Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Уроки Галилея: как пережить чуму» 
Ханна Маркус

Опубликовано в: Журнал «В мире науки»

Ханна Маркус (Hannah Marcus) — ассистент профессора на кафедре истории науки в Гарвардском университете. В своих исследованиях она специализируется на изучении научной культуры раннего Нового времени (XV–XVII вв.) в Европе. Ее книга «Запретное знание: медицина, наука и цензура в Италии раннего Нового времени» (Forbidden Knowledge: Medicine, Science, and Censorship in Early Modern Italy) опубликована в сентябре 2020 г. 

Из-за эпидемии, охватившей Италию в 30-х гг. XVII в., Галилео Галилею пришлось искать новые методы для своих исследований и возобновить отношения с семьей. Новый коронавирус поставил весь мир с ног на голову, и за последние месяцы людям пришлось учиться работать совершенно по-новому. Многие ученые выбрали в качестве образца для подражания Исаака Ньютона, поскольку весь 1666 г., свой «год чудес», он демонстрировал высокую продуктивность в разгар чумы, развивая в английской глуши свои идеи в области гравитации, оптики и высшей математики. Но уединение и умиротворенное размышление — только одна из форм занятия наукой во время эпидемии, к тому же мало кому из нас она доступна. Галилео Галилей, астроном, физик и математик, превративший телескоп в инструмент науки, положивший начало физике движения, своим примером вдохновляет нас к занятиям более жизненной формой научной деятельности во время кризиса. В сущности, наиболее бурные и насыщенные общественной деятельностью годы жизни Галилея частично совпали со вспышкой черного мора (1630–1633).

Читать текст (PDF)>>