskie-voyska-boyalis-sovetskih-shturmovikov/.
  5. The Economist: с 2022 года Россию покинуло рекордное число людей за 100 лет. https://newizv.ru/news/2023-08-24/the-economist-s-nachala-svo-iz-rossii-uehalo-rekordnoe-kolichestvo-lyudey-za-100-let-417497.
  6. Чужие города. https://stihi.ru/2012/02/14/7541?ysclid=mh0ddhjfp0727210693.
  7. Глазьев С.Ю., Айвазов А.Э., Беликов В.А. Циклически-волновые теории экономического развития и перспективы мировой экономики. Предсказуемо ли среднесрочное и долгосрочное развитие мировой экономики / Научные труды Вольного экономического общества России, 2019, т.219, с.177-211.
  8. Исследование: Шестой технологический уклад. Циклы Кондратьева / Институт развития социально-экономических проектов и инициатив. https://irsepi.ru/shestoj-tekhnologicheskij-uklad/.
  9. Ходаренок М. Мать всех ракет. https://www.gazeta.ru/army/2017/10/02/10914410.shtml.
  10. Сидорчик А. Идеальная «семерка». Как детище конструктора Королева сменило профессию. https://aif.ru/society/science/idealnaya_semerka_kak_detische_konstruktora_koroleva_smenilo_professiyu.
  11. Кац А. Смертоносный «Фермер». Первый советский истребитель, обогнавший звук. https://ria.ru/20240105/mig-19-1915579731.html.
  12. МИГ-19: я никуда не уходил. Продолжаем. https://topwar.ru/271254-mig-19-ja-nikuda-ne-uhodil-prodolzhaem.html?ysclid=mgnjt95t8735365863.
  13. Дородницын В.А., Евтушенко Ю.Г., Шевченко В.В. А.А. Дородницын. Жизнь как время дерзновенное. (к 105-летию со дня рождения): биография. М.: Галлея-Принт.2015.- 466 с.
  14. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г., Наука и войны будущего. // Изборский клуб. Русские стратегии. 2015, №5(29), с.6-32.
  15. «Переизбыток офицерских кадров»: как разрушали высшее военное образование в России. https://topwar.ru/202900-pereizbytok-oficersih-radrov-kak-razrushali-vysshee-voennoe-obrazovanie-rossii.html?ysclid=mgnw3u4k1x841736630.
  16. Из речи вице-президента США Джей Ди Вэнса на форуме «Американский динамизм» 18 марта 2025 года // Изборский клуб. Русские стратегии. 2025, №1(129), с.98-105.