Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Модель социальной устойчивости общества» 
Андрей Щербаков

Часть 1

Общество потребления

Очень условно общество можно разделить на три группы: творцы, исполнители и управленцы. Творцы «генерят» идеи, исполнители воплощают их «в металле», а управленцы, в идеале, должны организовывать и тот и другой процесс. В жизни все происходит совсем не так. В старой парадигме социальных отношений эти три группы вступали в противоречие между собой. И если симбиоз творцов и исполнителей рождал технический и технологический прогресс, то основной моделью поведения управленцев было – всячески этому прогрессу препятствовать, если дело не касалось военных технологий. Дело в том, что, в идеале, технический прогресс должен идти не по пути укрупнения производств (в том числе энергетических), что лежит в области интересов ТНК, а, наоборот, в создании индивидуальных источников энергии для домохозяйств и максимальной персонализации производства и потребления. В результате, человек обретает подлинную свободу и независимость от глобальных игроков и перестает быть объектом манипуляции со стороны управленцев. Таким образом, в прежней системе координат (в обществе потребления), между творцами и исполнителями, с одной стороны, и управленцами, с другой, существует противоречие: управленцы блокируют технические новшества, направленные на индивидуальное производство и потребление.

В новом же обществе, где творчество является императивом и экономика направлена не на максимизацию прибыли, а на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого, это противоречие исчезает: творцы, исполнители и управленцы работают вместе над увеличением эффективности процесса производства и потребления материальных благ.

Рассмотрим процесс взаимодействия этих трех групп, путем построения математической модели. Начнем со старой парадигмы, то есть с общества потребления, где творцы и исполнители находятся в антагонизме с управленцами.

I. Общество потребления

Рассмотрим вариант, когда управленцы «мешают» творцам и исполнителям.

Представим некое общество, в котором есть три типа людей: творцы, исполнители и управленцы.

Творцы производят идеи — Т.

Исполнители воплощают идеи на практике (доводят до возможности применения) — И.

Управленцы блокируют как генерацию, так и воплощение идей (фактически рождают интриги) — П.

Общее количество людей – N;

творцов — n1; исполнителей — n2; управленцев — n3.

Причем:

N = n1 + n2 + n3.

1. Рассмотрим ситуацию, когда П=0. То есть в обществе нет блокирования как идей, так и их реализации.

Такое общество можно представить в виде следующей системы уравнений (1):

001

где первый член первого уравнения – способность творцов творить. Второй член первого уравнения (и первый член второго уравнения) – взаимная интеллектуальная подпитка творцов и исполнителей. Третий член первого уравнения и второй член второго уравнения – эффект тесноты (творцов и исполнителей соответственно). a и b – коэффициенты.

Эту систему уравнений можно представить с помощью фазовой плоскости.

Найдем изоклину горизонталей:

002

Найдем изоклину вертикалей:

003

На Рис.1 представлен фазовый портрет системы уравнений (1).  На нем присутствует одна особая точка – неустойчивый узел. Сепаратриса делит фазовую плоскость на две части – область роста и область стагнации.

Данное общество, где П=0, является глобально не устойчивым, то есть, при определенных значениях n1 и n2 модель будет показывать переход переменных Т и И в режим экспоненциального роста, что в реальной жизни означает рассогласование процессов создания нового (творчества) и реализации творческих идей на практике (как у М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Писатель пописывает, читатель почитывает»). Значит, мы должны найти такое соотношение n1 и n2 при которых Т и И будут расти медленно, не переходя в режим экспоненциального роста, по крайней мере, в течение обозримого отрезка времени.

004

Рис. 1 Фазовый портрет системы уравнений (1)

Такой диапазон значений существует. Математическое моделирование определяет следующие значения n1 и n2 при которых Т и И имеют умеренный рост, не переходящий в режим экспоненциального роста:

1-ый диапазон:  0 < n1 ≤  0,2 (при n2 ϵ [1; 0,8])

2-ой диапазон:   0,8 ≤  n1 < 1,0 (при n2 ϵ [0,2; 0])

То есть, общество, состоящее из творцов и исполнителей, обладает глобальной неустойчивостью и может продуктивно работать лишь в случае, когда творцов либо меньше 20%, либо больше 80%.

Примечание: забавно, но наша модель подтверждает правило Паретто.

2. Рассмотрим ситуацию, когда Т=0, то есть в обществе отсутствует творчество. Такое общество можно представить в виде следующей системы уравнений (2):

005

где первый член первого уравнения – константа, означающая процесс создания нового в обществе. Вторые члены первого и второго уравнений представляет антагонизм между исполнителями и управленцами. Первый член второго уравнения – процесс генерации интриг, а третий член второго уравнения – эффект самоподпитки в среде управленцев. d и f – коэффициенты.

Эту систему уравнений можно представить с помощью фазовой плоскости.

Найдем изоклину вертикалей:

006

Найдем изоклину горизонталей:

007

На Рис.2 представлен фазовый портрет системы уравнений (2).  На нем присутствует одна особая точка – неустойчивый фокус.

 

008

Рис. 2 Фазовый портрет системы уравнений (2)

 

Данное общество (как и в случае, когда П=0) также глобально неустойчиво, но, в отличие от первого случая, в нем возникают автоколебания, не зависимо от значений n2 и n3. Это означает, что общество, состоящее только из исполнителей и управленцев, не может существовать. Это очень важный вывод, говорящий о том, что творчество – это не только движущая сила общества, но еще и стабилизирующий фактор.

 

3. Рассмотрим систему из трех уравнений (3):

009

Представить решение данной системы уравнений в виде фазового пространства достаточно проблематично, поэтому исследовать ее мы будем численным моделированием. Некоторые результаты этого моделирования представлены ниже.

На Рис.3 представлено решение системы уравнений (3) при n1 = 0,3; n2 = 0,38; n3 = 0,32.

010

Рис.3 Решение системы уравнений (3) при n1 = 0,3; n2 = 0,38; n3 = 0,32.

По оси абсцисс отложено время, в условных единицах. По оси ординат представлено условное количество творческих идей (Т) и их реализаций (И). Здесь мы видим, что общество интенсивно «генерит» творческие идеи и так же интенсивно их воплощает в жизнь. При этом интриги (П) блокируются (стабильное отрицательное значение). Из представленного графика можно сделать два вывода.

Во-первых, общество с таким соотношением творцов (30%), исполнителей (38%) и управленцев (32%) высокоэффективно.

Во-вторых, эффективным его делает, как ни странно, наличие 32%-ного слоя управленцев, ведь, как мы помним, при n3 = 0 и n1 = 0,3 (система уравнений (1)) общество неустойчиво.

Исследуем этот эффект стабилизации общества с помощью управленческой прослойки. Наша задача – выяснить нижнюю и верхнюю границы n3 при которой общество сохраняет устойчивость. На Рис.4 и в Таблице 1 представлены максимальное и минимальное значение n3 в зависимости от значения n1, при котором система уравнений (3) имеет устойчивое решение (без автоколебаний, см. Рис.3).

011

По оси абсцисс отложено значение n1, по оси ординат – значение n3. Красный график – верхнее значение (n3макс.), синий – нижнее (n3мин). В диапазоне от n3мин. до n3макс. общество устойчиво.

Таблица 1. Верхняя и нижняя границы устойчивости общества. Зависимость n3 (доля управленцев) от n1 (доля творцов).

n1 0,01 0,05 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9
n3 макс. 0,03 0,1 0,17 0,27 0,328 0,34 0,33 0,3 0,25 0,18 0,09
n3 мин. 0 0 0 0 0,32 0,32 0,27 0,19 0,06 0 0

Здесь стоит обратить внимание на «бутылочное горлышко» в диапазоне n1 от 0,3 до 0,4. То есть, выйдя за пределы соотношения Паретто (20/80), общество теряет устойчивость, и только очень узкий диапазон n3 (управленцев должно быть не меньше 32%, но не больше 32,8%) позволяет пройти этот «рубеж». При доли творцов в 70% управленцев можно иметь лишь 6%, а дойдя до 80% творцо,в от управленцев можно избавляться.

Рассмотрим, теперь, соотношение творцов и управленцев в разных странах на сегодняшний день.

Начнем с России. Количество творцов можно косвенно определить по количеству действующих на настоящий момент предприятий. Таковых в России 6,0 млн. То есть количество творцов можно обозначить в размере 7% от трудоспособного населения. Количество управленцев в нашей стране также можно оценить в 7% (помимо госслужащих включаем сюда армию, полицию, Росгвардию, депутатский корпус, и т.д. Всего 6,0 млн.)). На Рис.5 представлено решение системы уравнений(3) для современной России (n3 = 0,07 и n1 = 0,07).

012

Рис.5. Решение системы уравнений (3) для современной России, n1 = 0,07; n2 = 0,86; n3 = 0,07

Здесь мы видим, что страна генерирует идеи (растущая синяя кривая), но их воплощение в жизнь находится на нуле (красная кривая). Прежде чем проанализировать этот факт и понять, какой может быть выход, давайте посмотрим на другие страны. На Рис.6, 7, и 8 представлены решения системы уравнений (3) для Китая, США и Германии соответственно.

014

Рис.6. Решение системы уравнений (3) для современного Китая, n1 = 0,12; n2 = 0,864; n3 = 0,016

015

Рис.7. Решение системы уравнений (3) для современных США, n1 = 0,15; n2 = 0,82; n3 = 0,03016

Рис.8. Решение системы уравнений (3) для современной Германии, n1 = 0,12; n2 = 0,85; n3 = 0,03

Из анализа графиков, представленных выше, мы видим, что ключевым как в генерации новых идей, так и в их воплощении в жизнь является доля творцов в социуме. Например, увеличение творческого населения в два раза (США по сравнению с Россией) приводит к росту новых идей в 5 раз, а их реализации в 10 раз (см. Рис.5 и 7).

Примечание. В качестве основы для расчета процента творцов в социуме взято количество действующих предприятий. Почему? Дело в том, что нам важно не потенциальное наличие творческих людей в обществе, а именно тех, кто смог себя реализовать. В основе бизнеса не всегда лежит какая-либо креативная идея, но любой бизнес – это все равно какая-то, но новация, иначе он бы не выжил в конкурентном мире.

Отсюда можно сделать очень простой вывод. Если мы хотим, чтобы общество «генерило» идеи и реализовывало их на практике, необходимо, чтобы количество творческих людей, реализующих себя в качестве субъектов МСП было больше 15%, а лучше, приближалось к 20%.

Выводы, вытекающие из анализа устойчивости общества потребления

1. Общество, в котором отсутствует творчество – глобально не устойчиво.

2. Существует диапазон соотношений творцов (n1) и исполнителей (n2), при котором общество не нуждается в управленцах. Это соотношение 20/80, совпадает с правилом Паретто. То есть, количество творцов должно быть либо 0 < n1 ≤  0,2 (при n2 ϵ [1; 0,8]), либо   0,8 ≤  n1 < 1,0 (при n2 ϵ [0,2; 0])

3. В обществе, где количество творцов (n1) больше 0,2, но меньше 0,8 для стабилизации нужны управленцы (n3).

4. Существует т.н. «бутылочное горлышко» (или 30%-ый барьер, см. Рис.4), когда количество творцов находится в диапазоне от 0,3 до 0,4. В этом диапазоне область устойчивости ограничена очень малым разбросом количества управленцев (от 0,32 до 0,328), что делает этот рубеж, на практике, практически не преодолимым.

5. Чтобы преодолеть 30%-ый барьер (Рис.4), мы должны полностью изменить отношения между тремя группами в обществе. Управленцы должны не мешать творческому процессу, а помогать ему.