Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНЕРГИЗМ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА» 
Г.И. Кархин

Нынешнее положение и обозримое будущее нашей Родины проясняются с учетом разумных представлений о сути современной смены цивилизаций: на рубеже нового миллениума мир, веками поднимавшийся от земледелия к машинной цивилизации, а от нее — к электронной, вступил в новую эру приращения знаний о природе, человеке и обществе.
Распад мировой системы социализма и ее лидера Советского Союза произошел на историческом перепутье — совпал с третьей за последние два века революцией в познании Вселенной (ускоряющееся возвышение по ступеням классического, неклассического и постнеклассического естествознания), изменившей судьбы всех жителей Земли. Лихолетье 90-х годов — повергнувшее русский народ в вымирание, распад столетиями собираемой Державы, крушение мечты о величии Москвы и надежды на светлое будущее, немыслимый разгул коррупции, невосполнимый развал крупнейшего за все времена военно-промышленного комплекса, техническое отступление на десятилетия назад — по времени пришлось на десятилетие ускоренного продвижения стран «золотого миллиарда» и их лидера США в цивилизацию новых информационных отношений.
Исторический вызов в том, смогут ли ее нынешнее и входящие в жизнь поколения соотечественников возместить потерянные завоевания советских тружеников, сохранить Родину и создать новое общество — самобытную цивилизацию XXI в.
В России есть все необходимое для возрождения евразийского величия. (Более того, исходные условия для этого более благоприятны, чем при разрухе после мировой и Гражданской войны. Задел вдохновения и организованности технического творчества 50-х и 60-х годов до сих пор обороняет нас от забот новых «друзей», гарантируя суверенность федеральных интересов.) Дело за «малым»: нет вдохновляющих Идей, не потому, что оскудели таланты, а в силу того, что при отсутствии научно обоснованного мировоззрения тлетворная рыночная корысть по своей природе не способна предложить современной общественности ничего, кроме обычаев наживы, обезображенных разгулом вседозволенности, доведенной до абсурда.
Вдумаемся в суть нового всемирно-исторического феномена. В конце 60-х годов было доказано, что научно-техническая революция изменяет характер труда: простой труд уступает место сложному, творческому, что ведет к принципиальным социальным сдвигам (изменения Образа жизни, форм и методов централизованного планирования, управления и права на интеллектуальное участие человека в процессах развития общества). К концу 80-х с массовым нашествием персональных компьютеров сложный творческий труд окончательно оттеснил труд «средней умелости» на почетный ветеранский покой, интеллект занял достойное место среди главных факторов производства в качестве основного стратегического ресурса цивилизованного развития. Труд (физический и умственный) — использование, расточительное или экономное расходование вещно-силовых возможностей природы. Творчество (психологическое и эмоциональное) — наращивание разумности природопользования и жизнеустройства. Вплоть до конца XX в. интеллект, мысль, дух проявлялись в осознании материально-энергетической картины мира. Сначала было познано различие земного вещества и энергии горения. Потом классическое естествознание наглядно объяснило механику причинно-следственной связи вещества и энергии в координатах пространства и регламенте времени. Затем неклассическое естествознание установило единство вещества и энергии и смоделировало принципиальную картину поведения микромира и космоса в относительном пространстве и времени. А на рубеже XXI в. успехи постнеклассического естествознания завоевали общественное признание единства вещественных, энергетических и информационных свойств мира. В отличие от классической и квантово-релятивистской картины не классического естествознания произошел отказ от образа мира, состоящего из элементарных частиц — «кирпичиков» материи, в пользу представлений о мире как совокупности нелинейных процессов
В новой картине мироздания снято вечное противостояние материального и идеального начал и постулировано их взаимодополнение, рождающее творческую синергию бурного движения в ноосферу естественного и искусственного интеллекта. Представления о силах Природы и Духа сомкнулись с осознанием жизненной сути Разума, Слова, Света, качественных свойств бесконечно сложной информационной системы. В результате извечное идеологическое противостояние материализма и идеализма сменяет синергизм как единое мировоззрение о первозданном смысле мира. Непоколебимая уверенность в предопределенности явлений и событий — научная закономерность или божественное предначертание уступила место признанию непредсказуемости нелинейного поведения самоорганизующегося хаоса как безначального и неограниченного реального и виртуального потенциала саморазвития мира и земного бытия. В результате диалектику как научную методологию наследует синергетика в той мере, в какой постнеклассическая парадигма развивает классическую механику. В итоге творчество как высшее проявление духовных сил обретает фундаментальные теоретические и научные методологические опоры поиска путей и способов приращения разумности.
Далеко не все современники по достоинству оценивают глубину охвативших планету перемен. С точки зрения здравого смысла отношения неопределенности кажутся абсурдом. Представления о непредсказуемой самоорганизации хаоса еще не вошли в обиход. Тем не менее синергетический стиль мышления бурно прогрессирует; активизируется системный анализ принципиально новых особенностей жизнедеятельности, что инициирует поиск новых методов оптимизации саморазвития ее важнейших сфер: экономики, науки и социального устройства. Прежде всего, принципиально меняются социально-экономические и политические доктрины. На смену материалистической концепции экономического детерминизма в жизнеобеспечении человека приходит признание первоосновы нематериальных сил прогресса. Казавшиеся вечно незыблемыми вероубеждения о добре и зле, противостоянии человека и природы, борьбе труда и капитала уступают место многомерным представлениям о социальной динамике, предопределяемой не формой производства и обмена, а первородными достоинствами Разума и условиями творческого проявления индивидуальных дарований и склонностей. История на глазах резко разделяется на прошлое, когда человек был рабом материальных интересов, и на будущее, которое начинается не с победы пролетариата, как писал К. Маркс, а «будет — как верили русские мыслители эмигранты — целиком определяться активностью социального человека, которая может совершить чудесное перерождение общества». На смену «абсолютной истины» пролетарского социализма приходит признание непредсказуемой динамики саморазвития сложных социальных систем. На руинах экономического и социального детерминизма (диалектического и исторического материализма — научного коммунизма) появляется феникс надежды — синергетический стиль мышления, который становится научно обоснованной идеологической опорой формирования нового образа жизни.
Центральной, требующей углубления поисков ответа на вызов времени остается неизбывная тайна связей человека и природы. Однако сейчас, в условиях поиска новых социальных ценностей, принципиальную остроту получают не решенные капитализмом и социализмом проблемы отношений между личностью и обществом.
Капитализм провозгласил всеобъемлющей ценностью личный интерес, отсюда благо общества зависит от индивидуума. Далее формальная логика ведет к оправданию эгоизма личности и восхвалению конкуренции, провоцирующей изворотливость, погоню за спросом и безжалостную эксплуатацию труда и капитала (человека и природы).
Социализм сосредоточился на идее служения обществу, уверовав, что человек становится личностью только в социальном общении, от которого он полностью зависит. Однопартийный коллективизм насаждал подчинение, уживался с бесхозяйственностью, мирился с безответственностью, игнорировал талант и наказывал инициативу. Косность идеологии обернулась поражением в экономическом соревновании двух систем. Но социализм дал реальный пример проявления синергии бескорыстного массового энтузиазма.
В поисках нравственных идеалов нового образа жизни первостепенное значение имеют обоснования мировоззрения грядущей цивилизации, способного вселить уверенность в возможность преодоления фатального исхода необратимых отставаний, выиграть время и уменьшить издержки проб и ошибок, мобилизовать усилия и ресурсы, оптимизировать приоритеты программ, проектов, бюджетных расходов. Это глобальная для всего мира проблема. Но для России она имеет жизненную важность. Слишком жестоко ломали нашу Родину эксперименты XX в. — от подневольной покорности самодержавию к буйству голытьбы, от жилистого надрыва индустриализации к трудовой халяве, от веры — к безразличию и унынию. Нужно одуматься, опереться на Разум подлинно научных соображений, на мудрость опыта и знаний. Нужно, наконец, осознано оценить возможности выхода из провала между двумя крайностями, подавляющими умонастроения и творческий порыв населения: ультралевым репрессивным сталинским пролетарским социализмом и крайне правым криминальным ельцинским радикальным либерализмом. Нельзя терять время в сетованиях «нового мышления» горбачевского толка, в покаянном «омуте памяти» не сложившихся архитекторов перестройки, в интригах «членов семьи» и борцов за эфирное время. Нужно начинать с признания того, что творчество утверждает в качестве главной социальной ценности не эгоизм индивида и не утопизм коммунистического общественного изобилия, а индивидуальное дарование как неодолимый зов Разума к самоорганизации жизнеустройства. Осознание созидательных достоинств творчества и его оснащение новыми средствами технического и программного обеспечения выводит мир на новые цивилизационные просторы, не совместимые ни с архаикой капитализма, ни с наследием социализма, ни с моралью западного третьего пути, чувствующей поступь XXI в., но не решающейся выйти из объятий золотого тельца. Нарождающаяся цивилизация все более зримо отвергает как примат рыночной стихии в идеальных целях человеческой жизни, так и классовое лицемерие централизованного казарменного коллективизма. Свидетельством этого могут быть, в частности, следующие характерные для западных сторонников постмодерна заявления: «Дефицит физической энергии вынуждает нас усиленно использовать духовную энергию — по закону заменяемости энергии информацией, знанием… Мы живем в момент всемирно-исторической смены эпох — модерна постмодерном, на границе Нового и пост-Нового времени… Капитализм предписывает определенное жизненное устройство, в котором хозяйство, вернее, увеличение стоимости и капитала стало единственным смыслом культуры… Наше общество — это общество смешанной конституции, оно ни капиталистическое, ни этатистское или социалистическое. Оно утверждается через сочетание первостепенных принципов гарантированного самоопределения индивидуума. В нем должны равновесно функционировать принципы государственной справедливости, культурной, экономической и политической свободы» .
Последователи диалектического материализма определяли случайность как форму проявления необходимости, как непознанную необходимость, а свободу — как осознанную необходимость. Детерминисты списывали на недостаток знаний очевидный по здравому смыслу случайностный поток обыденных событий и насаждали несостоятельную с позиций нелинейной синергетической культуры мышления необходимость замены стихийного мира одних общественных систем планово-организуемыми системами других. В угаре постсоветского радикал-либерализма пороки экономического детерминизма проявились в навязанной прозападными советчиками необходимости возврата к рыночным механизмам. Время необратимо. Упорные утверждения, что «переводу экономики в нормальный (!) рыночный режим функционирования просто нет серьезной альтернативы», не делают чести их именитым авторам, ибо тянут назад, мешают поискам обоснованных синергетическим миропониманием путей возрождения Великой России.
По логике современных научных обоснований магистральные пути выхода России из демографических, техногенных и социальных тупиков проходят не на рынке, а в развивающейся среде жизнедеятельности. По достоинству оценивая ее важнейшие сферы: экономику (эффективное использование всех видов природных, финансовых и трудовых ресурсов), науку (накопление и освоение знаний) и управление (совершенствование форм власти) — и признавая важность их согласованного взаимодействия, нельзя отрицать, что в конечном итоге вступление в новую цивилизацию зависит от формирования многомерных основ жизнеустройства нового общественного строя — интеллектуализма.
Интеллектуализм — реальная альтернатива не только утопическим надеждам коммунистов, порожденным недугами ненависти к миру капитала, но и недалекому упрямству рыночных либералов, в какую бы одежду они ни рядились и как бы ни клялись в верности демократии и свободе, исповедующей примат экономики в жизнеобеспечении человека и рынка в жизнеустройстве общества. Входящий в новую эру социум не может быть конвергенцией мнимых преимуществ капитализма (стихийное развитие «снизу») и социализма (централизованное построение «сверху»), т. е. рынка и плана, тем более что смешанная экономика, будь то на Западе или на Востоке, всегда реализуется в определенной политической и государственной системе. Он делает ставку на совершенствование многомерной ноосферы жизнедеятельности (всестороннее саморазвитие) на основе разумных способов стимулирования творчества на всех уровнях культурного, технического, социального и хозяйственного развития от самодеятельной самоорганизации местного народовластия до государственного стратегического моделирования, управления и регулирования. В этом смысле он органично убежденно смыкается с синергизмом — миропониманием постнеклассического естествознания. Новое мировоззрение в противовес двум исторически сложившимся главным направлениям философской мысли: материализму и идеализму, отстаивающим первичность либо материи — природы, либо сознания — духа, утверждает единство материальных и нематериальных свойств мира. В отличие от тенденциозной пролетарской идеологии, использовавшей архаику марксизма — ленинизма и сталинские догмы диалектического и исторического материализма для оправдания насилия как «повивальной бабки неодолимо рождающегося социализма», идеология нового социума неотрывна от признания первостепенной значимости синергии в приращении разумности как неисчерпаемого источника саморазвития цивилизации творчества.
Мировоззрение интеллектуализма — синергизм диаметрально отлично от сталинских догматов диалектического и исторического материализма, сохранявших роль государственной идеологии до последних дней советской власти: практическая деятельность должна основываться на добрых пожеланиях выдающихся лиц (тех, кто чувства добрые лирой пробуждал), на требованиях Разума и всеобщей морали, имеющих неизбывное значение объективных истин, обоснованных великими русскими мыслителями как силы Мудрости, Добра и Свободы.

В исторической специфике синергизма могут быть выделены по меньшей мере три группы содержательных особенностей: фундаментально-теоретические, научно-практические и нравственно-социологические. По смысловому содержанию первые отражают современное недетерминированное миропроявление, вторые — миропонимание, относящееся к совершенствованию управления, а третьи исходя из мироустройства, затрагивают нравственные устои личности. Ясно, что такое разделение условно и допустимо только в меру и в целях согласования представлений о смысловом содержании опорных понятий новой идеологии, т. е. применительно к мировоззрению интеллектуализма.
Фундаментально-теоретические особенности предопределены:
- парадигмальными обоснованиями постнеклассического естествознания нелинейности как сути приращения разумности, в хаосе устойчивости открытых и закрытых систем. Выход на просторы недетерминированного непредсказуемого творчества снимает мистику «невидимой руки» рыночного саморегулирования и догмат экономического детерминизма как первооснову жизнеустройства (образа жизни), а взамен ставит общественное развитие в зависимость не от опыта прошлых знаний, не от случайностей политических и рыночных спекуляций, не от инерционного проецирования, а от моделирования многовариантных обоснований и расчетов возможного соотношения устойчивых и неустойчивых тенденций динамики сложной управляемой системы для стимулирования желательных, упреждения нежелательных событий, целенаправленного отбора неотложных мер и политического выбора мобилизационных усилий по их поэтапной корректировке и реализации;
- последовательным проведением в жизнь всеобщего принципа дополнительности при максимально широком вовлечении всех как наследуемых (банки данных) знаний о природе и обществе, так и современных теоретических замыслов и методологических рекомендаций, усиливающих влияние на приращение разумности с целью обретения синергии и ее продуктивного использования в качестве решающего стратегического ресурса общественного саморазвития;
- свободным творческим движением Идей снизу, т.е. изнутри многомерных систем (вместо насильственного навязывания идеологии сверху через сети воспитания, образования и принудительного пропагандистского политпросвета), преследующим цели непрерывного повышения политической культуры и стимулирования социальной активности населения.
Научно-практические особенности обусловлены:
- прикладной технической, хозяйственной и культурологической необходимостью объединяющих Идей общенародного преодоления лихолетья и выхода на просторы самобытного достойного вступления России в цивилизации эры интеллектуализма;
- поиском приоритетов оптимального применения прогрессивных научных разработок, технических средств и информатики для системного социально ориентированного использования богатейшего природного и духовного потенциала России;
- требованиями ускоренного повышения компьютерной грамотности и освоения современного прикладного обществоведения для активного участия населения в мировых сетях информации, коммуникаций и связи при самостоятельной ориентации граждан в отборе социальных ценностей и предпочтений.
Нравственно-социологические особенности оправданы:
- обращением к образованным и совестливым гражданам России — первопроходцам интеллектуализма — с призывом принять на себя ответственность за судьбу Родины и осознать свою всемирно-историческую миссию как сторонников нового мировоззрения;
- исторической необходимостью восстановления достоинства русской интеллигенции, положившей свои жизни и дарования на алтарь Отечества. При советской власти отечественная интеллигенция собственным умом создала лучшие в мире танк, самолет, автомат, орбитальную станцию и самый мощный в истории военно-промышленный комплекс, но оставалась не более чем «прослойкой» в классовой структуре социализма. А в постсоветской перестройке оказалась невостребованной рынком и осталась социальным изгоем с постоянной задержкой оплаты профессионального труда. Нужно «рассекретить» подлинное историческое величие безымянных героев отечественной научно-технической революции;
- первостепенной важностью почитания значимости личного творческого труда, в жизнеустройстве, убедительным доказательством которой служит признание неожиданной реальности синергетического эффекта, когда ничтожно малый импульс на входе может дать взрывной результат на выходе. А это значит, что каждый соотечественник не «винтик» в государственной машине, а творец собственного и соборного общенародного счастья.
В традиционных терминах речь идет о воспитании и развитии культуры синергетического мышления (по аналогии с диалектикой) как методологии познания миропроявления, мироустройства и обоснования особенностей грядущей эпохи.
Ителлектуализм в силу принципиальной нелинейности синергетики, многолик, а посему не претендует на единообразие форм жизнеустройства. Скроенная по формальной логике, социалистическая однопартийная система, не имея ни ориентиров, ни механизмов саморазвития, расползлась по швам.
В свете современных фундаментальных знаний бифуркацию в неустойчивой системе может вызвать ничтожный импульс. На волне страстей в смятении стремлений, когда «кипит наш разум возмущенный», толпа иногда поднимает на щит ничтожества, рвущихся к власти. Не имея за душой вразумительной целеполагающей Идеи (зачем и как менять сложившийся Образ жизни), амбициозный лидер обычно облачается в тогу радикального либерала, защитника неограниченной свободы. Но ставка на стихийную самоорганизацию неустойчивой системы жизнеустройства, открытой для политического, экономического и научно-технического воздействия со стороны зарубежной, более сильной в экономическом и военном отношении общественной системы, теоретически ущербна, а практически обречена на ошибки, граничащие с предательством интересов Родины. Тем более что вакуум идей всегда заполняет маразм вседозволенности, разгул криминала, падение международного уважения и в конечном итоге ослабление и развал государства. Современные немецкие философы, на наш взгляд, справедливо отмечают, что культурные, экономические и политические нормы общества образуют «комплексность обязанностей; и целостность обязанностей не может рассматриваться просто как «открытое общество». Цитированный выше П. Козловски пишет: «Тот, кто открыт для всего и таким остается, далеко не пойдет. Для существования индивидуума и в целом и для организованности общества открытость означает не испробование всех возможностей без потери себя в них. Открытость и замкнутость и соответственно определяемость культуры общества должны находиться в равновесии» .
Нашу Родину на распутье эпох бросало из одной крайности в другую: из закрытой «железным занавесом» советской системы в радикально открытую постсоветскую, круто и далеко не «равновесно» изменившую образ жизни соотечественников. Основное место работы потеряло роль определяющего фактора, жизнеустройства. Завод, институт, школа, больница перестали обеспечивать существование. Люди, месяцами не получая зарплату, опустились в тяготы выживания, стали перебиваться за счет случайных услуг, «челночной» торговли, подались на подножный корм из городов. Полностью распалась производственная и бытовая инфраструктура, не приносящая спекулятивной прибыли. Но что особенно важно, наука выпала из жизненно важных связей с производством и жизнеустройством; производство потеряло опору на современные научные обоснования и прогрессивные технологии, а федеральная власть потеряла народную поддержку. Техническое образование без мировоззрения оторвалось от науки и производственной практики. Особую тревогу вызывает принципиальное изменение отношения к науке со стороны государства — наука не востребована руководством страны. В итоге разложились первоосновы инновационного жизнеустройства. Без кардинального изменения сложившегося в ходе постсоветского срыва вырождающегося Образа жизни разобщенного, обездоленного населения производственная база России, не имея условий инновационного расширения, обречена на все большее отставание от цивилизации XXI в.
Приемлемой для нашей Родины формой интеллектуализма может быть Общество творчества как самобытная нравственная инновационная форма народовластия — социального, политического и государственного устройства, качественно отличная от социализма и капитализма.
С учетом современных фундаментальных научных обоснований Общество творчества может рассматриваться как многоуровневая инновационная система жизнеустройства (структурированная Идея), обслуживающая устойчивое удовлетворение личных и коллективных интересов путем инициирования синергии многообразия индивидуальной, общественной и государственной деятельности. Нравственная идеология и инновационная заданность являются ее решающим, отличительным от других систем признаком. Источником полноценных обоснований перспектив развития Общества творчества является совокупность объективных знаний, всечеловеческой мудрости и почитаемых народных устоев. В решении практических вопросов современные возможности информатики позволяют опереться на неистощимые силы Разума, достоинства веры и величие культуры всех времен и народов. Создание в России общества творчества предполагает соблюдение традиций выстраданной народами нашей Родины культуры, неукоснительное проведение в жизнь принципа: «от каждого — по дарованию и склонностям, каждому — по достоинству» и последовательную защиту интеллектуальной собственности и авторского права.
Реформы сверху, проводимые федеральными органами власти и оставляющие безучастными широкие слои населения, бесперспективны. Рассчитывать на возрождение России без единения воли соотечественников безрассудно. В связи с этим обостряются вопросы о состоянии и соотношении социальных сил российской общественности. Время не ждет; все образованные и совестливые граждане России от мала до велика, от ветеранов, создавших оборонный ядерно-космический щит, позволивший нашей Родине выполнить миссию гаранта мира, и до вступающего в жизнь нового поколения, должны принять на себя ответственность за судьбу Отечества.
Авторский приоритет в создании океана потребительских благ и информационных услуг, захлестнувшего мир в волнах научно-технического прогресса XX в., по праву принадлежит квалифицированным слоям населения. Материальное положение российских интеллектуалов не соответствует их профессиональному потенциалу. Независимо от групповой принадлежности вся патриотическая интеллигенция всегда отличалась ностальгической верой в Отечество. И сейчас она готова по достоинству оценить положение, в котором оказалась великая Держава, спросить с тех, кто поставил Россию на колени, разобраться в особенностях переживаемого перехода в новую эпоху, добиться продвижения к более прогрессивному, чем нынешний строй, обществу. К достоинствам отечественной интеллигенции может быть отнесено то, что она открыта для интернациональной солидарности и способна при повышении социальной и политической активности конструктивно участвовать в решении глобальных мировых проблем.
В сложившейся ныне критической ситуации нужно в первую очередь преодолеть вымирание русского населения и для этого создать условия выживания крепких и многодетных семей, освоить компьютерную грамотность как базу новых профессий, реформировать начальное и среднее образование и преодолеть социальную апатию. На бытовом уровне надо укрепить местное самоуправление, расселить индустриальные центры с загрязненной, вредной для здоровья средой обитания, вырваться из унаследованных от социалистической индустриализации обветшалых «коммунальных» завод — поселков на загородные ландшафты, вновь обустроить веками обжитые, но заброшенные деревенские просторы, восстановить душевность разрушенных малых городов и превратить их в интернет-полисы, в которых в единой информационной сети функционирует кабельное многоканальное телевидение с обратной связью, позволяющее осуществлять двусторонние услуги во всех сферах человеческой деятельности. Рыночный «самотек» не справится с разумно обоснованными масштабными преобразованиями устаревшего, опасного для здоровья горожан Образа жизни. Нужно уплотнить творческие связи. Возрождение и развитие инновационных сетей и производственного опыта с обновленным местным самоуправлением способно ускорить решение первоочередных и стратегических задач.
Создание общероссийского общественного движения, способного объединить общенародную волю, неотложная историческая мера. «Воля народа должна быть воспитана в исключительном уважении к качествам индивидуальным, к бесконечной природе человеческого духа… демократия должна быть одухотворена, связана с духовными ценностями и целями» . В рамках действующего законодательства необходимо создать современные формы общественной самоорганизации: комитеты, советы, совещания уважаемых и почитаемых граждан и иные структуры, способные нравственно влиять на политическую культуру, устройство быта населения и облик федеральной региональной, муниципальной и местной власти. Россия способна пройти самостоятельный путь воссоздания своего самобытного величия. «Вера без дел мертва есть»; «Без веры дела пусты»; «Вера и Дела без Власти тщетны». У нас есть духовные силы, природные возможности и современная научная идеология выигрыша времени в продвижении к новому, выстраданному поколениями соотечественников Образу жизни XXI в., — к Обществу творчества, к Интеллектуализму.