Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ ВОЛН» 
В.К. Гусяков

Опубликовано в: Журнал «В мире науки»

Восемь лет назад «волна залива» (именно так переводится с японского языка слово «цунами») возникла в Индийском океане и привела к гибели почти 230 тыс. человек. Чуть меньше года назад другая волна в Тихом океане, накрыв побережье Японии, практически парализовала страну и стала причиной аварии на АЭС «Фукусима-1». Все эти волны в среднем достигали 10–15 м в высоту. Между тем они могут быть на несколько порядков мощнее. В опубликованном докладе доктора Саймона Дэя (Simon Day) из Центра Бенфилда Грега по изучению рисков при Лондонском университетском колледже, оползень, которым грозит расположенный на о. Сан-Мигель-де-ла-Пальма (Канарские острова), крупнейший в мире вулкан Кумбре Вьеха, может уже в ближайшие десятилетия вызвать мегацунами с вы- сотой волны до полукилометра. СМИ сразу подхватили новость и расписали разрушительные сценарии грозящей нам мировой катастрофы. Мы решили разобраться в этом вопросе и обратились к одному из ведущих российских специалистов в области цунами, доктору физико-математических наук, заведующему лабораторией математического моделирования волн цунами Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН (Новосибирск) Вячеславу Константиновичу Гусякову.

Читать текст (pdf) >>