Часть 1
Общество потребления
Очень условно общество можно разделить на три группы: творцы, исполнители и управленцы. Творцы «генерят» идеи, исполнители воплощают их «в металле», а управленцы, в идеале, должны организовывать и тот и другой процесс. В жизни все происходит совсем не так. В старой парадигме социальных отношений эти три группы вступали в противоречие между собой. И если симбиоз творцов и исполнителей рождал технический и технологический прогресс, то основной моделью поведения управленцев было – всячески этому прогрессу препятствовать, если дело не касалось военных технологий. Дело в том, что, в идеале, технический прогресс должен идти не по пути укрупнения производств (в том числе энергетических), что лежит в области интересов ТНК, а, наоборот, в создании индивидуальных источников энергии для домохозяйств и максимальной персонализации производства и потребления. В результате, человек обретает подлинную свободу и независимость от глобальных игроков и перестает быть объектом манипуляции со стороны управленцев. Таким образом, в прежней системе координат (в обществе потребления), между творцами и исполнителями, с одной стороны, и управленцами, с другой, существует противоречие: управленцы блокируют технические новшества, направленные на индивидуальное производство и потребление.
В новом же обществе, где творчество является императивом и экономика направлена не на максимизацию прибыли, а на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого, это противоречие исчезает: творцы, исполнители и управленцы работают вместе над увеличением эффективности процесса производства и потребления материальных благ.
Рассмотрим процесс взаимодействия этих трех групп, путем построения математической модели. Начнем со старой парадигмы, то есть с общества потребления, где творцы и исполнители находятся в антагонизме с управленцами.
I. Общество потребления
Рассмотрим вариант, когда управленцы «мешают» творцам и исполнителям.
Представим некое общество, в котором есть три типа людей: творцы, исполнители и управленцы.
Творцы производят идеи — Т.
Исполнители воплощают идеи на практике (доводят до возможности применения) — И.
Управленцы блокируют как генерацию, так и воплощение идей (фактически рождают интриги) — П.
Общее количество людей – N;
творцов — n1; исполнителей — n2; управленцев — n3.
Причем:
N = n1 + n2 + n3.
1. Рассмотрим ситуацию, когда П=0. То есть в обществе нет блокирования как идей, так и их реализации.
Такое общество можно представить в виде следующей системы уравнений (1):
где первый член первого уравнения – способность творцов творить. Второй член первого уравнения (и первый член второго уравнения) – взаимная интеллектуальная подпитка творцов и исполнителей. Третий член первого уравнения и второй член второго уравнения – эффект тесноты (творцов и исполнителей соответственно). a и b – коэффициенты.
Эту систему уравнений можно представить с помощью фазовой плоскости.
Найдем изоклину горизонталей:
Найдем изоклину вертикалей:
На Рис.1 представлен фазовый портрет системы уравнений (1). На нем присутствует одна особая точка – неустойчивый узел. Сепаратриса делит фазовую плоскость на две части – область роста и область стагнации.
Данное общество, где П=0, является глобально не устойчивым, то есть, при определенных значениях n1 и n2 модель будет показывать переход переменных Т и И в режим экспоненциального роста, что в реальной жизни означает рассогласование процессов создания нового (творчества) и реализации творческих идей на практике (как у М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Писатель пописывает, читатель почитывает»). Значит, мы должны найти такое соотношение n1 и n2 при которых Т и И будут расти медленно, не переходя в режим экспоненциального роста, по крайней мере, в течение обозримого отрезка времени.
Рис. 1 Фазовый портрет системы уравнений (1)
Такой диапазон значений существует. Математическое моделирование определяет следующие значения n1 и n2 при которых Т и И имеют умеренный рост, не переходящий в режим экспоненциального роста:
1-ый диапазон: 0 < n1 ≤ 0,2 (при n2 ϵ [1; 0,8])
2-ой диапазон: 0,8 ≤ n1 < 1,0 (при n2 ϵ [0,2; 0])
То есть, общество, состоящее из творцов и исполнителей, обладает глобальной неустойчивостью и может продуктивно работать лишь в случае, когда творцов либо меньше 20%, либо больше 80%.
Примечание: забавно, но наша модель подтверждает правило Паретто.
2. Рассмотрим ситуацию, когда Т=0, то есть в обществе отсутствует творчество. Такое общество можно представить в виде следующей системы уравнений (2):
где первый член первого уравнения – константа, означающая процесс создания нового в обществе. Вторые члены первого и второго уравнений представляет антагонизм между исполнителями и управленцами. Первый член второго уравнения – процесс генерации интриг, а третий член второго уравнения – эффект самоподпитки в среде управленцев. d и f – коэффициенты.
Эту систему уравнений можно представить с помощью фазовой плоскости.
Найдем изоклину вертикалей:
Найдем изоклину горизонталей:
На Рис.2 представлен фазовый портрет системы уравнений (2). На нем присутствует одна особая точка – неустойчивый фокус.
Рис. 2 Фазовый портрет системы уравнений (2)
Данное общество (как и в случае, когда П=0) также глобально неустойчиво, но, в отличие от первого случая, в нем возникают автоколебания, не зависимо от значений n2 и n3. Это означает, что общество, состоящее только из исполнителей и управленцев, не может существовать. Это очень важный вывод, говорящий о том, что творчество – это не только движущая сила общества, но еще и стабилизирующий фактор.
3. Рассмотрим систему из трех уравнений (3):
Представить решение данной системы уравнений в виде фазового пространства достаточно проблематично, поэтому исследовать ее мы будем численным моделированием. Некоторые результаты этого моделирования представлены ниже.
На Рис.3 представлено решение системы уравнений (3) при n1 = 0,3; n2 = 0,38; n3 = 0,32.
Рис.3 Решение системы уравнений (3) при n1 = 0,3; n2 = 0,38; n3 = 0,32.
По оси абсцисс отложено время, в условных единицах. По оси ординат представлено условное количество творческих идей (Т) и их реализаций (И). Здесь мы видим, что общество интенсивно «генерит» творческие идеи и так же интенсивно их воплощает в жизнь. При этом интриги (П) блокируются (стабильное отрицательное значение). Из представленного графика можно сделать два вывода.
Во-первых, общество с таким соотношением творцов (30%), исполнителей (38%) и управленцев (32%) высокоэффективно.
Во-вторых, эффективным его делает, как ни странно, наличие 32%-ного слоя управленцев, ведь, как мы помним, при n3 = 0 и n1 = 0,3 (система уравнений (1)) общество неустойчиво.
Исследуем этот эффект стабилизации общества с помощью управленческой прослойки. Наша задача – выяснить нижнюю и верхнюю границы n3 при которой общество сохраняет устойчивость. На Рис.4 и в Таблице 1 представлены максимальное и минимальное значение n3 в зависимости от значения n1, при котором система уравнений (3) имеет устойчивое решение (без автоколебаний, см. Рис.3).
По оси абсцисс отложено значение n1, по оси ординат – значение n3. Красный график – верхнее значение (n3макс.), синий – нижнее (n3мин). В диапазоне от n3мин. до n3макс. общество устойчиво.
Таблица 1. Верхняя и нижняя границы устойчивости общества. Зависимость n3 (доля управленцев) от n1 (доля творцов).
n1 | 0,01 | 0,05 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
n3 макс. | 0,03 | 0,1 | 0,17 | 0,27 | 0,328 | 0,34 | 0,33 | 0,3 | 0,25 | 0,18 | 0,09 |
n3 мин. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,32 | 0,32 | 0,27 | 0,19 | 0,06 | 0 | 0 |
Здесь стоит обратить внимание на «бутылочное горлышко» в диапазоне n1 от 0,3 до 0,4. То есть, выйдя за пределы соотношения Паретто (20/80), общество теряет устойчивость, и только очень узкий диапазон n3 (управленцев должно быть не меньше 32%, но не больше 32,8%) позволяет пройти этот «рубеж». При доли творцов в 70% управленцев можно иметь лишь 6%, а дойдя до 80% творцо,в от управленцев можно избавляться.
Рассмотрим, теперь, соотношение творцов и управленцев в разных странах на сегодняшний день.
Начнем с России. Количество творцов можно косвенно определить по количеству действующих на настоящий момент предприятий. Таковых в России 6,0 млн. То есть количество творцов можно обозначить в размере 7% от трудоспособного населения. Количество управленцев в нашей стране также можно оценить в 7% (помимо госслужащих включаем сюда армию, полицию, Росгвардию, депутатский корпус, и т.д. Всего 6,0 млн.)). На Рис.5 представлено решение системы уравнений(3) для современной России (n3 = 0,07 и n1 = 0,07).
Рис.5. Решение системы уравнений (3) для современной России, n1 = 0,07; n2 = 0,86; n3 = 0,07
Здесь мы видим, что страна генерирует идеи (растущая синяя кривая), но их воплощение в жизнь находится на нуле (красная кривая). Прежде чем проанализировать этот факт и понять, какой может быть выход, давайте посмотрим на другие страны. На Рис.6, 7, и 8 представлены решения системы уравнений (3) для Китая, США и Германии соответственно.
Рис.6. Решение системы уравнений (3) для современного Китая, n1 = 0,12; n2 = 0,864; n3 = 0,016
Рис.7. Решение системы уравнений (3) для современных США, n1 = 0,15; n2 = 0,82; n3 = 0,03
Рис.8. Решение системы уравнений (3) для современной Германии, n1 = 0,12; n2 = 0,85; n3 = 0,03
Из анализа графиков, представленных выше, мы видим, что ключевым как в генерации новых идей, так и в их воплощении в жизнь является доля творцов в социуме. Например, увеличение творческого населения в два раза (США по сравнению с Россией) приводит к росту новых идей в 5 раз, а их реализации в 10 раз (см. Рис.5 и 7).
Примечание. В качестве основы для расчета процента творцов в социуме взято количество действующих предприятий. Почему? Дело в том, что нам важно не потенциальное наличие творческих людей в обществе, а именно тех, кто смог себя реализовать. В основе бизнеса не всегда лежит какая-либо креативная идея, но любой бизнес – это все равно какая-то, но новация, иначе он бы не выжил в конкурентном мире.
Отсюда можно сделать очень простой вывод. Если мы хотим, чтобы общество «генерило» идеи и реализовывало их на практике, необходимо, чтобы количество творческих людей, реализующих себя в качестве субъектов МСП было больше 15%, а лучше, приближалось к 20%.
Выводы, вытекающие из анализа устойчивости общества потребления
1. Общество, в котором отсутствует творчество – глобально не устойчиво.
2. Существует диапазон соотношений творцов (n1) и исполнителей (n2), при котором общество не нуждается в управленцах. Это соотношение 20/80, совпадает с правилом Паретто. То есть, количество творцов должно быть либо 0 < n1 ≤ 0,2 (при n2 ϵ [1; 0,8]), либо 0,8 ≤ n1 < 1,0 (при n2 ϵ [0,2; 0])
3. В обществе, где количество творцов (n1) больше 0,2, но меньше 0,8 для стабилизации нужны управленцы (n3).
4. Существует т.н. «бутылочное горлышко» (или 30%-ый барьер, см. Рис.4), когда количество творцов находится в диапазоне от 0,3 до 0,4. В этом диапазоне область устойчивости ограничена очень малым разбросом количества управленцев (от 0,32 до 0,328), что делает этот рубеж, на практике, практически не преодолимым.
5. Чтобы преодолеть 30%-ый барьер (Рис.4), мы должны полностью изменить отношения между тремя группами в обществе. Управленцы должны не мешать творческому процессу, а помогать ему.